Архитектурная колонна – Колонна — Википедия

Колонна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Современные колонны на автомобильной парковке

Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).

Колонна также может не поддерживать какой-либо массивный строительный элемент, а служить декоративным или триумфальным украшением, например, со статуей на вершине или просто стоять перед фасадом, держа только отрезки антаблемента, но не неся всю его нагрузку (см. раскрепованный ордер).

Существуют также полуколонны и пилястры. Полуколонна выступает из плоскости стены на половину своего диаметра; может поддерживать несущие элементы конструкции и выполнять декоративную функцию. Пилястр имеет внешние сходства с колонной, но при этом не имеет энтазиса; может быть как несущим архитектурным элементом, так и декоративным[1]

.

Первые каменные колонны применили в Древнем Египте при постройке Пирамиды Джосера в 2650 году до н.э. Впервые в истории была применена каменная постройка из 40 колонн высотой каждой из них в 10 метров. Так как эти колонны были первыми на земле, архитектор Имхотеп соединил каждую из них со стеной с одной стороны.[2]

Но за 3—5 тысяч лет до этого в Гёбекли-Тепе уже были попытки изготовить 9-метровые колонны, которые, однако, так и остались в каменоломнях незаконченными.

  • База — нижняя часть, которая переносит нагрузку на основание. Необязательная, например, в классическом дорическом ордере её нет, хотя Палладио использовал.
  • Ствол (тело колонны) — собственно основная часть колонны. В классической архитектуре часто украшался каннелюрами.
  • Капитель — верхняя часть, распределяющая нагрузку с верхних элементов, тоже, как и база, может отсутствовать. Является самым выразительным элементом ордера.

ru.wikipedia.org

Колонна в архитектуре

Дом с колоннами демонстрирует мотивы стиля Ренессанс.

Колонна в архитектуре является одним из основных элементов конструкции зданий. Эстетически этот элемент осуществляет визуальную связь между основанием сооружения и его кровлей. Функционально архитектурная колонна исполняет роль вертикальной опоры для навесов, крыши, балконов, арок, сводов. Способность колонны выдерживать вес рассчитывалась архитекторами согласно свойствам материала, из которого она была изготовлена. Здания с колоннами начали возводить еще в начале развития человеческой цивилизации. Изначально в роли колонны выступали деревянные столбы, поддерживающие навес. Нижний конец столба поддерживался доской или камнем, чтобы предотвратить оседание. Сверху устанавливали другую доску: для увеличения площади опоры. Плиты или доски сверху и снизу служили первыми капителями и базами, которые составляют основные части современных колонн в архитектуре. За 2 тыс. лет до н.э. колонны возводили в храмовых сооружениях древние египтяне, шумеры, ассирийцы. Однако своего совершенства архитектурная колонна достигла в период развития искусства Древней Греции. Зодчие Греции создали три основных типа колонн, во многом определяющих ордер всего сооружения: здания с колоннами строили в дорическом, ионическом, коринфском стиле. Римляне позаимствовали принцип создания архитектурных колонн и добавили еще два ордера: строгий тосканский (заимствованный у этрусков) и роскошный композитный, сочетающий ионический и коринфский. В Древней Греции колонна в архитектуре выполняла двоякую роль, обязательно являясь настоящей опорой кровли. Колонна в архитектуре Древней Греции была важна как красивый конструктивный элемент, который зодчие стремились показать зрителю, располагая здания в наиболее выигрышном ракурсе. Римляне стали применять колонны не только в храмовых сооружениях и для портиков, под которыми собирались люди, как в Греции, но и для строительства монументов, дворцов, терм, общественно значимых административных зданий. В Древнем Риме помимо функциональных колонн начали создавать и декоративные, не несущие нагрузки. Колонны в архитектуре Рима могли использоваться как отдельно стоящие сооружения: их возводили в честь императоров, воинов-победителей, а также для указания границы земельных участков, в качестве указателя дорог. В честь воинов-победителей возводились ростральные колонны с роскошной капителью. На стволе такой колонны крепились части уничтоженных вражеских кораблей (колонна К. Дуилия – победителя карфагенского флота. 261 до н.э.) В этом же стиле выполнены ростральные колонны в Петербурге напротив Биржи.

Ростральная колонна в Петербурге.

Триумфальная колонна в архитектуре Древнего Рима имели достаточно большой диаметр, над капителью сооружалась платформа, где устанавливали на небольшом постаменте статую императора или полководца. Нередко внутри таких колонн были лестницы. Примером могут служить колонны Траяна, Марка-Аврелия (Рим), Диоклетиана (Александрия). Триумфальные колонны в архитектуре разных стран Европы: Вандомская колонна, сооруженная Наполеоном в 1806-1810 гг.; Июльская колонна в Париже, Победная колонна в Берлине, колонна Нельсона в Лондоне, Александровская колонна в Петербурге. Даты войн, имена полководцев, барельефы, повествующие о сражении, нередко украшали пьедестал и ствол колонн.

Александровская колонна в Петербурге.

Жилые дома с колоннами в Европе начали возводить в период Возрождения, когда появились зодчие, интересующиеся античной архитектурой. Они пропагандировали античность и внедряли ее элементы при возведении сравнительно небольших сооружений. В Европе времен Ренессанса появились компактные здания с колоннами, своей масштабностью и пропорциями больше подходившие человеку, чем дворцовые и храмовые строения Греции и Рима. Эти сооружения и по сей день остаются ориентиром для архитекторов и дизайнеров, которые строят современные дома в классическом стиле.

Дом с колоннами – вилла Ротонда архитектора Палладио в Венченце.

В период от Ренессанса до наших дней архитектурная колонна претерпевала изменения в соответствии с модными стилями. В стиле барокко ствол колонны мог стать спиралевидным, в эпоху рококо колонна обильно украшалась декором. В дальнейшем эти приемы создания архитектуры колонны использовались архитекторами, работающими в разных стилях и использующих современные материалы.

Архитектурные колонны парка Гуэль в стиле модерн созданы на основе железобетона. Архитектор А. Гауди. Барселона.

Масштабность колонн также менялась в соответствии со стилевым направлением. Барочные колонны приобретали большие размеры, не соответствующие человеческому росту, в эпоху рококо они уменьшились, а при возрождении интереса к античности в классицизме и эклектических подражательных стилях колонна вновь вернулась к масштабности времен Ренессанса. При этом чаще всего колонна в архитектуре не несла нагрузки, а являлась декоративным элементом. Дома с колоннами возводились в разные эпохи. В разных странах они приобретали определенные национальные черты. К примеру, дома с колоннами были очень популярны в России. Здесь в моде был московский классицизм, предполагавший усадебного типа дома, которые имели колонны на входе.

Дом с колоннами – усадьба Кусково, построенная по заказу графа Шереметьева.

В современной архитектуре здания с колоннами нередко используются в индивидуальном частном строительстве. Дом с колоннами является символом престижа, социального статуса владельца, указывает на серьезность своих хозяев, их высокое положение в обществе. Здание с колоннами может быть построено в стиле московской усадьбы, итальянском стиле палладианских домов, в стиле неогрек или французского классицизма. Для того, чтобы снизить стоимость оформления фасадов колоннами, можно использовать полиуретановые колонны, широкий выбор которых представлен в каталоге нашего сайта (ссылка на каталог с колоннами).

Полиуретановые архитектурные колонны могут выполнять роль облицовки для несущего столба.

Полиуретановые колонны являются декоративными, однако, если необходимо, чтобы они играли роль опоры, их сделают полыми, и внутри располагают несущий металлический стержень.

Полиуретановые колонны в архитектуре дома будут играть ту же эстетическую роль, что и колонны из традиционных материалов.

Благодаря свойствам полиуретана колонна в архитектуре вашего дома будет выглядеть органично, а при помощи окрашивания ей можно будет придать вид гранитной, мраморной, гипсовой, бетонной.

Автор текста: М. Сергеева

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

architan.ru

Колонна, в архитектуре – это… Что такое Колонна, в архитектуре?

(греч. κιων, στύλος, лат. columna, франц. colonne, нем. Säule) — один из важнейших конструктивных элементов в архитектуре, употребляемый преимущественно в значении посредствующего звена между основанием сооружения и его верхними частями. Это — деревянный, каменный или металлический столб, вообще цилиндрической формы, поставленный вертикально и, по большей части, поддерживающий либо горизонтальный антаблемент, либо пяту арки. К. состоит из трех частей: базы, фуста (стержня) и капители, или же, по крайней мере — из двух последних. Происхождение К. относится к тем, недоступным для истории временам, когда люди, еще не вышедшие из состояния дикости, только что начали строить себе жилища. Ствол срубленного дерева, помещенный для поддержки кровли, сделанной из древесных ветвей, дерна или соломы, был первым фустом К.; каменная плита или деревянная доска, подложенные под нижний конец этого ствола для того, чтобы он не углублялся в землю, были первыми базами К.; такая плита, доска или же кусок древесной коры, положенные на верхний конец столба, — первыми капителями. Из столь простых элементов, с развитием человеческой культуры, постепенно выработались многочисленные формы К., различные у разных народов. Они приобрели уже значительное изящество у египтян за 2400-1600 лет до Р. Х. и получили определенную своеобразность у древних персов. Но нигде не достигли они такого совершенства, как у древних греков. В зодчестве последних, К., приняв троякий тип, сделалась главным элементом, подчинявшим себе характер или так называемый стиль всего здания (дорический, ионический и коринфский). От греков типы К. перешли к римлянам, которые, не изменив в них ничего существенного, придали им лишь некоторую напыщенность и прибавили к ним еще два типа — тосканский и композит. Описание всех этих типов читатель найдет в статьях, посвященных в настоящем Словаре древнегреческому и римскому искусствам; точно также он может познакомиться с К. египетской, персидской, романской и готической архитектур при помощи других, соответственных статей, а о К.

эпохи Возрождения, употребляемых поныне, получить сведения из ст. Архитектура. Считаем, однако, не излишним заметить, что в классической древности К. никогда не играла роли подпоры фиктивно, но всегда служила подпорой действительной: ни греки, ни римляне, до наступления упадка искусства, не употребляли К. — как это стало делаться в новейшие времена — единственно для декоративных целей, не поручая ей поддерживать ту или другую тяжесть, но смотрели на нее как на существенную, необходимую часть сооружения, которое неминуемо рухнуло бы, если бы подпора была удалена из него. Достойно также внимания, что греческая архитектура не злоупотребляла соединением К. в сближенные пары или в слитные группы, отлично понимая, что красоту К. придает преимущественно некоторое удаление ее от других К. или от стен, позволяющее видеть ее формы во всей их грациозности и со многих точек зрения. Независимо от пользования К. в архитектуре храмов и др. зданий, римляне применяли форму отдельно стоящей К. к монументам в честь людей, ознаменовавших себя воинскими подвигами, а также к некоторым незначительным сооружениям, каковы, например, термины на границах земель, указатели дорог, позорные столбы, к которым привязывались и преступники, и провинившиеся рабы и т. п. Из этих применений следует указать на два, как на самые важные: 1) ростральная К. (columna rostrata) — водруженная на более или менее высоком, скульптурно орнаментированном пьедестале и увенчанная ионической или другой какой-либо капителью К., из фуста которой, на различной высоте, выступают носы кораблей (rostra). Такие К. воздвигались в честь лиц, одержавших важные морские победы, какова была, например К. Кл. Дуилия, разбившего карфагенский флот в 261 г. до Р. Х. По образцу древних ростральных К. выстроены две маячные башни в СПб., против здания Биржи; 2) триумфальная К. (С. triumphalis) сооружалась в награду полководцу за выигранные им сражения, названия и даты которых обыкновенно начертались на пьедестале или на фусте К. К таким монументам должны быть причислены высокие круглые башни, сложенные в виде К. из камня, снабженные четырехугольной и оканчивающиеся вверху, над капителью, платформой, на которой возвышается статуя триумфатора, поставленная на цилиндрическом пьедестале со скругленным верхом; внутри башни обыкновенно устроена витая лестница, ведущая на платформу, а цилиндрическая поверхность башни одета бронзовым барельефом, обвивающим ее снизу доверху в виде спирали и изображающим главные эпизоды войны. Подобных памятников, которым присвоено было название С. cochlis, уцелело от древности до наших дней только три: К. Траяна и К. Марка-Аврелия, в Риме, и К. Диоклетиана, в Александрии. Траянова К. послужила Наполеону I в 1806-10 гг., образцом при сооружении Вандомской К. в Париже. Среди монументов, воздвигнутых в новейшее время, к разряду триумфальных К. могут быть, кроме Вандомской К., отнесены: так называемая Июльская К., в Париже, Победный памятник, в Берлине, Нельсоновский памятник, в Лондоне, и Александровская К. (см.), в СПб.

А. С-в.

Колонна (строительная техника). Деревянные и каменные К. простой формы называются столбами. Простейший вид деревянной подпоры — стойка, образованная из бревна. Обыкновенно груз на стойку передается посредством горизонтального бруса, который называется обвязкой, перекладиной, насадкой или балкой. Если расстояние между стойками значительное и балка оказывается слабой, то, с целью уменьшения пролета и увеличения сопротивления балки давлению поддерживаемого ею груза, над каждой стойкой располагают добавочный короткий брус, который называется подбалкой или подушкой, а иногда балки подпираются наклонными подкосами, упирающимися в стойку, причем чаще всего подбалки употребляются вместе с подкосами. Деревянные К., употребляемые как украшения и не поддерживающие груза, делаются из досок, приколачиваемых деревянными гвоздями к кобылкам, т. е. деревянным кругам, сколоченным и склеенным из прирезанных кусков доски. Приготовленные вчерне К., после просушки, выстрагиваются вокруг по циркулю. Деревянные К. должны употребляться лишь там, где нет опасности пожара и К. недоступны для сырости. Но повсеместное распространение дерева, его дешевизна, легкость, удобство обделки и прочность дают возможность применять их в дело очень часто. Пользуясь свойствами материала, деревянным опорам придают разнообразные формы и более легкие пропорции чем каменным К. Высота стоек доходит до 20 и более поперечников опоры. Деревянные К., ввиду их легкости, чаще всего делают без утонения кверху. По высоте опора обделывается однообразной призмой, украшенной разными фигурами и прибитыми галтелями, или же одна часть К. обделывается призмой, а следующая цилиндром или призмой другой формы. Украшением служат также базы и капители, которые образуются небольшими нарезками на самой стойке и прибитыми к ней деревянными галтелями, чаще же всего конструктивную роль капителей и баз исполняют подушки, подкладки, подкосы и кронштейны, которые украшаются весьма различно. Деревянные К. иногда также оштукатуриваются, и тогда лепные капители и базы прикрепляются к ним на гвоздях. В этом случае стараются придать им внешний вид каменных К. В богатых постройках стержни каменных К. делают цельными из гранита, мрамора и других камней прочных пород. Капители и базы в этом случае соединяются со стержнем пиронами (см. Каменные работы), или же наружная часть капителей и баз обделывается бронзой Если нельзя сделать стержень К. монолитным, его составляют из отдельных тамбуров (отрезков), которые иногда соединяются также бронзовыми пиронами (железные пироны ржавеют и, увеличиваясь при этом в объеме, расстраивают камни). К., сложенные из мелкого материала, должны выводиться на хорошем растворе. Стержни кирпичных К. устраиваются из лекального кирпича или из обыкновенного кирпича, притесываемого снаружи, и в этом случае К. необходимо штукатурить, так как обтеска ослабляет кирпич. Простые капители и базы кирпичных К. делаются из тесового камня, или же из кирпича на спусковой плите; более сложные формы отливаются из цемента. Иногда кирпичная кладка облицовывается терракотовыми или гипсовыми капителями. Употребляются также бронзовые капители и чугунные базы. Чугун представляет превосходный материал для К. Занимая мало места, чугунные К. особенно удобны при употреблении их внутри зданий или при устройстве легких галерей. Наиболее удобная форма для чугунных К. трубчатая, причем толщина металла редко превышает двенадцатую часть диаметра. Другая весьма удобная форма сечения для чугунных К. — крест, где не требуется изящная наружность. Сечение в виде звезды дает более красивые К. Чугунные К. небольших размеров отливаются вместе с капителями и базами. К. более значительных размеров составляются из отдельных частей, которые соединяются болтами или муфтами. Для придания чугунной К. большего сопротивления поперечному изгибу, концы ее должны быть уширены в виде базы и капители и опорные плоскости последних — точно обточены, перпендикулярно к оси К. Для лучшей передачи давления на основание, под базой помещается подкладка из гранита, или чугунная плита, скрепленная с кладкой болтами. Железные К., склепываемые из прокатного материала, могут также иметь разнообразные сечения: креста (из четырех угольников, со вставкой прокладок, если нужно для крепости), кольца (склепанного из четырех квадрантов или из двух корыт), трубчатого ящика (из четырех полос, связанных в углах угольниками) или более или менее сложной комбинации этих форм. Размеры и сопротивление коротких колонн вычисляются, в зависимости от нагрузки на К., принимая во внимание предел допускаемого напряжения материала на сжатие (для дерева от 50 до 66 кг на кв. см, камня — от 16 до 25, кирпичной кладки — от 7 до 12, чугуна — около 500, железа — около 750 кг на кв. см). Высокие же К., а именно деревянные и металлические, кроме равномерного сжатия, подвергаются еще так называемому продольному изгибу, и еще до предела раздробления они могут быть разрушены вследствие выпучивания. Для подобных К. допускается нагрузка, составляющая определенную часть той нагрузки, которая, на основании теоретических формул (см. таблицу), должна сломать К.

Эта величина разрушающего груза зависит от отношения высоты К. к толщине и от способа закрепления ее концов. В таблице сопоставлены для четырех различных условий закрепления концов К. величины разрушающего груза для чугунных, железных и деревянных К. и вместе с тем даны пределы отношения высоты К. к толщине, до которых размеры К. можно поверять лишь на простое сжатие. P — предельный груз, J — момент инерции поперечного сечения К. относительно оси, проходящей через центр тяжести сечения, E — коэффициент упругости материала, l — высота К.

При этом допускаемая нагрузка должна быть принята для чугуна в 1/4 до 1/6 предельной, для железа то же самое, а для дерева около 1/10. Согласно опытам Годжкинсона, К., зажатые широкими основаниями, сходны по сопротивлению с К., концы которых закреплены, и полые цилиндрические К. крепче одинакового с ними веса К. многоугольного или звездчатого сечения.

А. Т.

dic.academic.ru

Элементы колонн

Элементы колонн в чертежах.

Капитель – верхняя часть колонны, которая может быть декорирована лепниной. Кольцо-переходник находится в месте соединения капители и ствола колонны, оно может скрывать разницу между диаметрами этих элементов колонн. Стволы колонны представляют ее основную центральную часть, они могут быть гладкоствольными и их декорировали бороздками. Некоторые виды колонн имеют одинаковый диаметр по всей высоте, сужаться кверху, расширяться в центральной части. Базы колонн бывают круглыми, восьмигранными. Их устанавливают на пол. Под базой может быть установлен плинт квадратной формы с размером стороны, равной диаметру базы. В каждом ордере предусматривались определенные элементы колонн и их пропорции. Элементы колонн: Верхний элемент колонны дорийского ордера – капитель, состоял из эхины – круглой части с криволинейным профилем, квадратной абаки. Греческий и римский дорический ордера отличались оформлением: в греческом ордере под эхином проходит бороздка, а в римском – выпуклый профиль. Римские колонны устанавливались на базы, а греческие – на стилобат. Архитрав гладкий, у некоторых римских колонн архитрав разделен на фасции. Капитель от ствола отделена врезами гипотрахелиона (шейкой) – количество врезов 1-4. Центральный элемент колонны дорической – ствол – украшен примыкающими друг к другу неглубокими, обладающими острыми гранями каннелюрами. Количество каннелюр – 20. Пропорции элементов колонн дорического ордера были описаны Ветрувием: за модуль был взят нижний радиус колонны, 14 модулей составляла высота (для римских колонн, согласно Виньоле, высота составляла 16 модулей), высота базы – 1 модуль, капитель составляла 1 модуль. Элементы колонн ионического ордера во многом схожи с дорическими, они имеют основание, ствол и капитель. При этом основание стоит на плинте – квадратной плите. Базы имели выпуклые элементы – торусы (полувалы) с орнаментом, желобками, скоциями (вогнутыми элементами). Капитель украшена со стороны фасада волютами на эхине. С боков завитки волют соединяются валами – балюстрами, похожими на свитки. В более поздний период волюты стали располагать с четырех сторон. Эхины располагались таким образом, как будто бы выходили из-под волют. Абака и эхин декорировались лепниной в виде иоников, овов (яйцеобразные элементы), листьев, стрелок. Количество каннелюр на стволе – до 24, борозды разделялись дорожками, и их глубина была глубже, чем у дорических колонн. Ионический ордер стал основой храма Херы на Самосе (570—560 гг. до н. э. архитектор Роикосом), храм Артемиды Эфесской – одно из «Семи чудес света». Пропорции элементов колонны ионического ордера отличаются от дорических: высота варьировалась от восьми диаметров ствола до девяти диаметров в основании. Ионические колонны в Малой Азии имели базу со сложным орнаментом, в основе которой цилиндрический элемент и торус. В некоторых случаях было еще одно основание из трех частей, состоящих из двойного валика, и разделяющихся скоциями. У аттического ионического ордера (в ансамбле афинского Акрополя) база расширена книзу, состоит из торсов, которые делятся скоцией, а вот плинты может не быть.

Элементы колонн дорического и ионического ордера.

Более пышный и богатый коринфский ордер, который появился к концу 5 в. до н.э. Элементы колонны коринфской более изящны и нарядны, чем у ионической и дорической. У капители украшение похоже на наполненную растениями корзину (например, колонны храма Аполлона в Бассах, круглого храма в Эпидавре, памятника Лисикрата в Афинах).

Отдельные элементы колонн разного ордера.

Элементы колонны римского (этрусского) происхождения – тосканской близки по своим пропорциям к дорической. При этом имеет большую толщину ствола без каннелюр, базу из плинта и торуса. В Древнем Риме также был разработан композитный ордер, во многом совпадающий с коринфским, однако более декорированный лепниной.

Капитель и ствол колонн разных ордеров.

Пьедесталы колонн устанавливают под базу. Пьедестал колонны состоит из трех частей: плинты, крышки, тумбы. Пьедесталы использовались древними римлянами для колонн триумфальных арок, и для установки колонн, посвященных императорам и военачальникам: колонна Траяна, колонна Марка Аврелия. Пьедесталы колонн могут иметь правильную геометрическую форму, их украшают рельефным орнаментом, рустованным камнем. В поздних ордерных системах пьедесталы колонн делятся на цоколь, стул и карниз, украшен профильными элементами, рельефами.

Колонна Траяна за счет высокого пьедестала кажется еще более величественной.

Современные методы позволяют изготавливать колонны любого ордера, а также самый разнообразный лепной декор. Свойства такого материала как полиуретан позволяют получать точные копии известного декора. Элементы колонн из полиуретана можно подбирать по каталогам, а затем собирать в готовые конструкции.

Колонны из полиуретана в украшении фасада загородного дома в Подмосковье.

Опираясь на новые технологии и особенности полиуретана, можно украшать современные частные и общественные здания античным классическим декором.

Автор текста: М. Сергеева

www.facade-project.ru

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Абсида

Алтарный выступ в восточной части храма, обычно полукруглый или граненый в плане

Алтарь

Восточная часть внутреннего помещения церкви, отделенная стеной или иконостасом

Антаблемент

Верхняя горизонтальная часть ордерной композиции, обычно поддерживаемая колоннами либо пилястрами. членится снизу вверх на архитрав, фриз и карниз

Архитрав

Нижняя часть антаблемента, его основание, опирающаяся обычно на капители колонн или непосредственно на стену

База

Основание, нижняя опорная часть колонны, столба или пилястры, более широкая, чем их ствол

Балюстрада

Ограждение лестниц, балконов, террас, состоящее из ряда невысоких фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами

Барабан

Венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие (с окнами – световой барабан)<br />венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие (с окнами – световой барабан)

Бусы

Орнаментальный мотив в виде мелких шариков на одной линии, разделенных дисками того же диаметра

Вазон

Архитектурное украшение в виде вазы

Волюта

Декоративный мотив в форме спиралевидного завитка

Восьмерик

Восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения, нередко на четырехугольном основании (восьмерик на четверике) (с окнами – световой восьмерик)

Гирька

Декоративное украшение арочного проема, обычно из резного камня, подвешенное и закрепленное на скрытом в кладке железном стержне. помещается на воротах, крыльцах или в оконных проемах

Глава

Наружное декоративное завершение на барабанах купольных церквей

Гребень

Украшение кровли в виде декоративного разорванного фронтона или ажурной решетки

Гульбище

Наружная терраса или галерея, часто открытая, обходящая здание с нескольких сторон на уровне подклета. встречается в церквях, трапезных и дворцах

Двусветный объем

Объем с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием

Декор

а) Совокупность средств и приемов в архитектуре, способствующих раскрытию ее идейно-художественного содержания; б) система украшений сооружения (фасада, интерьера)

Дынька

Декоративная деталь в русской архитектуре XIII–XVII вв., утолщение на столбах, колонках, в оконных и дверных наличниках, по форме напоминающее дыню

Закомара

Полукруглое или килевидное (с заостренным верхом над серединой дуги) завершение части стены церковного здания; повторяет очертания расположенного за ней свода

Звонница

Надстроенное на храме или поставленное рядом с ним сооружение в виде стены с проемами для подвешивания колоколов

Изразец

Вид облицовочной керамики; керамическая плитка из обожженной глины с рисунком, имеющая с оборота вид открытой коробки (румпу) для крепления в кладке

Иконостас

Стена, составленная из нескольких ярусов икон, которые размещаются на горизонтально положенных деревянных брусьях; отделяет внутреннее помещение храма от алтаря

Каннелюры

Вертикальные желобки на стволе колонны или на пилястре

Капитель

Верхняя часть колонны или пилястры

Карниз

Горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды; также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах

Картуш

Украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись

Кессоны

Небольшие углубления геометрической формы на поверхности потолка, свода, арки

Кокошник

Декоративные закомары, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковного здания; имеют полукруглые или килевидные очертания. часто кокошники располагаются ярусами

Колокольня

Сооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов

Кубышка

Древнерусский декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания<br />

Купол

Конструкция покрытий (или само покрытие зданий и сооружений), имеющая форму, близкую к полусфере. купольные конструкции позволяют перекрыть значительные пространства без дополнительных промежуточных опор

Лестница

Функциональный и конструктивный элемент здания, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней, как правило, в архитектуре является несущей конструкцией

Ложное окно

Ниша на стене, повторяющая размеры и очертания окна; иногда с помощью живописи имитируются переплеты рамы

Луковица

Форма покрытия церковной главы, напоминающая по силуэту луковицу

Люкарна

Оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии. люкарны, имеющие декоративное значение, снаружи часто украшены наличниками, лепными обрамлениями

Навершие

Вершина, маковка; резное украшение (фигурное навершие)

Наличник

декоративное обрамление оконного или дверного проема. состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок или полуколонок) и подоконной части. наличник часто украшался резьбой

Ордер архитектурный

Определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. несущий элемент – колонна, состоящая из капители, ствола и базы. несомые горизонтальные части составляют антаблемент, который образуют архитрав (нижняя часть), фриз (средняя часть) и карниз (верхняя выступающая часть). дорический ордер – один из основных архитектурных ордеров, для которого характерны сужающиеся кверху колонны с каннелюрами без баз и капитель в виде подушки. является важнейшим элементом монументальных композиций классической архитектуры. ионический ордер – один из основных архитектурных ордеров, имеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанным каннелюрами. отличительной особенностью является капитель в виде подушки с двумя волютами. фриз часто покрывался рельефом. коринфский ордер – наиболее утонченный среди архитектурных ордеров, для которого характерны изящные колонны с каннелюрами и базами, завершенные пышной капителью из узорчатых листьев и небольших волют. тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера. имеет колонну без каннелюр и гладкий фриз

Палладианское окно (итальянское окно)

Трехчастное окно с повышенной средней частью, иногда разделенное декоративными колонками. заимствовано из построек итальянского архитектора xvi в. а.палладио

Паперть

Площадка перед входом в церковь

Парапет

Невысокая ограждающая стенка по краю крыши, балкона, крыльца, лестницы, набережной, моста

Певдоготический стиль

Направление в архитектуре XVIII–XIX вв., возродившее архитектурные формы и декоративные мотивы, а иногда и конструктивные особенности западноевропейской готики

Пилоны

Массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов

Пилястра

Плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стен

Подклет

Нижний этаж церкви или жилого дома, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение

Полуколонна

Колонна, выступающая за пределы стены на половину своего диаметра

Портал

Декоративно оформленный вход в здание. перспективный портал – обрамление входа в виде ряда уходящих в глубину стены уступов

Портик

Выступающая из стены обычно перед входом в здание колоннада, несущая перекрытие. часто завершается фронтоном

Посад

Поселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (кремля)

Престол

Неподвижный четырехугольный стол в центре алтаря, покрытый тканями с религиозной символикой; на нем находятся евангелие с напрестольными крестами по сторонам и дарохранительница

Придел

Небольшая бесстолпная пристройка со стороны северного или южного фасада церкви, имеющая дополнительный алтарь для богослужения<br />

Притвор

Входная пристройка к церковному зданию

Раковина

Декоративный лепной элемент в виде раковины (обычно веерное заполнение закомары или полукруглого верха ниши)

Репьи

Декоративные металлические розетки со звездчатым краем

Романский стиль

Возник в X–XIII вв. в западноевропейских странах. характерные особенности: массивные стены, редкие и узкие проемы окон, высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции, скромный декор в виде аркатурных поясов

Ротонда

Круглая постройка, завершенная куполом

Рустовка (рустика)

а) Рельефная кладка или облицовка сооружения рустом – камнем с грубо отесанной выпуклой лицевой поверхностью; б) декоративная обработка стенной поверхности, напоминающая кладку из крупных камней или имеющая вид горизонтальных полос равной высоты, рельефно выступающих над фоном

Свод

Пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности: а) цилиндрический – образует в поперечном сечении полукруг; б) крещатый – образуется пересечением двух цилиндрических сводов; в) сомкнутый – образуется наклонным по заданной кривой продолжением стен; г) купольный – представляет собой полное полушарие

Слобода

Пригородное поселение, расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом

Слухи

Проемы в шатре колокольни

Стилобат

Ступенчатое основание архитектурного сооружения или скульптурного монумента

Стрельчатый

Имеющий заострение при пересечении двух симметричных дуг

Трапезная

а) В монастырях – общая столовая с церковью при ней; русские трапезные XVI-XVII вв. представляют собой большие залы с открытыми террасами и лестницами; б) западная пристройка к церкви

Трехлопастное завершение

Очертание кровли в виде трех дуг, из которых средняя опирается на концы боковых, зеркально повторяющих друг друга

Урочище

Участок местности, отличающийся от окружающих какими-либо естественными признаками (например, болото, лес среди поля)

Фестоны

Декоративное лепное украшение в виде зубчатого или волнистого узора, гирлянды

Филёнка

Декоративная прямоугольная рамка или выемка в поверхности стены или пилястры

Фриз

а) Средняя горизонтальная часть антаблемента; б) декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы на верху стены

Фронтон

Завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. у разорванного фронтона для декоративного эффекта прерваны скаты

Хоры

Верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви, а также в парадном зале

Цоколь

Нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте

Четверик

Четырехгранное (иногда квадратное) в плане сооружение. в композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с восьмериком. двусветный четверик – с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием

Шатер

Покрытие в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды

Шлемовидная глава

Близкое полусфере криволинейное покрытие барабана, плавно переходящее в острие на ее вершине, напоминающее очертаниями шлем

Щипец

Двускатный верх стены, переходящий без выступов в ее основную плоскость

Ярус

Горизонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания, а также ряд кокошников в церковном здании

vma.muar.ru

Колонны как элемент архитектуры | Деловой квартал

Колонны – вертикальные опорные конструкции, состоящие из базы, ствола и капители. В Греции колонны несли антаблемент и вместе с ним поддерживали крышу. Римляне в отличие от греков использовали колонны скорее в декоративных целях и предпочитали арочную систему греческой стоечнобалочной.

Колонна состоит из трех частей: базы, ствола и капители. Ствол этой коринфской колонны покрыт каннелюрами.

В результате появились такие новые варианты, как полуколонна и пилястр. Колонны могут быть парными, как римские, пучками колонн, как норманнские, отдельно стоящими, как индийские. Ствол может быть простым, как у тосканского ордера, или богато украшенным. Капители также украшены по разному: от орнаментальных египетских до простых средневековых.

База колонны

База могла нести гораздо большую нагрузку, чем колонна. В романской и готической архитектуре несколько колонн с базами соединялись вместе. Такая база называлась сложной.

Витые колонны

Архитекторы романского стиля продолжали использовать и имитировать римские колонны. В создававшихся новых типах основное внимание уделялось элегантности и красоте, как в этой колонне. Обычно такие колонны украшали мозаикой.

Пять ордеров

Пять ордеров представляют собой конструктивные системы, служащие для организации частей здания. Ордер состоит из колонны, капители, базы и антаблемента. Дорический, ионический и коринфский ордеры развились в Греции, тосканский и композитный – в Риме. В течение почти тысячи лет ордер не использовался в архитектуре и получил второе рождение во времена Возрождения, когда был систематизирован такими архитекторами, как Себастьяно Серилио, Андреа Палладио и сэр Уильям Чэмберс.

Персидские колонны

Стиль персидских колонн основан на первичной деревянной конструкции. Эта колонна из Зала 100 колонн в Персеполе (V в. до Р. X.) вырублена из камня. Над стволом с каннелюрами расположены волюты и две бычьих головы.

Египетские колонны

Египетские колонны часто напоминают местную флору. Стволы похожи на листья папируса, капители – на листья лотоса (с. 23). На рисунке изображена колонна, украшенная иероглифическими надписями и увенчанная капителью, с каждой стороны которой, изображена богиня Хатор.

Китайские колонны

Китайские колонны выполнялись из дерева и, вместо капители, несли поддерживавшие крышу консоли. Китайцы редко строили каркас крыши и верхнюю часть здания до того, как установят колонны. Колонны часто были красного цвета.

Индийские колонны

Эта колонна имитирует деревянные конструкции ранней индийской архитектуры. Вся поверхность ее богато украшена. В Индии часто строили отдельно стоящие колонны, или латы, использовавшиеся во время церемоний.

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

Колонна (архитектура) – это… Что такое Колонна (архитектура)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Колонна.

Коло́нна (греч. κιων, στύλος, лат. columna) в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).

Колонна также может не поддерживать какой-либо массивный строительный элемент, а служить декоративным или триумфальным украшением, например, со статуей на вершине или просто стоять перед фасадом, держа только отрезки антаблемента, но не неся всю его нагрузку (см. раскрепованный ордер).

Элементы колонны

  • База — нижняя часть, которая переносит нагрузку на основание. Необязательная, например в классическом дорическом ордере её нет, хотя Палладио использовал.
  • Ствол — собственно основная часть колонны. В классической архитектуре часто украшался канелюрами.
  • Капитель — верхняя часть, распределяющая нагрузку с верхних элементов, тоже, как и база, может отсутствовать. Является самым выразительным элементом ордера.

Интересные факты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 октября 2012.
  • Самые высокие колонны (22 м) находятся среди развалин древнего города Баальбек (совр. Ливан).
  • Александровская колонна (Санкт-Петербург) — это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Общая высота сооружения 47,5 м. Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м.

См. также

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *