- Новгородская архитектура – Архитектура Древней Руси
- Новгородские церкви XI-XIV вв. / Архитектура Древней Руси / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
- Новгородское зодчество-презентация по мировой культуреСайт учителя МХК
- Архитектура Новгорода | Культура Руси
- Архитектура Новгорода и Пскова XIII
- Архитектура Новгородской Руси
- Едем в Великий Новгород: самое грандиозное собрание
- Древний Новгород
- Новгород Путеводитель | Туры по России
- Новгород – объект всемирного наследия
- Великий Новгород – место рождения России
- Православная Церковь Часть первая
- Великий Новгород – туры, экскурсии, музеи, достопримечательности
- Летняя интенсивная программа русского языка в Великом Новгороде
Новгородская архитектура – Архитектура Древней Руси
В тяжелые годы монгольского ига только север древней Руси – новгородско-псковские земли – сохранил свою самостоятельность и культуру.
Тонкий политик и выдающийся полководец князь Александр Невский сумел оградить Новгород от нападения татарских ханов и подверг жестокому разгрому шведских и немецких рыцарей-меченосцев в битвах на берегах Невы (1240) и на Чудском озере (1242).
Эти победы новгородцев, а также исключительно выгодное положение земель Великого Новгорода, находившихся на пересечении больших торговых путей, способствовали росту культуры и богатства этого вольного города, определяя дальнейшее развитие новгородско-псковского зодчества.
Здания Новгорода и Пскова XIII-XVI веков не достигают уже грандиозных размеров сооружений XI-XII веков, таких, как Новгородская София и собор Юрьева монастыря, но стиль мужественной простоты, сурового величия и силы в них сохранен. В то же время им присущи большая интимность и теплота. Основными строительными материалами здесь являются камень и кирпич.
После распада Киевской Руси в Новгороде в конце XII века строятся небольшие храмы – кубовидные, однокупольные с тремя абсидами, с позакомарным покрытием. Храмы отличаются предельной простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Огромная сила ощущается в грузных напряженных массах таких храмов, как Петра и Павла на Синичьей горе (1185), Фомы Апостола на Мячине (1195), Ильи на Славне (1198).
Большое внимание в этот период уделяется украшению храмов фресковой росписью, покрывающей поверхности внутренних стен и сводов.Выдающимся памятником, завершившим развитие новгородской архитектуры XII века, являлась церковь “Спас-Нередица” (1198-1199). Церковь отличалась замечательными фресками. Они сплошным ковром покрывали стены и своды внутри храма и производили незабываемое впечатление своей суровой торжественностью, богатством композиции и красок. Новое в его архитектурном типе – это пониженные боковые абсиды. Памятник был разрушен фашистами в 1941 году.
В XIII и в первой половине XIV века складывается новый упрощенный тип храма: с одной алтарной абсидой вместо трех, с восьмискатным покрытием по четырем фронтонам вместо покрытия по закомарам (по сводам) и с узорчатым украшением стен в виде впадин различной формы, выкладываемых из кирпича. Примерами переходного типа храмов служат церкви Николы на Липне (1292-1294), Благовещенья на городище (1342), Спаса в Ковалеве (1345) и церковь Успенья в Волотове (1352). Все храмы имели великолепную фресковую роспись. В 1941 году они также были разрушены фашистами.
Расцвет новгородского зодчества относится ко второй половине XIV века – периоду экономического могущества новгородской купеческой республики. Один из лучших памятников того времени – церковь Федора Стратилата на Торговой стороне (1361-1362).
В архитектуре этого памятника новые формы нашли свое наиболее совершенное выражение. Замечательны фасады, увенчанные типично новгородскими фронтонами, скульптурная пластика стен, барабана и купола. Тяжеловесность форм предшествующего периода сменилась здесь более стройными пропорциями. Частично сохранилась древняя роспись храма XIV века, школы знаменитого живописца Феофана Грека.
Не менее прекрасен, несмотря па некоторое обилие декораций, Спасо-Преображенский собор на Торговой стороне (1374). Памятник известен подлинными фресками Феофана Грека.
Следует также отметить стройную церковь Петра и Павла на Софийской стороне с изящным узором из треугольных впадин на фронтонах и барабане главы.
Новгородские церкви XI-XIV вв. / Архитектура Древней Руси / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Архитектура Древней Руси
Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045-1050 гг.), был построен Софийский собор с пятинефным внутренним пространством строгий, композиционно собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил до наших дней свои основные черты, и прежде всего монументальность и лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня, кирпич использован лишь частично – в кладке арок, окон, порталов. Фасады собора расчленяются широкими пилястрами — лопатками, которые выражают внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения, соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над башней, ведущей на хоры, находится еще одна — шестая глава. Внешний облик собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль играют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды, так же как в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае исключительно фресками.
В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления. Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским периодом, строятся церкви однокупольного типа. Новгородские церкви XII в. характеризуются сниженными вспомогательными арками парусов, овальными очертаниями апсид и барабанами с куполами. Фасады украшены арочным фризом. Подобные формы применяются и в ранней архитектуре Пскова.
Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII в.), в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма — необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной чисти здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и только один купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи — характерная черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси, обнаруживается и здесь, па фасадах Нередицы — трехчастное деление, внутренние своды определили появление арок-закомар, на восточной стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды.
Единственный купол поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как и во всех древнерусских храмах, был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют. Слегка неровные, «текучие» линии штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар придают сооружению мягкую пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана фресками — от пола и до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричнево-красноватыми полосами на отдельные большие поля, нередко даже не совпадающие с границами архитектурных членений.Близка по своему типу к Нередице церковь в Старой Ладоге, относящаяся к XII веку, в которой сохранились остатки замечательных фресок того же времени.
Новгородские церкви в XIII в. сохраняют первоначальную планировку. Конструкция имеет один купол с четырьмя пилонами. Но здесь происходят определенные изменения: так, вместо сводов цилиндрических используются своды полуцилиндрические, совершенно неизвестные в византийской архитектуре. Это оказывает влияние и на внешний вид церквей.
Новгородские церкви XIV века всегда очень скромны но размерам. При сохранении кубической формы, наблюдаемой в церкви Спаса-Нередицы, в них уже другая система покрытия.
Читайте также:
Источники
Новгородское зодчество-презентация по мировой культуреСайт учителя МХК
«Новгородское зодчество» – презентация по мхк, которая познакомит с выдающимися памятниками архитектуры Древней Руси. На этот раз нас ждёт Древний Новгород, его удивительной красоты и мощи храмы. Большинство памятников древнерусского зодчества XII столетия, сохранившихся до наших дней – новгородские. Это не случайно.
Новгородское зодчество
«Уже на заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, — тем, что мы русские» Дмитрий Лихачёв
«Храмов, подобных новгородским, мы нигде не находим» Михаил Алпатов
В то время как в Приднепровье, Рязанской, Владимиро-Суздальской землях не строили, а, в лучшем случае, восстанавливали разрушенное во время нашествия Батыя, в Новгороде и Пскове, счастливо избежавших страшной участи сожжённых или стёртых с лица земли русских городов, строятся величественные каменные храмы.
Георгиевский собор Юрьева монастыря и Николо-Дворищенский собор
Невелика, но на века
В 1136 году Новгород превратился в вечевую республику. Своеобразие общественной жизни отразилось в изобразительном искусстве и в архитектуре Новгорода. Для сооружений Древнего Новгорода характерны суровая простота, лаконизм, богатырская мощь.
В середине 12 века в Новгороде возникает множество небольших приходских храмов, отличающихся простотой и тем, что венчает их лишь одна глава. Новгородские церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса Преображения на Ильине улице при всей своей простоте и суровости восхищают совершенством пропорций и благородством линий.
Новгородские храмы церковь Николы на Липне, Фёдора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине улице
В XV веке храмы по-прежнему являются и святынями, и твердынями. В них заключена богатырская сила, которая отвечала духу времени и нравам новгородцев. Храмы Новгорода служили идеальным местом для хранения товаров и различных ценностей.
Бросается в глаза, что стены многих новгородских храмов сложены не по отвесу. Кривизна возведённых без отвеса стен придаёт храмам Древнего Новгорода своеобразную, «скульптурность», пластичность.
Новгород раскинулся среди широких лугов. Чтобы архитектура не потерялась среди равнинного пейзажа, она должна была обладать монументальностью, обобщённостью форм. Эпическая простота, строгость, внушительная сила – эстетический идеал Древнего Новгорода.
Храм Мирожского монастыря
Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознесшегося, время попирая.
Великий Новгород и древний Псков —
Нас от врага спасавшие твердыни —
Вот что в искусстве старых мастеров
Пленяет нас и радует поныне.
Был точен глаз их, воля их крепка,
Был красоты полет в дерзаньях отчих.
Они умели строить на века.
Благословим же труд безвестных зодчих!
Всеволод Рождественский
Познакомиться с выдающимися памятниками новгородского зодчества вы сможете, скачав по ссылке презентацию «Новгородское зодчество». Настоятельно советую открывать презентацию в PowerPointe, так как в противном случае возможно некорректное воспроизведение слайдов.
Предлагаю посмотреть небольшой фильм об истории Древнего Новгорода
Буду рада, если моя презентация окажется интересной и полезной!
На моём сайте вы найдёте ещё несколько презентаций, посвящённых древнерусскому искусству:
Удачи!
Понравился материал? Поделитесь!
Понравилось это:
Нравится Загрузка. ..
Архитектура Новгорода | Культура Руси
Господин Великий Новгород
Деревянная заготовка двусторонней иконки с надписями кириллицей: «Иисуса тут написать», «Онуфрия тут написать» и т. д., – очевидно прочерченными мастером под диктовку заказчика. Новгород. Рубеж XI-XII вв. ГИМ.
Каменная церковная архитектура Новгорода помимо художественного своеобразия удивительно наглядно соответствовала этапам его развития. Святая София, первый каменный городской собор Новгородской архиепископии, ставший символом республики («Къде Святая София, ту Новогород!»), была возведена князем Владимиром Ярославичем в 1045 г. в ново отстроенном детинце и навсегда осталась самым крупным собором Новгорода. Однако менее чем через столетие князья лишились доступа к детинцу и собору и отныне строились лишь вблизи своих резиденций. В 1103 г. князь Мстислав поставил церковь Благовещения на Городище, в 1113г. он же заложил церковь Николы на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенский собор), где служили попы, подчинявшиеся князю (когда архиепископ Никон не захотел венчать князя Святослава на новгородке, тот «веньцяся своим попы у святого Николы»). Но центром княжеского церковного строительства оставалось всё же городище. В начале XII в. напротив него, на левом берегу Волхова, встал княжеский Юрьев монастырь (его Георгиевский собор, возведённый в 1119 г. зодчим князя Всеволода Георгиевича — Петром, по высоте и монументальности сопоставим со Святой Софией). Незадолго до изгнания из города князь Всеволод успел заложить ещё два храма — Ивана на Опоках (1127 г.) и Успения на Торгу (1135 г.), но после этого в Новгороде князья уже не строились. Правда, на городище ещё появлялись новые церкви, но их, как ни странно, возводили из дерева: князья не решались на вложения больших средств, чувствуя непрочность своего положения.
Одновременно с угасанием княжеского строительства поднималось собственно городское церковное зодчество. Со второй половины XII в. его расцвет обозначился со всей ясностью, причём сопровождался выработкой нового, местного типа храма. Он отвечал потребностям и возможностям новых заказчиков: бояр, купцов, уличанских и других городских объединений. Вместо роскошных княжеских храмов город постепенно заполнили небольшие, довольно простые в инженерном и архитектурном отношении, сравнительно дешёвые постройки. Вместо пышных хоров, где размещалась княжеекая семья, теперь над западными сводами ставили закрытые угловые камеры, соединённые деревянным помостом. В одной камере заказчик устраивал придел памяти своего патронального святого, в другой — хранилище наиболее ценного имущества (своеобразный «церковный сейф»). По сути, это были домовые церкви, в притворах которых обычно хоронили семью ктитора (греч. «основатель», «создатель»). Среди первых храмов такого типа — церкви Благовещения Аркажского монастыря, Петра и Павла на Синичьей горе, построенная «лукиничами» (жителями Лукиной улицы), Кирилловская монастырская церковь, поставленная мастером Коровой Яковлевичем по заказу братьев Константина и Дмитра. Очевидно, что в Новгороде с начала XIII в. уже работало несколько строительных артелей, к которым иногда присоединялись и приглашённые, например из Смоленска.
На Руси у Новгорода не было сколько-нибудь сопоставимого по силам соперника: до рокового столкновения с Москвой оставалось ещё порядочно времени.
Архитектура Новгорода и Пскова XIII
Великий Новгород был одним из крупнейших городов Древней Руси и политическим центром Новгородской феодальной республики, земли которой простирались до Урала и берегов Ледовитого океана. Своеобразные экономические и социальные условия в конечном счете определили особую остроту и силу столкновения двух начал: культуры церкви и . феодальных верхов с культурой торгово-ремесленных слоев. В области идеологии это сказалось в возникшем здесь в XIV веке городском еретическом движении стригольников, отрицавших основы церковной феодальной иерархии. Явления общественной жизни наложили определенный отпечаток на художественное развитие, и в частности на зодчество.
В Новгороде в XIV—XV веках, как и раньше, храмы возводят по заказу бояр, архиепископа, купцов, корпораций уличан, как и прежде, новгородские зодчие — выходцы из городской ремесленной среды — вносят в свои произведения живую творческую мысль и народные художественные вкусы. В то же время на развитие архитектуры воздействуют и консервативные тенденции, особенно нарастающие в XV веке в связи с упорным сопротивлением новгородского боярства включению Новгорода в состав Русского централизованного государства.
Сходным с Новгородом был общественный строй его «младшего брата» — Пскова. При большом значении веча власть здесь также фактически принадлежала боярству, однако менее сильному, чем новгородское; важную роль играло купечество. Постоянная борьба на западном пограничье Руси поднимала значение народного ополчения и политический вес городских низов. Культура и искусство Пскова отличались большим, чем в Новгороде, демократизмом.
Монументальное строительство раньше возрождается в Новгороде, переживая уже в XIV веке пору блестящего расцвета. Самостоятельная псковская школа зодчества в это время только начинает слагаться, достигая расцвета в XV—XVI веках. В XIII—XIV веках, в период постепенного возрождения каменного строительства, важнейшую роль играло деревянное зодчество, оказавшее, как можно думать, существенное влияние и на развитие каменной архитектуры.
Во второй половине XIII и первой половине XIV века (то есть за целое столетие) в Новгородской земле было построено лишь несколько небольших каменных церквей. Однако даже в таких трудных условиях зодчие искали новые формы, которые придали бы цельность и художественную выразительность их скромным постройкам.
Уже а маленькой церковке Перынского скита под Новгородом (по-видимому, середина XIII века) ощутимы существенные изменения. Исчезают боковые апсиды, промежуточные фасадные лопатки; статичное позакомарное покрытие фасадов сменяется более динамичным трехлопастным. Это придало зданию монолитность и собранность. В церкви Николы на Липне (1292) при той же композиции несколько усилены декоративные элементы: линию трехлопастного завершения фасадов повторяет размещенный под нею аркатурный поясок. В первой половине XIV века поиски нового еще сосуществуют со старыми традициями. Церковь Спаса на Ковалеве (1345) повторяет исконное позакомарное завершение фасадов. Но три притвора храма, различные по величине и форме, напоминают «прирубы» деревянной церкви, а фасадные лопатки сохранены лишь на углах и как бы имитируют концы рубки «в обло». В церкви Успения на Волотовом поле (1352) упрощаются черты, отмеченные в облике церкви Николы на Липне: здесь нет наружных лопаток, и монолитный объем стройного четверика завершается трехлопастным покрытием. Асимметрично расположенные притворы придают живописность композиции. Зодчий стремится достичь единства и свободы внутреннего пространства, широко расставив столбы и скруглив их западную пару. В церкви сохранялась прекрасная фресковая роспись. Как Ковалевская, так и Волотовская церковь были разрушены во время Великой Отечественной войны.
В XIII—XIV веках новгородская строительная техника существенно изменилась. Церковь Перынского скита построена еще в типичной для XII века технике кладки из перемежающихся рядов известняковой плиты и плоских кирпичей на известковом растворе с цемянкой. Но уже в церкви Николы на Липне стены целиком сложены из отесанных лишь с лицевой стороны камней различного размера и даже различных пород. Оконные проемы, а также верхние части здания—своды и барабан — сложены из кирпича нового типа — квадратной или брусковой формы, толщиной 9—10 сантиметров. Возможно, что такой кирпич был воспринят новгородцами из соседней Риги.
Во второй половине XIV века растет экономическое и политическое могущество Новгорода. Широко развивается и монументальное строительство, опирающееся на определившиеся в XIII — начале XIV века традиции. В эту пору складывается классический тип новгородского храма, прекрасными образцами которого служат церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Это крупные здания, резко выделявшиеся из окружающей деревянной застройки. Зодчие отказываются от излишней лаконичности и делают храмы подчеркнуто нарядными. Именитых заказчиков — новгородских бояр — интересует прежде всего внешний эффект. На фасады здесь вновь возвращены членящие их лопатки, трехлопастной линии завершения вторит многолопастная кривая аркатуры, плоскости стен оживлены разнообразными нишками, бровками, декоративными крестами, создающими сочную игру светотени. Мощная апсида украшена на двухъярусной аркадой из полуваликов. Особым богатством декора и изысканностью пропорций отличается церковь Спаса на Ильине. Храм этот сохранил остатки фресковой росписи, исполненной Феофаном Греком.
Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде. План и восточный фасад
Постройки конца XIV—XV веков многократно повторяют сложившийся тип. Таковы, например, церкви Иоанна Богослова на Витке (1383), Петра и Павла в Кожевниках (1406, ил. 44) и другие. Церковь Петра и Павла полностью восстановлена в первоначальном виде, с неоштукатуренной поверхностью стен. Кладка из камней неправильной формы и различных оттенков в сочетании с лопатками и арочными перемычками, исполненными из брускового кирпича, создает здесь удивительно живописное впечатление.
Тип новгородского храма, сформировавшийся к середине XIV века, в дальнейшем продолжал применяться в строительстве около ста лет без каких-либо существенных изменений.
Так, церковь Двенадцати апостолов (1455) мало отличается от созданной за век до нее церкви Федора Стратилата. По старой схеме возведена в 60-х годах XV века церковь Симеона в Зверине монастыре и перестроена церковь Дмитрия Солунского. Конечно, в некоторых из этих построек есть новые черты и даже конструктивные изменения: появляется подцерковье (подклвг). Однако снаружи подклет никак не выражен, и общий облик храмов не меняется. Интенсивный процесс развития архитектурных форм, характерный для XIV века, в XV столетии как бы приостановился.
44. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 1406. Новгород
Показательно, что параллельно с новым строительством в Новгороде в середине XV века проводилась реконструкция храмов XII века (например, церкви Ивана на Опоках, Уверения Фрмы на Мячине и других). Реконструкция эта фактически сводилась к полной перестройке всего здания, но с повторением форм XII века. Новгородское зодчество XV века стремилось сохранить в неприкосновенности свои традиции, сопротивляясь новым веяниям, которые могли бы пойти в разрез с такой «охранительной» тенденцией. Несомненно, что это явление было связано с общей направленностью политики новгородского боярства на последнем этапе борьбы с Москвой. Когда же по тем или иным причинам новгородские правители были вынуждены прибегать к помощи приезжих зодчих, они скорее обращались на Запад, чем к Москве. Очень типично в этом отношении, что новгородский архиепископ Евфимий пригласил в 30-х — 40-х годах XV века немецких мастеров, носителей запоздалой готики. Да и сама его идея создать в центре Новгородского детинца как бы самостоятельный феодальный замок с высокой башней имеет скорее западноевропейский, чем русский характер. Этот комплекс позже был перестроен, и в более или менее первоначальном виде сохранились лишь фрагменты дворцовых помещений и большая Евфимиева палата, перекрытая готическим сводом на нервюрах, сходящихся к столбу в центре зала (ил. 46).
Троицкии собор в Пскове. Реконструкция Ю. П. Спегальского
В конце XV века Москва вооруженной рукой подчинила Новгород. Отныне все крупное строительство в Новгороде и Новгородской земле проводится по указу из Москвы. Существенно изменился и состав заказчиков, поскольку многие новгородские бояре были отправлены в другие города, а в Новгород переселены московские купцы. Конечно, сложившиеся традиции зодчества нельзя было сразу уничтожить и заменить новыми: в строительной технике и архитектурных формах построек XVI века часто еще ощущаются старые новгородские особенности. Однако основная линия развития новгородской архитектуры со времени потери Новгородом политической независимости быстро шла на сближение с общерусскими формами. Самостоятельное развитие новгородской архитектуры закончилось.
Зодчество Пскова до XIV века целиком относится к кругу новгородской архитектуры. Лишь с отделением Пскова от Новгорода и становлением его политической самостоятельности сложились предпосылки для формирования собственно псковской архитектуры. Первые признаки этого можно отметить уже в соборе Снетогорского монастыря (1310), представлявшем почти точную копию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Это повторение имело определенный идейно-политический смысл; противопоставление Снетогорского собора новгородским архитектурным формам. Видимо, Мирожский собор XII века казался псковичам олицетворением местной архитектурной традиции.
Крупнейшим памятником псковского зодчества второй половины XIV века был не дошедший до нас Троицкий собор, созданный в 1365—1367 годах на старой основе рухнувшего здания XII века. Известный нам по весьма точному рисунку конца XVII века собор сохранял существенные особенности композиции храма конца XII века: ярусность объема, пониженная западная часть (нартекс), притворы с трехлопастными фасадами и подчеркивавшие динамику здания пучковые пилястры. Угловые своды в четверть окружности были опущены, так что центральные закомары фасадов резко поднимались кверху. Постамент под барабаном, видимо, отвечающий повышенным подпружным аркам, высоко поднимал главу, имевшую сравнительно небольшой размер. Сделанная значительно позже деревянная кровля органически вошла в сложный силуэт собора, основной четверик которого приобрел шестнадцатискатное покрытие. Позже к восточным углам собора примкнули симметричные приделы в виде маленьких храмиков с восьмискатной кровлей. Таким образом, зодчий этого храма продолжил творческую переработку крестовокупольной системы, начатую русскими мастерами еще на рубеже XII—XIII веков, и как бы предвосхитил композиционные приемы русского зодчества XVI века. Последующая история Пскова более не выдвигав ла перед архитектурой задач такого масштаба и идейного значения.
Памятники псковской архитектуры XIV и второй половины XV века почти не изучены, и судить о процессе развития можно лишь очень приблизительно. Уже в XIV веке зодчие отказались от кирпича и перешли к кладке из местной плиты, что вызвало необходимость обмазки фасадов известковым раствором для предотвращения быстрого выветривания камня. Это придавало постройкам мягкость, пластичный, как бы лепной характер.
От второй половины XV века хорошо сохранилась небольшая четырехстолпная церковь Успения в Мелетове (1461—1462). Ее средняя апсида — полукруглая, а боковые — прямоугольные. При повышенных подлружных арках средние членения фасадов сильно приподняты, и плоские лощилцовые покрытия образуют такую же сложную шестнадцатискатную систему, как у Троицкого собора, видимо, вдохновлявшего псковских строителей. Такое же завершение, очевидно, имели псковская церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (1462, верх перестроен в XVI веке и некоторые храмы Довмонтова города, открытые раскопками в Пскове.
Даже в XV веке еще сохранялись многие элементы, роднившие псковское и новгородское зодчество. Это понятно: ведь обе школы объединяли общие традиции, сходные строительные материалы, тесные культурные связи. В таких условиях больше удивляет самостотельность псковского зодчества, чем его близость архитектуре Новгорода.
В XIV—XV веках псковичи значительно чаще строили оборонительные, чем культовые сооружения. Вытянутая узкой полосой вдоль грниц с Литвой и рыцарским Ливонским орденом, Псковская земля нуждалась в постоянном укреплении своих рубежей. Одной из сильнейших каменных крепостей был Изборск (1330, перестройки XV века), и сейчас поражающий суровым величием стен и башен. Во второй половине XV века в Псковской земле появились крепости, более или менее прямоугольные в плане, с башнями на углах, что позволяло обеспечить фланкирующий обстрел вдоль всего периметра стен. Это первые на Руси «регулярные» крепости.
Крупнейшей работой стало расширение у креплений самого Пскова. С 1393 по 1452 год все деревянные укрепления центральной части города — древнего детинца, который псковичи называли Кромом,— были заменены каменными стенами. Быстрое расширение территории города сопровождалось постройкой новых оборонительных линий К XVI веку общее протяжение крепостных стен Пскова достигло девяти километров.
Архитектура Новгородской Руси
Новгородское княжество находилось на севере и северо-западе Руси и располагалось по обеим сторонам реки Волхов и у озера Ильмень.
До конца X в. на Руси не было каменного зодчества, все постройки строились, в основном, из дерева. Традиции деревянного зодчества оказали влияние на последующее развитие архитектуры. Широкое же распространение каменных построек, в особенности храмов, началось со времени принятия христианства в X в. Тогда же Русь испытала сильное влияние византийских традиций, под воздействием которых проходило дальнейшее развитие древнерусской архитектуры.
Архитектура XI-XIII веков
Один из первых каменных храмов в Новгороде – Софийский собор, который был возведен в 1040-1050-х гг. Ярославом Мудрым. Собор был построен византийскими мастерами по крестово-купольной системе. Храмы такого типа сооружались на Руси только в XI в., и среди них также – Софийские соборы в Киеве и Полоцке. Храм имеет пять нефов, пять глав, двухэтажные галереи. Стены собора сложены из известняка, арки же и своды – из кирпича. Собор имеет множество росписей, первые из которых появились в конце XII в. Среди икон там содержатся известные иконы «Знамение» и Тихвинская икона Богородицы.
Замечание 1
После этого собора в течение второй половины XI в. в Новгороде не было сооружено ни одного монументального здания.
Несмотря на то, что основными зодчими того периода были мастера из Византии, в Новгороде начинает формироваться собственная архитектурная школа. В это время выделяются особенности новгородской архитектуры: специфические приемы кладки из местной плиты с прослойкой плинфы, стройные пропорции зданий.
- в 1103 г. была построена церковь Благовещения в княжеской резиденции недалеко от Новгорода; это был шестистолпный храм с лестничной башней. Чуть позже на Ярославовом дворище был сооружен Никольский собор;
- в 1117 и 1119 гг. были построены Рождественский сбор Антониева монастыря и Георгиевский собор Юрьева монастыря соответственно; по плану они схожи с церковью Благовещения – шестистолпные с лестничной башней;
- в 1127 г. возводится церковь Ивана на Опоках, представляющая собой шесистолпный собор с лестничной башней, которая не выступала наружу, но была внутри здания.
Развитие новгородского зодчества продолжается и во Пскове. В нем были построены Троицкий собор, собор Ивановского монастыря, Спасский собор Мирожского монастыря и церковь Дмитрия Солунского.
Спасский собор Мирожского монастыря имеет необычную для древнерусского зодчества композицию с выраженной снаружи центральной крестоообразной частью, а купол находится на очень широком барабане. Все это наводит на мысль, что проект создавался византийцами по заказу епископа Нифонта, а вот способ кладки говорит о том, что исполнителями были новгородские мастера.
После окончания строительства артель была переведена из Пскова в Ладогу, где в 1153 г. была сооружена церковь Климента. Храмы Старой Ладоги 1050-1060-х гг. – четырехстолпные, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные. Их интерьер прост и скромен, а на фасадах храмов почти полностью отсутствует декор.
В 1060-е гг. была построена Георгиевская церковь в Ладоге. После этого монументальное строительство в Ладоге прекратились, но возобновилось в Новгороде, куда, по всей видимости, переехала строительная артель. Многие храмы этого периода не дошли до нас (Успения в Аркажах, Спаса в Хутынском монастыре), но некоторые все же сохранились – церковь Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Спаса на Нередице. Храмы второй половины XII в. строятся уже не по княжескому заказу, а по боярскому. Единственная церковь, заказанная князем, это церковь Спаса на Нередице, которая отличается значительным упрощением внешнего вида.
Вообще, в течение XII в. в Новгороде ведется широкое строительство, что может говорить о возможном разделении строительной артели на две части.
Замечание 2
Во время татаро-монгольского нашествия в XIII в. новгородская архитектура некоторое время переживает упадок, хоть Новгород и не был захвачен войсками орды.
Архитектура XIV-XV веков
В XIV-XV вв. строительство возобновляется: первым каменным храмом того периода была церковь Николы на Липне.
К XV в. благодаря обширному сооружению соборов, церквей, монастырей, гражданских и жилых построек, Новгород стал большим архитектурным комплексом. В этот период заметно влияние западноевропейских традиций на архитектуру Новгорода. Это видно на примере церкви Федора Стратилата на Ручью, где прослеживаются черты романского стиля, и Владычей палаты, в которой имеются характерные готические особенности.
Поскольку Новгород активно взаимодействовал с европейскими странами, иностранные мастера зачастую приезжали в него – так, итальянский мастер иконописи Феофан расписывал церковь Спаса Преображения на Ильиной улице.
Для церквей XIV-XV вв. было характерно:
- меньшие размеры по сравнению с церквями XI-XII вв.;
- вместо кирпича в возведении стен использовался разноцветный камень;
- трехлопастное завершение стен, вытеснение трехапсидности в пользу одноапсидности;
- украшение барабанов куполов простым, но выразительным орнаментом;
- суровость храмов этого периода сочетается с изяществом.
В этот период возводятся церковь Петра и Павла в Кожевниках, церковь 12 апостолов в Пропастех, а также некоторые другие храмы, в которых новгородская архитектура предстает в своем классическом виде.
Архитектура Новгорода развивалась, удивительным образом сочетая в себе местные традиции и черты других архитектурных стилей (западноевропейских, византийских), в результате чего, выработался характерный для этого княжества архитектурный стиль. Зодчество Новгорода, как остальных древнерусских центров, представлено, в основном, храмами, поскольку это были одни из значимых сооружений того времени, на строительство которых не жалели материала, поэтому они дошли до современности. Каждый из этих соборов и церквей представляет особую ценность, свидетельствующую о высоком мастерстве новгородских зодчих.
Едем в Великий Новгород: самое грандиозное собрание
Рядом со «Знамением» можно увидеть фигурку голубя. С ней связано еще одно городское предание. Когда в Новгород пришел Иван Грозный и устроил страшные казни, воды Волхова покраснели от крови, а летевший по небу голубь был настолько потрясен увиденными жестокостями, что присел на крест да там и остался, не в силах лететь после увиденного.
На западном портале собора рассмотрите Магдебургские, они же Сигтунские, врата. Это двери XII века, сделанные в Германии, попавшие в качестве военного трофея в шведский город Сигтуна, который позже был разорен набегом новгородцев, откуда двери и приехали к нам разобранными на части. В Новгороде их собрал местный мастер Авраам и к ветхозаветным сюжетам сделал кириллические подписи рядом с латинскими. А еще, обнаружив, что на вратах изображены их создатели Риквин и Вайсмут, Авраам решил изобразить рядом и себя, да так и подписал: «мастер Авраам». Его легко найти: он на левой створке, с молотом и клещами, на груди крест, а волосы подстрижены «под горшок». Хотя время жизни Авраама нам точно неизвестно (одни исследователи считают, что он ровесник врат (XII век), другие — что он обновлял их в XV веке), тем не менее это один из древнейших русских автопортретов.
Софийский собор действующий и открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов. В связи с эпидемией коронавируса большую часть времени собор был закрыт, поэтому расписание надо уточнять на месте.
Около звонницы — подъем на крепостную стену, боевой ход, откуда открывается первоклассный вид на реку и Торговую сторону, даже видно Юрьев монастырь и Рюриково городище. С боевого хода можно пройти в башни (не все), в одной из которых выставлены доспехи древнерусских витязей. В определенные часы можно послушать одного из лучших звонарей России Вячеслава Волхонского (расписание в кассе музея). За центральным зданием музея — Соколиный двор, на котором держат хищных птиц, охраняющих ночью кремль от голубей и ворон.
Новгородский музей-заповедник поражает не только коллекцией древнейших новгородских икон, но и удивительной археологической экспозицией. Где еще можно увидеть кусок деревянной мостовой, те самые берестяные грамоты и личные вещи их авторов?!
Из всех древнерусских городов Великий Новгород, несомненно, один из самых богатых на древнерусское искусство, архитектуру и культуру в целом. Тот факт, что в XVIII и XIX веках он стал чем-то вроде провинциальной заводи, объясняет, как ему удалось сохранить большую часть своей первоначальной топографии. | История культуры Памятники истории |
Новгород Путеводитель | Туры по России
Федеральный округ: | Северо-Западный |
Основан: | VIII – IX |
Население: | 221868 (перепись 2016) |
Площадь: | 90,08 км2 |
День города федерального значения: | 8 июня |
Великий Новгород, называемый просто Новгородом, был первой официальной столицей России и одним из самых интересных городов России, в котором находятся одни из величайших архитектурных шедевров России с богатой историей.Хотя название города переводится как «Новый город», это одно из старейших поселений в России. Новгородский кремль – старейший в России, датируемый 864 годом. Собор Святой Софии доминирует в структуре Кремля. Он был построен между 1045 и 1050 годами под патронатом Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Это лучше всего сохранившаяся из церквей XI века, вероятно, самая старая из сохранившихся построек в России и первая из них, представляющая оригинальные черты русской архитектуры (строгие каменные стены, пять шлемовидных куполов).Он украшен красивыми фресками 12 века и иконами. Также внутри Кремля находится самый старый дворец в России, самая старая колокольня и самая старая русская башня с часами. Сразу за Софийским собором находится бронзовый монумент «Тысячелетие России», открытый в 1862 году. В нем представлены самые важные деятели истории страны, цари, патриархи и деятели культуры.
Еще один примечательный памятник – Никольский собор при Ярославовском дворе.Этот собор был построен для хранения иконы, которая, как считается, обладает магической силой. В Новгороде также находится Юрьев монастырь, средневековый религиозный комплекс, построенный в 1030 году на берегу реки Волкова. Недалеко от главного города находится Музей деревянного зодчества. Он находится в одном из самых живописных районов региона, и он действительно дает вам почувствовать, как люди жили все те годы назад. На территории музея часто проводятся народные и промысловые гуляния.
Добраться до Новгорода можно прямо с Санкт-Петербурга.Петербург или Москва. Ежедневно ходят ночные поезда до Москвы, а в летние месяцы вы можете взять автобус, но это очень долгий путь. Из Санкт-Петербурга ежедневно ходят 3 поезда, время в пути примерно 2-3 часа. Это легкая однодневная поездка из Санкт-Петербурга, но, если вы не хотите спешить, можно посоветовать переночевать там.
Достопримечательности
Новгородский Кремль и Софийский собор
Это старейший Кремль в России.Постройка датируется 864 годом. Самым известным зданием Кремля является Софийский собор. Построен между 1045 и 1050 годами под патронатом Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Это лучше всего сохранившаяся из церквей XI века, вероятно, самая старая из сохранившихся построек в России и первая из сохранившихся оригинальных черт русской архитектуры.
Витославлицкий музей деревянного зодчества
Музей под открытым небом – одно из самых живописных мест Новгородской области.Здесь можно увидеть старые деревянные дома, избы, церкви, привезенные со всей Новгородской области. Музей даст вам представление о том, как жители Новгорода жили в прошлом. Витославлицы славятся народными и торговыми гуляниями, рождественскими гаданиями, здесь ежегодно проводится Международный фестиваль колокольного звона.
Ярославский суд
Ярославов двор – архитектурный комплекс на торговой стороне Великого Новгорода.Район включает Торговый рынок, Собор Св. Николая, Церковь Св. Прокопия и Церковь Мироносиц. Двор назван в честь Ярослава Мудрого, построившего здесь дворец во время своего правления в 988–1015 годах.
Юрьев монастырь
Юрьев монастырь, средневековый религиозный комплекс, построенный в 1030 году на берегу реки Волкова, считается старейшим в России. По легенде, деревянный монастырь был основан в 1030 году Ярославом Мудрым (христианское имя Георгий).Георгиевский собор поразит своими размерами и красотой, ведь изначально он задумывался, чтобы по величию превзойти даже Софийский собор.
Туры в Новгород
Две столицы и Великий Новгород
8 дней и 7 ночей
В этом туре вы фактически увидите три столицы: Москву, политическую столицу России; Санкт-Петербург, который считается культурной столицей России, а также Новгород, древняя столица России – вы будете очарованы его безмятежностью и средневековой атмосферой
Групповой тур Taste Of Russia от Интуриста
8 дней и 7 ночей
Познакомьтесь с русской культурой, традициями и образом жизни, посетив 3 совершенно разных города: крупнейший мегаполис Европы Москва, провинциальный Новгород с духом средневековой России и великолепный Санкт-Петербург.Петербург с блестящими дворцами в стиле барокко и романтическими каналами.
Древняя Русь, начало
6 дней и 5 ночей
Среднеевропейская часть России известна своими древними городами.В этом туре вы сделаете остановки в важнейших городах Серебряного кольца – Великом Новгороде, Пскове, Изборске и Печорах. В каждом из этих городов находятся уникальные памятники истории и культуры России.
Новгород – объект всемирного наследия
Новгород: Исторический центр Новгорода (запад) и Новгородский кремль Новгород, область и район Новгорода, Российская ФедерацияНовгород: Исторический центр Новгорода (восток) с кластером Ярославского двора и Знаменским монастырем Богородицы Новгород, область и район Новгорода, Российская Федерация
Новгород: Зверинский монастырь и его окрестности Новгород, Новгородская область и район, Российская Федерация
Новгород: Свято-Антониев монастырь Новгород, Новгородская область и район, Российская Федерация
Новгород: Храм Рождества Христова на Поле Новгород, Новгородская область и район, Российская Федерация
Новгород: Церковь Спасителя на Нередице Нередица, Новгородская область и район, Российская Федерация
Новгород: Остатки Благовещенской церкви в Городище Городище, Новгородская область и район, Российская Федерация
Новгород: Перынский монастырь Новгород, Новгородская область и район, Российская Федерация
Новгород: Юрьев монастырь Новгород, Новгородская область и район, Российская Федерация
Новгород: Храмы на озере Мячино: Церковь Иоанна Милостыни и Церковь Воскресения Новгород, Новгородская область и район, Российская Федерация
Новгород: Церковь Святых Петра и Павла на Сильнище Сильнище, Новгородская область и район, Российская Федерация
Великий Новгород – место рождения России
Великий Новгород – единственное место, где можно открыть для себя весь спектр тех эмоциональных переживаний, которые так дороги и важны каждому гражданину нашей страны: богатство души России, неразрывная связь с великой и славной историей. страны и прикосновение к живой старине.Вы можете сказать, что знаете свою страну, только после того, как побываете на древних землях Новгорода, на родине России.
Это единственное место, где можно прикоснуться к живой истории, более древней, чем сама Россия, и самому увидеть, «откуда возникла русская земля»: ее православные верования и обычаи, или Православие, грамотность, демократия и государственность. . Вы перенесетесь на десять веков назад и насладитесь старинным гостеприимством Новгорода.
Вы увидите легендарную реку Волхов, главный водный путь знаменитого средневекового торгового пути от варягов до греков.Много веков назад по реке плыли многочисленные конвои торговых судов, груженные товарами из далеких стран: роскошными тканями, цветными металлами, редкими винами и янтарем. Сегодня это популярное место для купания и катания на водных мотоциклах по зеркальной глади реки, которая до сих пор скрывает множество неразгаданных загадок. Следуя за гениями Рахманинова, Достоевского, Державина и Ахматовой, вы почувствуете пульс времени на запястье истории, вдохновленный этим удивительным городом, одновременно таким древним и мирным, ярким и молодым.
Как будто предугадывая ваши желания, Великий Новгород удивит вас всем, что вы ищете в глубине души. Это ваш выбор, что бы вы хотели больше всего: расслабиться от шума и суеты городской жизни, наслаждаясь прогулкой по старинным улочкам и любуясь сокровищами русской архитектуры в историческом центре города, или предаваться сюрпризу занятого раннего утра. и поздняя ночная жизнь в городе.
Вы можете быть абсолютно уверены, что побывав однажды в Великом Новгороде, вы будете возвращаться, чтобы полюбоваться загадками русской истории, разгаданными на Новгородчине (землях Новгорода), и ощутить таинственную русскую душу, воспетую русскими классиками.
Великий Новгород – колыбель российской государственности
Новгородская земля – единственное место, где можно вдохнуть воздух, некогда наполнявший грудь зарождающейся Руси. Великий Новгород был первым, кто познакомил Россию с управлением республиканским государством, и его исторический пример всегда привлекал сторонников демократического развития в нашей стране.
Обязательно посетите Рюриково Городище.Д.С.Лихачев называл его одним из самых прекрасных мест в мире, и оно напрямую связано с истоками российской государственности. Князь Рюрик стоял здесь со своей дружиной (войсками) в 9 веке после того, как славяне призвали его править. Он основал династию Рюриковичей, которая стояла во главе Российского государства более 700 лет и дал этой земле новое имя «Русь».
Начиная с XII века, Новгород «выбирал князей по собственному желанию», т.е. князей приглашали «работать подрядчиками».Если принц не оправдывал его ожиданий, его выставляли на обозрение. Даже Александру Невскому не удалось избежать этой участи. Однако, когда тевтонские рыцари достигли Новгорода, Александру было позволено вернуться к власти.
Сказка о призвании Рюрика в Новгород стала официальным поводом для празднования 1000-летия Руси. В ознаменование этого события император Александр II в 1862 году организовал строительство грандиозного памятника Тысячелетию России в центре Новгородского кремля.Теперь он продолжает добавлять красоту Новгородского Кремля и напоминать нам о заслуженном статусе Новгорода Отца городов русских.
Великий Новгород – родина русской демократии
Великий Новгород, дерзкий и непокорный северянин, всегда отличался вольнодумством и независимостью своего народа. Образ Новгорода как «вольного», или свободного Новгорода, стал частью национального сознания: Новгородская республика – один из первых примеров демократического строя.Во времена правления князя Ярослава Мудрого (Мудрого) потомки вождей племен, поселившихся в Новгороде, получили особые права и налоговые льготы, в том числе право самоуправления в конце XI века. Глубокие гулкие звуки вечевого колокола вызывали древних новгородцев на вече, где на этом народном собрании принимались важнейшие решения республиканского уровня.
Начиная с 12 века новгородцы решили выбирать себе князей по своему желанию.С каждым новым принцем они обсуждали пределы его власти и цену его службы. Власть делилась между князем и посадником, которого тоже избирали «достойнейшие люди» на вече. Новгородскому князю никогда не разрешалось проводить суд или назначать своих подчиненных управлять какой-либо волостью (небольшим округом), не обсудив это с губернатором. Даже архиепископа могли выбрать на вече. Недаром в прошлом наш город всегда называли не иначе, как «свободолюбивый».Великая, славная и процветающая Новгородская республика и сегодня продолжает интересовать защитников гражданских свобод.
Его Величество Владыка Великий Новгород: так раньше назывался город своим полным именем. Его мощь и свободомыслие были настолько велики и могущественны, что не успел Иван IV Грозный захватить Новгород в кровопролитной битве, как он приказал снять вечевой колокол, прилюдно его хлестать, а затем выдернуть язык, чтобы голос свободы умолк.
Великий Новгород – место рождения Православной Руси
Православные паломники со всей России страстно стремятся посетить Великий Новгород, чтобы прикоснуться к священным христианским местам, почитаемым с давних времен.Стены новгородских храмов, пропитанные молитвами, дышат мудростью прошлых веков, а чудотворные иконы, до сих пор охраняющие город, излучают божественную благодать.
Впечатляющий Софийский собор был возведен в Новгороде еще в X веке. Самый древний русский каменный храм Святой Софии всегда был важным элементом не только религиозной и гражданской жизни Новгорода, но и его духовной сущностью. Князь Мстислав Удалой (Дерзкий) имел все основания сказать в XIII веке: «Где святая София, там стоит Новгород».По преданию, голубь, сидящий на золотом куполе собора, охраняет город от невезения; Летописи сообщают, что Великий Новгород находится под покровительством Святой Софии, Святой Премудрости.
Сегодня в действующем Софийском соборе хранится одна из святынь Новгорода – икона Знамения Богоматери. Легенда гласит, что в XII веке он принес новгородцам победу над суздальцами, расстрелявшими его изображение стрелами. Богохульство не осталось безнаказанным: на новгородских врагов «пала тьма», и они в страхе перерезали друг друга.
Актуальная икона «Битва новгородских и суздальских воинов» экспонируется на крупнейшей в мире экспозиции средневековой русской иконописи в составе собрания Новгородского государственного объединенного музея, расположенного в здании бывшей Администрации, в г. Новгородский кремль. Здесь же находится первая картина русских святых, икона Святых Бориса и Глеба и величественная икона Спасителя Бдительного Ока.
Важнейшие события в истории России связаны с кольцом новгородских монастырей и женских монастырей, окружающих город, и со знаменитыми подвигами их святых основателей.Князь Александр Невский на коленях молился о победе над тевтонскими рыцарями в Георгиевском соборе Георгиевского (Юрьевского) монастыря. Святитель Варлаам Хутинский, основатель и первый настоятель Варлаамо-Хутынского монастыря, предсказал победу Ивана III над Литвой и крымским Гирей-ханом. И сегодня люди могут отдать дань уважения чудотворным мощам преподобного Варлаама.
Великий Новгород – родина грамотности в России
Самая первая книга на русском языке… Самая первая школа на Руси (Древней Руси) … Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси … Абсолютно грамотное население в те времена, когда большинство европейцев писали крест как свою подпись … Это хорошо известный Дело в том, что Анна, королева Франции и дочь Ярослава Мудрого (Мудрого), написала ему в одном из своих писем: “ В варварскую страну, в которую вы меня отправили: дома здесь мрачны, церкви уродливы, и здесь ужасные обычаи ».
Издавна Новгород был центром летописи и приверженности книжному слову.Официальные документы были не единственной формой письма на Новгородчине (новгородских землях). Даже крестьяне вели активную переписку о повседневной жизни, а также о любовных делах. Сегодня у вас также есть возможность прочитать послания, которые древние новгородцы отправляли друг другу. Археологи нашли более 1000 берестяных свитков, многие из которых принадлежат собранию Новгородского государственного объединенного музея. Среди них есть очень трогательные рисунки, принадлежащие мальчику по имени Онфим, который пытался овладеть секретами чтения и письма.
Десять веков назад внутренние стены внушительного Софийского собора были покрыты молитвами воззвания; записи различных событий религиозной и политической жизни города; и чувства прихожан о службе и проповедях. Вполне возможно, что это первая книга предложений и жалоб в Европе. Некоторые из этих надписей сохранились до сих пор.
Не пропустите прогулку по набережной и живописную тропу через красивый тенистый парк.Вы доберетесь до монастыря Святого Антония, знаменитого жилища Святого Антония, который, согласно легенде, пришел в Новгород из Италии по скале через море. Эту скалу можно найти в соборе Рождества Богородицы. В монастыре жил знаменитый Кирик Новгородец (Кирик Новгородец), первый русский математик, систематизировавший принципы календарной хронологии и астрономии.
Великий Новгород – ганзейский город
На протяжении веков Великий Новгород был связующим звеном между средневековой Европой и Русью.Задолго до того, как царь Петр Великий приступил к «открытию окна в Европу», Россия уже широко распахнула свои двери в европейские страны и широко распахнула европейские рынки. Именно Великий Новгород стал центром международной интеграции и торговли. Среди новгородских импортных товаров были цветные металлы, редкие вина, янтарь, балтийская сельдь, соль и элитные ткани, причем особенным спросом пользовались необработанные ткани. Новгородский экспорт, в свою очередь, пользовался большим спросом во всей Европе. Многие западноевропейские монархи и вельможи носили изысканные шубы и шляпы из редких новгородских мехов, таких как горностай, соболь и куница, и расхаживали в кожаных сапогах, выделанных новгородскими мастерами промысла.Русские восковые свечи мерцали на гигантских алтарях крупнейших готических соборов Европы.
Ганзейские города торговались с древнерусскими только через Новгород. Ганзейские купцы дальше на Русь не продвигались. Они продали весь свой товар в Новгороде, который затем вывезли новгородские купцы на торговые точки. Совершите короткую прогулку от Кремля по пешеходному мосту через реку Волхов, и вы окажетесь в Ярославовском дворе, средневековом рынке или Торге, где когда-то располагался один из крупнейших ганзейских офисов в Европе.Найдите время, чтобы взглянуть на прекрасно украшенную церковь Параскевы Пятницы, построенную «купцами из дальних стран». Говорят, если обойти церковь и коснуться ладонью 148 углов, удача придет в ваши дела. Молодые новгородцы трижды бегали по нему, чтобы выйти замуж; и даже сейчас вокруг него всегда остаются следы …
Традиции средневековой Ганзы, которая считается оригинальной моделью современного европейского единого рынка, легли в основу Ганзейского союза Нового времени, который был создан в 1980 году и сейчас включает более 160 городов из 15 европейских государств.
Великий Новгород – город-музей
Ничто не подарит вам ощущения такой умиротворенной радости и эстетического удовольствия, как прогулка по улицам Великого Новгорода, города настоящих жемчужин русской архитектуры. Архитектура этого старинного города поистине уникальна: разнообразие стилей и эпох завораживает. Несмотря на эклектичность, все они соединены в удивительной гармонии.
Ярославов двор – единственное место в России, где на небольшом участке земли стоят семь разных по стилю православных храмов.Узоры Новгорода, Византии и Москвы можно найти в самых удивительных сооружениях, возведенных на территории древнего рынка, или Торга. В летописях говорится, что один из храмов, то есть Свято-Николаевский собор, был построен русским архитектором Петром.
Пройдя мимо Ярославовского двора, вы увидите очаровательную Спасо-Преображенскую церковь на улице Ильина с потрясающими фресками выдающегося византийского художника Феофана Грека.
Новгородский кремль охраняет Грановитую (архиепископскую) палату – уникальное сооружение и загадку архитектуры Великого Новгорода.Это первое в России здание в готическом стиле «тридцать три двери».
Рядом с Грановитой палатой у Кремлевской стены есть место, где в 15 веке стоял Архиерейский дворец как резиденция новгородского архиепископа. Его называли «дворцом чудес», и он был хорошо известен своей сложной системой водоснабжения и канализации, в которой уже использовались некоторые современные технологии.
Это почти как прикоснуться к застывшим во времени фигурам, стоя в центре истории, когда вы посещаете «Театр времени: Троицкие раскопки», публичную экспозицию археологических памятников, которую историки точно назвали «Русской Троей».У вас есть уникальная возможность стать зрителями этого театра, декорации которого в сотни раз старше вас, и стать свидетелями сенсационных археологических находок.
Музей деревянного зодчества «Витославлицы» под открытым небом – одно из самых живописных мест, любимых новгородцами и гостями города. В нем собрана коллекция величайших образцов деревянного строительства. Шатровые крыши и луковичные купола церквей и колокольней видны внутри ворот музея и рассказывают нам о другой, совсем другой жизни.Здесь новгородцы дважды в год устраивают безграничные праздничные гулянья в честь Святок, недели между Рождеством и Новым годом и Масленицы, или карнавала «Масленичная неделя». Эти веселые и радостные торжества позволяют в полной мере окунуться в атмосферу тех неповторимых праздников.
Великий Новгород – место рождения эпического героя Садко
В Новгородских землях так замысловато переплетаются современная действительность с вымыслом. Родина России использовала свою уникальную древнюю магию, чтобы породить множество красивых легенд.
Когда вы окажетесь в самом центре города, то есть в Новгородском Кремле, прогуляйтесь по стенам Детинца (Кремля), чтобы насладиться впечатляющим видом на Софию. По дороге вы можете подойти к месту, где легендарный герой русских былин Садко возводил стены ныне несуществующего Петро-Глебского собора. Его основателя Садко принято считать олицетворением свободолюбивого духа новгородцев. Гордый и свободолюбивый купец, он жил и вел торговлю на Новгородчине (новгородских землях), приумножая славу своей родины и прославляя ее добродетели в дальних краях.
Василий Буслаев, еще один герой новгородских эпосов, высоко ценился Максимом Горьким, считавшим его образом русской дерзкой души.
Прогуливаясь по Ярославовскому двору, представьте, что вы ступили на землю, где еще до прихода ганзейских купцов занимался государственными делами другой эпический герой, богатырь Добрыня Никитич. Новгородский посадник Добрыня крестил древний русский город и, как гласит легенда, бросил пышного идола Перуна в озеро Ильмень и трижды смотрел, как он возвращается на свое место, плывя против течения.
… и прежде чем вернуться в свой комфортабельный номер в отеле, не забудьте бросить монетку в реку Волхов на удачу, чтобы убедиться, что вы вернетесь в город, который так невозможно не полюбить.
Великий Новгород – родина русских гениев
Жизнь многих выдающихся россиян тесно связана с новгородскими землями. В течение восьми лет всемирно известный писатель Федор Достоевский жил и творил свою прозу в Старой Руссе.Сегодня вы тоже можете прогуляться по очень живописным улочкам этого уютного городка, который часто посещают «Братья Карамазовы» в Старой Руссе в декорациях этого знаменитого романа. В имении Званка Новгородской губернии прославленный поэт Гаврила Державин обрел покой в своей вечно беспокойной душе. Загадочная дама Серебряного века русской поэзии Анна Ахматова глубоко влюбилась в Великий Новгород, написав о неразрывной связи между ними:
«Ибо у меня капля крови крошечная
От тебя, новгородская земля. .
Это мое, кубик льда в игристом вине ».
Для великого музыканта Сергея Рахманинова Великий Новгород стал особенным, неповторимым и родным его сердцу местом. Гениальный русский пианист и композитор родился в Новгородской губернии и страстно полюбил этот древний город, который он называл своей малой родиной и которому он был очень обязан своим музыкальным вдохновением. Стоя сегодня у Софийской колокольни и прислушиваясь к мелодичным перезвонам, сразу вспоминаешь знаменитые слова Рахманинова:
«Одно из самых дорогих детских воспоминаний связано с четырьмя нотами, которые звонили колокола новгородского Софийского собора.Звонари были настоящими исполнителями. Четыре ноты соединились в постоянно повторяющуюся мелодию: четыре серебряных плачущих ноты звенят под постоянно меняющийся аккомпанемент ».
Много лет спустя, находясь в эмиграции, Рахманинов признался, как отчаянно скучал по звона новгородских колоколов. Новгородцы чтят своего великого земляка. Годовая программа «Дней памяти Сергея Рахманинова» проводится осенью и весной. Два других связанных мероприятия проводятся дважды за пять лет: Международный конкурс юных пианистов и С.Международный фестиваль В. Рахманинова. Последний традиционно представляет выдающихся мастеров музыкального искусства, признанных критиками всего мира живыми символами «всего лучшего в музыкальном искусстве».
Православная Церковь: история, доктрина, искусство и архитектура | |
Часть первая: Новгород | |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Вид на Новгородский кремль со стороны реки Волхов, ул.София слева. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Стена Новгородского кремля Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Софийский собор в Новгороде.Построено
1045-1062 гг. При князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого. Посвящается
Святая София, или «Святая Премудрость», чтобы напомнить о великих церквях
такое же название в Константинополе и Киеве. Окна меньше и уже
чем София в Киеве, которая показывает влияние холода и
влажный местный климат (см. Hamilton 39-43). Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | г.София с юга. Обратите внимание, что центральный золотой купол не соответствует остальным. Самые ранние русские церкви имели купола в виде шлемов, с более выпуклыми луковичными куполами. в Новгороде (а впоследствии и в остальной России) в середине XII в. век. Центральный купол этого собора датируется XII веком. а боковые купола, замененные позже, типичны для 15-го и 16 века (ср.Гамильтон 42-43). |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Святая София с Запада |
Щелкните изображение, чтобы просмотреть его полностью | Бронзовые двери Мадебург на западном фасаде Святая София. Двери XII века изображают сцены из Ветхий и Новый Заветы. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Бронзовые двери крупным планом |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Колокольня, примыкающая к Софийской церкви, датируется с 15 века. Отдельные колокольни – заимствование новгородских город-побратим, Псков, где ранние церкви были слишком малы, чтобы поддерживать колокольни.Музыкальные инструменты запрещены в Русской Православной церкви. службы, а колокола играют очень важную роль в призвании верующих совершать богослужения перед служением, во время самого богослужения и по его завершении. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Вид на Софиевскую сторону Новгорода, где
Кремль и Собор Св.Софья найдена. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Вид на Торговый квартал Новгорода.
Река Волхов разделяет две половины древнего города. Торговля
был очень важен для Новгорода, который находился в районе, который был
с точки зрения сельского хозяйства маргинальна, но хорошо подходит в качестве самой восточной базы
Ганзейский союз.Гамильтон пишет: «Веками Новгород был
активен как торговый центр; ее политические институты и ее социальные
обычаи основывались на независимом, коммерческом и разумном демократическом
образ жизни »( Искусство и архитектура России 130). Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | По словам Гамильтона, «Внешний вид
была частью новгородской архитектуры: шероховатые поверхности, неровности
линий и частые отклонения от вертикали приводят к тому, что многие из более мелких
церквей эффект того, что они были вылеплены, как гончарная глина,
«ручной работы» »( Искусство и архитектура России 39) Фото Уильяма П.Тишлер, 1999 г. |
Щелкните изображение, чтобы увидеть его полностью | Церковь Святого Ивана, в Торговом квартале,
датируется 12 веком. Эта маленькая церковь показывает развитие
от византийской архитектуры к более русскому стилю. Хотя
шлемовидный купол византийский, церковь имеет многоугольную форму
и наклонная линия крыши. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Щелкните изображение, чтобы увидеть его полностью | Церковь Преображения Господня (1374 г.) также купеческая церковь. Скатная крыша – еще одна новинка северного дизайна, для избавления от льда и снега. Материальное богатство новгородских купцов-меценатов видно в нанесенном орнаменте религиозных крестов на внешней стороне (ср.Гамильтон 47). |
Щелкните изображение, чтобы увидеть его полностью | Апсида, Преображенская церковь |
Щелкните изображение, чтобы увидеть его полностью | Деталь купола Преображенской церкви |
Щелкните изображение, чтобы увидеть его полностью | Юрьев Стена (г.Георгия) Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Собор Святого Георгия (1119-1130), с колокольня в фоновом режиме. Построен русским мастером Петром. архитектор. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Собор Св.Георгия (1119-1130), в Юрьев монастырь. Высота и почти кубический вид этого здания демонстрирует дальнейшее развитие русского церковного зодчества. Тогда как Святая София имеет традиционную византийскую широту, движение в России, особенно на Севере, будет к большей высоте. Еще одна тенденция был в сторону большей простоты (см. Гамильтон 43-44). |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Интерьер Собора Св.Джордж. Уведомление
драматическое освещение, вызванное характерными узкими высокими окнами
северных церквей. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Фреска на куполе Георгиевского собора. Эти фрески не современны остальной части здания, но датируются 19 веком.Центральная фреска в установленных рамках. Византийского декора: Христос Вседержитель [“Вседержитель”] в главном куполе в окружении святых. |
Далее > |
Великий Новгород – туры, экскурсии, музеи, достопримечательности
Великий Новгород или Великий Новгород – один из древнейших городов России, расположенный в 200 км от Санкт-Петербурга. Петербург.Население составляет чуть более 220 тысяч человек. Город расположен на реке Волхов, которая вытекает из Озеро Ильмень в шести километрах. Можно сказать, что именно здесь началась история самой России – как Город был основан князем Рюриком, основателем государства Российского.
Откройте для себя Великий Новгород вместе с нами!
День в Великом Новгороде
1 день
Откройте для себя Древнюю Русь во время однодневной поездки в Великий Новгород.
2 дня и 1 ночь в Великом Новгороде
2 дня и 1 ночь
Проведите уникальные выходные в Новгороде, вы откроете для себя один из старейших городов России, его основные достопримечательности. таких как Новгородский Кремль и Собор Св.София
Мастер-класс по созданию украшений.
2 часа
Приглашаем вас принять участие в мастер-классе по созданию украшений в историческом центре Новгорода. Вы насладитесь народными промыслами и сделаете уникальный русский сувенир.
Интересные факты
- Мощеные улицы Новгорода технически превосходили улицы средневекового Парижа или Лондона.Мощение Улицы смогли выдержать все проезжающие телеги.
- Уникальные артефакты средневекового Новгорода, к радости историков, – это находки древних документы, начертанные на бересте. Встречается на разных сайтах по всему городу, сегодня их более 1000, причем содержание, охватывающее коммерческие сделки, любовные письма, рецепты, библейские комментарии и даже студенческие каракули. В берестяные документы показывают, что грамотность была широко распространена в раннем Новгороде, охватывая женщин и простых рабочих. люди.
- В Софийском соборе стоит крест с изображением Голубя. С этим образом связана городская легенда – якобы птица застыла от ужаса, увидев зверства, совершенные против горожан приспешники Ивана Грозного.
- Удаленное расположение Новгорода на севере спасло его от тотального разрушения, которое было нанесено другим российским городам в 1230-е годы войсками монгольского военачальника Бату-хана. Таким образом, первоначальный облик Новгорода сохранился до этот день.
История города
Точная дата основания города не может быть названа, но историки предполагают дату 8-го и 9 века. Древнерусские летописи утверждают, что Новгород был самым ранним городом государства Российского, когда Великий князь Рюрик был приглашен жителями города «прийти и править нами» – в 862 году нашей эры.
В XII-XV вв. Новгород имел статус независимой республики, власть которой исходила от Балтийские берега до Уральских гор.Это было государство со своей правовой системой и исполнительными органами, а также мощная экономика – и хотел отделиться от остальной России. Пока Русь была ослаблена татаро-монгольскими оккупации, у Москвы не было ответа на эту угрозу – но как только Москва свергла своих монгольских сюзеренов, она начала действовать. быстро положить конец независимости Новгорода и присоединить город к Московскому княжеству в конце 15 века.
Под властью москвичей экономические успехи Новгорода пошли на убыль, и он стал провинциальным городом. административный центр Новгородской области.
Близость к границе означала, что Новогорд был оккупирован армией Третьего рейха во время Второй мировой войны и сильно пострадал. Многие памятники культуры пришлось восстановлен после войны. Послевоенные инвестиции в город привели к появлению ряда новых промышленных предприятий, а также а также восстановление исторического центра города.
Официальный титул Новгорода дал ему аристократический статус – «Его Высочество Новгород». Название исчезло в советское время, но было специально восстановлен в 1999 году, чтобы подтвердить особый статус города.
Сегодня, Великий Новгород архитектура представляет собой смесь средневековых построек и ряда современных зданий.
Решением ЮНЕСКО от 1992 года исторические места города и его окрестностей были поставлены под охрану ЮНЕСКО.
Отправьте нам запрос, чтобы узнать всю интересующую вас информацию. Этот запрос является бесплатным и без обязательств.
Летняя интенсивная программа русского языка в Великом Новгороде
Plus Достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга.Санкт-Петербург
Эта программа предлагает необыкновенный личный опыт России, который включает интенсивное изучение русского языка и культуры в старейшем российском городе, называемом «Родина России», Великим Новгородом, а также культурные туры в Санкт-Петербург и Москву. В Новгороде студенты учатся в Новгородском государственном университете и живут в семьях с русскими. Курсовая работа включает фонетику, грамматику, разговорную речь, письмо и чтение о русской культуре и повседневной жизни.Все занятия ведутся специалистами-носителями русского языка как иностранного. Туры и экскурсии по Новгородской области и более длительные туры в Москву и Санкт-Петербург и его окрестности (Петергоф и Павловск).
Новгород , красивый город на берегу реки Волхов, является первым городом, основанным в России (859 г. н.э.). На протяжении веков он служил речным портом и городом-посредником на торговом пути из Европы в Византию. Новгород почти на три века старше Москвы и примерно на пять с половиной веков старше Санкт-Петербурга.Петербург. Среди многих древних городов России Новгород является одним из величайших хранилищ средневекового искусства с множеством красивых церквей и монастырей (XI-XVII вв. – Софийский собор является старейшим в России). Новгородский кремль – сердце города. Летописи впервые упоминают о нем около 1044 года. Он был перестроен в конце 15 века и имеет мощный средневековый облик. Многие из самых известных достопримечательностей Новгорода находятся в Кремле. Среди них – Памятник тысячелетию России, знаменитый историко-архитектурный и художественный музей, церковь Св.Софийский собор. В соборе хранится национальная реликвия России – чудотворная икона Знаменской Богоматери XII века. Главный вход в собор украшают отлитые в Магдебурге (Германия) бронзовые ворота XII века, украшенные сценами из Ветхого и Нового Завета. На правом берегу реки Волчов (напротив Кремля) находится усадьба князя Ярослава (увлекательная серия архитектурных памятников XII-XVIII веков) и средневековый рынок (который был сезонной торговой галереей с общественными зернохранилищами и оживленной атмосферой). склады).Недалеко от Новгорода находится необыкновенный музей народного деревянного зодчества под открытым небом Витославлицы, который предлагает запоминающееся изображение домов, мельниц, общественных зданий и церквей, в которых русские жили на протяжении многих веков.
« Москва , сколько всего сливается для русского сердца в этом звуке!» сказал Александр Пушкин о крупнейшем городе России, основанном в 1147 году Юрием Долгоруким, построившим крепость (Кремль) на холме над Москвой-рекой. В конце пятнадцатого века были построены новые мощные стены и башни, которые мы видим сейчас.Для студентов будут организованы экскурсии на Красную площадь, Кремль, Третьяковскую галерею, а также общая экскурсия по городу на автобусе с короткими остановками в различных интересных местах.
Санкт-Петербург великолепен и красив, не похож ни на один город мира. Студенты посетят Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, Русский музей, Художественный музей Эрмитаж, царские загородные дворцы в Павловске и Петергоф с его великолепными парками с позолоченными статуями, красивыми садами и бесчисленными фонтанами.Наш визит соответствует волшебному периоду «Белых ночей», который, возможно, лучше всего оценить во время ночной прогулки на лодке по каналам.
Условия проживания: Студенты проживают в домашних условиях в русских семьях и питаются в принимающих семьях. Пребывание в отеле может быть организовано для тех, кто не желает проживать в семье.
Туры и экскурсии: в Новгороде и Новгородской области и длительные туры в Москву, Санкт-Петербург и его окрестности (Петергоф и Павловск).
Открыт для всех: Предварительное знание русского языка не требуется. Программа также открыта для студентов, которые в настоящее время не учатся в Университете Майами. Начальный, средний и продвинутый уровни обучения.
Предварительные требования:
- Начинающие студенты (199.B): предварительных требований нет.
- Студенты среднего уровня (299.B): изучали русский язык не менее одного года
- Студенты Pre-Advanced (399.B): изучали русский язык не менее двух лет
- Продвинутый (499.Б): взяли не менее трех лет русского
Обязательный компонент: RUS 105 – «Россия и русские» – это предварительный культурный компонент Новгородской программы для студентов Университета Майами. В дополнение к изложению конкретных практических элементов программы, она предназначена для ознакомления студентов с российским мировоззрением и особыми культурными сокровищами трех следующих друг за другом столиц России: Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Этот спринт-курс с зачетом / без зачета начинается 4 февраля 2013 г., сразу после 1 февраля, когда истечет крайний срок подачи заявок на участие в Новгородской программе.
Кредит: 6 кредитных часов Университета Майами для студентов. 4 кредитных часа для аспирантов.
Стоимость: Окончательные затраты подлежат определению. Включает в себя все расходы по России (проживание и питание, экскурсии, обучение, туры по Москве и Санкт-Петербургу). Не включены авиабилеты до Санкт-Петербурга и билеты в театр. Тарифы могут быть незначительными.
Стипендии: Гранты на поездки доступны для студентов Майами, любезно предоставленные Центром Хэвигхерст и Управлением непрерывного обучения.
Предоставление: Программа может быть отменена, если она не охватит минимум 10 студентов.
Образец Itiniery