Немецкая готика архитектура: Немецкая готика, разновидности стиля, 60 фото

Немецкая готика — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Просмотры: 10 240

Скачать как PDF

Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны. Созданная германскими королями Священная Римская империя распалась на ряд самостоятельных княжеств. С 30-х годов XIII века

Мариенкирхе в Любеке

начался закат немецкого рыцарства, а с ним и феодальной рыцарской культуры. Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. «Французская манера» лишилась в Германии своего ликующего оптимизма, упорядоченности, размеренности ритма. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух. Отражая сложные конфликты в жизни страны, они резче подчеркнули контрасты, заострили экспрессию образов, придали им драматическую, подчас экзальтированную одухотворённость. Оттого в Германии готика получила более отвлечённой, мистической, но страстной по силе выражения характера.

Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это — в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству.

Как и в других странах, основу готического искусства в Германии составляла архитектура, в которой с

Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане

сохраняющимися романскими традициями сочетаются драматизм и экспрессивность, отличающие немецкую готику. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствует обходной хор и венец капелл.

Во внешнем облике здания присущая готике устремлённость вверх получает предельное выражение. Часто встречается тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного или скульптурного декора.

Монастырь Ленин

В северо-восточной Германии, бедной пригодным для строительства природным камнем, возникла особая кирпичная готика. Так как кирпич более хрупок, чем камень, он практически исключает обработку в процессе строительства. Поэтому кирпичная кладка предопределила известное упрощение архитектурных форм. Здесь готика сохранила кубическую чёткость объёмов, любовь к гладким плоскостям, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная. Одновременно строители извлекали художественный эффект из различной фатуры и окраски кирпича, рисунка кладки, формованных профилей. Зданием, обозначившим переход к зрелой готике в кирпичной архитектуре, была

Мариенкирхе в Любеке. В кирпичном здании на первый план выступала плоскость стены, архитектурные членения приобретали характер рисунка не её поверхности.

Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и

Штральзундская ратуша

структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Наиболее известными образцами северогерманской готики являются Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане, Ратуша и церковь Св. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) в Любеке и Монастырь Ленин в Клостер-Ленине

. Собор цистерцианского монастыря построен цистерцианцами, а им канон запрещал возведение высоких башен. Мастера нашли выход — собор тянется ввысь весь целиком. Любекская

Мариенкирхе, построенная в 1250—1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных.

Готика . Готика «немецких земель»

Какой была готика в регионах, которые находились под влиянием Священной Римской империи? Давайте разбираться.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Хлопонина

Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Церковь Девы Марии (Мариенкирхе), Любек, Германия, 13 век
2. Домский собор, Тарту, Эстония, 13 век
3. Кафедральный собор в Турку, Финляндия, вторая половина 13 века
4. Церковь Святой Елизаветы, Марбург, Германия, вторая половина 13 века
5. Собор Святого Кнуда, Оденсе, Дания, 14 век

6. Фрайбургский собор, Германия, 14 век
7. Мариацкий костёл, Краков, Польша, 14 век
8. Кёльнский собор, Германия, 15 век

В этой части мы перенесемся в Германию — вернее, в Священную Римскую империю, которая тогда находилась на этих землях. Сюда готика пришла позднее, чем во Францию: ранняя началась с конца 13 века, а высокая и поздняя пришлись на 15 — начало 16 веков. И вообще ситуация была более сложной.

⚔️ Империя была раздроблена. Постоянно происходили стычки феодалов между собой и с горожанами. Централизованная власть не могла ничего с этим поделать. Из-за раздробленности не сформировалось единого государственного стиля. Все строили кто во что горазд. Для сложной готики, как во Франции, не было ни средств, ни политической воли.

⛪️ Корректнее говорить не о «немецкой готике», а о «готике немецких земель».

Ее образцы сохранились на территории разных современных государств: Германии, Австрии, Швейцарии, Италии (Южный Тироль), Франции, Люксембурга, Польше, Латвии, Эстонии и Чехии. Влияние прослеживается в Швеции и Дании.

Вот некоторые общие особенности готической архитектуры «немецких земель» 👇

🏰 Близость к романской архитектуре. Сдержанный наружный декор, более простые планы. Как правило, венцов капелл нет, аркбутаны очень редки. Своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, очень высокие шпили. Особенность германской готики — однобашенный храм, где башня — это весь западный фасад.

🧱 На севере Германии (а также в Польше и Прибалтике) вместо камня используют кирпич. «Кирпичная готика» на севере Европы характерна не только для церковной, но и для гражданской архитектуры. Одна из причин в банальной нехватке природного камня. Вплоть до середины 15 века ориентиром для храмов по всему побережью Балтийского моря до самой Риги служила Мариенкирхе в Любеке.

🧩 В зодчестве «немецких земель» к 15 веку было действительно много новаторского и самобытного. Можно только гадать, как бы все развивалось дальше — но случилась Реформация, при которой храмовая архитектура пришла в упадок, а потом Ренессанс. И если в живописи у Германии появился Дюрер, то в архитектуре такой же фигуры не нашлось.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Девы мудрые и неразумные, Магдебургский собор, Германия, 13 век
2. Пьета, Кёльнский собор, Германия, 13 век
3. Генрих II и его жена Кунигунда, портал западного фасада Бамбергского собора, Германия, 13 век
4.

Мария и Елизавета, оригинал в Бамбергском соборе, Германия, 13 век
5–6. Конная статуя Оттона I, Магдебург, Германия, оригинал 13 века
7–8. Основатели-донаторы, Наумбургский собор, Германия, 13 век
9. Страсти Христовы, ограда западного хора, Наумбургский собор, Германия, 13 век
10. Лестница Фрайбергского собора, Германия, 16 век

Мастера Германии учились делать скульптуры у французов. Но у немецкой готической скульптуры есть свои характерные черты.

Посмотрим, какие 👇

😢 Индивидуальность, драматизация и мистицизм. Немцы любили эмоции и умели их передавать. У скульптурной группы «Девы мудрые и неразумные» на центральном портале Магдебургского собора эмоции смеющихся и плачущих дев переданы очень ярко. Немецкая готика любила изображения израненного тела Христа на Распятии, а позже — уже Мадонны, прекрасной девы с младенцем на руках.

🐴 Одна из сильнейших и известнейших скульптурных мастерских находилась в Бамберге.

На портале западного фасада Бамбергского собора изображен основатель храма Генрих II c женой Кунигундой. Внутри собора — статуи Марии и Елизаветы в античном духе. Эта же мастерская создала один из первых конных монументов со времен Римской империи — статую Оттона I на коне для площади Магдебурга.

💰 Внутри собора в Наумбурге — 12 статуй основателей-донаторов, целая галерея характеров, индивидуальных и одновременно типичных для той эпохи. Размещение изображений не только святых и ангелов, но и реальных исторических персонажей, «учредителей и спонсоров» — тоже примета времени.

В скульптурах поздней немецкой готики усиливаются дробность, патетика, манерность, претенциозность, сильная натуралистичность. Например, необычная винтовая лестница во Фрайбергском соборе, сочетающая в себе черты архитектуры и скульптуры, — практически привет модерну из 16 века!

1. Витраж Собора Святой Софии, Стамбул, Турция, 6 век
2. Голова Христа, Вейссембургское аббатство, Эльзас, Франция, 11 век
3–4. Часовня Сент-Шапель, Париж, Франция, 13 век
5. Витражи Фрайбергского собора, Германия, 13 в.Библия бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания, 13 век
6. Витражи Кёльнского собора, Германия, 16 век
7. Луи Комфорт Тиффани. Ангел Воскресения, Художественный музей Индианаполиса, США, 1904
8. Капелла Розария (Капелла Чёток), витражи по эскизу Анри Матисса, Ванс, Франция, 1949–1951
9. Марк Шагал. Витражи для собора Святого Стефана, Мец, Франция, 1958–1968

1. Собор Святого Вита, Прага, Чехия, 15 век
2. Бюст архитектора Петра Парлержа, собор Святого Вита, Прага, Чехия, 14 век
3. Бюст архитектора Матьё из Арраса, собор Святого Вита, Прага, Чехия, 14 век
4. Мастер Теодорих. Святой Иероним, капелла Св. Креста в замке Карлштейн возле Праги, Чехия, ок. 1357
5. Мастер Теодорих. Святой Симеон, капелла Св. Креста в замке Карлштейн возле Праги, Чехия, ок. 1357
6. Мастер Вышебродского алтаря. Рождество Христово, Национальная галерея, Прага, 1350
7. Мастер Тржебоньского алтаря. Воскресение Христа, 1370–1380
8. Мастер Тржебоньского алтаря. Моление о чаше, 1370–1380

Чехия в эпоху готики входила в состав Священной Римской империи. Эти земли имели особый статус, благодаря которому здесь развивалось самобытное искусство.

🏘 В 1355 году Прага получила статус столичного города. За десять лет до этого она стала самостоятельным архиепископством.

🧱 В 1344 году был заложен первый камень собора Святого Витта. В числе установленных в соборе Святого Витта скульптур среди скульптурных портретов императора и его семьи, архиепископов — есть бюсты архитекторов Матьё из Арраса и Петра Парлержа. Это демонстрирует высокий статус архитекторов в то время.

🖼 В Чехии сохранились одни из первых примеров станковой живописи в Европе. Это 129 картин мастера Теодориха на дереве с изображениями короля и святых в Капелле Св. Креста в замке Карлштейн возле Праги (ок. 1357), «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (1350), «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» мастера Тржебоньского алтаря (1370–1380).

курс Level One

Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

Немецкая готика

 

Немецкая готика Архитектура

Небесное стремление этой новой формы Христианское искусство резко контрастировало с массивные, приземленные мотивы романских построек. Круглая арка, выражение замкнутого, замкнутого движения сменилось стрельчатая арка, символ устремления ввысь, устремления к недостижимому Цель. В романские времена стены церкви стояли прочным бастионом. против сил зла; готическая концепция открыла им огромные окна – в связи с чем см. наш краткий путеводитель по окрашенным Glass Art и наша статья о витражах Стекло, материалы/методы – и уменьшили их значение замысловатым узор из тонких валов, изящных узоров, контрфорсов и контрфорсов. От вестерка отказались в пользу богато украшенного фасада с одна или две башни. Романские сакральные сооружения выражали равенство мирской и духовной власти, тогда как готические церкви символизировали стремление для будущей жизни. Массивная простота романской архитектуры представлена сумма его единиц; готика соборы стремились к пространственной концентрации, их инертные массы каменной кладки оживлялись богатством индивидуальных рисунков, а стройные арки, ребра и своды поднялись на новую впечатляющую высоту. Пропорции ширина и высота в романских церквях были 1:1,8 или 1:2, в то время как во французских готических соборах соотношение было 1:3 или даже 1:3,3.

К концу двенадцатого века готика архитектура процветала во Франции, но в Германии романские концепции пустили такие глубокие корни что новое восходящее течение французской готики не сразу было воспринято, и романские соборы продолжали строиться к востоку от Рейна. Немного сравнительные даты иллюстрируют этот момент: первый французский готический собор в Сен-Дени было завершено в 1157 году, бенедиктинское аббатство в Мария Лаах был освящен в 1156 году, алтарь Нотр-Дама в Париж был завершен в 1170 году, собор в Шартре – в 1220 году, собор на Вормс примерно в 1230 году, а западверк на Майнц в 1239 году. Подробнее о доготической архитектуре Германии см.: Немецкий язык. Средневековое искусство (ок. 800–1250).

В то время как совершенство романского дизайна какое-то время главной заботой в Германии оставались определенные готические черты тем не менее начали внедряться из Франции: циркуляр Окно вестерна в Вормсе было создано по образцу французского окна-розетки. а готические ребристые своды использовались в Вормсе и Майнце. Только очень постепенно, и только тогда, когда романский стиль не предлагал дальнейших возможностей развития, нашли ли готические структурные концепции всеобщее признание в Германия.

Подробнее о готическом дизайне из Франции, см. Rayonnant Готическая архитектура (1200-1350) и ее преемник Готическая архитектура (1375-1500).

 

Страсбург Собор

Первый крупный собор в Германии спроектирован в готическом стиле был построенный в Страсбурге во второй половине XIII века. Хотя изначально планировалось как романское сооружение, после завершения алтаря было принято решение последовать смелому примеру соседней Франции и построить неф в готическом стиле (1250 г.). Стены были открыты большими готическими окнами, но интерьер сохранился. преимущественно романский; опоры широко расставлены, а пропорции нефа 1 : 2,5. Дизайн западного фасада от Эрвин von Steinbach (1276) сочетал горизонтальные и вертикальные элементы в соответствии с прежними идеалами. От этого отказались после завершения нижние этажи, а нынешний фасад и северный шпиль датируются четырнадцатый век. Более ранняя тяжелая основа увенчана стройный третий этаж высоких стрельчатых, расположение отдельно стоящих узор удлиняет эффект широких окон второго этажа, а ажурный фронтон с шпилями над массивным главным порталом еще больше подчеркивает чисто вертикальный ритм фасада.

Кельнский собор

Кёльнский собор был основан в 1248 г. Мастер Герхард , который, как считается, смоделировал его по образцу собора. в Амьене, но он развил готическую концепцию дальше и достиг непревзойденный уровень технических достижений. Французские готические фасады состоят аркады, галереи и фонаря, но в Кельне галерея и фонарь соединяются в гигантские окна, разделенные тонкими простенками.

Продлено строительство Кёльнского собора на протяжении многих веков. Алтарь был освящен в 1322 году, и работа продолжалась. с частыми перерывами до 1560 г., к этому времени западный фасад, за исключением шпилей, были завершены. В девятнадцатом века Романтическое движение вызвало возрождение интереса к средневековью. культуры, а при обнаружении первоначальных планов строительных работ снова взяли на вооружение, и в конце концов собор был завершен в 1880 году.0006

Влияние французской готики сказалось сильнее всего ощущался в Страсбурге и Кёльне. Дальше к востоку от Рейна сочетание готических структурных концепций с некоторыми романскими элементы привели к ряду национальных событий, которые считаются одними из самый интересный вклад, сделанный немецкой архитектурой.

Фрайбургский собор

Кафедральный собор во Фрайбурге обеспечивает превосходное иллюстрация специфически немецкого развития в готическом стиле. Строительство началось около 1200 года с возведения чисто романского алтарь и трансепт. В тринадцатом веке готический неф был добавлено по образцу соседнего Страсбурга, но архитектурное возможности готического стиля остались в основном неиспользованными: неф, хотя и выше романского трансепта, но ниже французского готические нефы; окна фонаря относительно малы, так что стена продолжает оставаться самостоятельным конструктивным элементом; контрфорсы а аркбутаны почти провинциально просты и ничуть не скрывают жесткость конструкции. Примерно в 1350 году романский алтарь был заменен одной из готических конструкций с расходящимися часовнями и сетчатыми сводами. Эти три этапа развития, романский трансепт, ранний готический неф и проходы, и высокий готический алтарь, могут быть легко идентифицированы с этим день из-за их разной высоты. Еще одно дополнение четырнадцатого века было массивная башня, возведенная над западным концом нефа; его пирамидальная восьмигранный шпиль украшен ажурным узором исключительной красоты.

Фасад с одной башней вскоре распространился по юг Германии. По адресу Ulm и Landshut , а также во Фрайбурге. круто возвышающаяся башня противостоит горизонтальному элементу нефа и проходов. Структура больше не течет органично на восток, как французский. готических соборов, но снова становится суммой его частей.

Немецкая готика Зал-церквей

Вторая важная разработка немецкого Готика это зал-церковь . Его происхождение можно проследить во Франции, но он был полностью заброшен в готический период. отличительный Особенностью зала-церкови является одинаковая высота нефа и приделов. Два параллельные аркады продолжают разделять интерьер, но пространственное впечатление радикально изменился; неф освещен проходами и аркадами массивными деревьями вздымаются в бескрайние просторы космоса, которые кажутся менее высокий, потому что три параллельных прохода одинаковой высоты рассматриваются как один однородная единица. Таким образом, романский идеал равновесия между вертикалью и горизонтальные линии применяются к готической структуре. В этом возвращении к структурной гармонии контрастных элементов регулярный поток света играет важную роль. Низкие окна прохода и высокие окна фонаря создать мистическую игру света и тьмы в готической базилике, в то время как непрерывный и ровный поток света дает залу-храму открытость, почти мирской характер.

Первая готическая церковная церковь в Германии, начатая в 1235 году, была церковь Святой Елизаветы в Марбурге . Готика Характер этой церкви виден снаружи. Две стройные башни возвышаются на западном фронте, а стены полностью заняты рядами высокие окна. Твердые контрфорсы и тонкий узор окна придают характерный орнаментальный рисунок, который, тем не менее, значительно отличается от готических базиликских церквей; контрфорсы не превращаются в контрфорсы и остаются сильно и прочно прикрепленными к стенам. Богатая система пирсы и ребристые своды оживляют интерьер, где нет шага и обзора больше направлено однозначно к алтарю, но из-за его вместительности, одинаково в ширину и в глубину. Алтарь и трансепт образуют трилистник узор, излюбленный мотив раннего романского стиля и тот, который вызывает старая концепция централизованно планируемой структуры.

Примерно в то же время единственный Готический круговая структура, Liebfrauenkirche в Трире , была построена на по ту сторону Рейна (около 1240 г. ). План местности основан на греческий крест; продуманное расположение расходящихся боковых часовен преображает это в круг, из которого алтарь выступает на восток. Этот центральный план, в котором сочетаются характерные элементы готики. Архитектура, несомненно, создана по образцу Палатинской капеллы в Аахене.

Кирпичная конструкция

Самый важный готический вклад Германии к истории искусства в Европе, в стороне от однобашенного фасада и зала-церкви – кирпичное строение. Он возник в северной Германии, где отсутствие природного песчаника, в сочетании с отсутствием эффективного транспорта для обеспечения регулярных поставок из природного камня из центра Германии, потребовалось построить в кирпиче, чтобы удовлетворить спрос, созданный быстрым ростом Ганзейские города. Конструкционные преимущества кирпича вскоре были признаны а в начале тринадцатого века сакральная и гражданская архитектура кирпичное строительство получило весьма оригинальное развитие. Простота кирпичных конструкций, продиктованных строительным материалом, оказались лучше подходит для северных немецких равнин, чем великолепие структур из песчаника.

Главный образец тринадцатого века Кирпичная постройка в Северной Германии – это Мариенкирхе в Любеке . Первоначально задуманный как зал-церковь, он позже был построен по образцу французских соборов и построен как базилика. Неф и два прохода заканчиваются шеветом. а свод амбулаторного сочетается с сводом излучающего шестиугольные часовни для создания единого пространственного единства. Трансепт как таковой был опущен, но проходы, которые значительно ниже, чем неф увеличен на один пролёт, образуя шевет. Ни сложные узоры ни крокеты, ни молдинги не могут быть выполнены из кирпича и, следовательно, замысловатое разнообразие тонких узоров, скрывающих строгость конструкции готических соборов из песчаника отсутствует в кирпичных церквях. Однако, прочность их строения, их массивная форма и ясность их общий дизайн – характерные черты немецкой средневековой архитектуры. в целом.

Немецкая готика Скульптура

Чувствовалось влияние французской готики не только в немецкой архитектуре, но и в скульптуре. Знаменитый Королевский всадник Бамберга представляет собой первый отход от романских концепций и первый подход к французский идеал красоты и гармонии; он не следует традициям немецкой романской скульптуры но демонстрирует определенное стилистическое сходство с королевскими фигурами в Реймсе. Кафедральный собор. Это говорит о живом художественном обмене между Францией и Германия, но не может быть никаких сомнений, что Королевский всадник – это работа немца. Аналогичная работа фигуративной готики скульптура в Реймсе изображает видавшего виды монарха, знакомого с политическими интригами и с хитрыми играми дипломатии. Королевский С другой стороны, Всадник излучает торжественный идеализм в сочетании со стойкостью. и неукротимая сила воли. Неизвестно, кого юный монарх предназначался для изображения, но теперь он стоит как символ того славного период в истории, век средневекового рыцарства.

С портретами основателей по адресу Наумбург Собор , реализм на немецком Готическая скульптура достигла своего апогея. Эккехарт и Ута не показаны как идеализированные фигуры в неподвластных времени классических одеждах в окружении святых и ангелы, а как живые люди, одетые в повседневные костюмы своего времени. Их не окружает небесная аура, они не богословие. обращенные в камень, это мужчины и женщины, которые несут бремя жизни на их плечи, бремя их человечности; это немецкие фигуры, твердый и сильный, гордый и достойный. Ута, кажется, отвергает всякую поверхностность. как она защищает свой плащ, и ее взгляд на неуверенный будущее выражает меланхолию уходящего Средневековья. Блестящий эпоха немецкого рыцарства проходила, и темные тучи политического конфликты назревали на горизонте.

О современной пластике см.: Английская готическая скульптура.

Поздняя готика Резьба по дереву

К концу пятнадцатого века, когда процветало искусство эпохи Возрождения в Италии продолжал преобладать стиль поздней готики, в Германии и число замечательных скульпторов поздней готики подняли немецкие дерево вырезать до новых высот. Тилман Рименшнайдер активно работал в Вюрцбурге, где создал множество большие и маленькие скульптуры и вырезал ряд деревянных запрестольных образов. большой формальной красоты. Его тонкое изображение девичьей Девы для алтаря в Креглингене возрождает трансцендентный характер прежних скульптур и превосходит их новым сияющим великолепием и несравненное совершенство.

Примерно в это же время другой выдающийся Немецкий резчик по дереву Файт Стосс. создал резной алтарь для Мариенкирхе в Кракове . В 1496 г. Штосс поселился в Нюрнберге, где его гений достиг своего пика. зрелость. Его Богородица с младенцем тесно связана с прекрасными мадоннами. французской готики, но в своей тихой сдержанности, выраженной простыми контурами и автономные формы, эта скульптура выходит за рамки маньеризма и духовная пустота поздней готики. Работы Тильмана Рименшнайдер, Файт Стосс и некоторые их современники, такие как австриец Михаэль Пахер и северогерманец Бернт Нотке суммируют художественное богатство и опыт Средневековья и создать достойное завершение этой эпохи. Еще один распространенный изображение, вырезанное Штоссом и Рименшнайдером, а также другое немецкое дерево резчиков эпохи готики, был Пьета – на примере Rottgen Pieta (1300, Rheinisches Landesmuseum, Бонн).

Немецкая готика Покраска

В поздний романский период живописи, чем богаче артикуляция поверхностей стен, тем меньше места. для масштабных росписей и когда, с появлением готики пространство стен еще больше уменьшилось за счет колонн. и столбы, искусство фресковой живописи был почти забыт. Но трансцендентальная тенденция готической архитектуры и постоянно увеличивающийся размер и декоративное значение окон принесло с собой потребность в красочно раскрашенном стекле. Искусство стекла живопись получила развитие и, как и следовало ожидать, достигла своего расцвета во Франции, где готическая архитектура предлагала самый широкий размах. В Германии по-другому форма живописи, независимая от архитектуры, развившаяся в течение четырнадцатого века. век: панно. Основная идея расписного панно пришла от средневековых художников в Византии (подробнее см. : Иконопись), где икона всегда занимала традиционное место в храме. В течение тринадцатого века, по литургическим причинам, важность панели живопись увеличилась, особенно в Италии. (В России тоже: см. Новгород Школа иконописи.) Церковные реформы изменили обряды святой мессы, и священник, который до сих пор стоял за алтарем лицом к прихожанам, теперь стоял перед ними спиной к люди. Если раньше алтарь мог украшать только алтарь фронтальный, в антепендиуме теперь можно было воздвигнуть высокий алтарь, ретабло. Это создало возможность для различных типов запрестольных образов. искусство, использующее темперу на различных комбинации деревянных панелей: диптих запрестольные образы имели две панели; триптих , три; и полиптих , мн.

К середине четырнадцатого века Прага, излюбленная резиденция немецкого императора Карла IV, стала центр немецкого панно. Тесная связь императора с папским двором в Авиньоне и с Гуманистические круги Италии способствовали быстрому распространению новых идей. и художественные формы. Художники богемской школы четырнадцатого века сочетал в себе манерный стиль французского иллюминированного рукописи и твердые, реалистичные треченто арт итальянского художника Джотто самым оригинальным образом и оказал решающее влияние на последующие развития немецкой живописи.

Около 1350 года неизвестный мастер нарисовал запрестольный образ, состоящий из девяти панелей, для цистерцианского монастыря в Хоэнфурте в южной Богемии. Рождество ясно показывает различные стилистические элементы, повлиявшие на художника. Золотой фон в стиле византийского искусства и так изображение конюшни с Марией, лежащей на кровати, в то время как скалы странной кубической формы напоминают проторенессанс Джотто. искусство. Длинноногие фигуры с миндалевидными глазами также предполагают итальянское влияние, в то время как любовное отношение к деталям берется из интернациональной готики Бургундские рукописи, изобилующие кропотливыми изображениями цветы, растения и деревья. (Подробнее см.: Международный Готическая иллюминация.) Внимание было приковано к идиллической презентации сцен из повседневной жизни, таких как Джозеф и медсестра, готовящая баня, является характерной чертой немецкой средневековой живопись того периода.

С тех пор, как Джотто ввел третье измерение художественная роспись, европейская художники были озабочены проблемой пространства. В Воскресение по Мастер Виттингау , диагональное положение камня гроб придает дополнительную глубину переднему плану картины, которую несут к своему логическому завершению горными силуэтами на заднем плане. В ярком представлении Воскресения показана фигура Христа. как сверхъестественное видение, казалось бы, парящее без гравитации над саркофаг и нетронутые печати на его краю доказывают, что чудо произошло. Лица охранников на заднем плане выражают ужас, непостижимое любопытство и полное равнодушие; только рыцарь в на переднем плане, для которого, кажется, предназначен жест благословения, смотрит с завороженным интересом. По сравнению с эффектом книжки с картинками из Рождество Магистр Хоэнфурта , единство и духовный накал этой картины представляет собой замечательное достижение.

На рубеже веков Вестфальская Конрад фон Зост работал в Дортмунде, где в 1422 г. запрестольный образ Мариенкирхе, предполагающий, что художник был знаком с французской книжной иллюстрацией и с картины богемской школы. Известность художников Центральной Европы распространился из Вестфалии в ганзейские города Северной Германии. Гамбург и Любек превратились в важные художественные центры и оттуда немецкие картины вскоре стали путешествовать по торговым путям в соседние Скандинавских странах и по всей Балтике. С момента основания Ганзейские города Северной Германии стали политическим, экономическим и культурная связь между Центральной Европой и Скандинавией, роль, которую они продолжали играть вплоть до семнадцатого века. В течение Средневековье Северогерманская кирпичная архитектура была принята странами вдоль Балтийского моря и в результате готических кирпичных церквей можно встретить не только в Любеке, Висмаре, Штральзунде и Данциге, а также в Копенгагене, Оденсе и Турку (Финляндия). Когда искусство панно распространилось по Европе связь между ними снова оказывали северогерманские прибрежные города. между Скандинавией и остальной Европой. Картины северогерманских мастеров были отправлены в Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию и далее на восток. Во-первых они предназначались просто для ганзейских торговых станций за границей, но когда они вызывали интерес и восхищение у коренного населения, купцы обнаружили, что картина была таким же прибыльным товаром, как пшеница и специи, и вскоре начала развиваться оживленная торговля картинами.

В частности, два художника создали известность северогерманской живописи: Мастер Бертрам и Мастер Франке . Из-за методичной бухгалтерии гамбургских клерков их имена хорошо документировано многочисленными счетами финансового отдела города. Мастер Бертрам приехал из Вестфалии, и хотя о его художественное развитие обычно считается, что он изучил свое ремесло в Богемии. Мастер Франке родился в Гамбурге. Его основная работа, ул. Алтарь Фомы , был заказан ассоциацией гамбургских купцов, Компания торговцев Сент-Томас с Англией. Поклонение Magi показывает Франке как типичного представителя мягкой готики. стиль, сложившийся на рубеже веков в ответ на жесткое монументальность итальянских и богемных мастеров. Мягкие плавные линии задумчиво-тихих фигур простираются в богатые складки их роскошных одеяния и создают магический эффект. Величественное достоинство без следа пафос характеризует образ Богородицы и делает ее духовным центр, к которому другие фигуры относятся по позе и жесту. Не вмешиваясь движения нарушают спокойствие сцены или пологих холмов и звездное небо на заднем плане. И все же фото нет не хватает человеческого тепла. Неуклюжими пальцами Младенец Иисус засовывает в открыть сундук с сокровищами, в то время как Джозеф занят удалением ценного подарок безопасности.

Рождество Вестфальской художник Иоганн Кёрбеке более приземленный и реалистичный и явно демонстрирует влияние фламандской живописи о немецких живописцах. Пространственная глубина богато градуированного пейзажа, подробное описание старой, обветренной крыши, небольшой заплатки травы на переднем плане и подчеркнуто-графической техники — все это особенности по образцу реализма Яна Ван Эйк и его последователи. Но в картине Кербеке это стремление отношение к реальности остается в противоречии со старыми условностями. Реалистичный пейзаж расположен на фоне традиционного золотого неба и фигур Девы и особенно ангелы остаются изолированными от своего окружения. Их трансцендентальное существование, а также декоративные линии богато струящиеся складки их одежды относятся к позднеготической традиции.

Этот очаровательный сплав новых тенденций с средневековые концепции можно наблюдать во всех немецких картинах середины пятнадцатого века. век. Один из тех, кто наиболее успешно сочетает традиции и прогресс. был Стефан Лохнер, мастер Кёльнской школы живописи родом из Боденского озера. Его презентация 90 102 в храме 90 105 представляет собой великолепное собрание небесных и человеческих фигур, принесенных сближаются идеализацией человеческих фигур и земного изображение небесных. Дети, несущие свечи, исходят более ангельская аура, чем круг порхающих ангелов на фоне золотого земле, и Деву Марию можно отличить только от остальных прекрасные и сияющие дамы ее более роскошными одеждами и ее ореолом. Она больше не изображается как посланница небес, а как избранная от людей. Добавлено еще одно очень человеческое прикосновение: священные обряды у алтаря кажутся забытыми, в то время как все смотрят на милый шествие детей; не только фигуры слева и справа от алтарь, но сама Мария на мгновение отвлекается. Барьер между небо и земля кажутся уменьшенными.

Сила позднеготической живописи в Германия (которая немало смешалась с немецкой искусство эпохи Возрождения) заключалась не в его монументальности и не в его смелой интеллектуальности, но в своей поэтической фантазии и любви к деталям, через были разрешены все формальные противоречия. Это вряд ли имеет значение что стилизованные фигуры жениха и невесты на картине неизвестный швабский мастер, написанный около 1470 года, стоит в натуралистически изображен лесной массив, где земля покрыта богатым ковром растений, которые нарисованы с ботанической точностью: ранункулисы, клевер, одуванчики, ландыши, примулы, валериана и другие. В этих земных окружающие манерные движения и позы жениха и невесты, которые соответствуют концепциям поздней готики, делают их почти нереальными, но это противопоставление реальности и трансцендентализма создает магическую эффект и придает сцене восхитительную собственную гармонию, характерную для немецкой живописи этой эпохи. См., например, Дунай. Школа (1490-1530) во главе с Альбрехтом Альтдорфер (1480-1538). В других странах живопись давно уже всем сердцем принял житейский реализм.

Немецкое готическое искусство можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира, включая немецкие галереи, такие как Gemaldegalerie SMPK Berlin, Галерея искусств Старый мейстер Дрезден и Пинакотека Музей в Мюнхене.

ССЫЛКИ
Благодарим за использование материалов из Deutsche Kunst . (Немецкое искусство) – опубликовано Георгом Вестерманном Верлагом, Брауншвейг, переведено Pall Mall Press Ltd — книга, которую мы настоятельно рекомендуем любому серьезному студенты готического искусства к северу от Альп.

Германия Готическая архитектура – Выпуск

Следующая история

из “Готическая архитектура”

Заключение

Германия Готика

• Упор был сделан на создание зальных церквей, которые строились с длинной секцией, где люди могли сидеть, называемой нефом. С каждой стороны нефа был нижний проход; неф и остров были сделаны одной высоты. Примеры этих залов церквей в Германии включают Св. Мартина, Ландсхут.

• В немецких проектах использовались двойные хоры, т. е. церкви с апсидами (полукруглая ниша, перекрытая полусферическим сводом или полукуполом). Как правило, они располагались как в восточной, так и в западной частях здания. Детали, включенные в дизайн, были заимствованы из итальянского дизайна.

• Используемые молдинги были простыми и базовыми. Самой внутренней отличительной чертой немецкой готики была большая высота трифория, неглубокой галереи арок в толще внутренней стены, возвышающейся над нефом. Немецкие дизайнеры экспериментировали с геометрическими фигурами и линиями, которые в основном превращались в сложные узоры для окон и панелей. Немецкие архитекторы создали большую коллекцию кирпичных зданий по своим средневековым проектам, коллекцию, которую не так часто можно увидеть в других европейских странах. Частично это связано с тем, что кирпич был легким природным ресурсом для строителей.

• Хотя здания в Германии имеют много универсальных структур, характерных для готической архитектуры, многие из зданий обладают отчетливым национальным характером, которого нет в других европейских странах.

Кельнский собор

Кельнский собор

Величественный готический собор Кельна является резиденцией архиепископа Кельна. На возведение всего сооружения ушло около 600 лет. Кёльнский собор — крупнейший готический собор в Северной Европе. Он также имеет вторые по высоте шпили, построенные в полностью германском готическом стиле.

Дизайн Кельнского собора был очень похож на дизайн Амьенского собора с точки зрения плана, стиля и пропорции ширины к высоте центрального нефа. План имеет форму латинского креста, как это обычно бывает с готическими соборами. У него есть два прохода с каждой стороны, которые помогают поддерживать один из самых высоких готических сводов в мире, почти такой же высоты, как собор Бове, большая часть которого рухнула.

• Внешняя тяга свода принимается контрфорсами на французский манер. В восточном конце есть единственная амбулатория, второй проход превращается в шевет из семи расходящихся часовен.

Внутри средневековый хор более разнообразен и менее механический в своих деталях, чем здание 19-го века. Он представляет собой расположение очень высокой аркады во французском стиле, тонкой узкой галереи трифория, освещенной окнами, с подробным узором, сливающимся с окнами выше. Фонарные окна высокие, в нижних частях сохранились старые фигурные стекла. Все объединено высокими валами, которые непрерывно тянутся от пола к своим капителям у источника свода. Свод простой четырехугольной формы.

Во внутреннюю стену вмонтированы две каменные плиты, на которых высечены сформулированные архиепископом Энглебертом II (1262–1267 гг. ) положения, согласно которым евреям разрешалось проживать в Кельне.

Самое знаменитое произведение искусства в соборе — Храм Трех Королей. Традиционно считается, что в нем покоятся останки Трех Волхвов. Святыня представляет собой большой реликварий в форме церкви-базилики, выполненной из бронзы и серебра, позолоченной и украшенной архитектоническими деталями, фигуративной скульптурой, эмалями и драгоценными камнями. Святыня была открыта в 1864 году, и в ней были обнаружены кости и одежда.

Рядом с ризницей находится Геро-Кройц, большое распятие, вырезанное из дуба со следами краски и позолоты. Считается, что оно было заказано около 960 года для архиепископа Геро. Это старейшее большое распятие к северу от Альп и самая ранняя известная большая отдельно стоящая северная скульптура средневекового периода.

Главный вход украшен декорациями XIX века.

Франкфуртский собор

Франкфуртский собор

• Франкфуртский собор — крупнейшее религиозное сооружение в городе, бывшая коллегиальная церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *