Архитектура модернизма, постмодернизма, деконструктивизма
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Модернизм | Постмодернизм | Деконструктивизм
Дома в стиле модернизма, Франция Вилла Савой, 1931, Пуасси Жилые дома в стиле модернизма Жилые дома в стиле модернизма, Чикаго Дом для семьи, Марио Ботта, Швейцария Музей цивилизации, Канада, Монреаль
Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887-1985) – один из основоположников модернизма или интернационального стиля. Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал – простота в точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм.
Подробнее об архитектуре модернизма… ►
Архитектура постмодернизма
Музей прикладного искусства, Роберт Майер, 1980-1985 США, Атланта Пьяцца д’Италия Чарльз Мур, 1975-1980 США, Новый Орлеан Здание центра связи и почты Канада, Торонто Музей изящных искусств, Роберт Майер США, Джорджия Отель Марриот, Сан-Франциско Калифорния Комплекс корпоративных зданий Skyline, Сингапур Комплекс зданий торгового центра, Ямасаки и Рот, США, Нью-Йорк Комплекс корпоративных зданий, Канада, Монреаль Комплекс концертных залов, Франция, Париж
Во второй половине двадцатого века новаторский дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал.
Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма,
создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия. Когда надоедают формалистические холодные постройки “белого модернизма”,
скупые формы “минимальной архитектуры” функционализма, культ техники и конструкций “хайтек”,
некоторые архитекторы делают попытку изменить формальный язык архитектуры,
вернув в него формы из прошлых веков, исключенные из практики орнамент, цвет и
прочие “лишние” элементы. Но было бы неверно ограничивать суть нового движения
одним лишь ностальгическим обращением к историческим формами прошлого, хотя оно
сыграло большую роль в сложении нового стиля, названного его теоретиками постмодернизмом.
Архитектура деконструктивизма
Музей воздухоплавания, архитектор Франко Гери, Лос-Анджелес Колумбийский общественный центр, архитектор Питер Эйзенман Институт солнца, Бениш, 1989, Штутгарт, Германия Казино остров Нотр-Дам, Канада, Монреаль Дом для семьи, Франко Гери, Швейцария, Базель Жилой дом, Кари Куосима, Япония Асуши Китагавара Эрик Мосс Ральф Эрскин
Жилые дома, созданные архитекторами в стиле деконструктивизма
Прогрессивные завоевания в области архитектуры, однако, часто используются в чисто формалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач.
Термин “деконструктивизм” был введен в оборот французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом и принятой его интерпретацией. Этот метод распространился и на изобразительное искусство, и на архитектуру, как реакция на западную метафизическую философию. Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства.Подробнее об архитектуре деконструктивизма… ►
Междуречье Египет Крит |
Этрурия Эллада Рим |
Византия Каролинги Древняя Русь |
Романское искусство |
Ислам Буддизм Мезоамерика |
Ренессанс Барокко Рококо |
Классицизм Историзм Ампир |
Модерн Органика Конструктивизм |
Модернизм Постмодернизм Деконструктивизм |
Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и факты
Roomble. com
Ирония постмодернизма: псевдостиль, о котором все молчат
© Roomble.comТип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века.
Видео дня
Поскольку постмодернизм приходит как реакция на модернизм, как страсть к чистым формам, он представляет себя как антагонист и нарушает все правила, призывает к анархии, борется с утончённой классикой и традициями в любых формах.
В 1960-е орнамент и скульптура вернулись на пьедестал. Увы, ещё более ненужные из-за полной несовместимости урезаний строительного бюджета и существования настоящего искусства. С 1960-х до конца 1980-х в мире появилось много зданий в стиле постмодерна, и многие из них до сих пор служат предметом жарких споров и обсуждений.
Постмодерн на смену модернизму
Архитектура модернизма основана на принципе, который впервые сформулировал американский архитектор Луис Салливан: «Форма следует за функцией». Салливан — известный архитектор, наставник Фрэнка Ллойда Райта, но сам не был приверженцем типично модернистского дизайна.
Его заявление хорошо приняли в узких (а затем и в широких) кругах и истолковали как концепцию для всего, что станет позже модернизмом.
Форма действительно выполняла свою функцию, но архитектура в стиле модернизм пренебрежительно относилась к деталям — здание «очищали» от всех якобы избыточных элементов, украшений. Несмотря на определённое признание, которое модернизм получил в первой половине XX века, его всегда критикуют за отсутствие индивидуальности. Да, Ле Корбюзье говорил, что «дом — это машина для жизни», но уже через пару десятков лет все задавались вопросом — а действительно ли мы хотим жить в машинах?
Постмодернистская архитектура как вызов
Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме — об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «нативной».
Постмодернизм оказался стилем, не приспособленным к реальности. Из-за инноваций и стремления к декоративности основа зданий уступала в практичности даже своему предшественнику — модернизму. Эстетическая часть в дизайне фасада (а иногда и в его причудливой форме) была настолько ироничной и сюрреалистичной по сравнению с фоном, где использовались готовые формы, ячейки, блоки зданий, что выглядела откровенно вульгарно.
Постмодернизм часто толкуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. На самом деле это всего лишь здоровая попытка пересмотреть любимую догму модернистов. Благодаря ей мы узнали, «как делать не надо», и наконец-то осознали минусы самого модернизма, которые были не менее реальны, чем неуклюжесть постмодерна.
Постмодернизм в Москве: яркие примеры
Постмодернизм в Москве не так распространён, как модернизм или конструктивизм, тем более примечательны примеры зданий в этом стиле. Рассмотрим некоторые из них.
Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина
Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина построен в 1989 году по проекту архитектора Виталия Гинзбурга в сотрудничестве с другими советскими архитекторами. Академик АН СССР и лауреат Нобелевской премии по физике, он имел особый взгляд на архитектуру и будущее городской среды. В Москве по его проекту построено много общественных зданий, но главной его страстью всегда была физика. Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина стал одним из примеров архитектуры постмодернизма в Москве и стал популярен даже за рубежом. Интересно, что у здания нет дверей на парадных фасадах.
Президиум Академии наук в Москве
Здание Российской Академии наук построено в 1990 году, хотя продолжалось с перерывами 23 года. Оно отлично просматривается с Воробьёвых гор и даже из центра Москвы. Его иногда называют «зданием с короной» или «золотыми мозгами», так как здесь работают лучшие умы столицы — в Государственной академии наук РФ, крупнейшем в стране центре фундаментальных научных исследований.
Здание администрации города Чехова
Один из самых ярких примеров постмодернизма можно найти в Чехове Московской области. Необычное для административного здания остекление, кубическое крыло асимметричной формы и отсылки к конструктивизму в дизайне боковых фасадов выглядят примечательно.
Философия постмодернизма: путь в никуда
Философия и своеобразная эстетика постмодернизма придаёт городской среде более аутентичный, тематический облик благодаря нестандартным решениям и необычному подходу. Отсутствие конкретной тематики, сюжета или стилистики компенсируется насыщенностью образа. Важно, что создаваемый образ — ироничная версия городской среды.
Например, в Нью-Йорке и Питтсбурге небоскрёбы в стиле постмодернизм после возведения выглядели как сюрреалистичное убежище Бэтмена в Готэме, а в Лас-Вегасе здания в этом стиле копировали архитектуру со всего мира, отражая весьма примитивное восприятие «тематичности».
Вся философия постмодернизма строилась на противостоянии модернизму как «безликому» стилю, поэтому постмодернизм оказался таким заметным со своей игрой формами и орнаментами. Архитекторы-постмодернисты брали тематику для зданий отовсюду, будь то городская легенда, религиозный образ, местная архитектура, поэтому их проекты оказываются иногда противоречащими самим себе.
Сегодня мы видим, что такая философия не предоставляет условий для развития архитектуры, а скорее заводит её в тупик — в рамках противостояния модернизму что-то принципиально новое придумать невозможно.
Постмодернизм существует ради самого себя и по сути деструктивен. Он искажал рисунки, символы и орнаменты, а затем перешёл к спонтанной экспрессии, огрублению фактур и рельефов, образам чистой агрессии и распада. Самое удивительное, что в зданиях в стиле постмодернизм, которые в отличие от модернизма провозглашали тематическими, напрочь исчезал смысл самого сюжета и нивелировалась его значимость. А вот манера оформления, элементы конструкции выходили на первый план.
А что потом? Деконструктивизм и Заха Хадид
В отличие от деконструктивизма, который вошёл в моду уже в 1980-е, постмодернизм был хаотичным, рассеивающим внимание, комбинированным и почти тотально анархическим, тогда как деконструктивизм стал более целенаправленным, центрированным и жанровым.
Деконструктивизм стал более утончённым, практичным, он использовал необычные детали и оригинальный подход к формам только для того, чтобы добиться оригинального образа здания, не эксплуатируя его при этом для создания тематичности.
Такие архитекторы, как Рем Колхас (Rem Koolhaas) и Заха Хадид (Zaha Hadid), Фрэнк Гери (Frank Owen Gehry), Ма Янсунь (Ma Yansong из MAD architects) и многие другие легендарные последователи деконструктивизма, считают, что сегодня форма должна соответствовать функции, а не насаждать тематику или идеалы.
Читайте также:
5 самых крутых объектов бюро «Херцог и де Мёрон», и почему им доверили реконструкцию Бадаевского завода
Как выбрать проект дома с отличной планировкой и не жалеть потом полвека
Инновационное освещение на Light + Building 2018
Другое, Фрэнк Гери, Виталий Гинзбург, Рем Колхас, РАН
10 Отличительные характеристики постмодернизма
В ответ на ограничительные идеалы и упрощенные, минималистические формы модернизма постмодернизм был движением, возникшим в 1960-х годах, впервые описанным в книге под названием «Сложность и противоречие в архитектуре» Роберта Вентури и позже в другой книге, написанной им и его женой Дениз Скотт Браун, «Учимся у Лас-Вегаса».
©www.philosophytalk.org«Меньше значит больше». – Мис ван дер Роэ
«Меньше скучно». – Роберт Вентури
С тех пор движение видело множество зданий, которые были построены в прошлом веке и породили идеалы, которым следуют до сих пор. Деконструктивизм и критический регионализм — это движения, произошедшие от одного и того же.
1. Скульптурные и абстрактные формы | ПостмодернизмЗдания были построены, чтобы сломать однообразие архитектуры того времени. Формы, которые никогда раньше не наблюдались, затем стали видны в построенных конструкциях, что придало им художественное качество. Не обязательно органично, но представление об эстетике фасада зданий менялось и становилось все более образным. Это подсказывает идею о том, что архитектура также является областью творчества, и архитекторы могут включать элемент оригинальности в свой строительный стиль.
2. ФрагментацияВ отличие от зданий, которые представляли собой отдельные внушительные конструкции и доминировали над окружающим контекстом, возникли комплексы зданий, в которых одно здание было разбито на более мелкие блоки с разделенными функциями. Это означало, что это все еще было единое здание, но оно работало как связанные единицы и позволяло структуре исследовать различные методы и усиливало эффект общей построенной формы.
3. АсимметрияГеометрия и баланс предыдущих архитектурных стилей серьезно оспаривались как небольшими элементами здания, так и самим зданием. Встроенные формы стали выглядеть более уникальными и интересными, а не скучными или машинными, и привлекли внимание пользователей и прохожих.
4. Цвет и орнаментВ зданиях вновь появились декоративные элементы, что полностью контрастирует с минимализмом модернизма. Этот орнамент был использован как стратегический инструмент для создания интересного фасада. В цветовой гамме использовались как приглушенные тона, так и очень яркие оттенки, что придавало зданию эффектный вид. Инструмент, чтобы вызвать интерес или заявить о себе, архитекторы эпохи постмодерна не уклонялись от цветов.
5. Существенность | ПостмодернизмС развитием технологий и строительства архитекторам стали доступны новые материалы, которые они могли использовать и применять в своих зданиях инновационными способами. В отличие от более старых архитектурных движений, в движении постмодернизма не было особого материала, который доминировал. Все, от кирпича и бетона до стекла и стали, использовалось и использовалось с максимальной отдачей. Материалы стали использоваться как инструмент для проектирования, а не просто как инструмент для строительства.
6. «Юмор» или «ирония»Элемент игривости можно рассматривать как характеристику постмодернизма, где здания не ограничиваются функциональной структурой, но могут быть чем-то большим. В качестве концепции дизайна или даже для понимания функции в качестве украшения использовались элементы юмора. Преувеличенные формы позволили зданиям ожить и вызвать у пользователей чувство радости и волнения.
7. СимволизмВоздействие здания было усилено символическими формами, элементами и пространствами. Это было сделано, чтобы понять назначение здания, и при проектировании здания учитывались многочисленные аспекты ситуационного контекста, чтобы сделать их более выразительными и чувствительными. Архитекторы казались более продуманными и тонкими в своих концепциях дизайна.
8. Trompe l’oeilЭта французская фраза переводится как «обман зрения». Это преимущественно художественная техника, в которой используются образы для создания иллюзий в пространстве. Техника, используемая художниками, элементы рисуются с такой реалистичной детализацией, что это вводит зрителя в заблуждение. Подобное также использовалось при планировании пространств для создания иллюзии глубины.
9. Классические и традиционные элементыВ отличие от неоклассицизма, классические элементы не использовались напрямую в зданиях, но, похоже, они были адаптированы и использованы. Традиционные и местные культурные стили использовались в качестве вдохновения, и реплики из них были взяты, чтобы позволить зданию более тесно вписаться в его контекст и его функции.
10. Двойное кодирование (противоречие) | ПостмодернизмЗдания с очень контрастными стилями на двух частях фасада, так что нижний фасад кажется отделенным от верхнего фасада, называют двойным кодированием. Для создания такого эффекта используется сочетание различных инструментов и строительных элементов. Это позволяло по-разному интерпретировать здание в соответствии с видом на здание и позволяло зданию передавать разные значения.
10 Известные образцы постмодернистской архитектуры
Постмодернистская архитектура возникла в 1960-х годах как ответ на преобладающую модернистскую архитектуру и интернациональный стиль, пропагандируемый Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. Постмодернистский стиль, впервые предложенный Дениз Скотт Браун и Робертом Вентури в их книге «Уроки Лас-Вегаса», стремился вырваться из ограничений современной архитектуры, таких как ее непреклонные доктрины, единообразие, отсутствие орнамента и тенденция игнорировать местные особенности. контексте истории и культуры. Вентури далее формализовал постмодернизм в своей книге «Сложность и противоречие в архитектуре» следующим образом:0003
«Я говорю о сложной и противоречивой архитектуре, основанной на богатстве и неоднозначности современного опыта, в том числе того опыта, который присущ искусству… Я приветствую проблемы и эксплуатирую неопределенность… Мне нравятся гибридные элементы, а не «чистые », скорее компромиссный, чем «чистый», …приспособляющий, а не исключающий… Я за беспорядочную жизненность очевидному единству… Я предпочитаю «и-и» «или-или», черно-белое, а иногда и серое – черному или белому … Архитектура сложности и противоречия должна воплощать сложное единство включения, а не простое единство исключения».
Этот экспериментальный и гибридный подход процветал в 1980-х и 1990-х годах и дал нам несколько памятных зданий.
Дом, спроектированный Робертом Вентури для его матери Ванны Вентури, является самым ранним образцом постмодернистской архитектуры. Вентури спроектировал и построил дом с 1962 по 1964 год. Вентури рассмотрел шесть вариантов дизайна, прежде чем окончательно остановился на схеме дизайна дома. Расположен на ровном участке, в окружении деревьев. Отличительные черты дома включали скатную крышу, а не плоскую, закрытый цокольный этаж, а не открытую планировку, и чисто декоративную арку над входной дверью.
Вид спереди – Дом Ванна Вентури ©www.archdaily.comГостиная – Дом Ванна Вентури ©www.archdaily.com Чертежи – Дом Ванна Вентури ©www.archdaily.comПлощадь Италии, расположенная в Новом Орлеане, является общественным площадь, спроектированная Чарльзом Муром в 1978 году. Первоначально она задумывалась как дань уважения итальянским жителям города. На площади есть ряд колоннад, арок и колокольня, расположенная вокруг центрального фонтана. По мере развития близлежащих зданий в 2004 году площадь Пьяцца была обновлена.
Пьяцца д’Италия ©www.dezeen.comПьяцца д’Италия ©www.dezeen.comМодель – Пьяцца д’Италия ©pinterest.com 3. Портленд Билдинг, Портленд, США | Постмодернистская архитектураПортлендское здание, спроектированное Майклом Грейвсом из группы Memphis, считается классикой. Когда он открылся в 1982 году, он резко отличался от других офисных зданий того времени.
Некоторыми важными особенностями здания были использование материалов и цветов, меньшие окна и другие декоративные элементы, такие как стилизованные классические элементы преувеличенного замкового камня и пилястры.
Передний фасад — Портленд-билдинг ©www.archdaily.com Фасад спереди — Портленд-билдинг ©www.archdaily.com Вид сбоку — Портленд-билдинг ©www. archdaily.comДом для Эссекса был спроектирован в сотрудничестве Greyson Perry и FAT Архитектура. Идея заключалась в том, чтобы построить что-то, что само по себе было бы произведением искусства, а также декорацией для произведения искусства Перри. Построенный в 2015 году, дом недавно попал в список постмодернистских работ, но воплощает в себе принципы движения.
Дом для Эссекса ©theculturetrip.comДом для Эссекса ©theculturetrip.com Вид изнутри – Дом для Эссекса ©theculturetrip.com 5. Новая государственная галерея Штутгарт, Германия | Постмодернистская архитектураХотя здание было спроектировано британской фирмой Джеймсом Стирлингом, Майклом Уилфордом и их партнерами, в значительной степени здание приписывается Джеймсу Стирлингу. Построенное в 1979-1984 годах, это здание сочетает в себе элементы модерна и классицизма, такие как травертин и песчаник, в сочетании с промышленным каркасом из зеленой стали.
Neue Staatsgalerie ©www.archdaily.comПлан этажа – Neue Staatsgalerie ©www. archdaily.comПлан этажа – Neue Staatsgalerie ©www.archdaily.com 6. Здание M2, Токио, ЯпонияДизайн Кенго Кума, завершено в 1991 г., это здание отличается разнообразием стилистических элементов. Построенный из железобетона, он имеет множество классических деталей, таких как зубцы, выступы, триглифы и арки разного масштаба. Первоначально спроектированное как автомобильный салон Мацуда, сейчас здание используется как похоронное бюро.
Передний фасад – здание M2 ©uk.phaidon.com Здание M2 ©architecturetokyo.wordpress.com Здание M2 ©architecturetokyo.wordpress.com 7. Здание MI6, Лондон, Великобритания | Архитектура постмодернаВ здании SIS или MI6 с 1994 года размещается секретная служба Великобритании. Терри Фаррелл спроектировал это здание в конце 80-х. Архитектура находится под влиянием промышленной архитектуры, такой как электростанции и храмы ацтеков или майя. Противоречивые влияния объединились, чтобы сформировать уникальную структуру.
Здание MI6 ©en.wikipedia.org Здание MI6 ©www.e-architect.co.uk Здание MI6 ©www.e-architect.co.uk 8. Центр Джеймса Р. Томпсона, Чикаго, СШАДжеймс Р. В центре Томпсона расположены офисы правительства штата Иллинойс. Гельмут Ян, известный своими футуристическими проектами, был тем, кто спроектировал это здание. Главной особенностью здания является атриум, через который посетители могут увидеть все 17 этажей. Стеклянный экстерьер модулируется вокруг здания, образуя оболочку.
Передний фасад – Центр Джеймса Р. Томпсона ©en.wikipedia.orgАтриум – Центр Джеймса Р. Томпсона ©en.wikipedia.orgАтриум – Центр Джеймса Р. Томпсона ©preservationchicago.org 9. Отели Dolphin and Swan на курорте Уолта Диснея, Флорида, СШАРазработанные Майклом Грейвсом отели Dolphin and Swan оформлены в ярких цветах на тему животных, что сразу же привлекает внимание. Два отеля соединены дорожкой, обсаженной пальмами, и вмещают 22 000 номеров.
Отели Dolphin and Swan ©www.