Особенности барокко в архитектуре: «Барóкко» — происхождение и значение слова

Содержание

9 главных особенностей стиля барокко, которые помогут разобраться в архитектуре даже дилетантам


Архитектура в стиле барокко зародилась в Италии конца XVI века и развивалась как стиль вплоть до XVIII века в таких регионах, как Германия и колониальная Южная Америка. Стиль барокко был создан с чёткой целью, а именно – помочь католической церкви вернуть адептов Реформации. Поскольку учения большинства протестантов-реформаторов были направлены на минималистский и чистый архитектурный стиль, архитектура в стиле барокко делала как раз обратное.

Барокко – богатый, плавный, впечатляющий и драматичный стиль, визуально противостоящий реформатским церквям, выводя архитектуру на новый уровень, как визуально, так и технически, чтобы познакомить зрителя с фантастическим царством, которое напоминает о Небесах.

Ключевые элементы


Фасад церкви в стиле барокко с наклонно расположенными башнями, Joseph Kirnberger, ок. 1760-1770 гг. \ Фото: pinterest. com.

Архитектура в стиле барокко служит известной цели, а именно – помощи Контрреформации. Поэтому она имеет чёткую архитектурную программу, которая позволяет идентифицировать несколько характеристик. Основная идея, лежащая в основе барокко, заключается в стимулировании эмоций и чувств. Поскольку Реформация способствовала созданию рационализированного и строгого образа, католическая церковь отреагировала противоположным подходом. Вот почему каждая форма и очертания здания в стиле барокко нацелены на вовлечение чувств и разжигают эмоции.

Взаимодействие с эмоциями зрителя – непростая задача. Поэтому архитектурные планы, как правило, опираются на сложные формы: часто овальное основание и различные сочетания материалов и форм, которые придают зданию динамичный вид. Сочетание различных пространств – излюбленный способ подчеркнуть движение и чувственность. Если здание кажется величественным, драматичным, полным контрастных поверхностей, множества изгибов и позолоченных скульптур, скорее всего, это здание в стиле барокко. В интерьере, в большинстве случаев, потолок сильно окрашен, заставляя зрителя поверить, что на самом деле потолка нет, а скорее крыша соединена с небом или божественным царством.

Знаменитые постройки и мастера


Грандиозная площадь перед главным собором христианского мира — базиликой Святого Петра в Риме. \ Фото: blogspot.com.

Некоторые из наиболее заметных зданий в стиле барокко, как и ожидалось, находятся в Италии. Площадь Святого Петра в Риме – популярная и отчасти барочная достопримечательность. Другие примеры из Рима включают фасад отеля Il Gesú, здание Сант-Иво-алла-Сапиенца, знаменитый фонтан Сан-Карло алле Куатро и фонтан Треви. Со всей Европы некоторыми примечательными примерами являются дворец Бельведер, дворец Шенбрунн и церковь Святого Карла в Вене, собор Сантьяго-де-Компостела и Пласа-Майор в Испании, и собор Святого Павла в Лондоне.

Сант-Иво-алла-Сапиенца. \ Фото: turismoroma.it.

Помимо этих знаменитых зданий, следует упомянуть имена итальянских художников эпохи барокко – Джана Лоренцо Бернини, Карло Мадернa, Франческо Борромини и Гварино Гварини, поскольку они были законодателями моды в этом стиле. Кроме того, за пределами Италии стоит отметить работы австрийских архитекторов Йохана Бернхарда, Фишера фон Эрлаха и английского архитектора Кристофера Рена.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства >>

Стиль


Дизайн потолка в стиле позднего барокко, Жан Берн Старший. \ Фото: metmuseum.org.

С архитектурными планами, которые выходят за рамки традиционных геометрических форм и часто используют другие вдохновения, такие как буквы или комбинации форм, имитирующие природный элемент, архитектура в стиле барокко очень разнообразна. Из-за сложности плана у архитекторов появляется больше возможностей играть с формами, и всё это ради визуального движения.

Купол, церковь Сан Лоренцо, Турин, Гварино Гварини. \ Фото: google.com.

Поскольку архитекторы эпохи барокко хотели сделать невозможное, а именно – создать движение в самой статичной форме искусства, они прибегли к изгибам. Изгибы и контргибы, таким образом, стали доминирующим мотивом всей архитектуры и искусства барокко. Как и в архитектуре эпохи Возрождения, колонны по-прежнему оставались главным элементом фасада здания. Из-за этого такие художники, как Бернини, быстро поняли, что они должны создавать волнистые колонны, чтобы придать динамичный внешний вид. Знаменитый Бронзовый балдахин Бернини из собора Святого Петра в Риме является прекрасным примером этого динамического эффекта. Чтобы пойти ещё дальше в стремлении к движению, Гварино Гварини начал использовать волнообразный порядок, обозначавший систему волнообразных элементов, которые создавали окончательный вид непрерывного изгиба.

Цвет


Небольшая галерея в стиле барокко, дворец Шёнбрунн в Вене. \ Фото: pinterest.com.

Не вся историческая архитектура состоит из камня и тусклых элементов, и архитектура барокко – тому доказательство. Цвет и живопись сыграли важную роль в комплексной реализации здания. Если художники эпохи Возрождения начали расписывать потолки для посетителей, то барокко вывело это на другой уровень. В эпоху Возрождения это была необязательная функция. Для движения барокко она стала стандартом. Но роспись была не единственным видом отделки потолка, который использовался. Деревянные потолки всё ещё использовались со времён Ренессанса, но теперь имели окрашенные или позолоченные полости, став лакунарными потолками, поскольку они будут представлять собой взаимодействие пустых и заполненных пространств.

Фрагмент потолка в стиле барокко. \ Фото: emuseum.schoenbrunn-group.com.

Когда потолок не был сделан из дерева, для придания глубины использовалась богатая вариация штукатурки. Штукатурка была сделана из гипса с мелко измельчённым мрамором, который затем был смоделирован и нанесён на потолок, создавая трёхмерный
аспект. Штукатурки часто были сильно украшены венками из различных листьев и растений, геометрическими формами, а иногда и некоторыми человеческими фигурами, такими как купидоны. Здесь следует подчеркнуть, что барокко было очень разнообразным стилем, который не возражал против сочетания различных техник для получения желаемого эффекта. Поэтому расписной потолок, скорее всего, был украшен деревянными и лепными украшениями.

Детали


Золотая деталь из Небольшой галереи дворца Шёнбрунн в Вене. \ Фото: flipboard.com.

Если и существует архитектурный стиль, который процветает в деталях, то это, несомненно, барокко. Из-за этого здания в стиле барокко часто воспринимаются как подавляющие и потусторонние. Невозможно охватить все детали одним взглядом. Всё собрано так, чтобы выглядеть так божественно, как будто зрители ступили на Небеса и оставили мирское позади.

Фрагмент золотой детали, Небольшая галерея дворца Шёнбрунн в Вене. \ Фото: pinterest.com.

Эта преданность деталям видна повсюду: на стенах, украшенных красивыми деревянными, мраморными и каменными скульптурами, на потолке, часто сводчатом, арочном и расписном, а также в небольших украшениях. В архитектуре барокко используются все доступные материалы. Художники и архитекторы использовали материалы как можно более подходящим образом в том смысле, что они применяли дерево для очень сложных конструкций, камень для элементов, которые должны были быть долговечными, и мрамор для самых дорогих изделий. Поскольку теперь здания рассматриваются архитекторами как единая и целостная масса, украшения сыграли решающую роль в объединении различных частей здания. Архитектурные скульптуры, растительные и декоративные мотивы становятся важнейшими элементами, помогающими взгляду зрителя перемещаться от пола к стенам и вверх к потолку, не воспринимая их как отделенные друг от друга.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как итальянский скульптор XVII века превращал мрамор в кружева: Джулиано Финелли >>

Иллюзия


Зеркальная галерея, дворец Шёнбрунн в Вене. \ Фото: twitter.com.

Величие — это универсальное слово, которое может описать любое здание в стиле барокко, что подводит к ещё одной ключевой особенности: иллюзии. Чтобы принести божественное в свой дворец или церковь, нужно иметь достаточно средств, чтобы покрыть самые дорогие материалы. Однако не все могли покрыть дорогостоящие расходы на строительство величественных памятников в стиле барокко. Именно здесь в игру вступила иллюзия: это была функция, которая могла сократить некоторые расходы и, таким образом, сделать строительство несколько более экономичным. Есть причина, по которой барокко в шутку считается среди искусствоведов чем-то вроде китча.

Мрамор, золото, серебро, жемчуг и так далее были дорогими материалами, которые не всегда можно было позволить себе вложить в здание. Архитектура в стиле барокко очень изобретательна, поскольку использует иллюзию, чтобы создать впечатление дорогих материалов. Например, у главного алтаря церкви в стиле барокко, скорее всего, будет набор величественных колонн. При ближайшем рассмотрении зритель подумает, что они сделаны из мрамора, но на самом деле колонны были сделаны из дерева и закрашены, чтобы создать визуальную иллюзию мрамора. Это было сделано так искусно, что зрителя легко и довольно часто обманывали. Элементы декора были выкрашены в золотой цвет, чтобы придать вид настоящего золота, потолки были расписаны рамами, которые создавали впечатление подлинных трехмерных рам, и так далее. Барокко играло со зрением и чувствами.

Техника тромплёй


Техника тромплёй. \ Фото: metmuseum.org.

Техника тромплёй была продолжением увлечения перспективой эпохи Возрождения. Овладевая перспективой и развивая её в полной мере, художники могли бы раскрыть новые методы создания иллюзий. Значение самой техники переводится как «обмануть глаз». Человеческие фигуры, изображённые в сцене с использованием техники тромплёй, создадут ощущение, что они выходят из своей картины. Картина, вываленная в такой технике — это тип картины, которая изображает объект и заставляет зрителя захотеть прикоснуться к нему, чтобы увидеть, настоящий ли он. В сочетании с высоким интересом к подобию жизни, движение в стиле барокко использовало расписные украшения, чтобы превратить здания в открытые пространства, достигающие небес.

Свет


Серебряный алтарь в стиле барокко, Брно. \ Фото: adaclinik.com.

В театре свет играет важную роль. Это может указывать зрителю, является ли обстановка радостной или зловещей, в зависимости от того, как она установлена. Архитектура в стиле барокко не делала исключений, поскольку стиль был нацелен на драматическое воплощение во всех своих видах искусства. Как получить драматический характер, если не с помощью манипуляций со светом?

Но как можно направить свет в здание? В конце концов, свет — это не статичная картина и не скульптура. Это может быть сделано путём сопоставления сильных выступов, которые дополняются резкими и глубокими углублениями. Другой способ сделать это – разбить поверхность, сделав её неровной. Основными архитектурными элементами, которые помогли в этом, были небольшие резные украшения, которые скрывали в своей резьбе как свет, так и тень, издалека создавая ощущение движения. Другим способом выполнения манипуляций со светом было простое сочетание различных материалов, которые создавали бы разрыв поверхности. Каждый материал по-разному воспринимает свет и тень. Поэтому, используя множество материалов, архитектор смог создать игру света и тени с высокой контрастностью, как на картине Караваджо.

Высшее мастерство


Дизайн потолка в стиле барокко с центральной панелью в стиле тромплёй, XIX век. \ Фото: artvee.com.

Во многих отношениях архитектура в стиле барокко является кульминацией всех существующих стилей вплоть до своего рождения. Вот почему можно сказать, что это подразумевает проявление высшего мастерства. Быть мастером эпохи барокко означает усвоить все уроки древнего, средневекового и ренессансного искусства, чтобы создать нечто, что коренится в их практике, но превосходит их результаты. С эстетической точки зрения трудно спорить, какой стиль более приятен. В конце концов, это зависит от зрителя. Тем не менее, архитектура в стиле барокко предлагает визуальное волнение и удивление.

Если слов недостаточно, чтобы убедить, то это сделают сами произведения искусства. Достаточно взглянуть на работы Бернини, как в архитектуре, так и в скульптуре, чтобы понять, что значит истинное мастерство. Художник в стиле барокко может использовать материалы в полной мере, становясь настоящим мастером техники. Художественные произведения этого периода заставляют задуматься, действительно ли что-то сделано из камня или на самом деле живое.

Читайте также о том, какие тайны хранят самые загадочные колонны в мире, почему их прозвали «чумными» и что же из себя представляет памятник барочной архитектуры с мрачным смыслом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

характерные особенности и яркие архитектурные шедевры


Барокко – один из самых эффектных, даже театральных архитектурных стилей, известных своей роскошью, помпезностью, драматическим освещением и цветом, а также потрясающими зрительными иллюзиями. Если изначально барокко был излюбленным направлением в проектировании культовых сооружений, то чуть позже его можно было увидеть в замысловатых формах королевских дворцов и аристократических усадеб, чтобы визуально подчеркнуть свое превосходство или абсолютистские режимы.

1. История возникновения стиля барокко в архитектуре

Архитектурно-скульптурная композиция позднего римского барокко Fontana di Trevi (Рим, Италия). | Фото: lonelyplanet.com.

Начнем с того, что же означает такое непонятное слово «барокко». В переводе с португальского la perola barroca – этот термин использовали моряки для обозначения неправильной формы/дефектного жемчуга. С итальянского barocco, переводится как «причудливый, странный». Этот стиль очень быстро стал модным направлением не только в архитектуре, но и в живописи, литературе, музыке – во всех без исключения формах прикладного искусства в период в XVI по XVIII век.

В светском строительстве стиль барокко очень быстро завоевал популярность (Замок Ховард в Англии). | Фото: orangesmile.com.

Стоит отметить, что возникновение архитектуры в стиле барокко совпало с европейским колониализмом, который поспособствовал его распространению по всей Европе и Южной Америке. Именно в тот период католическая церковь отчаянно нуждалась в восстановлении своего ослабевающего влияния.

Католическая церковь Basilica di Superga – образец итальянской барочной архитектуры (Турин, Италия). | Фото: facade-project.ru.

Духовенство всеми силами пыталось восстановить господство в Европе, вкладывая огромные средства на строительство впечатляющих храмов и соборов, призванных визуально продемонстрировать мощь и богатство, а также внушить мистический трепет прихожанам. Чуть позже правители и самые богатые слои населения таким же способом показывали свое превосходство над другими людьми, введя моду на величественность, пышность убранства, показную роскошь, торжественность и монументализм (даже в светском строительстве).

Зимний дворец в Санкт-Петербурге – впечатляющий памятник архитектуры петровского барокко, который в свое время служил резиденцией российских императоров (Россия). | Фото: blog.ostrovok.ru.

Как и следовало ожидать, новое направление зародилось в Италии, впрочем, как и большая часть стилей. Вычурный и пышный стиль, активно использующий театральные эффекты, пришел на смену ренессансу.

2. Характерные черты стиля барокко в архитектуре

Произведения в стиле барокко во всех видах искусства выделяется эффектными пышными формами, особой торжественностью, созданием иллюзии величественности, призывая простых обывателей к поклонению и восхищению. Характерными чертами стиля барокко в архитектуре являются:

Монументальность и великолепие нашли свое отражение в формах Королевского дворца в Мадриде (Испания). | Фото: orangesmile.com.

♦ величие или драматическое великолепие – это самая заметная черта архитектуры барокко. Чтобы добиться впечатляющих результатов, зодчие той эпохи старались строить здания гигантских размеров, которые сами по себе способны внушить трепет у всех тех, кто находился рядом, вызывая чувство ничтожности перед церковью, Богом и правителями;

Дворец Долмабахче в Турции был построен в стиле барокко для султана Абдул-Меджида I в 1853 г. (Стамбул). | Фото: orangesmile.com.

учитывая, что барокко свободно переводится как «неправильные формы», неудивительно, что в барочной архитектуре будут использовать органические формы и неожиданные изгибы. Неправильные формы часто встречаются в грандиозных фасадах и вогнутых/выступающих входах, которые украшают эффектные статуи или колоннады. Органические элементы встречаются как в фасадах здания и куполах, так и в оформлении интерьеров;

Грушевидные купола стали модным элементом в эпоху Барокко (церковь Карлскирхе – лучший в мире образец венского барокко). | Фото: orangesmile.com.

♦ масштабные купола грушевидной формы очень быстро стали центральным символическим элементом, используемым в храмовой архитектуре барокко. Их возводили с одной целью – проиллюстрировать слияние небес и земли. В этот период купола становятся многоярусными, щедро украшенными элементами как снаружи, так и внутри помещений, чтобы наглядно подчеркнуть эту связь;

Яркие цвета и обилие декора – главные элементы, отличающие стиль барокко. | Фото: gallerix.ru.

♦ обилие яркого декора призвано усилить иллюзию господства католической церкви. Геометрические и растительные узоры, вычурная лепнина, витиеватая роспись, эффектные скульптуры «со смыслом» и аллегории, а также масштабное золочение декоративных элементов создавало ту пышность и величие, к которому стремились зодчие и духовенство;

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме – папская архибазилика после трансформации приобрела барочные формы и убранство (Basilica di San-Giovanni in Laterano).

♦ изумительное убранство внутреннего пространства является самым узнаваемым элементом декора стиля барокко. Интерьеры, как и экстерьеры барочной архитектуры, были богато украшены и композиционно сложны, чтобы произвести ошеломительный эффект. Практически все поверхности внутреннего пространства были украшены фресками, повествующими если не библейские мотивы, то эстетически привлекательные и завораживающие сцены. Скульптуры и произведения искусства, чаще всего, были сосредоточены вокруг алтаря, обычно под расписным куполом, символизирующим связь с небесами и со Всевышним.

Аллегории стали излюбленным приемом скульпторов и художников эпохи Барокко (Лоренцо Бернини, Fontana del Tritone). | Фото: italy4.me

♦ применение театральных приемов таких, как свет и иллюзия привнесли в убранство церквей и соборов много интересного и поражающего воображение. Благодаря корректировке реальности, многие из них кажутся намного больше чем они есть на самом деле. И это, не говоря о той атмосфере, которую удалось создать великим мастерам эпохи Барокко.

Примечательно: Известный мастер барокко Джованни Лоренцо Бернини, добившийся ошеломительных результатов в создании оптических иллюзий, говорил по этому поводу: «Изобретательность и дизайн – это волшебное искусство, с помощью которого можно обмануть глаз и добиться величайшего изумления».

3. Яркие примеры архитектурных творений в стиле барокко

Площадь Святого Петра в Ватикане – один из самых удивительных примеров стиля барокко (Рим). | Фото: tisamsebegid.ru.

Впечатляющая колоннада под стать величественному убранству Собора Святого Петра (Ватикан, Италия).

♦ Площадь Святого Петра в Ватикане, в оформлении которой участвовал Джованни Лоренцо Бернини, является одним из самых удивительных объектов, созданных в стиле барокко. Несмотря на то, что Собор Святого Петра можно отнести к архитектуре Эпохи Ренессанса, то площадь с 4-рядной колоннадой, состоящей сразу из 284 колонн, высота которых достигает 19 метров – это чистой воды барочный стиль, позволивший слиться с окружающей обстановкой и стать самой впечатляющей частью города. Колоннада была создана для того, чтобы связать фасад храма с трапециевидной площади, создавая овал, придающий ощущение динамичности пространства. Такой подход к архитектуре и дизайну радикально отличается от стремления Микеланджело или Браманта создания только отдельного здания, хотя и запоминающегося.

Авторы Novate/ru, хотели бы отметить, что строительство комплекса завершал Карло Мадерно – швейцаро-итальянский архитектор, который являлся ярким представителем римского барокко.

Зеркальная галерея Версаля стала самой впечатляющей частью дворца (Париж, Франция).

Захватывающее дух убранство залов Зеркальной галереи можно изучать годами (Версаль, Франция). | Фото: multiurok.ru.

♦ Версальский дворец близь Парижа, вернее сказать, его Зеркальная галерея. Это одна из самых масштабных и эффектных частей, ставшая идеальным воплощением всего того, чего достигли архитекторы, художники и скульпторы в эпоху позднего Барокко. Над его проектом работали Жюль Ардуен Мансар, вместе с дизайнером интерьеров Шарлем Ле Брюном и ландшафтным дизайнером Эндрю Ле Нотром, а также любимцем короля Людовика XIV – художником Шарлем Лебреном. Им удалось достичь невиданных высот в светском барочном строительстве и роскошном украшательстве, подчеркивающем безоговорочное превосходство царствующих особ.

Часовня San Carlo Alle Quattro Fontane – прекрасный пример архитектуры в стиле барокко (Рим, Италия).

Идеи, воплощенные в формах и убранстве San Carlo Alle Quattro Fontane, стали культовыми для современников Франческо Борромини (Рим, Италия).

♦ Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane в Риме (в переводе означает Святой Карл у четырех фонтанов) – это еще один запоминающийся пример архитектуры в стиле барокко. Отличительной особенностью этой церкви является поистине барочный центральный фасад с необычной кривизной «ущербной жемчужины». Автором проекта стал архитектор Франческо Борромини – один из основоположников римской архитектуры барокко. Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane является венцом его творчества и считается одной из его лучших работ. Разработанный Франческо дизайн был настолько революционным, что вдохновил его современников повсеместно использовать подобные идеи и эффектные элементы.

Часовня Christ Church Spitalfields была возведена в 1715-1729гг. в качестве дворцовой церкви для монарших особ (Рим, Италия). | Фото: sergeyurich.livejournal.com.

Неординарные формы и богатое убранство интерьера часовни Sancti Andreae in Quirinali свидетельствуют о том, что она была построена в лучших традициях стиля римского барокко (Рим, Италия).

♦ Часовня Sancti Andreae in Quirinali в Риме является еще одним изумительным творением Джованни Лоренцо Бернини. Этот проект задумывался, как дворцовая церковь итальянского королевского дома, поэтому большой масштаб не входил в планы строительства. Конструктивно, церковь представляет собой овал, при этом расстояние от входа с полукруглыми узкими ступенями до алтаря – является самым коротким в храмовом строительстве тех времен. Отличительной чертой этого проекта стало богатое оформление 8 ниш-капелл, имеющих разнообразную форму и оригинальное решение декоративного убранства, которое, естественно, уступает алтарной нише.

Дрезденская резиденция Цвингер в стиле немецкого барокко была построена Пеппельманом по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (Германия). | Фото: 27vakantiedagen.nl.

Немецкое барокко, воплощенное в дворцово-парковом ансамбле Dresdner Zwinger, поражает богатым декором фасада всех частей здания (Германия).

♦ Дворцово-парковый комплекс Dresdner Zwinger близь Дрездена – стал одним из самых ярких и важных объектов Германия периода барокко. Автором проекта был архитектор Маттеус Даниэль Пеппельман, которому пришлось отправиться в Рим, чтобы досконально изучить архитектуру античности и Возрождения, а также наработки последователей стиля барокко, прежде чем взяться за проектирование дворца. Слова Георга Дехио – историка немецкой культуры как нельзя лучше характеризуют творение Маттеуса: «Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу, Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в архитектурно-парковом ансамбле, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей».

Стиль барокко, адаптированный английскими архитекторами к предпочтениям в их стране (Christ Church Spitalfields, Лондон).

♦ Церковь Christ Church Spitalfields в Лондоне была построена (1714—1729 гг.) по проекту архитектора Николаса Хоксмура. Несмотря на то, что к этому времени у зодчего был выработан свой собственный стиль, влияние барокко просматривается в богатом убранстве святыни и необычном шпиле, который нельзя отнести ни к готическому, ни к классическому направлению. Также стоит отметить, что в дизайне церкви можно увидеть элементы возрождения палладианской архитектуры с ее венецианскими окнами, которые отлично гармонируют с арочным фронтоном входного портика.

Одну из самых запоминающихся церквей Подмосковья патриарх Адриан отказался освящать из-за неподобающего для русского храмам вида (Храм Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы). | Фото: fiesta.ru.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы – яркий образец голицынского барокко (Подольский р-н, Московская обл.).

♦ Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы является впечатляющим примером барочной архитектуры, которая в России приобрела свои черты и прошла несколько этапов. Конкретно эта церковь была возведена в лучших традициях голицынского барокко – популярного направления как в храмовом строительстве, так и в светском, конца XVII – начала XVIII вв. Каменное здание на высоком цоколе в окружении открытой галереи с каменным декором, увенчанная золоченой короной, с украшенными скульптурами святых и ангелов фасадами – стало образцом и примером для более поздних творений, которые принято называть петровское барокко.

Новое видео нашего канала будет полезно автомобилистам, ведь из него можно узнать сколько в баке остается бензина, когда загорается лампочка:

Несмотря на то, что большинство стилей зародилось в Италии, такое понятие как итальянский стиль стал достоянием другой страны. Причем он очень быстро превратился в популярное направление, которое до сих пор вдохновляет на создание эффектных архитектурных объектов.

Полное руководство по архитектуре барокко: величие и драма

Архитектура барокко — это богато украшенный, театральный и драматический архитектурный стиль, возникший в конце 16 века в Европе. Этот причудливый стиль славится своим орнаментальным убранством, величием и монументальностью. Его часто связывают с католической церковью, которая в тот период была главным спонсором художественных движений в Европе.

Архитектура в стиле барокко была очень влиятельной. Даже сегодня вы можете увидеть, что многие европейские здания имеют ключевые черты архитектуры барокко, такие как использование света и тени для создания драматических эффектов, иллюзионистские элементы, овальные формы и кривые линии, а также выпуклые и вогнутые фасады.

В этой статье мы поговорим об истории и основных особенностях архитектурного стиля барокко, а также узнаем о самых известных архитекторах эпохи барокко, таких как Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.

Кроме того, мы рассмотрим некоторые известные здания в стиле барокко, в том числе базилику Святого Петра в Риме, Версальский дворец в Париже и дворец Шёнберн в Австрии.

Начнем с исторического процесса стиля.

История архитектуры стиля барокко

Какова цель барокко?

Конец эпохи барокко

Характеристика архитектуры барокко

Основные черты стиля барокко в архитектуре

Известные архитекторы стиля барокко в архитектуре

1. Джан Лоренцо Бернини

2. Франция ско Борромини

3. Кристофер Рен

4. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах

5. Франческо Бартоломео Растрелли

Примеры архитектуры барокко

1. Церковь Джезу

2. Версальский дворец

3. Собор Святого Петра

4. Площадь Святого Петра

5. Собор Святого Павла

Другие известные образцы архитектуры барокко:

Заключительные мысли по архитектуре барокко

Часто задаваемые вопросы

История архитектуры стиля барокко

Движение барокко, один из самых важных стилей в истории европейской архитектуры, выделяется в таких областях искусства, как архитектура, музыка, театр, литература и живопись. Он развивался и распространялся в основном между 16 и 18 веками.

Италия, родина архитектуры эпохи Возрождения, является также родиной архитектуры в стиле барокко, восходящей к последней четверти 16 века.

Оттуда движение распространилось в Европу. Затем около 200 лет украшал важные дворцы, соборы, церкви и роскошные дома в Европе.

Какова была цель барокко?

Мы знаем, что архитектура выполняла пропагандистскую функцию на протяжении всей истории. Правящие элиты много раз использовали архитектуру в качестве инструмента пропаганды для контроля и управления восприятием людей в сфере религии, политики, промышленности и т. д.

Первые образцы архитектуры итальянского барокко были спроектированы в Риме с целью привлечения людей к католическому учению.

Построенные вокруг религиозных целей, здания в стиле барокко имели внутренние стены и потолки, украшенные изображениями с библейскими цитатами. Таким образом, церковь помогла людям, не умеющим читать Библию, понять Библию через архитектуру в стиле барокко.

Эта акция католической церкви в области искусства была контрреформацией протестантского учения. Реформисты, такие как Мартин Лютер, критиковали такие действия, которые церковь совершала, чтобы получить финансовую власть. В связи с этим возникло оппозиционное движение, день ото дня популяризировавшееся против церкви.

После этих событий папство поняло, что жестоко наказывать людей в судах индульгенций неправильно. Потому что это заставит людей отдалиться от церкви и навредит ее имиджу.

Помимо религиозных зданий, он также использовался в светских сооружениях, таких как дворцы и правительственные здания. Построенные в стиле барокко, эти здания демонстрировали богатство и власть правящих классов.

Конец периода барокко

Некоторые отождествляют поздний период барокко с архитектурой рококо. Как бы там ни было, это конец важного приключения во всех смыслах.

Начиная с классического периода и продолжая формировать мир такими стилями, как ренессанс и готика, которые являются великими художественными течениями Запада, он закончился барокко и рококо.

Эта концовка имеет несколько причин. Например, к этим причинам можно отнести освободительное движение, которое принесла Французская революция, спад экономики, основанной на сельском хозяйстве, вызванный развитием промышленности, и тот факт, что мир становился более современным и рациональным.

Более того, в тот период мир становился все более и более глобализированным. Железнодорожные линии и мосты, которые благодаря инженерной науке спроектированы с гораздо более рациональными решениями, оказали большое влияние на область архитектуры.

В том новом мире люди больше не задумывались о том, в каких стилях они должны создавать свои конструкции.

Кроме того, в результате новых достижений, таких как использование таких материалов, как железо и сталь, в строительном секторе, на первый план стала выходить функция, а также украшение.

В конце концов, все эти разработки и инновации привели к закрытию эпохи великих движений и проложили путь современной архитектуре.

В результате пионеры католической секты начали католическое возрождение, чтобы снова привлечь людей в свои церкви. И архитектура в стиле барокко была ключом к этой святой цели.

Архитектура барокко Характеристика

Рожденная как реакция на основанный на правилах, дисциплинированный, рациональный и логический подход эпохи Возрождения, архитектура барокко известна своим динамичным, восторженным и сентиментальным отношением. Здания периода барокко невероятно роскошны и показны.

Этот захватывающий стиль нашел свое применение в таких типах зданий, как церкви и дворцы. Потому что такие места демонстрируют демонстрацию силы религиозных и авторитарных сил.

Архитектура эпохи барокко продолжает использовать как основные правила классической эпохи, так и важнейшие элементы классических ордеров. Тем не менее, это также выдвинуло на передний план более свободное и творческое выражение.

В эпоху барокко архитекторы использовали классические колонны, фризы, фронтоны, купола, пилястры и многие другие архитектурные элементы, отличающиеся от привычных форм.

Они также использовали архитектуру, скульптуру, живопись и другие пластические искусства вместе, чтобы произвести впечатление на людей великолепием и энтузиазмом зданий в стиле барокко.

Теперь давайте рассмотрим основные характеристики архитектуры стиля барокко.

Основные черты стиля барокко в архитектуре

  • Подчеркнутые украшения овальной формы, а также кривые линии
  • Стены изогнутой и динамичной формы
  • Грандиозные сады
  • Усиление духовного воздействия картин
  • Использование света и тени для создания драматических эффектов
  • Драматические рисунки, украшающие стены и потолки, обращение с религиозными сюжетами и ориентирование восприятия с помощью оптических иллюзий
  • Смешение скульптур и картин
  • Потолки и стены с позолотой
  • вогнутые фасады
  • Использование классических элементов, таких как колонны и фронтоны, часто преувеличенные и сильно украшенные
  • Архитектурные элементы, которые не завершены или намеренно не завершены

В целом архитектура барокко представляет собой очень богато украшенный и драматический стиль, который характеризуется оптическими иллюзиями, использованием света и тени, орнаментом и изогнутыми формами.

Кроме того, купола, винтовые колонны и чумные колонны, посвященные окончанию эпидемии чумы, а также широкие лестничные пролеты в форме медальонов и овальной формы являются ключевыми элементами архитектуры барокко.

Известные архитекторы архитектурного стиля барокко

Архитектура барокко была разработана большим количеством талантливых архитекторов. Многие из них до сих пор помнят за их вклад в этот стиль. Вот некоторые из самых известных архитекторов эпохи барокко: 9

  • Элиас Холл Бальдассаре Лонгена
  • Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах
  • Саломон де Бросс
  • Иоганн Лукас фон Хильдебрандт
  • Кристоф Динценхофер
  • Доминикус Циммерманн
  • Франческо Бартоломео Растрелли
  • 1. Джан Лоренцо Бернини

    Годы рождения и смерти : 1598-1680
    Место рождения : Неаполь, Италия
    Известные произведения : Давид, Аполлон и Дафна, площадь Сан-Пьетро

    Родившийся в 1598 году в Неаполе, Италия, Бернини был итальянским архитектором, скульптором и художником, которого многие считают одним из величайших художников периода барокко.

    Есть много известных картин Джан Лоренцо Бернини, таких как Аполлон и Дафна, Давид, Экстаз святой Терезы и Похищение Прозерпины.

    Кроме того, он спроектировал несколько знаковых зданий, в том числе колоннаду перед базиликой Святого Петра в Риме, которая считается шедевром архитектуры барокко. Он также взял на себя строительство Палаццо Барберини после смерти Карло Мадерно.

    Важные работы Джан Лоренцо Бернини :

    • Пьяцца Сан-Пьетро в Ватикане, Италия (1656–1667 гг.)
    • Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме, Италия (1658–1670 гг.)
    • Сан-Томмазо-да-Вильянова в Кастелло, Италия (1658–1661)
    • Санта-Мария-Ассунта в Аричче, Италия (1662–1664)

    2. Франческо Борромини

    Годы рождения и смерти : 1591-1667
    Место рождения : Биссоне, Швейцария
    Известные произведения : Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, Сант-Аньезе-ин-Агоне, Сант-Иво-алла-Сапиенца

    Борромини был итальянский архитектор, работавший в Риме в эпоху барокко. Он был известен своим новаторским использованием геометрических фигур.

    Он родился в Биссоне, кантоне Старой Швейцарской Конфедерации, и переехал в Рим в 1616 году. Там он работал с Карло Мадерно над различными проектами, такими как собор Святого Петра и Палаццо Барберини.

    Одно из самых известных его произведений – церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (Сан-Карлино), построенная в 1938–1941 годах в Риме. Есть также несколько зданий, над которыми Борромини работал совместно с другими архитекторами, в том числе Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме.

    Важные работы Франческо Борромини :

    • Церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме (1638-1641)
    • Молельня святого Филиппа Нери в Риме (1637-1650)
    • Сант-Иво-алла-Сапиенца в Риме (1642-1660) 901 10
    • Сант ‘Аньезе в Агоне в Риме (1652-1859)
    • Часовня волхвов Пропаганды Веры в Риме (1660-1665)

    Борромини также провел много реставрационных проектов в своей карьере. Санта-Лючия-ин-Сельчи и Сан-Джованни-ин-Олео среди этих зданий, которые были отреставрированы Франческо Борромини.

    3. Кристофер Рен

    Годы рождения и смерти : 1632-1723
    Дата рождения место : Уилтшир, Англия
    Известные произведения : Собор Святого Павла Собор

    Сэр Кристофер Рен был английским архитектором, известным своими знаменитыми зданиями в стиле английского барокко. Он также был анатомом, астрономом и математиком.

    Из-за Великого лондонского пожара в 1666 году многие церкви в городе были разрушены. Кристоферу Рену было поручено восстановить 52 из этих церквей. Когда его назначили на эту работу, Рену было всего 33 года.

    Одной из этих 52 церквей, которые он восстановил, является Собор Святого Павла в Лондоне, который является одним из самых знаковых зданий в городе. Это также уникальный пример архитектуры английского барокко.

    Важные работы Кристофера Рена :

    • Часовня колледжа Пембрук в Кембридже (1663–65)
    • Шелдонский театр в Оксфорде (1664–1669 гг.)
    • Еврейский музей Святого Лаврентия в Лондоне (1670–1686 гг.)
    • Собор Святого Павла в Лондоне (1675–1710 гг.)
    • Библиотека Рена в Кембридже (1676–1695 гг.)
    • 90 109 Церковь Андрея в Лондоне (1686-87)
    • Гринвичская больница в Лондоне (1699-1750)

    5 :

    1656-1723 Место рождения : Грац, Австрия Известные произведения : Дворец Шёнбрунн, Карлскирхе

    Фишер фон Эрлах — австрийский архитектор, скульптор, гравер и историк архитектуры. В 1721 году он также написал книгу «План гражданской и исторической архитектуры».

    Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах известен своей знаменитой работой «Карлскирхе в Вене», которая считается одним из самых важных образцов архитектуры барокко в Австрии. Здание также называют церковью Святого Карла.

    В проекте Карлскирхе он стремился включить идеи и основные элементы самых влиятельных церквей в истории, включая Храм Соломона, Софию Святой Софии, Пантеон и базилику Святого Петра, Купол Дома Инвалидов и Собор Святого Павла.

    Важные работы Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха :

    • Дворец Шенбрунн в Вене, Австрия (1695-1711)
    • Schloss Neuwaldegg в Вене, Австрия (1692-97)
    • 90 109Зимний дворец принца Евгения в Вене, Австрия (1695–1697 гг.)
    • Церковь Святой Троицы в Зальцбурге, Австрия (1694–1702 гг.)
    • Дворец Траутсона в Вене, Австрия (1710–12 гг.)
    • Штальбург в Вене, Австрия (1723 г.) )
    • Карлскирхе в Вене, Австрия (1716–23)

    5. Франческо Бартоломео Растрелли

    9017 3 1700-1771
    Годы рождения и смерти :
    Место рождения : Париж, Франция
    Известные произведения : Екатерининский дворец

    Русский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли был одним из пионеров стиля елизаветинского барокко, также известного как русская архитектура барокко. Его работы, расположенные в основном в России, представляют собой показные и величественные образцы архитектуры позднего барокко.

    Его примечательное сооружение Зимний дворец в Санкт-Петербурге – одно из самых известных зданий в стиле барокко в России. В то время как он в основном проектировал дворцы, есть также некоторые религиозные сооружения, спроектированные Растрелли, такие как церковь Святого Андрея в Киеве, Украина.

    Важные произведения Бартоломео Растрелли :

    • Петергофский дворец в Санкт-Петербурге, Россия (1747-55)
    • Андреевская церковь в Киеве, Украина (1748-67)
    • Смольный монастырь в Санкт-Петербурге Петербург, Россия (1748-64)
    • Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге, Россия (1749-57)
    • Екатерининский дворец в Пушкине, Россия (1749)
    • Строгановский дворец в Санкт-Петербурге, Россия (1754-54)
    • Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Россия (1754-62)

    Примеры архитектуры в стиле барокко

    1.

    Церковь Джезу Церковь Джезу
    • Архитекторы : Джакомо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта
    • Местоположение : Рим, Италия
    • Годы постройки : 1568
    • Стиль : архитектура барокко, маньеризм

    Церковь Джезу, спроектированная Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта в 1568-1580 годах, является первым известным образцом архитектуры барокко. Оформление его парадного фасада считается началом архитектуры барокко.

    Расположенная на площади Пьяцца дель Джезу в Риме, церковь также включает в себя некоторые черты Позднего Возрождения. Он имеет один неф, чтобы проповедь была четко слышна. Он также имеет огромный купол в стиле ренессанс.

    Фасад, спроектированный Джакомо делла Порта, украшен треугольными фронтонами, листьями аканта, пилястрами, двумя папскими гербами, медальонами, тимпанами и статуями.

    Внутренний дизайн так орнаментирован. Самая важная работа внутри — потолочная фреска «Триумф имени Иисуса» Джованни Баттиста Гаулли.

    Церковь сравнительно меньше других известных образцов архитектуры в стиле барокко, ее размеры составляют 75 м (246 футов) на 35 м (82 фута). Однако он занимает очень важное место в истории стиля барокко.

    2. Версальский дворец

    Версальский дворец
    • Архитектор : Луи Лево, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар
    • Местонахождение : Париж, Франция
    • 901 09 Годы постройки : 1634-1661
    • Стиль : Архитектура в стиле барокко

    Этот дворец олицетворяет власть французской королевской семьи. Версаль, спроектированный в 17 веке, является, пожалуй, самым популярным и величественным среди зданий в стиле барокко.

    Дворец был бывшей королевской резиденцией Французской империи. Он имеет грандиозные сады в стиле французского барокко, спроектированные Андре Ленотром. Симметричный сад включает в себя иммерсивные элементы ландшафта, искусственные озера, фонтаны и статуи, подчеркивающие овальные барочные формы. Потолок Версальского дворца

    Внутренние помещения украшены замысловатым орнаментом сверху донизу. Внутри есть несколько известных комнат, таких как Зеркальный зал, спроектированный в 1678–1689 годах. В галерее 17 арочных зеркал, а длина зала составляет более 70 м (230 футов).

    Спроектированный с участием многих архитекторов, дворец является одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа.

    3. Собор Святого Петра

    Собор Святого Петра
    • Архитектор : Донато Браманте, Микеланджело, Джан Лоренцо Бернини и др.
    • Местоположение : Ватикан, Италия
    • Строительство : 1506-1626
    • Стиль : Архитектура эпохи Возрождения, Архитектура барокко

    Это базилика, расположенная в Ватикане, имеет большое значение для католиков. Он считается центром секты и самой большой церковью христиан. Сюда ежегодно съезжаются со всего мира не только туристы, но и религиозные люди, желающие совершить свое поклонение.

    Микеланджело, известный архитектор и художник эпохи Возрождения, работал на строительстве церкви Святого Петра. Однако, когда он умер, ход строительства был остановлен.

    После того, как здесь работали многие другие архитекторы, новый папа Сикст V поручил Джану Лоренцо Бернини спроектировать площадь перед Собором Святого Петра и продолжить строительство.

    Хотя в архитектуру здания внесли вклад многие архитекторы, основные принципы дизайна были сформированы Донато Браманте, Микеланджело, Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини.

    Следовательно, строительство здания началось в 1506 году и было завершено в 1626 году.

    4. Площадь Святого Петра

    Площадь Святого Петра
    • Архитектор : Джан Лоренцо Бернини
    • Местоположение : Ватикан
    • Строительство : 165 6-1667
    • Стиль : Архитектура барокко

    Площадь , спроектированный Бернини, расположен перед базиликой Святого Петра в Ватикане. Христиане приходят сюда, чтобы получить молитву папы. Это место является чрезвычайно важным религиозным центром с 284 дорическими колоннами.

    Помимо колоннад, здесь есть и другие конструкции, такие как фонтан, спроектированный Карло Мадерно, и египетский обелиск, привезенный из Египта в 1586 году. Есть также гранитный фонтан, спроектированный Бернини в 1613 году.

    5. Святой Павел Собор

    Собор Святого Павла – Лондон
    • Архитектор : сэр Кристофер Рен
    • Местоположение : Лондон, Англия
    • Строительство : 1675-1710
    • Стиль : Архитектура английского барокко

    Сэр Артур Кристофер Рен спроектировал это здание в Лондоне в 1675-1710 годах. Собор Святого Павла является одним из наиболее важных образцов архитектуры английского барокко.

    Архитектурный стиль барокко развивался медленнее в странах Северной Европы. Кроме того, здесь были спроектированы менее величественные здания. По этой причине вы можете легко признать, что собор Святого Павла менее экстравагантен по сравнению с образцами архитектуры французского и итальянского барокко.

    Другие известные образцы архитектуры барокко:

    • Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане
    • Церковь Святого Николая
    • Королевский дворец Мадрида
    • Дворец Ла-Гранха
    • Карлскирхе
    • Шён brunn Palace
    • Зимний дворец

    Заключительные мысли о Архитектура барокко

    В заключение, барокко — это богато украшенный и драматический архитектурный стиль, возникший в Италии в конце 16 века. Он распространился в Европе между 16 и 18 веками.

    Этот стиль известен своим величием и роскошными украшениями, а также использованием света и тени для создания драматических иллюзий.

    Некоторые из самых известных архитекторов эпохи барокко, в том числе Джан Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Кристофер Рен, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Бартоломео Растрелли, спроектировали значительные здания, которые определили этот стиль.

    Эти здания, такие как собор Святого Павла и Версальский дворец, по-прежнему вызывают восхищение своей красотой и архитектурным значением.

    В целом, архитектура барокко была очень влиятельным стилем, который подчеркивал классическую архитектуру и сочетал ее с очень замысловатыми украшениями. Его влияние на архитектуру продолжается и сегодня.

    Часто задаваемые вопросы

    В: Что такое барочная архитектура?

    A: Архитектура барокко — это архитектурный стиль, возникший в Европе в конце 16 века. Чаще всего встречается у религиозных зданий. Он известен своим причудливым декором, величием и драматическими эффектами, а также использованием света и тени для создания театральных иллюзий.

    В: Каковы основные характеристики архитектуры барокко?

    A: Ключевыми характеристиками стиля барокко являются богато украшенные украшения, овальные формы, величие, использование света и тени, использование классических элементов, гигантские сады, изогнутые фасады и сусальное золото.

    В: Когда возникла архитектура в стиле барокко?

    A: Архитектура в стиле барокко зародилась в Италии, а первое известное здание в стиле барокко — церковь Джезу в Риме (1568 г.).

    В: Кто был одним из самых известных архитекторов эпохи барокко?

    A: Одними из самых известных архитекторов эпохи барокко являются Джан Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Кристофер Рен, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Бартоломео Растрелли.

    В: Какие известные образцы архитектуры барокко вам известны?

    A: Существует множество известных образцов архитектуры в стиле барокко, таких как Версальский дворец, базилика Святого Петра, Карлскирхе, Вюрцбургская резиденция и церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане.

    Все, что вам нужно знать об архитектуре барокко

    Архитектура барокко — это пышный архитектурный стиль, впервые появившийся в одноименную эпоху в 16 веке. Реакция на ранее господствующую архитектуру эпохи Возрождения началась в Италии, а затем медленно распространилась по Европе. Архитектуру барокко также называют католическим стилем, поскольку она должна была представлять славу Римско-католической церкви. Следовательно, значительную часть зданий в стиле барокко составляли церкви и соборы. Как оно развивалось на протяжении веков? Как это распознать? Кто были заметные фигуры? Узнайте все ответы здесь.

    Раннее барокко (1584-1625)

    Эпоха раннего барокко была отмечена появлением римской религиозной архитектуры по заказу католической церкви, чтобы противостоять привлекательности протестантской Реформации, когда протестантизм начал становиться все более доминирующим. Более или менее пропаганда, направленная на привлечение большего количества людей к католической вере, миссия заключалась в том, чтобы вызвать у людей благоговейный трепет своим величием. Работы римских архитекторов были в основном доминирующими в эту эпоху, в частности, роскошные интерьеры дворца Барберини, спроектированные Пьетро да Кортона, колоннада базилики Святого Петра в стиле ренессанс богатого Карло Мадерно и церковь Джакомо делла Порта Джезу.

    Собор Святого Петра | Источник: usatoday.com

    Высокое барокко (1625-1675)

    Архитектура барокко достигла своего пика в эпоху высокого барокко. Двумя самыми влиятельными архитекторами той эпохи были Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Бернини, который был вундеркиндом, был назначен главным папским архитектором папы Урбана VIII, который впоследствии стал самой значительной фигурой стиля барокко. Ему доверили многие мегапроекты Urban, в том числе площадь Святого Петра, Fontana dei Quattro Fiumi и Fontana della Barcaccia. В то время как Борромини, сам по себе замечательный архитектор, спроектировал церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане , Ораторио-деи-Филиппини, и Сантльво-алла-Сапиенца . Хотя они были главными соперниками друг друга, оба когда-то вместе работали над завершением и украшением дворца Барберини Карло Мадерно (1626-1629).

    Площадь Святого Петра | Источник: wikipedia.org Санта-Мария-делла-Пейс Франческо Борромини (1656-68) | Источник: colosseumrometickets. com

    В эту эпоху стиль постепенно распространился за пределы Рима. В Венеции известные произведения высокого барокко включали Санта-Мария-делла-Салюте Бальдассаре Лонгена. Во Франции некоторыми примерами высокого барокко являются 9 Жака Лемерсье.0649 Pavillon de l’Horloge Луврского дворца и Капеллы Сорбонны, а также Шато де Мезон Франсуа Мансара.

    Санта-Мария-делла-Салюте (1630-31) | Источник: wikipedia.orgChâteau de Maisons (1630-51) | Источник: wikipedia.org

    Позднее барокко (1675-1750)

    В конце эпохи позднего барокко стиль уже процветал по всей Европе и в колониях Португалии и Испании в Новом Свете. Каждая страна разработала свое фирменное барокко. Во Франции позднее барокко было довольно упорядоченным и классическим, например, Зеркальный зал и Капелла Версальского дворца. В Англии важной фигурой был Кристофер Рен, чья реконструкция собора Святого Павла была вдохновлена ​​моделью базилики Святого Петра.

    Зеркальный зал Версальского дворца (1678-86) | Источник: britannica. comSt. Собор Святого Павла (1675-1711) | Источник: rowansims.com

    В Центральной Европе было построено множество выдающихся зданий в стиле позднего барокко. Некоторые из них взяли элементы из Версаля и итальянского барокко, чтобы создать новые яркие эффекты. В Австрии ведущим архитектором был Фишер фон Эрлах, который построил самую большую церковь Вены, Карлскирхе, во славу австрийских императоров. Иоганн Лукас фон Хильдебрандт спроектировал грандиозные лестницы и эллипсы в верхнем и нижнем дворце Бельведер в Вене. Бальтазар Нойман был ведущим архитектором эпохи барокко в Германии. Его Вюцбургская резиденция славилась своей лестницей, ставшей шедевром позднего барокко. Но столицей позднего барокко были Прага и Вена, где здание Кристофа Динценгофера отличалось встречными кривыми, сложными кривыми и эллиптическими формами.

    Карлскирхе (освящена в 1737 г.) | Источник: wien.infoЛестница в Вюцбургской резиденции (1749-51) | Источник: germany.travel. характер искусства барокко. В архитектуре барокко несет в себе чувство экстравагантности, высокой декоративности и театральности, а также отказ от гармонии и согласия для художественного эффекта.

    Архитектура барокко насквозь была и данью уважения, и реакцией на архитектуру эпохи Возрождения. Свои основные элементы он заимствовал у Ренессанса, в том числе колоннады и купола, но у барокко все было выше, наряднее, драматичнее, театральнее. Архитекторы эпохи барокко проявили большой интерес к фасадам с парными колоннами, разноразмерными проемами и множеством декоративных скульптур. Они никогда не стремились к миру, а вместо этого стремились к художественному самовыражению. Колонны были выдвинуты в пространство, создавая театральную атмосферу, а изогнутые стены придавали пространству эмоциональную окраску.

    Колоннады на площади Святого Петра. Бернини | Источник: singleplanet.com Церковь Святых Петра и Павла Джованни Марии Бернардони (1605-1619) | Источник: absolutetours.com

    Барочные церкви внутри так же великолепны, как и снаружи. В то время как протестантские церкви, как правило, более просты, без украшений и украшений, католические церкви в стиле барокко были полностью посвящены драматическим эффектам, внедрению орнаментальной иерархии на алтаре – от Бога к Иисусу, к святым, к Евхаристии, к священникам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *