Ордерная система в архитектуре это: Античная архитектура. Ордерная система

Архитектурный ордер | это… Что такое Архитектурный ордер?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер.

Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.

Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям[1].

Структура

Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера[неизвестный термин]. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры —

колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части

  1. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
  3. архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

См. также

  • Ордерная суперпозиция
  • Раскрепованный ордер

Примечания

  1. Pavel Vlček Dějiny architektury renesance a baroka. — Praha: Česká technika – nakladatelství ČVUT, 2006.  — 286 с. — ISBN 80-01-03407-0

Литература

  • Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.

Ссылки

  • Чертежи архитектурных ордеров Виньолы и других мастеров

4. Ордерная система. Архитектурные ордера.

Ордер в архитектуре (от латинского слова « ordo» – порядок, строй) представляет собой определенное сочетание и структуру художественно обработанных несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции

Главными частями ордера являются несущие вертикальные опоры – колонны, и несомые части в виде балок.

Ордерная система четко разделяла все части ордера по их конструктивной функции и художественной обработке.

Характерной чертой ордера является исходная единица измерения – модуль. Все это способствовало приданию зданиям и отдельным их частям точной соразмерности.

За модуль обычно принималась величина радиуса колонны у ее основания, а размеры остальных частей здания или сооружения выражались кратным числом этой исходной единицы. Самый модуль обычно разделялся на 30 частей (парт).

В процессе развития сложились три ордера.

Дорический ордер прост, монументально-торжественен и отличается сдержанностью в применении деталей. Наиболее строгий и монументальный.

Ионический ордер грациозно-изящен, празднично-наряден и отличается утонченностью своих расчлененных форм. С более утонченными членениями и нарядными формами.

Коринфский ордер отличается наибольшей утонченностью пропорций и пышностью форм.

Древнеримские зодчие заимствовали греческую систему ордеров, дополнили ее древнеиталийским тосканским ордером и строго канонизировали пропорциональные соотношения.

Основными элементами ордера являются вертикальный – колонна и горизонтальный – антаблемент. Древнеримские архитекторы дополнили ордер третьим элементом – пьедесталом колонны. Колонна увенчана декоративной главой – капителью и имеет профилированное основание – базу.

Архитектурный полный ордерсостоит из трех частей: пьедестала – нижней части, колонны – средней части и антаблемента – верхней части. Неполный ордер не имеет пьедестала.

Пьедестал также состоит из трех частей: базы, тела пьедестала, или стула, и карниза.

База – это нижняя часть пьедестала в виде высокой полки, или плиты.

На базе расположено тело пьедестала (стул). Вверху пьедестал увенчан карнизом простой или сложной формы.

Колонна покоится на пьедестале и поддерживает антаблемент. Колонна состоит также их трех частей: базы, стержня (тела) самой колонны и капители. База – нижняя часть, состоящая обычно из толстой плиты (полки), на которой расположены другие архитектурные обломы. На базе устанавливают тело колонны, завершающееся капителью.

Антаблемент находится над колонной и состоит из трех основных горизонтальных элементов – собственно несущей каменной балки – архитрава, декоративного пояса над ней – фриза и верхнего, вынесенного за плоскость фасада водоотводящего элемента – карниза (венчающего).

Здания любого типа должны в максимальной степени удовлетворять функциональным, техническим, экономическим и художественным требованиям

.

Требование функциональной целесообразности проектного решения подразумевает максимальное соответствие помещений здания протекающим в них функциональным процессам.

Параметры среды – габариты помещений здания в соответствии с их назначением, состояние воздушной среды, световой, звуковой каждого вида здания СНиП.

В соответствии с функциональным назначением здания в нем содержатся помещения, отвечающие его основной функции. Кроме того, здание должно содержать в необходимом объеме помещения для осуществления подсобных функций: столовые, буфеты, группы входных и коммуникационных помещений (вестибюли, лестничные клетки, коридоры), санитарно-технические помещения (душевые, туалеты и пр.) и т. п.

Требование технической целесообразности проектного решения подразумевает выполнение его конструкций в полном соответствии с законами строительной механики, строительной физики и химии. Для этого проектировщику необходимо выявить и точно учесть все внешние воздействия на здание.

Внешние воздействия условно подразделяют на силовые и несиловые.

К силовым относятся: постоянные нагрузки, длительно действующие временные нагрузки, кратковременные нагрузки, особые воздействия.

К несиловым относятся воздействия: переменных температур наружного воздуха, атмосферной и грунтовой влаги на материал конструкций, солнечной радиации, инфильтрации наружного воздуха, химической агрессии, разнообразных шумов.

При проектировании конструкций зданий должно предусматриваться их сопротивление всем перечисленным воздействиям. Это требование обеспечивается

прочностью, устойчивостью, и жесткостью несущих конструкций, долговечностью и стабильностью эксплуатационных качеств.

Прочность конструкции – способность воспринимать силовые нагруз­ки и воздействия без разрушения.

Устойчивость – способность конструк­ции сохранять равновесие при силовых нагрузках и воздействиях.

Жесткость – способность конструкций осуществлять свои статические функции с малыми, заранее заданными величинами деформации.

Долговечность – предельный срок сохранения физических качеств кон­струкций здания в процессе эксплуатации. За­висит от ползучести, морозо­стойкости, влагостойкости, коррозиестойкости,.

Стабильность эксплуатационных качеств, к которым относятся тепло-, звуко-, гидроизоляция и воздухонепроницаемость ограждений, – способ­ность конструкций сохранять постоянный уровень изоляционных свойств в течение проектного срока службы здания или конструктивного элемента.

Прочность, устойчивость, эксплуатационные качества конструкций ко­личественно оцениваются при проектировании на основании соответствующих научных теорий и инженерных методов расчета.

Оценка долговечности. По предельному сроку службы здания и сооружения разделяют на 4 степени.

Здания разделяются на пять степеней по огнестойкости в зависимости от предела огнестойкости конструкций и группы возгораемости их материала.

Требование экономической целесообразности относится к функциональной и технической стороне проектного решения зда­ния. При решении функциональных задач – размеров, размещения, количества помещений и их инженерного благоустройства – следует исходить из действительных потребностей и возможностей общества.

Экономическая целесообразность в отношении конструктивной части проекта заключается в назначении при проектировании необходимых запасов прочности и устойчивости конструкций, а также их долговечности и огнестойкости в соответствии с назначением здания и проектным сроком службы.

Выбору экономически целесообразного решения конструкций способст­вует отнесение здания при проектировании к определенному классу в соответствии с его градостроительной ролью. I: крупные общественные здания (театры, музеи), жилые дома высотой более 9 этажей; II: общественные здания массового стро­ительства и дома не выше 5 этажей; III: дома не выше 5 этажей и общест­венные здания малой вместимости, IV: малоэтажные жилые дома и вре­менные общественные здания.

Архитектурно-художественные требования к проектному решению за­ключаются в необходимости соответствия внешнего вида здания его назна­чению и формирования объемов и интерьеров здания по законам красоты.

ОРДЕН АРХИТЕКТУРЫ ⋆ Архи-Монарх

ЗАКАЗ АРХИТЕКТУРЫ

Если вы хотите узнать о египетской или римской архитектуре, цивилизации долины Инда или архитектуре индуистских храмов, пожалуйста, нажмите на ссылку выше.


  • Порядок – это логическое или методическое расположение составных частей, обеспечивающее надлежащее функционирование, внешний вид или гармонию.
  • Система правил, касающихся форм и пропорций классической архитектуры.
  • Древние стили классической архитектуры, каждый из которых отличается своими пропорциями, лепными украшениями и деталями и легко узнаваем по типу используемой колонны.
  • Дорический – самый старый и простой.
  • Ионический и коринфский ордера были более развиты с тщательно продуманными схемами капители колонны, и антаблемент также отличался в каждом случае.
  • Архитектурные ордера определяли основные черты фасада древнегреческого храма. Фасад храма состоял из трех (3) основных частей;
  1. Ступени
  2. Колонны
  3. Антаблемент (горизонтальная часть, опирающаяся на колонны)

Каждая из этих трех основных частей также имела три (3) отличительные части ;

  • Ступени – имеет три основные ступени, ведущие в храм, самая верхняя называется стилобатом .
  • Колонны – каждая колонна состояла из: i) Основания, ii) Вал и iii) Капители.
  • Антаблемент – состоит из: i) Наличника – плоской горизонтальной балки, опирающейся на колонну, ii) Фриз – соответствует балкам, поддерживающим потолки и iii) Карнизу – a набор декоративных молдингов, которые нависали над деталями снизу.

1) Классические колонны

  • Колонна в классической архитектуре состоит из стержня , основания и капители .
  • Капитель служит визуальным и конструктивным переходом между вертикальным стволом и горизонтальной стеной каменной кладки для антаблемента под крышей.
  • В большинстве случаев несколько колонн располагаются в линию, образуя колоннаду .
  • Древняя Греция разработала три (3) отличительных стиля колонн с тщательно подобранными пропорциями – дорического, ионического и коринфского ордеров.
i) Дорический ордер
  • Самый старый и простой
  • У него нет основания, а тяжелое древко сужается вверх к капителю.
  • Возник в 7 веке до н.э.
  • Усовершенствован в 5 веке до н.э.
  • Разработан в западно-дорийском регионе Греции
  • Представляет силу и мужественность
  • Дорический ордер характеризуется слегка сужающейся колонной, которая является самой приземистой из всех ордеров, измеряемой в высоте (включая капитель) только от четырех до восьми нижних диаметров.
  • Греческие формы дорического ордера не имеют индивидуальной основы и вместо этого опираются непосредственно на стилобат, хотя последующие формы дорического ордера часто получали обычную цокольно-торическую основу.
  • Дорический стержень имеет 20 неглубоких канавок.
  • Капитель, как было указано выше, состоит из простой горловины; раскидистый выпуклый эхинус; и квадратные счеты.
  • Фрагмент фриза дорического антаблемента уникален.
  • Римские формы дорического ордера имеют меньшие пропорции и кажутся более легкими и изящными, чем их греческие аналоги.
  • Короткие и широкие стержни
  • Без основания
  • 20 зубьев
  • Квадратные счеты
  • Эхин с конусом
  • Капитель без резьбы и украшений
ii) Ионический ордер
  • Ионический стиль тоньше и элегантнее. Капитель украшен свиткообразным узором (волютой). Этот стиль был найден в восточной Греции и на островах.
  • Элегантная завитковая капитель
  • VI век до н. э.
  • Родом из Ионии
  • Женские черты
  • Ионический ордер отличается от дорического большим количеством канавок на стержне и завитками, или завитками, которые свисают над передней и задней частями эхина в капители.
  • Сам эхин высечен яйцом и дротиком Высота всего ионического ордена колонна, основание, капитель и антаблемент — составляет девять нижних диаметров.
  • Основание колонны имеет два тора (выпуклые молдинги), разделенные скотией.
  • Вал высотой восемь нижних диаметров имеет 24 канавки. На антаблементе архитрав обычно состоит из трех ступенчатых фасций (полос).
  • Стойки на постаменте
  • Валы обычно имели 24 канавки, но не всегда с галтелями
  • Волюты украшают столицу
  • Примеры ионических храмов: Эрехтейон, Афины; архаичный храм Артемиды в Эфесе; Храм Афины Ники, Афины; Храм Илисса, Афины.
iii) Коринфский ордер
  • Коринфский стиль редко используется в греческом мире, но часто встречается в римских храмах. Капитель очень искусно украшен листьями аканта
  • Самый изысканный и украшенный из трех Орденов
  • 4 век до н. э.
  • Мало использовался греками
  • Назван в честь города Коринфа
  • Создан в честь девушки
  • Коринфский орден — самый элегантный из пяти орденов.
  • Его отличительной чертой является яркая капитель, украшенная двумя расположенными в шахматном порядке стилизованными листьями аканта и четырьмя завитками.
  • Вал имеет 24 канавки с острыми краями, высота колонны 10 диаметров.
  • Основание и стержень, похожие на ионический
  • Украшенный листьями аканта и орнаментом из гимна
  • Внешние блики предполагают ощущение света
  • Примеры коринфских храмов: Храм Зевса, Афины.

  • Римляне добавили к классическим ордерам два (2) типа колонн;
  • Тосканский орден – Является модификацией дорической колонны без канавок.
  • Составной Орден – Он имел ионическую шахту и более богато украшенную коринфскую капитель.
iv) Тосканский ордер
  • Тосканский ордер является римской адаптацией дорического.
  • Тоскана имеет стержень без каннелюры и простую капитель эхина-абака.
  • Он похож по пропорциям и профилю на римский дорический, но намного проще.
  • Высота колонны семь диаметров. Этот орден является самым солидным на вид из всех орденов.
v) Составной орден
  • Составной орден, который не считался отдельным орденом до эпохи Возрождения, является позднеримским развитием коринфского.
  • Он называется Композитным, потому что его капитель состоит из ионических завитков и коринфского орнамента из листьев аканта.
  • Колонна высотой 10 диаметров.

Примеры


Видео по теме

3 Ордена Архитектуры

С начала первого тысячелетия до нашей эры история греческой архитектуры может быть подытожена в истории храма, в строительстве и отделке которого участвовали все искусства. Чтобы выяснить, когда и чем различались храмы греков, следует вернуться к доисторическим Мегарон.  На самом деле существует поразительное сходство между микенским Мегароном и первым греческим храмом. Оба состоят из продолговатого прямоугольного зала, разделенного поперечной стеной на два отсека: Prodomos  или Вестибюль спереди и Приемная или Святилище сзади. Существует три системы архитектуры, известные как ордера: дорическая, , ионическая, и коринфская, причем последняя является разновидностью ионической, отличаясь только формой капители.

Booking.com

Дорический ордер
Дорический ордер возник на материке и в западной Греции. Это самый простой из ордеров, характеризующийся короткими, гранеными, тяжелыми колоннами с простыми круглыми капителями (вершинами) и без основания.

Имея высоту, в четыре-восемь раз превышающую диаметр, колонны являются самыми приземистыми из всех порядков. Стержень дорического ордера имеет 20 каннелюр. Капитель состоит из шейки простой формы. Эхин выпуклый, счеты квадратные. Над капителью находится квадратный счет, соединяющий капитель с антаблементом. Антаблемент разделен на три горизонтальных регистра, нижняя часть которых либо гладкая, либо разделена горизонтальными линиями.

Верхняя половина типична для дорического ордера. Фриз дорического антаблемента делится на триглифы (единица, состоящая из трех вертикальных полос, разделенных бороздками) и метопы (рельефы между двумя триглифами).

Греческие формы дорического ордера идут без индивидуальной основы. Вместо этого они размещены прямо на стилобате. Однако более поздние формы имели обычное основание, состоящее из плинтуса и тора. Римские варианты дорического ордера имеют меньшие пропорции. В результате они кажутся светлее, чем греческие ордена.


Нажмите, чтобы увидеть широкий выбор из Обзорные экскурсии по Афинам от KeyTours!

​Ионический орден
Ионический орден пришел из восточной Греции, где его происхождение переплетается с похожим, но менее известным эолийским орденом. Он отличается тонкими рифлеными колоннами с большим основанием и двумя противоположными волютами (также называемыми завитками ) в эхине капители.
Сам эхин украшен изображением яйца и дротика. Ионический стержень имеет на четыре канавки больше, чем дорический аналог (всего 24). Основание Ionic имеет два выпуклых молдинга, называемых 9.0257 торов  
, которые разделены скотией. Ионический ордер также отмечен энтазисом, изогнутым сужением в стержне колонны. Колонна ионического ордера в девять раз меньше своего диаметра. Сам вал имеет высоту восемь диаметров. Архитрав антаблемента обычно состоит из трех ступенчатых полос ( фасций ). Фриз идет без дорического триглифа и метопа . Вместо этого фриз иногда имеет сплошной орнамент, например, резные фигуры.


​Коринфский ордер
Коринфский ордер — самый богато украшенный из греческих орденов, характеризующийся тонкой рифленой колонной с богато украшенной капителью, украшенной двумя рядами листьев аканта и четырьмя завитками. Он обычно считается самым элегантным из трех орденов. Древко коринфского ордера имеет 24 флейты. Колонна обычно имеет высоту десять диаметров.

Римский писатель Витрувий приписал изобретение коринфского ордера Каллимаху, греческому скульптору V в. ДО Н.Э. Самым старым известным зданием, построенным в соответствии с этим приказом, является  9 0034 Хорагический памятник Лисикрату  в Афинах, построенный с 335 по 334 год до нашей эры. Коринфский орден был возведен в ранг сочинениями Витрувия в I в. ДО Н.Э.


Римские ордера
Римляне переняли все греческие архитектурные ордера, а также разработали два собственных ордера, в основном модификации греческих ордеров. Они также изобрели наложенный порядок. Наложенный порядок – это когда последовательные этажи здания имеют разный порядок. Самые тяжелые заказы располагались внизу, а самые легкие — вверху. Это означает, что дорический ордер был порядком первого этажа, ионический ордер использовался для среднего этажа, а коринфский ордер использовался для верхнего этажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *