Полоцкая архитектурная школа: Архитектурные школы Беларуси и Украины 12 века

Архитектурные школы Беларуси и Украины 12 века

После возведения в 11 в. Софийского собора в Полоцке развитие монументального зодчества приостановилось до 12 в. К этому времени назрели новые условия, связанные с распадом Киевской Руси и укоренением феодально-экономических отношений. В 12 в. Полоцкое княжество было самым сильным среди древнерусских (после Киева – столицы Древней Руси). Тут сформировалась своя яркая полоцкая архитектурная школа.

На раннем этапе в ней присутствовала тенденция следования киевским образцам (Большой собор Бельчицкого Борисоглебского монастыря во многом напоминает церковь Спаса в Берестове, под Киевом). Только в сер. 12 в. сложилась своя традиция, которая наиболее ярко отразилась в творчестве мастера Иоана. Он первым из древнерусских мастеров решительно порывает с канонами византийско-киевской архитектуры и создаёт свой отличительный тип храма башневидной ярусной композиции ориентируясь в этом на свой прототип – полоцкую Софию (Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Бельчицах).

Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке



В постройках полоцкой школы произошёл отход от византийских крестово-купольных многонефных структур с несколькими апсидами. Здания тут стали вытянутыми в плане, боковые нефы более узкими, доминирует средняя апсида а боковые апсиды снаружи не выявлены и чаще всего спрятаны в толще алтарных стен. Для полоцкой архитектурной школы характерна кладка со “спрятанным рядом”, которая образовывала двухцветную гамму поверхности стены, реже – с чередованием слоев плинфы и известняка. Для некоторых памятников полоцкой архитектурной школы характерно размещение подкупольного квадрата не над восточными, а над западными парами столбов, что придавало композиции зданий центричность. Этому содействовала и конструктивно-декоративная система перекрытия подкупольного квадрата ступенчатыми арками и образование кубического постамента для барабана главного купола, украшенного снаружи 3-лопастевыми арками.

Полоцкая школа оказала влияние на дальнейшее развитие архитектуры Беларуси и Руси 12- 16 вв.

Храмы, близкие по своим формам полоцким, строили и в Смоленске – древнем городе смоленских кривичей, ближайших родственников кривичей полоцких.

Другим путем, чем в Полоцке начало развиваться в середине 12 в. монументальное зодчество в соседнем Витебске. В единственном известном памятнике этого времени – Витебской Благовещенской церкви, используется система кладки с чередованием рядов плинфы и каменных блоков. Такая техника кладки встречалась в Болгарии и Греции, откуда, вероятно, и были приглашены мастера в Витебск.

Вторая известная на территории Беларуси

архитектурная школа – Гродненская. Она сложилась во второй половине 12 в. в Гродно, и была более локальной чем Полоцкая, т.к. охватила только Гродно и Волковыск. Сохранился только один памятник гродненской школы – Гродненская Борисоглебская церковь на Коложе. Остальные 4 памятника, в т. ч. и княжеский дворец в Гродно, известны только по археологическим раскопкам.

Гродненская Борисоглебская церковь

Отличительными чертами гродненской архитектурной школы являются кирпичная ровнорядная кладка с применением природных валунов, а также некоторые другие черты. Самая яркая особенность гродненских памятников архитектуры 12 в. – исключительная по разнообразию декоративная обработка фасадов. Для её использовались различные по цвету и размерам шлифованные камни и фигурные керамические плитки, из которых выкладывались кресты и другие фигуры. Например, для украшения фасадов

Нижней церкви были использованы зелёно-глазурированные керамические плитки типа глубоких тарелок. Все гродненские каменные здания имели полы, выложенные разнообразными по форме и цвету глазурированными керамическими плитками со сложными геометрическими орнаментами. Для улучшения акустики в верхние части стен и сводов вмуровывались керамические горшки – “голосники”, горловины которых (диаметром 8-10 см) выходили в определённом порядке на внутреннюю поверхность. Анализ клейм на плинфе свидетельствует, что в Гродно работали приглашённые из Полоцка мастера, которые позже переехали в Чернигов, где изготовляли плинфу для строительства очередной церкви.

В конце 12 в. монументальное строительство на Беларуси остановилось, в связи с феодальным распадом княжеств.

Каменецкая вежа

Во второй половине 13 14 вв., на пограничье Украины (Волынь), Беларуси, Польши и прилегающим к ним территориям распространилось такое явление, как “Волынские вежи” – монументальные оборонно-сторожевые сооружения, строившиеся на землях подвластных или соседних с Галицко-Волынским княжеством. Волынские башни представляли собой круглые или прямоугольные донжоны, являвшиеся центрами замка и жильём феодала. Пример – Каменецкая вежа (“Каменецкий столп”), построенная в 1276-1288 гг. зодчим Алексеем по приказу волынского князя Владимира Васильевича (реставрирована в 1903 г. , срыт вал). Башня находится на насыпном холме и была окружена кольцевым валом с деревянными укреплениями. Высота башни – 30 м., внешний диаметр – 13,5 м., толщина стен у основания – 2.5 м. Она имеет 5 ярусов, соединённых между собой деревянной лестницей. Башня построена из кирпича, завершается поясом

поребрика и зубцами. Круглая форма наиболее соответствовала тактике обороны при использовании камнебросательных машин и арбалетов. По своей сущности эта башня относиться к романскому стилю, но уже имеет некоторые готические элементы – вертикальные стрельчатые окна-бойницы, остатки кирпичных нервюрных перекрытий сводов. Важно отметить, что и в соседней Польше, 13 век явился переходным от романской архитектуры к готике. К типу “Волынских веж” относятся также Туровская башня (разобрана в 1830 г.), Гродненская башня (“столп” упоминается в 1277 г.), башня Малого замка в Новогрудке, Брестская башня (разрушена в сер. 19 в. при возведении Брестской крепости), а также башни в гг. Холм и Чарторыйск
на Украине.

Ильинская церковь
Пятницкая церков

В 12 в. в Чернигове и прилегающих территориях южной Руси сформировалась своя яркая архитектурная школа. Для её были характерны богатая кирпичная обработка фасадов всевозможными нишами, меандрами, бегунками, поребриками и другими украшениями, высокая строительная культура, выражавшаяся в исключительно тщательном изготовлении плинфы и керамических деталей, в совершенстве конструкций и высоком уровне производства строительных работ. Пример – кладка Успенского собора Елецкого монастыря, Ильинской и Пятницкой церквей в Чернигове. В ряде храмов Чернигова в кирпичную кладку вводили резные белокаменные детали – например, капители колонн и пилястр в Борисоглебском и Спасо-Преображенском соборах.

В декоре резных белокаменных капителей применены композиции из так называемой “плетёнки” (переплетённые стилизованные стебли растений), с большим мастерством вставлены стилизованные фигуры животных и птиц. По своим формам они имеют много общего с художественными ремесленными изделиями скандинавов и восточных славян того времени. Местные вкусы сказывались и в применении ярких красок, как в живописи интерьеров, так и в росписи фасадов – на порталах, в нишах. К местным особенностям можно отнести и применение различных цветов кирпича, а так же своеобразный приём оштукатуривания, при котором штукатурка расчёсывалась под каменную кладку (Ильинская церковь, Борисоглебский собор, Успенский собор Елецкого монастыря).

10. Архитектурные школы XII века. Полоцкая.

Каменное строительство охватывает почти всю территорию Руси. Бывает, что школу может представлять только одна сохранившаяся постройка. (Спасо-Преображенский собор Ефросиньего монастыря)В 11 век Полоцк соперник Киева, при Всеславе нач.

каменное строительство. В 12 веке велось активное строительство. Остатки построек в Спасском монастыре и на Бельчийцах. Самый ранний памятник на Бельчицах Большой собор. Датируется нач. 12 века. Это был шестистолпный, трехапсидный храм с 3 притворами, подкупольный квадрат сдвинут к западу. Впервые этот прием использован зодчим Софийского собора. В Полоцке строили только из плинфы, использовался скрытый ряд, который затирался раствором. Это типично полоцкий прием. На Бельчицах были построены еще 2 каменных храма, а потом еще один. Вслед за Большим собором строится Борисоглебский храм (вытянутый план, далеко выступает апсида центральная) и Пятницкий храм-усыпальница (небольший, бесстолпный храм, с прямоугольной апсидой). Руины Бельчицких храмов были разобраны после ВОВ. К числу ранних полоцких храмов относится церковь-усыпальница полоцких епископов в Спасском монастыре. Алтарная часть е сохранилась, обнаружено большое число кирпичных склепов. Самым известным был Спасо-преображенский собор Ефросиньевского монастыря.
Организатор строительства Иоанн, возведен до 1161 г, этим годом датируется крест Ефросиньи полоцкой. Храм сохранился хорошо, является одной из оригинальных построек того времени. Вытянутый план, шестистолпная структура с нартексом, вход на хоры в западной стене, трехапсидный. Нартекс ниже основного объема, венчает храм 1 глава. Вертикальность благодаря килевидным кокошникам и закомарам. Мастер Иоанн был новатором, пытался подчеркнуть динамику, усилить нарядность. Храм в Детинце: шестистолпный, трехапсидный, сдвинутый к западу подкупольный квадрат, сложнопрофилированные пучковые пилястры. В Полоцке сложился башнеобразный тип храма. Остатки четырехстолпного храма обнаружены в Минске (недостроенный), в Витебске церковь Благовещения разрушена( близок к Спасскому собору Ефросиньевского монастыря, но система кладки чередует ряды тесаных известковых блоков с 2 рядами плинф). С 70-х, 80-х годов строительство сходит на нет.

Развивает Полоцкую школу и Приднепровскую. Начало смоленской школы с 90-х годов с возведения церкви Михаила Архангела на Смедыни в загородной усадьбе смоленских князей, заказчик – князь Давид Ростиславович. В 17 – 19 веках храм часто ремонтировался и перестраивался. Храм строил полоцкий зодчий – по кладке стен, со скрытым рядом, другая часть по-смоленски, сложена по Преднепровской школе. Подкупольный квадрат сдвинут к западу, трехпритворная композиция, на восток видвинут средний алтарный выступ, вертикальной устремленности способствуют пучковые сложнопрофелированные пилястры. В завершении фасадов – трехлопостная форма закомар и постамент украшен с четырех сторон кокошниками. Архитектура этой церкви дала мощный импульс в смоленском зодчестве. Собор Троицкого монастыря на Кловке, собор Спасского монастыря у деревни Чернушки, церкви в устье реки Чуриловки, церкви на Вознесенской горе. В основе этих храмов башнеобразная композиция Михаило-архангельского типа. Несколько иной оттенок находится в других храмах, с более спокойным завершением верха. Это собор на Протоке, церковь на Окопном кладбище, церковь на Большой краснофлотской улице. Возможно, что существовали 2 линии творчества Смоленска (2 артели – княжеская и епископская). Все постройки укладываются в 90-е годы 12 века, 30-е годы 13 века.

Спасо-Преображенская церковь и Софийский собор в г. Полоцке

Описание

Город Полоцк – один из древнейших городов, основанных западными славянами. Впервые упоминается в “Поувест временных лет” (Летопись Киева и Киевской Руси) в 862 году. Город назван по названию реки Палаты, на правом берегу которой возникли первые поселения. С 10 по 13 века Полоцк был центральным городом Полоцкого княжества. Выгодное географическое положение на торговых путях («Из варягов в греки») способствовало быстрому экономическому и культурному развитию. В это время были построены выдающиеся образцы архитектуры того периода Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь.

Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке Витебской губернии – памятник древнерусского зодчества. Его стиль напоминает полоцкую школу зодчества. Построен между 1152 и 1161 годами полоцким зодчим Иоанном по заказу княгини преподобной Евфросинии Полоцкой как соборный храм Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

В 1582 году король Стефан Баторий передал церковь ордену иезуитов. В 1832 году церковь была передана под православное управление, а в 19В 90 г. он стал собственностью Белорусского экзархата. В 19 в. частично перестроен по проекту архитектора А. Порта.

Церковь представляет собой каменное, 3-нефное, 6-столпное крестообразное здание с купольной крышей (8х12 м), с куполом, возвышающимся на высоком тамбуре. С востока центральный неф ведет к массивной полукруглой апсиде, а более узкие нефы заканчиваются полукруглыми стенными нишами. Южный и северный фасады разделены пилястрами с полуколоннами, равномерно разделяющими стены на два узких и три широких простенка (чередование), и имеют два яруса полукруглых оконных проемов. Окна нижнего яруса в 1,5 раза больше окон верхнего яруса, увенчаны четырьмя рядами цоколей. Стены храма сложены из цокольного кирпича, причем кладка имеет типичный для полоцкой школы «скрытый ряд», т. е. когда каждый второй ряд заглубляется на 4-5 см вглубь стены и замазывается известковым раствором. В кирпичной кладке также использовались булыжники и дубовые настилы. В стенах по периферии тамбура под окнами расположены резонаторы, опирающиеся на подвески и плечи подкупольного квадрата.

Первоначально церковь имела полукруглую кровлю основного помещения и притвора. Тамбур купола доминировал над сводами и опирался на квадратный постамент с арочными остроконечными полукружьями по краям. Закомары (арочные фронтоны) и арочные стрельчатые полукольца имели килевидное завершение, создавая ярусную структуру верхнего яруса. В 19 веке арочное фронтонное перекрытие заменили трехскатной крышей. В хоры входили с северной части западной стены. Рядом с хорами находились две небольшие кельи, одна из которых предназначалась предположительно для Евфросинии Полоцкой. Исследование поверхностей стен, сводов и колонн, расчистка стенных росписей и самопроизвольное капание масляной краски позволили выявить множество фрагментов уникальных древних фресок. Вся первоначальная конструкция фундамента, стен и сводов Спасской церкви сохранена. В настоящее время церковь является действующим местом поклонения. Софийский собор в г. Полоцке Витебской области — памятник различных архитектурных школ от И.И.Ффи до 18 в. Первоначально он был построен между 1044 и 1066 годами при князе Всеславе Брачиславовиче на правом берегу реки Западной Двины, при впадении ее в реку Палата. Собор был возведен на прочном фундаменте, который сохранился до сих пор. Стены церкви сложены из цоколей, в технике смешанной кладки с «скрытым рядом», причем каждый второй ряд заделан внутрь стены и закрыт раствором из извести и сырцового кирпича. В строительстве также использовались булыжники, которые местами торчали из стен. По своему конструктивному решению старый Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, имеющий форму куба с ребром 26,5 м. Собор венчали 7 шлемовидных куполов. Внутреннее пространство было разделено на 5 нефов 16 скрещенными несущими колоннами, причем три средних нефа заканчивались вырубленными апсидами.

Фасады собора (за исключением восточного) пересекались плоскими ребрами, расположение которых совпадало с осями несущих столбов. Барабан центрального купола возвышался над серединой храма. Внутри собора были большие П-образные хоры и аркады, выходящие в подглавное пространство.

После пожара 1447 года собор был перестроен в пятибашенный храм крепостного типа. Следующая реконструкция состоялась в 1618 году. С угловых башен сняли один ярус.

А центральную приподняли и увенчали шатровой крышей. В соответствии с униатской традицией жертвенник был перенесен с восточной на северную часть. Собор был закрыт в 1705 году во время Северной войны. В 1710 году она сильно пострадала от взрыва порохового склада, устроенного в то время в церкви. Собор лежал в руинах, пока в 1738 году не началось и закончилось в 1750 году новое строительство под руководством Яна Кристофа Глаубица, архитектора из города Вильно. В таком виде собор сохранился до сих пор. Сегодня это трехнефная одноапсидная базилика, ориентированная с юга на север, с двумя башнями на фасаде. Собор был перестроен в стиле виленского барокко. Трехчастная апсида на восточном фасаде, части стен и усыпальница — остатки собора XI века. Длина старого здания определяла ширину нового. Старая апсида имеет симметричное продолжение с западной стороны. Центральный неф на главном фасаде и в алтарной части завершен фигурными аттиковыми фронтонами. Главный фасад украшен элементами орнамента в стиле рококо: лепными гирляндами на пилястрах, над нишами на выступах, шпилями на углах ярусов башен и фронтонов. Внутри три пары профильных составных колонн делят пространство на три нефа, перекрытых цилиндрическими арками. Алтарная часть отделена от нефа трехъярусной перегородкой, к которой примыкает барельефное изображение Новозаветной Троицы на своде. Первый и второй уровни украшали картины и деревянные скульптуры. Софийский собор открыт для посетителей. Он используется для концертов органной и камерной музыки. Собор является филиалом Полоцкого национального историко-культурного заповедника.

О Полоцкой картинной галерее | Художественная галерея

Художественная галерея расположена в одном из зданий бывшего иезуитского колледжа, являющегося памятником архитектуры 18 века. Общая площадь музея составляет 900 кв.м. Коллекции религиозно-прикладного искусства 12 – 13 вв., иконописи 18 – 20 вв., светской портретной живописи 18 вв. белорусское изобразительное искусство 20 век представлены в макете галереи. Художественная галерея также располагает двумя выставочными залами для проведения сменных выставок и художественным салоном.

Полоцкая картинная галерея открыта 20 февраля 1981 года как филиал Краеведческого музея. В 1985 году он вошел в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

С 1981 по 1991 г. Картинная галерея размещалась в здании Богоявленского собора, памятника архитектуры XVIII -го -го века, бывшего собором Богоявленского мужского монастыря, основанного в 16 век.

В 1992 году, когда здание Богоявленского собора было возвращено Полоцкой епархии, Картинная галерея продолжила свою работу в здании Музея белорусского книгопечатания.

С 2002 года Картинная галерея как филиал Полоцкого национального историко-культурного музея-заповедника размещается в одном из зданий бывшего иезуитского коллегиума, открытого в 1581 году по указу короля Речи Посполитой Стефана Батория. После 1784 года строительство нового корпуса коллегии возглавил Габриэль Грубер – известный европейский архитектор, математик, физик, астроном, теолог. По его проекту для музея был построен специальный трехэтажный корпус. Наряду с историческими и научными коллекциями в этом музее располагалась картинная галерея. Среди коллекций галереи были полотна Сальватора Розы из Вероне, Шимона Чеховича из Варшавы, Игнатия Дорати, работы Августина Недвецкого и Малаховского, копии полотен Рафаэля, Тициана и Рубенса. Стены галереи украшали фрески самого Г. Грубера.

На сегодняшний день Художественная галерея включает в себя: постоянную экспозицию, несколько залов для временных выставок и художественный салон.

Постоянная экспозиция представляет развитие белорусского изобразительного искусства, начиная с раздела «Роспись 12 -19 веков из Спасо-Преображенской церкви (12 век) Полоцкого Спасо-Ефросиниевского монастыря».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *