Культура. Архитектура периода образования централизованного государства (14-16 вв.)
14-15вв.- первые каменные постройки.
1367-впервые белокаменные стены Московского Кремля. (Д.Донской)
Началось гражданское строительство.
1302- в Новгороде каменный Кремль
Завершение ансамбля Московского Кремля: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Алезий Новый
(рус + визант.).
1485-1495- кирпичные стены, украшенные зубцами – в виде ласточкиных хвостов-мерлоны.
Архитектурный ансамбль Соборной площади:
1475-1479- Успенский собор (Фиораванти)- по примеру успенского собора во Владимире.
1506-1508- Архангельский собор – до нач.18в- усыпальница московских царей Алевиз Новый)
1484-1489- Благовещенский собор (домовой храм князей и царей)Русские Кривцов и Мышкин.1484-1498- домовой храм русских митрополитов-
Светские постройки:
– Княжеский дворец (сохранилась Грановитая палата-ит. Пьетро Антонио Салари и Марком Фрязиным.1487-1491.
Архитектурный центр- колокольня Ивана Великого– 1505-1508 и надстроенная в 1600.- самая высокая до 19 века( 81 метр) Построил Бонон Фрязин.
Новый стил ь- шатровое строительство.( традиции народного деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи).В отличие от крестово-купольных храмов- не имеет внутри столбов. А держится на фундаменте.
Первая- церковь Вознесения в селе Коломенском.1532.
( Василий 3- в честь рождения Ивана Грозного).
Покровский собор- Храм Василия Блаженного
.1555-1561- рус. Барма и Постник (в честь взятия Казани). Назван по имени юродивого, погребённого под ним).
Много построено крепостей (фортификационное строительство).
В Москве- стены Кремля – 20 башен.(1516).
1535-1538-вторая линия- Китай-город– ит. Петрок Малый.
1585-1593-третья – Белый город- Фёдор Конь.( Сейчас- Бульварное кольцо).
В конце 16в- деревянные стены на Земляном валу( сейчас- Садовое кольцо).- построена при Борисе Годунове в 1591-1592. Названа Скородомом, т.к. быстро построена.
Строительство небольших и вотчинных храмов, в архитектуре которых выделяются светские мотивы (Церковь Благовещения на Ваганькове, 1574, Николы в Мясниках. Сер.16 в.)
Культура. Архитектура периода образования централизованного государства (14-16 вв.)Памятники
Культура. Памятники архитектуры 14-16 вв.
Новгородский каменный Кремль.1302
Москва. Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском, 1367
Храм Алексеевского монастыря в Угличе, 1371
Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Основан монастырь в 1448. Калужская область.
Иосифо-Волоцкий монастырь, основан в 1479, Московская область.
Успенский собор Московского Кремля. А.Фиораванти, 1475-1479
Благовещенский собор Московского Кремля. Русские мастера Кривцов и Мышкин 1484-1489
Церковь Ризоположения. Москва. Домовой храм митрополитов. 1484-1498
Грановитая палата, Пьетро Антонио Салари и Марком Фрязиным.1487-1491.
Колокольня Ивана Великого, Москва, Бонон Фрязин, 1505-1508
Успенский собор в Дмитрове, построен между 1507-1533.
Тульский Кремль, 1514
Стены Московского Кремля (20 башен), 1516
Крепость в Нижнем Новгороде, Кремль 1508-1515
Церковь Вознесения в Коломенском, 1532
Храм Василия Блаженного. Москва.1555-1561
Храм Николы в Мясниках (Никольская церковь) Сер.16 в.
Белый город, третья линия Московского Кремля, Фёдор Конь, 1591-1592
Смоленский Кремль. Ф.Конь, 1595-1602
.
poznaemvmeste.ru
19. Архитектура Московской Руси (XVI-XVII в.)
Превращение Москвыв сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.
В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия IIIв 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей.
Принятие Иваном Грознымтитула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.
Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.
Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесенияв Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмомв России. Возведена в Коломенском в1528—1532 годах(предположительноитальянскимархитекторомПетром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегуМосквы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенныепилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей»архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены : Смоленский собор Новодевичьего монастыря(1524—1598), Успенский соборТроице-Сергиевой лавры (1559—1585).
Русская архитектура XVII века
Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служитьцерковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в1653 году,Патриарх Никонпрекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.
В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря(1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века являетсяХрам Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове(1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объема алтарем. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трех сторон открытой галереей — сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковьТроицы Живоначальной в Никитникахв Москве (1653), Троицкую церковь вОстанкине(1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.
Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле. Одним из наиболее известных ярославских храмов являетсяЦерковь Иоанна Предтечи(1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры являетсяЦерковь Иоанна Златоуста в Коровниках(1654).
Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известныРостовский кремль(1660—1683), а также церквиРостовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стильмосковского барокко.
studfile.net
Архитектура Русская (IX – XVII вв.)
АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX – XVII вв.) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. На протяжении многих столетий русский народ создал ряд глубоко самостоятельных архитектурных школ и систем, давших блестящие образцы национального зодчества. Истоки русской архитектуры восходят к народному творчеству славянских племён южной, центральной и северо-западной Руси. Сохранив многие черты языческой культуры, искусство и архитектура Древней Руси отличаются жизнерадостностью и совершенно лишены сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Об искусстве древних строителей дают представление традиционные типы крестьянского жилого дома и более поздние культовые постройки – церкви, погосты, колокольни русского Севера.
Памятники X – XII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества на Руси. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА – страна городов). В древнем Киеве были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры, из которых наиболее значителен собор св. Софии. Софийский собор был построен с 13 главами. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI – XII вв. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Суровая простота их наружного облика сочетается с цветовым богатством интерьера, обильно расписанного фресковой живописью.
Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства: уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в Париже они появились лишь в конце ХIIв. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. городах России. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII – XIV вв.), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). Образцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома – палаты Поганкиных, дом Лапина XVI – XVII вв).
Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Замечательной особенностью владимирских храмов являются каменные рельефы на наружных стенах, аркатурные пояса и др. Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России.
Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием монголов, приходит к новому подъёму в XV в., когда центром строительства становится Москва. В XIV-XVI вв. был заново построен Кремль – комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.
Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя – «посадских людей». В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. элементы, характерные для гражданских зданий. Усложняется композиция церковных построек, появляется вычурный, прихотливый силуэт, применяются многоярусные кокошники, усиливается цветовая насыщенность декоративного убора дворцов, палат и теремов. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей – резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т.п. (так называемое «нарышкинское барокко»). Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв.
На протяжении XVI-XVII вв. продолжает развиваться русское деревянное зодчество, создающее замечательные культовые, жилые, оборонные и хозяйственные сооружения. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников,- резных украшений и пр. свидетельствуют о неисчерпаемом богатстве народного искусства, виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. В лучших из сохранившихся произведений деревянного зодчества (церкви в Кондопоге, Кижах; крепостные сооружения – ОСТРОГИ в Якутске, Илиме; избы Заонежья, Архангельской области и др. районов) строгая простота и ясность композиции сочетается с выразительным силуэтом здания и узорной декоративностью деталей, проявляется глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем.
С конца XVII в. начинается новая эпоха в истории России и её культуры, связанная с преобразовательной деятельностью Петра I.
www.stone2art.ru