Архитектура 16 века на руси – Архитектура России 16 века

Содержание

Архитектура России 16 века

16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики государства в период правления как Василия Третьего, так и Ивана Грозного. Этот период ознаменовался не только строительством новых городов, возведением и укреплением фортификационных сооружений, но и активным разрастанием Москвы, продолжением строительных работ в Московском Кремле, появлением новых монастырей, соборов и храмов.
В 16 веке растет могущество Русского государства, растет и значение Москвы, как центра. В столицу со всей Руси свозят лучших мастеров, которые работают вместе с итальянскими архитекторами и зодчими. С их помощью в России начинается строительство сложных архитектурных объектов из камня, пришедшим на смену традиционному русскому деревянному зодчеству.
В начале века продолжались работы по перестройке Московского кремля, начатые Иваном Третьим еще в конце 15 века. Кремль теперь представлял собой сооружение из кирпича, торжественное и величавое, с более высокими стенами, чем прежде. Самой высокой постройкой кремля стала дозорная башня – колокольня Ивана Великого. Строительство ее было начато в начале века, в 1505-1508 годах, а закончилось лишь в начале следующего столетия. По сей день здание считается одним из шедевров русской архитектуры того периода.


В этот же период, в 1505-1508 годах, по приказу Василия Третьего в Московском Кремле итальянским архитектором Алевизом Новым строится знаменитый Архангельский собор. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.
Начало века продолжаются частые набеги татар. Поэтому Туле по его приказу, по образу Московского кремля ускоренно возводится сначала деревянный, а затем и каменный Тульский Кремль. Идут работы по строительству фортификационных сооружений или укрепляются уже построенные крепости и в других городах.
Москва продолжала активно отстраиваться и во времена детства Ивана Грозного в период формального правления его матери Елены Глинской. В 1535 году был возведен каменный Китай-город. В этот период укреплялись такие города, как Тверь, Ярославль, Владимир, Кострома, Вологда. На южных и восточных границах государства начинали строиться новые города.

В 16 веке в России появляется принципиальной новый тип сооружений – шатровые храмы, не использующие в своей конструкции подпорок, как традиционные древнерусские крестово-купольные храмы. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром. Впоследствии шатровые кровли, своды, навесы, выполненные из древесины, стали появляться на Руси повсюду – над воротами, над крестьянскими избами, над боярскими хоромами и над колодцами, над часовнями и даже над деревянными могильными крестами.
Как было отмечено, этот же отрезок времени характеризуется началом постепенного перехода от деревянной архитектуры к каменной. Так как возведение шатровых сооружений, особенно в камне, требовало высокой точности инженерных расчетов, можно с уверенностью сказать, что к тому времени русские зодчие уже научились справляться и со столь трудными задачами.
Еще одним технологическим новшеством, свойственным этому периоду, стало использование наравне с белым камнем и красного кирпича. При строительстве объектов вместо деревянных начинают использовать металлические крепления, работы осуществляют с помощью подъемных механизмов.
Самыми яркими примерами шатровых храмов являются дошедшие до нас уникальные и неповторимые памятники русского зодчества 16 века — церковь Вознесенья в Коломенском, построенная в начале века в честь рождения Ивана Четвертого (будущего Грозного), и уникальное сооружение, настоящее чудо света – Храм Покрова на рву, более известный, как Храм Василия Блаженного, построенный на Красной площади в середине 16 века в честь взятия Казани. Согласно легенде, Иван Грозный приказал ослепить русских зодчих, трудившихся над его созданием, чтобы они не смогли вновь воспроизвести такую красоту.


Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Фундамент и цоколь храма, как и некоторые декоративные элементы, выполнили из более традиционного материала — белого камня. Особенно интересно внешнее декоративное оформление собора. Храм и в наше время привлекает внимание сложностью конструкции и разноцветными затейливыми маковками. В оформление храма зодчие вложили всю свою фантазию, и результат превзошел самые смелые ожидания. Желая подчеркнуть красоту основного материала строения, кирпича, зодчие еще и расписали его «под кирпич».

Параллельно со строительством шатровых храмов и в Москве, и в провинции продолжается активное строительство пятиглавых крестово-купольных. Среди них можно особенно выделить строительство Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, а также Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
Стоит отметить, что период правления Ивана Грозного особо отмечен появлением множества новых храмов и монастырей. Ведь с падением Византии и Римской империи, именно Россия, согласно дальновидному замыслу правителей, стала новым оплотом христианства для всего православного мира.
В середине 16 века в Москве уже активно развивается каменное гражданское строительство. И в самой Москве, и в ее ближних и отдаленных окрестностях было построено множество каменных зданий. Среди них можно выделить знаменитую Алксандровскую слободу и другие царские резиденции, а также грандиозный Опричный двор.
Из крупных российских городов только в Новгороде и Пскове в 16 веке еще остаются заметными характерные местные особенности. Новгород в эти годы был оплотом государства на северо-западе, поэтому здесь были заняты военно-оборонительным строительством. Новгородский кремль, перестроенный в кирпиче, имеет в своей архитектуре элементы Московского кремля. К концу века и гражданские сооружения Новгорода стали претерпевать изменения в архитектурном облике, приобретая черты московского зодчества.
Другая ситуация сложилась в Пскове. Архитектурное развитие города продолжало идти своим путем, причем именно в 16 веке здесь расцветает собственная псковская школа зодчества. Так как город являлся опорой государства на западе, в 16 веке его укрепления были кардинально перестроены, От каменных сооружений той эпохи до наших дней дошла Покровская башня. Позднее, конечно же, и здесь стало ощущаться влияние московского зодчества, проявившееся в появлении пятиглавых храмов с подклетами и прочих архитектурных приемов, не свойственных ранее данной местности.


Слава о псковских зодчих еще в 15 веке распространилась далеко за пределами их города, в итоге их стали специально приглашать на строительство объектов в другие города. В начале века они уже работали в Москве. Позднее в 1560 году под Казанью в Свияжске был возведен собор Успенского монастыря, работы псковских мастеров, в котором откровенно просматриваются характерные особенности псковского зодчества.

archirussia.com

Архитектура России 16 века – основные черты и тенденции

Архитектура в России 16 века – это один из главных этапов истории архитектуры. Именно в этот период активно формировалась новая зодческая традиция России, а также переосмыслялась более древняя. Не менее значительным фактором, отразившимся на формировании российской архитектуры того времени можно назвать и объединение мелких княжеств, создание единой страны.
Представлено российское зодчество того времени в основном храмовыми постройками. Тогда было возведено огромное количество церквей и соборов, многие из которых уникальны, и большинство из построенных религиозных зданий не только дошли до нашего времени, но и поражают современных архитекторов своими изящностью и великолепием.
Одним из самых значимых архитектурных сооружений этой эпохи считается храм Вознесения в Коломенском. Современники описывали его как необычайно красивое и высокое строение, также отмечали, что храм светлый и сам по себе необычный по своему внешнему виду для храмовых построек 16 века. Привлекает внимание этот храм и тем, что его конструкция шатрового типа, что, как уже было отмечено, не было характерно в то время. Также можно смело назвать это здание уникальным, а для современников еще и непомерно дорогим по сравнению с другими сооружениями.

При Иване Грозном строительству храмов уделяли огромное внимание. Их застраивали на захваченных территориях, где принуждали иные народы к крещению. Там нужны были церкви и соборы, поскольку любой верующий 16 века обязан был посещать религиозные заведения. Но не только в новых землях возводили храмовые постройки, в Москве тоже появлялись подобные здание. Самое известное из них – Собор Василия Блаженного, находящийся в центре Москвы.
Этот собор ранее назывался Собором Троицы, позже был несколько раз переименован. Он шатрового типа, не встречающегося часто до 16 века. Каждому сейчас этот памятник архитектуры хорошо известен, ведь это один из главных символов города Москвы. Внутри собор крайне мал, но снаружи выглядит он неповторимо: ярко, богато, узнаваемо.
Это были основные храмы, относящиеся к шатровому типу по своей конструкции. Такие строения ранее на Руси не возводились, ведь сам принцип шатра в архитектуре был заимствован. До этого момента популярностью пользовались другие по своему устройству храмы, а именно Владимиро-Суздальского типа. Ранее они уже были представлены на территории России, а конкретно в 16 веке этот тип был очень популярен, но в то же время сам внешний вид несколько переосмыслен.
К храмам Владимиро-Суздальского типа можно отнести соборы в Новодевичьем монастырском комплексе и в Троице-Сергиевой лавре. Если конкретнее, то это Смоленский и Успенский соборы, а также храм в Вяземах, который, согласно некоторым источникам, строил сам Борис Годунов.
Известным двухстолпным храмом можно назвать Соловычегодский собор, он был возведен уже ближе к концу 16 века, а еще храм, построенный царем Иваном Грозным, собор Никитского монастыря. Оба эти соборы пятиглавые, что тоже характерно для храмового зодчества того времени.
Особым образом была спроектирована и выстроена Духовская церковь, находящаяся на территории Троицко-Сергиевой лавры. В ней сочетаются московский тип строения церкви с организацией звонницы согласно башенному типу. Задумали и воплотили в жизнь этот проект мастера из города Пскова.
Строения московских трапезных по типу одностолпных палат – это тоже довольно популярные в то время строения. Самым известным образцом является Грановитая палата, располагающаяся в Кремле города Москвы. Построена она была еще в конце пятнадцатого столетия, но именно по этой же схеме стали возводить подобные здания. Второй прототип – палата Новгородского Кремля.
Подводя итог, можно смело назвать 16 век одним из самых значимых в российской архитектуре. Это новаторский период, основными объектами в нем были религиозные здания, которым придавалось очень большое значение – к святыням Руси относился с трепетом сам Иван Грозный, да и другие цари, правившие в этот период. Поскольку религия зачастую ставилась даже выше государственной власти, храмовых сооружений возводилось очень много, и все они были оригинальны, несмотря на довольно строгий канон, которому следовали при их строительстве. Застраивались и древние комплексы новыми зданиями, но уделялось не меньшее внимание одиночным храмовым постройкам. Осваивались новые территории, а на них довольно быстро возводились церкви и соборы.

www.istmira.com

Архитектура Руси в 16 веке

Сообщение приготовила ученица 10 «А» класса Жук Ксения

Отличие Кремля от европейских столиц.

В Европе замок феодала стоял у края городских ворот и явно противостоял городу и его жителям, он был совершенно недоступен горожанам. Собор стоял на одной площади города, ратуша – символ независимости города – на другой. Так закладывалось противоречие: феодал – церковь – горожане. На Руси город и особенно его центральная часть – Кремль объединял в одном комплексе светскую власть (князь), церковь (митрополит, патриарх) и защиту городского населения во время набегов врага. С конца 15 века Москва окончательно становится политическим, религиозным и культурным центром Руси. После падения Константинополя в 1453 году возникает теория –«Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать». Город должен был соответствовать новым задачам. При Иване Третьем происходит перестройка Кремля и город украшается величественными соборами. Впервые после Андрея Боголюбского Русь так широко распахнула двери иностранным мастерам, в первую очередь, итальянцам. В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся успехи в архитектуре.

Архангельский собор (1505 – 1508)

Архитектор Алевиз Новый. Этот итальянский зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей. При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью. В основе здания – традиционная крестово-купольная система. Но архитектор очень пышно декорировал фасад. Для этого он использовал мотивы ренессансной ордерной архитектуры Венеции. Сложный карниз разделил здание на два этажа. Полукруглые закомары великолепно декорированы венецианскими раковинами. Эта деталь станет необыкновенно популярной в русском зодчестве. В целом, Архангельский собор напоминает итальянские палаццо.

Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508)

Архитектор Бон Фрязин. Между Успенским собором и Архангельским вырос столп храма-колокольни. Первоначально строение достигало 60 метров. Форма фундамента – усеченная пирамида. Кверху ярусы облегчаются, углы их выделены лопатками. Если мысленно отсечь от колокольни золоченый купол, то перед нами предстанет итальянская Кампанелла. Золоченый шлем купол был надстроен в 1600 году. Он украшен позолоченной надписью, превратившейся в замечательную ленту фриза. Колокольня достигла 81 метра и стала самым высоким сооружением Москвы вплоть до петровского времени. Ряд кремлевских сооружений был возведен русскими мастерами самостоятельно. Это построенная псковскими мастерами церковь Расположения и Благовещенский собор.

До нас не дошел великокняжеский дворец, но сохранилась величественная Грановитая палата. Возведена в 1487 – 1491 годах архитектором Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Ее название происходит от облицовки фасада граненым камнем – так называемым бриллиантовым рустом. Второй этаж палаты представляет почти квадратный очень просторный зал, крестовые своды которого опираются на стоящий в центре единственный столп. Это уникальный образец русской гражданской архитектуры. В 1485 году началась перестройка стен и башен Кремля. Работы продолжались до 1516 года. Мы видим сегодня Кремль именно таким, каким он был построен при Иване Третьем. Целью перестройки Кремля было создание мощной крепости. Иноземные мастера сумели создать оборонный комплекс в духе русских национальных традиций. Они придерживались плана старой крепости Дмитрия Донского, сохранив башенный силуэт крепости.

Стены были завершены зубцами, напоминающими ласточкины хвосты. Внутри стен проходит глухая аркада, расположены площадки для боя. Башни служили целям орудийного боя и отслеживания с высоты врага и обстрела его. Угловые башни имеют круглую или многоугольную форму для широкого обзора и ведения кругового боя. Промежуточные стенные башни – прямоугольные. Проездные три: Спасская, Троицкая и Боровицкая. В те времена Кремль был превращен в остров, перед ним прорыты рвы, имелись навесные мосты.

Архитектура 16 века.

В конце 15, начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.

Церковь Вознесения в Коломенском (1530 – 1532)

Построена Василием Третьим в честь рождения долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного. Поразительно удачно выбрано место – высокий берег Москвы-реки. В основе объема – высокий квадратный четверик, со всех сторон выступают притворы, придавая храму затейливую и оригинальную форму. Углы обработаны мощными пилястрами с ордерными капителями. На них опирается тройной ярус килевидных декоративных кокошников. Они переводят усложненный четверик основного столпа в восьмигранник. Апсиды отсутствуют. Интересно передается ощущение постепенного облегчения от яруса к ярусу. Нижний ярус имеет пилястры рельефные, задерживающие взгляд, чем выше, тем более плоскими становятся «врезы» и, наконец, перед нами представ архитектуре церкви Вознесения в Коломенском с наибольшей силой отразилось национальное начало русского зодчества, то представление о прекрасном, которое было свойственно современникам этого шедевра.

Храм Василия Блаженного (1554 – 1561)

Великое творение русских зодчих – Храм Покрова на Рву, известен более под именем храма Василия Блаженного, легендарного юродивого времен Ивана Грозного, похороненного, по преданию, в одном из приделов храма. Строители храма – Барма и Постник Яковлев, может быть, это имя одного человека – Ивана Яковлевича Бармы. Построен в память взятия в 1552 году Казани. Центром архитектурного ансамбля храма стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы (именно в день этого праздника готовился решительный штурм Казани). Церковь чуть сдвинута от центра, что создает ощущение динамизма, как бы движения вокруг невидимой оси, что можно сравнить со сдвигом от центра центрального ангела на иконе Андрея Рублева «Троица». Восемь столпообразных храмов разной величины окружили центральный, образовав крестовую композицию. Различная высота столпов сообщила всему облику храма черты динамизма и нарядности. В основе композиции храма – восьмерик. Огромное внимание зодчие уделили декоративному убранству храма, раскрашенному первоначально в два цвета: красного кирпича и белого камня, из которых оно построено. Ярусы полукруглых и килевидных кокошников сменяются фронтончиками и стрелами, как бы помогающими движению вверх центрального шатра. Великое творение русских зодчих неповторимо и индивидуально. Нет двух точек, с которых здание смотрелось бы одинаково. Все время меняется его лик, ритм его ярусных башен. Время многое изменило в первоначальном облике собора. В конце 16 века появились очень нарядные луковичные главы. В 70-ых годах 17 века весь храм покрыла яркая, праздничная, многоцветная раскраска. Поставленный не в Кремле а на посаде Храм Василия Блаженного стал одним из самых любимых произведений русского зодчества, его фантастический силуэт, поднимающийся как раз на срезе Красной площади на фоне неба, вторит ритму башен и глав Кремля и является неотъемлемой частью нашей столицы и памятником гению русского народа.

mirznanii.com

Русская архитектура 16 века [России]

Каменные храмы

Пятиглавые соборы

В больших городах и крупнейших монастырях России иногда стро­ились огромные пятиглавые соборы по образцу Успенского собора Московского Кремля. Примером может служить Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный в 1525 г. по распоряжению Василия III. Такие же каменные великаны возводились и при Ива­не Грозном (Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софий­ский собор в Вологде).

Собор Соловецкого монастыря

Неповторимой кра­сотой и своеобразием конструкции отличается собор Соловецкого монастыря на Белом море (1566). Его огромный четверик увенчан высоким пятиглавием. В боковых частях размещены приделы во имя почитаемых святых. При этом своды и главы опираются всего лишь на два монументальных столба. Заказчиком собора был соло­вецкий игумен Филипп — широко одарённый церковный деятель, впоследствии митрополит.

Четырёхстолпные храмы

Однако гораздо чаще встречались более скромные по разме­рам храмы с четырьмя внутренними столбами и одной или тремя главами. Переход от основного четверика к барабану центрального купола у этих храмов обычно выполнялся в виде нескольких яру­сов полукруглых кокошников. До наших дней сохранились многие образцы этого типа — собор Рождественского монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в Ярославле и др.

Бесстолпные церкви

Ещё один распространённый в России XVI века тип каменных храмов — небольшие бесстолпные церкви с одной главой. Их заказ­чиками обычно выступали жители одной улицы или разбогатевшие купцы. В Москве примером такого типа может служить церковь За­чатия Анны.

Шатровые хра­мы

Среди построек России XVI века особняком стоят шатровые хра­мы. Все они строились как памятники какому-то важному собы­тию. Так, например, прекрасная церковь Вознесения в селе Коло­менском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника. А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. Его центральный объём, увенчанный шатром, окру­жён восемью стройными приделами в виде башен. Посвящения пре­столов храма связаны с памятными датами казанского похода. Тре­тий шедевр шатровой архитектуры — Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Её заказчиком был сам царь Иван Грозный, имевший здесь одну из своих загородных резиденций.

Развитие архитектуры городов

Москва

При Иване IV Москва — столица Русского государства — разрасталась. Мощные стены с бойницами для пушек и пищалей и множество башен окружало Москву.

Кремль

Продолжалось строительство на территории Московского Кре­мля. Он поражал иностранцев белизной соборов, золотом куполов, цветными фресками храмов, росписью царских палат.

При Иване IV внутри Кремля была создана Оружейная палата. Царь очень гордился ею. Там хранилось: дорогое оружие; золотая и серебряная посуда; царские одежды, шитые жемчугом и украшенные драгоценными камня­ми; царские регалии.

Церковь Вознесения

В честь рождения сына Ивана, будущего первого русского царя, его отец — великий князь Василий III — повелел построить в селе Коломенском под Москвой церковь Вознесения. Она ознаменовала появление нового направления в архитек­туре — шатрового стиля. При взгляде на неё кажется, что видишь ги­гантский шатёр.

Знаменитый французский композитор XIX в. Г. Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерус­ского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, но древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который стро­ился веками, я стоял вблизи Миланского собо­ра, но, кроме налепленных украшений, я ниче­го не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты за­конченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».

Храм Василия Блаженного

В честь взятия русскими войсками Казани царь повелел в Москве на Красной площади построить храм Покрова. Он более известен как храм Василия Блаженного, потому что у его стен был погребён известный в те времена в Москве Василий по прозвищу Блаженный. Храм построен в шатровом стиле. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Белокамен­ная стена

Столица разрасталась. Потребовались новые городские укрепления. Белокамен­ная стена, возведённая под руководством русского зодчего Фёдора Коня, опоясала город. Эта новая территория получила название Белый город.

Монастырские укрепления

За столицей шло кольцо мона­стырских укреплений. В Симоновом мо­настыре в Москве до сих пор сохранилась башня «Дуло», что была создана в конце XVI в.

Другие города

Фёдор Конь выстроил стены Смоленского кремля — «ожерелья земли русской». Был обнесён каменными стенами Троице-Сергиев монастырь. В 60-х гг. XVI в. Иван IV повелел основать Тихвинский монастырь.

Устройство дворцов

см. Царский дворец#Помещения дворца

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Архитектура россии в 16-17 веках фото и информация

  • Архитектура росмсии в 16 в

  • 16 век культура россия

  • Архитектурные стили в россии в 16 веке и их особенности

  • Доклад архитектура 16 века кратко

Вопросы к этой статье:
  • Почему в XVI в. исчезают многие местные школы архитектуры?

  • Как связаны политиче­ская история XVI в. и развитие архитектуры?

  • Докажите, что для архи­тектуры XVI век был эпохой расцвета.

  • Назовите выдающиеся архитектурные сооружения XVI в.

  • Какие новые здания появились в Москве при Ива­не IV, с чем это было связано?

  • В каком архитектурном стиле постро­ены здания при Ива­не IV?

  • Каковы характерные черты шатрового стиля?

  • Почему Москву называли «бело­каменной» и «златоглавой»?

wikiwhat.ru

Русская архитектура XVI века

Величайшим этапом в истории древней Руси и древнерусского зодчества был XVI век. Эта эпоха знаменуется завершением объединения русских земель при Василии III и превращением Руси в централизованное и многонациональное русское государство во второй половине XVI века при Иване Грозном. В истории Руси период Василия III и особенно Ивана Грозного - это время реформ, централизации, укрепления государства и сурового подавления феодальных устремлений боярства. Грозный вел непрерывную 32-летнюю освободительную войну против остатков татарского владычества, против политической, экономической и культурной блокады, которой страны Европы, встревоженные возраставшим могуществом Руси, пытались подвергнуть крепнувшее русское государство. Польский король Сигизмунд II, стремясь восстановить Англию против Москвы, писал Елизавете Английской: "Московский государь ежедневно увеличивает свое могущество приобретением предметов, которые привозятся в Нарву; привозятся не только товары, но и оружие, до сих пор ему неизвестное; не только привозятся произведения художеств, но приезжают художники, посредством которых он приобретает возможность побеждать всех". Результатом войн Ивана Грозного были разгром и присоединение к России Казанского (1552), Астраханского (1556), Сибирского (1555-1600) ханств и Ногайской орды (1558). Свою борьбу за "окно в Европу" на Балтийском побережьи Россия завершила лишь при Петре I. Однако уже при Грозном, для сношений с Западом и в первую очередь с Англией, на берегу Северного моря был заложен Архангельск. В народных песнях и преданиях сохранилась память о могуществе, величии и славе русского государства этого бурного и грозного времени. Эта эпоха отличалась высочайшим расцветом русского национального зодчества. В этот период рождаются новые архитектурные идеи, типы и формы, в которых как бы переплавляются все предшествующие отдельные успехи и достижения древнерусского зодчества. Воплощением этих творческих исканий явились замечательные произведения XVI века - шатровый храм Вознесения в Коломенском, многостолпный храм в Дьякове и Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве.

Храм Вознесения в Коломенском (1532)

Храм Вознесения в Коломенском является величайшим по своему архитектурному совершенству памятником этой эпохи. "Зело чудна высотою, и красотою, и светлостью, таковы не бывали прежде сего на Руси", - так отзывались современники об этой церкви. Храм построен Василием III в 1532 году. Летописи не сохранили нам имени гениального строителя храма. Шатровая столпообразная форма этой церкви создана, несомненно, под влиянием чудесных образцов деревянных шатровых храмов русского Севера, да и самой Москвы. "Князь Великий Василий постави церковь каменну Вознесения... вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском" - свидетельствуют летописи. Храм представляет собой столп, поднимающийся с цокольного этажа (подлета), окруженного открытой галереей с тремя широко раскинувшимися лестницами. Крестообразное в плане основание столпа ярусами килевидных кокошников переходит в восьмигранник, завершающийся колоссальным шатром с небольшой главой. В Коломенском храме идея единства динамического нарастания и свободного взлета, которая скромно и несмело проявлялась еще в произведениях раннемосковской архитектуры, получила свое законченное архитектурное выражение. Монументальная простота и величие художественного образа, органическое единство внешних масс, динамическая стройность силуэта, прекрасные пропорции и изящество форм и деталей ставят этот памятник в ряд выдающихся произведений мировой архитектуры. Поразительно единство памятника с природой. Из-за реки памятник кажется вырастающим на холме скульптурным монументом. Храм значительно искажен устройством покрытия над террасой.

Другой значительный памятник этого времени - пятистолпный храм в селе Дьякове, около Коломенского - своими формами предвосхищает появление одного из лучших памятников русского и мирового зодчества - храма Василия Блаженного. Время постройки Дьяковской церкви одни исследователи относят к 1529 году, т. е. к княжению Василия III, другие к 1547 году - году венчания Ивана IV на царство.

studfiles.net

Архитектура России в XVI веке

Деревянная церковь в селе Уне, Архангельской области. 1501 год.

Особенно значительными в конце XV и в XVI в. были достижения в области русской архитектуры. Органически усвоив традиции народного зодчества, она создала свои стиль, классический по зрелости и мастерству, в котором особенно ярко выразилось своеобразие и высокий уровень национальной художественной культуры.

Дошедшие до нашего времени в небольшом числе памятники деревянного зодчества этого периода отличаются совершенством форм и большой выразительностью. Такова, например, построенная в 1493 г. величавая Георгиевская церковь в селе Юксовичах (нын. Ленинградская область).

Самым крупным достижением русской деревянной архитектуры был шатровый стиль. Постройки этого типа представляли собой «столп», т. е. поднятое вверх сооружение, заканчивающееся пирамидой, напоминающей обычный шатёр со скатами по граням. Устремлённые ввысь шатровые церкви, стоявшие но берегам рек, красиво выделялись на фоне русской равнины. Прекрасным сооружением шатрового стиля была выстроенная в 1501 г. деревянная церковь в селе Уне, Архангельской области (сгорела в 1892 г.).

Примером деревянного сооружения нецерковного характера могут служить выстроенные в 1565 г. и простоявшие 233 года хоромы купцов Строгановых. Они представляли собой трёхэтажное деревянное здание, высотою в 14 сажен с живописным асимметричным крыльцом и шатровыми башнями.

Многообразное и красочное русское деревянное зодчество, накопившее богатый опыт, выработало формы и приёмы, которые легли в основу каменного зодчества.

С образованием единого Русского государства коренным образом менялось положение его столицы Москвы, игравшей ведущую роль в объединении страны. В связи с этим подвергается значительной перестройке великокняжеская резиденция — Кремль, превращённый на рубеже XV—XVI вв. в грандиозный замок и первоклассную крепость. Именно в этот период как символ политической мощи Русского государства был создан величественный архитектурный ансамбль Кремля, удивительный по силе оставляемого им впечатления, до наших дней являющийся национальвой гордостью русского народа.

В короткий срок были построены главные кремлёвские соборы — Успенский (1475—1479 гг.), Благовещенский (1484—1489 гг.) и Архангельский (1505—1508 гг.).

Почти одновременно строились кремлёвские стены. К 1495 г. основные работы по возведению стен и башен Кремля были завершены. Кремлёвские стены толщиною в основании 4—5 м и высотою от 8 до 17 м сомкнулись, образовав в плане неправильный треугольник протяжением 2270 м. Кремль имел всего 21 башню: три угловые башни и по 6 вдоль его стен. Некоторые из них имели проездные ворота. Центральными воротами считались выходящие на Красную площадь Фроловские, позже названные Спасскими. Однако на этом работы не закончились. С некоторыми перерывами они продолжались до 1516 г., когда вдоль северо-восточной стены Кремля (со стороны Красной площади) был прорыт ров и возведены вторые оборонительные стены. Ров наполнялся водой из реки Неглинки.

План Московского Кремля начала XVII века. Гравюра 1663 года.

Толстые кремлёвские стены со стрельницами, мощные башни, доминировавшие над прилегающей местностью, и окружающая Кремль со всех сторон вода — всё это превращало резиденцию московских великих князей в крепость, отвечавшую самым высоким требованиям оборонительной техники.

С ростом авторитета великокняжеской власти возникла потребность в создании нового Кремлёвского дворца. По замыслу архитекторов, он должен был состоять из нескольких палат, главной из которых являлась Грановитая, предназначенная для торжественных приёмов. Это замечательное архитектурное сооружение, сохранившееся до наших дней, было построено в 1487 — 1491 гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри с учётом московских традиций. Почти квадратная в плане, поддерживаемая в центре мощным четырёхгранным столбом, переходящим в своды, эта палата, площадью 485 кв. м, являлась самым большим и самым величественным залом в России того времени. В конце XVI в. стены палаты были украшены фресками.

На протяжении всего XVI в. существовала ещё реальная опасность вторжений крымских татар в пределы Русского государства и продвижения их до Москвы. В связи с этим правительство принимает меры к укреплению территории быстро растущего московского посада. К 1534 г. торговая часть Москвы была окружена земляным валом, обнесённым деревянной плетеницей. По всей вероятности, по имени плетеницы — киты — эта стена получила наименование Китай-города. В 1535— 1538 гг. деревянная стена Китай-города была заменена мощной кирпичной, фундамент которой сложили из крупных плит белого окаменелого известняка. Работы по сооружению этой стены проводились под руководством архитектора Петра Фрязина. Строительные работы в Москве и других городах приняли столь широкий размах, что руководство ими было сосредоточено в созданном в 1583 г. Приказе каменных дел. Первой крупной работой, проведённой приказом, было сооружение третьей линии каменных укреплений — Белого города. Это грандиозное сооружение протяжённостью около 8 вёрст было создано под руководством замечательного русского архитектора Фёдора Коня в очень короткий срок — с 1586 по 1593 г.

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. 1532 год.

В 1591 г. приступили и в 1592 г. закончили сооружение четвёртой оборонительной линии — Земляного вала протяжением около 15 вёрст.

Создание этих сооружений, окружавших центр Москвы — Кремль, закрепило радиальную застройку столицы Русского государства, которая сохраняется в основе современной планировки Москвы.

Во второй четверти XVI в. по образцу русского деревянного зодчества начинают создаваться изумительные по красоте каменные шатровые храмы.

В 1532 г. в честь рождения сына Василия III — будущего царя Ивана IV неизвестным зодчим в селе Коломенском была выстроена церковь Вознесения. Удивительная оригинальность и красота этого храма поразили летописца. В числе других особенностей этого храма летописец отметил и ту, что он был построен «вверх на деревянное дело», т. е. по образцу деревянных построек. Как и деревянные шатровые храмы, церковь имеет в плане квадрат, поставленный на подклет. На квадрате покоится восьмерик, переходящий в высокий, 20-метровый шатёр. Храм увенчивается лёгким крестом, покоящимся на полумесяце. Строителям церкви удалось с таким искусством соблюсти все пропорции, что огромное каменное сооружение, достигающее 60 м высоты, кажется необычайно стройным и лёгким. Красиво расположенная на крутом, обрывистом берегу Москвы-реки, церковь как бы сливалась с окружающей её местностью.

В 1553—1554 гг. был выстроен храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове (неподалёку от села Коломенского), исключительный по оригинальности декоративного убранства и архитектурного замысла.

Непревзойдённым шедевром русского зодчества является воздвигнутый в Москве в 1554—1560 гг. Покровский собор, «что на рву», позже получивший название храма Василия Блаженного. Он был сооружён в ознаменование покорения Казани. Строителями его были гениальные русские зодчие Постник и Барма.

Колокольная Ивана Великого и церковь Ивана Лествичника в Московском Кремле. 1600 год.

В основании Покровского собора лежит типичная для русского деревянного зодчества форма креста. В центре стоит главная шатровая церковь, по кресту — четыре церкви, а по диагонали ещё четыре, но меньшего размера. Наиболее характерную черту храма составляет многообразие и яркость архитектурного облика, отдельные части здания не повторяют друг друга. При осмотре храма с разных сторон вид его непрестанно меняется, а расположение главной церкви не в самом центре создаёт впечатление, что вся живописная композиция храма устремлена к Кремлю.

Созданием храма Василия Блаженного замечательные русские зодчие предвосхитили художественные принципы, которые получили развитие лишь в XVII в.

Выдающимся архитектурным памятником того же периода был пятишатровый Старицкий собор, построенный в 1557—1561 гг. Менее декоративный, чем другие памятники зодчества этого периода, собор отличался строгостью линий даже суровостью, придававшей ему, однако, своеобразную красоту.

Усиление самодержавия в конце XVI в. вызвало появление в русской архитектуре стремлении к созиданию массивных, сверхмонументальных храмов. Таковым, например, был Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, законченный в 1585 г. Однако выстроенный в 1593 г. собор Донского монастыря поражал стройностью и гармоничностью своих форм. Столь же совершенным архитектурным сооружением была надстроенная при Борисе Годунове церковь-колокольня Ивана Лествичника (известная впоследствии под названием колокольни Ивана Великого). Это монументальное сооружение, свыше 80 м высоты, композиционно завершило величественный ансамбль Московского Кремля.

www.history-at-russia.ru

Архитектура 16-20 века в России, Российская архитектурная традиция

Развитие архитектуры в России соотносится с различными историческими периодами. К российской архитектуре в равной степени относятся и образцы древнерусского зодчества, коими считаются архитектурные памятники, датируемые IX веком, и образцы Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XII веков, и памятники Новгородско-Псковской архитектуры вплоть до XVI века, и, собственно, архитектурное наследие Московского княжества, которое в середине XVI века стало сердцем возрождающегося русского государства.

Поскольку современная Россия расположена в иных границах, нежели в XVI веке, то сегодня российским архитектурным наследием можно считать прекрасные образцы тысячелетней Казани или красоты исторического центра Одессы.


Церковь Покрова на Нерли (Владимиро-суздальская школа, 1165 год)


До православного периода в истории русских земель, люди тоже возводили города, строили прекрасные здания, места проведения культурных и культовых мероприятий, но до IX века все они были преимущественно деревянными. С тех пор эти земли видели множество войн, а огонь, верный спутник войны, беспощаден к дереву, равно как и ко многим другим предметам культурного наследия. Но, тем не менее, на территории современной России существовали древние города, память о которых покоится в виде руин в слоях земли и открывается современникам по воле случая.

Один из таких памятников был случайно откопан на Урале, в Челябинской области. Археологическое исследование местности проводилось в связи с планами строительства в данном районе водохранилища — никаких письменных документов, способных поведать исследователям о столь древних временах, увы, не сохранилось. Обнаруженное поселение было датировано II-III тысячелетиями до нашей эры и получило название доминирующей над местностью горы — Аркаим. Как и многие другие допотопные, том числе и мегалитические строения, Аркаим имеет круглую форму, а общая его планировка соотносится с картой звездного неба (с поправкой на время) и сторонами света. Но тут мы с вами шагнули на почву, богатую домыслами и искажениями, так что лучше вернемся к более современной истории.


Храм Преображения Господня на острове Кижи


Деревянная архитектура традиционна для северных широт Руси, богатых лесами. Самые старшие сохранившиеся до наших времен памятники деревянной архитектуры, которая, к сожалению, достаточно недолговечна и легко разрушаема, датируются концом XIV века и представляют собой, в массе своей, шатровые храмы, которые выделяются в особый, не имеющий аналогий в зодческой традиции других

estetico.me

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/asnka.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/asnka.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Notice: ob_end_flush(): failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in /var/www/www-root/data/www/asnka.ru/adv.php on line 309