Ордерная система в архитектуре это: Ордерная система

Архитектурный ордер | это… Что такое Архитектурный ордер?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер.

Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.

Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям[1].

Структура

Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера[неизвестный термин]. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется

стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части

  1. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
  3. архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

См. также

  • Ордерная суперпозиция
  • Раскрепованный ордер

Примечания

  1. Pavel Vlček Dějiny architektury renesance a baroka. — Praha: Česká technika – nakladatelství ČVUT, 2006.  — 286 с. — ISBN 80-01-03407-0

Литература

  • Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.

Ссылки

  • Чертежи архитектурных ордеров Виньолы и других мастеров

Архитектурный ордер

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — в традиционном понимании это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. В иной формулировке: порядок, или последовательность использования определённых элементов в определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. В таком традиционном понимании архитектурный ордер имеет триадную структуру: все его части, большие и малые, делятся на три: постамент (стереобат), несущая часть (колонна) и несомая (антаблемент). Колонна делится на три части: база, фуст, капитель. Антаблемент также делится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз. База имеет плинт, торус (вал), трохилус (выкружка).

Архитектуроведы ХХ века последовательно отходили от примитивных представлений об ордере как о конструктивной системе. Если архитектура, в отличие от конструктивной и строительной деятельности, представляет собой вид художественного творчества то и архитектурный ордер следует считать образным переосмыслением тектонических закономерностей не только стоечно-балочной, но и любой системы, придающей сооружению необходимую устойчивость и прочность. Отсюда выражение «ордер стены» (без колонн), или астилярный ордер (от греч. a — без, и stylos — колонна). Стена, внизу оформленная цоколем, вверху — карнизом, посередине — тягами, рустом, наличниками дверных и оконных проемов, сандриками и прочими деталями, обретает тектонический вид и, следовательно, ордерность. В такой композиции убедительно прочитываются низ, верх, основание, несущая и несомая части. В этом смысле «безордерной» может считаться только внехудожественное, некомпозиционное сооружение, в котором не выявлены формообразующие тектонические начала. Ордерность таким образом сближается с понятием тектоничности, но последнее остается более широким. Определение «астилярный ордер» ввел в теорию архитектуры еще в XVIII веке выдающийся архитектор и гравер Дж. Б. Пиранези. Проще говоря, ордер это не только здание с колоннами. Поэтому традиционное подразделение на ордерную (здание с колоннами или пилястрами) и безордерную архитектуру (без колоннад) также отошло в прошлое. В еще более радикальной формулировке: ордер это основополагающий художественный троп (греч. tropos — поворот, перенос) в искусстве архитектуры, то есть способ образного переосмысления и художественного преображения строительной конструкции, превращения ее в «образ строения» (термин А. И. Некрасова). Большой, или колоссальный, ордер — композиция фасада здания с колоннами, охватывающими два и более этажей. Художественно-образное понимание ордерности можно распространить и на другие виды искусства, которые мы обобщенно именуем архитектонически-изобразительными, в первую очередь на декоративно-прикладное искусство и дизайн.

История развития и изучения ордерных систем

История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.

Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре». Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела», в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности». Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.

Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).

В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.

Элементы классического ордера

Все части классического ордера имеют триадную структуру. Так основных частей три: основание (опорная часть), несущая и несомая. Каждая часть также делится на три. Основание на фундамент (цоколь), стереобат, стилобат. Несущая на базу (постамент), фуст колонны и капитель. Венчающая (несомая часть): архитрав, фриз, карниз. И так далее, вплоть до самых мелких деталей. Многие греческие названия частей ордера антропоморфны. Подножие, основание постройки называли: подиум (podes — нога, стопа), или крепидома (krepidoma — основание дома). Возвышающаяся над уровнем земли объемная часть фундамента, обычно имеющая три ступени — стереобат (stereo — прочный, твердый, и baino — ступаю). Верхняя плоскость стереобата — стилобат (stylos — опора, колонна, и baino — ступаю), то есть плоскость, по которой ступают колонны.

Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель (лат. capitellum — головка), которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой «подушки») и абаки (квадратной плиты) в дорическом ордере, волют (завитков) в ионическом, листьев аканта в коринфском. Верхняя, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, или «надстолье», разделяется на следующие части:

  • архитрав, или эпистиль, — главная балка, которая располагается непосредственно на капители колонны. В ионическом и коринфском ордерах ради зрительной легкости расчленен по горизонтали на три части.
  • фриз — средняя часть антаблемента, расположена между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз оформлен чередующимися триглифами и метопами, в ионическом и коринфском имеет рельефный декор, в античности дополняемый росписью и позолотой.
  • карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  • 3 Ордена Архитектуры

    С начала первого тысячелетия до нашей эры история греческой архитектуры может быть подытожена в истории храма, в строительстве и отделке которого участвовали все искусства. Чтобы выяснить, когда и чем отличаются храмы греков, следует вернуться к доисторическому Мегарону.  На самом деле существует поразительное сходство между микенским Мегароном и первым греческим храмом. Обе состоят из продолговатого прямоугольного зала, разделенного поперечной стеной на два отсека, Prodomos  или Вестибюль спереди и Приемная или Святилище сзади.

    Существуют три системы архитектуры, известные как ордера: дорическая, , ионическая, и коринфская, причем последняя является разновидностью ионической, отличаясь только формой капители.

    Booking.com

    Дорический ордер
    Дорический ордер возник на материке и в западной Греции. Это самый простой из ордеров, характеризующийся короткими, гранеными, тяжелыми колоннами с простыми круглыми капителями (вершинами) и без основания.

    Имея высоту всего в четыре-восемь раз больше своего диаметра, колонны являются самыми приземистыми из всех порядков. Стержень дорического ордера имеет 20 каннелюр. Капитель состоит из шейки простой формы. Эхин выпуклый, счеты квадратные. Над капителью находится квадратный счет, соединяющий капитель с антаблементом. Антаблемент разделен на три горизонтальных регистра, нижняя часть которых либо гладкая, либо разделена горизонтальными линиями.

    Верхняя половина типична для дорического ордера. Фриз дорического антаблемента делится на триглифы (единица, состоящая из трех вертикальных полос, разделенных бороздками) и метопы (рельефы между двумя триглифами).

    Греческие формы дорического ордера идут без индивидуальной основы. Вместо этого они размещены прямо на стилобате. Однако более поздние формы имели обычное основание, состоящее из плинтуса и тора. Римские варианты дорического ордера имеют меньшие пропорции. В результате они кажутся светлее, чем греческие ордена.


    ​Ионический орден
    Ионический орден пришел из восточной Греции, где его происхождение переплетается с похожим, но менее известным эолийским орденом. Он отличается тонкими рифлеными колоннами с большим основанием и двумя противоположными волютами

    (также называемыми свитками ) в эхине капители.
    Сам эхин украшен изображением яйца и дротика. Ионический стержень имеет на четыре канавки больше, чем дорический аналог (всего 24). Основание Ionic имеет два выпуклых молдинга, называемых 9.0005 торов  
    , которые разделены скотией. Ионический ордер также отмечен энтазисом, изогнутым сужением в стержне колонны. Колонна ионического ордера в девять раз меньше своего диаметра. Сам вал имеет высоту восемь диаметров. Архитрав антаблемента обычно состоит из трех ступенчатых полос ( фасций ). Фриз идет без дорического триглифа и метопа . Вместо этого фриз иногда имеет сплошной орнамент, например, резные фигуры.


    ​Коринфский ордер
    Коринфский ордер – самый богато украшенный из греческих орденов, характеризующийся тонкой рифленой колонной с богато украшенной капителью, украшенной двумя рядами листьев аканта и четырьмя завитками. Он обычно считается самым элегантным из трех орденов. Древко коринфского ордера имеет 24 флейты. Колонна обычно имеет высоту десять диаметров.

    Римский писатель Витрувий приписал изобретение коринфского ордера Каллимаху, греческому скульптору V в. ДО Н.Э. Самым старым известным зданием, построенным в соответствии с этим приказом, является  9 0003 Хорагический памятник Лисикрату  в Афинах, построенный с 335 по 334 год до нашей эры. Коринфский орден был возведен в ранг сочинениями Витрувия в I в. ДО Н.Э.


    Римские ордера
    Римляне переняли все греческие архитектурные ордера, а также разработали два собственных ордера, в основном модификации греческих ордеров. Они также изобрели наложенный порядок. Наложенный порядок – это когда последовательные этажи здания имеют разный порядок. Самые тяжелые заказы располагались внизу, а самые легкие — вверху. Это означает, что дорический ордер был порядком первого этажа, ионический ордер использовался для среднего этажа, а коринфский ордер использовался для верхнего этажа.

    Тосканский орден имеет очень простой дизайн, с простым древком и простой капителью, основанием и фризом. Это упрощенная адаптация дорического ордера римлянами. Тосканский ордер характеризуется стержнем без канавок и капителью, состоящей только из эхина и абака. По пропорциям он похож на дорический ордер, но в целом значительно проще. Колонна обычно имеет высоту семь диаметров. На фоне остальных орденов тосканский орден выглядит наиболее солидно.

    Составной ордер  – смешанный ордер, сочетающий завитки ионического ордера с листьями коринфского ордера. До Ренессанса он не считался отдельным орденом. Вместо этого он считался позднеримской формой коринфского ордера. Колонна Составного ордера имеет высоту десять диаметров.

    ГЛАВНАЯ  | ТУРЫ | ЦЕРКВИ | ГОРОДСКОЙ ОТДЫХ   | НАПРАВЛЕНИЯ  | МУЗЕИ | РЕСУРСЫ | ЕДА  | ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  | ПУТЕШЕСТВИЕ

    КЛАССИЧЕСКИХ ОРДЕНОВ АРХИТЕКТУРЫ ⋆ Архи-Монарх

    КЛАССИЧЕСКИЕ ОРДЕНЫ АРХИТЕКТУРЫ

    Если вы хотите узнать о египетской архитектуре или римской архитектуре или цивилизации долины Инда, пожалуйста, нажмите на ссылку.


    Классические ордера в архитектуре относятся к стилям колонн и антаблементов, которые использовались в древнегреческой и римской архитектуре, а позже были приняты в эпоху Возрождения.

    • Порядок – это логическое или методическое расположение составных частей, обеспечивающее надлежащее функционирование, внешний вид или гармонию.
    • Система правил, касающихся форм и пропорций классической архитектуры.
    • Древние стили классической архитектуры, каждый из которых отличается своими пропорциями, лепниной и деталями и наиболее легко узнаваем по типу используемой колонны.
    • Дорический – самый старый и простой.
    • Ионический и коринфский ордера были более развиты с тщательно продуманными схемами капители колонны, и антаблемент также различался в каждом случае.
    • Архитектурные ордера определяли основные черты фасада древнегреческого храма. Фасад храма состоял из трех (3) основных частей;
    1. Ступени
    2. Столбцы
    3. Антаблемент (горизонтальная часть, опирающаяся на колонны)

    Каждая из этих трех основных частей также имеет три (3) отличительные части ;

    • Ступени – имеет три основные ступени, ведущие в храм, самая верхняя называется стилобат
      .
    • Колонны – каждая колонна состояла из: i) Основания, ii) Вал и iii) Капитал.
    • Антаблемент – состоит из: i) Наличник – плоская горизонтальная балка, опирающаяся на колонну, ii) Фриз – соответствует балкам, поддерживающим потолки и iii) Карниз – набор декоративные молдинги, которые нависали над деталями внизу.

    1) Классические колонны

    • Колонна в классической архитектуре состоит из стержня , основания и капители .
    • Капитель служит визуальным и конструктивным переходом между вертикальным стволом и горизонтальной стеной каменной кладки для антаблемента под крышей.
    • В большинстве случаев несколько колонн располагаются в линию, образуя колоннаду .
    • Древняя Греция разработала три (3) характерных стиля колонн с тщательно подобранными пропорциями – дорический, ионический и коринфский ордер.
    i) Дорический ордер
    • Старейший и простейший
    • У него нет основания, а тяжелое древко сужается вверх к капителю.
    • Возникла в 7 веке до н. э.
    • Усовершенствован в V веке до н. э.
    • Выведен в западном дорийском регионе Греции
    • Представляет силу и мужественность
    • Дорический ордер характеризуется слегка сужающейся колонной, самой приземистой из всех ордеров, размером высота (включая столицу) только около четырех-восьми нижних диаметров.
    • Греческие формы дорического ордера не имеют индивидуальной основы и вместо этого опираются непосредственно на стилобат, хотя последующие формы дорического ордера часто получали обычную цокольно-торическую основу.
    • Дорический стержень имеет 20 неглубоких канавок.
    • Капитель, как было сказано ранее, состоит из простой горловины; раскидистый выпуклый эхинус; и квадратные счеты.
    • Отличительной чертой является фризовая часть дорического антаблемента.
    • Римские формы дорического ордера имеют меньшие пропорции и кажутся более легкими и изящными, чем их греческие аналоги.
    • Короткие и широкие стержни
    • Без основания
    • 20 флейт
    • Квадратные счеты
    • Сужающийся эхин
    • Без резьбы и украшений на капители
    ii) Ionic Order
    • Ионический стиль тоньше и элегантнее. Капитель украшен свиткообразным узором (волютой). Этот стиль был найден в восточной Греции и на островах.
    • Элегантная спиральная заглавная буква
    • 6 век до н.э.
    • Родом из Ионии
    • Женские качества
    • Ионический ордер отличается от дорического большим количеством канавок на стержне и в завитках или завитках, которые свисают над передней и задней частями эхина в капители.
    • Сам эхин высечен яйцом и дротиком Высота всего Ионического ордена— колонны, основания, капители и антаблемента— — девять нижних диаметров.
    • Основание колонны имеет два тора (выпуклые молдинги), разделенные скотией.
    • Вал высотой восемь нижних диаметров имеет 24 канавки. На антаблементе архитрав обычно состоит из трех ступенчатых фасций (полос).
    • Стойки на подставке
    • Валы обычно имели 24 канавки, но не всегда с галтелями
    • Завитки украшают столицу
    • Примеры ионических храмов: Эрехтейон, Афины; архаичный храм Артемиды в Эфесе; Храм Афины Ники, Афины; Храм Илисса, Афины.
    iii) Коринфский ордер
    • Коринфский стиль редко используется в греческом мире, но часто встречается в римских храмах. Его капитель очень искусно украшена листьями аканта
    • .
    • Самый изысканный и украшенный из трех орденов
    • 4 век до н.э.
    • Мало использовался греками
    • Назван в честь города Коринф
    • Создан для изображения девушки
    • Коринфский ордер — самый элегантный из пяти орденов.
    • Его отличительной чертой является поразительная капитель, на которой вырезаны два расположенных в шахматном порядке ряда стилизованных листьев аканта и четыре завитка.
    • Вал имеет 24 канавки с острыми краями, а высота колонны 10 диаметров.
    • Основание и стержень аналогичны Ionic
    • Украшен листьями аканта и орнаментом из гимнов
    • Внешняя вспышка предполагает ощущение света
    • Примеры коринфских храмов: Храм Зевса, Афины.

    • Римляне добавили к классическим ордерам два (2) типа колонн;
    • Тосканский орден – Является модификацией дорической колонны без канавок.
    • Составной Орден — У него была ионическая шахта и более богато украшенная коринфская капитель.
    iv) Тосканский орден
    • Тосканский ордер является римской адаптацией дорического.
    • Тосканский стержень без каннелюры и простая капитель эхина-абака.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *