Ширинки, сухарики, кокошники: изучаем признаки русского стиля
В Российской империи всегда огромное внимание уделялось национальной идее. В XIX веке в очередной раз произошел поиск новых ценностей, и это дало прекрасный результат: в архитектуре сформировался русский стиль, который пережил несколько трансформаций и оставался модным несколько десятилетий.
Первым этапом русского стиля в архитектуре стал русско-византийский стиль, который демонстрировал в первую очередь даже не русскую идентичность, а имперскую мощь и лозунг «Православие, самодержавие, народность». Основоположником стиля принято считать архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Самые яркие примеры русско-византийского стиля – это церкви: грандиозный Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, собор святого Михаила Архангела в Каунасе, Екатерининский собор в Краснодаре и множество прекрасных храмов, которые были разрушены в 1930-е годы по всему Советскому Союзу.
Затем появился классический русский стиль, византийские акценты в котором были сведены к минимуму, зато скрупулёзно стали воспроизводиться детали древнерусской, допетровской архитектуры. В таком стиле построен Исторический и Политехнический музеи, Верхние торговые ряды на Красной площади (более известные как ГУМ), Средние торговые ряды, в которых вскоре разместятся Музеи Кремля (проект реставрации здания был одобрен Главгосэкспертизой России), усадьба Щукина, в которой располагается Биологический музей им. Тимирязева, и, конечно, великолепный Дом Игумнова. Главному офису Главгосэкспертизы повезло располагаться напротив этого памятника, в котором с 1979 года располагается резиденция французского посла.
Наконец, завершающим этапом развития русского стиля в архитектуре стал неорусский стиль, в котором сразу бросаются в глаза элементы модерна и который «творчески переосмыслил» национальные признаки архитектуры. Важное отличие зданий в неорусском стиле от их предшественников заключается в том, что архитекторы делали их максимально приспособленными к требованиям своего времени.
А в начале XX века, когда стиль расцвел, эти требования были уже довольно обширными и во многом совпадали с современными.У двух первых этапов русского стиля не было четких временных границ: здания в русско-византийском и классическом русском стилях строились и не только в первой половине и середине XIX века, но и в начале XX-го. Более того, на рубеже XX-XXI веков сложился так называемый «второй русско-византийский стиль», который проявляется в новых храмовых постройках. Ведь это красиво! И поскольку русский стиль декоративен, каждый из многочисленных элементов его оформления имеет свое название. Познакомимся с некоторыми из них.
Волчий зуб – орнаментовка каменных плит трехгранно-выемчатой резьбой или же декоративная укладка кирпичей наклонно, с образованием треугольных пустот.
Гирька – фигурная архитектурная деталь обычно в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивалась на скрытом в кладке железном стержне и служила опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой.
Гирька над входом в Государственный исторический музей в Москве
Дынька – утолщение на столбах, колоннах и полуколоннах, окружающих наличники окон и порталы дверей. Выглядит как дыня.
Закомара – полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний свод. Закомары не отделяются в нижней части от прясла стены, поскольку хоть и красивы, имеют в первую очередь конструктивное значение.
Закомары церкви Покрова на Нерли во Владимирской области
Кокошник – полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Но, в отличие от нее, кокошник не отвечает форме свода. Кокошники располагаются у оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники и покрывают своды уменьшающимися кверху ярусами.
Один из кокошников Храма Христа Спасителя в Москве
Кубышка – декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания.
Сухарики – ряд направленных вниз прямоугольных выступов. В классической архитектуре эти элементы носят название дентикулов.
Ширинка – разновидность кессона; элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек (фасадов, устоев воротных арок, пилястр, парапетов крепостных стен). Особенно часто ширинки применялись в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками.
Следите за нами в
ВКонтакте ,
Одноклассники ,
Дзен и
Telegram
Подписаться на рассылку
Ширинки, сухарики, кокошники: изучаем признаки русского стиля
31 января 2022
Главгосэкспертиза России
Фото: Главгосэкспертиза РоссииГлавгосэкспертиза России
В Российской империи всегда огромное внимание уделялось национальной идее. В XIX веке в очередной раз произошел поиск новых ценностей, и это дало прекрасный результат: в архитектуре сформировался русский стиль, который пережил несколько трансформаций и оставался модным несколько десятилетий.
Видео дня
Первым этапом русского стиля в архитектуре стал русско-византийский стиль, который демонстрировал в первую очередь даже не русскую идентичность, а имперскую мощь и лозунг «Православие, самодержавие, народность». Основоположником стиля принято считать архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Самые яркие примеры русско-византийского стиля – это церкви: грандиозный Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, собор святого Михаила Архангела в Каунасе, Екатерининский собор в Краснодаре и множество прекрасных храмов, которые были разрушены в 1930-е годы по всему Советскому Союзу.
Никольский морской собор в Кронштадте
Затем появился классический русский стиль, византийские акценты в котором были сведены к минимуму, зато скрупулёзно стали воспроизводиться детали древнерусской, допетровской архитектуры. В таком стиле построен Исторический и Политехнический музеи, Верхние торговые ряды на Красной площади (более известные как ГУМ), Средние торговые ряды, в которых вскоре разместятся Музеи Кремля (проект реставрации здания был одобрен Главгосэкспертизой России), усадьба Щукина, в которой располагается Биологический музей им. Тимирязева, и, конечно, великолепный Дом Игумнова. Главному офису Главгосэкспертизы повезло располагаться напротив этого памятника, в котором с 1979 года располагается резиденция французского посла.
Здание Политехнического музея в Москве
Наконец, завершающим этапом развития русского стиля в архитектуре стал неорусский стиль, в котором сразу бросаются в глаза элементы модерна и который «творчески переосмыслил» национальные признаки архитектуры. Важное отличие зданий в неорусском стиле от их предшественников заключается в том, что архитекторы делали их максимально приспособленными к требованиям своего времени. А в начале XX века, когда стиль расцвел, эти требования были уже довольно обширными и во многом совпадали с современными.
У двух первых этапов русского стиля не было четких временных границ: здания в русско-византийском и классическом русском стилях строились и не только в первой половине и середине XIX века, но и в начале XX-го. Более того, на рубеже XX-XXI веков сложился так называемый «второй русско-византийский стиль», который проявляется в новых храмовых постройках. Ведь это красиво! И поскольку русский стиль декоративен, каждый из многочисленных элементов его оформления имеет свое название. Познакомимся с некоторыми из них.
Волчий зуб – орнаментовка каменных плит трехгранно-выемчатой резьбой или же декоративная укладка кирпичей наклонно, с образованием треугольных пустот.
Гирька – фигурная архитектурная деталь обычно в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивалась на скрытом в кладке железном стержне и служила опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой.
Гирька над входом в Государственный исторический музей в Москве
Дынька – утолщение на столбах, колоннах и полуколоннах, окружающих наличники окон и порталы дверей. Выглядит как дыня.
Закомара – полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний свод. Закомары не отделяются в нижней части от прясла стены, поскольку хоть и красивы, имеют в первую очередь конструктивное значение.
Закомары церкви Покрова на Нерли во Владимирской области
Кокошник – полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Но, в отличие от нее, кокошник не отвечает форме свода. Кокошники располагаются у оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники и покрывают своды уменьшающимися кверху ярусами.
Один из кокошников Храма Христа Спасителя в Москве
Кубышка – декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания.
Сухарики – ряд направленных вниз прямоугольных выступов. В классической архитектуре эти элементы носят название дентикулов.
Ширинка – разновидность кессона; элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого помещался изразец или резное украшение.
Фрагмент Святых ворот Ризоположенского монастыря в Суздале
Фото: Википедия, Политехнический музей
Дом и сад,Михаил Архангел,Иисус Христос,
Учимся у Crackers & Chickees — АРХИТЕКТУРА JOYCE OWENS LLC
Существует ли архитектурный стиль, который действительно характерен для Юго-Западной Флориды?
И если да, то что мы можем узнать из него, что имеет отношение к архитектурному дизайну в современном мире?
Вскоре после того, как я впервые переехал в Форт-Майерс, мой брат попросил меня спроектировать дом для его семьи на острове Санибел. Я только что закончил архитектурную школу. Вместе мы решили, что его семье нужен современный дом, который бы вписывался в окрестности острова и отвечал местному климату.
Я начал с того, что оглянулся на невероятно примитивную эпоху, время, предшествовавшее изобретению экранов и кондиционеров. Представлять себе! Как люди выживали? С ее насекомыми, чрезмерной жарой, влажностью и субтропическими дождями Флорида никогда не предлагала поселенцам комфортный климат.
Но в тот год мои исследования шли параллельно с моей собственной жизнью — я жил в квартире в доме 1920-х годов без кондиционера. В течение двух лет мне приходилось полагаться на простые принципы здравого смысла, которыми пользовались первые поселенцы:
Максимальная тень и
Максимальная естественная вентиляция.
Как и самые первые жители Флориды, я должен был работать вместе с природой, а не против нее.
Цыплята и крекеры — простые конструкции домов, которые сделали климат Флориды сносным в сторону Эверглейдс. Там они построили временные открытые сооружения, известные как chickee (слово семинолов означает дом). Чики быстро строились, и их было легко бросить. Простая конструкция с крутыми соломенными пальмовыми крышами и фальшполами обеспечивала охлаждение и защиту от наводнений, насекомых и змей.
В последующие десятилетия во Флориду прибыли другие белые поселенцы. Известные как фермеры-крекеры из-за треснутой кукурузы, которая составляла большую часть их рациона, они скопировали принципы тени и вентиляции из простых убежищ семинолов, приподняв полы над землей, чтобы избежать затопления и позволив более прохладному воздуху циркулировать под домом. . Высокие двустворчатые окна были стратегически расположены, чтобы обеспечить непрерывную перекрестную вентиляцию, а крутые остроконечные крыши позволяли более теплому воздуху подниматься из жилых помещений.
Первоначально спроектированные как дом с одной комнатой, эти модифицированные версии цыплячьих построек должны были быть расположены на возвышенности и ориентированы так, чтобы свести к минимуму прямые солнечные лучи, в полной мере использовать преимущества бриза для вентиляции и использовать тень близлежащих деревьев. Характерно, что в этих домах также были глубокие передние веранды, покрытые большими нависающими крышами, чтобы обеспечить дополнительную защиту от палящего солнца, а более крутые уклоны крыш легче сбрасывали промокшие субтропические дожди.
Общими для всех этих домов были используемые материалы: деревянный каркас, сделанный из высоких прямых сосен, срубленных для расчистки земли, горизонтальная кипарисовая обшивка внутри и снаружи, металлические крыши.
В то время кипарис был в изобилии и имел дополнительные преимущества в качестве строительного материала — он содержит натуральное консервирующее масло (кипарисен), которое делает его относительно устойчивым к гниению и насекомым. Металлические крыши были дешевы, легкодоступны и — по крайней мере, пока не ржавели — отражали солнечный свет.
Что касается нашего первого вопроса: существует ли архитектура, присущая юго-западу Флориды? Ответ однозначно, да! Эти структуры Cracker и chickee являются оригинальным народным языком.
Созданные для функциональности, а не красоты, эти здания не были созданы специально для них. Более того, они были энергоэффективными, потому что должны были быть энергоэффективными.
Семьи первых пионеров смогли выжить в нашем суровом климате без кондиционирования воздуха благодаря использованию простых пассивных солнечных батарей и принципов вентиляции, как это сделал я в своей просторной квартире на втором этаже почти 200 лет спустя. К счастью для меня, архитектор, спроектировавший многоквартирный дом, понимал эти концепции, и большую часть времени он был на удивление пригоден для жизни (будем честными, иногда даже кондиционер не может сделать жару на юго-западе Флориды терпимой).
Применение уроков прошлого в современном архитектурном дизайне
Учитесь у прошлого. Заимствуйте то, что работает. Украдите хорошую идею и адаптируйте ее для своих целей. Это принципы, по которым живут архитекторы.
А для дома моего брата я сделал все три.
Все мои исследования позволили мне предложить экономичный и энергоэффективный проект нового дома. Не то чтобы я ожидал, что мой брат и его семья будут жить без кондиционера, но я знал, что, включив проверенные архитектурные идеи из прошлого, они смогут меньше на него полагаться. И, чаще всего, преимущество заключалось в том, что я смог максимально использовать естественное кондиционирование воздуха (бризы Персидского залива) в моем дизайне их нового дома.
В результате получился простой островной дом, сочетающий в себе практичные элементы зданий Florida Cracker с современной современной архитектурой.
Для меня этот новый проект дома на острове ознаменовал собой начало интереса к изучению нового языка Флориды, который одновременно заимствован из инстинктивно энергоэффективной теории дизайна, почти заброшенной после изобретения кондиционера, и включает в себя последние достижения в области технологий и энергосберегающие методы строительства для будущего.
Джойс Оуэнс AIA RIBA
Архитектурный стиль Флориды Крекер
Фото предоставлено: B. A. Bowen PhotographyКомфортно жить в условиях жары и влажности Флориды нелегко даже при самых благоприятных обстоятельствах, а для первых поселенцев штата обстоятельства вряд ли были идеальными. . Имея мало времени и ресурсов, они полагались на местные материалы и изобретательность при строительстве своих домов. Результатом стал архитектурный стиль Florida Cracker. Какими бы простыми ни выглядели эти дома, они оснащены многочисленными функциями, которые помогли поселенцам выдержать местный климат.
Новые поступления реагируют на климат Флориды
Фото предоставлено Кристофером СессумсомФлоридская архитектура Cracker — это народный или местный традиционный стиль, который процветал в сельской Флориде с 1860-х по 1930-е годы. Чтобы укрыться от часто ненастной погоды во Флориде, первые поселенцы использовали свои ограниченные средства для строительства простых бревенчатых или деревянных построек. Эти скромные дома со временем стали одной из самых характерных архитектурных форм штата.
Во Флориде и Джорджии термин «Крекер» относится к потомкам первых английских поселенцев. Возможно, происходящий из шекспировского оскорбления шумных нарушителей спокойствия, происхождение этого термина по-разному приписывается звуку громкого разговора, треску кукурузы или кнутам. Сегодня белые сельские жители Флориды и Джорджии по-прежнему с гордостью или в шутку называют себя Крекерами.
Хотя сейчас Флорида может славиться своей мягкой погодой, густые болота штата, гнетущая тропическая жара и частые грозы с проливными дождями оказались тяжелым испытанием для первых английских поселенцев. Им срочно требовалось убежище, но у них не было опыта строительства в таком климате, и они часто были слишком бедны, чтобы покупать материалы или нанимать помощников. Поселенцы были вынуждены использовать подручные материалы и методы строительства, чтобы как можно быстрее получить крышу над головой.
Когда семья поселенцев хотела построить дом, они сначала искали участок земли, который был хотя бы немного приподнят, чтобы снизить риск затопления. Затем они очистили землю от высоких сосновых и прудовых сосен, а также кедра и кипариса, распространенных в этом регионе. Эта обильная свежесрубленная древесина служила поселенцам строительным материалом.
Мост построил примитивный однокомнатный дом, состоящий из четырех стен, двери и нескольких окон, камина и дымохода, крытой веранды. По мере того, как возникала необходимость и средства для большего пространства, некоторые семьи построили дополнительное строение рядом с первым и соединили их крытым проходом под открытым небом.
По мере развития строительных технологий и опыта жителей архитектурный стиль Florida Cracker потерял популярность. Рост стоимости древесины также сделал этот стиль менее привлекательным для тех, кто ищет недорогой дом. Растущая популярность кондиционирования воздуха после Второй мировой войны означала, что функции охлаждения этих домов больше не были необходимы. Грубо построенные с самого начала, большинство оригинальных домов Cracker быстро сломались, и стиль почти исчез, уступив место передвижным домам и домам-трамваям. Те, что остались, находятся в основном в Северной Флориде.
Стиль Cracker впервые за последние десятилетия появился в начале 1980-х годов, когда жители Флориды отказались от шаблонных методов строительства и обратились к домам с большей индивидуальностью и более глубокой связью с местными традициями. Сегодня появилось несколько целых сообществ, предлагающих дома в стиле Florida Cracker с современными удобствами. В то время как некоторые представители старшего поколения недоумевают, что кто-то может выбрать стиль здания, давно ассоциирующийся с бедностью, «Шик крекера» завоевал популярность среди молодежи.
Гениальные особенности для комфорта при ограниченном бюджете
Фото предоставлено: Кэтрин ОлмстедПервоначальные дома Florida Cracker, возможно, выглядели не более чем лачугами, но они были тщательно спроектированы, чтобы их жители чувствовали себя комфортно по доступной цене.
Дома были квадратными или прямоугольными для быстрого и легкого строительства. Ранние версии строились из бревен, что избавляло от необходимости резать доски. Зазоры между бревнами также позволяли лучше проветривать помещение. Деревянно-каркасные версии также строились, хотя и несколько позже. В некоторых домах камин с каменным дымоходом на одном фронтоне дома служил средством для приготовления пищи и обогрева зимой. Другие использовали отдельную кухню за домом.
Большинство домов Cracker состояли из одной комнаты в форме, известной в американской архитектуре пионеров как дом с одной ручкой. Чтобы расширить свое жилое пространство по мере прибытия новых детей, семьи часто строили еще одну конструкцию в нескольких футах от фронтона первой и расширяли крышу, чтобы создать «собачью рысь» или проход между ними. Это превратило их однозагонный дом в двухзагонный.
Используя камни ракушечника, раковины устриц или глиняные кирпичи, а иногда и бревенчатые сваи, строители создали фальшполы, которые способствовали охлаждению воздушного потока и уменьшили риск проникновения паводковых вод внутрь. Пространство, оставшееся под домом, также служило убежищем для охотничьих собак и кур.
Строители предусмотрели много окон, обычно на противоположных сторонах дома, чтобы обеспечить сквозняки. Некоторые добавили высокое окно фонаря или небольшой купол для отвода скопившегося тепла. Затем дома были увенчаны высокими крутыми крышами, которые легко пропускали дождь и позволяли теплу подниматься над основным жилым пространством. Самым распространенным кровельным материалом была сосновая или кипарисовая черепица, но те, кто мог себе это позволить, покрывали свою крышу оловом для еще большей защиты от дождя. Олово также отражало солнечное тепло.
Ни один дом в стиле Крекера не будет полным без крытой веранды. Во влажной Флориде даже в хорошо проветриваемом доме может быть удушающе жарко, поэтому жилые помещения на открытом воздухе были необходимы. Крыльца и веранды были построены глубокими и широкими, чтобы создать глубокую тень под крышей крыльца. Они часто оборачивались вокруг дома, чтобы затенять интерьер и отражать дождь. Защита от дождя была особенно важна, потому что оконное стекло было трудно достать, а у поселенцев Флориды часто были только москитные сетки или ставни, чтобы закрыть окна.
В то время как многие дома в стиле Cracker остались без отделки, другие были отделаны кедровой обшивкой или обшивкой из досок. Оригиналы редко окрашивались, но для современных версий предпочтение отдается белому цвету, в основном из-за его способности отражать тепло. Также используются другие светлые оттенки, такие как бледно-желтый или синий.
С сегодняшним кондиционированием воздуха и механической вентиляцией строительство точной копии дома Cracker может быть нецелесообразным, но многие элементы этого стиля по-прежнему полезны. Крытые веранды, крутые крыши и фонарные окна — все это снижает потребность в работе кондиционера.
Архитекторы, как известно, включают эти энергоэффективные функции не только в современные дома в стиле Cracker, но также в пляжные коттеджи и бунгало во Флориде. Мечтаете ли вы построить дом в классическом архитектурном стиле Florida Cracker или просто хотите найти дома Cracker во Флориде, знание особенностей этого стиля даст вам хорошее начало.
Генри Паркер
Генри Паркер — энтузиаст обустройства дома, который любит делиться своей страстью и опытом с другими. Он пишет на различные темы, такие как покраска, полы, окна и уход за газоном, чтобы помочь домовладельцам принимать обоснованные решения и достигать желаемых результатов. Генри стремится писать высококачественные руководства и обзоры, которые легко понять и которым можно следовать. Ищете ли вы лучшую электрическую газонокосилку, самый простой способ удалить краску с пола или признаки плохой работы с плиткой, Генри поможет вам в своих проницательных и честных статьях. Генри живет во Флориде со своей женой и двумя детьми и любит проводить свободное время, занимаясь своими руками по дому. Некоторые из его работ можно найти на сайте Today’s Homeowner, где он является постоянным автором.
Узнать больше
Генри Паркер — энтузиаст обустройства дома, который любит делиться своей страстью и опытом с другими.