Особенности архитектуры византии: Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля

Содержание

Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Содержание

Как появилась Византийская империя

В 313 году Римская империя легализовала христианство. Вскоре после этого император Константин перенес столицу империи из Рима в древнегреческий город Византион (современный Стамбул) и переименовал её в свою честь в «Константинополь» («город Константина») (330 год).

Византийцы понимали свою империю как продолжение древней Римской империи и называли себя «римлянами». Использование термина «византийский» стало широко распространенным в Европе только после того, как Константинополь перешел к туркам-османам в 1453 году. По этой причине некоторые ученые называют Византию «Восточной Римской империей».

Карта границ западной и восточной Римских империй после смерти Феодосия I в 395 году нашей эры. Западная часть распалась в конце 400-х годов, в то время как восточная (Византия) закончилась падением Константинополя в 1453 году. Источник

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах  византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающийся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

  • ранний с 330 г. до 730 г.,
  • средний ок. 843-1204 гг и
  • поздний от 1261 г. до 1453.г.

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

  • сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
  • а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики (тип строения прямоугольного плана) и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.
  4. Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки.

Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России (читайте «Архитектура Древней Руси«), она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство  опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, в реальности он предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византионе, ставшим только в 324 году столицей. В некоторых источниках его называют греческим городом.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в Византион (Византий), который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома для проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

Руины ипподрома, из гравюры Онофрио Панвинио в его работе «De Ludis Circensibus» (Венеция, 1600). Гравюра, датированная 1580 годом, может быть основана на рисунке конца 15 века. Вy nieznani, rycina z XVI/XVII w — internet, Public Domain, Link

Предполагается, что Константинопольский ипподром имел длину около 450 м и ширину 130 м. Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. (Для сравнения: современный крупнейший ипподром «Мейдан» в Дубаях имеет 60 000 мест для посетителей. )

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Квадрига с константинопольского ипподрома. By Tteske — Own work, CC BY 3.0, Link

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готской войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия Di Pufui Pc Pifpef I — Opera propria, CC BY-SA 3.0, https://commons. wikimedia.org/w/index.php?curid=15351464

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Фото: © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Эйрини), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337), и посвятил «Святому Миру» (по гречески Αγία Ειρήνη произносится agía eiríni). Это был главный храм города до постройки Святой Софии. Оба храма назвали в честь обожествлённых понятий — Мира и Мудрости, соответственно. Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания «Ника» в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Hagia Eirene) Автор: Gryffindor — собственная работа, Общественное достояние, Ссылка

Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Агия-Эйрини имеет типичную крестовую форму римской базилики, состоящей из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами опор. Притвор церкви выложен мозаикой времён Юстиниана. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть. Использовалась в качестве военных складов, музеев, концертного зала.

Собор Святой Софии

Другие названия: Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Св. Софии в Стамбуле (быв. Константинополь). Hagia Sophia. Источник

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства. (Для увеличения картинки кликните на изображение)

План храма Святой Софии в Константинополе (Айя София в Стамбуле, Местонахождение: Стамбул (Турция)Создание: 532—537 гг. (основана в 324г.)Архитектор(ы): Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Система сводов, Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор)

Продольный разрез, Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор) Источник: https://kannelura.ru/?p=1742

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.

Центральный нет собора, алтарная часть, купол Авторство: Andreas Wahra. German Wikipedia, original upload 2004-10-15, Общественное достояние, Ссылка

Более подробно об архитектуре собора Святой Софии в Стамбуле читайте на дзен канале Архитектура.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Вид на алтарную часть храмов монастыря преподобного Луки. Автор: Sogal — собственная работа, transferred from el.wikipedia; transferred to Commons by User:MARKELLOS using CommonsHelper., Attribution, Ссылка

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

План церквей Осиос Лукас (вверху — церковь Богородицы, внизу — кафоликон)

Строения монастыря: церковь Богородицы, церковь Святого Луки (кафоликон), крипта, трапезная, башня, фотанамма (храм для обогрева монастыря), хозяйственные постройки.

Дафнийский монастырь (Афины, Греция)

Один из шедевров византийской архитектуры Дафнийский монастырь также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста».

План церкви Дафнийского монастыря в Афинах. Джон_М._ Нил. A history of the Holy Eastern Church. P.183.

Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян. А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого богу Аполлону Дафнейскому (по-гречески «лавровый»), который был разрушен в конце 4 века.

Храм византийского монастыря Дафни в Афинах. (Источник: https://travelthegreekway.com/byzantine-daphni-monastery-in-athens/)

Главный крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средне-византийского периода в целом. Большой купол поддерживают 8 колонн, в углах здания расположены часовни. Внимание привлекает декоративная кирпичная кладка оконных проёмов. Впечатляющая мозаика на золотом фоне говорит о новом иконографическом стиле.

Во дворе монастыря находятся кельи монахов. Территория обнесена внушительной стеной с башнями и двумя воротами.

Монастырь Дафны, Махаффи Джон Пентленд, 1890 г

Крепость Ангелокастро (замок Ангела), Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне)  замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Называют 13 век, времена правления Михаила I Ангела Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 года. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Главный вход в замок с барабаном (круглой башней для дополнительной защиты) находится на северной стороне. На западной стороне нет стен, там отвесные скалы. На южной стороне также были небольшие ворота. Напротив главных ворот находились складские помещения. Запас воды для гарнизона хранился в трех подземных резервуарах для воды.

Старая карта Ангелокастро с названием Castello S. Angelo Источник

Доминантой крепостного двора является небольшая часовня, носящая имя Архангела Михаила. На мраморной притолоке входной двери сохранилась выбитая надпись, которая гласит, что часовня была сооружена в 1784 году благодаря Алоизио Реджини, командиру гарнизона. Часовня была построена на руинах раннехристианской трехнефной церкви, от которой сохранилась часть скульптурной балюстрады в виде плиты с византийским крестом.

В западной части крепостного двора при археологических исследованиях были найдены 7 могил, выдолбленных в скале в виде саркофагов. Происхождение этих могил, как и их возраст, пока не установлены. Еще одна небольшая часовня пещерного типа расположена в восточной части крепости Ангелокастро. Часовня названа в честь Святой Кириакии, здесь можно увидеть фрески 18 века, а также келью отшельника, который когда-то проживал здесь, когда крепость была заброшена.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь Св. Екатерины, Греция

Церковь Св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Архитектурный тип памятника и выводы специалистов дендрохронологии согласно сохранившейся древесине в элементах здания позволяют сделать заключение о времени строительства: 1320 – 1330 гг. К тому же, следует учесть тот факт, что церковь Великомученицы Екатерины возведена на месте более древней постройки, с повторным использованием некоторых элементов.

По внутренней отделке, которая сохранилась фрагментами и датируется примерно 1315 годом, было высказано предположение, что это был главный храм монастыря Вседержителя.  

Византийская церковь Святой Екатерины, Салоники

Крестовый храм с пятью куполами после захвата слоников османами был преобразован в мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках». Центральный купол базируется на 4-х античных колоннах. По углам размещены 4 меньших купола. Центральное пространство окружено шефами с трёх сторон. Характерной особенностью является отсутствие притвора. К южной стене примыкает крипта.

План — схема церкви Святой Екатерины. Источник: https://www.ksenia-travel.com/saloniki-sacred/hram-svyatoj-ekateriny/

Схема в разрезе церкви Св. Екатерины в Салониках Источник: https://www.ksenia-travel.com/saloniki-sacred/hram-svyatoj-ekateriny/

 

Византийские бани, Салоники, Греция

Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках»,  построили в конце 13-го и начале 14-го века. Предполагают, что баня принадлежала монастырскому комплексу.

Оригинальная архитектура сравнима с типичными традициями римских бань. Главный вход на юге ведет в прямоугольные комнаты, которые использовались в качестве раздевалок. Затем идут две сводчатые комнаты и две комнаты квадратной формы с подпольной системой отопления горячим воздухом. Одна из них покрыта куполом, поддерживаемым восьмиугольным основанием с восемью окнами, другая имеет купольный потолок. К северу от бань была цистерна с очагом внизу для подогрева, которая обеспечивала баню горячей водой.

Византийские бани Ано Поли (Верхнего города), Салоники

В византийские времена баня использовалась мужчинами и женщинами поочерёдно. В более поздний османский период  здание разделили на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. Закрылась баня в 1940 году, вероятно из-за немецкой оккупации Греции.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий. Он объединяет в себе элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали

  • Владимирский собор в Киеве,
  • Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
  • Александро-Невский собор в Софии,
  • церковь Святого Марка в Белграде и
  • Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
  • Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.
Фасад Владимирского собора в Киеве. Фото: Petar Milošević — собственная работа, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистерн для воды и иных целей.

Читайте, как менялся Византийский стиль в архитектуре Древней Руси.

О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.

5 лучших образцов замысловатого стиля


Самобытные экстравагантные образцы византийской культуры представлены в музыке, прикладном искусстве и, конечно же, архитектуре. Лучшие структурные достижения эпохи, а также значительное религиозное влияние ортодоксальных канонов христианства нашли свое отражение в неповторимых образах и невероятных произведениях, создаваемых благодаря стремлению прославить государство, императора и Бога.

Особенности византийской архитектуры


Монастырь Святого Лазаря — древнейший образец храма с высокой колокольней, построенный в византийском стиле (Ларнака, Кипр). | Фото: commons.wikimedia.org.

Историческая справка: Наибольшего расцвета Византия, единственная сохранившаяся часть некогда великой Римской империи, достигла в V-VI вв. Экономический взлет повлек за собой небывалое развитие искусства, архитектуры и высоких достижений в строительстве. В произведениях архитектуры, например, органично переплетались самые впечатляющие мотивы различных стилей, начиная с античного и заканчивая элементами ближневосточного зодчества.

Особое внимание уделялось строительству зданий, призванных возвеличивать государство и самого императора, ну и, конечно же, прекрасные культовые сооружения для прославления Бога. Всплеск строительства всего прекрасного и величественного начался во время правления императора Юстиниана. В этот период активно возводились дворцы, храмы, церкви, триумфальные арки и различные инженерные сооружения более высокие и масштабные, чем строили его предшественники.

Удивительной красоты Храм Святых Апостолов в Салониках (Греция). | Фото: uchitelj.livejournal.com.

Благодаря увлечению императора-эстета прекрасным и изысканным в период его правления (527-565 гг.) начали зарождаться основы нового архитектурного направления, в том числе собственный монументальный стиль, характеризуемый сложностью конструкций и впечатляющей эстетикой. Помимо этого, яркими особенностями архитектурного направления Византии являются:

планирование в греческом стиле, вернее сказать, поэтажные планы похожи на форму греческого креста, отличающийся строгой симметричностью;

пятикупольная система эффектно возвышается над зданием в форме равностороннего креста. Такая конструкция была очень популярна при проектировании церквей и храмов многие столетия;

единство материалов. Если возводились здания из кирпича (любого типа), то он использовался во всех элементах конструкции. При строительстве из камня зодчие отдавали предпочтение только натуральным тонам материала. Иногда использовалась комбинированная кладка, ее применяли для усиления декоративного эффекта;

сводчатые перекрытия. Благодаря инженерным знаниям зодчие могли правильно рассчитать нагрузку (это значимо при возведении куполов), они также изобрели устойчивые угловые пилоны и барабан – промежуточную вставку в виде цилиндра, размещенную между стенами и куполом;

• использование красочных и замысловатых мозаик, изображающих религиозные истории и события, которые окружает более мелкий узор;

• активное использование мрамора, начиная с мозаик и заканчивая массивами в виде напольного покрытия, ступеней, колонн и т.д.

1. Собор Святой Софии в Стамбуле (Турция)


Собор Святой Софии – всемирно известный памятник архитектуры и главный символ «золотого века» Византии. | Фото: korrespondent.net.

Одним из самых известных образцов византийской архитектуры по праву является величественный собор Святой Софии с его впечатляющими формами и не менее захватывающей истории. За период своего существования, а это 1500 лет(!), культурное достояние всего человечества претерпело не только несколько реставраций и полных реконструкций, но и не одну смену религий. Несмотря на это, воплощенная замысловатость, детализация и драматизм архитектурного стиля сохранились и до наших дней, демонстрируя культурное наследие не одной империи, государства, религии.

Собор Святой Софии – символ межкультурного диалога, разнообразия стилей и многогранности. | Фото: philologist.livejournal.com.

Особенности конструкции: Композиция храма является центричной. Огромных размеров купол, достигающий 33 метров в диаметре, явно увеличен, что позволило создать потрясающий эффект как снаружи объекта, так и внутри. Купол расположен над квадратной основой, вся нагрузка масштабного объекта ложится на четыре мощных пилона высотой 23 м, которые и обеспечивают стабильность.

2.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия)

The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo в 1996 г. внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Равена, Италия). | Фото: orthodoxographia.com.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo) еще одна византийская церковь в Италии, которая занимает важную ступень не только в религиозной жизни жителей города Равенна. Как часть культурного наследия и пример византийской архитектуры она также представляет немалый интерес. Изначально это была часовня Теодориха Великого, но в 561 году император Юнстиниан I сменил ее имя на Sanctus Martinus in Coelo Aureo и приказал полностью обновить. При его правлении появились удивительной красоты иконические мозаики, в которых можно узнать основополагающие сюжеты из Нового Завета, увидеть чудеса и мучения Христа, Святых, пророков, мучеников и ангелов.

В старинном храме можно увидеть примеры многих художественных стилей (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo, Италия). | Фото: orthodoxographia.com.

Главной достопримечательностью базилики Сант-Аполлинаре-Нуово являются восстановленные мозаики (Равена, Италия).

Эти великолепные произведения и раннехристианские мозаики на протяжении длительного времени были закрыты толстым слоем штукатурки лишь потому, что папа Григорий Великий считал, что они отвлекают от поклонения Богу. За многовековую историю существования базилика «пережила» не одну реконструкцию и перестройку, поэтому сейчас можно увидеть колокольню, мраморный портик, мозаичный пол и даже фрески, изображающие события Второй мировой войны.

3. Базилика Святого Марка в Венеции (Италия)

Базилика Святого Марка – главный собор Венеции, который многие века был центром государственной, общественной и религиозной жизни республики (Италия).

Базилика Святого Марка (St. Mark’s Basilica), или Патриарший собор Базилики Святого Марка, – уникальное произведение византийской архитектуры, ставшее ярким примером итальянской интерпретации византийской эстетики. При его проектировании и строительстве, которое началось в 1063 г., зодчие вдохновлялись новаторскими по тем временам формами и убранством Собора Святой Софии. Конструкция базилики, которая осталась неизменной с тех пор, имеет форму греческого креста, покрытой пятью куполами, что соответствует основным правилам византийской архитектуры. Впрочем, как и монументальные резные порталы, мраморные рельефы, украшенные мозаикой, резьбой по дереву, скульптурами и барельефами, красующиеся на фасадах удивительного храма.

Величие и богатство внутреннего убранства поражает St. Mark’s Basilica по сей день (Венеция, Италия).

Роскошный интерьер Базилики Святого Марка поражает своей красотой и величием. Ее купола, арки и своды украшены яркими мозаичными полотнами, пол и купель созданы из разноцветного и белого мрамора. Кстати сказать, над оформлением святыни византийские и венецианские мастера трудились на протяжении нескольких столетий.

4. Монастырь Хосиос Лукас в Дистомо (Греция)

Hosios Loukas in Distomo – один из наиболее выдающихся шедевров византийского зодчества (Греция). | Фото: voiotosp.blogspot.com.

Монастырь Хосиос Лукас (Hosios Loukas in Distomo), построенный на западных склонах горы Геликон в Греции, является одним из самых впечатляющих сооружений раннего Средневековья. Духовная святыня признана ярким образцом эпохи византийской архитектуры, она тесно связана с другими монастырями Дафни и Неа Мони на Хиосе, которые построены еще по одному принципу византийской архитектуры – единство материала.

Невероятной красоты внутреннее убранство и уникальные мозаики стали символом духовности и высокой эстетики (Монастырь Хосиос Лукас, Греция). | Фото: odysseus.culture.gr.

По сведениям редакции Novate.ru, главной достопримечательностью монастыря и восьмиугольной купольной церкви все же являются мозаики, большая часть которых неплохо сохранилась. К сожалению, более ценные элементы декора и предметы богослужения утеряны из-за постоянных грабежей. Как оказалось, сюда частенько наведывались непрошенные «гости», начиная с тамплиеров и заканчивая турками.

5. Цистерна базилика в Стамбуле (Турция)

Цистерна Базилика — одно из самых крупных древнейших подземных водохранилищ мира, имеющих высокую культурную ценность (Стамбул, Турция). | Фото: realestateallturkey.com.

Этот образец византийской архитектуры, отличается от богато украшенных церквей, но все же ее предназначение не менее значимо, чем религиозные объекты. Как следует из названия, Цистерна Базилика (Basilica Cistern in Istanbul) – это гигантских размеров подземный резервуар для хранения запасов воды. Как и вышеперечисленные шедевры византийского зодчества, ей присущи основные элементы нового направления в искусстве, появившиеся еще во времена правления Юстиниана I.

Basilica Cistern – самая уникальная и таинственная достопримечательность, доставшаяся Стамбулу от искусных византийских зодчих (Турция). | Фото: havecamerawilltravel.com.

Культовой конструктивной особенностью этого впечатляющего объекта являются колонны и их основания, выполненные в форме головы Медузы. Как гласят легенды, которые наперебой рассказывают туристам местные жители и экскурсоводы, лицо Медузы повернуто вбок, чтобы не дать ей возможность превращать людей в камень. Хотя эксперты утверждают, что такое расположение увеличивает площадь основания колонны, повышая ее устойчивость. Но, какие бы причины не подвигли на такую установку массивных опор, они все же являются функциональной скульптурой, добавляя особенного колорита к этой византийской работе.

Более подробно узнать, как строился подземный резервуар под Константинополем и почему Цистерна Базилика выделяется из общего ряда древних памятников, можно из нового обзора.

Византийская архитектура | Определение, стиль, примеры и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Византийская архитектура — краткий обзор · the archspace

330 г. н.э. до 1453 г.

Римская жизнь была сосредоточена на удовольствиях, которые хорошо иллюстрируются римскими банями. Ванны выполняли три жизненно важные функции:

  • Потребности организма в бассейнах и тренажёрных залах.
  • Накорми ум в библиотеках
  • Визуальный интерес представляют пространства, заполненные разноцветным мрамором.
Источник изображения: Римские бани | 2000 лет истории ждут вас, чтобы открывать и исследовать.

После Константина главная забота римской жизни и Римской империи сместилась от светских забот к религиозным. Христианство было новой силой, преобразившей всю Римскую империю. В результате появилось много новостроек (суды, административные здания, жилые дома). Церковные постройки решили проблему общинных прихожан. Архитектура более ранних новых церковных зданий представляла собой простые первичные элементы без каких-либо сложных форм или деталей.

После борьбы и победы над восточными и западными цезарями Константин стал единоличным правителем объединенной Римской империи, в которой он дал христианству равные права с другими религиями.

Базилика Святого Петра; Источник изображения – st-peters-basilica-tickets.com

Содержание

Раннехристианская архитектура

В ранние периоды у церквей не было особой архитектуры. Ученики-христиане собирались в римских домах на собрания. Затем эти дома были переоборудованы для использования такими общинами. И всякий раз, когда Павел приезжал к ним на мессу, для их деятельности нанимался подходящий зал.

Константин выбрал греческий город Византий и построил новую христианскую столицу Константинополь с новыми административными зданиями и церквями. Поскольку христианство считалось официальной государственной религией и разрастались большие общинные собрания, возникла необходимость в том, чтобы тип здания развивался как функционально, так и символически.

Типы зданий, выбранные церковными чиновниками

  • – Базилики
  • – Централизованные планы (круглые, восьмиугольные, квадратные), взятые из царских гробниц

Византийская архитектура

Византийская архитектура была архитектурой Византийской империи.

Кодификация римского права и церковные постройки были самыми прочными достижениями Юстиниана. (Император)

Черты и характеристики византийской архитектуры

Византийская архитектура славилась использованием куполов, которые считались символами неба. Ранние церкви были перестроены по образцу римских храмов. Этот проект церкви включал в себя центральную квадратную секцию с четырьмя ответвлениями равной длины, отходящими от нее, и купол, расположенный над площадью. В каждом углу площади была размещена арка, поддерживающая купол. Результатом проектирования стал план греческого креста.

Центральные помещения церкви были огромны, а украшения впечатляли – мраморные колонны, мозаики, а иногда даже золотые детали.

Используемые материалы:

  • Использование известкового бетона продолжается со времен римлян.
  • Бетон и каменная кладка – адаптировано из римской архитектуры.
  • Кирпичная кладка для возведения стен и куполов.
  • Мрамор — различные цвета белого, синего и зеленого мрамора были приобретены в разных частях Рима. Используется для полов и облицовки стен.
  • Мозаика – использование мозаики в интерьерах

Базилика Святого Петра

Базилика Святого Петра была главной Константиновской церковью Рима. Это была одна из крупнейших базилик Рима. План был в форме «Т»; план креста стал символом ранних христиан. Основные характеристики базилики:

  • Осевой план с центральным нефом и двумя боковыми проходами.
  • Центральный неф возвышается над ясным этажом с множеством высоких окон.
  • Крестовина (трансепт), прикрепленная к нефу на западе, придает плану Т-образную форму.
  • Из центра трансепта простирается полукруглая апсида, увенчанная полукуполом.

В эти светские храмы входили с середины длинных сторон.

Новая церковь Базилики, В дополнение к вышеперечисленным функциям план

  • Вход был с одного конца, где был создан нартекс, с алтарем, расположенным в дальнем конце полукруглой апсиды.
  • Снаружи Нартекса добавлен большой атриум с колоннадой.
  • Вход в атриум был через внушительный пропилон или ворота.
Источник изображения – ohiostate.pressbooks.pub

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии или храм святой мудрости был архитектурным шедевром. Архитекторами были Исидор Милетский и Анфемиос из Траллеса. Считавшийся моделью вселенной, он был чудесным достижением архитектуры с геометрией, сбалансированными массами и необычайной гармонией.

Источник изображения – pallasweb.com Источник изображения – pallasweb.com

Черты ранней церкви были-

  • План церкви был прямоугольным размером 230×250 футов.
  • Это было двухкорпусное здание, центр которого представлял собой квадрат с четырьмя массивными опорами по бокам.
  • Центральная площадь была покрыта центральным куполом, который несли подвески.
  • План был централизованным, а также осевым по главной оси.
  • Внутренние квадраты переходили в полукруглые апсиды, возвышающиеся до полукуполов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *