Постмодернизм в архитектуре | Деловой квартал
Постмодернизм – это движение сейчас обычно называют «постмодернистской (Post-Modern) архитектурой» в силу того, что термин этот достаточно широк, чтобы охватить множество направлений, и тем не менее указывает все же на происхождение от модернизма. Стилистическое направление «постмодернизм» зародилось в архитектуре в 1970-1980х годах как реакция на уже исчерпавших себя модернизм и интернациональный стиль. Это был возврат к орнаменту, образности и более утонченному дизайну. Постмодернизм отрицал холодность и формализм, присущие предыдущим стилям. Помимо функциональности архитекторы старались привнести в свои сооружения сложные ассоциативные образы и увязать их с историческим городским окружением. Но это было слепым копированием предыдущих эпох. Проскальзывал лишь общий намек на старину.
Подобно своему прародителю, движение занимается текущими вопросами, изменением настоящего, однако в отличие от авангарда отказалось от мысли о постоянных нововведениях или о непрерывной революции. Постмодернизм возник в том числе с целью противопоставления себя безликой современной архитектуре, недовольство которой охватило общество к концу 1960-х.
Чарлз Дженкс, отец англо-американской ветви постмодернизма, заявил, что «модернизм умер в Сент-Луисе, Миссури, 15 июля 1972 г., в 15.32». Именно тогда был снесен ненавистный бетонный жилой комплекс «Прюит-Игоу».
Пик постмодернизма в архитектуре пришелся на 1977— 1992 гг., когда представителей этого течения главным образом занимали вопросы вкуса и способность архитектуры взаимодействовать с широкой общественностью. Одним из основателей постмодернизма был архитектор Роберт Вентури. В 1966 г. он написал книгу «Сложности и противоречия в архитектуре», в которой критиковал архитектуру функционализма. Архитектурное кредо Миса ван дер Роэ «меньше – значит больше Вентури перефразировал в «Меньше – значит скучнее». Он считал, что декоративные элементы столь же важны для здания, как и функциональность.
В книге «Уроки Лас-Вегаса» (1972 г. ) Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун подробно обсуждают данную тему, пытаясь доказать, что рекламные щиты на лас-вегасском Стрипе — это «почти нормально».
Из-за однотипности дешевой застройки городской пейзаж становился унылым и однообразным. С конца 1970-х гг. общественные центры строились с раскрашенными аркадами и колоннами. Ярким примером был построенный Чарльзом Муром в 1977 г. в Новом Орлеане комплекс «Пьяцца д Италия». В нем итальянская община проводила свои праздники и фестивали. Комплекс представлял собой смесь различных классических архитектурных элементов, которые располагались вокруг каменной карты Италии. В спланированных по сетевой системе городах-спутниках дома возводились с тяжелыми карнизами и фронтонами, декоративными колоннами на рустованных стилобатах; деревянные и каменные виллы имели скатные крыши, свисающие карнизы, слуховые окна и дымоходы (проекты Р. Вентури). Для декора интерьеров использовалась старомодная мебель.
В США появлялись величественные здания, размеры которых значительно превосходили небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. На их стеклянных поверхностях нельзя было различить поэтажного деления. Примером подобной архитектуры было построенное в Лос-Анджелесе в 1971-1976 гг. Сезаром Пелли здание Тихоокеанского центра дизайна.
Другим примером могло послужить возведенное в 1978 г. архитектором Филиппом Джонсоном здание Американской телеграфно-телефонной компании в Нью-Йорке.
В небоскребе можно было выделить базу, тело и венчание. Пропорции здания соотносились с принципами ордерной архитектуры. База была не столь массивной, что значительно облегчало ее восприятие. Тело здания представляло собой обрамленную серым гранитом стеклянную призму, а венчание являлось фронтоном с круглым разрывом посередине.
В стиле постмодернизма также творили такие знаменитые архитекторы, как Альдо Росси (проект кладбища в Модене, 1974 г.), братья Крие (градостроительные проекты, Ханс Холляйн (Бюро путешествий в Вене), Марио Бота (швейцарские виллы). Виллы Марио Бота были рассчитаны на одну семью. Они давали возможность уединиться от окружающего суетного мира.
Для вилл были характерны большие круглые окна с зеркальной поверхностью стекла, которая оберегала от любопытных взглядов. В своем проекте для бюро путешествий в Вене Ханс Холляйн пытался передать все те волнующие ощущения, которые испытывает человек, отправляясь в новые страны. Он использовал стальные пальмы, среди которых находились руины классической колонны. Над авиакассой парили орлы.
Другими способами коммуникации является использование исторических аллюзий, нередко пародийное, и возложение обязанности по взаимодействию с публикой на фасад, дизайн которого никак не связан с внутренним устройством здания.
Постмодернистское здание, если воспользоваться кратким определением, «говорит», обращая; одновременно, по крайней мере, к двум уровням к архитекторам и к заинтересованному меньшинству, которое волнуют специфические архитектурные значения, и к публике вообще или к местным жителям, которых заботят другие вопросы, связанные с комфортом, традициями в строительстве и образом жизни.
Таким образом, архитектура постмодернизма выглядит гибридной, и, если воспользоваться образным сравнением, скорее всего подобна фасаду классического греческого храма. Архитекторы могут читать скрытые метафоры и тонкие значения барабанов колонн, в то время как публика откликается на явные метафоры и обращения скульптор.
Безусловно, каждый каким-то образом откликается на оба кода значений, так же как и в постмодернистском здании, но, конечно, с различной степенью интенсивности и понимания, и именно это разрыв во вкусовых культурах и создает как теоретическую базу, так и “двойное кодирование” постмодернизма. Дуалистичный образ классического храма — полезная визуальная формула, которую следует держать в уме в качестве объединяющего фактора при рассмотрении различных отклонений от модернизма, Здания, наиболее характерные для постмодернизма, обнаруживают признаки сознательной дуалистичности.
Определение «постмодернистский» было впервые введено в широкое употребление в сфере искусства и начиная примерно с 1976 г. стало применяться к новейшим тенденциям, которые противоречат ортодоксальному модернизму (см. приложение с источниками). Подхваченное «Ньюсуик» и родственными журналами, это определение стало затем прилагаться ко всем постройкам, которые не походили на прямоугольные коробки «международного стиля».
К крупнейшим постмодернистским сооружениям относятся здание муниципальных служб в Портленде (Майкл Грейвс, 1982 г.), здание AT&T в Нью-Йорке (Филип Джонсон, 1984 г.) и Государственная галерея в Штутгарте (Джеймс Стирлинг, 1984 г.).
Под «постмодернистским» стали понимать, таким образом, любое здание с забавными странностями либо с чувственной образностью — определение, которое, как увидит читатель, я нахожу слишком общим. Этот смысл термина, впервые использованный Николаусом Певзнером в его нападении на «антипионеров» (1966), подразумевает некоторых скульпторов-декораторов и украшателей: их здания действительно не осуществляют последовательной коммуникации, так как закодированы исключительно на эстетическом уровне.
Таким образом, термин «постмодернистский» следует пояснить и использовать более точно с тем, чтобы вообще охватывать только тех проектировщиков, которые осознают архитектуру как язык. Архитектуру постмодернизма отличает также положительное отношение к метафоричности зданий, воспроизведению местных особенностей и особой двойственности решения пространства. Следовательно, лишь многозначное определение может охватить все многообразие аспектов. По той же причине нет ни одного архитектора, кто охватил бы все многообразие направлений, и ни одного здания, в котором они объединились бы.
«Новая архитектура» страдала от элитарности. Постмодернизм стремился преодолеть эту элитарность не путем опрощения, а расширяя язык архитектуры во многих различных направлениях — в сторону освоения местных особенностей, традиции, коммерческого слэнга улицы.
В адрес архитектуры посмодернизма часто слышалась критика в том, что она пыталась возродить прошедшие исторические эпохи, а не двигаться вперед в поисках новых мотивов и форм. Но, несмотря на все это, архитекторам удалось найти хрупкую гармонию между современными постройками и историческими сооружениями, вернув архитектуре ее красоту и утонченность.
Читайте также:
Архитектурные стили и течения
Постмодернизм в архитектуре. С чего начался постмодернизм
Постмодернисты выступили против монополии на функциональную и минималистичную архитектуру. Узнаем, какие идеи они предложили взамен.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Дмитрий БеззубцевИсторик архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
1. Новое крыло Национальной галереи, Лондон, Великобритания, 1991
2. Здание PPG, Питтсбург, США, 1984
3. Музей современного искусства, Франкфурт-на-Майне, Германия, 1991
5. Казино, Кампионе-д’Италия, Италия, 2007
1. Здание «Бинокль», Лос-Анджелес, США, 2001
2. Концертный зал, Киото, Япония, 1995
3. Здание Газпрома, Москва, Россия, 1995
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяДля начала определимся, почему важно знать постмодернизм в архитектуре.
⚖️ Предложил альтернативу модернизму. Идеи модернизма довольно тоталитарны: мы делаем единственно возможную архитектуру — функциональную и минималистичную. Постмодернизм выступил против этой монополии.
🥚 Имеет философское наполнение. Для постмодернизма важна теория. Только на первый взгляд кажется, что перед нами беспорядочное нагромождение элементов — у каждого из них есть теоретическое обоснование.
Это не просто архитектура, а высказывание.🇷🇺 Повлиял на лужковскую архитектуру. Новые здания 90-х и нулевых в Москве, построенные при мэре Юрии Лужкове, многим кажутся безвкусными и китчевыми. Знакомство с мировым постмодернизмом поможет найти в них что-то интересное. Этой темы мы коснемся подробнее, когда будем говорить про русскую архитектуру — и затронем не только Москву.
Как появился постмодернизм.
🙅♂️ В 1960-70-е некоторым архитекторам надоел модернистский подход. Весь модернизм от авангарда до хай-тека — беспредметная, минималистичная архитектура. Постмодернисты хотят вернуть изобразительность фасаду.
🏛 Постмодернизм вдохновляется архитектурными стилями прошлого. Получается более сложная, декоративная архитектура. При этом архитекторы относятся к декору несерьезно: сознательно нарушают законы. Иногда получаются ироничные, интеллектуальные проекты — а иногда просто стеб и китч.
📖 Идеи постмодернизма выразил Роберт Вентури в книге «Сложности и противоречия в архитектуре» (1966). Икона модернизма Мис ван дер Роэ говорил «Less is more» («Меньше значит больше»). Вентури сказал «Less is bore» («Меньше значит скучнее»): архитектура должна быть сложной, насыщенной и даже противоречивой — зачем выбирать между прямоугольными и арочными окнами, если можно выбрать и то, и другое.
Дом Ванны Вентури, Филадельфия, США, 1964
Перед нами один из первых домов, построенных в постмодернистской эстетике. Его спроектировал Роберт Вентури для своей матери.
Давайте его рассмотрим 👇
💠 Разные типы окон. Есть и горизонтальные ленточные, и панорамные до пола, и просто маленькие окошки.
🚪 Нестандартный вход. На первый взгляд кажется, что у дома большой парадный вход. Но из углубления на нас смотрит угол внутреннего объема. А настоящая входная дверь небольшая и находится сбоку.
🔺 Треугольник на центральном фасаде — вроде бы отсылка к классике, но по центру он разорван на две части, на которых нарисована арочка.
Новое крыло Национальной галереи (Sainsbury Wing), Лондон, Великобритания, 1991
Познакомимся с еще одним проектом Роберта Вентури — новым крылом Национальной галереи в Лондоне.
Почему перед нами типичный постмодернизм 👇
🏛 Начинается с очень плотного ордера. Национальная галерея сделана в ордере, и примыкающая часть фасада насыщенная: с постаментами, капителями, промежуточным ярусом, антаблементом.
✨ Постепенно декор растворяется. Колонны встречаются реже, антаблемент понемногу теряет слои, карниз исчезает. Оконные ниши на фасаде меняются: первая глубокая, вторая плоская, а третья совсем призрачная.
📖 Здание становится текстом. Классический декор на фасаде будто препарируют перед нами. Игра в цитаты, обыгрывание классического языка — это черты постмодернизма.
💬 Вентури считал, что у архитектуры должен быть месседж. В книге «Уроки Лас-Вегаса» Вентури критикует модернизм за то, что его геометрия и абстракция существуют сами по себе, не общаясь с человеком. Постмодернизм наоборот пытается что-то сообщить.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Что такое постмодернистская архитектура?
К Кристин ХоэнадельКристин Хоэнадель
Кристин Хоэнадель писала статьи о дизайне для таких изданий, как New York Times, Interior Design, Slate, Fast Company и международных изданий Elle Decor.
Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс
Обновлено 26.11.22
Постмодернистская архитектура — это движение 20-го века, которое характеризуется часто непочтительной и эклектичной мешаниной классического и современного стилей для создания уникальных произведений архитектуры, стремящихся выглядеть не так, как раньше. Некоторые из самых противоречивых, провокационных, своеобразных и запоминающихся зданий в мире появились в результате постмодернистского архитектурного движения.
История постмодернистской архитектуры
Постмодернизм возник в 1960-х и 1970-х годах как критическая реакция архитекторов и ответ на преобладающую модернистскую архитектуру середины 20-го века, которую постмодернистские архитекторы воспринимали как лишенную места и жесткую, построенную из гладких современных материалов, таких как сталь и стекло, и лишенную орнамент и эмоции. Постмодернистские архитекторы считали, что утопические идеалы модернизма как демократической формы доступной для масс архитектуры потерпели крах и что его культурный момент миновал (утверждение, которое, судя по непреходящей популярности модернистской эстетики в 21 веке, не выдержало испытания время). В то время как модернизм был посвящен порядку и простоте, постмодернизм включал в себя сложность и противоречие, как утверждалось во влиятельном 1966 книга американского постмодернистского архитектора Роберта Вентури под названием: Сложность и противоречие в архитектуре .
Самые успешные постмодернистские здания источают индивидуальность, остроумие и иронический взгляд на архитектурные элементы и движения прошлого, избегая общепринятой красоты и представлений о том, что составляет хороший вкус. Используя смесь разрозненных стилей, постмодернистские здания могут быть сложными для непосвященных, склоняясь к китчу и кэмпу.
Постмодернизм процветал во время экономического бума 19-го века.80-х и продолжалось до 1990-х, оставив после себя множество громких, гордых, бросающих вызов жанру архитектурных памятников, сначала в Соединенных Штатах, а затем по всему миру в таких местах, как Европа, Япония и Австралия, где распространилось его влияние. Постмодернизм влияет на современную архитектуру и по сей день.
Основные характеристики архитектуры постмодерна
- Смешение архитектурных стилей и периодов
- Скульптурные формы
- Частое использование ярких цветов, иногда в виде керамической плитки или цветного стекла
- Свободное использование классических декоративных деталей, взятых из прошлых архитектурных течений, часто смешиваемых и сочетающихся нетрадиционными способами
- Использование абстракции
- Характеризуется игривостью, прихоть, юмор, ирония
- Использование trompe l’oeil
- Идиосинкразические формы нарушения правил, бросающие вызов догматическим кодексам модернизма
Известные примеры постмодернистской архитектуры
Портлендское здание, спроектированное покойным архитектором Майклом Грейвсом, представляет собой муниципальное офисное здание в Портленде, штат Орегон, которое произвело фурор своим нетрадиционным использованием цвета, материалов поверхности и декоративных украшений, когда оно открылось в 1982 году.
должно было выглядеть офисное здание. Он был внесен в Национальный реестр исторических мест в 2011 году.Дом Ванна Вентури в Честнат-Хилл, Филадельфия, был построен в 1964 архитектора Роберта Вентури. Построенный для матери Вентури, с его нетрадиционными размерами и сломанной двускатной крышей, он был одним из первых признанных произведений постмодернистской архитектуры. «Мне нравятся элементы, которые являются скорее гибридными, чем чистыми, компромиссными, а не четкими, искаженными, а не прямыми», — писал архитектор.
Новая Государственная галерея в Штутгарте, Германия, открылась в 1984 году после пяти лет строительства. Он был спроектирован Джеймсом Стерлингом, Майклом Уилфордом и партнерами и содержит коллекцию современного искусства 20-го и 21-го веков.
Штаб-квартира здания Секретной разведывательной службы (SIS) или здания M16 в Лондоне, построенного в 1994 году, была спроектирована Terry Farrell and Partners. Его причудливый дизайн был вдохновлен всем: от британских промышленных электростанций 1930-х годов до храмов майя и ацтеков. Здание практически является персонажем фильмов о Джеймсе Бонде, таких как GoldenEye (1995), И целого мира мало (1999), Skyfall (2012) и 9.0019 Призрак (2015).
Центр Помпиду, возведенный с большой помпой и спорами в Париже в 1970-х годах, сейчас является одной из главных достопримечательностей города. Этот музей современного искусства, спроектированный архитекторами Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом, представляет собой постмодернистское здание, функциональные элементы которого, в том числе трубопроводы и лифты, явно перемещены наружу, чтобы оставить как можно больше места внутри для искусства и людей. Красочная аномалия, расположенная в самом сердце величественного османовского Парижа 19-го века, делает его еще более примечательным даже сегодня.
Архитектор Фрэнк Гери считается мастером постмодерна благодаря своим знаковым зданиям, таким как Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, завершенный в 2003 году, который выглядит так, как будто он сделан из огромных крыльев из нержавеющей стали фантастического корабля.
Постмодерн | Словарь архитектуры и дизайна
Реакция на модернизм
Постмодернизм зародился как критика. К концу 1960-х и началу 1970-х годов модернизм уже не считался радикальным или даже актуальным. Дизайнеры начали задаваться вопросом, действительно ли архитектура может быть утопическим средством для решения социальных проблем, как утверждали более радикальные модернисты. Чикагский архитектор и провокатор Стэнли Тайгерман проиллюстрировал эту кончину в своем памятном 19-летнем романе.78 фотомонтаж, Титаник . В нем Тайгерман показывает культовый Краун-холл Людвига Мис ван дер Роэ 1956 года в Иллинойском технологическом институте (альма-матер Тайгермана), погружающийся в озеро Мичиган. В 2015 году Тайгерман представил ответ на свою оригинальную работу под названием New Titanic «The Epiphany» .
Бурное время
Постмодернистские тенденции и идеи возникли в 1960-х годах, когда проекты обновления городов привели к повсеместному сносу многих исторических построек в городских центрах, таких как Чикаго. Борьба за сохранение скромных кварталов, а также городских икон (например, Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке) заставила многих задаться вопросом, как страна признала свое историческое наследие — и признала ли она вообще. На протяжении последних десятилетий 20-го века глобальные перспективы и массовая культура определялись такими вещами, как нефтяное эмбарго ОПЕК; ранние попытки разработки пассивной энергии; окончание холодной войны; корпоративный избыток; новые направления в абстрактном искусстве; и подъем хип-хопа. Многие постмодернистские архитекторы и художники отреагировали на эти культурные сдвиги.
Влиятельные книги
В эпоху постмодерна было опубликовано несколько влиятельных текстов, которые представили новые фразы, теории и способы видения искусственной среды конца 1960-х и начала 1970-х годов. В 1966 году архитектор Роберт Вентури написал проект «Сложность и противоречие в архитектуре» , в котором утверждалось «богатство смысла, а не ясность смысла» в зданиях. «Меньше скучно», — заявил он в ответ на знаменитую цитату Мис ван дер Роэ «Меньше значит больше». В 1968 лет Вентури, его партнер Дениз Скотт Браун и архитектор Стив Изенур взяли своих студентов-архитекторов Йельского университета в Лас-Вегас, утверждая, что коммерческая полоса была американским эквивалентом римской площади или площади и, следовательно, заслуживала изучения. Позже исследование было опубликовано под названием Learning from Las Vegas , в котором были введены термины «утка» и «украшенный сарай» для описания архитектуры того времени. К 1977 году архитектор и теоретик Чарльз Дженкс написал книгу «Язык постмодернизма».0020 — термин, заимствованный из литературы, — в попытке объяснить международный отход от модернизма.
Характеристики
В 2011 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне организовал масштабную выставку, посвященную постмодернизму. Архитектурные критики сегодня могут смотреть на последние десятилетия 20-го века и качать головой из-за декоративного излишества и «поп-культурной пародии» того времени. Но кураторы V & A серьезно подошли к исследованию общих черт постмодернизма. Они выделили четыре характеристики: цитата, метафора, множественность и пародия. Постмодернистское здание, такое как 19Библиотека Гарольда Вашингтона 91 года с ее преувеличенным орнаментом и отсылками к историческим зданиям Чикаго ясно иллюстрирует эти идеи.
Постмодернизм пересекает все аспекты жизни и дизайна
Очень сложно дать определение постмодернизму, и многие архитекторы и художники сопротивляются его классификации. Постмодернистские идеи можно было найти в самых разных творческих областях, растворивших границы между ними, в том числе: в литературе, изобразительном искусстве, графике, промышленном дизайне, театре и танце. В архитектуре постмодернизм — это не столько отдельный стиль, сколько объединение многих стилей, заимствованных из истории, реагирующих на городской контекст и охватывающих декоративные традиции. Постмодернизм был, как писала историк Мэри Маклеод, «желанием сделать архитектуру средством культурного самовыражения».