Владимиро суздальская школа архитектуры: ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА • Большая российская энциклопедия

Владимиро-суздальская школа | это… Что такое Владимиро-суздальская школа?

Толкование

Владимиро-суздальская школа
Владимиро-суздальская школа

        одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в северо-восточной Руси в период усиления Владимиро-Суздальского княжества (XII – первая половина XIII вв.). Отталкиваясь от традиций художественной культуры Киевской Руси, зодчие Владимиро-суздальской школы создали произведения, отмеченные особой утончённостью художественного облика, гармоничностью и чеканностью форм, нарядным декором. Величавая статичность масс, суровая скупость убранства ранних построек (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152-60; церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1152) вскоре сменяются новыми архитектурными формами, в которых органически сливаются классическое совершенство конструкции, ясность пропорций, продуманность системы декора (Успенский собор во Владимире, 1158-60, перестроен в 1185-89).

Точно найденные соотношения масс в сочетании с виртуозно выполненными, идущими, видимо, от романского стиля резными порталами, аркатурно-колончатыми поясами, рельефными композициями определяют архитектурные образы торжественного и величественного княжеского дворца в Боголюбове (1158-65), стройной и изящной Покрова на Нерли церкви (1165), монолитного, чуть грузноватого Дмитриевского собора во Владимире (1194-97). В строительстве XIII в. усиливается живописно-декоративное начало: появляются килевидные закомары, шаровидные “бусины” на порталах (Рождественский собор в Суздале, 1222-25), резные орнаменты и многофигурные композиции почти сплошь заполняют поверхности фасадов (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230-34). В росписях (фрески Дмитриевского собора во Владимире, около 1197, с участием византийских мастеров) и отдельных сохранившихся иконах (“Дмитрий Солунский”, конец XII – начало XIII вв., ГТГ) изысканный колорит, пластичная цветовая лепка подчёркивают монументальную значительность и одновременно тонкую одухотворённость образов.
Наследие Владимиро-суздальской школы в XIV-XV вв. послужило одним из главных источников для возникновения и развития московской школы древнерусского искусства.


Дмитриевский собор во Владимире. 1194 – 1197.


“Павел и Матфей”. Фрагмент фрески в Дмитриевском соборе во Владимире. Около 1197.

Литература: ИРИ, т. 1, М., 1953; Н. Н. Воронин, Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв., т. 1. М., 1961; Г. К. Вагнер, Мастера древнерусской скульптуры, (М., 1966).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство “Советская энциклопедия”, 1986.)

.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

  • Владимиров Иван Алексеевич
  • Вламинк Морис де

Полезное


Владимиро-Суздальская архитектура

ГЛАВНАЯ

ПРОЕКТЫ

ПАРТНЁРЫ

СТАТЬИ

КОНТАКТЫ

ГАЛЕРЕЯ

Владимиро-Суздальская архитектура (Владимиро-суздальская школа) – это традиционное направление в сфере русского православного зодчества, зародившееся в Суздальском княжестве в период середины – второй половины 12 века.
Формирование стилистических традиций Владимиро-Суздальской архитектуры пришлось на периоды правления владимирских князей Андрея Юрьевича Боголюбского (1111-1174) и Всеволода III Большое Гнездо (1154-1212), при которых получили большое развитие архитектурное дело и техника художественной резьбы по камню на Суздальской земле.

Для Владимиро-Суздальской православной архитектуры ранней поры (при князе Юрии Долгоруком) традиционны белокаменные храмы с относительно скромным декором. Декоративное оформление древнейших Владимиро-Суздальских храмов было совершенно минимальным и ограничивалось только арочным поясками на апсидах, да горизонтальной полочкой-отливом посередине стен храма. Ранние постройки в Суздальской земле это, по сути, продолжение галицкой архитектуры, ибо строительная артель из Галицкой земли в середине 12 века оказалась в распоряжении Суздальского князя.
Позднее, по мере развития Владимиро-Суздальской архитектуры, при князе Андрее Боголюбском, в украшении внешнего убранства соответствующих храмов, стала применяться каменная резьба – это всякого рода орнаменты в зверином стиле, а также многофигурные сцены, основанные на популярных фольклорных сюжетах тех времён.
Это связано прежде всего с романским влиянием архитектуры западной Европы, а точнее южной Германии, так как Фридрих Барбаросса, император «Священной Римской Империи», прислал Андрею Боголюбскому, своему союзнику, зодчего, до этого работавшего для Фридриха Барбароссы. Такие элементы архитектуры как перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса и профилированные цоколи и карнизы это типичные романские элементы, во всю применявшиеся к этому времени на территории Западной Европы. Ещё одной чертой, бывшей типичной для храмов Владимиро-Суздальской архитектуры, это крайне узкие, щелевидные окна – почти что бойницы, обрамленные многоуступчатым профилем.
Кульминацией развития Владимиро-Суздальской архитектуры стал Георгиевский Собор в Юрьеве Польском 1236 года постройки, который весь, от карниза барабана до цоколя, был покрыт белокаменной резьбой. Через год на Русь хлынули полчища Батыя, прервавшие развитие русской архитектуры в целом и Владимиро-Суздальской школы в частности.

Исторические примеры храмов Владимиро-Суздальской архитектуры:
Дмитриевский собор во Владимире;
Успенский собор во Владимире;
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше;
Церковь Покрова на Нерли.

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ © ARH-MASTER.RU 2004-2023

Наши услуги: Проектирование храмов. Строительство храмов.

Мобильная версия

Загрузка страницы: …

суздаль+школа | Статья о владимирско-суздальской+школе от The Free Dictionary

Владимирско-суздальская+школа | Статья о владимиро-суздальской+школе от The Free Dictionary

Владимир-Суздаль+школа | Статья о владимиро-суздальской+школе в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

владимир Суздаль школа

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Владимир Зеленин
  • Владимир Зенонович Гжицкий
  • Владимир Зенонович Май-Маевский
  • Владимир Зензинов
  • Владимир Железнов
  • Владимира Жигалина
  • Владимир Жириновский
  • Фан-клуб Владимира Жириновского
  • Владимир Житаренко
  • Владимир Житов
  • Владимир Жуковский
  • Владимир Журин
  • Владимир Зубек
  • Владимир Зубек
  • Владимир Зубек
  • Владимир Зубков
  • Владимир Зуев
  • Владимир Зуев
  • Владимир Зворыкин
  • Владимир Зворыкин
  • Владимир Зворыкин
  • Владимир Зворыкин
  • Владимир, Горж
  • Владимир, Митрополит Московский
  • Владимир, Россия
  • Владимир, Россия
  • Владимир-Суздаль
  • Владимир-Суздаль
  • Владимиро-Суздальское княжество
  • Владимиро-Суздальская школа
  • владимир-суздаль+школа
  • Владимиро-Волынское княжество
  • Владимир-Волынский
  • Владимир-Волынский
  • Владимира Рацкова
  • Владимирци
  • Владимиреску, Тюдор
  • Владимирец
  • Владимирка
  • Владимирка
  • Владимирко Володаревич
  • Владимиро Монтесинос
  • Владимиро Рока
  • Владимирофф
  • Владимирофф, Владимир Д
  • Владимирофф, Владимир Д.
  • Ампутация по Владимироффу-Микуличу
  • Владимиров
  • Владимиров Игорь
  • Владимиров Игорь Петрович
  • Владимиров Иосиф
  • Владимиров Иван
  • Владимиров Иван Алексеевич
  • Владимиров Мирон
  • Владимиров Мирон Константинович
  • Владимиров Василий
  • Владимиров Василий Сергеевич
  • Владимировац
  • Владимировка
  • Владимировский
  • Владимир Бузаев

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Государственный историко-архитектурный и художественный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Алиса Аксенова

Артикул: 

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Выпуск журнала: 

№1 2005 (06)

В 2004 году Государственному историко-архитектурному и художественному Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику исполнилось 150 лет, что делает его одним из старейших и крупнейших музейных объединений России. в него входят наиболее значимые художественные объединения и памятники Виадимира, Суздаля, Боголюбова, Кидекши и Гусь Хрустатного, в состав объединения входят 40 отдельных музейных объектов и 55 памятников архитектуры, девять из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это делает Владимиро-Суздальский музей-заповедник настоящей достопримечательностью для туристов из России и зарубежья – жемчужиной Золотого кольца России, которую ежегодно посещают более миллиона туристов из более чем двадцати стран.


Андрей РУБЛЕВ. Богоматерь Владимирская.

1395 или 1408
Левкас и темпера на дереве. 102,2 х 69,5 см

Территория Владимиро-Суздальского края была крупным центром историко-культурного развития России в средние века. Владимирские князья в течение значительного периода были лидерами политической и религиозной жизни России. В XIV веке, когда были заложены основы русской государственности, с Владимирского княжества началось укрепление и расширение Московского царства на северо-восток. Среди уникальных памятников культового искусства владимирской и Суздаль. Фрески и иконы иконостаса Успенской церкви – бесценные памятники русского искусства, написанные Андреем Рублевым и его старшим другом Даниилом Черным.

Музей во Владимире основан в 1854 году при Владимирском статистическом комитете. В его первоначальное собрание входил ряд произведений, собранных Владимирской Губернской научно-архивной комиссией, действовавшей с конца 1890-х по 1917 год. После революции монастыри и храмы Владимира и окрестных городов были закрыты, а иконы и другие произведения искусства из них были переданы музею. Среди них были и предметы из Религиозно-исторического хранилища Александро-Невского братства во Владимире.

Суздальский музей открылся в 1923 году, его художественная коллекция основана преимущественно на фондах закрытых монастырей и городских церквей.

Коллекции музеев Владимира и Суздаля объединились в единый музейный центр в 1958 году, вместе образовав Государственный историко-архитектурный и художественный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В 1961-1962 годах к комплексу присоединились этнографические музеи Александрова и Мстёры. Слияние коллекций этих музеев положило начало большой коллекции древнерусской живописи, которая впоследствии пополнялась за счет находок экспедиций по Владимирской области и произведений, приобретенных у частных коллекционеров.


Благовещение. 15 век. Суздаль
Левкас, темпера, дерево. 29,5 х 23,3 см

Общая коллекция древнерусского искусства Заповедника насчитывает более 2000 экспонатов. В уникальное собрание старинных икон входят «Богоматерь Боголюбовская» (1158 г.), «Богоматерь Максимовская» (1299 г.) и «Богоматерь Владимирская» (Андрей Рублев, конец XIV или начало XV века).

Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике хранится более 2000 произведений старинной и современной русской живописи. История этих произведений тесно связана с определенными этапами истории самого музея: в 1854 г. альтруистическим трудом энтузиастов и любителей краеведения К. Н. Тихонравов, И.А. Голышев, Н.Г. Добрынкин и Н.А. Артлебен помогли создать Музей природных и рукотворных изделий Владимирской Губерния. № В 1901 г. при поддержке Владимирской губернской научно-архивной комиссии и многих частных пожертвований было построено новое двухэтажное здание по проекту городского архитектора П.Г. Для музея был построен Беген, куда была перенесена экспозиция: 17 июня 1906 года она была открыта для публики.


Петр КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет Д.П. Кончаловский. 1909
Холст, масло. 109 на 77 см

В 1914 году по завещанию помещика В.Н. Акинова, музею завещаны портреты его родственников из трех владимирских поколений.

В 1917 г. Владимирская Губернская Научно-архивная комиссия прекратила свое существование, а в мае 1918 г. музей перешел под охрану Владимирского комитета музеев и охраны памятников. Основным источником новых поступлений музея стали национализированные произведения искусства из заброшенных особняков бывших помещиков. Больше всего картин было привезено из имения Андреевское Воронцовых-Дашковых и имения Фетинино графов Зубовых. В последующие десять лет коллекция пополнилась картинами из Государственного музейного фонда.

Много картин местных художников, в том числе В.Я. Юкин, К.Н. Бритов и др. Работая в 1960-е годы, они считаются основоположниками так называемой «владимирской пейзажной» школы. Высоколиричные, с редким родным настроением, наполненные воздухом и светом, эти картины стали замечательным явлением выставок 1950-60-х годов.

Музей в Гусь-Хрустальном является филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В конце 18 века Аким Мальцев основал у реки Гусь во Владимирской губернии один из первых в России стекольных заводов. Мальцевский хрусталь всегда пользовался большой популярностью, и, наконец, в конце 19го века предприятие получило международное признание. Экспозиция музея представляет одну из богатейших коллекций произведений русского стекла и расположена в великолепном Георгиевском соборе по проекту Л. Н. Бенуа, построенная в 1903 году.

Художественная коллекция Владимиро-Суздальского музея-заповедника насчитывает более 436 экспонатов: среди них археологические находки и коллекции монет; иконография 13-20 веков; старинные и современные образцы русского изобразительного искусства; знаменитые лаковые миниатюры мстёрских художников; изделия из стекла и фарфора; древние писания и книги 15-20 веков; и предметы быта Древней Руси.

Иллюстрации

Умиление Богоматери (Корсунской) . 16 век.
Дерево, левкас, темпера. 25 на 20 см. Рама и киот – 1590, Москва; большой киот – 1877, Суздаль (мастер А. Жилин). Дерево, темпера, золото, серебро, самоцветы, стекло, жемчуг, чернь, чеканка, золочение. 120 на 60 см (большой киот)

Алексей САВРАСОВ. Весенний день . 1873
Холст, масло. 95 на 140 см

Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ, Леонтий МИРОПОЛЬСКИЙ. Портрет князя Воронцова. 1783
Копия утерянного оригинала Левицкого 1783 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *