Архитектурные элементы – Категория:Архитектурные элементы — Википедия

Содержание

Справочник архитектурных элементов.

Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы  понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:

Архитектурные элементы

Антаблемент

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

Аттик

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил — http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.

Балясины

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Бельведер

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Волюта

Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту.  Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Гирлянда

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Гребень

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Закомара

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Капитель

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Контрфорс

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Наборная колонка

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Пилястра

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Поребрик

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!

Портал

Архитектурно оформленный вход в здание.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Посмотрите-ка на наши раздижные порталы для порталов!

Портик

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Прясло

Участок стены между двумя пилястрами.

Ротонда

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Сандрик

Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

Ширинка

Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Эркер

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

 

Понравилось?

Тогда загляните и узнайте сколько окон в Эрмитаже и что там за лоджии у них?

 

oknasmart.ru

Архитектурные элементы фасада здания в картинках: фото и видео!

Архитектурные элементы фасада имеют не только практическое функциональное назначение, но и служат для оформления здания, придавая ему эстетически завершенный внешний вид. Продуманное сочетание элементов декора способно кардинально преобразить дом, подчеркнув его достоинства и скрыв возможные недостатки. Архитектура – это гармоничный союз науки градостроения и искусства, с интересной многовековой историей. Именно ей мы обязаны быть благодарными за такое многообразие существующих сегодня красивых и оригинальных фасадных элементов.

Данная статья познакомит вас с основными видами архитектурных элементов фасада, а также с особенностями и характеристиками материалов, из которых они изготавливаются.

Архитектурные элементы фасада

Основные виды архитектурных элементов фасада здания

В настоящее время в калейдоскопе декоративных и функциональных элементов отделки фасада, человек несведущий легко может запутаться. Балюстрады, пилястры, фрески, барельефы… Все это разнообразие дизайнерских решений, созданное мастерами прошлого и современности, на первый взгляд, кажется загадочным и непонятным. Однако мы постараемся внести ясность в понимание данного вопроса и ознакомим вас с основными архитектурными терминами и понятиями подробнее.

Колонна — один из древнейших архитектурных элементов

Колонна представляет собой столб, как правило, цилиндрической формы. Она может быть каменной, мраморной, металлической, деревянной и даже изготавливаться из искусственно созданных материалов. Изначально, в архитектурном деле колонны использовались для обеспечения опоры антаблементам и аркам. В наше время зачастую выполняют роль исключительно декоративного элемента фасадного оформления без функциональной нагрузки.

Колонна, как правило, состоит из трех основных частей:

  • Нижнего основания, также известного как «база», на которую давит вся масса, поддерживаемая колонной. Деталь необязательная, архитектуры некоторых стилей ее не используют.
  • Тела колонны, называемого стволом и являющегося основной ее частью. Иногда украшается каннелюрами, специальными вертикальными либо горизонтальными желобами.
  • Верхнего основания колонны, именуемое капителью, которая, как и база, предназначена для лучшего распределения нагрузки на колонну. В некоторых случаях может отсутствовать.

Элементы колонны

Цены на готовые гипсовые колоны и декоры

Гипсовые колоны и декоры

Колонны могут похвастаться наличием своеобразных «родственников» в сфере строительства и архитектуры, известные под названием «полуколонны» и «пилястры». Пилястры являют собой, по сути, частично выдающиеся из плоскости фасада здания колонны. Они бывают самых разнообразных видов:

  • Прямоугольной формы
  • Округлые
  • Сложной пучкообразной либо иной формы

Полуколонны, в свою очередь, являются подвидом округлых пилястров, которые выдаются вперед из стены здания наполовину либо на три четверти своей толщины.

Пилястры и колонны

Карниз здания – это выдающийся вперед элемент внешнего оформления фасадов, который разделяет стену с крышей, либо визуально делит плоскости стен на части по параллельным линиям горизонтально земле.

Карниз крыши дома

Фронтоном называют архитектурный элемент треугольной (реже полукруглой) формы, границы которого по бокам обозначены двумя скатами крыши, а снизу очерчены  карнизом.

Карниз с фронтоном, расположенный над проемом двери либо нишей в стене здания носит название сандрика.

Фронтон

Слово «балясина» имеет греческие корни и на языке оригинала буквально означает «цветок граната». В архитектуре зачастую используется для дизайнерского оформления балконов, лоджий и террас. Представляет собой аккуратный ряд столбиков, напоминающих миниатюрные колонны. Функциональным назначением балясины является поддержка перил различных ограждений. Как и в случае с колоннами, столбики балясины могут дополнительно украшаться различными декоративными элементами.

Виды балясины

Барельеф – один из древнейших архитектурных элементов. Он представляет собой выпуклое скульптурное изображение, которое не более чем на половину своего объема выступает над плоскостью стены фасада. Функциональной нагрузки не несет, применяется исключительно в качестве дизайнерского решения. Горельефы от барельефов отличаются тем, что могут выступать над уровнем стены более, чем на 50% своей толщины.

Барельеф в форме грифона

Фрески – это живописные изображения, создаваемые непосредственно на внутренней либо внешней поверхности стен здания. Как правило, для оформления фасадов домов применяются редко. Однако существуют и исключения. Современные технологии, в которых для создания наружных фресок используется армированная сетка и цветные отделочные составы на основе полимеров, позволяют создавать изображения полностью устойчивые к внешнему погодному воздействию.

Фреска на фасаде дома

Консоли – это опорные элементы, применяемые для обеспечения механической поддержки различным выступающим элементам фасада, таким как карнизы и балконы. Внешне могут представлять собой скульптуру и довольно часто используются также для реализации оригинальных дизайнерских решений в архитектурном оформлении зданий.

Различные варианты консолей, созданных парижскими архитекторами

Балкон представляет собой огражденную площадку, которая выступает из стены фасада здания и поддерживается балками либо консолью.

Балкон, поддерживаемый оригинальной консолью в форме орла

Материалы для изготовления элементов фасадного декора

Сразу оговоримся, что в строительстве при отделке фасадов зданий применяют множество материалов различного типа. Мы же рассмотрим только те, которые имеют наибольшую популярность и часто используются на практике.

Гипс и гипсовая лепнина

Несмотря на наполненность строительного рынка различными современными аналогами, гипсовая лепнина и сегодня остается одним из популярнейших стройматериалов. Ее применяют не только для дизайнерского оформления фасадов, но и задействуют при внутренних отделочных работах.

Особенности:

Главным преимуществом гипса является природность его происхождения и экологическая чистота.

Гипс пластичен и с его помощью без особых усилий можно создавать изысканные и сложные архитектурные формы.

Изготовление лепнины с помощью готовых форм возможно производить своими руками прямо в процессе строительства.

К сожалению, гипсовые элементы имеют довольно значительный вес, который следует учитывать во время отделки. Массивную лепнину допустимо размещать лишь на прочных фасадах, оборудованных качественным фундаментом. Кроме того, значительный вес гипсовых изделий требует использования дополнительной техники, что приводит к удорожанию отделочных работ. Да и сами по себе декоративные элементы из такого материала стоят довольно дорого.

Элемент фасадного декора из гипса

Цены на различные виды гипсовых материалов

Гипсовая лепнина

Бетон и его разновидности

Бетон, как и гипс, в исходном состоянии обладает значительной пластичностью, позволяющей создавать на его основе весьма оригинальные архитектурные формы. Однако данный материал тоже весьма массивен, что приводит к появлению множества дополнительных неудобств во время отделочных работ.

Современный фасад, отделанный бетоном

Впрочем, современная промышленность позволила решить данную проблему, предоставив нам искусственно созданные аналоги: стеклофибробетон и полимербетон. Первый представляет собой пронизанный стекловолокном состав из сухих строительных смесей, имеющих цементную основу. В состав полимербетона, в свою очередь, входят размельченные натуральные стройматериалы с добавлением смол: песок, кварцевая мука, гранитная крошка. Таким образом эти два материала имеют в значительной степени меньший удельный вес, сохраняя при этом свою прочность.

Декор из стеклофибербетона легко может быть покрашен в любой цвет еще на этапе производства, посредством добавления красителя в его состав. Материал этот отличается высочайшей прочностью, выдерживает воздействие атмосферных осадков и ему не страшны резкие перепады температур. К механическим повреждениям стеклофибербетон также устойчив в большей степени, чем бетон обычный. Практически теми же полезными качествами может похвастаться и полимербетон.

Монолитный бетонный фасад с оригинальной отделкой

Цены на цемент и основы смесей

Цемент и основы смесей

Пенополиуретан и пенополистерол

Оба этих материала относятся к классу газонаполненных пластмасс, и, на первый взгляд, очень похожи между собой. Однако на практике их функциональные возможности во многом различны. Для более удобного сравнения рассмотрим таблицу:

ПенополистиролПенополиуретан
Экологическая чистота
При нагреве свыше 60 градусов выделяет химикат под названием фенолУстойчив к температурному воздействию, сохраняет структуру и свойства при нагреве до 180 градусов включительно, не выделяя токсинов
Пожарная безопасность
Довольно легко воспламеняется. В процессе горения распадается на части, что способствует быстрому распространению пламени.Не является горючим материалом.
Срок службы
Пенополистирол сохраняет свою функциональность не более 15 лет, проявляя заметное снижение характеристик уже после 10 лет использования. Способен оседать и сжиматься, меняя свою форму, что приводит к искажению фасадной геометрии.Долговечен, невосприимчив к ультрафиолету, способен прослужить дольше несущих элементов конструкции дома. В течение всего периода эксплуатации не теряет своей функциональности, сохраняя изначальные характеристики.
Удобство и простота монтажных работ
Хрупкость материала приводит к тому, что архитектурные элементы из пенополистерола часто ломаются при монтаже.

В процессе монтажа требует использования специально предназначенных для данного материала клеящих составов.

Обладает более высокой прочностью. Прекрасно закрепляется посредством различных универсальных строительных составов.
Устойчивость к атмосферным воздействиям
Повышенная влажность может привести к образованию грибка и плесени на поверхности элементов отделки. Способен впитывать влагу, что при резких падениях температуры приводит к ее замерзанию и последующему разрушению материала.Обладает влагоотталкивающими качествами, что препятствует образованию плесени и преждевременному разрушению отделочного материала.

Очевидно, что пенополиуретан для внешних отделочных работ подходит лучше пенополистирола. Именно поэтому последний находит свое применение, как правило, в процессе внутренней декоративной отделки.

Монтаж фасадного декора

Работа с различными материалами и фасадными элементами имеет свою специфику и ее лучше доверить профессионалам. Однако, в случае с пенополиуретановыми и пенополистироловыми материалами, особые навыки вам не потребуются. Монтаж элементов такого типа вполне можно выполнить самостоятельно. Ниже мы рассмотрим подробную инструкцию по фасадному оформлению здания, которая позволит вам разобраться в общих принципах проведения финальных отделочных работ.

Этап №1. Распределение комплектов фасадного декора
Упакованные в стрейч комплекты деталей внешнего оформления фасадов в обязательном порядке подписывают и распределяют по узлам и элементам здания, согласно с заданным в архитектурном проекте планом. Поэтому, в первую очередь, рассортируйте каждый из наборов по окнам и прочим участкам фасада дома.
Этап №2. Предварительно распределите части каждого комплекта
Все элементы фасадного оформления имеют с обратной стороны артикул с наименованием. Ваша задача состоит в том, чтобы, ориентируясь на монтажную схему (дизайнерский проект), разобраться куда какая деталь должна быть в дальнейшем помещена и аккуратно разложить их по порядку на земле.
Этап №3. Выполните разметку элементных стыков на фасаде и подгонку деталей
Сначала с помощью маркера либо карандаша сделайте на фасаде отметки в местах расположения будущих соединений. Выполняя разметку помните о том, что стыки, в той или иной степени, будут заметны, поэтому их размещение обязательно должно быть симметричным.
В качестве инструмента для порезки и подгонки элементов по размерам прекрасно подойдет острый нож либо ножовка с мелкими зубцами на полотне. Осуществите нарезку согласно предварительно сделанной разметке, учитывая при этом промежутки для стыков.

Совет. Оставшиеся отходы не стоит сразу выбрасывать в мусор, они могут вам пригодиться при дальнейшей работе.

Этап №4 Монтаж крепежа (мультишипов)
Вдоль периметра окна (либо иного монтируемого элемента) прикрепите мультишипы, выдерживая шаг порядка 50 сантиметров. Задача этого крепежа – обеспечение надежной фиксации деталей на время высыхания клея. Помните о том, что продолговатые детали должны крепиться не менее чем на трех шипах. Даже для самых мелких частей декора следует предусмотреть минимум одну точку фиксации.
Этап №5 Предварительная примерка
Этот шаг нужен для того, чтобы подготовиться к сборке фасадного элемента и убедиться в корректности проведенной ранее подгонки деталей. Оденьте части декора на соответствующие им мультишипы по выполненной разметке, учитывая толщину швов используя плиточные крестики. Осуществлять «сухую» примерку рекомендуется в направлении снизу вверх.

Если все выглядит хорошо, – приступаем к следующему этапу.

Этап №6 Обработка деталей клеем
Предварительно сняв собранный фасадный элемент с шипов, приготовьте специальный клеящий состав по прилагающейся инструкции. Гребенчатым шпателем равномерно нанесите готовый клей по всей обратной стороне и на торцах стыков монтируемой детали.
Этап №7 Сборка и монтаж фасадного элемента
Снизу вверх, как в случае «сухой» примерки, насадите части на соответствующие им мультишипы. Для получения идеально ровных стыков используйте плиточные крестики. Уберите в местах соединения лишний клей, оставив свободное место глубиной 0,5 см для акрилового герметика. Дождавшись полного высыхания клеящего состава, обработайте стыки герметиком.

Видео — инструкция по монтажу фасадного декора

Вот и все. Процесс монтажа полностью завершен и остается лишь с удовольствием наблюдать результаты нашего кропотливого труда. Теперь, руководствуясь нашей инструкцией, вы спокойно сможете произвести многие фасадные работы самостоятельно. Надеюсь, мы смогли раскрыть для вас некоторые секреты строительного искусства и помогли углубить ваши здания в вопросе классификации и особенностей монтажа архитектурных элементов фасада.

fasad-exp.ru

Архитектурные термины — названия с иллюстрациями

Сфера строительства очень сложна и многогранна, здесь сформировались свои уникальные правила и тенденции, а архитектурные термины, которые использовались в различные времена человечеством, поражают воображение многообразием.

Каждому современному человеку обязательно нужно разбираться в основных используемых в архитектуре понятиях, так как это составляет важную часть знаний об окружающем мире, культуре и развитии человечества, его наработках и приобретениях.

Очень многие термины возникли столетия тому назад, но они и сейчас продолжают активно использоваться как профессиональными строителями и архитекторами, так и простыми людьми в обиходной речи. Именно поэтому важно разбираться в данных понятиях и использовать их более осмысленно.

Декор архитектурных сооружений разных эпох

Под декором понимается вся совокупность различных элементов, которые используются при оформлении здания — как его фасадной внешней стороны, так и интерьера комнат.

Яркими примерами декора могут быть высеченные на колоннах изображения или объемные фигуры, красочные узоры, другие подобные элементы.

Весь декор принято делить на два варианта:

  1. Активный декор. Служит не только для красоты, но и для связи сооружения и его оформления с окружающим миром, средой его нахождения и людьми вокруг. Декор активного типа связан с формой, размерами, назначением сооружения, а также его функцией и особенностями конструкции.
  2. Пассивный декор. Отличается тем, что никак не связан с перечисленными выше факторами и является только красивым оформлением, ценным само по себе.

Для каждой прошедшей эпохи характерен свой вариант декора. Он неразрывно связан с существовавшим тогда общим архитектурным стилем.

Распределение стилей по эпохам выглядит так:

  1. С 4 тысячелетия до н. э. и до 322 года н. э. действовал канонический стиль, где преобладали огромные размеры, прямые линии, грандиозные масштабы. Декор изображался в виде картин людей, животных, божеств, различных арок, бойниц и т. д. Все здесь внушало величие фараона или царя.
  2. С 8 века до н. э. и до 5 века н. э. в Древней Греции и Риме возник классический стиль. Здесь архитекторы обратились от бога к человеку, все начало оформляться относительно просто, но легко, изысканно и практично.
  3. 11 – 12 века характеризовал романский стиль и декор, что проявлялось в массивности, грузности, тяжести. При этом в декоре преобладали простые геометрические формы: овалы, круги, квадраты и кубы, призмы. Очень популярны были башни с бойницами и небольшими окнами.
  4. 13 – 14 век – готический стиль, который отличился легкостью, устремленностью к божественному и сверхъестественному. Основной большинства конструкций здесь стал каркас, имеющий крупные арки и проемы.
  5. В 9 – 17 веках процветал древне-русский стиль и декор, который воплотился главным образом в церквях и храмах, монастырях. Отличается праздничным внешним видом, нарядностью и в то же время величественной простотой.
  6. 13 – 17 века – Ренессанс. Славный период возрождения культуры, когда начала цениться не только красота, но и гармония, правильность геометрических форм и симметрия.
  7. В 17 веке развился Барокко – яркий и интересный стиль, неспокойный, быстро меняющийся, украшенный массой классических декоративных элементов. Здесь в качестве декора использовались скульптуры, лепнина, живопись и другие вещи.
  8. 17 – 19 век – эпоха Классицизма. Сохранились лучшие наработки прошлых веков, но все стало более простым, строгим, ясным. Сохранились приятные мягкие цвета, лаконичная отделка внутри и снаружи.

Были также и другие важнейшие стили и варианты декорирования, к примеру, уникальный Модерн 19 века, но перечислить их все не так просто.

Архитектурные элементы стен и фасада

Рассмотрим самые популярные и часто используемые элементы украшений как стен, так и фасадов, интерьеров помещений.

Они не теряют своей популярности уже многие века и периодически с новой силой захватывают сферу строительства.

Вот основные среди них:

  1. Карниз. Используется как во внутренней, так и во внешней отделке и представляет собой выступающий объект, который обычно отделяет плоскость стены по специальным линиям или по отношению к плоскости крыши.
  2. Руст. Этим термином обозначается рельефная кладка стен, когда для ее выполнения используется камень с выпуклой или грубо обтесанной боковой стороной.
  3. Розетка. Древний тип декора, который выполняется в виде лепестков распустившегося цветка, строго симметричных центру.
  4. Фреска. Этим термином обозначается рисование или живопись художником по еще сырой штукатурной смеси на стене или потолке. Когда раствор застывает, то картина покрывается прочным защитным слоем и способна сохраняться многие столетия.
  5. Барельеф. Вариация выпуклого скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона. Не допускается выступ более, чем на половину объема объекта.
  6. Горельеф. Здесь, в противовес предыдущему варианту, скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину объема всего изделия.
  7. Арка. Классический вариант перекрытия проема, в котором конструкция выполняется по криволинейной форме.
  8. Филенка. Декоративный элемент, изображенный в виде заглубления на стене, части пола, двери, пилястра.
  9. Фриз, под которым имеется в виду специальная лента или горизонтальная полоса, которая обычно закрывает какой-то другой декоративный элемент.
  10. Консоль. Вариант опоры, который с одной стороны жестко закреплен, а с другой является совершенно свободным.
  11. Балюстрада. Тип ограждения, в котором в качестве столбов используются фигурные изделия.
  12. Балясины. Фигурные столбцы небольшого размера, устанавливаемые для поддержания поручней перил, лестниц, балконов и т. д.
  13. Ниша. Декоративное углубление, чаще всего в стене, в котором устанавливаются различные статуи, украшения.
  14. Люнет. Часть стены, снизу выделенная прямой линией, а сверху – аркой, вместе с ее колоннами.

Это основные элементы стен и фасадов, которые используются многие столетия и не теряют популярности сегодня.

Составные части колонн

Здесь уже не такое многообразие, как в предыдущем случае, но также есть о чем сказать.

Ключевыми элементами в декоративном оформлении колонн издревле выступают:

  1. База. Нижняя часть колонны, на которой стоит остальная часть конструкции. Стоит на опорной плите или пьедестале.
  2. Столб. Тело колонны, чаще всего имеющее цилиндрическую форму, может быть деревянным, каменным, металлическим и т. д.
  3. Капитель. Финальная, венчающая часть колонны, иногда выступающая переходом к абаку.

Виды колонн в архитектуре

Всего в сфере архитектуры выделяют такие два варианта колонн:

  1. Полуколонна. Выступает из плоскости стены или другого элемента на половину или даже ¾ от своего диаметра. Нередко полуколонна используется в мебели;
  2. Пилястра. Только условно считается колонной, но по факту является вертикальным выступом из стены, оформленным базой и капителью.

Обе разновидности активно и успешно используются в разных стилях оформления.

Оконные и дверные проемы и их составные элементы

В этих элементах конструкции любого здания используются следующие компоненты декора:

  1. Сандрик. Небольшого размера карниз, который раньше использовался для защиты от дождя, но сегодня выступает независимым декоративным типом.
  2. Наличники. Часть оформления окон, которая выполняется в виде фигурных накладок, часто сделанных из профилированных планочек.
  3. Замковый камень. Используемый над окнами и арками элемент кладки, выполненный в виде клина или пирамиды.
  4. Тимпан. Часть стены, выполненная в виде углубления над аркой либо же окном.
  5. Анфилада. Несколько идущих друг за другом элементов разделения пространства, таких как помещение, двор и т. д. Так как они идут по одной линии, то визуально создается ощущение интересной повторяющейся конструкции.
  6. Портал. Элемент архитектуры, который выступает центральным входом в помещение, на сцену.
  7. Роза. Часть готического стиля, выраженная в виде крупного окна круглой формы, которое по всей площади разделяется на секторы с помощью фигурного переплета.

Архитектурный декор для храмов и церквей

Церкви, монастыри и храмы традиционно оформляются особым образом, насыщенным символизмом.

Здесь популярны такие декоративные изделия:

  1. Сень. Красочный навес или балдахин, оборудованный на стене. Под ним обычно находится статуя или другой красивый элемент.

    SONY DSC

  2. Абсида. Этим термином обозначается алтарный объем в церкви. В более широком смысле – это некоторый полукруглый выступ, который примыкает к основному зданию.
  3. Наос. Центральная часть любой церкви или храма, где во время богослужений находятся пришедшие люди.

Церковная архитектура очень многообразна, так как развивается она тысячи лет, поэтому здесь можно увидеть очень много интересного.

Другие архитектурные термины с иллюстрациями

Вот еще некоторые понятия, широко используемые в архитектуре:

  1. Портик. Галерея крытого типа, крыша которой лежит на колоннах. Между колоннами могут быть установлены арки.
  2. Эркер. Элемент помещения, который выступает из плоскости стены и имеет крупные окна. Чем-то напоминает балкон.
  3. Готика. Период развития готической культуры — времена 13 – 14 веков.
  4. Гусек. Элемент архитектурной декорации протяженного типа, который отличается многослойным поперечным сечением.
  5. Колоннада. Продолжительный ряд из множества колонн, которые имеют одно общее перекрытие.
  6. Валюта. Красивый декор в виде завитка на верхней части колонны или стены.
  7. Известь. Важнейший строительный материал, придающий изделиям белоснежный цвет.
  8. Крабб. Элемент готики, изображенный в виде каменных цветков, почек и листочков.
  9. Ризалит. Элемент или часть здания, которая выступает над площадью фасада и достигает таким образом самого верха постройки.
  10. Плинфа. Особого сорта кирпич, отличающийся тонкостью и высокой степенью отжига.
  11. Столп. Под этим термином подразумевается колонна или башня.
  12. Неф. Помещение вытянутой продольной формы, которое ограничивается по сторонам рядами колонн.
  13. Акант. Стилизованное изображение листьев растения аканту.
  14. Арка. Элемент перекрытия криволинейной формы над проходом, дверью, воротами.
  15. Аркада. Ряд из полностью аналогичных арок, которые опираются на столбы или колонны.

И это далеко не все, чем богата сфера строительства.

Материалы для изготовления архитектурных деталей

В архитектуре с самих древних времен использовалось все многообразие материалов, которые только могла предложить та эпоха.

Талантливые архитекторы приспосабливали для своих целей различные типы камня, бетонные смеси, известь, цемент, мел, металлы, дерево всяческих пород, стекло, краски.

Практически весь перечень материалов, который только был доступен творцу, шел для реализации его задумок.

К примеру, сегодняшние архитекторы имеют больше возможностей и активно используют в строительстве синтетические материалы, пластмассу, профилированные листы, черепицу и многое другое.

В качестве заключения скажем, что архитектура – это очень сложная и многообразная сфера деятельности, изучение которой целиком может занять немало времени.

1001student.ru

Каталог архитектурных элементов фасада здания

Архитектурные элементы фасада здания

Украшение фасадов зданий различным декором приобрело наибольший расцвет во времена древних Рима и Греции. Именно оттуда пришли большинство традиционных деталей, которые и по сей день активно используются, а часто и комбинируются с новыми идеями и стилями. И если раньше такие элементы были еще и частью конструкции, то сегодня большинство из них являются чисто декоративными. Благодаря этому, дизайнер может подойти к использованию декора более гибко и воплощать в жизнь идеи недоступные ранее.

Новые технологии производства строительных материалов позволили изготавливать декор, не уступающий по своим характеристикам природному камню, а иногда и превосходящий его по некоторым показателям. Легкость, прочность и долговечность не единственные его достоинства. Поверхность в точности имитирующая природный материал и сходная с ним даже по тактильным ощущениям делает возможным решение любых задач. Современным архитекторам и строителям остается только выбирать из огромного многообразия классических стилей и вариантов оформления фасадов и других частей зданий.

Балюстрада – декоративный элемент, часто встречающий гостя на входе. Он состоит из набора столбиков оригинальной формы (балясин), накрытых поручнем, опирающимся в свою очередь на тумбы. Широкое разнообразие деталей, стилей и форм, позволяет получить множество вариантов исполнения готовой конструкции. Ограждение, особенно используемое на лестницах, кроме декоративной функции несет и практическую, поэтому должно отвечать определенным требованиям износостойкости и надежности. Этому как нельзя лучше способствует материал Arhio из которого изготовлена наша продукция. Он имеет высокопрочную поверхность, устойчивую к истиранию и не подверженную воздействию климатических условий.

Еще одной внушительной деталью декора как фасадов, так и внутреннего оформления являются колонны. Они являются одним из символов античного искусства строителей. Их начали широко использовать еще в древнем Египте, а своего расцвета они достигли в римской и греческой архитектуре. Архитекторы этих эпох создали огромное количество вариантов оформления, которые практически без изменений применяются и в наши дни. Кроме опорной функции колонны несли представительское назначение, внушали уважение и почтение. Сегодня они выполняют скорее декоративное предназначение. Но это совсем не значит, что качество может быть принесено в ущерб красоте. В каталогах Arhio представлено множество моделей различных стилей, направлений и размеров. Все они изготовлены из прочного и надежного материала имеющего при этом небольшой вес, что существенно облегчит установку и позволит обойтись без чрезмерного утяжеления всей конструкции здания.

Ни один фасад невозможно представить без разного рода декоративных элементов, формирующих завершающие штрихи его внешнего облика. Такие детали как филенки, кронштейны, консоли берут свое начало от вполне необходимых элементов конструкции здания, с развитием технологий строительства, трансформировавшиеся в декор. Есть и чисто декоративные изделия – барельефы, акротерии, филенки, орнаменты, розетки. Все они призваны подчеркнуть общую идею сооружения, его индивидуальность и мастерство архитектора. Создание и развитие дизайна такого декора длилось столетиями и характеризовалось появлением целых направлений и школ, посвященных отдельным стилям. Именно поэтому дизайнеры компании Arhio постоянно изучают историческое наследие для того чтобы воссоздать традиционные линии и создать новые, ни на что не похожие декоры.

Очень популярен у сегодняшних архитекторов такой элемент, как карниз. Это классический образец погонажного материала, без которого не обходится почти ни одно строительство. Его функции достаточно обширны – выделение отдельных этажей, для подчеркивания их важности, разделение дома по высоте для создания определенных иллюзий, украшение линии крыши. Разнообразие форм, дизайнов и размеров поистине огромно. Существуют украшения как повторяющие детали знаменитых архитектурных шедевров, так и современные разработки, сочетающие последние тренды с традициями. Отличительной особенностью карнизов Arhio является их малый вес. Благодаря этому свойству нашего уникального материала, карнизы можно легко монтировать, не опасаясь обрушения. Нагрузка, создаваемая ими на конструкцию чрезвычайно мала и это, позволяет применять их на разных типах покрытий.

Большое внимание при декорировании фасадов уделяют обрамлению окон и дверей. Это отдельный вид декора и наряду с остальными элементами он имеет свою большую историю. Началось все с необходимости каким-то образом украшать или прикрывать места соприкосновения дверных или оконных конструкций со стенами. Постепенно это привело к созданию дверных и оконных обрамлений как части единого архитектурного ансамбля. Некоторые детали, такие как например замковый камень, выполняли вполне практические функции, являясь частью арочного проема и лишь впоследствии став декором. Изделия торговой марки Arhio имеют небольшой вес, что существенно облегчает монтаж и не требует усиленного крепления. В то же время они прочны и долговечны. Наши каталоги предложат большой ассортимент обрамлений, выполненных в различной стилистике с возможностью комбинировать и создавать как традиционные, так и уникальные индивидуальные решения.

Среди архитектурного декора Arhio широко представлены пилястры. Это один из самых распространенных элементов, который встречается во многих зданиях старой постройки. Пилястра – это вертикальный выступ на стене, который иногда называют фасадным срезом колонны. В некоторых случаях, кроме декоративной функции он выполняет и конструкционную являясь одним из способов укрепления стены. Форма бывает самой разнообразной: прямоугольная, круглая, многоугольная или еще более сложная. Отделка пилястры может быть самой разнообразной – от обычной гладкой поверхности до имитирующей различные виды покрытия, например, камнем или орнаментом. Нередко такие элементы можно встретить и в мебели.

При отделке углов на внутри и снаружи здания применяется руст – элемент имитирующий каменную кладку. Во времена, когда большинство строений возводили из камня или кирпича, дополнительная отделка защищала углы строения от повреждений, но на сегодняшний день он используется в основном как украшение. Простой монтаж и надежные материалы сделали его очень востребованным у застройщиков. Лицевая сторона имитирует грубый неотесанный природный камень в то время как обратная гладкая – облегчающая укладку. Если используются русты разного размера, то они располагаются на углах в шахматном порядке. Декоративный руст Arhio применяется при необходимости создать солидный и респектабельный внешний облик с минимальными затратами и при этом непревзойденным качеством.

Помимо украшения и декорирования фасада часто происходит и обустройство прилегающего земельного участка. Для этого также могут применяться элементы каменного декора Arhio. Малые архитектурные формы, выполненные в едином духе с фасадом, придадут гармоничный вид комплексу зданий и сооружений на участке и создадут уникальный и ни на что не похожий ланшафт. Ротонды, беседки, фонтаны, вазоны и многое другое можно изготовить, применяя декоративный материал от Arhio. Наше предложение не ограничивается типовыми элементами – мы можем воссоздать в натуральном виде практически любую задумку архитектора или дизайнера. Легкость деталей значительно упростит транспортировку и монтаж, а надежная пи прочная конструкция, не подверженная влиянию влаги, солнечного света и перепадов температур будет служить долгие годы.

Помимо уникальных свойств материала, сотрудничество с Arhio имеет еще целый ряд неоспоримых преимуществ. Наши дизайнеры и конструкторы постоянно работают как над совершенствованием свойств изделий, так и над расширением ассортимента. Изучая классическую архитектуру прошлого, мы берем самые лучшие идеи и воплощаем в нашем декоре. Такой подход позволяет архитектору создавать творения, которые останутся востребованными и вызывать восхищенные взоры окружающих на протяжении многих лет.

 

Каталог архитектурных элементов

Фасадный декор зародился еще в Древней Греции. Уже тогда люди поняли как можно изменить внешний облик сооружений.

Фасадный декор представляет собой совокупность элементов, которые создают архитектурное оформление сооружения. К декору относятся элементы и предметы, с помощью которых фасад сооружения преобразуется в эстетических целях. Декорирование фасада состоит из подбора элементов, которые придают исключительную индивидуальность. Все эти элементы должны быть подобраны в едином стиле и гармонично сочетаться друг с другом.

Сегодня технологии в создании фасадных материалов зашли так далеко, что существует огромное количество строительных и отделочных материалов, которые позволяют создавать настоящие шедевры среди декоров.

При декоре фасада используются самые разнообразные элементы:

Карниз – выступающий элемент классического стиля, он делит вертикальную плоскость по горизонтали. В ордерной архитектуре карниз представляет собой верхнюю часть антаблемента над фризом и архитравом.

Консоль – выступающий из стены элемент, поддерживающий часть постройки, например, карниз, балкон, уступ. Снизу консоль декорируют волютами. Консоли могут служить в качестве подставки для скульптур, ваз и других аксессуаров.

Наличники – обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Наличник прикрывает пространство между стеной и оконной или дверной коробкой.

Сандрик – декоративный элемент классического стиля в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий.

Колонна – представляет собой столб цилиндрической формы. Колонна, помимо своих практических функций, может быть и триумфальным или декоративным украшением.

Колонна имеет несколько элементов:

  • Капитель – верхняя ее часть, распределяет нагрузку с верхних частей. В некоторых случаях капитель может отсутствовать.
  • Основная часть колонны – ствол, который часто украшали канелюрами в классической архитектуре.
  • Нижняя часть колонны – база, которая переносит нагрузку на основание, необязательный элемент.

Пилястра – вертикальный выступ стены, который обычно имеет капитель и базу. Тем самым он условно может изображать колонну. Пилястра довольно часто повторяет пропорции и части ордерной колонны. Но, в отличие от нее, пилястра лишена утолщения ствола (энтазиса). В своем плане пилястры могут быть полукруглыми, прямоугольными, а также иметь сложную форму (к примеру, пилястры с полуколоннами, или пучковые пилястры). Пилястра отлично украшает и фасад здания и помещение, зрительно увеличивая его.

Балюстрада – ограждение, составленное из фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой. Балюстрада используется для ограды лестниц, балкона, террас.

www.arhio.ru

архитектурные элементы – Энциклопедия

A

Абака

(с греч. — «доска») — верхняя, обычно квадратная плита капители, колонны,пилястры.

Акант

рисунок украшений коринфских и сложныхкапителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акротерий

(с греч. — «высочайший») 
скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения.

Антаблемент

(с франц. — «стол», «доска») 
балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава,фриза и карниза.

Апсида

(с др.-греч. — «свод») 
выступ здания, перекрытый полукуполом.

Аркбутан

наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на контрфорс, расположенный за пределами основного объема здания.

Архивольт

(с лат. — «обрамляющая дуга») 
обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

Архитрав

нижняя из трех горизонтальных частейантаблемента, опирающаяся непосредственно на капители колонн

 

 

Б

База

подножие колонны, здания, памятника или другого сооружения, лежащее на фундаменте.

Балюстрада

ограждение лестницы, балкона, террасы, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балясина

(с греч. — «цветок граната») 
фигурный столбик в балюстраде.

Бифорий

(с лат. — «два», «вход») 
окно, состоящее из двух проемов, разделенных колонкой.

В

Венецианское окно

(также называемое палладианским и серлианой) 
форма трехчастного окна, типичного для палладианской архитектурной традиции.

Вимперг

(с нем. — «защита от ветра») 
высокий остроконечный щипец, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.

Волюта

(с итал. — «завиток», «спираль») 
архитектурный мотив в ионическойкапители, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.

Г

Герма

четырехгранный столб, завершающийся скульптурной головой или бюстомкакого-либо бога, государственного деятеля или философа (первоначально — бога Гермеса).

Гутты

(с лат. — «капля») 
мелкие украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров в постройках дорического ордера.

Дентикулы

(с лат. — «зубцы») 
ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных на карнизе здания.

Имплювий

(с лат. — «водосток») 
четырехугольный неглубокий бассейн в центре атрия (закрытый внутренний двор древнеиталийского и древнеримского жилища), куда через комплювий стекала с крыши дождевая вода.

Импост

завершающая часть колонны или стены, имеющая вид полочки или фигурногокарниза и являющаяся опорой для вышерасположенной арки.

Ионический ордер

сложился в каменном зодчестве в ионических областях Древней Греции между 560 и 500 годом до н. э. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками —каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков — волют. Антаблемент иногда без фриза; архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Ионический ордер отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей.

К

Канефора

(с греч. — «несущий корзину») 
скульптурное изображение женской фигуры, архитектурно заменяет колонну.

Каннелюра

вертикальный желобок на стволе пилястрыили колонны.

Капитель

(c лат. — «голова») 
верхняя орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, расположенная между стволом опоры и антаблементом.

Кариатида

статуя одетой женщины, введенная в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и заменявшая собой колонну или пилястру.

Карниз

выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Кауликоли

в коринфских капителях — волютообразные завитки стеблей, выступающие из-за листьев аканта и образующие маленькиеволюты, поддерживающие абаку.

Кессоны

(с фр. — «ящик», с итал. — «кассета») 
углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.

Комплювий

(c лат. — «орошать дождем») 
прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий).

Контрфорс

(от франц. — «противодействующая сила») 
вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор.

Коринфский ордер

сложился во второй половине V века до н. э., получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.

Дорический ордер

сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня. Колонна дорического ордера не имеет базы; ствол прорезан вертикальными желобками —каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки — эхина и толстой квадратной плиты — абаки. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифыи метопы. Существует упрощенный вариант дорического ордера — тосканский (имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкийфриз).

 

Лопатка

вертикальный плоский выступ стены, в отличие от пилястры не имеющий базы и капители. Обычно — декоративный элемент, служащий для вертикального членения плоскости стены

 

Метопа

повторяющийся элемент фриза дорического ордера, прямоугольная плита с плоской или рельефной поверхностью. Чередуется с триглифом.

Модульон, или модильон

архитектурная деталь в виде небольшого кронштейна с лепным листом с нижней стороны, которая расположена под выносной плитой венчающего карниза.

Мутул

плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере.

 

Нервюра

(с фр. — «прожилка») 
выступающее ребро готического каркасного свода.

 

 

Пальметта

растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости.

Парус

часть свода, навес между двумя арками.

Перемычка

конструктивный элемент в виде балки или арки, перекрывающий оконный или дверной проем в стене.

Пилястра

(с лат. — «колонна», «столб») 
плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны.

Пинакль

декоративная башенка с квадратным или многоугольным основанием и пирамидальным верхом, обычно устанавливаемая на контрфорсах.

Протома

(с др.-греч. — «передняя часть тела», «морда») 
изображение передней части тела животного или мифологического существа.

 

Раскреповка

небольшой выступ плоскости фасада, выступантаблемента, карниза и пр.

Руст

(с лат. — «простой», «грубый») 
рельефная кладка или облицовка стен различных видов камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью.

Сандрик

декоративная деталь в виде небольшогокарниза или фронтона над оконным или дверным проемом. Изначально использовался для защиты проемов от дождя.

Стереобат

цоколь храма или колоннады. В Древней Греции обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называлась cтилобатом.

Стилобат

(от греч. stylos — «колонна» и batos — «доступный для прохода») 
В античной архитектуре — каменные плиты под колоннами, верхняя ступень стереобата.

Стоа, или стоя

(с греч. — «портик») 
длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.

Супрапорта

пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью.

Триглиф

повторяющийся элемент фриза дорического ордера: вертикально стоящие каменные плиты с треугольными в плане продольными желобами. Чередуется с метопом.

Трифорий

(с лат. — «три двери») 
В романской и готической архитектуре — узкие продольные галереи над боковыми нефами (вытянутое помещение, ограниченное рядом колонн), открытые в центральный неф тройными или двойными арочными проемами.

Фриз

часть антаблемента между архитравоми карнизом. В дорическом ордере членится чередованием триглифов и метоп. В других архитектурных ордерах может быть гладким или украшается скульптурным рельефом.

Фронтон

часть фасада здания, портика, колоннады, ограниченная двухскатной крышей и карнизом. Чаще всего бывает треугольным или лучковым (дугообразным).

Фуст

(с лат. — «палка») 
стержень колонны, находится между базойи капителью.

Штуковый рельеф

гипсовые лепные украшения на поверхности стен.

Эдикула

(c лат. — «дом», «храм», «часовня») 
композиционный элемент, структура в виде небольшого храма, обычно с парой колонн.

Экседра

(с греч. — «сиденье за дверями») 
полукруглая ниша, обычно завершаемая полукуполом.

Эхин

нижняя часть капители колонныдорического ордера, переход от ствола колонны к абаке.

olymp.in

Архитектурные элементы здания

Элементы декорирования фасада здания демонстрируют мотивы барочного стиля.

Различные элементы декорирования используются дизайнерами, чтобы выразить ту или иную идею и подчеркнуть стилевое направление. Каждый период человеческой истории знаменовался определенным подходом к декорированию домов. Еще во времена Древнего Египта и Древнего Шумера храмовые и дворцовые сооружения имели в своей конструкции поддерживающие кровлю столбы-колонны с лепными элементами и росписью. В культуре Древней Азии также использовались разнообразные элементы декора стен. В процессе формирования государства Древней Греции и присоединения к нему различных территорий с народностями, обладающими определенными навыками зодчества, была разработана ордерная система, ставшая впоследствии основой для многих европейских стилей. Лепные элементы в разных стилевых направлениях видоизменялись, дополнялись, приобретали новые черты и формы, однако, при этом не менялась их основа, которая и была признаком базового стиля. Если вы планируете придать дому классический вид, нужно украсить его лепными элементами. При этом вид этого декора будет говорить о вашей приверженности тому или иному историческому периоду в архитектуре.

Элементы декорирования фасада указывают на классический стиль дома.

Существуют разнообразные архитектурные элементы здания, многие из которых мы уже рассматривали, как, например: колонны, портики, фронтоны, порталы. Рассмотрим еще один важнейший архитектурный элемент – апсиду, используемую в самых разных стилях. Апсида представляет собой выступ фасада, имеющий кровельное покрытие. Первые апсиды появились в древнеримских храмах, термах. Чаще всего в то время этот важный архитектурный элемент имел полукруглую форму и был покрыт полукуполом. В романском стиле апсида украшалась «слепыми» арками, нередко расположенными в несколько ярусов. В христианских храмах эпохи Ренессанса, классицизма, барокко абсида приобрела прямоугольную, трех-, пяти- или многогранную форму с рядом декоративных ложных арок на колоннах – так строили в Северной Италии, Сирии, на постаментах такие арки возводили в России и в Закавказье. В регионах Кавказа апсиды делали треугольными. В современном строительстве апсиды будут уместны в зданиях, выстроенных в романском стиле, напоминающем средневековые замки. Подойдут они и для стиля барокко, создав плавность фасада. Аспиды могут быть украшены лепными элементами, инкрустациями, росписью, мозаикой.

Апсида собора с ложными арками и декором в восточном стиле. г. Монреаль.

В современных частных домах апсида подчеркивает стилевое направление, поддерживает его, придает фасаду пластичность.

Апсида фасада современного частного дома завершается открытым балконом.

Другой элемент декорирования мансардных, чердачных, купольных окон – люкарны – становятся популярными и в современном строительстве, когда поверхность окна на крыше расположена вертикально, независимо от уклона кровли. Обычно по бокам такое окно покрывается тем же материалом, что и кровля. Иногда люкарны продолжают стену фасада. Рамы люкарны украшают элементами лепнины, сандриками, окаймляют колоннами, наличниками. Люкарны, как вид мансардных окон, появился в позднеготическую эпоху, рамы в то время были обильно украшены лепными элементами. Люкарны, украшенные лепниной, присутствовали на кровлях времен Ренессанса. Использовались эти элементы декорирования в стиле Тюдор в Англии и Шотландии. Такие окна создавали во Франции в замках во времена Людовика XII. Создавали этот архитектурный элемент на зданиях в стиле барокко. Люкарны использовались в неостилях, эклектике 18-19 века. Они присутствовали на зданиях в стиле классицизм и модерн. Каждый стиль предполагал определенную манеру оформления.

Люкарна на крыше дома, построенного по мотивам классицизма.

В этно-стилях этот архитектурный элемент здания тоже был очень популярен. Нередко окна на домах в деревенском стиле оформлялись ажурной резьбой. В современном строительстве подобные люкарны нередко оформляют резьбой из деревокомпозита – этот материал долговечен, удобен в производстве, не подвержен разрушению в течение многих лет.

Ажурная отделка люкарны из деревокомпозита.

Важным архитектурным элементом здания, формирующим стиль фасада, могут стать люнетты. Этим термином обозначается часть стены, представляющую собой сегмент круга, ограниченный сверху аркой, а снизу – горизонтальным наличником. Люнетты могут быть сквозными с окнами и глухими, с незаполненным пространством, либо украшенными лепными элементами, росписью, мозаикой. Классические люнетты оформлялись каменными выступами различного профиля. В эпоху готики этот архитектурный элемент здания выделяли сложным объемным рельефом, лепниной, шпилями. Нередко поле люнетты заполняли цветной витражной мозаикой. Барочные люнетты отличались богатой росписью или барельефами.

Оформление люнетты церкви Сант-Эусторджо. г. Милан.

Люнетты на стене и фронтоне здания с классическими мотивами.

Классический стиль предусматривает законченность сооружений, что выражалось через различные элементы, предназанченные для обозначения границ архитектурных частей конструкции фасада. К примеру, архитектурный элемент здания – акротерионы – устанавливались по сторонам фронтона на постаментах или ими украшали дверные проемы. В Древней Греции эти архитектурные элементы сооружались на храмовых постройках (храм Афины на о. Эгине; храм Немезиды в Аттике). К наиболее ранним относят изображения лиры, грифа, позже это были пальметты, вьющиеся лозы, волюты, скульптуры. Различные изменения этот лепной элемент претерпел во времена Ренессанса, его нередко стали использовать для элемент декора стены и на углах зданий.

Варианты лепнины акротерионов.

Архитектурные элементы декора стен времен античности и архаики вытачивались из камня, преимущественно из мрамора. Встречались также лепные элементы из гранита, туфа, песчаника. Во времена Римской империи стали создавать декоративные элементы из бетона. В некоторых регионах архитектурные элементы зданий изготавливали из дерева: известны знаменитые сооружения в Южной Азии, созданные из прочных пород древесины. В последние десятилетия, после многолетней моды на конструктивизм и минимализм, в сооружениях для частного или общественного использования вновь в моде лепные элементы, украшающие фасады. Появление искусственных материалов – полимеров – упростило и ускорило создание декора разных типов сложности. Полиуретановые декоративные элементы легки, просты в установке, не требуют участия в работе высокопрофессиональных скульпторов, что существенно снижает стоимость фасада.

Полиуретановые элементы декора стен и кровли помогают создавать образ современного дома в стиле барокко.

Основные архитектурные элементы являются важной составляющей фасадов, созданных в историческом стиле. Сейчас есть возможность оформить фасады строений изделиями из полиуретана, выбрав их по каталогу на сайте, либо сделав индивидуальный заказ. Важнейшие архитектурные элементы здания сделают здание особенным, запоминающимся, выделят на фоне окружающих его строений. Многие из них представлены в разделе Словарь терминов. Здесь можно найти определение того или иного элемента, его описание и применение.

Автор текста: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Архитектурно-конструктивные элементы зданий | A-Taurus

Абака – плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры.

Альков – ниша в комнате или другом помещении, отделённая от ее основного пространства, где преимущественно устанавливается кровать или диван. Может являться местом расположения внутриквартирной лестницы.

Алькеж – угловая, башнеобразная, обособленная часть здания, сильно выступающая снаружи за плоскость стен.

Амбразура – оконное отверстие в стене с расширением внутрь здания (иногда снабжено амбразурным заслоном), предназначенное для стрельбы.

Антаблемент – Верхняя часть архитектурного ордера, опирающаяся на колонны (балочное перекрытие пролёта или стены). Состоит из трёх горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза.

Антресоли – верхний полуэтаж здания, включённый в его основной объём. Как правило имеет низкий потолок. Также антресолью называется верхняя часть высокой комнаты, разделённой на два полуэтажа. В советских домах обозначает секцию потолочного шкафа, отделённую под кладовые нужды. Согласно СНиП 31-01-2003 (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778) это площадка в объёме двусветного помещения или внутренняя площадка квартиры, расположенная в пределах этажа с повышенной высотой, имеющая размер площади не более 40 % площади помещения, в котором она сооружается.

Анфилада – ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (залов, комнат, помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси. Создают сквозную перспективу.

Апсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Как правило часть внутреннего пространства храма, составляющая часть алтаря (алтарный выступ).

Аркада – это ряд повторяющихся одинаковых проёмов, перекрытых арками опирающихся на столбы или колонны.

Аркатура – ряд глухих (ложных) арок, служащих для украшения фасада здания или внутренней стены. Бывает расчленённой и непрерывной.

Аркбутан – каменная наружная арка или полуарка, передающая горизонтальное усилие распора сводов на столбы, стоящие вне здания (подпорная арка).

Архивольт – обрамление арочного проёма, выделяющая дугу из плоскости. Профилированная лицевая и нижняя поверхность арки.

Архитрав (эпистелион) – имеет три значения: Несущая прямолинейная балка, перекрывающая промежуток над окнами, дверями, столбами, колоннами. Нижняя из трёх горизонтальных членений антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны. Один из видов изразцов, применяемых в облицовке голландской печи.

Аттик – Декоративная стенка над карнизом, расположенная над венчающим карнизом и завершающая собой фасад. Иногда соответствует этажу (аттиковый этаж).

Балкон – разновидность террасы, ограждённая перилами площадка на фасаде стены, укреплённая на выступающих из стены здания балках. Также балконом называют часть зрительного зала, нависающего над партером.

Балюстрада – ограждение лестницы, балкона, террасы, и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой.

Балясина – невысокие фигурные столбики в виде колонн, поддерживающие перила лестниц, балконов и т.п.

Барабан – цилиндрическая или многогранная стена, служащая для поддержания купола или возвышения его над окружающими частями здания. Нижняя часть опирается на стены, арки, поддерживающие или укрепляющие своды.

Бастион – пятиугольное долговременное укрепление, возводившееся на углах крепостной ограды. Представляет собой люнет с двумя передними сторонами, двумя боковыми сторонами и открытой тыльной стороной.

Бойница – щелевидное отверстие в стенах крепостных сооружений или выемка в окопе, предназначенная для ведения боя по заданному направлению из укрытия. Размер зависит от применяемого оружия.

Брама – городские крепостные ворота. Фортификационный элемент. Сооружение из камня или дерева с главным входом в замкнутый комплекс.

Вальма – треугольный скат крыши, расположенный с торцевой стороны прямоугольного в плане здания, и пролегает от конька до карниза. Если такой скат не обладает полной протяжённостью, то он называется полувальма.

Витраж – декоративное застекление окон или дверей с тематическими или орнаментальными рисунками, составленными из кусков разноцветного стекла или иного просвечивающегося материала, рассчитанное на сквозное освещение.

Волюта – орнамент в виде завитка или спирали с кружком в центре. Является составной частью капителей.

Гирька – архитектурная деталь, являющаяся украшением, обычно из резного камня, опрокинутого и подвешенного на скрытом в кладке железном стержне. Служит опорой для малых декоративных арок как правило расположенных под объединяющих их большой аркой.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса. Зачастую говорят и в широком смысле слова — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. К главам часто относят простейшие посводные покрытия.

Голосник – керамический кувшинообразный сосуд или камера небольшого размера, встроенная в кладку стен, горловиной в сторону внутреннего пространства здания для усиления звука и облегчения конструкции.

Деформационные швы – это заполненные упругим эластичным изоляционным материалом зазоры, представляющие собой разрез в конструкциях здания и разделяющие сооружение на отдельные блоки, придающие им степень упругости. Предназначены для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные нагрузки, которые снижают несущую способность. В зависимости от назначения применяют температурные, компенсационные, осадочные, антисейсмические и усадочные швы.

Закомара – полукруглое или килевидное завершение верхней части стены храма в древнерусской архитектуре, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод.

Замковый камень – клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется своими размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, выполняя таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и плоских перемычек. Этот камень укладывается последним, после чего каменный свод может нести нагрузку.

Замок – клинообразный камень в вершине арки или свода.

Звонница – сооружение для подвешивания колоколов, как правило элемент храма с проёмами, поставленный над стеной здания.

Зубцы (мерлон, перси, перши) – завершение стен крепостей, башен и прочих сооружений в виде одинаковых выступов с равными просветами (бойницами). Применялись в качестве деталей крепостных сооружений, а также элементов архитектурно-декоративного убранства.

Изразец – плитка коробчатой формы из обожжённой глины, покрытая с лицевой стороны глазурью. Разновидность кафеля предназначенная для облицовки.

Импост – имеет четыре значения: Верхний камень столба или стены, служащий опорой для вышерасположенной арки или балки. Неподвижная часть над дверью или окном входящая в обрамление отверстия. Карниз, протянутый по стене для устранения монотонности и прерываемый выступающими столбами или колоннами. Вертикальный элемент, разделяющий оконный и дверной проём или два близко расположенных оконных проёма.

Каннелюры – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

Капитель – венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке.

Картуш – скульптурное украшение в виде полуразвёрнутого свитка (щита) для помещения герба, надписи, маски и т.д.

Кессоны – углубления на поверхности потолка или свода, имеющие форму квадрата или другой простой геометрической фигуры.

Козырёк – жёстко установленная часть крыши, расположенная над выступающим элементом здания. Является частью архитектурного сооружения и служит в качестве защиты от осадков входных крылец, балконов, лоджий, вентиляционных шахт и т.п.

Кокошники – архитектурные декоративные детали в виде небольших арочных полукружий, часто с заострённым концом (ложная закомара).

Колонна – вертикальная опора – обычно круглого сечения с капителью, базой, пьедесталом.

Колоннада – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии и поддерживающих объединяющее их перекрытие.

Консоль – опорный выступ на какой-либо конструкции с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном, предназначенный для восприятия вертикальной нагрузки (разновидность опоры или кронштейна).

Контрфорс – вертикальная конструкция выступающая из стены (вертикальное ребро жёсткости), либо отдельностоящая опора связанная со стеной аркбутаном. Предназначена для увеличения устойчивости несущей стены здания путём принятия на себя горизонтального усилия. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Кронштейн – консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости (стене или колонне) выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей сооружений.

Лоджия – открытое (с одной, двух или трёх сторон) помещение, где стену заменяют парапет, аркада или колоннада (зона здания не загороженная с какой-либо стороны). Встроена в здание и ограничена несущими конструкциями, а не выступает из него в отличие от балкона.

Лопатки – узкие вертикальные выступы в стене в виде пилястры без капители и базы.

Люнет – поле стены, ограниченное аркой в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу. Располагается над дверями или окнами. Бывают глухими и сквозными, при этом в сквозные помещаются окна. Аналогичный элемент треугольной формы называют Тимпан.

Майолика – разновидность керамических изделий, изготавливаемых из глины или отходов фаянса, покрытых расписной глазурью.

Мансарда – эксплуатируемое чердачное пространство как жилое или нежилое помещение, образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома.

Машикули (бойницы косого боя, навесные стрельницы, варницы) – навесные бойницы, укрытые с боков и сверху, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Предназначены для вертикального обстрела, сброса камней, выливания смолы.

Мезонин (надстрой, вышка, полуярус, полужильё) – жилая надстройка над средней частью жилого, чаще всего небольшого, дома (может иметь балкон). В основном не носит функционального назначения, а просто является декоративным элементом.

Модульон – кронштейн, поддерживающий поясок или карниз. Имитация концов балок. Иногда играет только декоративную роль.

Мозаика – орнамент или изображение, составленное по средством компоновки, набора и закрепления из разноцветных мелких камешков, кусочков мрамора, стекла, глазурованной керамики и т.п.

Навершие – верхушка какого-либо изделия или сооружения.

Наличник – декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок.

Нервюра – выступающее профилированное ребро (гурт) главным образом готического крестового свода.

Неф (Корабль) – продольное внутреннее пространство здания, ограждённое либо наружными стенами, либо аркадами.

Откос – это часть стены, непосредственно прилегающая к оконному или дверному проему, образующие его.

Пандус – наклонный подъём соединяющий две разновысокие горизонтальные поверхности, заменяющий лестницу.

Парапет – невысокая ограждающая стена, проходящая по краю крыши, венчающего карниза, балкона, террасы и др. Не может иметь балясины.

Пилон – массивный устой, башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды по обеим сторонам узкого входа. Столбы большого сечения служащие опорой перекрытий либо поддерживающие несущие тросы. Массивные невысокие столбы по сторонам въезда или входа на территорию. Железобетонная колона с вытянутым поперечным сечением.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены в форме ордера – имеет базу, капитель, каннелюры (продольные желобки).

Плафон – горизонтальная часть потолка, украшенная живописью или рельефами.

Плинфа – византийский и древнерусский обожжённый плоский квадратный кирпич.

Подоконник – конструктивный элемент окна, его горизонтальная часть, которая укладывается на одном уровне с нижней частью рамы или непосредственно под ней.

Портал – архитектурно обработанный вход с прилегающей к нему частью фасада. Имеет масштабное обрамление с орнаментацией.

Портик – навес, поддерживаемый колоннадой, открытая многоколонная галерея, примыкающая к зданию.

Придел – добавочный алтарь в храме.

Притвор – пристройка к главному входу храма. Обычно отделена от храма стеной с дверным проёмом.

Пята – основание свода или арки.

Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Обычно симметричны по отношению к центральной оси здания.

Роза – круглое окно на фасаде со сложным рисунком, переплётом с каменным кружевным узором.

Розетка – мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины.

Ротонда – круглое сооружение, перекрытое куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

Руст – это кладка или облицовка стены здания рустованными либо выпуклыми камнями, у которых лицевая сторона выступает из поля стены. Рустованная поверхность имеет глубокие борозды-швы.

Сандрик (карниз) – выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. Отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям. По бокам может поддерживаться консолями.

Свод – тип перекрытия, имеющего в разрезе криволинейное очертание. Цилиндрические, коробовые, крестовые, крещатые, купольные и другие.

Стилобат – верхняя поверхность ступенчатого цоколя. Основание, на котором стоит здание или скульптурный монумент, часть композиции сооружения.

Стук (стукко) – высший сорт облицовочной штукатурки, обладающий большой прочностью и принимающий после полировки вид мрамора (искусственный мрамор).

Терраса – настил открытого типа на подготовленном основании, как правило на опорах.

Трансепт – поперечный неф (корабль), пересекающий основной неф под прямым углом и образующий апсиды в своих окончаниях, выступающих за пределы основной части здания.

Тромп – сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеет вид ступенчатой ниши. Является конструктивным элементом, обеспечивает перенос нагрузки и визуальный переход от сферического купола или верхнего восьмерика к кубическому объёму нижнего помещения. Иногда применяется в качестве опорной конструкции угловых куполов, эркеров и т. д.

Тяга – горизонтальный профилированный выступ или пояс используемый для расчленения поля стены и для обрамления панелей.

Филёнка – рамка окружающая определённое поле стены, потолка, свода.

Фонарь – приподнятая открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции. Иногда башенки с окнами. Фонари делятся на: зенитные, аэрационные и светоаэрационные.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке, отличающаяся большой долговечностью.

Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Фронтон – верхняя часть стены (чаще всего в виде треугольника), ограниченная сверху крышей, снизу – горизонтальным карнизом, отделяющим ее от стены.

Цитадель – укрепление, стоящее отдельно или внутри крепости, являющееся наиболее защищённым укрытием.

Четверик – часть здания, имеющая квадратную в плане форму. Четырёхгранный объём.

Шатёр – крутое многоскатное или коническое покрытие в виде многогранной пирамиды.

Щипец – верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами кровли и не отделённая снизу карнизом.

Эркер – выступающая объёмная часть здания из плоскости наружных стен с внутренним помещением. Бывают консольными, начинающимися с уровня второго этажа, или пристроенными – опёртыми на фундамент. (Круглые, многогранные и прямоугольного сечения).

a-taurus.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *