Архитектурные колонны – . ( V

Элементы ордеров колонн классических стилей

Колонны разных ордеров.

После изучения древнеримских развалин исследователь искусствовед Дж. Б. да Виньола систематизировал ордера древности. Его система легла в основу академических традиций в архитектуре. Он выделил дорийский, ионический, коринфский, тосканский, композитный ордера колонн. Наиболее декоративен коринфский ордер, который создает плавный переход от вертикального элемента колонны - столба - к горизонтальному - антаблементу. Витрувий описывал дорический ордер, сравнивая его с мужчиной, ионический ордер колонны - с грациозной женщиной, а в колонне коринфского ордера автор видел подражание стройности молодой девушки.

Особенности колонн разных ордеров.

Наиболее старым ордером является дорический, который позже дополнился ионическим. Исследователи считают, что замена дорического стиля ионическим в архитектуре Древней Греции происходила одновременно с социальными изменениями в обществе, когда от диктатуры Спарты осуществился переход к демократии Афин. Спартанцы воплощали строгий дорический дух Греции, который отражался в стиле колонн мощной и массивной конусообразной формы. Афиняне олицетворяли демократию, и для них был более свойственен ионический ордер колонн.

Храм Аполлона в Коринфе - образец архаичного дорического ордера.

В дорическом стиле метопы и триглифы активно разделяют элементы колонн. В ионическом ордере колонна становится более стройной, все элементы создают впечатление легкости, нет ощущения тяжести, которую воспринимает ствол колонны. Подобный переход от тектонической формы к пластически свободной и живописной, составляет главную закономерность исторического развития античного искусства. Не случайно в поздней античности динамичный мотив листьев аканта и пышная коринфская капитель, украшенная акантовыми листьями, становятся наиболее популярной.

Храм в коринфском стиле. Олимпейон (Temple of Olympian Zeus). Афины. Греция.

В некоторых случаях колонны начинают нести только эстетическую нагрузку. Примером может послужить памятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н. э.). Стены памятника не являются несущими, не являются опорой и колонны с коринфскими капителями. Только на визуальное восприятие рассчитан и «Круглый храм» в Баалъбеке (II—III вв. н. э.) в Сирии, который имеет колонны коринфского ордера с вогнутым антаблементом.

Памятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н. э.).

В греческой архитектуре нередко сочетались разные ордера: например в Парфеноне стоит массивная наружная колоннада дорического ордера, при этом используется фриза ионического стиля и ионический ордер колонн внутри сооружения. При возведении Эрехфейона Афинского Акрополя колонны были заменены женскими фигурами в портике кариатид.

Парфенон 447—438 гг. до н. э. Архитектор Калликрат, по проекту Иктина.

Колонны и архитравы обычно не окрашивались в отличие от других элементов фасада, которые подчеркивались цветом. Но капители и фризы часто покрывали позолотой, окрашивали синей, зеленой, черной, красной красками. В дорическом ордере у колонн триглифы красили синим, они соседствовали с красными метопами. Выделяли красным тоном бороздки на колонне под капителью - аннули. В Эрехфейоне при строительстве использовался цветной мрамор, декорированный росписью и позолотой. Капители украшали также бронзовыми элементами. К сожалению, красочные элементы отделки до наших дней практически не сохранились. Колонна по своему изначальному назначению является конструктивным элементом здания, который выдерживает вес несомых конструкций. Этой характеристикой обладают изделия из камня. Прочностью обладают колонны из кирпича и железобетона. Однако, каменные, железобетонные и кирпичные колонны дороги и требуют укрепленного фундамента. Если же колонны выполняют только декоративную функцию, то используют изделия из полиуретана, которые в последнее время пользуются большой популярностью благодаря их небольшому весу, прочности, декоративности, возможности имитации любого материала.

Элемент коринфской колонны из полиуретана по внешнему виду не уступает каменному аналогу.

Полиуретан, который используется для создания элементов колонн, устойчив к влаге, перепадам температур, долговечен. Современные способы отливки изделий позволяют создать элементы колонн, соответствующих тому или иному ордеру. Из отдельных элементов колонн можно собрать то изделие, которое больше подойдет для конкретного дизайна фасада. В качестве образца для украшения фасада лепными элементами можно использовать здания, построенные в прошлые века в классическом стиле. Наличие подобных колонн придаст фасаду аристократичный и строгий вид, отражая социальное положение хозяев, их вкус и мировоззрение.

Коттедж классического стиля с колоннами.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

architan.ru

определение, виды, история и интересные факты :: SYL.ru

Люди, которые делают первые шаги по изучению искусства, наверное, уже интересовались, что такое колонна и какие их виды бывают. Ведь именно с помощью таких монументальных украшений симпатичнее смотрятся как большие царские залы, так и фасады зданий и дворцов. Сегодня мы осветим тему колонн, расскажем, какие они бывают, где используются и как рисуются.

Определение

Что такое колонна? Это вертикальный элемент несущей конструкции здания. Раньше колонна являлась основой каркаса, так как поддерживала балки, фермы и перекрытия. Сегодня строительство сделало несколько шагов вперед, и возвести крышу здания вполне возможно без дополнительных опорных сооружений. Нагрузка будет разделена равномерно между всеми стенами строения. Колонны в современном строительстве играют только декоративную роль.

Русский язык богат на одинаковые слова с двойным смыслом. Поэтому, чтобы не путаться, расскажем и об обсадной колонне. Это приспособление для подачи энергии на долото, для создания на него нагрузки. Используется такая колонна для управления траекторией бурения скважины.

Что такое колонный зал

Издревле люди любили все красивое. Поэтому пытались преобразить интерьер помещения. Колонны являлись неотъемлемой частью несущей конструкции здания, и, так как от них не получалось избавиться, с помощью них стали обыгрывать дизайн залов. Такие опорные столбы могли находиться по периметру комнаты или же делить ее на несколько частей. Со временем стали образовываться колонные залы. Это такой вид помещения, в котором деление пространства происходит с помощью столбов. Колонны являются главным украшением помещения. Они или выкрашивались в белый цвет или же покрывались позолотой. В колонных залах проводились балы, торжественные приемы послов, концерты и спектакли.

Основные составные части

Мы выяснили, что такое колонна, а теперь рассмотрим, из каких деталей она собрана.

База – это нижняя часть, задача которой распределять нагрузку.

Но не во всех видах колонн этот элемент присутствует.

Ствол – это основная часть.

Так называемое тело колонны. Чаще всего она украшена резьбой, лепниной или каннелюрами.

Капитель – верхняя часть колонны.

Ее задача распределять нагрузку между всеми составными частями. Именно по капители несущие конструкции относили к тому или иному ордеру. Такая принадлежность сформировалась еще в Древней Греции.

Ордера

Существует 5 видов колонн.

Тосканский ордер.

Такая колонна имеет небольшую базу. Ствол гладкий без каннелюр. Колонна утончается кверху, капитель ее круглая, гладкая, без декора.

Дорический ордер.

Такой стиль был популярен в Сицилии и Греции. Капители были мощные и не имели никакого декора. А вот ствол украшался каннелюрами. Их могло быть от 16 до 20 штук. Колонна утолщалась снизу и кверху становилась тоньше. У таких опорных конструкций не было базы. Соотношение сечение колонны внизу к ее высоте чаще всего было 6:1.

Ионический ордер.

Такие колонны изящные и, скорее, декоративные. Их украшала лепнина и роспись. Колонна устанавливалась на основание – базу, состоящую из двух дисков. Ствол декорировался каннелюрами, которых было до 24 штук. Они были довольно глубокие и разделялись плоскими промежутками. Капитель декорировалась волютами, завитки которых красиво заворачивались к центру.

Коринфский ордер.

Такая капитель имеет сложной базы. Ствол украшают 24 каннелюра, которые вверху и внизу закругляются. Очень часто такие колонны были не круглые, а квадратные и даже могли быть выполнены в форме конуса. Капитель коринфского ордера похожа на ионическую.

Композитный ордер – это смесь коринфского и ионического.

Ствол такой колонны украшали 24 каннелюра, которые могли быть закруглены в верхней и нижней части. Капитель декорировалась четырьмя валютами с вертикальным цилиндрическим ядром.

Самые известные памятники архитектуры с колоннами

Если говорить о мировых достопримечательностях, то, конечно, в голову первым приходит Колизей. Ведь что такое колонна, детям объясняют именно по картинке этого монументального сооружения. Почему? Можете спросить вы. Да потому, что в Колизее использовались колонны сразу трех ордеров: дорического, ионического и коринфского. Они располагались по периметру амфитеатра и украшали все три его яруса. Помимо колонн, Колизей украшали скульптуры лучших римских мастеров.

На втором месте по популярности стоит Пантеон. Его украшают 16 колонн, выполненных в коринфском ордере. Они поддерживают портик и весят по 60 тонн. Колонны имеют интересную историю. Прибыли в Рим они из Египта. Довезены были по реке. Удивительно, как махины в 11,8 м можно было аккуратно переправить на такое далекое расстояние в 126 г. до н. э.

В центре Дворцовой площади в 1834 г. была воздвигнута махина, изготовленная из цельной глыбы красного гранита. Александрийская колонна стала дополнением ансамбля Главного штаба. На сегодняшний день этот памятник, поставленный в честь победы над Наполеоном, является самым высоким в мире. Колонну украшает фигура ангела, сделанного из розового гранита. Ангел невероятно похож на Александра I. Его правая рука устремлена в небеса, а левая держит крест. Украшением колонны считается барельефы, изображающие мудрость, изобилие, справедливость и т. д.

Интересные интерьеры с колоннами

Большой Кремлевский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. В нем насчитывается 700 помещений. Самые известные из них, это, конечно, пять парадных орденских залов. Мы расскажем про два из них:

  • Владимирский зал очень необычен. Он представляет собой в плане квадрат, но, благодаря нишам, взгляду посетителя он представляется восьмиугольником. Свод поддерживают декоративные арки и колонны.
  • Андреевский зал – самый роскошный из всех помещений дворца. Его украшают десять пилонов, декорированные золотом и превосходные резные двери. Три тронных места, расположенных в конце зала, не могут не поразить зрителя своей красотой.

Колонный зал Союзов – еще один чудесный пример, как можно декорировать помещение несущими конструкциями. 28 белоснежных колонн коринфского ордера придают помещению торжественный вид. Огромная хрустальная люстра и зеркала зрительно расширяют итак немаленькое пространство колонного зала. На сегодняшний день это – лучшая площадка для проведения концертов в Москве, благодаря потрясающей акустике и самому современному оборудованию.

Где колонны применяются сегодня

Колонный зал дома – это уже редкость и роскошь. В наше время архитекторы могут спроектировать дом, без несущих конструкций посередине. Крыша или свод будет держаться исключительно на стенах. Да, некоторые люди, которые всю жизнь мечтали жить во дворце, могут себе спроектировать дом с колоннами. Но, так как сегодня господствует минимализм и примитивизм, а также большинство зданий строятся по готовым типовым решениям, несущие конструкции из декора убираются.

А вот ростральные колонны пользуются популярность. Даже в маленьких городах их устанавливают в честь знаменательных событий или местных праздников. Конечно, это не монументальные произведения искусств, выполненные из монолитного блока, но все равно выглядят они довольно симпатично.

Как нарисовать капитель колонны

Размещаем лист вертикально. Теперь нужно наметить ось, основание и капитель колонны. Учитывая перспективу, намечаем основные части базы и ствола. Теперь нужно сделать чертеж колонны. Когда подготовительная часть готова, переходим к самому сложному – изображению капители. Рисуем эллипс эхина, примыкающий к нижней части абаки. Изображаем валюты и придаем им объем. Когда линейно конструктивный рисунок готов, начинаем вводить тон. Кладем тень на правую часть колонны, а также с помощью светотеневой игры передаем объем на капители. Прорисовываем все каннелюры. Последним этапом обобщаем рисунок за счет изображения заднего плана.

Как сделать колонну дома

Иногда возникает потребность скрыть какую-нибудь трубу или несущую конструкцию, которая образовалась после перепланировки квартиры. Проще всего декорировать большие вертикальные объекты с помощью создания колонн. Своими руками их проще всего сделать из гипсокартона. Для этого потребуется изготовить железный каркас, закрепить его на полу и потолке. Лист гипсокартона по всей длине нужно надрезать на 2/3. А потом заготовкой оборачиваем каркас и крепим его с помощью саморезов. Отделывать такую колонну можно любым материалом. Можно покрыть ее гипсом, штукатуркой, а также поклеить обоями или обложить плиткой.

Интересные факты

  • Длина колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге равна 9,5 м, и сделаны они из цельного куска малахита. Весят такие махины 114 тонн. Некоторые люди уверенны, что без инопланетного вмешательства такие колонны поставить на место невозможно.
  • Многие удивятся, но Александрийская колонна весом в 700 тонн держится в вертикальном положении, благодаря собственному весу. А вот центровали ее на постаменте с помощью интересного раствора, который содержал цемент, водку и мыло.
  • А теперь еще один факт об обсадной колонне, да той самой которой бурят скважины. Их теперь планируют изготавливать из пластика. Кажется удивительным, что сталь, самый твердый сплав в мире, может заменить легкий кусок пластика, но ведь технологии не стоят на месте.

www.syl.ru

Колонны Древнего Египта

Колонны Древнего Египта. Луксор

Египетские колонны делятся на две группы. Первая группа появилась в период Древнего царства, во времена правления III—VI династий фараонов (около 2707 — 2150 до н. э.), когда наступил экономический, военно-политический и культурный расцвет страны. Это были геометрически правильные в разрезе колонны и так называемые «изобразительные» колонны. Группа первая объединяет несколько типов колонн Египта периода Древнего Царства: Колонна квадратного сечения. Пропорции: высота относится к сторонам основания как 1:5. Такая колонна не имела капители, могла быть покрыта рельефами.

Квадратные колонны храма царицы Хатшепсут. Известняк. Луксор. конец 16 в. до н.э.

Иногда перед египетскими колоннами устанавливали скульптуры. Скульптуры не несли нагрузки и опирались на колонну (Мединет-Абу, Рамессеум, ансамбль Джосера в Саккаре).

Скульптуры перед колоннами с квадратным сечением не несут нагрузки. Мединет-Абу, Рамессеум - храм Рамзеса III. 1185 — 1153 гг. до н. э.

Египетские колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами.

Колонна с сечением в виде граненого цилиндра. Храм Хатшепсут, XVIII династия. Форма капители говорит о создании колонн из блоков с квадратным сечением.

Колонны Древнего Египта в виде суживающегося кверху цилиндра, часто с каннелюрами и росписями, без утолщения ствола в нижней трети (энтазиса).

Цилиндрические колонны в колонном зале фараона СатиI. Луксор. Храм Карнак.

Колонны Древнего Египта «изобразительные», имитирующие растительные формы, стали возводиться в период между правлением V и III династий. В раннюю эпоху Нового царства (приблизительно 1552—1070 гг. до н. э.) вид колонны зависел от места их размещения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели капители, похожие на бутон цветка. В средних освещенных пролетах залов египетская колонна напоминала свободно стоящее растение с капителью, похожей на раскрытый цветок, лепестки которого прикрывали собой верхнюю часть колонны, поддерживающую потолок. В конце Нового царства колонны стали расставлять в произвольном порядке. Среди «изобразительных» египетских колонн встречаются следующие типы: Папирусообразная - основной тип египетской колонны Нового царства. Колонны увенчаны розетками в виде распустившегося папируса.

Папирусообразные колонны.

Пальмообразные колонны.

Колонна с хатхорической капителью - капитель с изображениями головы богини Хатхор. Такие колонны строили, начиная с периода Среднего царства. Встречаются также колонны Осириса - статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое. Подобные колонны стояли у входа в храм божества.

Колонны гипостильного зала с хатхорической капителью. Святилище Хатхор. Эпоха Тиберия. 34-35 гг. н.э. Литография 19 в.

Лотосообразная египетская колонна. Капители этих колонн, редко использовались в сооружениях, их создавали в виде бутонов цветка или листьев лотоса, иногда стволы таких колонн выглядели как стебли лотоса или папируса.

Храм Эдфу возле Асуана. (около 237 года до н.э.).

Храм, посвященный богу войны - Монту. Медамуд. Сохранились пять колонн, две с лиственными капителями, а три с капителями в виде бутонов лотоса. Художник: Ричард Ван Бюррен.

Египетские колонны со сложносоставной капителью (появилась в более поздний период). Колонны с капителью в виде перевернутого колокола — это редкий тип египетской колонны, такие капители встречаются в Карнаке.

Колоколообразные капители колонн в гипоксильном зале в Карнаке.

 

Орнаменты и картуш Египта

Орнаменты египетских колонн на современного человека нередко производят мрачное впечатление, однако их смысловое назначение – изображение контраста между земной и небесной жизнью.

Колонны с орнаментом и иероглифами в Карнакском храме в Египте.

Среди изображений на египетских колоннах встречается картуш. Египетский картуш представлял собой продолговатый элемент с нанесенным на него именем владельца, фактически являлся паспортом. Этот предмет считался магическим, дающим власть над людьми. Картуши в Египте также изображали в виде овальных рамок, окаймляющих изображения или имена фараонов. Их наносили вместе с другими иероглифами на колонны, стены храмов и гробниц.

Изображения в картушах Египта

Картуш египетский в составе иероглифов

На фото на картушах Египта с фотографии, написано (слева направо): 1. Хермес. Властелин суши, морей и трона! Величественный бог, верховный жрец, создатель даров для душ усопших. 2. Самая великая и гениальная королева, защитница Египта. Иероглиф «Королева и Гиена” - знак "Гиена" был связан с гениальностью. У королевы на голове - страусиное перо, означающее власть, в руках у нее защищающий крест «Атлантов Aнкx». 3. Один из вариантов символов, означающие фараона Хермеса 1 – добавлен символ, обозначающий обручение фараона с Солнцем. 4. Один из вариантов символов, означающих королеву Египта, обручившуюся с Солнцем, владеющую морем, колодцами с пресной водой (один из знаков означает колодец - древнюю систему очищения и использования грунтовых вод).

Картуши на колоннах Луксора.

Картуш Египта нельзя путать с европейским картушем. Как архитектурное украшение европейский картуш появился в эпоху Возрождения, использовался также в эпоху барокко и рококо. Так называли плоское или объемное изображение щита или рулона бумаги с надорванными краями, на котором крепился или изображались герб, эмблема, надпись, девиз, инициалы. Картуш украшал парадные двери дворцов, замков, мемориальные плиты. Картуш также изображали на гравюрах, географических картах.

В современных частных домах, которые строятся по индивидуальным проектам, можно создать имитацию древних колонн, декорируя их с помощью картушей Египта, и опираясь на некоторые знания по расшифровке древнеегипетских обозначений, создать собственную надпись, говорящую о владельце.  Автор текста: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

архитектурная колонна 5 букв

СтолпКолонна, поддерживающая своды 5 букв
СтолпКолонна, поддерживающая перекрытия 5 букв
СтроиРовная колонна солдат. 5 букв
СтолпВ архитектуре: башня, колонна 5 букв
ПилонМассивная четырехугольная колонна 5 букв
ОбломАрхитектурная деталь в виде выступа 5 букв
ПилонСтолб или колонна перед входом 5 букв
ОбломПростейшая архитектурная деталь, не разложимая на составные части 5 букв

wordparts.ru

Колонна, в архитектуре

(греч. κιων, στύλος, лат. columna, франц. colonne, нем. Säule) — один из важнейших конструктивных элементов в архитектуре, употребляемый преимущественно в значении посредствующего звена между основанием сооружения и его верхними частями. Это — деревянный, каменный или металлический столб, вообще цилиндрической формы, поставленный вертикально и, по большей части, поддерживающий либо горизонтальный антаблемент, либо пяту арки. К. состоит из трех частей: базы, фуста (стержня) и капители, или же, по крайней мере — из двух последних. Происхождение К. относится к тем, недоступным для истории временам, когда люди, еще не вышедшие из состояния дикости, только что начали строить себе жилища. Ствол срубленного дерева, помещенный для поддержки кровли, сделанной из древесных ветвей, дерна или соломы, был первым фустом К.; каменная плита или деревянная доска, подложенные под нижний конец этого ствола для того, чтобы он не углублялся в землю, были первыми базами К.; такая плита, доска или же кусок древесной коры, положенные на верхний конец столба, — первыми капителями. Из столь простых элементов, с развитием человеческой культуры, постепенно выработались многочисленные формы К., различные у разных народов. Они приобрели уже значительное изящество у египтян за 2400-1600 лет до Р. Х. и получили определенную своеобразность у древних персов. Но нигде не достигли они такого совершенства, как у древних греков. В зодчестве последних, К., приняв троякий тип, сделалась главным элементом, подчинявшим себе характер или так называемый стиль всего здания (дорический, ионический и коринфский). От греков типы К. перешли к римлянам, которые, не изменив в них ничего существенного, придали им лишь некоторую напыщенность и прибавили к ним еще два типа — тосканский и композит. Описание всех этих типов читатель найдет в статьях, посвященных в настоящем Словаре древнегреческому и римскому искусствам; точно также он может познакомиться с К. египетской, персидской, романской и готической архитектур при помощи других, соответственных статей, а о К. эпохи Возрождения, употребляемых поныне, получить сведения из ст. Архитектура. Считаем, однако, не излишним заметить, что в классической древности К. никогда не играла роли подпоры фиктивно, но всегда служила подпорой действительной: ни греки, ни римляне, до наступления упадка искусства, не употребляли К. — как это стало делаться в новейшие времена — единственно для декоративных целей, не поручая ей поддерживать ту или другую тяжесть, но смотрели на нее как на существенную, необходимую часть сооружения, которое неминуемо рухнуло бы, если бы подпора была удалена из него. Достойно также внимания, что греческая архитектура не злоупотребляла соединением К. в сближенные пары или в слитные группы, отлично понимая, что красоту К. придает преимущественно некоторое удаление ее от других К. или от стен, позволяющее видеть ее формы во всей их грациозности и со многих точек зрения. Независимо от пользования К. в архитектуре храмов и др. зданий, римляне применяли форму отдельно стоящей К. к монументам в честь людей, ознаменовавших себя воинскими подвигами, а также к некоторым незначительным сооружениям, каковы, например, термины на границах земель, указатели дорог, позорные столбы, к которым привязывались и преступники, и провинившиеся рабы и т. п. Из этих применений следует указать на два, как на самые важные: 1) ростральная К. (columna rostrata) — водруженная на более или менее высоком, скульптурно орнаментированном пьедестале и увенчанная ионической или другой какой-либо капителью К., из фуста которой, на различной высоте, выступают носы кораблей (rostra). Такие К. воздвигались в честь лиц, одержавших важные морские победы, какова была, например К. Кл. Дуилия, разбившего карфагенский флот в 261 г. до Р. Х. По образцу древних ростральных К. выстроены две маячные башни в СПб., против здания Биржи; 2) триумфальная К. (С. triumphalis) сооружалась в награду полководцу за выигранные им сражения, названия и даты которых обыкновенно начертались на пьедестале или на фусте К. К таким монументам должны быть причислены высокие круглые башни, сложенные в виде К. из камня, снабженные четырехугольной и оканчивающиеся вверху, над капителью, платформой, на которой возвышается статуя триумфатора, поставленная на цилиндрическом пьедестале со скругленным верхом; внутри башни обыкновенно устроена витая лестница, ведущая на платформу, а цилиндрическая поверхность башни одета бронзовым барельефом, обвивающим ее снизу доверху в виде спирали и изображающим главные эпизоды войны. Подобных памятников, которым присвоено было название С. cochlis, уцелело от древности до наших дней только три: К. Траяна и К. Марка-Аврелия, в Риме, и К. Диоклетиана, в Александрии. Траянова К. послужила Наполеону I в 1806-10 гг., образцом при сооружении Вандомской К. в Париже. Среди монументов, воздвигнутых в новейшее время, к разряду триумфальных К. могут быть, кроме Вандомской К., отнесены: так называемая Июльская К., в Париже, Победный памятник, в Берлине, Нельсоновский памятник, в Лондоне, и Александровская К. (см.), в СПб.

А. С-в.

Колонна (строительная техника). Деревянные и каменные К. простой формы называются столбами. Простейший вид деревянной подпоры — стойка, образованная из бревна. Обыкновенно груз на стойку передается посредством горизонтального бруса, который называется обвязкой, перекладиной, насадкой или балкой. Если расстояние между стойками значительное и балка оказывается слабой, то, с целью уменьшения пролета и увеличения сопротивления балки давлению поддерживаемого ею груза, над каждой стойкой располагают добавочный короткий брус, который называется подбалкой или подушкой, а иногда балки подпираются наклонными подкосами, упирающимися в стойку, причем чаще всего подбалки употребляются вместе с подкосами. Деревянные К., употребляемые как украшения и не поддерживающие груза, делаются из досок, приколачиваемых деревянными гвоздями к кобылкам, т. е. деревянным кругам, сколоченным и склеенным из прирезанных кусков доски. Приготовленные вчерне К., после просушки, выстрагиваются вокруг по циркулю. Деревянные К. должны употребляться лишь там, где нет опасности пожара и К. недоступны для сырости. Но повсеместное распространение дерева, его дешевизна, легкость, удобство обделки и прочность дают возможность применять их в дело очень часто. Пользуясь свойствами материала, деревянным опорам придают разнообразные формы и более легкие пропорции чем каменным К. Высота стоек доходит до 20 и более поперечников опоры. Деревянные К., ввиду их легкости, чаще всего делают без утонения кверху. По высоте опора обделывается однообразной призмой, украшенной разными фигурами и прибитыми галтелями, или же одна часть К. обделывается призмой, а следующая цилиндром или призмой другой формы. Украшением служат также базы и капители, которые образуются небольшими нарезками на самой стойке и прибитыми к ней деревянными галтелями, чаще же всего конструктивную роль капителей и баз исполняют подушки, подкладки, подкосы и кронштейны, которые украшаются весьма различно. Деревянные К. иногда также оштукатуриваются, и тогда лепные капители и базы прикрепляются к ним на гвоздях. В этом случае стараются придать им внешний вид каменных К. В богатых постройках стержни каменных К. делают цельными из гранита, мрамора и других камней прочных пород. Капители и базы в этом случае соединяются со стержнем пиронами (см. Каменные работы), или же наружная часть капителей и баз обделывается бронзой Если нельзя сделать стержень К. монолитным, его составляют из отдельных тамбуров (отрезков), которые иногда соединяются также бронзовыми пиронами (железные пироны ржавеют и, увеличиваясь при этом в объеме, расстраивают камни). К., сложенные из мелкого материала, должны выводиться на хорошем растворе. Стержни кирпичных К. устраиваются из лекального кирпича или из обыкновенного кирпича, притесываемого снаружи, и в этом случае К. необходимо штукатурить, так как обтеска ослабляет кирпич. Простые капители и базы кирпичных К. делаются из тесового камня, или же из кирпича на спусковой плите; более сложные формы отливаются из цемента. Иногда кирпичная кладка облицовывается терракотовыми или гипсовыми капителями. Употребляются также бронзовые капители и чугунные базы. Чугун представляет превосходный материал для К. Занимая мало места, чугунные К. особенно удобны при употреблении их внутри зданий или при устройстве легких галерей. Наиболее удобная форма для чугунных К. трубчатая, причем толщина металла редко превышает двенадцатую часть диаметра. Другая весьма удобная форма сечения для чугунных К. — крест, где не требуется изящная наружность. Сечение в виде звезды дает более красивые К. Чугунные К. небольших размеров отливаются вместе с капителями и базами. К. более значительных размеров составляются из отдельных частей, которые соединяются болтами или муфтами. Для придания чугунной К. большего сопротивления поперечному изгибу, концы ее должны быть уширены в виде базы и капители и опорные плоскости последних — точно обточены, перпендикулярно к оси К. Для лучшей передачи давления на основание, под базой помещается подкладка из гранита, или чугунная плита, скрепленная с кладкой болтами. Железные К., склепываемые из прокатного материала, могут также иметь разнообразные сечения: креста (из четырех угольников, со вставкой прокладок, если нужно для крепости), кольца (склепанного из четырех квадрантов или из двух корыт), трубчатого ящика (из четырех полос, связанных в углах угольниками) или более или менее сложной комбинации этих форм. Размеры и сопротивление коротких колонн вычисляются, в зависимости от нагрузки на К., принимая во внимание предел допускаемого напряжения материала на сжатие (для дерева от 50 до 66 кг на кв. см, камня — от 16 до 25, кирпичной кладки — от 7 до 12, чугуна — около 500, железа — около 750 кг на кв. см). Высокие же К., а именно деревянные и металлические, кроме равномерного сжатия, подвергаются еще так называемому продольному изгибу, и еще до предела раздробления они могут быть разрушены вследствие выпучивания. Для подобных К. допускается нагрузка, составляющая определенную часть той нагрузки, которая, на основании теоретических формул (см. таблицу), должна сломать К.

Эта величина разрушающего груза зависит от отношения высоты К. к толщине и от способа закрепления ее концов. В таблице сопоставлены для четырех различных условий закрепления концов К. величины разрушающего груза для чугунных, железных и деревянных К. и вместе с тем даны пределы отношения высоты К. к толщине, до которых размеры К. можно поверять лишь на простое сжатие. P — предельный груз, J — момент инерции поперечного сечения К. относительно оси, проходящей через центр тяжести сечения, E — коэффициент упругости материала, l — высота К.

При этом допускаемая нагрузка должна быть принята для чугуна в 1/4 до 1/6 предельной, для железа то же самое, а для дерева около 1/10. Согласно опытам Годжкинсона, К., зажатые широкими основаниями, сходны по сопротивлению с К., концы которых закреплены, и полые цилиндрические К. крепче одинакового с ними веса К. многоугольного или звездчатого сечения.

А. Т.

slovar.wikireading.ru

Колонны в интерьере - стили и материалы (50 фото)

Классическая колонна отличается от простой стойки тем, что состоит из трех четко выделенных элементов – основания или базы, ствола и завершающей части – капители, предназначенной для опоры горизонтальной части сооружения – антаблемента.

Макет греческой колонны в музее Метрополитен. Надписями показаны основные составные элементы

Отложить 0 Автор

Существует три стиля классических античных колонн (точнее стилей больше, но три – основные) – дорический, ионический и коринфский. Ствол колонны во всех трех стилях украшают каннелюры – дугообразные продольные выемки (дорожки) по всей длине, за счет чего создается тонкая игра света и тени.

Примеры стилей классических колонн: дорический, ионический, коринфский

Отложить 0 Автор

Дорический стиль – самый ранний и самый лаконичный, сформированный около VIIв. до н.э. Колонны этого стиля отличаются тем, что практически не имеют базы, стволы колонн приземистые и мощные, уменьшающиеся в диаметре к верху. Капитель состоит из двух простых элементов: круглой плиты – эхина и квадратной плиты – абаки.

Ионический стиль возник немного позже – в начале VI века. Колонны ионического стиля тоньше и выше, чем колонны дорического стиля, имеют ярко выраженную базу, состоящую из квадратной плиты и нескольких круглых элементов. Каннелюры на стволе разделены плоскими срезами. Капитель более сложной формы – эхин украшен орнаментом и завершается с обеих сторон декоративными завитками – волютами.

Коринфский стиль образовался еще позднее – в V–IV вв. до н.э. Колонны коринфского стиля стали еще изящней и выше. База и ствол аналогичны колоннам ионического стиля, главным отличием же является оформление капители, которая богато украшена резьбой, имитирующей растительность, волюты при этом изображают разворачивающиеся усики виноградной лозы.

Классические стили колонн всегда были вдохновляющими образцами для архитекторов и художников в более поздние эпохи развития культуры и искусства. В период Возрождения в Европе большой популярностью пользовались колонны ионического и коринфского стиля, дорические колонны нашли новое признание еще позже – в конце XVIII, начале XIX веков, в эпоху царствования стиля ампир или позднего классицизма. Строгость и лаконичность дорических колонн стала особенно востребована при возведении солидных зданий государственных учреждений и финансовых структур.

Классические колонны не менее популярны и сейчас, многие их элементы используются дизайнерами и архитекторами при оформлении современных интерьеров. На фотографиях, ниже, представлены различные варианты их использования.

www.foto-interiors.com

Что нужно знать о колоннах

Какими бывают колонны?

В архитектуре встречается множество видов колонн. Друг от друга они отличаются как по своему предназначению, так  и по типу ордеров, к которым они относятся. Слово "ордер" произошло от латинского "ordo", что переводится как строй, порядок. Всего выделяют пять классических типов ордеров. Греческие: дорический, ионический, коринфский. Римские: тосканский и композитный.

Дорические колонны часто не имеют базы, украшаются двадцатью каннелюрами (желобками), других декоративных элементов не имеет. Ионические колонны всегда имеют базу.  Основное отличие ионической от дорической колонны заключается в капители. У капители ионической колонны  есть волюты (спиралевидные завитки с глазком в центре), с боковой стороны они соединяются между собой балюстрами. Также ионическая колонна более стройная, чем дорическая.

Коринфские колонны

Отличие коринфской колонны от ионической - в оформлении капители. У коринфских колонн она колоколообразная, украшена рядами стилизованных листьев аканта, образующих двойную корону, встречаются в оформлении и другие растительные узоры.

Тосканские колонны

Первый из римских типов колонн  - тосканский - похож на упрощенный дорический, но отличается от него отсутствием каннелюр. Композитные колонны - самые сложные из классических типов колонн, совмещают в себе черты ионических и коринфских капителей, по классификации Джакомо да Виньола (итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса)  к композитным колоннам относятся все колонны с капителями, не попадающими под общую классификацию.

В отдельную категорию можно выделить так называемые "изобразительные" колонны Древнего Египта. Они "копировали" природу Египта. В эпоху Нового Царства были распространены папирусовидные колонны с открытым и закрытым бутоном. В эллинистический период также стали популярны лотусо - и пальмообразные колонны со сложной капителью.

russian7.ru

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/asnka.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/asnka.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Notice: ob_end_flush(): failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in /var/www/www-root/data/www/asnka.ru/adv.php on line 309