Архитектура москвы 16 века – 16

Содержание

С. М. Земцов Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века

С. М. Земцов

Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века

С 70-х годов XV века и до конца 30-х годов XVI века Москва обогатилась произведениями архитектуры, достойными столицы огромной страны.

До окончательного объединения русских земель под эгидой московских великих князей-еще далеко, но уже была Куликовская битва (1380), положившая начало избавлению Руси от татарского ига. Дмитрий Донской возвращается в Москву с победой. В конце XIV века длительная борьба с суздальско-нижегородским и тверским князьями заканчивается также в пользу Москвы. К началу 80-х годов XIV века определилась ее ведущая политическая роль, В глазах современников Москва уже город, который «превзыде… все грады в Рустей земли честию многою».

После битвы на Дону процесс консолидации сил Древней Руси усиливается. Несмотря на поход хана Тохтамыша на Москву, вступление литовских войск князя Ольгерда в границы Руси и сопротив-лепие отдельных князей, происходит постепенное объединение русских земель вокруг Москвы.

Иван III (1440-1505, с 1462 г. – великий князь Московский) продолжает борьбу с феодальной раздробленностью русских княжеств, за их объединение в централизованное Русское государство. На время великокняжения Ивана III и падает период создания выдающихся произведений московского зодчества.

Два обстоятельства оказали влияние на сложение архитектурного стиля второй половины XV и первых трех десятилетий XVI века и отбор мастеров. В 1453 г. под натиском турок пал Константинополь, и многовековая связь с Византией, из рук которой восточные славяне получили православие, была прервана. Начинался новый период в истории внешних сношений Московской Руси.

Трагическое падение Константинополя сделало Москву в глазах современников единственной защитницей православия и продолжательницей византийских традиций. Племянница последнего византийского императора Константина XI – Софья (Зоя) Палеолог, воспитывавшаяся в Риме при дворе папы Сикста IV, в 1472 г. становится супругой великого князя Ивана III.

Образованный человек, принцесса Софья была хорошо осведомлена в искусстве своего времени, и в частности в итальянской архитектуре кватроченто. А ее духовник – кардинал Виссарион Никей-ский, крупный византийский политический деятель и ученый, был связан с инженерами и архитекторами Северной Италии. И когда возникла необходимость построить сооружения, отвечающие возросшей силе Московского государства, то естественно было обратиться через принцессу Софью к итальянским мастерам архитектуры [Не следует преувеличивать, однако, роль царевны Софьи в приглашении итальянцев на Русь. Несмотря на татарское иго и оторванность по этой причине от Западной Европы, связь России с иностранными государствами ни-когда не прерывалась. Тому свидетельство – множество денежных кладов, обнаруженных на торговых путях, предметов материальной культуры и искусства, бытовавших на Руси, а также те архитектурные элементы, которые присутствуют в сооружениях домонгольской Руси. Софья Палеолог в данном случае сыграла только роль посредника].

Таким образом, впервые в России появились итальянские мастера, достигшие высокого совершенства в строительстве замков и крепостей, обогатившие архитектуру новыми инженерными и художественными приемами.

Созданные ими произведения крепостного зодчества, характер которых был в значительной етепени обусловлен чисто утилитарным назначением, не шли вразрез со сложившимися к XV веку русскими художественными традициями. По-другому обстояло дело в гражданской и особенно в культовой архитектуре, где приезжим зодчим приходилось считаться с многовековыми национальными традициями. В этом и была трудность положения итальянских архитекторов, отдавших свой талант и знания Московскому государству. Итальянцы с уважением отнеслись к тому, что увидели на Руси. Их поразила самобытность древнерусского зодчества. Сохранив его традиции, они обогатили его прогрессивными для того времени техническими приемами и новым представлением об архитектурных пропорциях.

По летописным русским источникам и итальянским хроникам можно установить с достаточной точностью, какие итальянские архитекторы работали на Руси в последнее тридцатилетие XV и в первые десятилетия XVI века.

Первым, по летописным свидетельствам, появляется в Москве в 1469 г. Антон Фрязин, затем, в 1475 г., – Аристотель Рудольфе Фио-раванти. В 1487 г. уже работает Марко Фрязин (Марко Руффо?) – точная дата его приезда неизвестна. В 1490 г. приезжает Пьетро Антонио Солари; в 1494 – (?) r. – Петр Франциск Фрязин. Примерно в это же время – Алевиа Старый, по итальянским источникам – Алоизио да Каркано. В 1504 г. приежает Алевиз Новый (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) и уже работает Бон Фрязин. В 1517 г. появляется Фрязин Иван, его полное имя – Джон-Баттиста делла Вольпе, и, наконец, в 1522 г. – Петрок Малый.

Таким образом, за период несколько более полувека на Русь приехали десять итальянских зодчих; в неодинаковой степени участвовали они в строительстве Москвы. Из этого списка следует сразу исключить Петра-Франциска и Ивана Фрязиных. О первом из них известно только, что в 1508 г. он был послан великим князем Василием Ивановичем в Нижний Новгород, где строил каменную крепость после частичного обрушения ее стен из-за оползня высокой горы, под которой на посаде было погребено 150 дворов. Второй Фрязин дважды приезжал в Псков – в 1517 и 1538 гг. – для исправления главной стены Псковского кремля. Летописи не называют работ этих зодчих в Москве, хотя, несомненно, они подолгу жили в Москве, так как только отсюда могли быть направлены повелением великого князя в другие города. Таким образом, в Москве работали восемь итальянских зодчих, обладавших большими познаниями и практикой в строительстве вообще и военных сооружений в частности.

Панорама Московского Кремля со стороны Москвы-реки

Тайницкая башня Кремля. Антон Фрязин. 1485

Успенский собор Кремля. Аристотель Фиораванти. 1475

Интерьер Успенского собора

Грановитая палата Кремля. Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари. 1487—1491

Внутренний вид Грановитой палаты

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Архитектура городов России. Архитектура Москвы часть первая: историческая архитектура.

 

Москва, как много значения в этом названии для русского человека. Город, который символизирует мощь и неприступность государства. Город, от лица которого зависит лицо всей России. А лицо каждого города определяет его архитектура и его жители. Рассматривать жителей Москвы займет уйму времени, насколько они многогранны и переменчивы, а вот рассмотреть архитектуру Москвы, нам по силам. Конечно, сделать это в одном материале будет сложно, поэтому, ноябрь месяц будет посвящен архитектурному облику Москвы, ее величественным строениям и современной архитектуры, ее удивительным храмам и исторической архитектуре. А начнем мы с архитектуры, которая и определяет все величие каждого города на нашей планете –

исторической архитектуры Москвы.

 

 

Историческая архитектура Москвы

 

 

 

 

У большинства жителей мира, Москва ассоциируется с Московским Кремлем и Красной площадью, и они правы, ведь именно эти два места олицетворяют всю мощь столицы России. Именно Кремль является символом не только Москвы, но и всей России. Расположенный на Боровицком холме Кремль представляет собой огромное фортификационное сооружение, внутри которого расположено множество культовых сооружений для архитектуры Москвы. Первые укрепления на территории московского Кремля были построены в 1147 году, и представляли собой большой ров и земляной вал, что было характерно для тех времен. В 1339 году, Кремль обрел деревянные дубовые башни и стены, и вновь стал одним из самых защищенных мест на территории России. На территории Кремля начали активно возводиться соборы, большинство из которых были разрушены в начале 19-го века. Каменные стены Кремль обрел в 1369 году, которые были возведены из белого камня. Так, Москва стала «белокаменной».

 

 

 

 

В 1489 году на территории Кремля был возведен Благовещенский Собор, изначально бывший трехкупольным. Также, в 1484 году была заложена Церковь Ризоположения. В 16 веке Кремль начал активно перестраиваться, возводились новые башни и церкви внутри Московского Кремля, улицы на территории Кремля были значительно расширены и отрегулированы. Указом Екатерины Второй, для размещения Сената было возведено величественное здание Присутственных мест, в стиле классицизм. 19 век для Московского Кремля ассоциируется со сносом многих старых зданий, и придание комплексу большого количества псевдоготических архитектурных нот. А в 1812 году, Наполеон и его армия сумели взорвать большую часть зданий Кремля, значительно повредив их, после чего восстановительные работы велись вплоть до 1836 года, и многие здания получили новый облик. В 1849 году завершилось строительство впечатляющего здания

Большого Кремлевского дворца.

 

 

 

 

Большие разрушения Московскому Кремлю принесли артиллерийские обстрелы 1917 года, когда многие здания были частично повреждены или полностью разрушены. А уже в 1918 году, в Кремле базировалось правительство СССР, во главе с В.И. Лениным. В этом же году началась масштабная реконструкция всего кремлевского комплекса. Большинство изменений в ансамбле Московского кремля, можно отнести к архитектуре Москвы советских времен, которая и сделала Кремль символом власти и неприступности России.

 

 

 

 

Важным памятником исторической архитектуры Москвы является дворцово-парковый ансамбль Царицыно, впечатляющий своим размахом. Комплекс был воздвигнут в 1775 году по приказу императрицы Екатерины Второй. Комплекс создан в псевдоготическом стиле, сочетающемся с нотками классицизма. Главным архитектурным строением комплекса является Большой Царицынский дворец. Еще одним выдающимся сооружением 18-го века является Петровский дворец. Дворец был возведен в 1780 году, в популярном тогда псевдоготическом стиле.

 

 

 

 

В первой половине 18-го века, был построен выдающийся памятник российского классицизма – Дом союзов (Благородное собрание). Большое здание с огромной колоннадой над центральным входом, впечатляет с первого взгляда. В Доме Союзов проводятся традиционное ежегодное детское празднование Нового Года – новогодняя елка, а также регулярные симфонические оркестры в Колонном зале.

 

 

 

 

Великолепным примером исторической архитектуры Москвы служит Дворец генерал-губернатора (здание мэрии Москвы). Сейчас, здание находится на масштабной реконструкции. Сам дворец служит образцом русского классицизма – 8-миколонный портик с фронтоном, а также портал под ним, напоминающий очертания триумфальной арки. Территория дворца обнесена роскошным кованым забором с огромными воротами.

 

 

 

 

А кто из москвичей и частых гостей столицы не знает знаменитый гастроном Елисеевский, который располагается в доме Елисеева. Дом славиться своим роскошным фасадом в стиле классицизма, а его внутренние убранства могли бы впечатлить самых состоятельных людей мира. В убранствах преобладают прекрасные классические интерьеры, с огромными люстрами, роскошными фресками, деревянной мебелью и широкими лестницами с роскошными коваными перилами. Пашков дом – одно из самых знаменитых и красивых примеров исторической архитектуры Москвы. Строительство дома было окончено в 1786 году, и с тех пор Пашков дом притягивает к себе толпы туристов, желающих сфотографироваться на фоне знаменитого памятника архитектуры. Дополнительную величественность дому придает тот факт, что здание располагается на возвышенности, которая преподносит Пашков дом на фоне остальных зданий.

 

 

 

 

Перечисляя известные образцы исторической архитектуры Москвы, нельзя обделить вниманием главное здание МГУ, которое поражает своим размахом. Именно благодаря таким строениям Москва обрела свое величие. Здание служит настоящим домом для 50000 человек (студентов, преподавателей и других работников ВУЗа). Современный облик главное здание МГУ обрело во времена советской эпохи, и впечатляет своей высотой в 183,2 метра над землей.

 

 

 

 

Здание Московской городской думы – еще одно культовое здание для Москвы и России. Здание определяет облик московской площади Революции. Всю свою историю, здание Московской городской думы имело правительственное значение, и было важнейшим стратегическим зданием для всей России. Строение, возведенное в 1892 году, впечатляется своим монолитным внешним видом и древнерусским стилем оформления.

 

 

 

 

 

 

Здание государственного Исторического музея – это настоящий символ исторической архитектуры Москвы. Огромная коллекция экспонатов, хранится в 39 залах. Располагаясь на Красной площади, здание Исторического музея гармонично сочетается с Кремлем и другими историческими зданиями, окружающими самую культовую площадь России.

 

 

 

 

Особняк Зинаиды Морозовой является блестящим образцом архитектурного стиля модерн. Красивый особняк, с белоснежным фасадом, украшенным витражами и горельефами, служил особняком для жены Саввы Морозова, известного российского предпринимателя и мецената. В наши дни, особняк служит зданием МИД России.

 

 

 

 

Дом Морозова – еще одно уникальное строение для Москвы, построенное  в эклектичном стиле архитектуры. Уникальный облик зданию придают элементы неомавританского духа в фасаде дома. В 2003 году была проведена масштабная реконструкция памятника исторической архитектуры Москвы, а само здание часто используется для правительственных международных встреч.

 

 

Историческая архитектура Москвы настолько разнообразна, что далеко не каждый житель Москвы, знает все те архитектурные чудеса, которые хранит в своих границах столица России.

 

 

 

 

 

liga-pro.ru

история, архитектурные стили, этапы застройки столицы :: SYL.ru

Что первое приходит на ум, когда мы думаем об архитектуре города Москвы? Сочетание мрамора и бетона, металла и дерева, и все то, что на первый взгляд невозможно, умело гармонирует в городском облике Москвы. За этим разнообразием кроется работа архитекторов не одного поколения, город сочетает в себе дух абсолютно разных эпох.

История развивалась, и старый город развивался вместе с ней. Росла Москва в характерной ей кольцевой манере строений. Началось все с плана Мичурина в XVIII веке, плавно переходя в пик русского классицизма и появления мощных фабрик и заводов к концу XIX века. Архитектура и градостроительство Москвы имеет сложную и очень интересную историю.

Что представляет собой архитектура города?

Определить черты архитектуры Москвы можно такими понятиями, как смешение многочисленных стилей и жанров, эклектики и несерьезного отношения к историческим зданиям. Именно благодаря такому разнообразию Москва стала такой масштабной и внушительной, неудобной и в то же время настолько притягательной. Особый шарм и очарование – это и есть Москва.

Основные архитектурные объекты

Испокон веков главным символом Москвы является Кремль, изображения которого печатают на открытках и буклетах, штампуют на магниты и другую сувенирную продукцию. Наверное, такая преданность Кремлю останется с нами надолго только потому, что эта постройка поистине уникальна, узнаваема во всем мире, так что тягаться с одним из важнейших символов Москвы не приходится.

Кремль

Строение имеет двадцать башен, зубчатые стены из красного кирпича – все это было возведено еще в далеком 15-м веке. Но настоящим символом Москвы Кремль стал только с приходом Советской власти, и по сегодняшний день он символизирует российскую государственную власть. Величие и непревзойденность Кремлю придает его месторасположение, помимо того что это географический центр Москвы, так это еще и Красная площадь – не менее важный символ города. Архитектура площади поистине величественна и считается одной из самых красивых в мире. Именно поэтому данное место притягивает внимание многочисленных туристов из разных уголков мира. Стили архитектуры Москвы – это смешение и разнообразие, яркий контраст и неповторимый колорит.

фото кремля

Красная площадь

Архитектурный ансамбль Красной площади дополняют не только стены Кремля, но и величественные здания ГУМа, Исторического музея и Храма Василия Блаженного. Побывав здесь однажды, совершенно точно захочется возвращаться туда снова и снова.

Красная площадь – настоящий кладезь гармоничного смешения совершенно разных архитектурных стилей.

Если разговор ведется о московском колорите, то нельзя не упомянуть сталинские высотки, которые были возведены в честь 800-летия Москвы еще в 1947 году. На самом деле их должно быть восемь, но удалось построить только семь. Задача семи высоток – символизировать стремление столицы к покорению новых вершин в новом столетии. Каждое строение изначально должно было стать своеобразным ориентиром, вокруг которого должна была формироваться городская площадь. На данный момент часть этих построек имеет административное назначение.

Московские улочки

московские улочки

В противовес строгим сталинским высоткам идут колоритные московские дворики и уютные переулки. Этот неповторимый дух маленьких улочек сохранился в районе Арбата и Покровки. Но на самом деле настоящая жизнь бурлит в абсолютно любом месте города, она скрывается за красивыми фасадами, которые украшают центральные улицы и огромные проспекты. Именно эта жизнь была вдохновением для многих художников, писателей и музыкантов. Эти места стали классикой современной русской литературы.

Если говорить о постройках 18-19-го веков, то от многих зданий уже ничего не осталось. Старинные особняки были снесены, тем самым освободили место для современной архитектуры. Конечно, сочетание стекла и бетона – это стильно и современно, но той теплоты и изящества они в себе не несут.

Чтобы окунуться в историю, можно прогуляться по Поварской улице, которая даже включена в состав заповедной территории. Обратить внимание стоит на работу архитектора В. Баженова, чьи творения – здание Сената в Кремле, Московский университет, Дом Пашкова, Колонный зал Благородного собрания – радуют глаз и по сей день.

Большой театр

Нельзя не упомянуть и Большой театр, который был построен в 1856 году Альбертом Кавосом. Помимо потрясающего внешнего вида здание имеет трагическую историю. Наверное, ни одному театру на планете не доводилось переживать такое количество пожаров. Причем первый случился еще тогда, когда здание находилось в процессе постройки. Теперь же это – образец классики русской архитектуры.

большой театр

Не перестает удивлять и современная Москва. К самым ярким представителям современной архитектуры можно отнести Международный Дом музыки, который является крупнейшим в мире филармоническим комплексом. А что уж говорить о Москве-сити? Это место вызвало бурю дискуссий. Кто-то любит, кто-то ненавидит – в этом и есть вся Москва.

История

Москва не построилась в единый момент, этот город обрастал зданиями и улочками не одну сотню лет. Однако самый активный период застройки начался в 1920-х годах.

1920-е годы

Москва 1920-х годов

Настоящий переворот в архитектуре произошел после революции 1917 года, когда в игру вступили молодые, но целеустремленные специалисты. Их задача была простой: создать из Москвы город, который бы полностью соответствовал советской идеологии. Развивалась архитектура в двух направлениях: активно строились дома-коммуны и рабочие поселки. Символом этого времени стали «переходные» дома. Жилищные комплексы должны были представлять собой малометражные квартиры и общественные зоны. 20-е годы – это попытка воплотить политику в строительство, поистине новое слово в архитектуре.

1930-е годы

Уже к 30-м годам планы поменялись, и постройку жилых комплексов и рабочих поселков оставили на потом. В это время появилось первое жилье для так называемой советской элиты. Социальные коммуны разваливаются, прекращают строиться рабочие городки. Первым домом для элиты стал Дом Правительства.

москва 1930 годов

1930-1950-е годы

Конец 30-х годов ознаменовался приходом неоклассицизма в архитектуру Москвы. Это время «сталинок», которые подразделялись на три типа: элитные, директорские дома и рядовые квартиры.

старая москва

1960-е годы

Война была закончена, а город лежал в руинах. Бесчисленные разрушения в срочном порядке нужно было восстанавливать. Тут не было места мыслям о декоре, строить следовало быстро и дешево. Уже в 50-е годы «сталинки» сменили знаменитые «хрущевки». Идея была проста – возвращение к далеким 20-м годам, то есть строить нужно было максимально просто и дешево. 1960-е года положили начало строительству так называемых спальных серий – панельные пяти- и девятиэтажки.

1970-1980-е годы

Время «брежневок», которые также подразделялись на элитное жилье и панельные дома для обычных людей. Первую категорию домов было принято скрывать, чтобы они не выделялись среди обычных домов, но все самое прекрасное было внутри. Престижный район, дорогие материалы и отделка, охраняемая территория – это все элитная «брежневка».

архитектура москвы 1960

Двухтысячные

Какая архитектура Москвы получила распространение в нулевых? Уже конец 90-х можно назвать самым настоящим «строительным взрывом». В 2000 году начинают появляться так называемые квартиры нового поколения, которые дополнялись развитой инфраструктурой. В это время особенно интенсивно развивалось обустройство не только домов, но и прилегающей территории. Дворы украшались фонарями, создавались прогулочные зоны, высаживался газон и строились тротуары.

За последние 15 лет жилищная архитектура Москвы рванула вперед и совершила настоящий переворот в строительстве массового жилья. Появление новых технологий, материалов и прочего дают возможность застройщикам и архитекторам реализовывать любые идеи и решения. Необычные проекты появляются на каждом шагу, и город не перестает расти и развиваться.

Что нового?

XXI век привнес существенные изменения в понятие архитектуры и строительства. В Москве можно отметить следующие веяния:

  • Если раньше признаком состоятельности были квадратные метры, то теперь на первый план выходит качество жизни и эстетика жилплощади.
  • Новые жилые комплексы гармонично совмещают в себе классическую и современную архитектуру. Особое внимание уделяется обустройству двора, в моду вошло применение элементов ландшафтного дизайна.
  • Большая площадь, высокие потолки, ландшафтный дизайн – больше не признаки только элитного жилья, теперь эти категории относятся и к комплексам комфорт-класса, которые более доступны.
Москва сити

Возможно, наше время – это зарождение нового слова в архитектуре жилищного строительства. Это грамотное соединение лучших характеристик мировой современной архитектуры, что позволяет вывести общество на новый уровень качества жизни и эстетики жилья.

www.syl.ru

Архитектура Московского государства XVII столетия

Общие особенности древнерусского искусства XVII века

XVII век — сложный период для развития Российского государства в целом — смена династий, разруха, большие экономические сложности, которые пережила страна и с честью из этого вышла, и поэтому способна была уже в начале XVIII века претендовать на место среди лучших европейских империй. А для этого нужно было подготовить фундамент, и этот фундамент готовился именно в XVII веке.

В связи со сложной внутриполитической ситуацией в стране искусство XVII века принято разделять на четыре периода в соответствии с периодами постепенной стабилизации положения в стране, а значит улучшения условий для развития искусства и храмовой архитектуры в частности.

Первую четверть XVII века принято связывать с периодом «смуты» в русском государстве. На храмовой архитектуре он сказался крайне отрицательно — это не только недостаток финансовых средств, но и недостаток мастеров, что приводит к упадку храмового зодчества.

Вторая четверть века связана с периодом установления новой династии Романовых и с правлением Михаила Федоровича Романова. В храмовой архитектуре этот период означает восстановление монументального храмового строительства, при отсутствии единого канона.

Третью четверть XVII века принято связывать с правлением Алексея Михайловича Романова и с церковными реформами патриарха Никона, непосредственно отразившимися на храмовом строительстве.

Четвертая четверть века — появление так называемого «нарышкинского барокко» в храмовой архитектуре, который связан с проникновением элементов западноевропейского барокко в православную архитектурную традицию.

В иконописи XVII века происходят принципиально новые изменения, связанные с появлением живописной мастерской и модой на европейский манер — появление парсуны.

Своеобразие московской храмовой архитектуры первой половины XVII века

Начало XVII века в храмовом зодчестве России ознаменовано глубоким кризисом, выразившимся в прекращении на некоторой время монументального культового строительства государством и церковью, что приводит к потере навыков и распадению бригад мастеров, сохраняющих традиции храмового зодчества.

Кризис в храмовом строительстве начала века был разрешен введением общих мер — мер на известь, мер на кирпич, мер на дерево, на железные скобы и т. д., на дверные проемы — на все стали существовать меры, единые как для церковного сооружения, так и для светского сооружения.

Именно с этим, в какой-то мере, связано обмельчение архитектурных форм, и вообще архитектуры культовой, ибо если и туда и туда одна мера, если и там и там используется определенной формы и размера кирпич, то это уже говорит о том, что мастер-строитель, выработавший нормы работы с этим камнем, может строить как светское сооружение, так и церковное. А отсюда, естественно, он, технологию перенося со здания на здание, переносит различного рода другие, уже конструктивные формы. Происходит некое нивелирование, потому что производит один и тот же мастер, бригада одних и тех же мастеров и по одним и тем же технологиям.

В этот период нарастает роль, или удельный вес, в каменном зодчестве светской архитектуры, жилой архитектуры в общем объеме строительства. Различного рода палаты и дома строятся.

Заказчиками храмов также в это время в основном выступают частные лица, в основном купечество, использующее подклеть храма в качестве склада для товаров. Архитектурные формы чаще всего ориентированы просто на сохранение традиции.

Но все же в этот момент архитекторы пытаются найти новые пути движения архитектуры. И здесь можно вычитать два направления: первое — ищется новое в живописном сопоставлении элементов архитектурных, в этом случае эти элементы заимствованы из прошлого; и второе, стремление к созданию стройного композиционного здания, с новыми приемами архитектурной декорации.

В этом случае основной акцент все же переносится с конструкции храма на его декоративное оформление.

Следующий период — вторая четверть столетия. В это время, если брать культовую архитектуру, храм утрачивает строгость и простоту. Храм приближается к сложной, уравновешенной композиции, чаще всего асимметричной композиции (церковь Троицы и Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва).

Основными чертами храмовой архитектуры второй четверти XVII века являются:

1) Церковь заканчивается не куполом, не световым барабаном, а декоративно решенной имитацией барабанов и куполов.

2) Завершие имеет единый декоративный вид — тонкий барабан и вспученная главка. Барабаны были украшены декоративными колонками, полуколонками, и по-разному выкрашены, если барабан красного цвета, то колонки белого.

3) Продолжается та же традиция, которая появилась в шестнадцатом веке — храм работает скорее на внешнее, нежели на внутреннее восприятие.

4) Ассиметричный план, соединяющий несколько разных по функции сооружений: колокольня, трапезная, собственно храм.

5) Наряду с куполами часто используются шатровые завершия храмов, но тоже декоративные.

6) Несоответствие внешнего декоративного вида храма внутреннему конструктивному устройству.

7) Включение в храмовый декор чисто светских элементов: наличники на окнах, крыльцо и др.

Церковь Троицы и Грузинской Божьей Матери в Никитниках в Москве (1631 — 1634 гг.), церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649 — 1652 гг.).

Специфика московских храмов третьей четверти XVII века

Третий период русской архитектуры связан с деятельностью патриарха Никона (в миру Никита Минов). Русский патриарх с 1652 года, а 1658 уже оставил патриаршество.

Именно он начал деятельность по возвращению храмам русским их прежних культовых функций, очищению от всей светской скверны храмовых зданий. Ему это сделать до конца не удалось, тем более в споре с царем — кто главнее — государство или церковь — он потерпел поражение. И отсюда, лишился своего патриаршества.

Храмовая реформа Никона была направлена на следующее.

Во-первых, шатры были запрещены как элементы изначально присущие светской архитектуре. Шатром разрешалось строить только колокольни. Сам храм завершался луковичными куполами, причем оптимальным признавалось пятиглавие.

Во-вторых, сложная асимметричная композиция храмовая, установившаяся в начале века, тоже была ликвидирована и превращена в строгую хорошо читаемую по внешнему виду храма композицию.

В-третьих, формируется осевая композиция храма, в которой сохраняются все, вошедшие в состав церкви функциональные помещения: звонница, дальше низкое сооружение, а дальше собственно храм.

В-четвертых, внешний облик храмов должен быть декоративно украшен, но в меру, чтобы создавать торжественный вид.

В-пятых, храм должен выглядеть монументально, для чего необходимо было ставить храм на высокое основание и расставлять купола как можно дальше друг от друга.

В-шестых, в качестве прообраза декоративного решения храма использовались формы церкви в Никитниках.

Репрезентант — Церковь Николы в Хамовниках в Москве (1679 г.).

Особенности храмовой архитектуры Москвы четвертой четверти XVII века

Появление в 90-х годах XVII века на Руси архитектурного направления “нарышкинский стиль” или “московское барокко” связанно с присоединением Украины к России, в результате чего постепенно волна архитекторов украинских вместе со своими традициями дойдет до Москвы и будет строить в Москве. А украинские традиции — это традиции западноевропейские барочные.

Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693 год) — репрезентант храмовой архитектуры «нарышкинского барокко».
Здание строго центрировано — четверик, плавно переходящий в восьмерик, в ярусы восьмериков, представляющие собой пирамидальную структуру, собирающую верующих со всех четырех сторон (за счет высоких барочного типа лестниц, ведущих на высокое крыльцо церкви с трех сторон) и постепенно поднимающую их души к Богу.

Традиция эта идет от старомосковской архитектуры XVI века (церковь Вознесения в Коломенском), в отличие от которой в данной сооружении отсутствуют светские элементы и интерьер полностью соответствует культовой функции храма (рабочее алтарное пространство).

Здание в верхней части своей имеет звонницу. Т.е. не отдельно стоящую шатром звонницу, а само здание предполагает нахождение внутри звонницы. Это, с одной стороны, продолжение традиций третьей четверти века, а с другой — новый принцип компоновки, при котором осевая направленность соблюдается на с запада на восток, а снизу вверх.

Декоративное убранство превращается в декоративные сгустки, прежде всего, фиксирующие ярусы, т.е. каждый ярус со своей декорацией, сконцентрированной в верхних частях.

Церковь обладает пятью луковичными куполами на тонких барабанах (согласно традиции третьей четверти XVII века), но при этом все элементы завершия строго конструктивны: купола и барабаны световые.

В результате появления стиля «нарышкинское барокко» храмовая архитектура конца XVII века приобрела упорядоченность, конструктивность и уравновешенную энтузиазность содержания, знаменую собой начало поворота древнерусской архитектурной традиции в сторону синтеза с западноевропейскими архитектурными традициями барочного свойства.

Церковь Покрова в Филях (1693 — 1694 гг.), церковь Знамения в Дубровицах под Москвой (1690 — 1704 гг.).

istoriya-iskusstva.ru

Русская архитектура конца XV – начала XVI века

Как и в предшествующее время, монументальное строительство Москвы имеет государственный характер. Оно направляется московским правительством, сосредоточившим внимание прежде всего на Московском Кремле. Каменная крепость 1367 года обветшала и не отвечала новым требованиям военно-инженерного дела. Политический престиж Москвы также требовал создания новых, вполне современных укреплений и одновременно торжественного обрамления городского центра и резиденции «великого государя» Ивана III. В конце XV века Кремль возведен заново.

К этой грандиозной работе были привлечены итальянские мастера; среди них ведущую роль играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари.

В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля (1485—1495) использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. Кирпичные стены общим протяжением более двух километров, с восемнадцатью башнями оказались не только грозной твердыней, но и замечательным архитектурным произведением. Повторяя в основном контуры укреплений XIV века, новый Кремль хорошо согласовывался с рельефом. Южная стена шла теперь не по кромке кремлевского холма, а у его подножия, открывая вид на центральный ансамбль храмов. Вместо широких прямоугольных зубцов, применявшихся в более ранних русских крепостях, стены Московского Кремля венчались узкими двурогими зубцами.
Внутрь крепости стена открывалась вереницей высоких арок, несших боевой ход, что позволяло при значительной толщине стен разместить в них бойницы нижнего яруса и в то же время придавало ритмичное членение протяженным кирпичным поверхностям. Московский Кремль поражал современников своей красотой и величием; он оказал большое влияние на развитие русского военного строительства, послужив образцом (главным образом в отношении архитектурных форм) для многих русских крепостей XVI века. В 30-х годах XVI века оборонительные работы в Москве были продолжены сооружением укреплений Китай-города (мастер Петрок Малый).

Как крепость Ивана III почти полностью повторяла план крепости Дмитрия Донского, так и новые храмы возводились на местах старых храмов Ивана Калиты. Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи. Старые храмы были ветхи и тесны; они не отвечали возросшему политическому значению русской столицы, их сменили новыми.

Первым был построен Успенский собор (1475—1479, ил. 68). Его строителю — крупному итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти было предложено следовать образцу владимирского Успенского собора XII века. Московские государи считали себя прямыми наследниками владимирских князей, и связь с традициями архитектуры Владимира была совершенно определенным идеологическим заданием. Фиораванти точно исполнил это задание. Талантливый мастер за короткое время успел понять красоту и логику древнерусской архитектуры и, введя в свою постройку наиболее существенные древнерусские формы, творчески соединил их со своим, ренессансным пониманием архитектурного пространства. Поэтому созданный им храм сочетал традиционные русские черты с новыми. Фиораванти повторил в своем соборе только внешние черты «образца»: пятиглавие, колончатый пояс, перспективные порталы, позакомарное покрытие. В целом же он придал зданию принципиально новый облик. Его план, как и фасады, получил равномерное членение, так что центральное подкупольное пространство не было подчеркнуто. А так как ширина членений фасадов определяет размер и высоту закомар, образовалась строгая ритмическая система фасадов с закомарами, имеющими одинаковую высоту. Апсиды — характерная часть храма — замаскированы выступами стен, формы строго геометричны. С запада к собору примыкало открытое крыльцо 8 виде балдахина с арками на висягах (резные камни, подвешенные на скрытом в кладке железном стержне). Особенно существенно изменено внутреннее пространство: здесь нет хоров, круглые колонны несут тонкие кирпичные своды перекрытия. Храм походил на просторный, обильно освещенный зал светского характера. Не случайно летописец отметил, что собор построен «палатным образом». Собор удивил современников и выдающимися художественными качествами — «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством».

Успенский собор в Московском Кремле. План

Сочетавший лучшие черты древнерусской традиции с достижениями итальянского зодчества, Успенский собор оказал огромное влияние на развитие русской архитектуры.

Несколько позже на той же центральной площади Кремля итальянцем Алевизом Новым был построен Архангельский собор (1505—1509, ил. 69). Как зодчий Алевиз значительно уступал Фиораванти; у себя на родине он был известен скорее как скульптор (его настоящее имя — Альвизе да Монтаньяна). Поэтому Архангельский собор вносит мало нового в отношении композиции здания и организации пространства. Собор возводили как усыпальницу московских государей, но в его облике нет ничего мрачного; храм обработан наподобие двухэтажного палаццо в духе архитектуры Ренессанса. Закомары, отделенные сложным антаблементом, заполнены пышными резными раковинами; пилястры, расчлененные на два яруса, как и стены, обработаны филенками и завершены классическими капителями. Первый ярус, оформленный аркадами, имел украшенные богатой орнаментальной резьбой и расписанные краской и позолотой порталы. Появление в Московском Кремле здания, столь широко и откровенно оформленного в духе архитектуры Ренессанса, знаменовало усиление светских тенденций в русской культуре.

Успенский собор в Московском Кремле. Южный фасад.

В отличие от главных построек Кремля Благовещенский собор (1484—1489, ил. 70) и церковь Ризположения (1484—1486, ил. 71), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями. Это храмы, поднятые на высокий цокольный этаж — подклет и окруженные открытой галереей. Аркатурно-колончатый пояс на их фасадах и апсидах — дань владимирской традиции. Благовещенский собор, сменивший старую постройку конца XIV века, был первоначально трехглавым и сохранял хоры, связанные с дворцом, представлявшим собой сложный комплекс деревянных и новых каменных палат, поставленных на подклетах и соединенных открытыми переходами и террасами. От дворца сохранился корпус Грановитой палеты (1487—1491; зодчие Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари, ил. 72). Это большой зал, площадью около 500 квадратных метров при высоте более девяти метров, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, сходящимися в центре зала на одном столбе; торжественная открытая лестница вела в палату со стороны Соборной площади.

Завершал ансамбль высокий «столп» храма-колокольни Ивана Великого (1505—1508, Бон Фрязин). В первоначальном виде здание было ниже существующего ныне (его верх надстроен в 1600). Оно представляло исключительную по красоте пропорций башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов наверху каждой призмы. Строгая обработка плоскими лопатками на углах и легкими карнизами подчеркивала изящество и торжественное величие храма-башни.

Кремль и его здания стали образцом, которому стремились подражать. Строители величавых крепостей Новгорода (1490—1500), Нижнего Новгорода (1500—1511), Тулы (1514—1521), Коломны (1525—1531) во многом использовали инженерный и архитектурный опыт Москвы. Как и Московский Кремль, эти крепости не только крупные военно-инженерные сооружения, но и прекрасные произведения русского градостроительного искусства.

Выдающимися художественными памятниками были ансамбли ряда монастырей, сложившиеся в первой половине XVI века и совершенствовавшиеся в последующее время. Их изучение показывает тонкое понимание русскими зодчими связи архитектуры с ландшафтом, умение искусно построить план ограды и расположить здания так, чтобы они образовали гармоничное единство и открывались входившему в ворота монастыря с наиболее выгодной в художественном отношении стороны. Крупнейшими памятниками такого рода являются монастыри Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев в Загорске, Борисоглебский под Ростовом Великим. Автор последнего — ростовский зодчий Григорий Борисов — создал здесь оригинальную планировку: центром ансамбля является не храм, а открытая прямоугольная площадь, по краям которой расположены собор, трапезная и другие здания.

Важным новым явлением в развитии русского зодчества начала XVI века был значительный рост каменного гражданского строительства. В это время в крупнейших монастырях все чаще сооружают монументальные трапезные палаты — постройки полусветского характера. Обычно это двухэтажные здания, крытые высокой деревянной кровлей. Верхний этаж занимали просторный зал трапезной с одним центральным столбом и сводчатым перекрытием и небольшая церковь. Нижний этаж служил хозяйственным целям. Внешний облик трапезных отличался строгой простотой. Лучшими памятниками этого типа являются трапезные монастырей Андроникова в Москве (1504—1506) и Пафнутьево-Боровского (1511).

Продолжается в конце XV века и дальнейшая разработка композиции храмов в духе традиций первой половины этого века. Покрытия, образуемые тремя ярусами закомар, становятся еще более пышными и торжественными, чем в соборе Андроникова монастыря.

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Реконструкция К. К. Романова

Храмы часто подняты на высокий подклет, занимающий большую площадь, чем сам храм, и поэтому создающий с трех сторон здания галерею, на которую ведут лестницы. Хорошими примерами могут служить соборы северных Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Стройный и нарядный собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490) поднят на подклете, образующем широкое гульбище; верх здания украшают спокойные ярусы килевидных закомар. Более массивный и величественный Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497, зодчий Прохор Ростовский) не имеет подклета.

В это же время — на рубеже XV и XVI веков появляется в Москве, а затем получает широкое распространение и за ее пределами тип «посадского» храма — бесстолпной кубической одноглавой церковки с трехлопастным завершением фасадов. Эти маленькие здания перекрывались крестчатым сводом, то есть сомкнутым сводом, перерезанным двумя взаимно-перпендикулярными узкими цилиндрическими сводиками. На месте их пересечения ставили небольшую световую главку.

Таковы московские церкви Трифона в Напрудном, Николы в Мясниках (не сохранилась) и многие другие. Простота внешнего вида, интимность и камерность пространства резко отличают эти церкви от величественных и парадных, полных официальной представительности храмов Московского Кремля и крупных монастырей.

istoriya-iskusstva.ru

Архитектура Москвы 15 — начала 16 века — Лицей имени Вернадского

Автор: Игорь Святославович Демин · Опубликовано · Обновлено

Все фото можно увеличить

Спасский собор Андроникова монастыря (между 1410 и 1427)

Успенский собор Московского Кремля (1479, Аристотель Фиораванти)

Благовещенский собор Московского Кремля (1489, псковские зодчие)

Церковь Ризоположения в Кремле (1485, псковские зодчие)

Архангельский собор Московского Кремля (1505-1508,  Алевиз Новый)

Грановитая палата (1487-1491, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари)

1553.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.