Русская архитектура 16 века: Формирование и расцвет архитектуры русского государства в XVI веке как самостоятельное направление

Содержание

Русская архитектура XVI – XVII веков

1. Русская архитектура XVI – XVII веков

Шатровая архитектура, дивное узорочье,
нарышкинское (московское) барокко,
елизаветинское барокко, голицынское
барокко

2. Шатровая архитектура

• Типология церковной архитектуры перенималась
Древней Русью из Византии. Однако в дереве
чрезвычайно трудно передать форму купола —
необходимого элемента храма византийского типа.
Вероятно, именно техническими трудностями
вызвана замена в деревянных храмах куполов
шатровыми завершениями. Конструкция деревянного
шатра проста, её устройство не вызывает
серьёзных затруднений. Хотя самые ранние
известные деревянные шатровые храмы относятся к
XVI веку, есть основания думать, что и раньше в
деревянном зодчестве была распространена форма
шатра.

3. Церковь Воскресения из с. Потакино 1776 Суздальский музей деревянного зодчества

4. Церковь Успения из с. Курицко 1595 Музей Витославлицы

• Каменные шатровые храмы —
уникальное явление древнерусской
архитектуры. Время возникновения
этого архитектурного типа — начало
XVI века.

6. Первый шатровый храм. Троицкая церковь в Александровой слободе 1510-е гг.

• В настоящее время было установлено,
что самым первым шатровым храмом
была Троицкая (теперь Покровская)
церковь в Александровой слободе,
служившая дворцовым храмом великого
князя Василия III.

8. Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском —
православный храм Даниловского благочиния Московской
.
епархии
• Возведена в Коломенском в 1528—1532
годах (предположительно итальянским
архитектором Петром Францизском
Анибале, по русским летописям Петром
Фрязином или Петром Малым) на
правом берегу Москвы-реки. Заказчик
храма — великий князь Московский
Василий III.

9. Церковь Вознесения в Коломенском 1532

• Церковь Вознесения в Коломенском поставлена свободно,
отдельно от дворца и является своеобразным храмоммонументом. Благодаря особой конструкции с пристенными
пилонами Петроку Малому удалось придать храму
необыкновенно вытянутые пропорции, в результате
получилось здание с необычной «летящей» архитектурой.
• Употребив привычные для себя ренессансные элементы в
отделке храма архитектор стилизовал некоторые детали в
духе готики. Вероятно, таким образом он хотел придать
храму больше связи с традиционной русской архитектурой,
в которой итальянцы примечали сходные с готикой черты.
Ренессансные пилястры и карнизы сочетаются здесь с
готическими вымпергами и килевидными московскими
кокошниками. Формы церкви Вознесения совершенно
законченны, тонко продуманы. Четверик храма имеет
правильную квадратную форму с выступами по всем
сторонам, придающими ему крестообразность. У храма
нет алтарной апсиды.
• Кокошники создают красивый ступенчатый переход к
восьмерику. Вознесенская церковь производит
неизгладимое впечатление своим внешним видом,
при этом интерьер её чрезвычайно мал, так как не
предназначался для многолюдного богослужения.
Как и во всех храмах XVI века шатер здесь открыт в
интерьер, придавая узкому пространству храма
невероятную высоту.
• Высота всей церкви 62 метра

12. Собор Василия Блаженного (Храм Покрова на рву) 1555-61гг. Красная площадь

• Величественный образ шатрового храма послужил
памятником победе над Казанским ханством.
Вознесенская церковь в Коломенском так же играла
роль монумента в память рождения у Василия III
наследника — Ивана Грозного. Таким образом, новый
архитектурный тип получил определённые функции.
Торжественная архитектура, рассчитанная прежде всего
на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.
• Изначально все девять приделов Покровского собора
были поставлены как отдельные церкви, лишь позднее
соединенные крытыми галереями. Здесь совместились
три разные типологии церквей: центральный придел —
шатровый (с восьмериком на четверике), четыре
средних — столпообразные (восьмигранные
многоярусные) и четыре малых, четверики которых
завершены пирамидами кокошников.
• Все приделы, кроме центрального, завершены
куполами. Стройный шатёр принял на себя ведущую
роль в композиции. Снаружи он богато декорирован
разнообразных форм кокошниками, а до конца XVIII века
имел ещё 8 декоративных главок, стоявших на
расположенном посередине высоты шатра уступе.

14. Определение барокко

• Стиль барокко (буквально – “вычурный”) сменил в Европе
классический стиль Возрождения. Его отличает изогнутость
линий, нагромождение деталей, сложные формы, декоративная
пышность и живописность. Первые влияния пришли на Русь из
Польши и Украины, но быстро выработались в оригинальный
русский стиль.
XVII век в истории русской культуры во многом был
переломным. В это время происходит проникновение в русскую
культуру культуры западной, усиливаются светские начала. И
вот уже в царском дворце возникает первый театр, начинают
приобщаться к чаю. Огромное внимание стало уделяться
декору. Светскость выражалась в стремлении к нему, к
живописности, к нарядности. В Кремле строятся каменные
палаты.
• Возникновению причудливых новых форм в архитектуре
способствовало ещё одно обстоятельство, противоположное
названным выше тенденциям. В 1653 году патриарх Никон
накладывает запрет на строительство шатровых храмов. Он
запрещает шатёр как проникновение, пусть и малейшего, но
светского начала в церковное зодчество. Настоятельно был
рекомендован “пятиглавый чин”. Стеснённая в проявлениях
самобытности, церковная архитектура обращается главным
образом к развитию наружных украшений церквей, стараясь так
или иначе разнообразить предписанный приём. И столь мощная
традиция, как создание шатров, не могла кануть в прошлое лишь
по одному запрету. Шатры начинают маскировать главками. Так
появляются храмы, богато украшенные множеством глав, под
которыми скрывается шатёр. В Москве многие стили
преображались и становились “уютными и домашними”. То же
произошло и в барокко. Особенностью московского барокко
являются прежде всего цвета – сочетание красного и белого,
преобладание данного стиля в церковном зодчестве.
Все эти черты в полной мере проявились в строительстве
посадских храмов. Домовые церкви строили не только бояре на
своих дворах, но и богатые купцы, у которых набожность
сочеталась нередко с практическими целями.

16. Дивное узорочье

• Дивное узорочье” – так называют одну
из красивейших страниц московской
архитектуры XVII века. Типичными
примерами применения узорочья в
архитектуре могут считаться
Теремной дворец московского Кремля,
церковь Николы в Хамовниках и
Троицы в Никитниках….
• ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ “в НИКИТНИКАХ”
• Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория
Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты
Мученика “на Глинищах” (уцелевшая при пожаре местная
икона “Никита Воин с житием” 1579 г. была перенесена Г.
Никитниковым во вновь отстроенную церковь, южный
придел которой был посвящен Никите Мученику). Храм был
возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904г. в
подклете центрального четверика был устроен придел во
имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654)
хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда
называли церковью Грузинской Богоматери.
• Об иконе Грузинской Богородицы стоит сказать особо. Её
выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан и
отдал поначалу в дальний Красногорский монастырь.
Когда в Москве свирепствовала моровая язва, икону
привезли в город и она прославилась чудотворениями. В
1934 году церковь сделали музеем, но в данное время она
снова действует.
• Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в
храмовом зодчестве), настолько полюбившимся в XVII в.,
что такие “хоромные” крыльца стали пристраивать и к
более древним памятникам. Близость форм декора
крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон
южного фасада и внутренних порталов церкви к декору
кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего
Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все
элементы этого сложного комплекса храма были
отстроены одновременно.
• В 1652 г. приступили к росписи стен (кроме того, в
духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23
сентября 1651 г. , дается наказ внукам расписать церковь и
написать иконы для иконостаса).Хорошо сохранившаяся
роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как
предполагают, ее авторами были те же мастера Я. Казанец,
И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, которые в
дальнейшем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668
гг.). Они принадлежали к числу лучших царских изографов
XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали
в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи
Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были
привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского
собора).

22. Церковь Рождества Богородицы в Путинках

• Очень своеобразный памятник, одна из красивейших церквей церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 – 1652 гг.)
на Большой Дмитровке. Своеобразное название “путинки”
происходит, видимо, от слова “путь” или “распутье”. Здесь был
перекрёсток, соединение путей и дорог. По другой версии – двор
послов и гонцов, в который нужно было заезжать кривыми
улицами и переулками, то есть “путниками”, тем более церковь
в древности и называлась “в старом посольском дворе”.
Говорили ещё, что дома располагались здесь в виде паутины.
Возможно, каменная церковь воспроизводилась по образцу
более ранней деревянной, и неслучайно крупнейший
исследователь Москвы И.Забелин называл стиль храма
“стилем деревянной резьбы”. Шатры разнообразны по форме,
их расстановка несимметрична, что придаёт церкви
неповторимый рисунок. Шатры имеют декоративный характер (в
XVI веке их открывали внутри на всю высоту). Особенность этой
церкви в том, что она – один из последних памятников
шатрового зодчества в Москве перед запретом его Никоном в
1653 году. В 1990 году в храме (после его закрытия в 1935 году)
возобновились богослужения.

24. Бегунок, ложные закомары, кокошники

25. Бобышка, ложные закомары, киод

26. Московское или нарышкинское барокко

• Московское барокко — условное
название стиля русской архитектуры
последних десятилетий XVII — первых
лет XVIII в., основной особенностью
которого является широкое применение
элементов архитектурного ордера и
использование центрических
композиций в храмовой архитектуре.
Устаревшее название —
«нарышкинское барокко».
• В 1960-гг., в результате исследований было
установлено, что ключевой памятник
«нарышкинского барокко» — собор
Высокопетровского монастыря является зданием,
построенным еще в нач. XVI в. Также были
обнаружены памятники, сооруженные ранее церкви
Покрова в Филях, но имеющую ту же стилистику.
Одним из этих зданий оказалась постройки
Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь
Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, построенная
по заказу князя В. В. Голицына, государственного
канцлера и ближайшего сподвижника царевны
Софьи. Таким образом, название «нарышкинское
барокко» потеряло актуальность.

28. Церковь Параскевы Пятницы 1686-87 Фото 1881г.

29. Разрушение церкви в 1928 году

• В 17 веке на месте древней деревянной Пятницкой церкви
в Охотном ряду князь Василий Голицын выстроил новую
красивую двухэтажную церковь. Первый этаж храма
освятили в честь Параскевы Пятницы, а на втором
обустроили Воскресенскую церковь, освященную в 1687
году Патриархом Иоакимом. Воскресенская церковь стала
домовым храмом Голицыных, и от нее к палатам князя был
проложен длинный переход. Один из самых богатых и
образованных людей своей эпохи, князь Голицын попал в
опалу после подавления Стрелецкого бунта, и был лишен
имущества, а также дома с церковью (их Петр I подарил
грузинским князьям).
• В конце XIX в. в церкви Параскевы Пятницы в Охотном
ряду ежегодно служили молебен в честь отмены
крепостного права на Руси.
• В 1920 году церковь Параскевы Пятницы отреставрировали
– редчайшее по тем временам событие, которое давало
надежду на то, что храм сохранится. Но в 1928 году
церковь было решено снести. Несмотря на заступничество
академика И. Грабаря, не уцелели и Голицынские палаты.

31. Церковь Покрова в Филях

• Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в
1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи
Кирилловны).
• Документов об авторе церкви не сохранилось. Предполагается, что
общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые
искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова.
Здание церкви имеет поразительное сходство с документально
подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова —
создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве.
• В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором
прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний
восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам
использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от
авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же
зажигательные бомбы попали в него.
• До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963
года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация
храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.
• Первое богослужение в нижнем Покровском храме было совершено 14
октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей.
• Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров
Богородицы», икона «Три радости» и другие. Дубовый престол — один
из древнейших сохранившихся престолов.
• На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

33. Петровское барокко Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах или Меньшикова башня

Реконструкция
первоначального вида
• Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу
Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях
называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини,
группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и
Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.
• Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве,
Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь
функционировала только летом, зимой службы проводились
неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782—
1806 гг.
• церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81
метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание
первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную
башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних
восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела
50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное
здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено
декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII
веке.
• В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и
бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с
собой.
• В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил
верхнюю деревянную часть с часами. В 1773—1779 башня была
восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю
форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника,
новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в
стиле барокко.
• Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как
храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со
стен были стерты масонские символы и изречения. (По другим
сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к
почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при
Почтамте как летний (неотапливаемый) храм.
• В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от
содержания церкви и она стала приходскою
• Храм был закрыт в 1930-е. Существующий иконостас перенесён из
церкви Преображения в Преображенском, которая была разрушена в
1960-х годах; иконостас самой Меншиковой башни по благословению
Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города
Махачкалы.
• В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви
присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III
(Тахан). Во время его официального собеседования с Патриархом
Московским Алексием I было решено возобновить деятельность
Антиохийского подворья. Подворью были переданы два храма, во имя
Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата;
открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года.

36. Елизаветинское барокко Екатерининский дворец в Царском селе

37. Екатерининский дворец в Царском Селе

• Новый этап строительства Царского Села относится к 1740-1750 годам.
Восшествие на престол Елизаветы, дочери Петра I, вызвало подъем
русского национального сознания в России. В искусстве и особенно в
архитектуре утвердился приподнято-торжественный и монументальный
стиль русского барокко, вершиной развития которого в России стал
царскосельский дворцово-парковый ансамбль.
• В 1741 году проект нового дворца поручено было составить М.Г.
Земцову, а после его смерти в 1743 году Андрею Квасову, молодому
«архитектурии гезелю». Но так как А. Квасову еще не хватало опыта, к
строительству был привлечен Д. Трезини, в помощники к которому
определили еще четырех человек.
• По проекту А. Квасова вся постройка сводилась к созданию среднего
дома, соединенного галереями с двумя боковыми флигелями.
Осуществление этого проекта началось в 1744 году, но так как Д.
Трезини не мог уделять строительству достаточного внимания,
руководство им перешло к архитектору С. Чевакинскому, который в
проект А. Квасова внес свои изменения.
• Выстроенный ими дворец, длиной более 300 метров, состоял из
Среднего дома, двух боковых флигелей, церкви и Оранжерейного зала.
Все эти здания были расположены на одной линии и соединялись
четырьмя одноэтажными галереями, на которых были устроены
«висячие сады».
• Однако в мае 1752 года, когда сооружение этого дворцового комплекса
было закончено и даже завершена отделка всего дворца, императрице
его вид показался недостаточно пышным и парадным, а помещения
малопригодными для многолюдных приемов и празднеств. Согласно ее
указу от 10 мая 1752 года началась реконструкция дворца, руководство
которой поручили архитектору В. Растрелли, к тому времени широко
известному своими постройками в Москве и Санкт-Петербурге.
• В. Растрелли сохранил общие композиционные принципы дворцового
ансамбля, но при этом отдельные корпуса слил в единый массив,
надстроил стены и по-иному решил декоративную отделку фасада.
Созданный им Большой дворец буквально ослеплял современников
своей пышностью и блеском декоративного украшения.
• Парадные помещения Большого дворца В. Растрелли расположил
анфиладой. Такой прием использовался при возведении многих
парадных резиденций, как наиболее торжественный, и все же на этот
раз он не имел аналогий. В Екатерининском дворце протяженность
созданной В. Растрелли анфилады равнялась всей длине здания и
составляла более 300 метров.
• Эту анфиладу парадных помещений еще современники называли
Золотой: не только стены, но и двери ее залов были украшены сложной
золоченой резьбой. Особенно ошеломляло декоративное убранство
Большого зала, или «Светлой галереи», как она именуется в старых
описях.
• К концу XVIII века Царское Село в летнее время стало почти
постоянным местом пребывания двора Екатерины II.

40. Голицынское барокко

• Голицынское барокко — одна из стилевых
вариаций («пошибов») в рамках русского
барокко, связанная с именем князя Бориса
Алексеевича Голицына,
единомышленника Петра I и сторонника
европеизации русской культуры. Его
прозападные взгляды выразились, в
частности, в возведении в подмосковных
имениях построек, близких к
западноевропейской архитектурной
традиции.
• Голицыны в постройках петровского времени
окончательно отказались от сохранения
традиционного силуэта русского храма,
позаимствовав из арсенала западноевропейского
барокко сложный лепной декор. Манифест нового
стиля — церковь Знамения Пресвятой
Богородицы в Дубровицах (1690—1704) — была
увенчана не традиционным куполом, а золочёной
короной. Другие характерные постройки —
Знаменская церковь в Перово (1705) и
Никольская церковь в Полтево (1706). Все эти
здания в плане не крестово-купольные, а
эллиптические, более напоминают ротонды.

42. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

• Автор проекта Неизвестен
• Основатель
Б. А. Голицын при
участии Петра I
• Дата основания
1690 год
• Строительство 1690 —1704 годы
• Отличие голицынских построек от петровского
барокко состояло в том, что они ориентировались не
на североевропейские (шведские, голландские), а на
австрийские образцы (которые, в свою очередь,
следовали итальянским прототипам).
• Поскольку голицынское барокко не вписывалось в
московское архитектурное пространство того
времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил
дальнейшего распространения в России и не смог
оказать заметного влияния на развивавшееся на
протяжении XVIII столетия искусство русского
барокко.

Русская архитектура, основные стили и примеры зодчества в XVII веке

Этапы русской архитектуры XVII столетия

В XVII столетии выделяют несколько исторических этапов русской архитектуры. 

  • Первому этапу характерны идеи и традиции русской архитектуры XVI столетия, то есть предыдущего периоды; 
  • Второму – влияние на него стиля барокко Восточной Европы. 

Второй этап обусловил возникновение в России нового индивидуального архитектурного стиля, именуемого московским барокко.

История архитектуры XVII столетия

После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута, Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу.

Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет, отец будущего основателя династии Романовых – царя Михаила Федоровича, с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов.

В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде (рис.1). Место восстановления памятника было выбрано не случайно, так как именно в этом городе происходило формирование Второго ополчения. Собор, который сохранил деление фасадов на три части с позакомарным покрытием, увенчали шатром в духе архитектуры второй половины XVI столетия. Известно имя зодчего – им был москвич Лаврентий Семенович Возулин, который работал над данным проектом вместе со своим пасынком – Антипом.

Рисунок 1 – Архангельский собор в Нижнем Новгороде

Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи – князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.

Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого (Покрова на Рву) совпадает и название Покровской церкви в Медведково (рис.2)

Рисунок 2 – Покровская церковь в Медведково

Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В Печерском монастыре Нижнего Новгорода зодчим Возулиным и его сыном также была воздвигнута церковь, которая напоминала своими тяжеловатыми пропорциями построенный ими же Архангельский собор. Но лучшие образцы шатрового зодчества того времени продолжают традицию скорее Покровской церкви в Медведково, нежели творения Возулиных. 

В ту эпоху стало принято строить храмы не с одним, а с двумя либо даже тремя шатрами, которые стали обладать более вытянутыми пропорциями и постепенно заняли роль не столько конструктивных, сколько декоративных элементов.

 

Пример 1

Например, Успенская “дивная” церковь в Алексеевском монастыре города Углич, которую возвели в конце 1620-х либо в 1630-е годы, имеет три шатра, которые зодчие сумели поставить в один ряд.

В церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, построенный в период с 1635 по 1638 годы, шатер целиком несет декоративную функцию: он никоим образом не связан с интерьером храма и является, что называется, “глухим”. Один из последних памятников каменного шатрового зодчества того периода принято называть церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652).

Данному храму характерна интереснейшая ассиметричная композиция, увенчанная тремя поставленными в ряд шатрами различной высоты. (рис.3) Придельный храм завершается также шатром немного большего размера. Пятый шатер этого храмового комплекса – колокольня, которая немного возвышается над главным объемом храма. В результате складывается ощущение некоторого беспорядка при строительстве, свидетельствующего о кризисе стиля.

Рис. 3 – церковь Рождества Богородицы в Путинках

Реформы русской церкви патриарха Никона

В середине XVII столетия Русская православная церковь пережила период реформ и изменений. Прежде всего, реформировались традиционные церковные обряды. Целью данных действий было ликвидировать нововведения, которые появились в церковных обрядах на славянской почве, привести богослужебные тексты к общему виду с византийскими классическими образцами. Главным идеологом данного реформистского движения стал патриарх Никон, который считал, что к нововведениям, на которые также стоит наложить запрет, стоит отнести и шатровые храмы.

Патриарх Никон не единожды говорил о том, что выступает против возведения шатровых церквей, и настоятельно рекомендовал повернуться лицом назад к пятишатровым храмам, которые считал более каноническими. Это, в свою очередь, остановило шатровое строительство. 

Можно упомянуть всего единичные случаи шатрового строительства, появившегося во второй половине XVII – XVIII столетий. Это храмы в Ярославле, в Александровой пустыни под Рыбинском (1678), в селах Аннине, Петровском (1690), Талице (первая половина XVIII в.), Китай-городе Днепропетровской области (1756). Шатры были использованы в качестве завершения колоколен, так как запрет Никона на колокольни не распространялся.

Во второй половине XVII столетия широкое распространение получило строительство крестово-купольных пятиглавых церквей. Как образцы использовались соборы конца XV – первой половины XVI веков. Однако появлялись соборы, которые были признаны самыми авторитетными архитектурными образцами для того, чтобы им подражать. 

Пример 2

К числу таких соборов стоит отнести церковь Иверской Богоматери Валдайского монастыря, Троицкий собор Макарьева Желтоводского монастыря и ряд других. 

В целом пятиглавый крестово-купольный собор вполне удачно подходил для ключевого монастырского либо епархиального кафедрального собора, в связи с этим переход к данному типу сооружений был оправдан и с точки зрения функционала храма.

Совсем другое дело – маленькие храмы для прихожан. Из-за роста посадского, т.е. городского населения, в XVII веке возводилось все большее число посадских церквей, для которых крестово-купольная конструкция являлась не совсем удобной и практичной. Городской храм должен был сочетать наибольшую возможную вместительность при небольших объемах постройки, для чего в идеальной мере подходил тип храма без столпов. 

Во второй половине XVII столетия возникли бесстолпные церкви с пятиглавием, при котором световым являлся лишь барабан центральной главы. Боковые главки были полностью «глухими» и несли исключительно декоративную функцию. 

Пример 3

В качестве примером такого типа храма можно считать Останкинскую церковь в Москве (1668), церковь Григория Богослова на митрополичьем дворе в Ростове (1670) и некоторые другие.

Вторая половина XVII века в архитектуре

Для второй половины столетия характерно появление монументальных архитектурных ансамблей, которые были задуманы и исполнены по единому замыслу. К данным храмам можно отнести, например, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем из Ростова митрополичий двор в Ростове (1670–1680-е), ансамбль Воскресенского Новоеирусалимского монастыря и пр. Из этих храмов, конечно, более знаменит и примечателен с точки зрения архитектуры Новоиерусалимский монастырь, который был построен по замыслу патриарха Никона на реке Истра (рис.4). Комплекс построек монастыря повторяет топографию Иерусалима, а главный собор повторяет очертания по периметру самого храма Гроба Господня. Здесь зодчие отказались от крестово-купольного типа, создав произведение, которое не похоже ни на один из храмов древней Руси. Это скорее изображенное в камне представление о том, каким должен был быть храм Соломона в святом граде Иерусалим.

Рис. 4 – Новоиерусалимский монастырь на реке Истра

Такого рода эксперименты являются доказательством того, что в архитектуре Руси XVII века кроме идеологических установок и даже наперекор им «кипели» свои стилеобразующие процессы, нашедшие в конце XVII столетия свое выражение в стиле, который получил название «московского барокко».

В эту эпоху выделяется ряд больших заказчиков – строителей храмов, вкусы которых были отображены на модификациях стиля барокко в отечественном церковном зодчестве. 

В московском барокко второй половины XVII века можно выделить несколько направлений: 

  • строгановское,
  • нарышкинское, 
  • голицынское.

В литературных источниках по данной тематике имеет место ряд мнений на московское барокко. Одни ученые видят его отображение в городских храмах середины XVII столетия, густо украшенных кокошниками и изразцами, либо в зодчестве Новоиерусалимского монастыря. Иные склонны связывать его появление с повторения европейского барокко, что, так или иначе, имело место в последней 20 лет века.

 Классические памятники каждого из перечисленных выше течений московского барокко – это по преимуществу усадебные церкви; гораздо реже – посадские храмы, но неизменно построенные по приказу одного из соответствующего дворянского рода: Строгановых, Нарышкиных либо Голицыных.

Кроме выявленного таким образом стилистического ядра ученые относят к тому или иному течению и иные здания, которые близки по стилю.

Нарышкинское барокко

Представителями «нарышкинского барокко» являются усадебные церкви в поместьях Нарышкиных, которые являлись родственниками второй жены царя Алексея Михайловича и будущей матери великого Петра I – царицы Наталии Кирилловны (в частности, дядюшки будущего царя – боярина Льва Кирилловича Нарышкина).

Большая часть построек нарышкинского барокко создана в конце 1680-х – начале 1690-х годов. Традиционным памятником нарышкинского барокко можно считать храм Покрова в Филях (рис.5). Невзирая на классическую для храмов XVII столетия композицию, данная постройка имеет очевидные барочные элементы. К описываемой выше церкви близки по стилю такие построенные незадолго до нее памятники, как церковь Воскресения в Кадашах (1687), колокольня московского Новодевичьего монастыря (1690).

Рис. 5 – храм Покрова в Филях, нарышкинское барокко

В целом под определение нарышкинского барокко попадает достаточно обширная группа храмов последних 25 лет XVII столетия, отличительной чертой которых можно назвать большое количество белого лепного декора на краснокирпичных стенах, сочетающегося с позолоченными главками. К стилю барокко данные постройки относятся достаточно условно и правильнее будет сказать, что храмы содержат барочные элементы в своих конструкциях и декоре.

Строгановское барокко

Строгановское барокко отображено в памятниках, построенных по заказу знаменитого русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656– 1715). Это небольшое количество храмов, построенных в местах работы Строганова: Сольвычегодск (Введенский собор, 1689–1693), Устюжн Железнопольский (Введенская церковь, 1694), село Гордеевка (церковь Смоленской Богоматери, 1694–1697), Нижний Новгород (Рождественская церковь, 1696–1703). В отличие от московского “нарышкинского” зодчества данные храмы были построены в провинциальных областях России, однако различия между ними являются незначительными.

Для них характерной чертой является сохранение традиций Древней Руси. Влияние барокко читается преимущественно в большом количестве элементов декора.

Голицынское барокко

От предыдущих стилей московского барокко в существенной степени отличалось голицынское барокко. К нему стоит отнести ряд храмов, которые были построены по заказу князей Ивана, Петра и Бориса Голицыных. Самым знаменитым памятником является Знаменская церковь в Дубровниках (рис.6). Крестообразное в плане сооружение оканчивается сводом-главой с куполом в форме короны; и композиция, и декор церкви принадлежат стилю барокко.

Рис. 6 – Знаменская церковь в Дубровниках (1690–1703), голицынское барокко

 Среди памятников голицынского барокко выделяется Знаменская церковь в селе Перово. Она является копией собора Петра митрополита Высокопетровского монастыря, возведенного зодчим из Италии еще на стыке XV– XVI столетий, что является подтверждением ориентации семьи Голицыных на архитектуру Западной Европы.

Ученые постоянно говорят о близости голицынского барокко к барочной архитектуре западной Европы. Предполагалось даже участие в возведении данных храмов приглашенных архитекторов из Западной Европы. Невзирая на то, что данные предположения не нашли своего подтсверждения, памятники голицынского барокко больше соответствуют стилю барокко, нежели постройки нарышкинского и строгановского течений. При этом архитектура эпохи Петра Первого пошла по иному пути, и голицынские памятники на нее не повлияли. Скорее нарышкинское барокко оказало влияние на русскую церковную архитектуру XVIII столетия, да и то довольно посредственное.
 
 

Прошлое, настоящее и будущее: Архитектура России

Россия как страна на протяжении своего существования переживала различные этапы развития архитектуры. От раннего деревянного зодчества, где лежат его корни, его ответвления распространяются на зодчество Киевской Руси и влияние Византийской империи не только на архитектуру, но и на культуру России.

Эта страна также известна своим независимым народным архитектурным стилем, лишенным какого-либо влияния, кроме местных особенностей и потребностей, хотя и не столь заметных. В России также, казалось, была фаза доминирующего христианского влияния на ее архитектуру.

До- и постхристианский периоды | Архитектура России

Из того, что мы можем почерпнуть из истории архитектуры или ее эволюции в России, следует, что она всегда была религиозной в том смысле, что церкви были единственными строениями, которые преимущественно строились, и единственными строениями, оставшимися от древнего прошлого до наших дней. дата. На элементы которого повлияли различные стили и монархи, которые Россия видела и, как известно, очень мало влияет на ее собственную независимую культуру.

Софийский собор, Киево-Печерская Лавра_ Федерика Леоне

Начиная с начала так называемого дохристианского периода, влияние византийской и языческой архитектуры прослеживается в постройках России с обилием наружных галерей и башен и крепости также возникли в ту эпоху.

Спасо-Преображенская церковь_Войек Бусс

Эпоха в архитектуре, наступившая немного позже или известная как постхристианское влияние, привела к монументальным изменениям в русской архитектуре. Также известно, что в этот период произошла эволюция от дерева к камню и фрескам. Софийский собор — известный пример архитектуры той эпохи в России. Однако страна в основном известна своими луковыми куполами, яркими цветами, мотивами и так далее. Однако архитектура в стране со временем претерпела огромные изменения с точки зрения ее стилей, характеристик, эстетики и функций.

Столь необходимые перемены Социальная пирамида в России_httpsalphahistory.com

В 17 веке русская архитектура состояла в основном из огненных стилей, вскоре после чего в России произошли заметные изменения во многих отношениях, включая культуру, правительство, классовую структуру, торговлю и архитектура. Также известный как период великих реформ в России, казна значительно улучшилась, пропасть между царями и рабами в значительной степени сократилась, появились крепостные (государственные крестьяне).

В закон было добавлено много новых правил, которые оказались полезными даже для самого низшего класса в иерархии российского общества, что действительно было заметным изменением по сравнению с социальной структурой, состоящей в основном из высшего, среднего, рабочего класса и крестьян соответственно.

Бедственное положение российских женщин_httpsalphahistory.com

Говоря об общественной структуре, культура России была в высшей степени патриархальной в том смысле, что мужчины рассматривались как правители и лица, принимающие решения, в то время как женщины не пользовались какими-либо правами во многих этнических и религиозных группах в России на протяжении всего времени. прошлых правителей, которые также изменились в эту эпоху из-за петровской реформы – женщинам также были предоставлены место и возможности для взаимодействия в обществе, после чего произошли многие реформы, такие как юридические права, образование, феминизм в советское время.

В данном сценарии женщины пришли, чтобы обеспечить себе место в рабочем классе, политике и т. д., несмотря на то, что неравенство по-прежнему преобладает во многих аспектах по всей стране

Ember for Revival Вид на Зимний дворец с дворцовой площади in st-petersburg_httpwww.saint-petersburg.com

В архитектурном отношении было огромное западное влияние на русские здания, такие как Меншиковский дворец, Кунсткамера, Петропавловский собор и Двенадцать коллегий. В 1724 г. Была создана Академическая гимназия. Вскоре после этого в 1920-го века в России появился ряд сооружений в стиле позднего барокко, которым руководил в основном Ар. Бартоломео Растрелли, среди известных зданий которого также Зимний дворец в Санкт-Петербурге, неоклассическая архитектурная трансформация города Санкт-Петербурга во второй половине.

В эту эпоху произошло и русское возрождение, которое было попыткой вернуть утраченную сущность византийского зодчества и древнерусского архитектурного наследия. Государственный исторический музей — одно из зданий того времени в России

Склонность к современной архитектуре | Архитектура России

В течение 20-го века в России наступила эпоха модернизации в архитектурных стилях, в основном модерн, конструктивизм, в которых выделяются неприкрашенные геометрические формы с плоскими крышами, создавая новый стиль, отличный от архитектуры прошлого, который вскоре увидел его крушение и не мог удержаться на своем месте. Реформы в жилищном строительстве, хотя и низкого качества, были замечены во время правления Никиты Хрущева, который изменил правила и общественные нормы со сталинского правления. Хрущев рассматривал архитектуру как инструмент, используемый для удовлетворения потребностей русского народа.

Простота этих конструкций позволила им установить некоторые рекорды, например, построить пятиэтажный дом за 15 дней. Функционализму придавалось первостепенное значение; В России произошло значительное улучшение жилищного строительства, что уменьшило жилищные проблемы, существовавшие при прежних правителях. Строения были построены в соответствии с потребностями, в отличие от эстетики и предыдущих ярких цветных фасадов. Эксцессы в этот период осуждались. ‌

Меркурий Сити Тауэр в Москве_Кристиан Видигер

Деконструктивизм — важное художественное течение в современной российской архитектуре. Он был преобладающим в последние два десятилетия. Современные здания с почти футуристическими формами выделяются на фоне построек прошлых лет. Примером этого архитектурного стиля является небоскреб «Меркурий Сити Тауэр», расположенный в Москве. Это архитектурный стиль, который в настоящее время наблюдается в России, развивающийся с небоскребами.

В отличие от своих конструктивистских прецедентов, эти новые башни лучше вписываются в городской ландшафт, так что, кажется, современная российская архитектура наконец-то нашла баланс между красотой своих хорошо сохранившихся исторических драгоценностей и прагматизмом своего сталинского периода

Как политика повлияла на архитектуру

Вскоре после господства Киевской Руси влияние на русскую архитектуру, состоявшее в основном из когда-либо известных луковичных куполов, ярко раскрашенных фасадов и каменных зданий, которые снова были православными церквями, наступила эпоха Возрождения, принесшая в основном Ар. Ридольфо Аристотель Фиораванти.

Самая известная его работа – Успенский собор, вскоре после которого в 16 веке возник собор Василия Блаженного, ныне музей. Архитектурный стиль строения является спорным и, как известно, является кульминацией различных влияний на Россию, при этом сохраняя нетронутыми луковичные купола, которые впоследствии стали визитной карточкой русской архитектуры.

Собор Василия Блаженного_Капук Доддс

Русская архитектура служит открытой книгой истории своей страны. После падения коммунизма произошло возрождение конструктивизма, в котором новая политическая система обещала строительство гораздо более современных зданий, которые превратили бы современную российскую архитектуру в глобальный эталон в архитектурном плане.

Однако русской архитектуре пришлось довольствоваться меньшим количеством современных построек, действительно современных, но не столь осмысленных, как ожидалось, характеризующихся использованием простых линий и основных геометрических форм. Его сила заключалась в его полезности, направленной на внедрение авангардных решений в повседневную жизнь с современными и полезными для того времени дизайнами. Цвета использовались минимально, с преобладанием черного и красного

Мавзолей Ленина с простыми кубическими формами в ступенчатой ​​пирамиде_W.Buss

Враждебность проектным решениям мировых проблем

Архитектура в России также сыграла важную роль в формировании людей и их образа жизни, что очевидно и по сей день. Советские архитектурные остатки даже сейчас имеют строгие полицейские характеристики, когда они не открываются своим посетителям, даже через историю, как многие архитекторы, в частности Ле Корбюзье во время одного из своих визитов в Москву, увидели, насколько плохо спланированы были дома.

Массовое заселение только казалось ограничивало потребности людей, но на самом деле оно было полно ошибочных планов, и вместо того, чтобы обеспечивать людям комфорт и покой, оно лишь вызывало враждебность жильцов и негативно влияло на их поведение. Архитектура, как и общество, верила во что-то утопическое и православное, как это было на протяжении всей истории России.

Москва-Сити Небоскребы, которые выросли в 21 веке_владимир захаров

В настоящее время Россия построила много небоскребов и стремится оставить след на международном уровне, и ее жилье также значительно улучшилось благодаря ее истории наземной социализации. Период города-сада, в котором утверждалось, что человек может выжить в сообществе, никогда не покидая его, поскольку сообщество предоставило все, от парков до школ и больниц. Хрущевские микрорайоны были переходом к функциональному более дешевому массовому жилищному строительству.

В настоящее время 85% россиян владеют частными землями и домами благодаря новым законам об ипотеке и приватизации. Архитектура жилья также претерпела значительные изменения в плане перепланировок, стилей, частных домов и квартир, декора и т. д. Это также было вызвано массовым экономическим ростом в 2000-е годы. также входит в 21 век с высоко поднятой головой благодаря зеленой архитектуре, которую можно увидеть в городской башне Меркурий.

Спокойствие среди хаоса? | Архитектура России

В нынешнем сценарии, при президентстве Владимира Путина, акцент на городском проектировании и строительстве в России стал другим. За исключением зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, большинство крупных проектов либо отодвинуты на второй план, либо отменены из-за финансового кризиса конца 2000-х годов. Ситуация изменилась архитектурно из-за экономического кризиса в России.

Меркурий Сити Тауэр, самый высокий европейский небоскреб, почти готов. Большинство других высотных застроек «Москва-Сити» не являются таковыми, не зная, что их ждет в будущем. Современное российское законодательство запрещает работать напрямую из-за границы в сфере архитектуры. Вот почему вам нужно нанять местную студию, чтобы адаптировать чертежи и технические стандарты и предоставить необходимое лицензирование в течение длительного процесса официального утверждения проекта. Согласно исследованиям, сегодняшняя система и архитектурная сфера, и ее законы кажутся очень громоздкими и коррумпированными.

Чемпионат мира по футболу на стадионе в Нижнем Новгороде 2018_Bestalex

Говорят, что многие известные архитекторы, такие как Норман Фостер, отказались от всех своих российских проектов, а обременительные государственные законы, как известно, вынуждены пренебрегать областью архитектуры. Архитектура, планирование и дизайн игнорируются даже в крупных инфраструктурных объектах, таких как Олимпийские игры 2014 года или чемпионат мира по футболу 2018 года, поскольку подрядчики были выбраны без каких-либо архитектурных критериев или даже без какого-либо анализа основных городских вопросов, таких как пропускная способность транспортной системы или сохранение исторических видов и памятников.

При таком подходе неудивительно, что качество архитектуры относительно низкое. По сравнению с его богатым архитектурным наследием, это не только вопрос вкуса заказчика, но и результат системной неэффективности и отсутствия единых критериев, кроме цены и квадратных метров. Что Россия приготовила для будущего архитектуры и ее людей, покажет время.

Список литературы

Журнал. (2015). 8 проектов, демонстрирующих динамичную архитектуру современной России — журнал Architizer . [онлайн] Доступно по адресу: https://architizer.com/blog/inspiration/collections/contemporary-russia/ [Проверено 3 мая 2021 г.].‌

Википедия. (2021). Русская культура . [онлайн] Доступно по адресу: https://en.wikipedia.org/wiki/Russian_culture#Architecture [Проверено 3 мая 2021 г.].‌

Васильев, Н. (2014). Российская архитектура при Путине . [онлайн] Архитектурное обозрение. Доступно по адресу: https://www.architectural-review.com/essays/russian-architecture-under-putin [Проверено 3 мая 2021 г.].‌

Независимый. (2011). Эстетическая революция в России: как советское строительство до сих пор влияет на . [онлайн] Доступно по ссылке: https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/architecture/russia-s-aesthetic-revolution-how-soviet-building-still-influences-today-s-architects-2373447. html [По состоянию на 3 мая 2021 г.].‌

Культурные туры ASA. (2014). Древнерусское зодчество 989-1703 . [онлайн] Доступно по ссылке: https://www.asatours.com.au/early-russian-architecture-989-1703/ [По состоянию на 3 мая 2021 г.].‌

https://www.facebook.com/thoughtcodotcom (2019). 2000 лет истории России в фотографиях . [онлайн] ThoughtCo. Доступно по адресу: https://www.thoughtco.com/russian-history-in-architecture-and-pictures-4065259.‌

ArchDaily. (2021). Восточные влияния, сформировавшие советскую архитектуру в Центральной Азии . [онлайн] Доступно по адресу: https://www.archdaily.com/960487/the-east-influences-that-shape-soviet-architecture-in-central-asia [Проверено 3 мая 2021 г.].‌

Русская революция. (2012). Российское общество . [онлайн] Доступно по адресу: https://alphahistory.com/russianrevolution/russian-society/#:~:text=Upper%20classes%3A%20Royalty%2C%20nobility%2C.‌

Englund, W. (n.d.) . Современная архитектура России отражает советский образ жизни; Здания использовались для формирования людей . [онлайн] baltimoresun.com. Доступно по адресу: https://www.baltimoresun.com/news/bs-xpm-2000-04-16-0004280209-story.html [По состоянию на 3 мая 2021 г.].

Андрей Баталов Некоторые положения теории и практики итальянского Возрождения и их отражение в творчестве итальянских зодчих в России XVI века. – Актуальные проблемы истории и теории искусства

Библиография
  • Alberti L.B. De re ædificatoria. Флоренция, издательство Никколо ди Лоренцо, 1485 г. (на латыни).
  • Баталов А. Л. К истории церковного строительства в Москве первой трети XVI века и проблеме топографической локализации Иванова монастыря. Древенрусское искусство. Древнерусское и поствизантийское искусство: Вторая половина XV – начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Москва: Северный паломник, стр. 454–466.
  • Баталов А. Л. О происхождении балдахина в русской архитектуре XVI века. ДРИ. Идея и образ. Опыт изучения византийского и древнерусского искусства. Москва: Северный паломник, стр. 55–74.
  • Баталов А. Л. Ренессансное творчество в русской архитектуре: интерпретация последствий. Вестник истории, литературы, искусства (Вестник истории, литературы, искусства), 2006, т. 1, с. 3, стр. 215–229.(на русском).
  • Баталов А. Л. Вознесенская церковь в Кремле — малоизученная постройка Петрока Малого. Лазаревские чтения: Искусство Византии, Древней Руси и Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. Чтение памяти В. Н. Лазарева: Искусство Византии, Древней Руси и Западной Европы. Материалы конференции, 2011. Москва : Издательство Московского университета, 2012. С. 162–183.
  • Баталов А. Л.; Беляев Л. А. Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история. Москва: МГОМЗ, 2013. 204 с. (на русском).
  • Беляев Л. А. Итальянские художники в Московской Руси с конца XV ​​до середины XVI века: архитектурные концепции раннего востоковедения эпохи Возрождения. L’artista a Bisanzio e nel mondo cristiano- восточный. Пиза, Edizioni della Normale Publ., 2007, стр. 269–302.
  • Бернхеймер Р. Выживание и возрождение готики в Болонье. Художественный бюллетень, 1954, вып. 36, вып. 4, стр. 263–284.
  • Белостоцкий Ю. Искусство Возрождения в Восточной Европе. Венгрия. Богемия. Польша. Оксфорд, издательство Phaidon, 19.76. 312 с.
  • Брэндис М. Ein gotisches St. Peter? Peruzzis Entwürfe für S. Petronio в Болонье. Zeitschrift für Geschichte der Baukunst, 2000, том. 30, стр. 97–140 (на немецком языке).
  • Булкин В. А. О церкви Вознесения в Коломенском. Культура Средневековой Руси. Ленинград: Наука, 1974. С. 113–116.
  • Булкин В. А. Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI в. Неопубликованная кандидатская диссертация (на русском языке).
  • Дедушенко Б. П. Собор Свято-Петровской митрополии Высоко-Петровского монастыря в Москве. Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. 4. Москва: Научно-исследовательский институт культуры, 1976. С. 158–173.
  • Демидов С. В.; Гончарова Н. Н.; Яганов А. В.; Яковлев Д. Е. Церковь Алексия Митрополита Алексеевского монастыря в Угличе. Очерк реконструкции его первоначального облика. ΣОФИА. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. Москва: Северный паломник, 2006. С. 121–152.
  • Евдокимов Г. С. Церковь XVI века в подклете церкви св. Варвары на Варварке: результаты предварительных исследований. Московская Русь. Проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию Л. А. Беляева // Московская Русь. Проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию со дня рождения Л. А. Беляева. М.: Институт археологии РАН, 2008. С. 233–243.
  • Яганов А. В.; Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове, М.: Северный паломник, 2003. 304 с.0132
  • Кавельмахер В.В.; Панова Т. Д. Остатки белокаменной церкви XIV века на Соборной площади Московского Кремля. Культура Средневековой Москвы XIV–XVII вв. (Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв.). Москва: Наука, 1995. С. 66–83.
  • Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Архитектура. Скульптура. Живопись. Трактаты (Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Архитектура, скульптура, живопись, трактаты), т. 1, с. 1. Москва, Издательство «Искусство», 19.79. 240 с. (на русском). Мальтийский С.; Мальтийский Деграсси Л. (ред.) Франческо ди Джорджио Мартини. Trattati di architettura ingegneria e arte militare, vol. 1: Architetture, ingegneria e arte militare dai codici Torinese Saluzziano. Милан, Polifilo Publ., 1967. 289 стр. (на итальянском языке).
  • Мельник А. Г. Интерьер Московского Успенского собора как важная парадигма русской церковной архитектуры XVI века. История и культура Ростовской земли. 1994 (История и культура Ростовской земли. 1994). Ростов, Изд-во Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль», 1995, стр. 124–133 (на русском языке).
  • Мильчик М. И.; Петров Д. А. Успенская церковь Ивангорода и ее венецианские прототипы. Крепость Ивангород: Новые открытия. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 124–163.
  • Петров Д. А. Проблемы реконструкции первоначального облика и место в истории архитектуры. Свод памятников архитектуры Московского Кремля. Том. 1: Иван Великий и ансамбль соборных звонниц (Каталог архитектурных памятников Московского Кремля. Т. 1: Иван Великий и ансамбль колоколен). Москва : Московский Кремль, 2015. С. 26–52.
  • Петров Д. А. Центрические постройки времен Василия III и регентства Елены Глинской. Проблемы интерпретации. Архив архитектуры, 1997, вып. 9, стр. 128–161 (на русском языке).
  • Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малый. Памятники русской архитектуры и монументального искусства: стиль, атрибуции, датировки. М.: Наука, 1983. С. 34–50.
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора. Древнерусское искусство. Зарубежные контакты. М.: Наука, 1975. С. 252–279.
  • Подъяпольский С. С. Историко-архитектурные исследования. Статьи и материалы (Очерки по истории архитектуры). Москва: Индрик, 2006. 320 с. (на русском).
  • Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России. Древнерусское искусство. Проблемы атрибуции. Древнерусское искусство. Проблемы атрибуции. Москва, Государственный институт искусств, 1993, стр. 188–189 (на русском языке).
  • Подъяпольский С. С.; Евдокимов Г. С.; Рузаева Е. И.; Яганов А. В.; Яковлев Д. Е. Новые сведения о Кремлевском дворце конца XV ​​— начала XVI века. Древнерусское искусство. Русское искусство Позднего Средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 51–98.
  • Ратомская Ю. V. К вопросу о прототипах русских башнеобразных церквей 1520–1530-х гг. Московский Кремль XV столетия. Т. II. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет (Московский Кремль в XV веке. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет). Москва : Московский Кремль, 2011. С. 29.2–299 (на русском языке).
  • Ратомская Ю. V. Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле как образец в строительстве башнеобразных церквей при Иване Грозном. Московский Кремль XV столетия. Т. II. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет (Московский Кремль в XV веке. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет). Москва : Московский Кремль, 2011. С. 282–291.
  • Шофилд Р.; Сирони Г. Новая информация о Сан-Сатиро. Bramante Milanese e l’architettura del Rinascimento Lombardo.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *