Немецкая готика — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Просмотры: 11 120
Скачать как PDF
Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны. Созданная германскими королями Священная Римская империя распалась на ряд самостоятельных княжеств. С 30-х годов XIII века
Мариенкирхе в Любеке
начался закат немецкого рыцарства, а с ним и феодальной рыцарской культуры. Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. «Французская манера» лишилась в Германии своего ликующего оптимизма, упорядоченности, размеренности ритма. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух. Отражая сложные конфликты в жизни страны, они резче подчеркнули контрасты, заострили экспрессию образов, придали им драматическую, подчас экзальтированную одухотворённость. Оттого в Германии готика получила более отвлечённой, мистической, но страстной по силе выражения характера.
Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это — в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству.
Как и в других странах, основу готического искусства в Германии составляла архитектура, в которой с
Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане
сохраняющимися романскими традициями сочетаются драматизм и экспрессивность, отличающие немецкую готику. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствует обходной хор и венец капелл.
Во внешнем облике здания присущая готике устремлённость вверх получает предельное выражение. Часто встречается тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного или скульптурного декора.Монастырь Ленин
В северо-восточной Германии, бедной пригодным для строительства природным камнем, возникла особая кирпичная готика. Так как кирпич более хрупок, чем камень, он практически исключает обработку в процессе строительства. Поэтому кирпичная кладка предопределила известное упрощение архитектурных форм. Здесь готика сохранила кубическую чёткость объёмов, любовь к гладким плоскостям, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная. Одновременно строители извлекали художественный эффект из различной фатуры и окраски кирпича, рисунка кладки, формованных профилей. Зданием, обозначившим переход к зрелой готике в кирпичной архитектуре, была
Мариенкирхе в Любеке. В кирпичном здании на первый план выступала плоскость стены, архитектурные членения приобретали характер рисунка не её поверхности.
Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и
Штральзундская ратуша
структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Наиболее известными образцами северогерманской готики являются Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане, Ратуша и церковь Св. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) в Любеке и Монастырь Ленин в Клостер-Ленине. Собор цистерцианского монастыря построен цистерцианцами, а им канон запрещал возведение высоких башен. Мастера нашли выход — собор тянется ввысь весь целиком. Любекская
Мариенкирхе, построенная в 1250—1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных.
Искусство Германии. Архитектура готический стиль описание фото
АРХИТЕКТУРА ГЕРМАНИИ
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
К концу 12 века Германии на смену романскому искусству приходит готика. Термин «готика» был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства. Мы рассмотрим в чем его его истоки, особенности и отличия.
Архитектурные стили меняются тогда, когда происходят существенные изменения в политическом и экономическом развитии государства. Готика появляется в Европе, и в Германии в том числе, в период развитого или высокого средневековья. В это период росли города, расширялась торговля и ремесленное производство. Строительство было немыслимо без соответствующего инвентаря — железных инструментов, механических пил, блоков, больших деревянных колес для доставки строительных материалов на значительную высоту. И еще одно важное условие – математические знания и новые методы строительства, которые появились в этот период.
Эпоха готики (конец 12-начало 15 века) – это период, когда большую роль начинает играть городская культура. Вольные Имперские города начали сами заботиться о безопасности своих купцов. В середине 13 века возникли первые региональные союзы, было положено начало развитию городской Ганзы. Ганзейские города процветали, они начали застраивать свои площади и улицы красивыми общественными и жилыми домами. Сохранились прекрасные готические здания во многих городах Германии. Выдающиеся образцы сохранились в Любеке – столице Ганзы.
Любек, Старая Ратуша
Любек, Госпитать Святого Духа
В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Немецкие города впервые выступили на историческую арену в 11 веке. В течение двух следующих столетий они добивались независимости от местных феодалов. Возникновение университетов, начальных школ и распространение грамотности привело к общему культурному подъему. Поэтому романский архитектурный стиль с его мощными стенами и тяжеловесными формами уже не соответствовал требованиям времени и постепенно уступал дорогу новому стилю – готическому.
Так же как и в других странах западной Европы феодальной, средневековый город Германии был хорошо защищен, окружен крепостным стенами, на которых возвышалось множество башен. Городские стены с башнями и подъемными мостами сохранились во многих городах, например в Нюрнберге. А в Ротенбурге-на-Таубере можно подняться на крепостную стену, пройти по ней и спуститься в подземелья и казематы.
Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.
Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились «всем миром», часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.
Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Главная особенность готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестовые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас.
Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.
Готические соборы украшали резобой по камню, выполняя сложные геометрические орнаменты на фасаде. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая роль в изобразительном искусстве этого периода. Готическая скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская.
В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными, индивидуальными. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор.
Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика. Прекрасный пример- скульптура Кёльнского собора.
В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.
Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях – в ратушах и гостиных дворах.
Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.
В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. Южная Германия славилась художественной резьбой по дереву. В украшении , интерьеров соборов и замков искусство резьбы из драгоценных пород дерева достигло подлинно монументальных форм.
Выдающийся образец средневековой немецкой готики – Собор Богоматери во Фрайбурге (Фра́йбург-в-Бра́йсгау). Подробно →
Наиболее яркий и впечатляющий пример средневековой готики – знаменитый Кёльнский собор. Подробно →
← Архитектура
Наверх
10 лучших образцов немецкой готики
Фото Клима Мусалимова. Убрать брызги.
Готический стиль укоренился во Франции около 1140 года. Постепенно он проник в Германию, где был распространен романский стиль. Когда был введен готический архитектурный стиль, он сначала проник в такие места, как Трир и Гейдельберг, которые были ближе к Франции.
Первым крупным немецким готическим произведением был Страсбургский собор. Он был построен во второй половине 13 века. Собор находится в городе Страсбурге в Эльзасе, регионе, который сейчас является частью Франции, но когда-то был частью Германии. Этот собор начинался в романском стиле, но позже в него были включены элементы готики. Вот 10 лучших примеров немецкой готической архитектуры.
1. Либфрауэнкирхе (Храм Возлюбленной Богородицы)
Фото Клима Мусалимова. Убрать брызги.
Либфрауэнкирхе в Трире, по данным ЮНЕСКО, является «самой ранней церковью, построенной в стиле французской высокой готики за пределами Франции». Он обозначен как часть римских памятников. Первоначально здесь стояла римская двойная церковь.
Согласно веб-сайту церковного прихода, римский император Константин (272–337 гг.) сделал большое пожертвование в 326 г. н.э., что привело к первому церковному строительству церкви. Точные даты строительства остаются неизвестными.
2. Магдебургский собор
Магдебургский собор, который официально называется собором Святых Мориса и Екатерины, является протестантским собором в Германии. Это старейший готический собор в стране. Сегодня собор служит главной церковью Евангелической церкви в Центральной Германии.
Собор также является визитной карточкой Магдебурга. Здесь также находится могила императора Оттона I Великого и его первой жены Эдит. Нынешний собор строился на протяжении 300 лет, начиная с 1209 года.. Несмотря на неоднократные разграбления, Магдебургский собор богат произведениями искусства, от антиквариата до современного искусства.
3. Ульмский собор
Фото Паоло Монти. Викисклад.
Ulm Minster — лютеранская церковь, расположенная в Ульме, Германия. Это самая высокая церковь в мире. Ульмский собор был начат в готической архитектуре позднего средневековья, но строительство не было завершено до конца 19 века. Когда в 16 веке работы прекратились, вся церковь, кроме башен и некоторых внешних украшений, была завершена.
Посетители могут подняться по 768 ступеням, ведущим к вершине шпиля собора. С высоты 143 м (469 футов) из церкви открывается панорамный вид на Ульм в Баден-Вюртемберге и Ной-Ульм в Баварии. В ясную погоду открывается вид на Альпы от Сантиса до Цугшпитце. Последняя лестница наверх представляет собой высокую винтовую лестницу, в которой едва хватает места для одного человека.
4. Регенсбургский собор
Регенсбургский собор, также известный как собор Святого Петра, является образцом важной готической архитектуры в немецкой земле Бавария. Это достопримечательность города Регенсбург. Это также резиденция католической епархии Регенсбурга.
Архитектор, взявший на себя руководство новым собором в 1280 году, прошел обучение во Франции. Из-за этого произошло включение французских готических архитектурных тем. Это включало центральный неф, который делится на три части, контрфорсы, своды и две башни над фасадом.
5. Кельнский собор
Фото Томаса Вольфа. Викисклад.
Кёльнский собор — католический собор в Кельне, земля Северный Рейн-Вестфалия. Это резиденция архиепископа Кельна и администрации Кельнской архиепископии. Собор был построен в готическом стиле и в 19 году был объявлен объектом Всемирного наследия. 96. Это самая посещаемая достопримечательность Германии.
Ежедневно собор посещают в среднем 20 000 человек. Собор высотой 157 м (515 футов) является самой высокой церковью с двумя шпилями в мире. Это вторая по высоте церковь в Европе после Ульмского собора и третья по высоте церковь в мире. Кёльнский собор является самой большой готической церковью в Северной Европе и имеет второй по высоте шпиль. Два огромных шпиля придают собору самый большой фасад, чем у любой церкви в мире.
6. Франкфуртский собор
Франкфуртский собор — римско-католическая готическая церковь. Он расположен в самом сердце Франкфурта-на-Майне, Германия. Этот собор посвящен Святому Варфоломею. После постройки церковь считалась символом национального единства, особенно в 19 веке.
Нынешнее здание церкви является третьей церковью на том же месте. С конца 19 века при раскопках были обнаружены постройки, которые можно проследить до седьмого века. Нынешняя церковь является пятой известной постройкой, существовавшей на этом месте.
7. Церковь Святого Николая
Фото Яромира Кавана. Убрать брызги.
Церковь Святого Николая — это собор в стиле готического возрождения, который раньше был одной из пяти лютеранских Hauptkirchen (главных церквей) в городе Гамбург, Германия. Церковь несколько раз перестраивалась. Первоначальная часовня, деревянное здание, была завершена в 1195 году. В 14 веке ее заменила каменная церковь, которая в конце концов сгорела в 1842 году.
Церковь была полностью перестроена к 1874 году и была самым высоким зданием в мир с 1874 по 1876 год. Он был спроектирован английским архитектором Джорджем Гилбертом Скоттом. Джордж Гилберт Скотт был сторонником готического архитектурного стиля.
8. Фрайбургский собор
Фрайбургский собор в Брайсгау, юго-запад Германии. Последний герцог Церингена начал строительство собора в 1200 году. Он использовал романский архитектурный стиль. Затем строительство продолжилось в 1230 году в готическом стиле.
Собор был частично построен на фундаменте первоначальной церкви, стоявшей здесь с момента основания Фрайбурга в 1120 году. Это единственная готическая церковная башня в Германии, построенная в средние века (1330 год) и сохранившаяся до наших дней. до настоящего времени. Он даже пережил бомбардировки 19 ноября.44, в результате чего все дома на западной и северной сторонах рынка остались в руинах.
9. Церковь Святой Елизаветы
Фото Саймона Инфангера. Убрать брызги.
Церковь Святой Елизаветы находится в Марбурге. Церковь была построена орденом тевтонских рыцарей в честь святой Елизаветы Венгерской. Наличие ее могилы в церкви сделало ее важным местом паломничества в позднем средневековье.
Церковь является одной из первых чисто готических церквей в немецкоязычных районах. Таким образом, он рассматривается как образец архитектуры Кельнского собора. Церковь Святой Елизаветы имеет крестообразную планировку и построена из песчаника. Готическая архитектура церкви подчеркивается нефом и фланговыми проходами, высота потолков которых превышает 20 м (66 футов).
19. Наумбургский собор
Наумбургский собор расположен в Наумбурге, Германия. Это бывший собор епископства Наумбург-Цайц. Здание церкви датируется 13 веком. Это известная достопримечательность немецкого позднего романского стиля, которая была признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2018 году.
Западный хор со знаменитыми донорскими портретными статуями двенадцати основателей собора (Stifterfiguren) и Lettner, работы Наумбургского мастера , является одним из самых значительных памятников ранней готики
Diana C
Участники Discover Walks говорят со всех уголков мира – от Праги до Бангкока, от Барселоны до Найроби. Мы все можем происходить из разных слоев общества, но у нас есть одна общая страсть – учиться через путешествия.
Хотите ли вы узнать историю города или вам просто нужна рекомендация для следующего приема пищи, команда Discover Walks предлагает постоянно пополняющуюся энциклопедию путешествий.
Чтобы получить местные идеи и советы инсайдеров, которые вы больше нигде не найдете, выполните поиск по любым ключевым словам на верхней правой панели инструментов на этой странице. Счастливых путешествий!
Немецкая готика
Немецкая готика
Архитектура
Небесное стремление этой новой формы
Христианское искусство резко контрастировало с
массивные, приземленные мотивы романских построек. Круглая арка,
выражение замкнутого, замкнутого движения сменилось
стрельчатая арка, символ устремления ввысь, устремления к недостижимому
цель. В романские времена стены церкви стояли прочным бастионом.
против сил зла; готическая концепция открыла им огромные
окна – в связи с чем см. наш краткий путеводитель по окрашенным
Glass Art и наша статья о витражах
Стекло, материалы/методы – и уменьшили их значение замысловатым
узор из тонких валов, изящных узоров, контрфорсов и контрфорсов.
От вестерка отказались в пользу богато украшенного фасада с
одна или две башни. Романские сакральные сооружения выражали равенство
мирской и духовной власти, тогда как готические церкви символизировали стремление
для будущей жизни. Массивная простота романской архитектуры представлена
сумма его единиц; готика
соборы стремились к пространственной концентрации, их инертные массы
каменной кладки оживлялись богатством индивидуальных рисунков, а стройные
арки, ребра и своды поднялись на новую впечатляющую высоту. Пропорции
ширина и высота в романских церквях были 1:1,8 или 1:2, в то время как
во французских готических соборах соотношение было 1:3 или даже 1:3,3.
К концу двенадцатого века готика
архитектура процветала
во Франции, но в Германии романские концепции пустили такие глубокие корни
что новое восходящее течение французской готики не сразу было воспринято,
и романские соборы продолжали строиться к востоку от Рейна. Некоторый
сравнительные даты иллюстрируют этот момент: первый французский готический собор
в Сен-Дени было завершено в 1157 году, бенедиктинское аббатство в
Мария Лаах был освящен в 1156 году, алтарь Нотр-Дама в
Париж был завершен в 1170 году, собор в Шартре – в 1220 году, собор
по адресу Вормс примерно в 1230 году, а западверк по адресу Майнц в 1239 году. Подробнее о доготической архитектуре Германии см.: Немецкий язык.
Средневековое искусство (ок. 800–1250).
В то время как совершенство романского дизайна
какое-то время главной заботой в Германии оставались некоторые готические
черты тем не менее начали внедряться из Франции: циркуляр
Окно вестерна в Вормсе было создано по образцу французского окна-розетки.
а готические ребристые своды использовались в Вормсе и Майнце. Только очень постепенно,
и только тогда, когда романский стиль не предлагал дальнейших возможностей
развития, нашли ли готические структурные концепции всеобщее признание в
Германия.
Подробнее о готическом дизайне
из Франции, см. Rayonnant
Готическая архитектура (1200-1350) и ее преемник
Готическая архитектура (1375-1500).
Страсбург
Собор
Первый большой собор в Германии спроектирован
в готическом стиле был
построенный в Страсбурге во второй половине XIII века. Хотя изначально планировалось как романское сооружение, после завершения
алтаря было принято решение последовать смелому примеру
соседней Франции и построить неф в готическом стиле (1250 г.).
Стены были открыты большими готическими окнами, но интерьер сохранился.
преимущественно романский; опоры широко расставлены, а пропорции
нефа 1 : 2,5. Дизайн западного фасада от Эрвин
von Steinbach (1276) сочетал горизонтальные и вертикальные элементы в
соответствии с прежними идеалами. От этого отказались после завершения
нижние этажи, а нынешний фасад и северный шпиль датируются
четырнадцатый век. Более ранняя тяжелая основа увенчана
стройный третий этаж высоких стрельчатых, расположение отдельно стоящих
узор удлиняет эффект широких окон второго этажа, а
ажурный фронтон с шпилями над массивным главным порталом еще больше подчеркивает
чисто вертикальный ритм фасада.
Кельнский собор
Кёльнский собор был основан в 1248 г. Мастер Герхард , который, как считается, смоделировал собор.
в Амьене, но он развил готическую концепцию дальше и достиг
непревзойденный уровень технических достижений. Французские готические фасады состоят
аркады, галереи и фонаря, но в Кельне галерея и фонарь
соединяются в гигантские окна, разделенные тонкими простенками.
Продлено строительство Кёльнского собора
на протяжении многих веков. Алтарь был освящен в 1322 году, и работа продолжалась.
с частыми перерывами до 1560 г., к этому времени западный фасад,
за исключением шпилей, были завершены. В девятнадцатом
века Романтическое движение вызвало возрождение интереса к средневековью.
культуры, а при обнаружении первоначальных планов строительных работ
снова взяли на вооружение, и в конце концов собор был завершен в 1880 году.0003
Влияние французской готики сказалось
сильнее всего ощущался в Страсбурге и Кёльне. Дальше к востоку от Рейна
сочетание готических структурных концепций с некоторыми романскими
элементы привели к ряду национальных событий, которые считаются одними из
самый интересный вклад, сделанный немецкой архитектурой.
Фрайбургский собор
Кафедральный собор во Фрайбурге обеспечивает превосходное
иллюстрация специфически немецкого развития в готическом стиле.
Строительство началось около 1200 года с возведения чисто романского
алтарь и трансепт. В тринадцатом веке готический неф был
добавлено по образцу соседнего Страсбурга, но архитектурное
возможности готического стиля остались в основном неиспользованными: неф,
хотя и выше романского трансепта, но ниже французского
готические нефы; окна фонаря относительно малы, так что
стена продолжает оставаться самостоятельным конструктивным элементом; контрфорсы
а аркбутаны почти провинциально просты и ничуть не скрывают
жесткость конструкции. Примерно в 1350 году романский алтарь был
заменен одной из готических конструкций с расходящимися часовнями и сетчатыми сводами.
Эти три этапа развития, романский трансепт, ранний готический неф
и проходы, и высокий готический алтарь, могут быть легко идентифицированы с этим
день из-за их разной высоты. Еще одно дополнение четырнадцатого века было
массивная башня, возведенная над западным концом нефа; его пирамидальная
восьмигранный шпиль украшен ажурным узором исключительной красоты.
Фасад с одной башней вскоре распространился по
юг Германии. По адресу Ulm и Landshut , а также во Фрайбурге.
круто возвышающаяся башня противостоит горизонтальному элементу нефа и проходов.
Структура больше не течет органично на восток, как французский.
готических соборов, но снова становится суммой его частей.
Немецкая готика
Зал-церквей
Вторая важная разработка немецкого
Готика это зал-церковь . Его происхождение можно проследить во Франции, но
он был полностью заброшен в готический период. отличительный
Особенностью зала-церкови является одинаковая высота нефа и приделов. Два
параллельные аркады продолжают разделять интерьер, но пространственное впечатление
радикально изменился; неф освещен проходами и аркадами
массивными деревьями вздымаются в бескрайние просторы космоса, которые кажутся
менее высокий, потому что три параллельных прохода одинаковой высоты рассматриваются как один
однородная единица. Таким образом, романский идеал равновесия между вертикалью
и горизонтальные линии применяются к готической структуре. В этом возвращении
к структурной гармонии контрастных элементов регулярный поток света
играет важную роль. Низкие окна прохода и высокие окна фонаря
создать мистическую игру света и тьмы в готической базилике,
в то время как непрерывный и ровный поток света дает залу-храму открытость,
почти мирской характер.
Первый готический зал-церковь в Германии,
начатая в 1235 году, была церковь Святой Елизаветы в Марбурге . Готика
Характер этой церкви виден снаружи. Две стройные башни
возвышаются на западном фронте, а стены полностью заняты рядами
высокие окна. Твердые контрфорсы и тонкий узор окна придают характерный
орнаментальный рисунок, который, тем не менее, значительно отличается от
готических базиликских церквей; контрфорсы не превращаются в контрфорсы
и остаются сильно и прочно прикрепленными к стенам. Богатая система
пирсы и ребристые своды оживляют интерьер, где нет шага и обзора
больше направлено однозначно к алтарю, но из-за его вместительности,
одинаково в ширину и в глубину. Алтарь и трансепт образуют трилистник
узор, излюбленный мотив раннего романского стиля и тот, который вызывает
старая концепция централизованно планируемой структуры.
Примерно в то же время единственная Готика
круглая структура, Liebfrauenkirche в Трире , была построена на
по ту сторону Рейна (около 1240 г. ). План местности основан на
греческий крест; продуманное расположение расходящихся боковых часовен преображает
это в круг, из которого алтарь выступает на восток. Этот центральный
план, в котором сочетаются характерные элементы готики.
Архитектура, несомненно, создана по образцу Палатинской капеллы в Аахене.
Кирпичная конструкция
Самый важный готический вклад Германии
к истории искусства в Европе, в стороне
от однобашенного фасада и зала-церкви – кирпичное строение.
Он возник в северной Германии, где отсутствие природного песчаника,
в сочетании с отсутствием эффективного транспорта для обеспечения регулярных поставок
из природного камня из центра Германии, потребовалось построить
в кирпиче, чтобы удовлетворить спрос, созданный быстрым ростом
Ганзейские города. Конструкционные преимущества кирпича вскоре были признаны
а в начале тринадцатого века сакральная и гражданская архитектура
кирпичное строительство получило весьма оригинальное развитие. Простота
кирпичных конструкций, продиктованных строительным материалом, оказались лучше
подходит для северных немецких равнин, чем великолепие структур из песчаника.
Главный образец тринадцатого века
Кирпичная постройка в Северной Германии – Мариенкирхе в Любеке . Первоначально
задуманный как зал-церковь, он позже был построен по образцу французских соборов и
построен как базилика. Неф и два прохода заканчиваются шеветом.
а свод амбулаторного сочетается с сводом излучающего
шестиугольные часовни для создания единого пространственного единства. Трансепт как таковой
был опущен, но проходы, которые значительно ниже, чем
неф увеличен на один пролёт, образуя шевет. Ни сложные узоры
ни крокеты, ни молдинги не могут быть выполнены из кирпича и, следовательно,
замысловатое разнообразие тонких узоров, скрывающих строгость конструкции
готических соборов из песчаника отсутствует в кирпичных церквях. Однако,
прочность их строения, их массивная форма и ясность
их общий дизайн – характерные черты немецкой средневековой архитектуры.
в общем.
Немецкая готика
Скульптура
Чувствовалось влияние французской готики
не только в немецкой архитектуре, но и в скульптуре.
Знаменитый Королевский всадник Бамберга представляет собой первый
отход от романских концепций и первый подход к
французский идеал красоты и гармонии; он не следует традициям
немецкой романской скульптуры
но демонстрирует определенное стилистическое сходство с королевскими фигурами в Реймсе.
Кафедральный собор. Это говорит о живом художественном обмене между Францией и
Германия, но не может быть никаких сомнений, что Королевский всадник – это работа
немца. Аналогичная работа фигуративной готики
скульптура в Реймсе изображает видавшего виды монарха, знакомого
с политическими интригами и с хитрыми играми дипломатии. Королевский
С другой стороны, Всадник излучает торжественный идеализм в сочетании со стойкостью.
и неукротимая сила воли. Неизвестно, кого юный монарх
предназначался для изображения, но теперь он стоит как символ того славного
период в истории, век средневекового рыцарства.
С портретами основателей по адресу Наумбург
Собор , реализм на немецком
Готическая скульптура достигла своего апогея. Эккехарт и Ута не показаны
как идеализированные фигуры в неподвластных времени классических одеждах в окружении святых
и ангелы, а как живые люди, одетые в повседневные костюмы
своего времени. Их не окружает небесная аура, они не богословие.
обращенные в камень, это мужчины и женщины, которые несут бремя жизни на
их плечи, бремя их человечности; это немецкие фигуры,
солидный и сильный, гордый и достойный. Ута, кажется, отвергает всякую поверхностность.
как она защищает свой плащ, и ее взгляд на неуверенный
будущее выражает меланхолию уходящего Средневековья. Блестящий
эпоха немецкого рыцарства проходила, и темные тучи политического
конфликты назревали на горизонте.
О современной пластике см.:
Английская готическая скульптура.
Поздняя готика
Резьба по дереву
К концу пятнадцатого века,
когда процветало искусство эпохи Возрождения
в Италии продолжал преобладать стиль поздней готики, в Германии и
число замечательных скульпторов поздней готики подняли немецкие дерево
вырезать до новых высот. Тилман
Рименшнайдер активно работал в Вюрцбурге, где создал множество
большие и маленькие скульптуры и вырезал ряд деревянных запрестольных образов.
большой формальной красоты. Его тонкое изображение девичьей Девы
для алтаря в Креглингене возрождает трансцендентный характер
прежних скульптур и превосходит их новым сияющим великолепием
и несравненное совершенство.
Примерно в это же время другой выдающийся
Немецкий резчик по дереву Файт Стосс.
создал резной алтарь для Мариенкирхе в Кракове . В
1496 г. Штосс поселился в Нюрнберге, где его гений достиг своего пика.
зрелость. Его Богородица с младенцем тесно связана с прекрасными мадоннами.
французской готики, но в своей тихой сдержанности, выраженной простыми контурами
и автономные формы, эта скульптура выходит за рамки маньеризма
и духовная пустота поздней готики. Работы Тильмана
Рименшнайдер, Файт Стосс и некоторые их современники, такие как
австриец Михаэль Пахер
и северогерманец Бернт Нотке суммируют художественное богатство и опыт
Средневековья и создать достойное завершение этой эпохи. Еще один распространенный
изображение, вырезанное Штоссом и Рименшнайдером, а также другое немецкое дерево
резчиков эпохи готики, был Пьета – на примере Rottgen Pieta (1300, Rheinisches Landesmuseum,
Бонн).
Немецкая готика
Покраска
В поздний романский период
живописи, чем богаче артикуляция поверхностей стен, тем меньше места.
для масштабных росписей и когда,
с появлением готики пространство стен еще больше уменьшилось за счет колонн.
и столбы, искусство фресковой живописи
был почти забыт. Но трансцендентальная тенденция готической архитектуры
и постоянно увеличивающийся размер и декоративное значение окон
принесло с собой потребность в красочно раскрашенном стекле. Искусство стекла
живопись получила развитие и, как и следовало ожидать, достигла своего расцвета во Франции,
где готическая архитектура предлагала самый широкий размах. В Германии по-другому
форма живописи, независимая от архитектуры, развившаяся в течение четырнадцатого века.
век: панно. Основная идея расписного панно пришла
от средневековых художников в Византии
(подробнее см. : Иконопись), где
икона всегда занимала традиционное место в храме. В течение
тринадцатого века, по литургическим причинам, важность панели
живопись увеличилась, особенно в Италии. (В России тоже: см. Новгород
Школа иконописи.) Церковные реформы изменили обряды
святой мессы, и священник, который до сих пор стоял за алтарем
лицом к прихожанам, теперь стоял перед ними спиной к
люди. Если раньше алтарь мог украшать только алтарь фронтальный,
в антепендиуме теперь можно было воздвигнуть высокий алтарь, ретабло.
Это создало возможность для различных типов запрестольных образов.
искусство, использующее темперу на различных
комбинации деревянных панелей: диптих запрестольные образы имели две панели; триптих ,
три; и полиптих , мн.
К середине четырнадцатого века
Прага, излюбленная резиденция немецкого императора Карла IV, стала
центр немецкого панно. Тесная связь императора с папским двором в Авиньоне и с
Гуманистические круги Италии способствовали быстрому распространению новых идей.
и художественные формы. Художники богемской школы четырнадцатого века
сочетал в себе манерный стиль французского иллюминированного
рукописи и твердые, реалистичные треченто
арт итальянского художника Джотто
самым оригинальным образом и оказал решающее влияние на последующие
развития немецкой живописи.
Около 1350 года неизвестный мастер нарисовал
запрестольный образ, состоящий из девяти панелей, для цистерцианского монастыря г.
в Хоэнфурте в южной Богемии. Рождество ясно показывает
различные стилистические элементы, повлиявшие на художника. Золотой фон
в стиле византийского искусства и так
изображение конюшни с Марией, лежащей на кровати, в то время как
скалы странной кубической формы напоминают проторенессанс Джотто. искусство. Длинноногие фигуры с миндалевидными глазами также предполагают
итальянское влияние, в то время как любовное отношение к деталям берется
из интернациональной готики
Бургундские рукописи, изобилующие кропотливыми изображениями
цветы, растения и деревья. (Подробнее см.: Международный
Готическая иллюминация.) Внимание было приковано к идиллической презентации
сцен из повседневной жизни, таких как Джозеф и медсестра, готовящая
баня, является характерной чертой немецкой средневековой
живопись того периода.
С тех пор, как Джотто ввел третье измерение
художественная роспись, европейская
художники были озабочены проблемой пространства. В Воскресение Мастер Виттингау , диагональное положение камня
гроб придает дополнительную глубину переднему плану картины, которую несут
к своему логическому завершению горными силуэтами на заднем плане.
В ярком представлении Воскресения показана фигура Христа. как сверхъестественное видение, казалось бы, парящее без гравитации над
саркофаг и нетронутые печати на его краю доказывают, что чудо
произошло. Лица охранников на заднем плане выражают ужас,
непостижимое любопытство и полное равнодушие; только рыцарь в
на переднем плане, для которого, кажется, предназначен жест благословения,
смотрит с завороженным интересом. По сравнению с эффектом книжки с картинками
из Рождество Магистр Хоэнфурта , единство и
духовный накал этой картины представляет собой замечательное достижение.
На рубеже веков Вестфальский Конрад фон Зост работал в Дортмунде, где в 1422 г.
запрестольный образ Мариенкирхе, предполагающий, что художник был знаком
с французской книжной иллюстрацией и с
картины богемской школы. Известность художников Центральной Европы
распространился из Вестфалии в ганзейские города Северной Германии. Гамбург
и Любек превратились в важные художественные центры и оттуда немецкие
картины вскоре стали путешествовать по торговым путям в соседние
Скандинавских странах и по всей Балтике. С момента основания
Ганзейские города Северной Германии стали политическим, экономическим и
культурная связь между Центральной Европой и Скандинавией, роль, которую они
продолжали играть вплоть до семнадцатого века. В течение
Средневековье Северогерманская кирпичная архитектура была принята странами
вдоль Балтийского моря и в результате готических кирпичных церквей можно встретить не
только в Любеке, Висмаре, Штральзунде и Данциге, а также в Копенгагене, Оденсе
и Турку (Финляндия). Когда искусство панно распространилось по Европе
связь между ними снова оказывали северогерманские прибрежные города.
между Скандинавией и остальной Европой. Картины северогерманских мастеров
были отправлены в Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию и далее на восток. Сначала
они предназначались просто для ганзейских торговых станций за границей,
но когда они вызывали интерес и восхищение у коренного населения,
купцы обнаружили, что картина была таким же прибыльным товаром,
как пшеница и специи, и вскоре начала развиваться оживленная торговля картинами.
Два художника, в частности, создали
известность северогерманской живописи: Мастер Бертрам и Мастер Франке .
Из-за методичной бухгалтерии гамбургских клерков их имена
хорошо документировано многочисленными счетами финансового отдела города.
Мастер Бертрам приехал из Вестфалии, и хотя о его
художественное развитие обычно считается, что он изучил свое ремесло
в Богемии. Мастер Франке родился в Гамбурге. Его основная работа, ул.
Алтарь Фомы был заказан ассоциацией гамбургских купцов,
Компания торговцев Сент-Томас с Англией. Поклонение
Magi показывает Франке как типичного представителя мягкой готики.
стиль, сложившийся на рубеже веков в ответ на жесткое
монументальность итальянских и богемных мастеров. Мягкие плавные линии
задумчиво-тихих фигур простираются в богатые складки их роскошных
одеяния и создают магический эффект. Величественное достоинство без следа
пафос характеризует образ Богородицы и делает ее духовным
центр, к которому другие фигуры относятся по позе и жесту. Не вмешиваясь
движения нарушают спокойствие сцены или пологих холмов
и звездное небо на заднем плане. И все же фото нет
не хватает человеческого тепла. Неуклюжими пальцами Младенец Иисус засовывает в
открыть сундук с сокровищами, в то время как Джозеф занят удалением ценного
подарок безопасности.
Рождество Вестфальцем
художник Иоганн Кёрбеке более приземленный и реалистичный и явно
демонстрирует влияние фламандской живописи
о немецких живописцах. Пространственная глубина богато градуированного пейзажа,
подробное описание старой, обветренной крыши, небольшой заплатки
травы на переднем плане и подчеркнуто-графической техники — все это
особенности по образцу реализма Яна
Ван Эйк и его последователи. Но в картине Кербеке это стремление
отношение к реальности остается в противоречии со старыми условностями. Реалистичный
пейзаж расположен на фоне традиционного золотого неба и фигур
Девы и особенно ангелы остаются изолированными от своего окружения. Их трансцендентальное существование, а также декоративные линии
богато струящиеся складки их одежды относятся к позднеготической традиции.
Этот очаровательный сплав новых тенденций с
средневековые концепции можно наблюдать во всех немецких картинах середины пятнадцатого века.
век. Один из тех, кто наиболее успешно сочетает традиции и прогресс.
был Стефан Лохнер,
мастер Кёльнской школы живописи
родом из Боденского озера. Его 90 190 Презентация в храме 90 193
представляет собой великолепное собрание небесных и человеческих фигур, принесенных
сближаются идеализацией человеческих фигур и земного
изображение небесных. Дети, несущие свечи, исходят
более ангельская аура, чем круг порхающих ангелов на фоне золотого
земле, и Деву Марию можно отличить только от остальных
прекрасные и сияющие дамы ее более роскошными одеждами и ее ореолом.
Она больше не изображается как посланница небес, а как избранная
от людей. Добавлено еще одно очень человеческое прикосновение: священные обряды
у алтаря кажутся забытыми, в то время как все смотрят на милый
шествие детей; не только фигуры слева и справа от
алтарь, но сама Мария на мгновение отвлекается. Барьер между
небо и земля кажутся уменьшенными.
Сила позднеготической живописи в
Германия (которая немало смешалась с немецкой
искусство эпохи Возрождения) заключалась не в его монументальности и не в его смелой интеллектуальности,
но в своей поэтической фантазии и любви к деталям, через
были разрешены все формальные противоречия. Это вряд ли имеет значение
что стилизованные фигуры жениха и невесты на картине
неизвестный швабский мастер, написанный около 1470 года, стоит в натуралистически
изображен лесной массив, где земля покрыта богатым ковром растений,
которые нарисованы с ботанической точностью: ранункулисы, клевер, одуванчики,
ландыши, примулы, валериана и другие.