Английская архитектура – Архитектура Великобритании — Википедия

Содержание

Архитектура Великобритании — Википедия

Архитектура Великобритании состоит из эклектичного многообразия архитектурных стилей, включая те, что предшествовали созданию Соединённого Королевства. Англия стала наиболее влиятельным центром архитектуры острова, однако значительную роль в международной истории архитектуры играют уникальные стили Ирландии, Шотландии, Уэльса. Хотя есть образцы доисторического и классического строительства, британская архитектурная история начинается с первой англосаксонской христианской церкви, построенной вскоре после прибытия Августина Кентерберийского в Великобританию в 597 г. Образцы норманнской архитектуры встречаются с XI века по всей Великобритании и Ирландии. Между 1180 и 1520 гг. процветала английская готическая архитектура, первоначально импортированная из Франции, но быстро развившая свои уникальные качества[1].

Британская архитектура тесно связана с историей страны. Часто ведущие военно-политические инициативы шли от её юго-восточной и центральной области, известной как Англия. Но на острове жили разные народы с разными культурами и языками — Уэльс, Шотландия, соседний остров Ирландия. Английским правителям понадобилось несколько столетий, чтобы соединить различные области в единое королевство, не имеющее федеративного устройства.

Протестантизм в форме англиканства в XVI веке занял ведущие позиции в религиозно-политической жизни королевства. Это обусловило значительные особенности развития искусства на острове — ограниченный характер идей Возрождения, что больше отразилось в литературе, чем в архитектуре или живописи.

  • короткий срок существования английского барокко, весьма сдержанного — и из-за его заимствованного характера, и из-за противостояния с католическими странами Европы — поклонницами стиля барокко (стиль иезуитов)
  • поиски собственного пути в искусстве и приверженность преимущественно идеям палладианства и классицизма в XVII—XVII вв.
  • мещанский или мелкобуржуазный характер архитектуры XVIII—XIX вв.
  • национальная приверженность средневековым формам искусства и архитектуры и возвращение к готике в XVII, и особенно в XIX веке в форме неоготики.

С доисторических времен сохранились мегалитические гробницы, которые относят к эпохе неолита. Среди наиболее известных сооружений II тысячелетия до н. э. — ритуальный комплекс Стоунхендж. Огромные каменные глыбы в сочетании с особым строем создают необычный ансамбль с окружающим пейзажем близ города Солсбери (графство Уилтшир) в 130 километрах юго-западнее Лондона.

Это сооружение состояло примерно из 90 каменных блоков, весом от 5 до 50 тонн и высотой от 1,8 до 7,5 метров. Сверху на них положены плиты-перемычки длиной 3,2 м. Существуют различные гипотезы о назначении комплекса — от храма до кладбища. У каменного Стоунхенджа были малые и деревянные предшественники, которые до наших дней не сохранились. Современные остатки комплекса охраняются, но уникальное сооружение остаётся предметом дискуссий, поп-акций и медийных сенсаций, научных исследований, гипотез и фильмов, которые пока мало что объясняют об истории сооружения и его функциях.

В I тысячелетии до н. э. на острове поселились племена кельтов. Но кельтские сооружения не сохранились, вероятно, из-за использования органических стройматериалов (дерево, солома, трава, глина). Археологические остатки позволяют говорить о приверженности кельтов к «звериному стилю» в прикладном искусстве.

В 43 — 69 гг. н. э. южную часть Британии колонизировали воины Древнего Рима. Сопротивление местных племён было столь значительным, что контролируемые римлянами земли были отделены от них стенами. Хорошо сохранились лишь участки римских стен вблизи Хаусстедса, Нортумберленда. Римляне наладили производство кирпича, но использовали и природный камень. Постройки древнеримской эпохи сохранены плохо, среди известных:

  • вал императора Адриана
  • остатки терм (римских бань) на курорте Бат
  • остатки терм в Лондоне
  • древнеримское кладбище с надгробьями
  • римские виллы с мозаичными полами

Римляне относительно недолго хозяйничали в Британии, а их влияние на архитектурную ситуацию в стране не было столь значительным по сравнению с Италией или Францией. Варварские племена ещё не были способны тогда подражать богатому строительному опыту римлян.

Тит Барн в Пилтоне, интерьер

В V—VI вв. на остров приплыли германские племена (юты, англы и саксы), смешавшиеся с кельтами. На острове идёт распад родового устоя и начинается эпоха раннего средневековья.

Примерно с VII века отсчитывают начало английской средневековой архитектуры. Англосаксы и Кельты сложились в единую народность. Их архитектура — примитивные деревянные хижины. В больших семьях возникает холл (англ. Holl), удлинённое сооружение с двускатной крышей, где собирались все работоспособные члены семьи. Под влиянием эмигрантов из Европы начинается христианизация земель. Древнеримские каменные и кирпичные постройки разрушают, а стройматериалы используют для создания простых христианских церквей. Их образцы сохранились: Бредвелл в Эссексе, Бриксуорт в Нортхемптоншире, Брэдфорд на Эйвоне, Уилшир. В IX—XI вв. земли попали под власть Дании. Сакральные сооружения Британии увеличились, возникает трансепт, усложняется декор западного фасада. Эти черты входят в традицию, что получит своё развитие во время английской готики.

Остров пережил очередное вторжение норманнов в 1066 г., которые создают централизованное феодальное государство. Организатор и руководитель нормандского завоевания Англии, Вильгельм Завоеватель, официально поддерживает строительство в романском стиле (соборы, церкви, замки). Военные отряды норманнов строят палисады с казармами для лучников и деревянные башни донжоны на холмах. Со временем дерево меняют на камень, замки совершенствуются, увеличиваются в размерах и становятся характерным признаком всего британского средневековья и чертой архитектурной культуры Британии вообще. В конце XII в. в стране существовало уже 80 замков. Важнейший среди них — замок Тауэр в Лондоне, который был резиденцией Вильгельма Завоевателя. Остатки романских замков имеют — Рочестер, Ньюкасл, Дувр, Ноттинген, Конисбро, Йоркшир, Ричмонд.

В конце XII в. возник как тип английский усадебный дом — деревянный или фахверковый, c амбарами на первом этаже, жильём на втором; лестница на второй этаж ведёт от холла.

В застройке поселений доминируют соборы. Границы между английским монастырём и собором быстро стёрлись. В XI—XII вв. норманны-завоеватели выстроили 95 соборов, силой сгоняя местное население на строительные площадки. Британские соборы романской эпохи длинные, с трёхнефной базиликой с развитым трансептом. В плане они имеют форму латинского креста. У них есть общие черты с сооружениями французской Нормандии. Духовенство в Британии было более многочисленным, чем во Франции. Чтобы разместить священство, увеличивали размеры хора, алтарной части. Часто отсутствует привычная апсида. Вместо неё — прямоугольная часовня или стена без венца часовен и без помещения обхода. Облачная, пасмурная погода, частые дожди обусловили использование больших окон, ярус верхних окон для освещения соборов стал обязательным. Потолки были плоские, деревянные, опирающиеся на толстые, громоздкие стены. Использовались огромные прямоугольные объёмы. Над перекрёстком нефа и трансепта располагалась прямоугольная башня. Декор состоял из геометрических деталей. Готическая французская «роза» — окно не прижилось, западные фасады часто украшены огромным готическим окном, что было более практично и менее сложно в построении. Крыши плоские, нечасто встречаются крыши-шатры. По периметру верхушек башен — зубцы или башенки-пинакли, что роднит архитектуру замков и соборов.

В конце XII в. Британия погрузилась в междоусобные войны на 20 лет, и это задержало распространение стиля готика.

  • Плотная городская застройка Йорка

  • Йоркский собор, интерьер

  • Собор Св. Дэвида, вид с востока

  • Кафедральный собор в Или, главный неф

  • Собор в Йорке, восточный фасад (у православных храмов в этом месте апсида)

  • Англиканское пение, собор в Йорке

  • Церковь Файвхед, XIII век, Сомерсет

  • План собора в Или.

  • План собора в городе Линкольн, Англия.

  • План собора в городе Дарем.

  • Кентерберийский собор, план

Сомерсет, Кафедральный собор Город Йорк, собор, восточный фасад

Готика Англии возникла достаточно рано — в конце XII в. и просуществовала до XVI в. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор стал не городским храмом, а монастырским, окружённым полями и лугами. Отсюда, очевидно, его «распластанность» по горизонтали, растянутость в ширину, наличие нескольких пристроек. Доминанта собора — огромная башня, ярусная, прямоугольная, с плоской крышей.

Главный готический собор Англии — Кентерберийский, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне — место коронации и погребения английских королей со времён Вильгельма Завоевателя, впоследствии усыпальница великих людей Англии — близок к образцам французской готики по построению.

Начиная со времени Столетней войны (1337—1453) строительство в Англии сокращается. Из гражданской архитектуры этого периода существует Вестминстерский королевский дворец (XIV в.) с его Вестминстер-холлом площадью 1500 м². Фортификационная архитектура Британии развивалась медленно и не играла важную роль из-за островного расположения королевства, защищённого морем и ещё слабо развитыми европейскими флотами.

В отличие от французской, английская готика не связана тесно с конструкцией, она сохраняла прямоугольные, удлинённые объёмы. Фон заполняли декоративными элементами, которые на фасадах образовывали настоящие экраны-декорации. За ними трудно было распознать построение интерьера. Декор (форма окон, рисунки оконных перегородок и т. п.) используется повсеместно и первым бросается в глаза. Эволюцию английской готики связывают с изменениями именно декора. Отсюда и названия периодов:

  • раннеанглийская готика (конец XII — середина XIII вв.)
  • геометрически-криволинейная (середина XIII — середина XIV вв.)
  • перпендикулярная (середина XIV—XVI вв.)

Сохранились свидетельства о приглашении французских мастеров в Британию. Хоры собора в Кентербери выстроил французский архитектор Вильгельм из Сана. Но пример не имел последствий и его не копировали. Огромный собор в городе Дарем строили по плану собора Св. Троицы города Кане в Нормандии, Франция. Даремский собор меньше всего пострадал от поздних перестроек, он имеет «британские» черты — мощные прямоугольные объёмы, прямоугольную башню, более насыщенный декором западный фасад, чем в соборе в Кане. Высота нефов британских соборов меньше французских образцов, поэтому не было развитой системы аркбутанов и контрфорсов, хотя они встречаются.

Нервюры сводов со временем усложняются. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков. Небольшие сооружения до сих пор удивляют слишком большими готическими окнами и чересчур усложнёнными рисунками потолков. Им настолько часто отдавали предпочтение, что они пережили настоящий расцвет в сооружениях часовен, балдахинов, потолков над захоронениями. Переусложнённые готические потолки — характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в XVII веке, игнорируя европейские стили и европейский опыт.

Храмовое строительство в стране понемногу сокращалось (большими были ещё романские соборы). Набирают мощности торгово-промышленные корпорации, которые заказывают «банкетные залы», цеховые дома, к соборам пристраивают роскошные цеховые часовни. Так распространяются зальные постройки с большими окнами. Потолки сформированы ювелирно созданными нервюрами звёздчатых, сотовых, веерообразных форм различных вариантов.

  • Собор в Йорке, звёздчатые своды

  • Часовня Воскресения, Оксфорд

  • Своды в Богословской школе, Оксфорд

  • Церковь Св. Марии, Яттон, плоский декор южного портала

  • Своды собора в Винчестере

  • Собор в Винчестере, своды главного нефа

Собор в Солсбери[править | править код]

Собор в Солсбери

Характерным и совершенным образцом английской готики стал собор в Солсбери, выстроенный в 1220—1270 годах. Он имеет план латинского креста, распластанного по земле, это трёхнефная базилика. Пятинефные базилики в Британии не строили. Длина собора в Солсбери — более 140 метров. Апсида отсутствует, вместо неё прямоугольная часовня Богородицы. Трансепт не один, а два. Собор имеет несколько вспомогательных пристроек — дворик (клуатр), часовни, ризница, капитул (зал собраний). Все пристройки — различные по формам и высоте. Композицию воедино собирает огромная башня, шатровую крышу которой путают со шпилем. Башня вместе с крышей-шатром достигает высоты 135 метров и является самой большой соборной башней в Англии.

Четырнадцатое столетие во многом стало переломным для королевства. Впервые был вытеснен французский язык, в том числе в тогдашнем английском парламенте. Начата религиозная реформа; богослов, профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф способствовал переводу Библии с латинского на английский. При этом в Британии придерживаются европейских установок образования, и латынь остаётся языком богословов, преподавателей университетов, грамотных аристократов. Латынь была даже главным языком английского короля (немца по происхождению, избранного на престол), который не знал английского.

В стране начинается рост экономики, основанной на сельском хозяйстве, получении и переработке сырья, которое экспортируется в Европу. Промышленники не столько отделяются от землевладельцев, сколько сами стремятся и стать землевладельцами. Города Англии столетиями напоминают села, а овцы и хлопок становятся символами английского богатства.

В начале XVI в. церковное строительство сильно сократилось и уступило место строительству светскому. Образцом поздней английской готики стала часовня короля Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, созданная в 1502—1512 гг. Великобритания вступила в эпоху Возрождения с опозданием, и идеи эпохи гуманизма имели ограниченный характер; в то время как в Италии была эпоха Высокого Возрождения, в Англии в это время протекал период поздней готики.

Английские вельможи тоже приглашают итальянцев-мастеров в Англию. Но это были не архитекторы, а декораторы. Они и создали декор в вельможных домах (а не сами сооружения) во дворце Хэмптон-Корт (Мидлсеск, 1515 г.), во дворце Нонсач (Суррей, с 1538 г. разрушено). Английский тип сооружений (высокие крыши, несколько дымоходов, большие окна и большие эркеры на фасадах) оказался достаточно консервативным и не поддался ордерной архитектуре итальянцев. Изгнание католиков-итальянцев во второй половине XVI века значительно затормозило нововведения в зодчестве. Вторичные черты ордерной архитектуры теперь заимствовали из протестантских Голландии и Германии, где они тоже не были распространены. Только в сооружениях, где рискнули отойти от английских традиций, возникает нечто действительно целостное (Лонглит Хаус (Уилтшир, 1567—1575), симметричный план дворца Уоллатон-холл (Ноттимгемпшир, 1580—1588), дворец Монтекют Хаус (Сомерсетшир, 1580—1599). Но это скорее модные исключения.

  • Дракон-Холл, средневек

ru.wikipedia.org

Английская архитектура: типы домов и их особенности

Однако есть и другая сторона, остающаяся за пределами внимания обычных туристов, – это архитектура жилых домов, повествующая об истории, культуре и развитии островной страны. В Англии, где бережно заботятся о сохранении облика городов, это особенно легко проследить, так как многие семьи живут в одних и тех же домах целыми поколениями. 

И речь идёт не только о замках аристократии, имеющих многовековую историю, но и о домах обычных жителей. Ведь, как говорят англичане, легче продать душу дьяволу, чем получить разрешение на переделку фасада. 

Давайте же рассмотрим, в каких домах живут современные английские семьи.


На фото: плотная лондонская застройка. Фото london.gov.uk

Малоэтажная и высотная городская застройка

Условно я бы разделила всю городскую застройку на малоэтажную и высотную. Конечно же, в последние десятилетия многоэтажных жилых комплексов в городах становится все больше. Особенно в Лондоне, на побережье Темзы, в Гринвиче и районах Канада Вотер, Баттерси, Найн Эльмс, да и многих других местах красивые многоэтажки с окнами в пол растут, как грибы. Ведь спрос на жильё в Лондоне, особенно недалеко от центра, очень велик, а земля дорога и её всегда не хватает. В столице строят как элитные комплексы по индивидуальным архитектурным проектам – с огромными по площади квартирами и пентхаузами с шикарным видом, так и вполне типовые блоки со студиями и небольшими квартирами среднего ценового сегмента.  Их общая особенность состоит в том, что многие даже очень большие квартиры остаются в одном уровне, мода на «split level» уходит в прошлое, уступая место удобству и практичности. 

Другое дело «малоэтажная» застройка, все ещё покрывающая основную часть территории английских городов. Уютные спальные районы с красивыми узкими улочками, бродя по которым забываешь, что находишься в десяти минутах от центра огромного мегаполиса. Здесь тихо, спокойно, повсюду цветы и ровно постриженные кусты и газоны. В двух-, трехэтажных домах, как правило, проживает всего одна семья. Дома особо большой площади могут быть разделены на две-три квартиры с общим входом. Жители коммьюнити знают друг друга в лицо, местный продавец фруктов обязательно пожелает им доброго утра, а торговцы сладостями расспросят детей об успехах на последних соревнованиях. Ранним утром в придомовых садах раздаются сладкоголосые трели птиц, а проворные белки задорно скачут по кустам и дорожкам в поисках пищи. Живя в таком районе, ощущаешь себя частью дружного сообщества, проникаясь тем самым community feel.

И не последнюю роль в создании этой атмосферы играет архитектура. Малоэтажная застройка аутентична, и зачастую исторический облик зданий сохраняется даже в ущерб удобству. Приобретая дом на одной из таких милых, красивых улочек нужно быть готовым к тому, что сменить цвет фасада запрещено категорически, замена окон станет колоссальной проблемой, а выбор растений на балконе будет делом районной администрации. Все строго и крайне консервативно. 

Давайте взглянем на три самых популярных «исторических» типа жилых домов и, «прогулявшись» по разным районам, попробуем разобраться, в чем состоят их особенности. Жилая застройка романского и готического периодов мало где сохранилась, а вот дома помоложе, построенные в девятнадцатом – начале двадцатого века легко можно найти на английских улицах. В них по сей день с комфортом живут многие горожане, порой даже не подозревая, что их дом – немой свидетель нескольких эпох. 

В районах с малоэтажной застройкой наиболее распространены дома георгианской, викторианской и эдвардианской эпох. Они могут быть полностью перестроены, но фасад сохраняется всегда. Мне доводилось видеть, как от здания буквально отрезали фасад, аккуратно упаковав его на время ремонта, сносили всё остальное и, фактически, строили на месте старого дома новый, к которому потом приделывали отреставрированный фасад. Но это скорее редкость. Многие выглядящие старыми дома и в самом деле построены очень давно, в них сохранились настоящие камины, в которых воет по-настоящему холодный ветер, интерьер украшают легендарные раковины с двумя кранами, качественный деревянный пол и деревянные окна, без намёка на двойные или тройные стеклопакеты.

Георгианские дома


На фото: георгианские дома характеризуются множеством узких прямоугольных окон. Фото theculturetrip.com

Итак, в восемнадцатом веке в Англии большое распространение получил георгианский стиль. Именно в эту эпоху аристократия начала строить большие многокомнатные, трёх- или четырехэтажные особняки вокруг красивых площадей с садами. Собственного сада дома строгой геометрической формы не имели, зато имели внутренние коридоры и отдельные спальни, что было новинкой для того периода. Вообще, выделение спальни как индивидуального пространства сыграло большую роль в развитии английской архитектуры. По сию пору дома здесь оценивают не по количеству комнат, а именно по числу спален. В георгианских домах на первых двух этажах обычно устраивали бальные залы, большие и малые гостиные, хозяйские и гостевые спальни, а верхние этажи отдавали прислуге, и потому комнаты там традиционно меньше, а потолки – ниже. Большое значение имели окна, так как налог платился не с размера помещения, а в зависимости от числа окон. Так что, чем богаче был дом, тем больше в нем было окон. 

Сейчас георгианские дома все ещё занимают важное место в архитектуре центра крупных городов Англии и Шотландии. Многие из них превращены в многоквартирные комплексы. Увидеть множество таких строений можно и в центре Лондона, прогулявшись, например, по району Ковент Гарден или Кенсингтон. 


На фото: современный интерьер георгианского дома. Фото houzz.co.uk

Викторианские дома


На фото: типичная викторианская застройка “террасными домами”. Фото orchardsoflondon.com

Расцвет Британской Империи в эпоху правления Королевы Виктории и значительное улучшение благосостояния народа привели к формированию нового архитектурного стиля. Теперь отдельные дома могла позволить себе не только аристократия, но и богатая буржуазия. В викторианских домах уже не было отдельных этажей для прислуги, а сами дома стали меньше и уже. Часто застройка шла целыми улицами, примыкающими к фабрикам и крупным предприятиям. В викторианский период приобрели популярность так называемые «террасные дома» (terraced houses), стоящие стенка к стенке. Фасады домов красились в один и тот же цвет на протяжении всей улицы. 

Типичный викторианский дом очень узкий и имеет специфическую планировку: на первом этаже расположены кухня и гостиная, плавно перетекающие друг в друга, а на втором и третьем (при его наличии) – парные небольшие спальни. Интересно, что только в викторианскую эпоху в домах появились примыкающие к спальням ванные, но наибольшее распространение они получили позже, в эдвардианский период. Ведь раньше слуги могли подавать ванну и воду прямо в спальню хозяев. Но теперь, когда владельцы домов самостоятельно вели хозяйство, таскать воду с ванными стало некому, а потому возникла потребность в отдельных ванных комнатах, которые, кстати, почти всегда имели окна.

В этом проявлялась важная черта архитектуры того периода. Дома строились так, чтоб дневное освещение использовалось максимально эффективно, поэтому для террасных домов характерно множество окон, обращённых на «светлую» сторону. Однако в интерьере доминировали темные тона.

В то же время, внешний облик дома часто бывал весьма изысканным, демонстрируя истинное или мнимое богатство владельца. Красивое каменное крыльцо у главного входа, террасы с колоннами, отделка фасада кирпичом, черепичная крыша – характерные признаки викторианского дома. 


На фото: современный интерьер викторианского дома. Фото self-build.co.uk

Внутри помещения часто перетекали друг в друга, а коридоры между ними отсутствовали. Заходя в викторианский дом, сразу попадаешь в гостиную – прихожих или холлов здесь нет. 

Викторианская застройка сохранилась как во многих небольших английских городах, так и в британской столице. Она легко узнаваема, ведь узкие викторианские улочки обычно застроены вплотную стоящими друг к другу домами одного цвета. Их легко можно найти в Челси, Хаммерсмите, Гринвиче, Клэпхеме и других районах Лондона, по сей день любимых средним классом. 

Эдвардианские дома


На фото: эдвардианский дом. Фото timeincuk.net

В начале ХХ века началась буйная застройка пригородов. Появился новый эклектичный стиль – эдвардианский. Несмотря на то, что правил король Эдуард VII недолго, именно в эти годы началась очередная эпоха перемен во всем, в том числе и в архитектуре. 

Распространение получили большие, просторные, отдельно стоящие дома с садами, обеспечивающими приватность, филёнчатыми дверями с цветными стеклянными витражами и большими окнами. Этот архитектурный стиль легче, воздушнее и светлее.

Эдвардианский период также совпал с повсеместной электрификацией, поэтому во внутреннем дизайне особое внимание уделялось освещению. Многие дома того периода имели большие стеклянные двери, ведущие во внутренний дворик – пусть небольшой, но собственный садик, где находилось место для изящной плетёной мебели и роз – неотъемлемых атрибутов идеального английского дома.

Отличительная особенность архитектуры того периода – эклектичность, смешение стилей, но все же можно выделить некие общие черты, отличающие эдвардианские дома от викторианских: они светлее, просторнее, а комнаты в них больше и шире. Полы в домах начала ХХ века паркетные, а в спальнях часто использовались толстые мягкие ковры, создающие уют. Помещения украшались стеклом и зеркалами.

Если эдвардианские дома стояли в линию, то они, как правило, располагались в некотором отдалении от тротуара. Поэтому популярность приобрели небольшие фронтальные садики с кустами, выполняющими роль живой изгороди и свидетельствующие о стремлении скрыться от глаз прохожих и соседей. В домах появляются внутренние ставни, шторы, а позже и жалюзи, ведь теперь, при электрическом освещении, гораздо сложнее сохранить приватность. 

В Лондоне дома эдвардианского периода можно встретить повсеместно. Достаточно отправиться в Ричмонд или Хамстед, где можно найти целые улицы, застроенные прекрасными просторными особняками начала ХХ века, выполненными именно в эдвардианском стиле. Многие из них многократно переделывались, но, как мы уже упоминали выше, англичане сохраняют главное в архитектурном смысле – фасад построек, а, стало быть, и исторический облик домов и улиц. 


На фото: интерьер эдвардианского дома. Фото realhomes.com

Современные дома


На фото: новые многоэтажные дома в районе Nine Elms. Фото barratthomes.co.uk

После Второй мировой войны основным направлением в британской архитектуре стал модернизм, а после и хай-тек. Несомненно, они нашли отражение и в жилой застройке. Особенно ярко это видно в центре крупных городов, где вырастают высотки из стекла и бетона, а также на городских окраинах, где идёт активная новая застройка, и во главу угла ставятся удобство и практичность.

Лично мне практичный хай-тек, ровные полы, квадратные комнаты и отсутствие причудливо скошенных потолков куда симпатичнее викторианских узких домов-коридоров с перепадами высот и завывающим в камине ветром. Ибо я решительно не понимаю, зачем вообще их так оберегают. Но подавляющее большинство англичан со мной не согласятся – в их представлении, милые сердцу викторианские постройки имеют куда большую ценность, чем безликие «новоделы».


На фото: интерьер в стиле хай-тек современного многоэтажного дома в Лондоне. Фото telegraph.co.uk

Однажды мы жили в прекрасном современном доме с прямыми линиями, просторными комнатами и предельно простой квадратной планировкой, и, когда пришла пора переезжать, началась бесконечная череда визитов потенциальных арендаторов. Что только не услышала я в адрес несчастного домика: он был скучен, не имел лица и индивидуальности, не был пронизан духом истории. Да-да, именно такие претензии предъявляли к жилью консервативные англичане. В конце концов, прекрасный дом с садом был снят двумя молодыми парами из Японии, которые, как и мы, предпочли удобство преимуществам «духа истории». 

Дабы угодить запросам поклонников старины, архитекторы строят новые здания, стилизуя их под исторические. Нео-викторианский и нео-эдвардианский варианты дизайна, сохраняющие все прелести внешнего вида, но без технических недостатков старых домов, с новой сантехникой, декоративными каминами, тёплыми полами и хорошей звукоизоляцией действительно прекрасны. Тщательно оберегаемый исторический облик городов в сочетании с последними достижениями прогресса – именно к этому стремятся английские девелоперы, что полностью соответствует ожиданиям горожан.

Автор статьи: Наталья Клауцан

Читайте также:

Формы владения недвижимостью в Англии: freehold и leasehold

Ипотека в Великобритании: 10 правил получения

7 способов заработать на недвижимости в Лондоне

Где живут богатые и знаменитые в Лондоне?

36 фраз лондонских риелторов: раскрываем их истинный смысл

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями:

www.ru-uk.net

фото с описанием, стили и направления, самые знаменитые памятники архитектуры Англии

Англия, как одна из самых древних стран, внесла значительный вклад в общемировую архитектуру. Невероятное количество исторических памятников на территории государства производит огромное впечатление на туристов.

Мистический Стоунхендж

Доисторический период архитектуры Англии связан с культовыми сооружениями, самым известным из которых является знаменитый Стоунхендж. Мистический монумент представляет собой комплекс каменных глыб, расставленных посреди Солсберийской равнины. Мегалитическое сооружение, появившееся до нашей эры, изначально представляло собой кольцеобразный вал, окруженный глубоким рвом. Многотонные валуны выполнены из известкового песчаника.

Внутри рукотворного круга стояли 30 камней, уступавших в размерах наружным валунам, а в центре красовался так называемый алтарь – монолит, вес которого превышал 30 тонн. Ученые полагают, что уникальное сооружение – это древнейшая обсерватория, появившаяся в каменном веке.

Адрианов вал

Кроме того, многие достопримечательности относятся к тому периоду, когда на британской территории появились римские наемники, построившие военные поселения и дороги. Несколько сотен лет они возводили оборонительные укрепления, и некоторые из них частично сохранились. Адрианов вал – выдающийся античный памятник, ставший символом господства Римской империи. Загадочная стена из торфа и камня является образцом инженерного искусства.

Знаменитый Тауэр

Когда речь заходит об архитектуре Англии во времена Средневековья, то можно уверенно сказать, что главные изыски зодчества воплощались в строительстве церквей. Однако после захвата страны норманнами появляется новый стиль – романский. И ярким его представителем признан лондонский Тауэр. Крупное оборонительное сооружение на протяжении нескольких веков играло важную роль в истории государства. Построенное по приказу Вильгельма Завоевателя, оно представляет собой четырехэтажную башню, попасть в которую можно только по пристроенной лестнице. Сколько бы ни было восстаний против пришлых завоевателей, ни разу англичане не смогли взять Тауэр штурмом.

Романский стиль – это тяжеловесные сооружения с высокими башнями и маленькими окошками. Он давно канул в Лету, а строгие очертания каменных замков вдохновляют современных архитекторов, заимствующих различные элементы.

Готика

Готический стиль, охвативший Европу, пришел в Англию достаточно поздно – в середине XII века, когда к стране присоединились анжуйские и нормандские провинции. Более трехсот лет он оставался самым популярным направлением архитектуры Англии, которое подчеркивало ничтожность человека перед Господом, и не случайно чаще всего этот стиль использовался в религиозных сооружениях – соборах. Вытянутые вверх остроконечные строения со стрельчатыми арками и огромными окнами, украшенными цветными витражами, и сейчас вызывают восхищение. А их внутреннее пространство поражало обилием света, что вызывало эмоциональное потрясение у верующих.

Яркий представитель средневековой готики

Солсберийский собор является идеальным образцом готики Англии. Архитектура потрясающе красивого сооружения, строившегося около 40 лет, отличается величием и совершенством исполнения замысла. Изумительное творение человеческих рук, линии которого подчеркивают устремленность в небеса, славится самым высоким шпилем в государстве. Расположившееся на окраине города, оно представляет собой старейший религиозный памятник. Удивительно, что в стены храма встроен очень сложный часовой механизм, появившийся в конце XIV века.

Солсберийский собор покорил сердца туристов своим величием, а роскошное внутреннее убранство никого не оставляет равнодушным. Яркий представитель готической архитектуры Англии, он и сейчас принимает прихожан.

Классицизм

Следом за готическим стилем приходит классицизм, который появился в тех странах, где зарождался капитализм. Он нес в себе черты буржуазной идеологии. Рационалистический подход к оценке окружающего мира переносился в искусство, в том числе и в зодчество. Для стиля характерны четкость пропорций, простота, повторяющиеся линии, сдержанный декор.

Классицизм в архитектуре Англии появился в начале XVII века, а примером этого стиля признан Банкетинг-хаус, прекрасно сохранившийся до наших дней. Здание, которое восхищает идеальными пропорциями, предназначалось для торжественных приемов. Двухъярусное величественное строение в полной мере отражает английские традиции. Верхний этаж декорирован пилястрами дорического и ионического ордера, а нижний – рельефной вкладкой.

Долгое время особняк являлся образцом для всех архитекторов Англии.

Смешение стилей

После того как на трон восходят Стюарты, объединившие в единую Британию Шотландию и Англию, в 17 веке в архитектуре происходит значительный перелом. Страна, являвшаяся важным центром европейского зодчества, догоняет в своем развитии остальные государства. Изящные постройки, в которых искусно переплетаются черты классицизма и барокко, становятся образцами для сооружений в других странах. В этот период ни один из стилей архитектуры Англии не существует в чистом виде.

Религиозная достопримечательность

Самой узнаваемой достопримечательностью Лондона является собор Святого Павла. Любопытно, что ни одно здание в городе не может быть выше восхитительного сооружения эпохи Возрождения. Визитная карточка столицы страны частенько фигурирует на рекламных туристических проспектах. Собор, который появился на месте сгоревшего храма, по мнению жителей, возвеличил славу города. Он выполнен в смешанном барочно-классическом стиле.

Высокий, 111-метровый купол религиозной достопримечательности покоится на восьми колоннах, а стены спроектированы очень толстыми, чтобы поддерживать крышу. Кроме того, свод храма усилен наружными каменными полуарками – аркбутанами.

Важной деталью символа Лондона является западный фасад, представляющий собой двухъярусный портик, уровни которого поддерживаются сдвоенными колоннами. С двух его сторон возвышаются башни, и в одной из них размещены часы.

Новый стиль, зародившийся в Англии

Как считают исследователи, XVII столетие стало для архитектуры Англии периодом ученичества, а в XVIII веке, когда страна выходит на мировую арену, искусство занимает первое место. Новый правящий класс, видевший свои идеалы в культуре Древнего Рима, вновь обращается к классике.

Однако зодчие понимают, что установившиеся правила ограничивают творчество, препятствуя воплощению идеи. На смену классическим творениям приходят неоклассические. Так родилось эстетическое направление, которому было присуще обращение к античности.

Дворец в античном стиле

Чизвик-хаус – это небольшой летний дворец, хозяин которого много путешествовал. Лорду запомнились руины Древнего Рима, и, когда он вернулся домой, решил возвести особняк в античном стиле. Самостоятельное произведение имеет две лестницы, балюстраду, а фасад здания делится на цоколь и портик. Все служебные и хозяйственные помещения располагались в небольшой пристройке, а не в основном здании.

Любопытно, что каждый из камней, украшавших фасад, покрывался специальной резьбой, которая напоминала червоточины. Во всем внешнем облике дворца заметны элементы античности: колонны с человеческими лицами, причудливые дымоходы, напоминающие египетские обелиски. Прекрасный образец архитектуры Англии 18 века после смерти хозяина перешел к новому владельцу и стал еще красивей. Здесь даже появились античный мостик и причудливые дорожки-серпантины.

Неоготика

В начале XIX века правящая элита почувствовала угрозу социального напряжения. Высшие слои боялись потерять контроль над обществом. Везде витали мысли о возврате в романтичное Средневековье. Все это нашло отражение в новом направлении – неоготике. Однако архитектура Англии 19 века отличается от зодчества прошлых столетий появлением современных строительных материалов, которые дают много возможностей выразить свой взгляд на мир. В строительство внедряются новые производственные процессы, что приводит к снижению роли архитектора в общем процессе.

Многие протестовали против подобной индустриализации, и в это время вырастает поколение молодых и целеустремленных мастеров, соединивших индивидуальный взгляд и современные материалы.

Вокзал, больше напоминающий собор

Вокзал Сент-Панкрас не зря прозвали “собором железных дорог”. Это подлинный памятник неоготической архитектуры Англии, открытый в 1876 году. Уникальное произведение выполнено из камня, мозаики, стальных конструкций. После завершения строительства знаменитая достопримечательность признана национальным британским стилем.

Вокзал представляет собой покрытый стеклянным куполом дебаркадер – место прихода и отхода поездов. Фасадом необычного шедевра зодчества является здание гостиницы, украшенное псевдобойницами, высоченными башенками с острыми шпилями и аркадами. Неоготика изобилует большим количеством декоративных элементов. За основу строения из ярко-красного кирпича был взят английский средневековый собор.

Главной особенностью современной английской архитектуры является преемственность стилей. Молодые талантливые зодчие, принимающие новшества, всегда чтят исторические традиции страны.

fb.ru

Английская частная архитектура. Классификация

Наши клиенты постоянно говорят о домах в «английском стиле». И каждый из них подразумевает разное. Настало время разобраться с английскими домами. Вносим ясность.

Избавимся от излишней детализации стилей и исторических перипетий. Отсечем величественные замки и огромные резиденции. К счастью, все укладывается в несложную схему. В «классической» загородной частной архитектуре Англии можно выделать три периода, в которые сложились три образа жилых домов. Если мы слышим о доме в английском стиле, скорее всего речь идет об одном из этих трех образов.

Стили английской архитектуры

Тут нужно отметить, что все эти сложившиеся когда-то стили охотно повторяются современным поколением зодчих и охотно покупаются домовладельцами. Они не смешиваются, потому что у каждого есть свои каноны, которые невозможно перешагнуть, не покинув границ стиля – английские стили очень разные.

Стиль Тюдоров (1500-1600)

Деревенский средневековый английский дом из сказок. Стиль оказался стоек, несмотря на ордерную архитектуру итальянцев, которая повсеместно проникла в Британию.

Особенности английского стиля Тюдоров – брутальный вид. Очень высокие фронтоны на главном фасаде, часто разных размеров. Огромная труба, рядом с входной дверью на главном фасаде или сбоку. Арочный вход. Маленькие слуховые окна. Иногда имитация соломенной крыши. В новых вариантах строений делают большие эркеры на фасадах.

Английский стиль ТюдорАнглийский стиль ТюдорАнглийский стиль Тюдор

Черты стиля Тюдоров

  • Очень высокие фронтоны
  • Крутая крыша, часто с ломаным краем.
  • Выделенная труба, часто на главном фасаде
  • Окна с мелкой расстекловкой
  • Ассиметричный план и общий вид
  • Мелкие слуховые окна
  • Основной вход часто выложен большим камнем

Примеры домов в стиле тюдор в нашей базе фасадов.

Георгианский стиль 1700-1800

Можно сказать, что это демократический вариант палладианского стиля, который использовался в Англии в это же время в величественных резиденциях. Стиль серьезен, иногда выглядит даже помпезно, но при этом довольно прост.

Именно из таких домов состоит Лондон. Георгианский – это городской английский стиль современной Великобритании. Георгианский стиль прослеживается даже при его смелых модификациях. Чаще всего именно этот стиль подразумевается нашими соотечественниками при упоминании английского стиля.

Георгианский стильГеоргианский стильГеоргианский стиль

Даже если фасад несимметричен, в старой городской застройке Лондона
георгианский стиль все равно читается.

Примеры георгианских домов в нашей базе фасадов.

Черты георгианского стиля

  • Прямоугольный, симметричный план.
  • Равномерное распределение и размерность всех окон.
  • Кирпичные, мало украшенные стены,
  • Низко расположенный вход с портиком или короной
  • Средние по высоте скаты крыши.
  • Минимальный вынос крыши над стенами.
  • Пять окон на главном фасаде (в классическом варианте)
  • Парные трубы
  • Пилястры по бокам двери
  • Двери с филенками

Викторианская 1800-1900

В это время в Англии строительство не регулировалось государством, как например, во Франции, поэтому молодые английские архитекторы охотно упражнялись на частных домах. Много практики привело к свободной композиции. Архитекторы обратили внимание на внутреннее удобство дома и разнообразие социальных ролей жильцов. Меньше внимания стало уделяться внешней привлекательности дома, палладианские и вообще итальянские ордерные каноны стали вытесняться в угоду удобной планировке.

Промышленная революция и массовое производство декоративных элементов сделала возможность украшать даже сравнительно бедные владения. Отсюда общая декоративность фасадов. Наиболее яркий стиль викторианской эпохи – стиль Королевы Анны.

Викторианский стильВикторианский стильВикторианский стиль

Черты викторианского стиля

  • Крутая крыша
  • Сложная несимметричная форма
  • Щипец (фронтон) выходящий на главный фасад
  • Веранда обрамляющая одну или две стороны дома
  • Башенка (круглая или квадратная)
  • Стены декорированы камнем, фахверком или сайдингом)
  • Орнаментальные узоры
  • Эркерные окна
  • Декоративные консоли

Посмотрите примеры викторианских домов в нашей базе фасадов.

 

Знаете эти три английских стиля, считайте, узнаете всю классическую английскую архитектуру. Разве что для расширения культурного кругозора в следующий раз поговорим о палладианском стиле.

designcapital.ru

Архитектура Великобритании Википедия

Архитектура Великобритании состоит из эклектичного многообразия архитектурных стилей, включая те, что предшествовали созданию Соединённого Королевства. Англия стала наиболее влиятельным центром архитектуры острова, однако значительную роль в международной истории архитектуры играют уникальные стили Ирландии, Шотландии, Уэльса. Хотя есть образцы доисторического и классического строительства, британская архитектурная история начинается с первой англосаксонской христианской церкви, построенной вскоре после прибытия Августина Кентерберийского в Великобританию в 597 г. Образцы норманнской архитектуры встречаются с XI века по всей Великобритании и Ирландии. Между 1180 и 1520 гг. процветала английская готическая архитектура, первоначально импортированная из Франции, но быстро развившая свои уникальные качества[1].

Британская архитектура тесно связана с историей страны. Часто ведущие военно-политические инициативы шли от её юго-восточной и центральной области, известной как Англия. Но на острове жили разные народы с разными культурами и языками — Уэльс, Шотландия, соседний остров Ирландия. Английским правителям понадобилось несколько столетий, чтобы соединить различные области в единое королевство, не имеющее федеративного устройства.

Протестантизм в форме англиканства в XVI веке занял ведущие позиции в религиозно-политической жизни королевства. Это обусловило значительные особенности развития искусства на острове — ограниченный характер идей Возрождения, что больше отразилось в литературе, чем в архитектуре или живописи.

  • короткий срок существования английского барок

ruwikiorg.ru

Английская архитектура: типы домов и их особенности

Однако есть и другая сторона, остающаяся за пределами внимания обычных туристов, – это архитектура жилых домов, повествующая об истории, культуре и развитии островной страны. В Англии, где бережно заботятся о сохранении облика городов, это особенно легко проследить, так как многие семьи живут в одних и тех же домах целыми поколениями. 

И речь идёт не только о замках аристократии, имеющих многовековую историю, но и о домах обычных жителей. Ведь, как говорят англичане, легче продать душу дьяволу, чем получить разрешение на переделку фасада. 

Давайте же рассмотрим, в каких домах живут современные английские семьи.


На фото: плотная лондонская застройка. Фото london.gov.uk

Малоэтажная и высотная городская застройка

Условно я бы разделила всю городскую застройку на малоэтажную и высотную. Конечно же, в последние десятилетия многоэтажных жилых комплексов в городах становится все больше. Особенно в Лондоне, на побережье Темзы, в Гринвиче и районах Канада Вотер, Баттерси, Найн Эльмс, да и многих других местах красивые многоэтажки с окнами в пол растут, как грибы. Ведь спрос на жильё в Лондоне, особенно недалеко от центра, очень велик, а земля дорога и её всегда не хватает. В столице строят как элитные комплексы по индивидуальным архитектурным проектам – с огромными по площади квартирами и пентхаузами с шикарным видом, так и вполне типовые блоки со студиями и небольшими квартирами среднего ценового сегмента.  Их общая особенность состоит в том, что многие даже очень большие квартиры остаются в одном уровне, мода на «split level» уходит в прошлое, уступая место удобству и практичности. 

Другое дело «малоэтажная» застройка, все ещё покрывающая основную часть территории английских городов. Уютные спальные районы с красивыми узкими улочками, бродя по которым забываешь, что находишься в десяти минутах от центра огромного мегаполиса. Здесь тихо, спокойно, повсюду цветы и ровно постриженные кусты и газоны. В двух-, трехэтажных домах, как правило, проживает всего одна семья. Дома особо большой площади могут быть разделены на две-три квартиры с общим входом. Жители коммьюнити знают друг друга в лицо, местный продавец фруктов обязательно пожелает им доброго утра, а торговцы сладостями расспросят детей об успехах на последних соревнованиях. Ранним утром в придомовых садах раздаются сладкоголосые трели птиц, а проворные белки задорно скачут по кустам и дорожкам в поисках пищи. Живя в таком районе, ощущаешь себя частью дружного сообщества, проникаясь тем самым community feel.

И не последнюю роль в создании этой атмосферы играет архитектура. Малоэтажная застройка аутентична, и зачастую исторический облик зданий сохраняется даже в ущерб удобству. Приобретая дом на одной из таких милых, красивых улочек нужно быть готовым к тому, что сменить цвет фасада запрещено категорически, замена окон станет колоссальной проблемой, а выбор растений на балконе будет делом районной администрации. Все строго и крайне консервативно. 

Давайте взглянем на три самых популярных «исторических» типа жилых домов и, «прогулявшись» по разным районам, попробуем разобраться, в чем состоят их особенности. Жилая застройка романского и готического периодов мало где сохранилась, а вот дома помоложе, построенные в девятнадцатом – начале двадцатого века легко можно найти на английских улицах. В них по сей день с комфортом живут многие горожане, порой даже не подозревая, что их дом – немой свидетель нескольких эпох. 

В районах с малоэтажной застройкой наиболее распространены дома георгианской, викторианской и эдвардианской эпох. Они могут быть полностью перестроены, но фасад сохраняется всегда. Мне доводилось видеть, как от здания буквально отрезали фасад, аккуратно упаковав его на время ремонта, сносили всё остальное и, фактически, строили на месте старого дома новый, к которому потом приделывали отреставрированный фасад. Но это скорее редкость. Многие выглядящие старыми дома и в самом деле построены очень давно, в них сохранились настоящие камины, в которых воет по-настоящему холодный ветер, интерьер украшают легендарные раковины с двумя кранами, качественный деревянный пол и деревянные окна, без намёка на двойные или тройные стеклопакеты.

Георгианские дома


На фото: георгианские дома характеризуются множеством узких прямоугольных окон. Фото theculturetrip.com

Итак, в восемнадцатом веке в Англии большое распространение получил георгианский стиль. Именно в эту эпоху аристократия начала строить большие многокомнатные, трёх- или четырехэтажные особняки вокруг красивых площадей с садами. Собственного сада дома строгой геометрической формы не имели, зато имели внутренние коридоры и отдельные спальни, что было новинкой для того периода. Вообще, выделение спальни как индивидуального пространства сыграло большую роль в развитии английской архитектуры. По сию пору дома здесь оценивают не по количеству комнат, а именно по числу спален. В георгианских домах на первых двух этажах обычно устраивали бальные залы, большие и малые гостиные, хозяйские и гостевые спальни, а верхние этажи отдавали прислуге, и потому комнаты там традиционно меньше, а потолки – ниже. Большое значение имели окна, так как налог платился не с размера помещения, а в зависимости от числа окон. Так что, чем богаче был дом, тем больше в нем было окон. 

Сейчас георгианские дома все ещё занимают важное место в архитектуре центра крупных городов Англии и Шотландии. Многие из них превращены в многоквартирные комплексы. Увидеть множество таких строений можно и в центре Лондона, прогулявшись, например, по району Ковент Гарден или Кенсингтон. 


На фото: современный интерьер георгианского дома. Фото houzz.co.uk

Викторианские дома


На фото: типичная викторианская застройка “террасными домами”. Фото orchardsoflondon.com

Расцвет Британской Империи в эпоху правления Королевы Виктории и значительное улучшение благосостояния народа привели к формированию нового архитектурного стиля. Теперь отдельные дома могла позволить себе не только аристократия, но и богатая буржуазия. В викторианских домах уже не было отдельных этажей для прислуги, а сами дома стали меньше и уже. Часто застройка шла целыми улицами, примыкающими к фабрикам и крупным предприятиям. В викторианский период приобрели популярность так называемые «террасные дома» (terraced houses), стоящие стенка к стенке. Фасады домов красились в один и тот же цвет на протяжении всей улицы. 

Типичный викторианский дом очень узкий и имеет специфическую планировку: на первом этаже расположены кухня и гостиная, плавно перетекающие друг в друга, а на втором и третьем (при его наличии) – парные небольшие спальни. Интересно, что только в викторианскую эпоху в домах появились примыкающие к спальням ванные, но наибольшее распространение они получили позже, в эдвардианский период. Ведь раньше слуги могли подавать ванну и воду прямо в спальню хозяев. Но теперь, когда владельцы домов самостоятельно вели хозяйство, таскать воду с ванными стало некому, а потому возникла потребность в отдельных ванных комнатах, которые, кстати, почти всегда имели окна.

В этом проявлялась важная черта архитектуры того периода. Дома строились так, чтоб дневное освещение использовалось максимально эффективно, поэтому для террасных домов характерно множество окон, обращённых на «светлую» сторону. Однако в интерьере доминировали темные тона.

В то же время, внешний облик дома часто бывал весьма изысканным, демонстрируя истинное или мнимое богатство владельца. Красивое каменное крыльцо у главного входа, террасы с колоннами, отделка фасада кирпичом, черепичная крыша – характерные признаки викторианского дома. 


На фото: современный интерьер викторианского дома. Фото self-build.co.uk

Внутри помещения часто перетекали друг в друга, а коридоры между ними отсутствовали. Заходя в викторианский дом, сразу попадаешь в гостиную – прихожих или холлов здесь нет. 

Викторианская застройка сохранилась как во многих небольших английских городах, так и в британской столице. Она легко узнаваема, ведь узкие викторианские улочки обычно застроены вплотную стоящими друг к другу домами одного цвета. Их легко можно найти в Челси, Хаммерсмите, Гринвиче, Клэпхеме и других районах Лондона, по сей день любимых средним классом. 

Эдвардианские дома


На фото: эдвардианский дом. Фото timeincuk.net

В начале ХХ века началась буйная застройка пригородов. Появился новый эклектичный стиль – эдвардианский. Несмотря на то, что правил король Эдуард VII недолго, именно в эти годы началась очередная эпоха перемен во всем, в том числе и в архитектуре. 

Распространение получили большие, просторные, отдельно стоящие дома с садами, обеспечивающими приватность, филёнчатыми дверями с цветными стеклянными витражами и большими окнами. Этот архитектурный стиль легче, воздушнее и светлее.

Эдвардианский период также совпал с повсеместной электрификацией, поэтому во внутреннем дизайне особое внимание уделялось освещению. Многие дома того периода имели большие стеклянные двери, ведущие во внутренний дворик – пусть небольшой, но собственный садик, где находилось место для изящной плетёной мебели и роз – неотъемлемых атрибутов идеального английского дома.

Отличительная особенность архитектуры того периода – эклектичность, смешение стилей, но все же можно выделить некие общие черты, отличающие эдвардианские дома от викторианских: они светлее, просторнее, а комнаты в них больше и шире. Полы в домах начала ХХ века паркетные, а в спальнях часто использовались толстые мягкие ковры, создающие уют. Помещения украшались стеклом и зеркалами.

Если эдвардианские дома стояли в линию, то они, как правило, располагались в некотором отдалении от тротуара. Поэтому популярность приобрели небольшие фронтальные садики с кустами, выполняющими роль живой изгороди и свидетельствующие о стремлении скрыться от глаз прохожих и соседей. В домах появляются внутренние ставни, шторы, а позже и жалюзи, ведь теперь, при электрическом освещении, гораздо сложнее сохранить приватность. 

В Лондоне дома эдвардианского периода можно встретить повсеместно. Достаточно отправиться в Ричмонд или Хамстед, где можно найти целые улицы, застроенные прекрасными просторными особняками начала ХХ века, выполненными именно в эдвардианском стиле. Многие из них многократно переделывались, но, как мы уже упоминали выше, англичане сохраняют главное в архитектурном смысле – фасад построек, а, стало быть, и исторический облик домов и улиц. 


На фото: интерьер эдвардианского дома. Фото realhomes.com

Современные дома


На фото: новые многоэтажные дома в районе Nine Elms. Фото barratthomes.co.uk

После Второй мировой войны основным направлением в британской архитектуре стал модернизм, а после и хай-тек. Несомненно, они нашли отражение и в жилой застройке. Особенно ярко это видно в центре крупных городов, где вырастают высотки из стекла и бетона, а также на городских окраинах, где идёт активная новая застройка, и во главу угла ставятся удобство и практичность.

Лично мне практичный хай-тек, ровные полы, квадратные комнаты и отсутствие причудливо скошенных потолков куда симпатичнее викторианских узких домов-коридоров с перепадами высот и завывающим в камине ветром. Ибо я решительно не понимаю, зачем вообще их так оберегают. Но подавляющее большинство англичан со мной не согласятся – в их представлении, милые сердцу викторианские постройки имеют куда большую ценность, чем безликие «новоделы».


На фото: интерьер в стиле хай-тек современного многоэтажного дома в Лондоне. Фото telegraph.co.uk

Однажды мы жили в прекрасном современном доме с прямыми линиями, просторными комнатами и предельно простой квадратной планировкой, и, когда пришла пора переезжать, началась бесконечная череда визитов потенциальных арендаторов. Что только не услышала я в адрес несчастного домика: он был скучен, не имел лица и индивидуальности, не был пронизан духом истории. Да-да, именно такие претензии предъявляли к жилью консервативные англичане. В конце концов, прекрасный дом с садом был снят двумя молодыми парами из Японии, которые, как и мы, предпочли удобство преимуществам «духа истории». 

Дабы угодить запросам поклонников старины, архитекторы строят новые здания, стилизуя их под исторические. Нео-викторианский и нео-эдвардианский варианты дизайна, сохраняющие все прелести внешнего вида, но без технических недостатков старых домов, с новой сантехникой, декоративными каминами, тёплыми полами и хорошей звукоизоляцией действительно прекрасны. Тщательно оберегаемый исторический облик городов в сочетании с последними достижениями прогресса – именно к этому стремятся английские девелоперы, что полностью соответствует ожиданиям горожан.

Автор статьи: Наталья Клауцан

Читайте также:

Формы владения недвижимостью в Англии: freehold и leasehold

Ипотека в Великобритании: 10 правил получения

7 способов заработать на недвижимости в Лондоне

Где живут богатые и знаменитые в Лондоне?

36 фраз лондонских риелторов: раскрываем их истинный смысл

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями:

www.ru-uk.net

Английский стиль в архитектуре

Образец английского стиля в архитектуре – замок Виндзор (Windsor Castle) создан в стиле Тюдор.

Английский стиль в архитектуре востребован и в современном загородном строительстве. В зависимости от исторического периода дизайн в английском стиле относится к одной из несколько групп. У каждой из групп свои традиции и каноны, имеющие ярко выраженные отличительные черты. Направления английского стиля формировались под влиянием европейских архитектурных стилей, с учетом национальных мотивов и исторических особенностей. Первые сооружения в Англии имели религиозное (монастыри, аббатства, храмы, соборы) или оборонительное (замки, городские постройки) назначение.

Английский стиль Тюдоров (1485-1604 гг.)

Хэмптон Корт (Hampton Court) королевская резиденция в Ричмонд на Темзе. Заложен в 1514 г.

Правление Тюдоров пришлось на период Реформации. В этот период церкви были переданы приходам, дворянство получило земельные наделы, а монастыри были распущены, и эти события послужили толчком к развитию светского строительства. Традиции архитектуры, на которую влияла католическая церковь, были вытеснены идеями строительства, пришедшими из протестантских стран (Германии, Голландии) Дизайн в английском стиле королевской династии Тюдоров основан на сочетании поздней английской готики, итальянского и фламандского Ренессанса. В дизайне этого английского стиля сохранилась готическая форма, а Ренессанс проявлялся в декоре фасадов и внутренних помещений. Образцом английского стиля в архитектуре времен Тюдоров из масштабных построек стали: капелла Генриха VII (Вестминстерское аббатство. 1502-1512гг.), дворец Хэмптон-Корт (Мидлсеск, 1515г.), дворец Нонсач (Суррей, 1538г. разрушен). В наследство от монастырей жилым сооружениям достались обрамляющие внутренний двор клуатры — крытые обходные галереи. В новых строениях в английском стиле тоже нередко возводились галереи, напоминающие монастырские. В домах состоятельных семей появились также галереи – крытые и открытые. Например, усадебный дом Томаса Лейка 16 в. имел две галереи – закрытую и открытую на втором этаже особняк Строубери Хилл (Strawberry Hill) писателя Горация Уолпола (1717—1797 гг.). В 17-18 вв. в галереях устраивали выставочные залы с картинами и скульптурами. Галерея в замке Монтакьют-хаус (Montacute House) в графстве Сомерсет самая длинная в Англии— 52 м – здесь дети могли кататься на пони.

Галерея в замке Монтакьют-хаус (Montacute House) в графстве Сомерсет.

В сельском строительстве сохранялись и народные традиции, которые существовали еще с 14 в. после того, как чума унесла жизни многих мастеров: уплощенные арки, веерный свод, большие окна и тонкие брусья. В это период стал популярен фахверк, когда конструкция дома создавалась из брусьев, а стены выкладывались из камня, кирпича, глиняной массы. Здания штукатурили и белили, и это придавало им нарядный вид. Отличительными особенностями дизайна в английском стиле Тюдор были: крутые кровли, высокие фронтоны, высокая труба, узкие высокие окна из небольших стеклянных фрагментов, асимметрия в плане, наличие слуховых окон. Кровлю крыли черепицей, шифером, сланцем, деревянным гонтом, соломой. Дома в этом стиле, построенные для одной семьи, заполнили узкие улицы городов, а также стали основой загородного жилого строительства. В современном варианте тюдоровский дизайн в английском стиле обогащается современными материалами и технологиями возведения. Деревянные части могут быть заменены на искусственные имитаторы. Наполнение между каркасными брусьями может быть сделано из искусственного камня. Кроме того, фахверковая система может быть имитирована, и брусья наложены поверх наружных стен, как декор.

Жилой дом в стиле Тюдоров. Фахверк.

Жилые дома в тюдоровском английском архитектурном стиле напоминают иллюстрации из сказок, и поэтому проекты английского архитектурного стиля Тюдор весьма востребованы современными заказчиками. Георгианский английский архитектурный стиль (1714-1830 гг.) Стиль пришелся на период правления королей от Георга I до Георга IV. К этому времени Ренессанс проник и в Англию. В моде были палладианство и строгий классицизм с присутствующими национальными мотивами. Планы и фасады были симметричными, изящно декорированными. Популярны цветная штукатурка, лепнина с римскими орнаментами. Период ознаменовался ростом буржуазного класса, и дизайн в английском стиле этого направления отлично вписывался в концепцию загородного и городского дома для буржуа: строгость, простота, и в то же время – достоинство и торжественность. В результате, дома в этом стиле составляют основные лондонские застройки. Для зданий такого рода характерны ритмичность и равномерность распределения оконных проемов одинакового размера (обычно их пять на основном фасаде), портик, небольшой скат кровли, практически не нависающей над стенами, стены из кирпича с небольшим количеством декора, парные трубы, английский декор здесь представлен филенчатыми дверями, украшенные пилястрами. Нередко именно это направление подразумевают современные заказчики, когда они говорят об английском архитектурном стиле.

Георгианский стиль в лондонской городской застройке.

Викторианский английский архитектурный стиль (1800-1900 гг.). Этот стиль имел характерные эклектические черты (ссылка на статью о викторианском стиле). В течение всего периода своей популярности стиль подвергался изменениям: 1835-1855 гг. – ранний викторианский архитектурный стиль – эклектика из смешения неостилей; 1855-1870 гг. – «Mid-Victorian period» средне-викторианский период; 1870-1901гг.«Free Renaissanse revivals» «Свободное возрождение Ренессанса» – поздний. В раннем периоде стиль представляли двухэтажные дома из кирпича с симметричными фасадами, одним или двумя выходами, большими окнами, в том числе круглыми и стрельчатыми. Богатый фасадный дизайн английского стиля времен королевы Виктории составляли: фигурная кирпичная кладка, лепные и кованые вставки, витражи. Основной стала внутренняя планировка, распределение жилых и хозяйственных помещений, которые и оказывали влияние на план дома. Поскольку в Англии, в отличие от, например, Франции, власть не регулировала строительство, буржуа заказывали архитекторам оригинальные строения, стремясь выделиться в светском обществе. А широкое производство декоративных деталей позволяло пышно украшать фасады лепниной.

Это название направлению дал британский архитектор Ричард Норман Шоу (Richard Norman Shaw. 1831-1912 гг.) через 150 лет после правления королевы Анны (1702—1714 гг.), несмотря на то, что его строения не похожи на те строения, которые возводились в период ее властвования. Характерными чертами являются такие элементы английского декора: декоративный орнамент, сложная структура фасадов и планов, башенки разных форм. В Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии это стилевое направление получило широкое распространение, и с тех пор в моде. Основным материалом строительства в этих странах стала древесина.

Большинство существующих масштабных сооружений Лондона были возведены в позднюю викторианскую эпоху: здания Парламента, колокол «Биг-Бен» (1836-1860гг. архитектор Ч. Бэрри), мост Тауэр (1886-1894 гг). В 1880-х гг. появилось еще одно направление в архитектуре, названное «стиль Риджент стрит» («Regent street style»), в этом стиле создавали дорогие бутики на этой улице. Это течение ассоциировалось с роскошью и помпезностью. В поздний период, в 1880-1910 гг. с открытием новых деревообрабатывающих производств, стали чаще строить деревянные дома (это направление получило название «Folk Victorians» – фольклорный викторианский стиль). Английский декор для такого фасада был представлен резьбой, а кровлю венчала остроконечная башенка. С 1880 по 1905 гг. в моде было направление английского архитектурного стиля, названное «стилем королевы Анны».

Викторианский загородный дом.

Кроме того, здесь на основе викторианства получил развитие дизайн английского стилевого направления, получивший название «Brick Gothic» с неоготическими мотивами на основе кирпича и «Carpenter Gothic» – плотническая, деревянная неоготика с кружевным резным деревянным декором. Викторианский английский архитектурный стиль в американской архитектуре также воплотился в течение «Italianate» в 1840-1885 гг.: возврат к позднему Ренессансу. Для этого течения свойственны широкие карнизы и кронштейны, декоративная башня с квадратным куполом, двускатная крыша, высокие, узкие окна. «Italianate» основывалось на художественном движении 1840-х гг., которое приветствовало отход от классики и воссоздавало облик сельского итальянского дома, возвращаясь к позднему периоду Ренессанса.

Дом в английском викторианском стиле (течение “Folk Victorian”).

Викторианский английский архитектурный стиль в силу того, что в него включены самые различные направления, не имеет общих черт, кроме того, что используются неостили и комбинации различных стилевых направлений. Чаще всего дома обладают высокой крышей, башенками, фронтонами, окнами разной величины и формы, выступающими частями фасадов, эркерами. Стены могут быть кирпичными, деревянными. Такие дома хорошо вписываются в любой ландшафт и всегда эффектно выглядят. Какое бы направление английского архитектурного стиля не было выбрано, оно всегда укажет на то, что хозяева дома – образованные люди со вкусом.

Автор текста: М. Костин

www.facade-project.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *