Русская архитектура 15 16 века: Недопустимое название | Культура и быт России 15-17 веков вики

19. Архитектура Московской Руси (XVI-XVII в.)

Превращение Москвыв сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия IIIв 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей.

Принятие Иваном Грознымтитула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

Самым известным памятником архитектуры данного периода является

Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесенияв Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмомв России. Возведена в Коломенском в1528—1532 годах(предположительноитальянскимархитекторомПетром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегуМосквы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенныепилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей»архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря(1524—1598), Успенский соборТроице-Сергиевой лавры (1559—1585).

Русская архитектура XVII века

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служитьцерковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в1653 году,Патриарх Никонпрекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря(1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века являетсяХрам Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове(1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объема алтарем. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трех сторон открытой галереей — сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковьТроицы Живоначальной в Никитникахв Москве (1653), Троицкую церковь вОстанкине(1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.

Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле. Одним из наиболее известных ярославских храмов являетсяЦерковь Иоанна Предтечи(1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры являетсяЦерковь Иоанна Златоуста в Коровниках(1654).

Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известныРостовский кремль(1660—1683), а также церквиРостовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стильмосковского барокко.

Русская архитектура на иконах – Наводы — LiveJournal

?
Русская архитектура на иконах
galik_123
June 15th, 15:45

Одним из интереснейших сюжетных направлений в русской иконописи является изображение монастырей, храмов и различных архитектурных достопримечательностей. Появление архитектуры на иконах, по всей вероятности произошло в XV-XVI веках, вместе со становлением русской государственности. Архитектурные ансамбли на иконах позволяли связать воедино святого и местность, в которой он прославился.


Бичевание Христа, около середины XVIII века. Поволжье

Иконы святых с видами основанных ими монастырей имеют свою предысторию. Изображение монастыря как особо устроенного места, окруженного стеной, внутри которой находится храм, восходит к образам Иерусалима, града, освященного приходом в него Христа и свершения здесь его страстей, его смерти и воскресения. Наиболее распространены изображения Иерусалима на иконах и фресках “Вход Господень в Иерусалим”.


Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XV в.


Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XVI в

Символический образ Иерусалима в виде Небесного града, убежища святых в вечности, присутствует на некоторых иконах Страшного суда и Апокалипсиса. Монастырь, где покоились, как правило, мощи его основателя, также мыслился как святое место, воплощение Рая на земле.

В византийском искусстве первые известные иконы с подобным сюжетом связаны с древнейшей обителью святой Екатерины, расположенной в Египте у горы Синай, где, согласно Библии, пророк Моисей имел видение Неопалимой купины и получил от Бога каменные скрижали c Десятью заповедями. Изображение священной горы Синай всегда присутствует на этих иконах.


Икона с изображением монастыря Святой Екатерины (первая половина XVIII века)

В Русском царстве иконы с изображением святого и основанного им монастыря распространились с XVI века. Древнейшими из них были крупные церковные образа, посвященные памяти основателей обители. Среди дошедших до наших дней – икона 1545 года основателей Соловецкого монастыря на острове в Белом море преподобных Зосимы и Савватия, где в клеймах изображены сцены их жития, а в среднике представлен монастырь, у стен которого предстоят Богоматери молящиеся иноки во главе с основателями обители (Музеи Московского Кремля).

Образ был поставлен в Преображенском соборе у гробов Зосимы и Савватия.


Богоматерь с предстоящими Савватием и Зосимой Соловецкими, с житием Савватия и Зосимы в 29 клеймах, 1545. Музеи Московского Кремля

Второй пример – “Образ Савватиевой пустыни со сценами жития преподобного Савватия” середины – третьей четверти XVI века (Музей им. Андрея Рублева). На иконе дано очень точное изображение монастырских строений, сооруженных в середине того же столетия, среди которых представлены сцены жизни преподобного Савватия, основателя монастыря. Икона находилась в монастырской часовне у гроба Савватия.


Обитель преподобного Савватия Тверского, со сценами жития, XVI век. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева


Знаменский собор Савватиевского монастыря

В Музее русской иконы им. Михаила Абрамова есть целый раздел, посвящённый теме русской архитектуры в иконе. В следующей части покажу самые интересные из этих икон.

..

Tags: архитектура, иконы, музей русской иконы

История русской литературы — 16 век

Главная » 16 век

XVI век был периодом окончательного формирования и утверждения русского централизованного государства. В этот период продолжали развиваться русская архитектура и живопись, началось книгопечатание. В то же время в шестнадцатом веке происходила жесткая централизация культуры и литературы — различные летописные своды […]

 

В «Послании на корону Мономаха» Спиридона-Саввы содержится легенда, сыгравшая важнейшую роль в развитии официальной идеологии Российского самодержавного государства. Это легенда о происхождении правившей в России династии великих князей от римского императора Августа […]

 

Около 1524 года Филофей, монах Псково-Печерского монастыря, написал Послание против астрологов на имя секретаря Мисюр Мунехин нападает на немецкого врача и философа Николая Булева (Бийлова), католика, служившего при дворе Василия III и распространявшего немецкий альманах с астрономическими и астрологическими […]

 

Великий Менолог был составлен под руководством Макария, архиепископа Новгородского, а впоследствии митрополита всея Руси. Этот впечатляющий сборник состоял из двенадцати томов, по одному на каждый календарный месяц. Она сохранилась в трех редакциях: «Софийная Минология», составленная в 1530-х и начале 1540-х гг., и «Успенская» […]

 

«Сто глав» содержала основные правила религиозного богослужения и обряда в Древней Руси, а «Великая Менология» определяла Для русского круга чтения Управление домохозяйством предлагало аналогичный свод правил для частной, домашней жизни. Как и другие произведения шестнадцатого века, «Управление домохозяйством» было основано […]

 

Одним из основных видов литературы шестнадцатого века по-прежнему была агиография, жизнеописание. В XVI веке Русской Церковью были канонизированы многие лица, прежде почитаемые только в определенных областях и княжествах, а также ряд церковников недавнего прошлого. […]

 

Житийное «Повесть о Петре и Февронии» дошло до нас в творчестве писателя и публициста XVI века Ермолая-Эразма10. О жизни этого писателя мало сведений. Он приехал в Москву из Пскова в середине XVI века и стал придворным протоиереем […]

 

В XVI веке русское летописание стало централизованным. Летописи могли составляться как в митрополичьей, так и в великокняжеской канцеляриях, но все записи о текущих событиях были стандартизированы. Следовательно, если происходило изменение политики великого князя, эти записи соответствующим образом пересматривались. Два больших общероссийских […]

 

Сохранились два сообщения о присоединении Пскова в Псковской Первой (1547 г. составления) и Псковской Третьей (1567 г. составления) летописях. Первый рассказ начинается плачем о Пскове: «О, преславнейший из градов, великий Псков! Почему ты скорбишь, почему ты плачешь?» На что Псков отвечает: «Как […]

 

Сообщение о смерти Василия III появилось в летописях почти сразу после самого события, в 1534 г.16 Рассказ о последних днях великого князя, несомненно, написан кем-то, кто был свидетелем его смерти. Имеется подробное описание болезни Василия («небольшая язвочка слева […]

 

1 2 3 Далее →

https://metaraces. io meta Ultimate Racing NFT.

 

Красная площадь

Автор: History.com Editors

Обновлено: | Оригинал:

Morse Collection/Gado/Getty Images

Красная площадь, построенная непосредственно к востоку от Кремля, исторической крепости Москвы и центра правительства России, является домом для некоторых из самых характерных и важных достопримечательностей страны. Его происхождение восходит к концу 15 века, когда московский князь Иван III (Иван Великий) расширил Кремль, чтобы отразить растущую мощь и влияние Москвы. На Красной площади, на протяжении веков являвшейся важным общественным рынком и местом встреч, находятся богато украшенный собор Василия Блаженного XVI века, Государственный исторический музей и огромный ГУМ, а также модернистский мавзолей революционного лидера Владимира Ленина. В 20 веке площадь стала известна как место проведения крупномасштабных военных парадов и других демонстраций, призванных продемонстрировать советскую силу.

Происхождение Красной площади и ее название

Многие средневековые русские города строили кремли или крепости, чтобы защитить себя от захватчиков. Первоначальный Кремль в Москве начался в 1156 году как деревянное строение к северу от Москвы-реки. По мере того как к концу 1400-х годов власть и богатство Москвы росли, князь Иван III приказал расчистить территорию, ныне известную как Красная площадь, которая в то время была трущобами или трущобами, где жили бедные крестьяне и преступники. Иван Великий, как он был известен, построил Кремль в его самой великолепной форме, привлекая итальянских архитекторов для строительства новых укрепленных каменных стен и сооружений, таких как Успенский собор (также известный как Успенский собор).

Знаете ли вы? На протяжении всей советской эпохи вооруженные члены Кремлевского полка охраняли могилу Ленина, а смена караула у мавзолея стала одной из самых узнаваемых черт Красной площади.

Вопреки распространенному заблуждению, название Красной площади совершенно не связано ни с малиновым цветом многочисленных зданий, ни с ассоциацией Коммунистической партии с красным цветом. В своем самом раннем воплощении Красная площадь была известна как Троицкая, в честь Троицкого собора, стоявшего на ее южной оконечности во времена правления Ивана III. Однако с XVII века русские стали называть площадь ее нынешним названием «Красная площадь». Название происходит от слова «красный», что в переводе с древнерусского означало «красивый» и лишь позже стало означать «красный».

Красная площадь: центр русской жизни

Царь Иван IV (известный как Иван Грозный) приказал построить собор на юго-восточном конце Красной площади в 1554 году в честь взятия им монгольской крепости Казани. Хотя официально она называлась Покровской церковью, строение было более известно как собор Василия Блаженного (или просто Василия Блаженного) за связь с бедным пророком, предсказавшим московский пожар 1547 года. куполов, башен, куполов, шпилей и арок, Собор Василия Блаженного остается одним из самых узнаваемых зданий в России.

На протяжении веков Красная площадь выполняла функцию центрального рынка, а также места встречи московских масс. На площади проходили бесчисленные речи, демонстрации, парады и другие массовые собрания, многие из которых проходили на белокаменной платформе, построенной в XVI веке и известной как Лобное место. Цари выходили на трибуну, чтобы донести свои ежегодные послания до русского народа, а тех, кто бросил вызов царской воле (особенно во время правления Ивана Грозного и Петра Великого), казнили на Красной площади перед большими толпами.

Красная площадь. Из ХХ века На

В 1930 году, через шесть лет после смерти Владимира Ленина, лидера большевистской революции 1917 года и архитектора Советского государства, его останки были захоронены в гранитном мавзолее на западной окраине Красная площадь. В том же году памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, чьи войска разгромили польское нашествие в 1612 году, был перенесен с площади перед собором Василия Блаженного в центр площади. В первой половине 20 века Красная площадь прославилась как место проведения официальных военных парадов и демонстраций, призванных продемонстрировать мощь советских вооруженных сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *