Владимиро суздальская архитектура xii xiii века: Средневековая владимиро-суздальская архитектура | портал о дизайне и архитектуре

Владимиро-суздальское зодчество в мировой архитектуре

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Владимиро-Суздальская архитектура

    Георгиевский собор в Юрьеве-Польском был лебединой песней владимиро-суздальского зодчества. Через четыре года по его окончании на Русь обрушилась лавина монгольского нашествия.

    Следует, в заключение, определить место владимиро-суздальского зодчества в ряду главных русских архитектурных школ периода феодальной раздробленности и в кругу архитектуры средневековой Европы.

    В среде русской архитектуры владимиро-суздальское зодчество чрезвычайно близко только галицкому. Их роднит превосходная белокаменная кладка, строгая геометричность форм, творческое использование декоративных элементов романской архитектуры, известная светскость даже церковных зданий. Для владимирского зодчества особенно характерна его гражданственность, особое внимание к светскому — дворцовому и военному — монументальному строительству. Эта общность определялась, видимо, близостью исторического пути этих княжеств к общеевропейскому (союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры).

    Архитектура киево-черниговского круга, создававшаяся в иных условиях сохранения и поддержки порядков феодального дробления, тесного контакта с византийской церковью и ее идейной гегемонии, была гораздо более традиционной как в техническом, так и в художественном отношении.

    В отличие от владимиро-суздальских памятников, каждый из которых ясно воплощал в своем образе определенную идейно-политическую задачу, имел свое индивидуальное художественное лицо, памятники киево-черниговского круга более безлики, они по преимуществу отвечают лишь своему функциональному назначению, не имеют и не выражают индивидуальной идейной задачи. Это в собственном смысле церковные здания — строгие и суховатые по своим формам, лишенные того оттенка светскости и оптимизма, который свойствен архитектуре Владимирского княжества.

    Еще больше ее отличие от новгородско-псковской архитектуры, в которой с удивительной силой отразились как особый строй культуры северной боярской республики, так и особые вкусы новгородцев к грубоватой и лаконичной простоте архитектуры. Иной материал в известной мере определял здесь отсутствие геометрической четкости форм, их характерную пластичность, сопутствуемую скупостью декора. Во всем этом владимирская архитектура разительно противоположна новгородской своей четкостью, уточненностью и известным аристократизмом, богатством и сложностью идейно осмысленного резного декора, играющего важнейшую роль в раскрытии смысла архитектурного образа.

    Весьма вероятно, что и галицкая архитектура, памятники которой почти не сохранились, обладала теми же качествами, что и владимирская. Таким образом, владимиро-суздальское зодчество предстает перед нами как наиболее сложное и совершенное воплощение передовых, общенародных общественных и художественных идеалов своего времени.

    Сопоставляя владимиро-суздальское зодчество XII в. с современной ему архитектурой Западной Европы, нельзя не отметить его самобытности и своеобразия. От киево-византийского наследства сохраняются лишь тип и конструктивная система крестовокупольного храма, выступающая здесь в неузнаваемо обогащенном и идейно наполненном виде. Этому обогащению в немалой степени способствует применение тонко проработанных и гармонически согласованных с традиционным типом храма деталей романского характера. Но они не делают владимирскую архитектуру “русским вариантом романского стиля”, она во многом противоположна ему.

    Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой несоизмеримости с ним, нарочитой грандиозности. Это сказывается не только в абсолютных размерах здания, но и особенно в его деталях. По сравнению с гигантскими порталами романских соборов, охватываемыми глазом лишь на расстоянии и как бы поглощающими человека, владимирские порталы невелики и просты. Это — лишь несколько увеличенная дверь, ее величина соизмерима с человеком, ее ясное обрамление и нарядная узорчатая резьба легко обозримы вблизи.

Владимирские порталы не поглощают человека, но как бы приглашают его войти в храм; человек не испытывает подавленности и трепета.

    Общая композиция романского собора, многосложная и тяжелая, резко отлична от кристаллически простой и ясной композиции владимирских храмов. Сияющий белый камень фасадов в сочетании с полихромией, золотом глав и окованных золоченой медью деталей создает праздничное и радостное звучание архитектуры, резко отличное от серовато-оливковых тяжелых и сумрачных масс романских соборов. Это отличие усиливается и идеальной ясностью и упорядоченностью членений фасадов, и систематичной построенностыо резного убора владимирских храмов.

    Самые образы зверей и чудищ, кишащих на стенах Димитриевского собора, лишены устрашающих черт, переданных в романской пластике с натурализмом правдоподобия. Владимирские звери по преимуществу орнаментальны, их трактовка ясно говорит, что это создания вымысла, сказки, они скорее занятны, чем страшны, как звери, вытканные на драгоценных тканях, как образы животных русского фольклора.

    Еще более своеобразным и ни с чем не сопоставимым становится владимиро-суздальское зодчество накануне своего трагического конца. Что касается излюбленного в это время типа крестовокупольного храма с притворами, то он, восходя еще к храмам рубежа XI и XII вв. (Спас на Берестове, Бельчицкий собор в Полоцке), не представляет ничего нового. Интерес к этому типу здания в XIII в. связан со стремлением к живописности архитектурной композиции, что в Георгиевском соборе было особо подчеркнуто устройством асимметричного Троицкого придела-усыпальницы.

    Также уже в русле русской традиции стоит предполагаемый нами трехлопастный башенный верх собора. Своеобразие владимирского зодчества XIII в. заключается в его декоре. Необычайное развитие декоративной резьбы, обволакивающей Георгиевский собор от главы до цоколя, превращающей здание как бы в гигантский резной ларец, “восточный” характер плоской ковровой орнаментики — все это давало основание говорить об очередной волне “влияний”, на этот раз восточных, или вслед за поздним летописцем признавать красоту Георгиевского собора результатом причуды заезжего мастера из волжской Болгарии.

    Однако аналогии от Кавказа до Индии и Китая вскрывали лишь самое общее сходство самого факта декоративной насыщенности архитектуры. Но та же и такая же, как в архитектуре, орнаментальность проявлялась в эту пору решительно во всех сферах владимирского художественного творчества — в живописи и шедеврах мастеров прикладного искусства, в росписи суздальского собора и золотом рисунке его медных врат, которые нельзя заподозрить в принадлежности руке какого-либо иноземца.

    Следовательно, декоративное богатство владимирской архитектуры — явление глубоко русское, результат изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, народной любви к украшенности жизни и красоте природы. Не случайно цветы коврового узора Георгиевского собора являются стилизацией реального ириса, а в образах чудищ, в частности драконов, отложились черты древней, дохристианской мифологии славянства.

    Располагая богатейшим и разнообразным по происхождению составом “образцов”, русские резчики XIII в.

не стали эклектиками, не дали на стенах собора их хрестоматийный набор, но сплавили мотивы своих источников в новую и стилистически целостную систему, проникнутую при всей своей сложности единством замысла и ясностью композиции. Резной убор Георгиевского собора с его большими церковными сюжетными композициями, выражающими политическую концепцию приоритета Владимирской земли, гораздо более содержателен, поучителен и ясен, чем декоративный по преимуществу убор Дмитриевского собора. Самая система сочетания горельефа с плоскостным ковровым узором фона, восходя своими корнями к прикладному искусству Восточной Европы эпохи переселения народов, типична и для русского ювелирного дела XII—XIII вв., где тончайшее кружево золотой скани подстилает поднятые в высоких гнездах самоцветные камни или эмали.

    Владимиро-суздальское зодчество XII—XIII вв., обязанное своим стремительным и блистательным развитием связи искусства с нуждами живой действительности, с ее прогрессивными процессами, со стремлениями народа к объединению Руси, к ее силе и процветанию, явилось крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства, обогатив ее своебразными и идейно насыщенными памятниками непреходящей ценности.

Владимирское культурное и художественное наследие сыграло важнейшую роль в последующем возрождении строительства Твери и Москвы и становлении русского национального зодчества.

<<   Строительство Юрия владимирского. Георгиевский собор

Новгород. Градостроительство и жилые здания  >>

<<   На главную

Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»   >>

Владимиро-Суздальская архитектура | russian-archeticture

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской. Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.[1]

Храм Покрова-на-Нерли

Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества — церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу , церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира. Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее : златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой — самыми прекрасными и возвышенными словами, какие применимы в русском языке к женским образам. Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть — все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Этому способствует прием зодчих: стены имеют едва заметный уклон к центру. Изящная глава собора с узкими высокими окнами придают зданию еще большую стройность. Каменное кружево на стенах очень скромно, но сюжет его схож со всеми сюжетами на храмах Владимиро — Суздальского княжества. [1]

Успенский собор

В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор ( 1189г. ), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым. [1] Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь, также в нем находилась величайшая русская святыня — икона Владимирской богоматери, шедевр византийского искусства. Широкая галерея, окружившая с трех сторон первоначальное здание собора, предназначалась для установки в специальных нишах — аркосолиях — каменных саркофагов владимирских князей и иерархов. Таким образом, собор становился грандиозной усыпальницей владимирских владык. Через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи. [3]

Дмитриевский собор

В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова — на — Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. [1] Обильно использована каменная резьба, сплошь заполняющая верхние участки прясел и поверхность барабана — искусно вырезаны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментально разработанную “ткань”. Орнаментация применена и между колонками основного пояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид. Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но ряд образов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанными народной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и в некоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в свое время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями. Здесь можно видеть и царя Давида, и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, и охотников, и фантастических зверей, птиц — все это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое и составляют подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма. Образ здания приобрел новые черты величия, богатства и праздничного великолепия в рамках той же тектонической системы. Скульптурность здания сочетается с логичностью композиции декора: в нем преобладает мотив аркатуры, развивающий основную тему арочно-стоечных членений фасадов. Пришедший из романского зодчества, этот мотив получил во владимирских храмах самобытную разработку. [2]

Георгиевский собор

В Юрьеве — Польском в 1234 году был построен Георгиевский собор. Сравнительно небольших размеров, он также увенчан одной главой. Белокаменная резьба по традиции Владимиро- Суздальского княжества сплошь, будто ковром, покрывает стены. Но вместо грозных хищных львов изображены добродушные сказочные львы и райские птицы, фигуры которых переплетаются с завитками узоров. Наряду с ними вводятся изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, Георгия, с которыми соседствуют разнообразные женские и мужские маски-личины, кентавры, сирины, грифон. [1]

Владимирские мастера талантливо развили тенденции использования скульптуры в фасадах здания, проявлявшиеся в постройках Галича, Чернигова и Рязани. Они придали своеобразный облик лучшим своим произведениям, внося в культовые сооружения светское, политическое содержание. Связь художественных образов с общегосударственными целями объединения раздробленных княжеств, с чаяниями народа о прекращении братоубийственных войн возвышает памятники владимирского зодчества над узкорелигиозными и феодальными задачами. Сквозь концепцию апофеоза силы Владимирской земли и ее князей, наиболее выразительно прозвучавшей в Димитриевском и Георгиевском соборах, сквозь религиозную символику пробивались общенародные идеи единения Русской земли. В роскошный изысканный декор княжеских храмов вплетались народные мотивы, в суровый облик церкви, проникают красочные, жизнерадостные нотки, что следует связывать с народными представлениями и с меньшим воздействием византийской церкви [4]

Источники информации:

Владимиро-Суздальское княжество. [электронный ресурс] — История Искусства , URL: http://cvetamira.ru/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo

Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв. ) [электронный ресурс] — Arhitektor.ru , URL: http://www.arhitekto.ru/txt/2russ07.shtml

Владимиро-Суздальское княжество. [электронный ресурс] — История Искусства , URL: http://cvetamira.ru/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo Лазарев В. Н.

Владимиро-Суздальская Русь [электронный ресурс] — Христианство в искусстве , URL: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=121&chap=5 

Суздаль

СУЗДАЛЬ


Суздаль впервые упоминается в русских летописях в 1024 году. Этот город сохранил свой облик XVIII века и теперь часто служит естественным фоном для исторических фильмов.

Кремль – сердце Суздаля и старейшая часть города. Согласно записям, город впервые упоминается в 1024 году, но археологи считают, что Кремль датируется 10 веком. Окруженный кольцом земляных валов с деревянными стенами и башнями наверху, Кремль был аристократической частью города, предназначенной для княжеского двора и телохранителей, а также для высшего духовенства. Сохранились крепостные валы и рвы Кремля, несколько церквей, архиерейская резиденция, старинный собор Рождества Богородицы.

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы является уникальным образцом известнякового зодчества домонгольской Владимиро-Суздальской области. Он был возведен между 1222 и 1225 годами на месте бывшего Успенского собора, построенного Владимиром Мономахом в конце XI — начале XII веков и впоследствии обрушившегося. Новый собор XIII века был построен из известняка, но в кладке использован старый цоколь (из сравнительно тонких и длинных кирпичей, использовавшихся в основном в южнорусском строительстве) от предыдущего. Этот прием отличает собор от других памятников владимиро-суздальского зодчества. Фасады и порталы этого трехглавого собора украшены резьбой по известняку. После пожара 1445 года верхняя часть собора была перестроена в кирпиче. 3 купола были заменены 5 куполами. XVII век был периодом больших перемен и масштабных перестроек в соборе.

Убрали старую хоровую галерею, расширили окна, пристроили новые притворы, перекрасили стены. В 18 веке деревянную крышу заменили металлической, а центральный купол позолотили.

В период с 1950 по 1960 год Рождественский собор снова реставрировали, избавившись от неоригинальных конструкций; именно тогда он приобрел свой современный вид. В 1992 году собор был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из самых посещаемых экспонатов Владимиро-Суздальского музея, где представлена ​​подлинная церковная утварь XVII–XX веков. Оригинальные двери 13 века — знаменитые Золотые двери — были созданы с помощью очень сложной техники, популярной среди самых искусных средневековых европейских мастеров. 13–19настенные росписи XVII века, иконостас XVII века и огромный переносной медный фонарь XVII века в форме пятиглавой церкви, безусловно, произведут впечатление на посетителей.

Архиерейский дворец

Архитектурный ансамбль Архиерейского дворца создавался на протяжении нескольких столетий. Первые кирпичные палаты суздальских архиереев появились в XV веке недалеко от Рождественского собора. В 1635 году перед собором была построена монументальная колокольня с огромным шатром и часами. Домашняя церковь епископа находилась в среднем ярусе башни. Но самое главное изменение облика архиерейской резиденции произошло в конце XVII века – при митрополите Иларионе.

Архиепископский дворец представляет собой довольно сложную группу зданий, относящихся к разным периодам. В нем сочетаются черты древнерусской гражданской архитектуры с регулярностью царских палат позднего стиля. Парадная лестница и просторный вестибюль ведут в Крестовую палату — самое просторное и представительное помещение в новой северной части дворца. Эта новая часть была соединена с более ранними постройками. Благовещенская церковь, отреставрированная по стандартам XVI века, — одна из них. Он имеет типичное крыльцо с галереями. Такое же крыльцо украшает вход со стороны колокольни. Крыльца, галереи и другие детали объединяют постройки, завершая ансамбль. Архиерейский двор раньше был обнесен невысоким кирпичным забором с воротами.

Сегодня Архиепископский дворец служит большим музеем. Бывшая трапезная под Крестовой палатой используется как выставочный зал. Крестовая палата после длительной реставрации вернулась к своему первоначальному виду. Суздальский историко-краеведческий музей занимает бывшие личные покои Архиерейского дворца. В бывшей Благовещенской церкви сейчас находится замечательная коллекция русских икон. На первом этаже колокольни выставлен уникальный деревянный купол Иордана XVII века. Во дворе стоит деревянная Никольская церковь (впервые построена в 1766 г.), возникшая в селе Глотово. Это первый памятник Музея деревянного зодчества Суздаля, который находится на противоположном берегу реки Каменки.

Территория – с 9:00 до 20:00, без выходных

Музеи — с 9:00 до 19:00, без выходных (третий понедельник месяца — с 10:00 до 14:00)

На месте бывшего Дмитриевского монастыря находится еще одно чудо традиционной русской архитектуры – Музей деревянного зодчества под открытым небом. Несколько церквей, домов и других подлинных деревянных построек XVIII и XIX веков были свезены сюда со всей Владимирской области в XIX веке.60–1970-е гг. Рукотворная красота памятников народного зодчества удивительным образом слилась с ландшафтом многовекового Суздаля.

Церковь Преображения Господня (1756 г.) кажется городом, вырубленным из дерева, с его частями разных размеров и форм, искусно соединенными плотниками, которые построили всю церковь без металлических гвоздей. Недавно реконструированная Воскресенская церковь (1776 г.) относится к типу «ладьевидных» церквей, когда все части здания вытянуты вдоль одной оси. Корабль (лодка) — древний христианский символ, сравнивающий церковь с Ноевым ковчегом. Интерьер церкви — типичный скромный деревенский храм. Выставка в доме крестьянской семьи среднего достатка знакомит посетителей с бытом этих людей, трудолюбивых и умелых. «Зажиточный» крестьянский двухэтажный дом с крытым двором, жилым помещением на верхнем этаже и ткацкой мастерской на нижнем — представляет другой быт.

Ветряные мельницы с юга Владимирской области, колодец с колодцем, бани в огородах и приречные амбары на сваях делают эту воссозданную деревню более живой и реалистичной.

Музей деревянного зодчества является местом проведения различных суздальских праздников – Масленицы с ее незабываемыми традиционными гусиными боями, в феврале или марте, Праздника народных промыслов, праздника Пятидесятницы в мае или июне и уже получившего международное признание Фестиваль огурцов в июле.

Сувенирный магазин «Русский дом» находится в одном из корпусов Музея.

9:00 – 19:00, без выходных

Третий вторник месяца – с 10:00 до 14:00.

Величественный архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря «живо вырисовывается, как город» на высоком крутом берегу реки Каменки. Его основал в 1352 году князь Борис – Суздальский и Нижегородский. Первым игуменом монастыря стал сподвижник преподобного Сергия Радонежского святитель Евфимий.

В 1642 году здесь был похоронен русский народный герой князь Дмитрий Пожарский.

Современный архитектурный ансамбль монастыря формировался с 16 по 19 века. После 1917 года на территории монастыря размещались тюрьма и исправительное заведение. Именно в середине 1960-х годов ансамбль перешел в собственность музея и здесь развернулись масштабные реставрационные работы. Монастырские здания были реконструированы, в них открылись различные выставки. Создан необычный «город-музей» с разнообразными музейными выставками, концертами колокольной музыки, благоухающим травяным садом, ежегодным Спасским яблочным праздником, незабываемым выступлением мужского хора a cappella «Благовест» – все это и многое другое. больше сегодня предлагает посетителям Спасо-Евфимиевский музейный комплекс.

Архимандритские палаты и Успенская трапезная церковь

С левой стороны виднеется двухэтажный дом – первоначально служивший административным зданием, он также служил домом архимандрита. Деревянные крытые галереи, построенные на кирпичных столбах, и крыльцо делают это здание теплым и уютным. Рядом с ним стоит шатровая Успенская трапезная церковь. Это редко встречающееся сочетание церкви и гражданской постройки 16 века. Успенская церковь представляет собой небольшой столбообразный храм (восьмерик на кубе), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников в основании, с мощной апсидой, украшенной нишами, пилястровыми планками, арками и керамическими изразцами. Трапезная палата соединена с Успенской церковью с западной стороны. Это двухэтажное строение с несколькими сводчатыми залами; верхняя часть использовалась как трапезная, а нижняя – как склад.

Сегодня здесь можно посетить несколько музейных выставок. Выставка «Книжные сокровища шести веков» размещена в залах бывших Архимандритских палат. Выставка посвящена истории книги в России. Его посетитель может познакомиться с древними русскими рукописными книгами, их изготовлением и особенностями оформления. Отдельный раздел выставки посвящен Ивану Федорову, основателю первой в России типографии. Здесь находятся первая русская печатная книга – Апостол (1564 г.), печатное Евангелие (1644 г.) и Букварь Кариона Истомина (169 г.).4). Книги XVII-XX веков дают представление о развитии русской науки, общественной жизни и литературы. Выставка открыта только в теплое время года (май – октябрь).

В этом же здании находится выставка «Русские иконы XVIII–XX веков». Здесь представлена ​​большая коллекция изображений, относящихся к позднему периоду развития классической русской иконописи. Среди экспонатов можно увидеть несколько подписанных работ московских и местных иконописцев, многочисленные иконы разных типов с изображением Богородицы и редкие образцы иконописи. Отдельный зал посвящен иконописи Мстёры – известного центра иконописи с 18 по начало 20 века.

В коллекции Владимиро-Суздальского музея на первом этаже бывшей трапезной палаты находятся колокола XVIII-XX веков. На известных русских заводах в Москве и Ярославле изготовлено более десятка колоколов. Особое внимание уделено колоколам, отлитым в Суздале и его окрестностях. Самый тяжелый весит 300 кг. Здесь же экспонируется современный колокол Пятковского колокольного завода, возрожденный в наши дни.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор построен в конце 16 века. В какой-то степени его внешние формы повторяют традиции старинного известнякового зодчества Суздаля, здание выглядит монументально и строго. Гордость собора составляют сохранившиеся на внешних стенах росписи XVI века и фрески XVII века известных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, покрывающие стены внутри собора праздничным ковром. Недавние реставрационные работы, проведенные в 2011–2017 годах, удалили более поздние картины. Теперь у посетителей есть возможность увидеть и оценить большую часть оригинальных росписей XVII века. Основной сюжет росписей – прославление Христа как человека и Бога. Фрески расположены на стенах в несколько ярусов. Верхние ряды иллюстрируют сцены из жизни Христа: Его притчи, чудеса и Страсти. На своде главного купола изображена Новозаветная Троица. На столбах можно увидеть фигуры святых и русских царей.

Здесь проходят живые концерты мужского хора «Благовест».

Колокольня монастыря

Колокольня возводилась с 16 по 17 век, начиная с 9-гранной колонны церкви Иоанна Предтечи, построенной в 1530 году. Здесь 17 исторических колоколов, привезенных со всех концов Владимирская область на колокольне. Одним из самых незабываемых моментов во время экскурсии по Суздалю является живой концерт колокольной музыки в исполнении профессиональных звонарей. Недавно на вершине монастырской колокольни были реконструированы часы.

Суздальская тюрьма и Золотая сокровищница

В северной части монастыря расположены два корпуса монашеских келий и Лазаретная церковь Николая Чудотворца Эти блоки никогда не выполняли своего первоначального назначения – с конца 18 века использовались для заключенных.

Выставка “Суздальская тюрьма и летопись ее двухвековой истории” расположена в здании бывшей тюрьмы.

Тюрьма была основана в 1776 году по указу Екатерины Великой. Здесь содержались люди разных сословий и званий, миряне и духовенство, православные верующие и сектанты. Среди узников этой тюрьмы были Федор Шаховской, декабрист; монах Авель, прорицатель, прозванный русским Нострадамусом; Кондратий Селиванов, основатель секты кастратов.

В 1923 году в монастыре была организована политическая тюрьма для «перевоспитания» идейных противников новой власти. В 1940–1946 гг. среди заключенных тюрьмы были интернированные Чешского легиона; военнослужащие Красной Армии, прошедшие проверку после их окружения и пленения противником; затем итальянские, немецкие и румынские военнопленные; и нацистские генералы и офицеры, в том числе фельдмаршал Фридрих Паулюс, который провел несколько месяцев в Суздале.

Выставка «Золотая сокровищница» расположена в здании XVII века – Лазаретной церкви св. Николая. Это настоящая сокровищница музея, более 500 произведений искусства из драгоценных металлов и камней рассказывают о десяти веках русского ювелирного искусства. Столовое серебро и мелкая резьба, лицевая и орнаментальная вышивка, а также все многообразие различных ювелирных техник – ковка и литье, чеканка и гравировка, чернь и эмаль. Среди наиболее ценных экспонатов есть ценные дары личностей, известных в истории России.

Выставка «Переплетение судеб»

Выставка находится в том же здании. С Суздалем тесно переплетены судьбы сотен итальянских военнопленных, содержавшихся в этом монастыре во время Великой Отечественной войны, известного итальянского художника и сценариста Тонино Гуэрра и его русского друга, кинорежиссера Андрея Тарковского.

Экспонаты выставки – фотографии, воспоминания горожан, тюремщиков и бывших военнопленных – воссоздают атмосферу страшной зимы 1943, и быт в Лагере № 160 за стенами бывшего монастыря.

Здесь можно узнать о работе Андрея Тарковского над фильмом «Андрей Рублев», выездные съемки которого начались в 1965 году у стен Суздальского Спасского монастыря.

На выставке представлены оригинальные работы Тонино Гуэрры, подаренные им Музею Владимира и Суздаля.

Входная башня и стены. Образец русского оборонительного зодчества XVII века

В 1664 году деревянный частокол монастыря был заменен новой каменной стеной. При этом территория монастыря была значительно расширена, ограда имела форму многоугольника с периметром 1400 метров. Несмотря на то, что новая каменная цитадель не имела практического значения, так как никогда не использовалась в оборонительных целях, она была построена по правилам фортификации.

Травяной сад

Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в XVIII веке был известен многочисленными садами. Одной из обязанностей монахов было выращивание трав, использование их для приготовления лекарств, целебных напитков и чаев. Травяной сад монастыря восстановили сотрудники музея. Среди трав на грядках вы найдете ревень, хрен, мяту перечную, медуницу, чабрец, щавель, родиолу, соломонову печать, петрушку, пижму, пастернак, шалфей, душицу, календулу, первоцвет, мотыль, мать-и-мачеху, ландыш и многие другие. другие. В погожий летний день в этом травяном саду можно провести много времени, любуясь растениями и цветами.

Пн – Чт, Вс – 10:00 – 18:00, Пт, Сб – 10:00 – 19:00
Третья среда месяца – с 10:00 до 14:00.

Вторая среда мая – с 10:00 до 14:00

Суздальский кремль | Россия

Самая древняя часть Суздаля – Кремль, расположенный на излучине реки Каменки в нынешнем центре города на улице Кремлевской. Кремль был основан в 10 веке на основании Суздаля, а в 11 и 12 веках были возведены земляные стены с деревянными стенами и башнями, установленными поверх них для оборонительных целей. Внутри находились дворы местного князя и епископа. Оборона кремля была дополнена в 17 веке, когда были добавлены новые башни и стены из сосны. Однако все эти деревянные укрепления были уничтожены пожаром 1719 года.и до наших дней сохранились только земляные насыпи и рвы. Суздальский кремль и его Рождественский собор находятся под охраной ЮНЕСКО и находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Собор Рождества Богородицы

Впечатляющий Собор Рождества Богородицы был построен внутри Суздальского кремля между 1222 и 1225 годами взамен более ранней версии, построенной по приказу Владимира Мономаха в 11 веке. Собор построен из белого камня и увенчан пятью голубыми куполами, украшенными золотыми звездами. Фасад собора украшен гравюрами животных, фигур и замысловатыми узорами. Внутри сохранились прекрасные фрески 13, 15 и 17 веков.

Собор охраняется ЮНЕСКО в составе Белокаменных памятников Владимира и Суздаля. С 1992 года право собственности на собор разделено между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской православной церковью, которые время от времени проводят здесь богослужения. В противном случае фрески собора можно посмотреть, купив билет.


Архиерейские палаты и музеи

Архитектурный комплекс в центре кремля – ​​Архиерейские палаты, построенные между 15 и 18 веками, первоначально как резиденция суздальского епископа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *