Ордерная система в архитектуре: Античная архитектура. Ордерная система

Ордерная система. Архитектура Древней Греции — Публикации — Сетевое издание «Звуки Красок»

Древняя Греция — сокровищница архитектуры и искусства. Даже руины храмов поражают точными пропорциями, торжественностью, выразительностью и величием.

Особое место в истории мировой культуры занимает античное искусство Древней Греции, давшее миру образцы и понимание гармонии в виде архитектурных канонов, благодаря которым зодчество стало опираться на единую систему эстетических идей и композиционных принципов. Греческий ордер на протяжении многих веков остаётся важнейшим средством архитектурной выразительности, его соразмерность и художественная цельность являют основу античного идеала красоты. 

Эллинские мастера ещё в период архаики разработали рациональную систему соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Суть системы заключается в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции, состоящей из двух частей — несущей и несомой. Эти две противоположные силы, сосредоточенные в вертикальной опоре (колонне) и поперечной балке (антаблементе), приведены в состояние гармонического равновесия.

Эта система получила название ордер (от лат. «ordo» — строй, порядок) и основывалась на выявлении конструкции сооружения, цельной и художественно осмысленной. Один из важнейших элементов ордера — колонна.

…В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии. Прекрасен греческий стих, прекрасна греческая статуя, прекрасна греческая колонна…

Лев Любимов

Простая колонна состоит только из ствола, а более сложная имеет промежуточное звено между балкой и колонной — капитель и базу — плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания. Все элементы ордерной системы отражают симметрию, равновесие, упорядоченность и величие архитектурного сооружения.

Греческая колонна — это застывшая симфония четких и полногласных звуков удивительной чистоты и выразительности, это гордое утверждение некоего идеального порядка, к которому извечно стремится человеческий гений.

Лев Любимов

Известны три основных классических греческих ордера (свои названия они получили от географических областей, где был распространен ордер):

  • дорический (конец VII в. до н.э.)
  • ионический (с VII в. до н.э.)
  • коринфский (конец V начало IV в. до н.э.)

Рассмотрим строение и все составляющие элементы греческой ордерной системы.

Греческие ордеры: дорический, ионический, коринфский

1 — стереобат, 2 — стилобат, 3 — колонна, 4 — база, 5 — фруст, ствол колонны, 6 — каннелюры, 7 — энтазис, 8 — капитель, 9 — абак, 10 — эхин, 11 — волюта, 12 — антаблемент, 13 — архитрав, 14 — фриз, 15 — триглиф, 16 — метопа, 17 — карниз, 18 — фронтон, 19 — акротерий, 20 — сима

В чём проявляется особенность формы, благородство пропорции и величие красоты каждого вида ордера?

Дорический ордер:

Мужественное величие, монументальная торжественность и суровая простота, сила, сдержанность в применении декора отличают дорический ордер. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны (фуст), стоящий на верхней ступени стереобата — стилобате, сужается кверху, приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имеет припухлость (энтазис). Поверхность ствола колонны оживляют вертикальные желобки — каннелюры, которые врезаются не очень глубоко, образуя острые грани. Дорическая капитель довольна проста и конструктивна, состоит из квадратной плиты с прямыми краями — абака, и эхина — круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Антаблемент дорического ордера состоит из трёх элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав — гладкая балка, опиравшаяся на капители колонн. Над архитравом — фриз, состоящий из триглифов (представлялись рудиментами торцов поперечных балок, лежавших в древнейших деревянных конструкциях на архитраве) и менот (часто рельефные квадратные плиты, закрывавшие промежуток между триглифами). Карниз, находившийся над фризом, сильно выступал вперёд, нависая над нижними элементами антаблемента. Фронтон — треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нередко украшалась рельефами. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий (статую, скульптурную группу или орнаментальное крашение).

Ионический ордер:

Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утончённостью форм и большим применением декора. Древнеримский архитектор, инженер и изобретатель Витрувий (вторая половина I в до н.э.) усматривал в ионическом ордере подражание утончённой, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте.

Ионическая колонна более стройная (её высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам) имела изящно профилированную базу и будучи меньшей чем дорическая, сужалась кверху (энтазис или отсутствовал, или был очень незначителен). Каннелюры боле глубокие, разделялись узкими дорожками, подчёркивающими вертикаль колонны, а капитель имела два изящных завитка — волюты. Архитрав ионического ордера состоял из трёх чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос, чтобы тяжесть балки не казалась значительной. Вместо фриза с триглифами у ионических построек — непрерывный, часто рельефный растительный фриз.

Коринфский ордер:

Коринфский ордер, близкий к ионическому и развившийся из ионического, он недостаточно часто использовался греками. Окончательное формирование этого ордера произошло гораздо позже, уже в римский период. Коринфский ордер отличался от ионического более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев аканфа.

Установив отличие каждого из трёх основных греческих ордеров, мы четко пониманием их основную особенность, как и особенность всей архитектуры Древней Греции — органичность и соразмерность человеку. Подтверждением этому является афоризм Протагора, высеченный на фронтоне храма в Дельфах — «Человек — мера всех вещей». В античном ордере отразилась основополагающая суть всего античного искусства — направленность на человека (математические, пропорциональные соотношения частей ордера, соотносимые с реальными размерами человеческой фигуры).

 

«Человек — мера всех вещей» — пример математической зависимости пропорций дорической колонны и человеческого тела.

Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры образ монументализированного человека-героя. Сама форма дорической колонны вызывает ассоциации, связанные с человеческим телом. Прежде всего вертикализм колонны. Вертикаль — главная ось человеческого тела, основная характерная особенность внешнего облика человека, главное его отличие от облика животного.

Н. Брунов

Древняя Греция, архитектура

Ордерная система в архитектуре Древней Греции

Похожие презентации:

Классический фотоальбом

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

1.

Ордерная система в архитектуре Древней ГрецииРяскина Е.И.
Предмет: История Искусств

2. Орденая система

ОРДЕР
– определенное сочетание несущих и
несомых частей стоечно-балочной конструкции,
их структура и художественная обработка.
Ордер
включает несущие части (колонна с
капителью, базой, иногда с пьедесталом) и
несомые (архитрав, фриз и карниз, в
совокупности составляющие антаблемент).

3. Существует три типа греческих ордеров:

Дорический ордер.
Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным
в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в
начале
6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания — стереобата; несущей колонны.
По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными
желобками) с острыми гранями.
Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и
абака
(четырехгранной плиты. ) несомой части — антаблемента, включающего архитрав
(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися
триглифами
(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из
камня
или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в
западных
районах греческого мира (Сицилия).
На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.

6. Парфенон

Ионический ордер
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному
утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI
в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий,
своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями,
а также количеством и сложностью деталей .
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались
капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана – волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три
выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В
карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья
(климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы
поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и
украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти
ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот
факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись
статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней
Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших
по протяжённости храмов.

8. Храм Ники Аптерос

Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал
ионический.
Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно
оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.
Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная
рельефными изображениями
листьев анакфа – ядовитого растения.
В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой
архитектуры
с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя
высшей гармонии.

10. Церковь Св. Марии Магдалены

15. ВСЕ)))

English     Русский Правила

Принципы порядка в архитектуре

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.

Редактировать эту статью

Последняя редакция 18 фев 2021

См. полная история

Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Принципы заказа
    • 2.1 Ось
    • 2.2 Симметрия
    • 2.3 Иерархия
    • 2.4 Трансформация
    • 2,5 Датум
    • 2.6 Ритм
    • 2.7 Шаблон
    • 2.8 Повторение
  • 3 Статьи по теме Проектирование зданий Wiki

В архитектуре «порядок» относится к системе правил, которые структурируют форму, структуру, расположение и пропорции дизайна. Порядок является обязательным условием функционирования любой организованной системы.

Ось – это линия, соединяющая две точки в пространстве, вокруг которой формы могут располагаться асимметрично или симметрично, уравновешенно. Это воображаемая линия, которая может обозначать строение, шествие, направление, взгляды, линию вращения и так далее. Ось используется для выравнивания элементов в дизайне, а также для организации и планирования пространств.

[править] Симметрия

Симметричный объект — это тот, который имеет равные пропорции, гармоничен и сбалансирован вокруг определенной линии. В геометрии симметричная фигура — это фигура, которая при разделении пополам осью делится на две области, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Симметричная композиция, то есть осевая композиция, это композиция, сбалансированная вокруг оси.

Иерархия в архитектуре — это соединение пространств и форм в порядке их важности. Артикуляция достигается за счет дифференциации размера, формы, цвета, расположения форм и пространств относительно друг друга. Иерархия используется, чтобы подчеркнуть конкретный элемент, чтобы повлиять на порядок, в котором воспринимается ряд элементов.

Трансформация – это принцип, согласно которому архитектурная концепция, структура или организация могут быть изменены посредством ряда дискретных манипуляций и перестановок в ответ на определенный контекст или заданные условия без потери идентичности концепции.

Трансформация формы достигается изменением размера, формы, вращением, растяжением, трансформацией и так далее.

Датам – это линия, плоскость или объем, которые благодаря своей непрерывности и правильности служат для сбора, измерения и организации паттерна форм и пространств. Datum связывает вместе элементы дизайна. Это может быть линия, уровень, дорога, плоская плоскость и так далее.

[править] Ритм

Ритм – это объединяющее движение, характеризующееся шаблонным повторением или изменением формальных элементов или мотивов одинаковым или измененным образом. Ритм отличается от повторения тем, что в первом форма меняется, но все же узнаваема, тогда как в последнем форма остается постоянной.

[править] Узор

Узор относится к группам элементов или мотивов, которые повторяются предсказуемым образом. Это структура, которая организует части композиции.

[править] Повторение

Повторение относится к многократному использованию формы, цвета или других элементов дизайна. Это создает визуальное эхо и усиливает определенные аспекты работы. Повторение может создать структуру, движение, гармонию и единство.

  • Архитектура.
  • Архитектурный проект.
  • Классические ордера.
  • Концептуальный дизайн.
  • База боеприпасов.
  • Методология проектирования.
  • Принципы проектирования.
  • Визуальные элементы дизайна.
  • Доля
  • Добавить комментарий
  • Отправьте нам отзыв

6 Принципы упорядочения, используемые в архитектуре

Архитектура обычно считается областью творчества, в которой форма создается внезапным вдохновением: воспоминанием о чем-то прекрасном, увиденном в прошлом, интерпретацией чего-то, что привлекает внимание в настоящем, или любой другой источник вдохновения.

В то время как архитектурный дизайн — это творческое начинание, которое исходит в основном из воображения его создателя, определенные принципы порядка могут быть использованы для создания более целостного дизайна. Эти 6 принципов упорядочения включают ось, симметрию, иерархию, датум, ритм, повторение и трансформацию.

Исследуя формы и пространства в здании, вы можете быть уверены, что по крайней мере один, если не все эти принципы упорядочивания использовались проектировщиком здания. Эти принципы составляют часть более крупного порядка архитектурной композиции, наблюдаемой в большинстве зданий по всему миру.

Задача дизайнера состоит в том, чтобы реализовать эти принципы, чтобы поддерживать уровень композиционного порядка, избегая при этом излишней монотонности. Необходим баланс между порядком и разнообразием. Лучшие дизайнеры находят идеальный баланс между ними. Это должно быть и вашей целью.

1. Ось

Ось — одна из наиболее простых форм композиции, используемых в архитектуре. Определяемая двумя точками в пространстве, ось образует линейное условие, вокруг которого могут быть организованы другие формы и пространства.

Чтобы осевая композиция работала, важно, чтобы два элемента на каждом конце были значимыми формами или пространством. Этого можно добиться за счет использования масштаба, высоты или даже цвета.

Ось также можно подчеркнуть ребрами по ее длине. Например, улица, окруженная с каждой стороны плотным узором зданий или других плоскостных элементов. Это также может быть определено линейной композицией на земле, такой как линейный бассейн с водой или живая изгородь.

2. Симметрия

Симметрия исторически была одним из наиболее широко используемых принципов архитектурного проектирования. Баланс элементов, используемых в симметричной композиции, кажется очень естественным и комфортным для человеческого глаза.

Симметрия существует в изобилии в природе, и лучшим примером этого является человеческое тело. Хотя человеческое тело не идеально симметрично, оно сбалансировано по составу.

Таким же образом можно добиться симметрии в зданиях, даже если элементы не идентичны, а скорее дополняют друг друга. Конечно, точная симметрия также может быть использована в дизайне и часто используется.

Существует два типа симметрии: двусторонняя, когда эквивалентные элементы располагаются по разные стороны от оси. Или радиальный, когда элементы исходят из центральной точки. Примером этого может быть колесо велосипеда со спицами.

3. Иерархия

Иерархия в архитектуре подразумевает наличие определенных элементов здания, будь то форма или пространство, которые важнее других. Это может быть обусловлено дизайнерским решением или просто функциональным.

Чтобы здание имело иерархию, должно быть хотя бы одно пространство или конструктивная форма, которая имеет большее визуальное или функциональное значение. Их может быть больше одного, но все остальные пространства или формы должны быть второстепенными или третичными по важности.

Для того чтобы пространство или форма считались более значимыми, чем другие, они должны быть другого масштаба (размера), уникальной формы или стратегически расположенными для привлечения особого внимания.

4. Датум

Датум в архитектуре — это организующий элемент, вокруг которого строятся другие элементы. Это может быть линейная база данных, такая как ось, или она может быть круглой или даже аморфной по форме.

Что делает его данным, так это тот факт, что он организует случайный набор форм посредством своей регулярности и непрерывной формы. Визуальная непрерывность необходима для установления данных.

База также должна иметь достаточный размер и правильную форму, чтобы успешно собирать другие части по ее форме. Его конечная цель состоит в том, чтобы собрать, организовать и прояснить неправильную композицию форм.

5. Ритм

Хотя ритм обычно ассоциируется с музыкой в ​​форме импульсов или мелодичных музыкальных ритмов, в дизайне он включает в себя визуальное движение, создаваемое повторяющимися узорами через регулярные или нерегулярные промежутки времени.

Ритм может включать и иногда включает физическое движение. Однако в архитектуре это в первую очередь связано с развитием форм, которые заставляют глаз следовать тщательно продуманному шаблону дизайна.

Часто структурные элементы используются для создания ритма. Примером этого может быть колоннада или балки и колонны строительной конструкции. Окна и двери можно расположить таким же образом, чтобы создать ритм

6. Трансформация

Трансформация, пожалуй, является принципом, который наиболее глубоко охватывает процесс архитектурного проектирования. Это также может быть самым сложным из шести принципов для тех, кто не обучен дизайну.

Он основан на представлении о том, что формы, часто полученные из прошлого или вещей, найденных в природе или других источниках, могут быть преобразованы во что-то другое посредством процесса манипулирования формой.

Часто дизайнеры начинают с прототипа или модели, которую затем начинают анализировать и синтезировать. В процессе исследования, часто включающего пробы и ошибки, достигается окончательная форма, которая развилась из исходной формы, но все еще имеет некоторые основные характеристики.

Заключительные заметки

Архитектура как творческое направление постоянно развивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *