Новгородская архитектура: Новгородская архитектура – Архитектура Древней Руси

Содержание

Новгородская архитектура – Архитектура Древней Руси

В тяжелые годы монгольского ига только север древней Руси – новгородско-псковские земли – сохранил свою самостоятельность и культуру. 

Тонкий политик и выдающийся полководец князь Александр Невский сумел оградить Новгород от нападения татарских ханов и подверг жестокому разгрому шведских и немецких рыцарей-меченосцев в битвах на берегах Невы (1240) и на Чудском озере (1242). 

Эти победы новгородцев, а также исключительно выгодное положение земель Великого Новгорода, находившихся на пересечении больших торговых путей, способствовали росту культуры и богатства этого вольного города, определяя дальнейшее развитие новгородско-псковского зодчества. 

Здания Новгорода и Пскова XIII-XVI веков не достигают уже грандиозных размеров сооружений XI-XII веков, таких, как Новгородская София и собор Юрьева монастыря, но стиль мужественной простоты, сурового величия и силы в них сохранен. В то же время им присущи большая интимность и теплота. Основными строительными материалами здесь являются камень и кирпич. 

После распада Киевской Руси в Новгороде в конце XII века строятся небольшие храмы – кубовидные, однокупольные с тремя абсидами, с позакомарным покрытием. Храмы отличаются предельной простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Огромная сила ощущается в грузных напряженных массах таких храмов, как Петра и Павла на Синичьей горе (1185), Фомы Апостола на Мячине (1195), Ильи на Славне (1198). 

Большое внимание в этот период уделяется украшению храмов фресковой росписью, покрывающей поверхности внутренних стен и сводов.Выдающимся памятником, завершившим развитие новгородской архитектуры XII века, являлась церковь “Спас-Нередица” (1198-1199). Церковь отличалась замечательными фресками. Они сплошным ковром покрывали стены и своды внутри храма и производили незабываемое впечатление своей суровой торжественностью, богатством композиции и красок. Новое в его архитектурном типе – это пониженные боковые абсиды. Памятник был разрушен фашистами в 1941 году.  


В XIII и в первой половине XIV века складывается новый упрощенный тип храма: с одной алтарной абсидой вместо трех, с восьмискатным покрытием по четырем фронтонам вместо покрытия по закомарам (по сводам) и с узорчатым украшением стен в виде впадин различной формы, выкладываемых из кирпича. Примерами переходного типа храмов служат церкви Николы на Липне (1292-1294), Благовещенья на городище (1342), Спаса в Ковалеве (1345) и церковь Успенья в Волотове (1352). Все храмы имели великолепную фресковую роспись. В 1941 году они также были разрушены фашистами. 

Расцвет новгородского зодчества относится ко второй половине XIV века – периоду экономического могущества новгородской купеческой республики. Один из лучших памятников того времени – церковь Федора Стратилата на Торговой стороне (1361-1362). 

В архитектуре этого памятника новые формы нашли свое наиболее совершенное выражение. Замечательны фасады, увенчанные типично новгородскими фронтонами, скульптурная пластика стен, барабана и купола. Тяжеловесность форм предшествующего периода сменилась здесь более стройными пропорциями. Частично сохранилась древняя роспись храма XIV века, школы знаменитого живописца Феофана Грека. 

Не менее прекрасен, несмотря па некоторое обилие декораций, Спасо-Преображенский собор на Торговой стороне (1374). Памятник известен подлинными фресками Феофана Грека. 

Следует также отметить стройную церковь Петра и Павла на Софийской стороне с изящным узором из треугольных впадин на фронтонах и барабане главы.

Новгородские церкви XI-XIV вв. / Архитектура Древней Руси / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Архитектура Древней Руси

Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045-1050 гг.), был построен Софийский собор с пятинефным внутренним пространством строгий, композиционно собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил до наших дней свои основные черты, и прежде всего монументальность и лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня, кирпич использован лишь частично – в кладке арок, окон, порталов. Фасады собора расчленяются широкими пилястрами — лопатками, которые выражают внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения, соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над башней, ведущей на хоры, находится еще одна — шестая глава. Внешний облик собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль играют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды, так же как в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае исключительно фресками.

В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления. Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским периодом, строятся церкви однокупольного типа. Новгородские церкви XII в. характеризуются сниженными вспомогательными арками парусов, овальными очертаниями апсид и барабанами с куполами. Фасады украшены арочным фризом. Подобные формы применяются и в ранней архитектуре Пскова.

Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII в.), в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма — необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной чисти здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и только один купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи — характерная черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси, обнаруживается и здесь, па фасадах Нередицы — трехчастное деление, внутренние своды определили появление арок-закомар, на восточной стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды.

Единственный купол поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как и во всех древнерусских храмах, был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют. Слегка неровные, «текучие» линии штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар придают сооружению мягкую пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана фресками — от пола и до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричнево-красноватыми полосами на отдельные большие поля, нередко даже не совпадающие с границами архитектурных членений.
В границах этих полей были изображены святые и различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определялся типичным для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали охристые, коричневатые и белые пятна — лики святых, нимбы, детали одежды.

Близка по своему типу к Нередице церковь в Старой Ладоге, относящаяся к XII веку, в которой сохранились остатки замечательных фресок того же времени.

Новгородские церкви в XIII в. сохраняют первоначальную планировку. Конструкция имеет один купол с четырьмя пилонами. Но здесь происходят определенные изменения: так, вместо сводов цилиндрических используются своды полуцилиндрические, совершенно неизвестные в византийской архитектуре. Это оказывает влияние и на внешний вид церквей.

Новгородские церкви XIV века всегда очень скромны но размерам. При сохранении кубической формы, наблюдаемой в церкви Спаса-Нередицы, в них уже другая система покрытия.

Каждый из фасадов завершается трехлопастным фронтоном, крыша же приобретает восьмискатную форму. Примером может служить церковь Спаса на Ильине, получившая мировую известность благодаря сохранившимся в ней фрагментам фресок знаменитого живописца Феофана Грека. Первоначально этими фресками было покрыто все внутреннее пространство. На фасадах этой и других современных ей церквей уже возникают украшения, декоративные детали, нишки, впадинки, выкладываются арочные покрытия типа сандриков, фигурные кресты и другие формы.

Читайте также:

Источники

Древнерусская архитектура: София Новгородская – Троицкий вариант — Наука

«Троицкий вариант» начинает серию публикаций о памятниках домонгольской архитектуры, сохранившихся в том или ином виде до наших дней. И, думается, уместным будет начать рассказ с Софийского собора в Великом Новгороде.

Спор о первенстве

Давайте сразу внесем ясность: называть новгородскую Софию древнейшим русским храмом, древнейшим российским православным храмом, или даже древнейшим сохранившимся русским храмом никак нельзя. А вот старейшим сохранившимся древнерусским храмом на территории России — можно. Потому что, если говорить о каменном строительстве средневековой Руси, то первым храмом была, разумеется, церковь Богородицы Десятинной в Киеве (конец X в.). Если говорить о старейших сохранившихся древнерусских храмах, то историки архитектуры до сих пор спорят, древнее ли София Киевская Спасского собора в Чернигове, но оба храма появились до новгородской постройки. Если говорить о православных храмах — то налицо аланские постройки в Архызе, того же X века минимум.

Постройка

Все началось с пожара. «В лето 6553. Сгоре святая София, в субботу, по заутрени, в час 3, месяца марта в 15. В то же лето заложена бысть святая София Новегороде Володимиромь княземь», — можно прочитать в Новгородской Первой летописи Старшего извода. Из летописей нам становится известно, что до каменного храма, еще в конце Х века построили деревянный храм, из дуба. Некоторые источники говорят, что у него было 13 глав, но это вопрос спорный. Ясно одно — в 1045 г. дубовая София сгорела. Археологи до сих пор не нашли следов этой постройки, хотя возможно, две резные дубовые колонны, обнаруженные при раскопках, принадлежали когда-то именно ей.

Так или иначе, после пожара, весной 1045 г. началось строительство каменной Софии в Великом Новгороде. Строил ее новгородский князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого. К этому времени его отец уже выстроил Софию в Киеве, поэтому, скорее всего, мастера для «стройки века» пришли из Киева. Для Новгорода это действительно была «стройка века», потому что Софийский храм оказался единственной каменной постройкой Новгорода в веке XI. Следующей пришлось ждать до 1101 г.

Судя по всему, задумывался собор более похожим на киевский храм: галереи, окружающие ядро храма, задумывались одноэтажными, что придавало собору ступенчатую композицию, как у киевской Софии. Но уже в ходе строительства замысел изменился, галереи стали двухэтажными, и храм получился более монументальным.

Фрески

Закончили строительство в 1050 г. Скорее всего, основной объем храма расписали сразу, а притворы — только в 1144 г., об этом нам говорит летопись.

Существует предание, согласно которому на изображении Спасителя в куполе Софии благословляющая десница на другой день по написанию оказалась сжатою. По повелению архиепископа Луки Жидяты фреску переписывали до трёх раз, пока на четвёртый день сверху не раздался голос: «Писари, писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющей рукою: Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новоград держу: а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание».

Дмитрий Сергеевич Лихачев, увлечение которого Древней Русью началось именно с Великого Новгорода, считал, что предсказанный конец Новгороду, возможно, наступил во время Великой Отечественной войны. Новгородские храмы тогда сильно пострадали от артиллерийского огня, и купол Софии пробил снаряд. Фреска Вседержителя почти полностью погибла, и сейчас можно заметить лишь жалкие ее остатки. Кстати, только в вышедшем в 2008 г. каталоге «Архитектурное наследие Новгорода и Новгородской области» приводятся данные о том, что как раз Софию обстреливала именно советская артиллерия.

К сожалению, первоначальных фресок вообще сохранилось очень мало (в основном — в Мартирьевской паперти, собора), и война тут не виновата: когда фрески переставали чем-то устраивать архиереев храма, их просто сбивали и переписывали, нисколько не считаясь с художественной и исторической ценностью росписей.

Там же, в Мартирьевской паперти сохранилось и большинство древних граффити — надписей, процарапанных на штукатурке. Очень интересны, например, автографы мастеров-строителей собора.

Знаменитые могилы

Владимир скончался сразу после освящения храма. В Софии его и похоронили. Рядом с гробницей Владимира расположен еще один почитаемый саркофаг. На табличке можно прочесть, что там покоится «святая княгиня Анна». По церковной легенде, это могила жены Ярослава Мудрого, матери Владимира, по той же легенде, трижды менявшей имя.

Сначала скандинавка Ингигерд, потом христианское имя Ирина, ну а затем якобы монахиня Анна. Красивая получается легенда: муж обрел покой в Киевской Софии, супруга упокоилась в Новгородской, где она часто бывала в годы Ярославова княжения в Новгороде. Очень трогательно, но — увы.

Начнем с того, что имя Анна впервые встречается в источниках, отстоящих на полтысячи лет от кончины супруги Ярослава. А уже в советское время «богохульные ученые» обследовали некрополь Софийских соборов в Новгороде и Киеве. В саркофаге Ярослава Мудрого в Киевской Софии обнаружен и скелет «женщины … пожилого возраста, северного типа». А вот «мощи Анны» в Софии Новгородской при всем желании не могли быть останками супруги Ярослава Мудрого. Исключительно в силу возраста: женщине, захороненной в Софийском соборе, было около 30 лет, а Ирина прожила больше 50.

Увы, неверна церковная атрибуция и «мощей» князя Федора Ярославича, умершего 5 июня 1233 г., в день своей свадьбы, в возрасте 40 лет. Тогда его похоронили в соборе Юрьева монастыря в Новгороде, века спустя тело якобы «нашли нетленным» и похоронили в Софии. Судмедэкспертиза показала: в гробнице Федора захоронен человек в возрасте около 40 лет, отравленный мышьяком. Очень похоже на то, что это — останки Дмитрия Ше-мяки, которого умертвили таким способом по приказу Василия Темного в XV в.

Другие реликвии

В Софийском соборе сейчас хранится самая почитаемая в Новгороде икона: Богоматерь Знамение. Она, по преданию, пострадала во время осады Новгорода войсками, руководимыми сыном Андрея Боголюбско-го — Мстиславом на рубеже 1169-1170 гг. Кто-то из осаждающего войска пустил стрелу в икону, и, по преданию, Богородица наслала смуту на войско неприятеля и заставила его отступить. Именно на тему этого предания создано знаменитейшее произведение древнерусской живописи — икона «Чудо от иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» (или «Битва новгородцев с суздальцами»), хранящаяся в Третьяковской галерее, — древнерусский комикс.

Вторая реликвия — каменный резной крест митрополита Алексия в честь победы на Куликовом поле. Это единственное известное нам произведение искусства, достоверно созданное в честь этой победы «по горячим следам».

Третья реликвия появилась в соборе недавно. Дело в том, что Новгород вместе с немцами оккупировали испанцы — «Голубая дивизия». Эти ребята, отступая, прихватили с собой древний крест, на котором «сидел» металлический голубь. Следы креста затерялись, и при реставрации сделали копию. Но в 2003 г. в одной из испанских военных академий крест нашелся, и его вернули. Чтобы испанцам не было обидно, в Новгороде сделали еще одну копию и подарили ее испанским военным. А древний крест решили не возвращать на место, а выставить в Софии. Целее будет.

Трофей

Но самый (на мой взгляд) интересный памятник истории — не внутри Софии, а снаружи. Дело в том, что западные врата Софии не похожи ни на какие другие. Сейчас ими пользуются в особо торжественных случаях, когда службу ведет архиепископ Новгородский и Старорусский. Магдебургские, или Сигтунские, врата — это военный трофей ходивших по морю в 1187-1188 гг. в шведскую столицу Сигтуну. Сделаны они в Западной Европе, а новгородцы всегда были людьми хозяйственными. Мощные металлические врата украшены разнообразными фигурами людей, животных, сценами из Ветхого и Нового Заветов. Среди фигур, изображенных на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152-1192) и плоцкий епископ Александр (1129-1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 гг. Есть на вратах и изображения сделавших их мастеров — литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Во время перевозки ворота разобрали на пластины, и собиравший их в Новгороде мастер Авраам не постеснялся вставить и свой портрет, не забыв подписать его по-русски. Правда, заботившийся о своих согражданах Авраам подписал по-русски и несколько других фигур — мало ли что.

Алексей Паевский
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

Особенности стиля архитектуры Новгорода XII — начала XIII века

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура. РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура. РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

Новгородская архитектура XI века | rusart

 НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI века

История

Новгородская архитектура образовалась приблизительно в середине 11 века, основным строительным материалом Новгорода служило дерево, первые каменная постройка была сооружена в 1050 году – Софийский собор. Период рассвета Новгородской архитектуры приходится на 14 век. [3]

 

Одной из основных и наиболее характерных особенностей Новгородской архитектуры является форма храма, некоторая квадратность и массивность конструкции. [4]

Новгородский кремль

Новгородский кремль, или Детинец (так называли его в древнем Новгороде) был заложен князем Ярославом и считается одним из древнейших Российских кремлей.

К ремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода. Отсюда дружинники Александра Невского выступили на войну со Шведами, его стены защищали главный собор Новгорода – Софийский собор и резиденцию Новгородского владыки. В кремле также велось летописание, собирали и переписывали книги. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Софийский собор

Софийский собор – главный собор Новгорода и всей Новгородской республики, один из древнейших соборов, построенный славянами. Этот собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Подобные соборы строились лишь в 11 веке. [1]

Легенда о голубе

С собором святой Софии связана легенда о голубе, который находится на кресте центрального купола и символизирует святой дух.

По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью:

Один из самых ярких примеров Новгородской архитектуры является Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Храм представляет из себя памятник Новгородского зодчества и считается одним из лучших храмов в Новгородской архитектуре. [5]

Архитектура Новгорода (градостроительный очерк). Кушнир И.И. 1959 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству

Предисловие
Господин Великий Новгород
Город в XVI—XIX веках
Новгород в эпоху капитализма
Развитие города после Великой Октябрьской социалистической революции
Примечания
Примятые сокращения
Некоторая литература по архитектуре Новгорода

За тысячу сто лет своего существования Новгород внес огромный вклад в сокровищницу русской культуры. Неиссякаемая творческая инициатива новгородцев с большой, силой проявилась в архитектурно строительной деятельности.

О зодчестве Новгорода написано много книг и статей, в которых рассказывается о выдающихся памятниках города. И все же каждая новая работа радует нас, расширяет наши познания о замечательном старинном русском городе. До последнего времени внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на древних памятниках Новгорода, вследствие чего очень мало освещено зодчество 18—19 веков, и еще того меньше показана советская архитектура, в то время как ныне, по существу, именно она формирует архитектурную панораму города, уживаясь с сохранившимися историческими постройками.

В кратком очерке И. И. Кушнир впервые делает попытку охватить развитие города с древности и до наших дней. При этом, с особенным вниманием он показывает замечательную созидательную деятельность в Новгороде наших современников, которые под руководством Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства после Великой Отечественной войны возродили город и его исторические памятники из руин и развернули широкое строительство жилых и общественных зданий, формируя новые кварталы, улицы и площади.

В заключение, может быть чрезмерно кратко, автор говорит о перспективах дальнейшего развития города в соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства Советского Союза.

Несомненно автор поставил перед собой трудную задачу и попытался решить ее своим путем. Новгород он показывает в непрерывном развитии, как сложный городской организм, формирующийся под влиянием природных и конкретных социальных условий жизни. Такой историко-градостроительный подход дал возможность ясно исторически объяснить картину сегодняшнего Новгорода.

Ограниченные размеры книжки не позволили автору остановиться на отдельных, характерных для той или иной эпохи, памятниках архитектуры. Но их упоминание дает читателю возможность познакомиться с ними по другим источникам, воспользовавшись рекомендованной здесь литературой. Краткий архитектурный очерк Новгорода лишь отчасти, восполняет недостаток литературы об этом городе-музее отечественного зодчества, так как прежних изданий на книжном рынке почти нет, и их можно найти только в библиотеках и в частных собраниях.

Архитектура Новгорода и Пскова • Архитектура прошедших эпох

Архитектура севернорусских вольных городов Новгорода и Пскова развивалась самостоятельно, но в сходных условиях, обусловивших, вместе с общностью их происхождения от архитектуры Новгородской земли домонгольского времени, их внутреннее родство.

Архитектура этих городов в XIV—XV вв. представлена главным образом церквами, приходскими или монастырскими, строившимися на частные средства и совмещавшими в своем облике монументальность с уютом и приветливостью.

Как в Новгороде, так и в Пскове господствовал тип четырех столпной крестовокупольной церкви с одной главой и пониженными угловыми частями: в Новгороде с одной апсидой и отвечавшими форме сводов трехлопастными верхами фасадов, в Пскове — с тремя апсидами и прямоскатными восьмискатными крышами.

Дальнейшая эволюция этого типа проходила в каждом городе по-своему: в Новгороде — от небольших с простым убранством храмов времени войн XIII—первой половины XIV в. к крупным и нарядным постройкам времени расцвета и к более скромным и уютным церквам XV в. При этом композиция зданий и их конструктивные особенности оставались неизменными, а изменялись размеры церквей и убранство их фасадов.

В Пскове, наоборот, при скромном и почти не изменявшемся убранстве фасадов изменялись композиция церквей — пристройка галерей и приделов — и конструкции — различные варианты расположения подпружных арок по отношению к сводам и разные виды покрытий без промежуточных опор.

Это объясняется различием общественной жизни Новгорода, где бояре, все более усиливавшие свою власть над городом, заботились о представительном облике возводимых ими церквей, и более демократического Пскова, зодчие которого больше думали об удовлетворении запросов широких слоев растущего населения города.

Общими для архитектуры обоих городов являются присущее народному искусству умение понимать художественные возможности, заложенные в свойствах строительных материалов, и достигать большой выразительности простыми средствами.

Своим живописным и праздничным характером храмы Новгорода и Пскова XIV—XV вв. отличаются от своих суровых предшественников XI—XII вв. примерно в такой же степени, как готика от романской архитектуры. Это не говорит, конечно, о стилистической близости построек Новгорода и Пскова к западной архитектуре: отдельные частности, родственные романским или готическим, подчинялись в них традиционно-русской основе.

Такими частностями являются одноапсидные алтари, появившиеся еще в домонгольское время не только в Новгороде, Витебске и Полоцке, но и в Киеве, и близкие к таким же алтарям романских церквей на Рейне и в Англии, или полуцилиндрические своды, известные уже в XI—XII вв. как Новгороду, так и другим русским городам, а также известные романским церквам XII в., преимущественно французским — в Нормандии, Аквитании, Провансе и, особенно, в Оверни, но там эти своды скрыты под крышами базилик и внешне не выражены, а в Новгороде им отвечали трехлопастные верхи фасадов, породившие, в свою очередь, подобные декоративные арки, соединявшие лопатки и перешедшие потом на фасады жилых домов Восточной Прибалтики.

Таковы же и аркады апсид новгородских храмов и их перспективные стрельчатые порталы, тогда как «бровки», особенно трех- и пятилопастные, скорее напоминают такие же детали византийских и южнославянских построек. С ближним Востоком сходны и некоторые особенности архитектуры Пскова.

Это относится к «ступенчатым» сводам псковских бесстолпных церквей и приделов, встречавшихся в XVI в. и в других местах на Руси и на Украине, но особенно частых в Молдавии. Однако в молдавских церквах второй половины XV—XVI вв. такие своды покрывают не основные части их, а притворы, не имеют световых барабанов и по-иному ориентированы по странам света.

С каменной архитектурой других русских городов, в XIV—XV вв. развивавшейся слабо, архитектура Новгорода имела немного связей. Лишь появившиеся здесь во второй половине XV в. широкие полосы узорной кирпичной кладки имеют сходство с такими же мотивами среднерусских построек того же и позднейшего времени, обладающих, однако, большим разнообразием приемов узорной кладки, включающей и терракотовые детали, возможно, местного происхождения.

Псковские храмы своими приподнятыми подпружными арками схожи с храмами великого княжества Московского конца XIV—XV вв., но в Пскове эта конструкция реже влияла на внешний вид зданий.

Архитектура Нижнего Новгорода – Euro Gunzel

До поездки в Россию я даже не слышал о Нижнем Новгороде, но я рад, что побывал там. Расположенный в нескольких часах езды к западу от российской столицы, у слияния рек Волги и Оки, он является пятым по величине городом в стране, но по-прежнему сильно контрастирует с большими городами Москвы и Санкт-Петербурга.

На окраинах старого города улицы по-прежнему полны традиционных деревянных домов.

Их оконные рамы сделаны из дерева.

Некоторые деревянные дома пережили и лучшие времена.

И современные многоквартирные дома начали распространяться по городу.

В других частях Нижнего Новгорода облицованные кирпичные дома больше похожи на те, что видели в Санкт-Петербурге.

Однако на улицах намного тише.

А некоторые здания в аварийном состоянии.

Главная улица Большой Покровской – пешеходная.

Трамваи едут по улицам города в сторону окраин.

Кремль – достопримечательность Нижнего Новгорода.

Построенная между 1508 и 1515 годами, крепость имеет 13 башен, охраняющих 2 км каменных стен.

Церковь также является визитной карточкой Нижнего Новгорода, например, эта церковь, выходящая на площадь Народного Единства, у подножия городского Кремля.

А этот на берегу Оки.

Однако не все церкви города имеют такую ​​идиллическую обстановку – эта затмевается многоквартирным домом советских времен.

Улицы, заполненные бруталистскими бетонными многоквартирными домами, находятся во внешних районах.

А также реконструированные районы старого города.

По крайней мере, некоторые выглядят лучше, чем другие.

Что касается нашего отеля, то снаружи он выглядел как ветхая бетонная бомба, но внутри он был модернизирован и был в полном порядке.

Сноска

При планировании моей поездки в Россию моей точкой въезда была Украина, с Москвой и Санкт-Петербургом, как обязательными для посещения, плюс список других интересных городов – Краснодар, Астрахань, Волгоград, Самара , Казань, Новгород и Ярославль.

Тем не менее, у меня было всего две недели, чтобы все это вместить, и я решил увидеть Черное море в Сочи и реку Волгу в Нижнем Новгороде, а также много путешествовать на поезде между ними.

Понравилось? Найдите секунду, чтобы поддержать Маркуса Вонга на Patreon!

Похожие сообщения

Музей деревянного зодчества “Витославлицы”, Великий Новгород

Туристы в России обычно находят время, чтобы полюбоваться национальным репертуаром кремлей и дворцов, однако жизнь простых людей проживалась не в особняках, а в обычных домах и деревнях.Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде – это прекрасно воссозданная деревня с крестьянскими бараками, часовнями и конюшнями, которые отражают жизнь повседневной семьи в исторической России, жизнь, которая часто резко контрастировала с жизнью правящей элиты.

Настоящее село Витославлицы когда-то стояло возле Юрьевского монастыря на озере Мячино, всего в нескольких километрах от Великого Новгорода. Первоначальная деревня была заселена более века, хотя сегодня от Витославлиц и многих церквей в их окрестностях сохранились лишь скудные остатки, за исключением Благовещенского монастыря.И все же этот исторический пейзаж, изобилующий озерами и каналами, привлек внимание Л.Е. Красноречиев, выдающийся архитектор-реставратор, основавший музей под открытым небом «Витославлицы» в 1964 году. Для завершения проекта исследователи начали активный сбор этнографических материалов, а архитекторы работали над реставрацией исторических деревянных зданий, которые были привезены со всей Новгородской области.

Первым экспонатом, открывшимся в Витославлицком музее деревянного зодчества, стала Успенская церковь из села Курицко.Отреставрированная церковь оказалась лишь началом одного из самых интересных музеев народной архитектуры во всей России. С тех пор была создана целая деревня с хижинами и мельницами, конюшнями и банями, амбарами и кузницами, а в 2013 году был добавлен настоящий фермерский двор с конюшнями, козами и овцами. Сегодня архитектурный заповедник занимает площадь 33,4 га и включает 34 экспозиции, которые отнесены к памятникам исторического значения федерального значения.

Прогуливаясь по улицам реалистично воссозданной деревни, вы словно проходите по русской народной сказке, шагая назад во времени в более простую эпоху.В главном домике Музея деревянного зодчества «Витославлицы» вас встретит хозяйка и проведет экскурсию по стойле для скота и сеновалу, рассказывая о назначении каждого предмета по пути. Зимой посетители могут покататься на санях и горках, а летом проверить равновесие на ходулях или поучаствовать в традиционных играх, таких как перетягивание каната. В течение года проводятся разнообразные ремесленные мастерские, а иногда организуются интерактивные театральные экскурсии с колокольным звоном.Если вы хотите по-настоящему запоминающуюся экскурсию, примите участие в фольклорных гуляниях, которые проводятся в музее Витославлицы в Рождество и День Святой Троицы.

Музей деревянного зодчества «Витославлицы» – интересный музей, который не уступает лучшим дворцам по своему значению в сохранении исторической жизни русских крестьян.

Витославлицкий музей деревянного зодчества

Интересная достопримечательность Великого Новгорода – Витославлицкий музей деревянного зодчества, находится в 4 км от города, по дороге, идущей вдоль озера Мячино.Посещение музея лучше совместить с поездкой в ​​Свято-Юрийский монастырь, который находится в непосредственной близости от музея Витославлицы.

Витославлицкий музей деревянного зодчества был основан в 1964 году, когда сюда стали привозить деревянные церкви и дома из северных регионов России. Самым интересным экспонатом музея считается церковь Рождества Богородицы из села Передки. Судя по надписи на одном из колоколов, он был отлит для церкви Рождества Богородицы в 1539 году.Это самый древний, а также самый большой и красивый храм в Витославлицком музее. Его причудливая архитектурная форма – восьмигранник на крестообразном основании – получила распространение в то время.

Церковь Рождества Богородицы из села Передки, 1531

Церковь Святого Николая из села Высокий Остров у музея Витославиц

Часовня из села Кашира, 1745

Церковь св.Николая из села Высокий Остров постройки 1767 года – интересный образец ярусной церкви русской церкви. Основные элементы церкви находятся на одной линии. По размерам он немного меньше церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

На берегу озера Мячино находится Успенская церковь 1595 года постройки. Это первая церковь, которая была установлена ​​в музее Витославлиц в 1964 году. Также в музее Витославлиц можно увидеть множество жилищ 18-19 веков.Повседневная жизнь прошлых веков отражается в характерных чертах жилых и хозяйственных построек.

Стрелка в Нижнем Новгороде. Конкурс

Конкурс «Стрелка в Нижнем Новгороде», Новости конкурса российского дизайна, Городское общественное пространство

Конкурс Союза архитекторов Москвы – Премия Российской архитектуры

19 + 17 июня 2017

Коса в Нижнем Новгороде Новости конкурсов

Стрелка в Нижнем Новгороде – градостроительное осмысление важного городского общественного пространства

Союз архитекторов Москвы приглашает профессионалов к участию в Открытом архитектурно-градостроительном конкурсе «Стрелка в Нижнем Новгороде – градостроительное осмысление важного городского общественного пространства»


фото из Союза архитекторов Москвы

Конкурс проводится в рамках Международного фестиваля «Эко-берег».Фестиваль – уникальный международный ежегодный проект, посвященный инновационным идеям градостроительного, архитектурного и дизайнерского развития прибрежных территорий.

Учредитель и организатор: Союз московских архитекторов (Россия)
Местоположение: Нижний Новгород (Россия)
Срок регистрации: 15 июля 2017 г.
Срок подачи заявок: 30 августа 2017 г.
Тип: Открытый
Регистрационный взнос: 80 евро

Основная задача, сформулированная перед участниками Конкурса, – предложить концептуальное решение, демонстрирующее современный подход к комплексному развитию вводимого объекта и преобразованию бывших складских и коммунальных территорий Нижегородской косы в новые пространства с элементами общественная, туристическая и рекреационная инфраструктура интегрирована в контекст уже существующей историко-культурной среды города.

Улица Ванеева, Нижний Новгород:

фото Bestalex, любезно предоставлено wikimedia commons

Участники должны предложить градостроительную композицию, функциональное зонирование и принципы благоустройства территории, предназначенной для активного общественного пользования и отдыха. Необходимо предложить примерную номенклатуру построек, которые предполагается разместить на данной территории, их функциональные возможности, чтобы обеспечить удобный доступ к техническим службам и их обслуживанию, а также предусмотреть необходимое количество парковочных мест для обоих. : легковые автомобили и туристические автобусы.

Вид на исторический центр Нижнего Новгорода с моста Канавино. На холме хорошо видны купола церкви Строгановых (Рождества Христова) и стены Кремля за ней:
фото Вменкова, отретушировано Сурендилом, любезно предоставлено wikimedia commons

Оргкомитет конкурса надеется на продолжение конструктивного диалога профессионалов отрасли и общества на тему «Архитектура и вода» и приглашает архитекторов и градостроителей к участию в Конкурсе и программе Фестиваля «Эко-берег». ».

Стрелка в Нижнем Новгороде Регистрация на конкурс

Конкурсная программа «Стрелка в Нижнем Новгороде»

Контакты

Координатор конкурса
Елена Жильникова
Тел .: +7 (495) 697-77-84
E-mail: [email protected]
http://ecobereg.ru

Конкурс «Стрелка в Нижнем Новгороде» изображение / информация получена 170617

Место нахождения: Нижний Новгород, Россия

Новая архитектура в России

Современная русская архитектура

Образцы русской архитектуры – хронологический список

Архитектурные пешеходные экскурсии по России

Современная архитектура Нижнего Новгорода

VIP-зал международного аэропорта Стригино
Дизайн: Nefa Architects

фото: Илья Иванов
VIP-зал международного аэропорта Стригино

Спорткомплекс Нижний Новгород
Проект: Wilkinson Eyre Architects
Спорткомплекс Нижний Новгород

Русская архитектура

Еще одна российская разработка, спроектированная Wilkinson Eyre Architects:
Генеральный план Санкт-Петербурга

Образцы русской архитектуры – хронологический список

Русская архитектура

Пешеходные экскурсии по русской архитектуре

Конкурсы русских архитекторов

Конкурс русской архитектуры
Туристический кластер в Оймяконе Конкурс

Конкурс на Васильевский остров , Санкт-Петербург, Россия
Дизайн: KCAP Architects & Planners / ORANGE Architects

visual © KCAP и ORANGE Architects
Конкурс на Васильевском острове Санкт-ПетербургСанкт-Петербург – 2015

Конкурс Белгородского городского центра
Дизайн: de Architekten Cie.

фото от архитекторов
Белгородский конкурс дизайна Россия – 2013

A101 Конкурс городского блочного дизайна

Конкурс ГЦСИ, Россия

Никола-Ленивецкий архитектурный конкурс

Конкурс дизайна тематических парков России

Конкурс дизайна ЗИМ Россия

Новостройки

Хрустальный остров Москва
Дизайн: Foster + Partners
Русский небоскреб

Штаб-квартира Газпрома , г.Санкт-Петербург
Дизайн: RMJM Architects
Русская башня

Комментарии / фото для спорткомплекса Нижний Новгород Россия Архитектура страница добро пожаловать

Сайт: Нижний Новгород

Корневище победило в конкурсе на реконструкцию Великого Новгородского драматического театра в России

Русское архитектурное бюро Rhizome выиграло международный конкурс на реновацию Великого Новгородского драматического театра в России, объявленный КБ «Стрелка».

Студия была выбрана из двух финалистов, включая московские архитектурные студии Archiproba Studios и бюро FORM.

Конкурс на концепцию реновации Драматического театра им. Достоевского в Великом Новгороде стартовал 12 августа 2020 года с целью разработки архитектурной концепции комплексной реновации здания, которая улучшит его знаковые черты до современного уровня. -художественные решения и ряд новых культурных и развлекательных функций.

Идея состоит в том, чтобы превратить театр в культурный кластер, расширить его функциональную программу, установить самое современное оборудование и превратить комплекс в оживленную точку доступа, популярную как среди местных жителей, так и среди туристов.

Вторая цель – подчеркнуть внутреннюю ценность модернистской архитектуры конца 20 века.

Финалистам предстояло разработать концептуальный проект реконструкции театра под руководством Роджера Уоттса, директора студии Haworth Tompkins (Великобритания), который участвовал в десятке завершенных проектов исполнительского искусства, включая театр Royal Court. В Лондоне. Три архитектурные практики были выбраны из 16 участников, представивших свои портфолио и видения.

По словам Роджера Уоттса, все 16 представленных материалов продемонстрировали большой опыт работы на аналогичных должностях и значительный творческий потенциал.

Как объясняют архитекторы, «театр – это сам по себе яркий город, сложное и захватывающее пространство, предлагающее множество мероприятий и функций».

«Это место с многомерным динамическим программированием, где жизнь тяготеет к ядру, обеспечиваемому зрительным залом и сценической коробкой».

В соответствии с исходной линией дизайнерского мышления, концепция предлагает дополнительный уровень развития и объектов, которые гармонируют друг с другом, не имитируя исторические постройки.

Новые и существующие функциональные блоки связаны между собой, чтобы представить театр как единый, целостный, проницаемый ландшафт, подчеркивая прозрачность всех процессов и позволяя посетителям заглянуть в жизнь театра.

Металлические текстуры и светоотражающие материалы, а также яркие цветовые схемы дополняют и улучшают предлагаемые решения.

Различные оттенки ярко-красного, которые позволяют легко идентифицировать пространство как театр, являются постоянной темой проекта.

Одна из ключевых идей проекта – улучшить коммуникацию между городом и театром и создать важный центр городской активности.

Решение достигается путем интеграции ряда передовых технологических решений в новые и существующие структуры.

В состав жюри вошли ведущие международные и российские эксперты в области архитектуры и управления культурным кластером, а также член правительства Новгорода: Анна Броновицкая , кандидат искусствоведения, научный руководитель Московского института модернизма, преподаватель МАРТА. школа архитектуры, Сергей Гнедовский , вице-президент Союза архитекторов России, член Российской академии архитектуры и строительных наук, специалист по театральным зданиям, Саймон Хенли , обозреватель ArchDaily и партнер лондонской практики Хенли Хейлбраун, Елена Кирилова , заместитель премьер-министра Новгородской области, Дмитрий Родионов , доцент кафедры менеджмента сценического искусства Российского института театрального искусства ГИТИС, главный редактор журнала Szena, генеральный директор А.Государственный центральный театральный музей им. А. Бахрушина.

Конкурс инициирован правительством Новгородской области. Для проведения конкурса была приглашена консалтинговая компания «Стрелка КБ». Партнерами проекта выступили Корпорация жилищного строительства ДОМ.РФ и группа компаний «Акрон».

Инновационный формат семинара-конкурса был разработан для этого случая, чтобы выбрать наиболее многообещающее предложение и дать возможность начинающим российским практикам накопить свой опыт.Молодые перспективные российские архитектурные бюро были приглашены для разработки своих предложений под руководством международного куратора.

Исключительный опыт и особый подход куратора гарантирует высокое качество окончательного решения и позволяет российскому профессиональному сообществу испытать новые методы и подходы в аналогичных ситуациях.

Все изображения любезно предоставлены Rhizome group

> через Strelka KB

Стадион Нижний Новгород Футбольный стадион / ПИ АРЕНА

Стадион Нижний Новгород Футбольный стадион / ПИ АРЕНА

© ОАО «Стройтрансгаз»

+ 22

ПоделитьсяПоделиться
  • Facebook

  • Twitter

  • Pinterest

  • Whatsapp

  • Почта

Или

https: // www.archdaily.com/927550/nizhny-novgorod-stadium-football-stadium-pi-arena
  • Площадь Площадь этого архитектурного проекта Площадь: 58440 м²
  • Год Год завершения данного архитектурного проекта Год: 2018 г.
  • ФотографииФотографии: ОАО «Стройтрансгаз»
  • ПроизводителиБренды продуктов, использованных в данном архитектурном проекте Производители: AutoDesk, Sika, Armstrong Ceilings, Freyssinet, Knauf, Nora, ROCKWOOL, Technonicol, «DoorHan» Doors, Albes, Clyutekhol Delux, ESTIMA, International S.А, Конар, Курганстальмост, Магнум, Норамент, +1 http://newsroom.dyn.archdaily.com/articles/5dba03273312fd6964000b94/wizard/project_manufacturers#Freyssinet-1
  • Ведущие архитекторы: Дмитрий Буш, Татьяна Кирдина, Алексей Орлов

© ООО «Стройтрансгаз»

Текстовое описание предоставлено архитекторами. Образы стадиона основаны на ассоциациях с тематикой волжской природы – водой и ветром. Регулярный каркас, образованный расположенными по кругу треугольными столбами, несет полупрозрачную крышу над зрительским холлом и трибунами. Здание окружает пешеходная галерея, по которой ведут лестницы, направленные по касательной траектории. Стадион и озелененная парковая зона вокруг него расположены в районе Нижегородской Стрелки – удлиненного участка земли, расположенного на невысоком берегу в месте слияния Оки и Волги.

© ОАО «Стройтрансгаз»

Участок, отведенный под строительство стадиона, примыкает к территории исторической застройки, на которой расположен памятник архитектуры – Собор Александра Невского, и хорошо просматривается с высот центральной части города. Территорию «Стрелки» планируется объединить пешеходным бульваром, что позволит включить стадион в комплекс рекреационной зоны для жителей и гостей города.

© ОАО «Стройтрансгаз» План участка © ОАО «Стройтрансгаз»

Основной призыв: Образ стадиона основан на ассоциациях с тематикой волжской природы – водой и ветром.

© ОАО «Стройтрансгаз»

Преимущества: Удачное размещение стадиона на заброшенной заречной территории, где в XIX веке была разрушена знаменитая Нижегородская ярмарка, ныне утерянная, с максимальным удалением от собора Александра Невского до улицы Бетанкур. позволяет:

© ОАО «Стройтрансгаз» Разделы © ОАО «Стройтрансгаз»

– сформировать важную градостроительную единицу на главной композиционной оси – набережную реки Волги, определяющую архитектурно-пространственную и планировочную организацию проектируемой территории. ;
– для сохранения доминирующей роли Александро-Невского собора;
– освободить треугольник «Стрелку» от малоценных складских портовых построек и создать парк вдоль набережной Волги от исторической зоны в районе Собора Александра Невского, включая памятники истории и культуры, до территории стадиона.

© ООО «Стройтрансгаз»

Роберто Конте снимает находящуюся под угрозой архитектуру в Нижнем Новгороде, Россия

Делая акцент на богатстве русской архитектуры, итальянский фотограф Роберто Конте недавний визит в Нижний Новгород запечатлел находящиеся под угрозой памятники техники и архитектуры приближающийся чемпионат мира по футболу. , расположенные в месте слияния величайших рек России Волги и Оки, две оригинальные железные конструкции занимают место, которое в настоящее время ремонтируется в преддверии крупного мероприятия, которое состоится в этом году.


декабрь 2017
все изображения © roberto context, если не указано иное

Изначально здания проектировались инженерами Германом фон Паукером и Иваном Вышнеградским для двух знаковых событий в отечественной истории – 15-го Всероссийского промышленного художественная выставка 1882 г. в Москве и 16-я Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. г. Строения составляли часть центрального павильона, который был продан за фрагменты, которые больше не использовались.

более ста лет эти два фрагмента служили вьючными домами, и только в 2015 архитектурное сообщество обнаружило происхождение и значение построек. архитекторам удалось обеспечить сохранность павильонов и получить им государственную охрану. Однако в рамках реконструкции объекта власти решили оставить исторический каркас без какой-либо консервации, несмотря на неоднократные попытки специалистов в этой области спасти архитектурные памятники XIX века, и теперь их судьба остается весьма неопределенной.Роберто Конте успел захватить строения до того, как они спешились.


Внешний вид законсервированной постройки


январь 2018
image © Зоя Рюрикова


Главный вход в цех мануфактуры


главный вход в цех мануфактуры все книги с выставки 1896 г. русская художественно-промышленная выставка 1896 г. в нижнем новгороде ‘
издатель герман гоппе


интерьер павильона главного корпуса на выставке 1896 г.
страница из книги’ всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 г. в нижнем новгороде ‘
издано фотохудожником «Шерер Набхольц и Ко»


главный корпус на выставке 1896 г.
страница из книги «Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *