Кариатиды в архитектуре: Петербургская архитектура в деталях: атланты и кариатиды

Содержание

Петербургская архитектура в деталях: атланты и кариатиды

Кто такие атланты и кариатиды и в чём между ними отличия?

Слово «атлант» (также «атлас» или «теламон») пришло из греческой мифологии, где атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращённым в камень. «Кариатида» (также «кора», то есть «девушка») впервые встречается в сочинениях архитектора Витрувия, который взял слово из греческих источников. Оно имеет несколько трактований: девушки, несущие на голове корзины со священными дарами на праздниках в честь Афины и Артемиды, или жительницы области Кария в Малой Азии, которых за измену родине превратили в рабынь и заставили носить тяжести.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Если статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, её также называют «канефорой». А маленьких атлантов именуют «путти».

Основное отличие между архитектурными элементами только в гендерном признаке: скульптурное изображение мужской фигуры, служащее опорой для здания, называется атлантом, женской — кариатидой.

Пол определяет тяжесть ноши скульптуры: в античной архитектуре женские фигуры удерживают на своих плечах не слишком тяжёлые предметы, а небесный свод доверяют склонившим голову и плечи атлантам.

Есть исключения: нимфы-океаниды в скульптурной группе Феодосия Щедрина «Нимфы, несущие небесную сферу» для Адмиралтейства или кариатиды, которые удерживают в равновесии прозрачную сферу купола «Зингера».

Кариатиды Адмиралтейства (Адмиралтейский проезд, д. 1)

Фото: 3dphoto.spb.ru

Кариатиды на куполе Дома Зингера (Невский просп., д. 28)

Фото: st-roll.ru

Эти фигуры нужны только для красоты или от них есть польза?

Валерий Брюсов, «На острове Пасхи»: «Кто создал семью великанов? Кто высек людей из утёсов, Поставил их стражей туманов?».

Изначально декор создали греческие зодчие, которым было не занимать фантазии: вместо скучных колонн здания стали украшать человеческими фигурами. У элементов была скорее утилитарная функция: атланты поддерживали перекрытия здания, балконы и карнизы, кариатиды заменили надоевшие пилястры.

Однако впоследствии элементы стали выполнять не только функциональную, но и декоративную роль.

Внутри дворца Монплезир в Петергофе

Согласно официальному определению, кариатида — статуя одетой женщины. Но в Петербурге фигуры чаще всего изображены полуобнажёнными.

Как атланты и кариатиды пришли в Петербург?

Здания начали оформлять декоративными элементами ещё в античном искусстве. Самых первых атлантов нашли в греческом храме Зевса в Долине храмов Агридженто в итальянской Сицилии, похожие фигуры из монолита уже были созданы в Древнем Египте. Однако наибольшую популярность атланты и кариатиды приобрели в архитектуре XVII—начала XX веков, как раз когда формировался центр Петербурга.

Фото: gorod-sankt.blogspot.com

Наиболее ранние изображения кариатид в Строгановском дворце (Невский просп., д. 17)

При строительстве первых городских зданий в начале XVIII века лишних украшений не использовали. Потребность в пышном декоративном оформлении возникла при распространении стиля барокко в конце 60-х годов того же века.

На помощь архитекторам пришли атланты, держащие перекрытия, кариатиды, обрамляющие окна, амуры, львы и человеческие маски, ставшие частью композиции фасадов.

В творчестве Франческо Растрелли скульптура стала главным средством оформления строений. Он создал атлантов Екатерининского дворца и кариатид Строгановского дворца. Согласно легенде, авторству итальянца приписывают и барочный фасад особняка Мясникова, балкон которого поддерживают атланты.

Особняк Мясникова (ул. Восстания, д. 45)

Когда в моду пришёл классицизм, строения перестали так вычурно оформлять. Фигуры вновь вернулись в город в середине XIX века, когда классицизм сменила богатая декором эклектика. Более 60% строений с атлантами и кариатидами построили в этот период: например, десять самых известных атлантов портика Нового Эрмитажа.

Александр Городницкий, «Атланты»: «Когда на сердце тяжесть и холодно в груди К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди. Там без питья и хлеба, забытые в веках Атланты держат небо на каменных руках».

Фото: peterburg.center

Атланты Нового Эрмитажа (ул. Миллионная, д. 35)

На рубеже XIX—XX веков в городе правил модерн, в котором также использовался декор. С 1917 года мотивы кариатид и атлантов перестали добавлять в архитектуру.

Роман Ивана Шамякина «Атланты и кариатиды» и одноимённый восьмисерийный фильм Александра Гутковича (1980) не имеют прямого отношения к декору. Они рассказывают про архитектора, который строит социалистический город в Белоруссии и решает морально-этические проблемы.

Считается, что на счастье нужно потереть три повреждённых взрывом пальца атланта

Сколько всего атлантов и кариатид в нашем городе?

Роман Буревой, «Северная Пальмира»: «Всеслав бродил по улицам Северной Пальмиры с утра до вечера. Сколько же в этом городе атлантов и кариатид! Юный гладиатор сбился со счёта».

Точной цифры нет. Автор книги «Атланты и кариатиды Петербурга» Павел Матвеев говорит о 300 зданиях, украшенных скульптурами и лепными изображениями атлантов и кариатид. Часть фигур оказалась забытой или была уничтожена. Мы остановимся на наиболее интересных представителях и расскажем, где их можно увидеть.

Парадная особняка Каншина (Кузнечный пер., д. 6)

Где в центре Петербурга посмотреть на атлантов и кариатид?

Про портик Эрмитажа и особняк Мясникова вы уже знаете. Не менее популярным зданием является доходный дом Веге (наб. Крюкова канала, 14), парадный въезд во двор которого охраняют скульптуры молодых атлантов и декоративная колоннада.

Фото: visit-petersburg.ru

Доходный дом Веге

Атланты не всегда представлены статными полуобнажёнными мужчинами: посмотреть на непривычную версию приглашаем в доходный дом С. Ф. Англареса (Сапёрный пер., д. 13). Фигуры непропорциональны, прикрываются шкурами, обуты в ботинки и угрожают кулаками. Жители называют их варварами или сравнивают со славянами.

Доходный дом Англареса

В особняке Белосельских-Белозёрских (наб. Фонтанки, д. 42) атланты поселились не сразу. Здание построили в середине XVIII века, когда пышный декор ещё не был в почёте. Во время перестройки в середине XIX века особняк приобрёл черты барокко и обзавелся фигурами атлантов снаружи и кариатид во внутренних покоях дворца.

Среди кариатид одними из самых известных считаются дамы, поддерживающие массивные эркеры в доходном доме Мальцевой (Невский пр., д. 77).

Фото: открытыйгород.рф

Доходный дом Мальцевой

В доме Пашкова, или Департамента уделов, (Литейный просп., д. 39) девушки украшают пилоны у входа и поддерживают балкон второго этажа. Дамы прославились тем, что их здание описал Некрасов в «Размышлениях у парадного подъезда».

В Ново-Михайловском дворце (Дворцовая наб., д. 18) кариатид можно хорошо рассмотреть только с высоты птичьего полёта. В этом здании скульптуры девушек завершают коринфские колонны на уровне третьего этажа.

Ново-Михайловский дворец

Часто атланты и кариатиды изображены совместно. Такую картину можно увидеть при входе в особняк Демидовых (Большая Морская ул., д. 43). В начале XX века в здании находилось посольство Италии, а сейчас здесь расположен Балтийский банк.

Особняк Демидовых

Дом Трофимова (ул. Чайковского, д. 17) смело может попасть в категорию «18+». Вход в шестиэтажное здание украшен парами кариатид и атлантов, причём последние противоестественно выгнуты и бесстыдно демонстрируют прохожим свой вид сзади.

Теперь вам осталось лишь дождаться теплой погоды, вооружиться нашим гидом и отправиться знакомиться с каменными обитателями Петербурга. Для полноценного погружения перед прогулкой мы рекомендуем ознакомиться с координатами домов, украшенных атлантами и кариатидами, и вдохновиться роликом на YouTube.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Кариатида – это.

.. Что такое Кариатида?

(от греч. karyаtides, буквально – жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции)

   скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). Кариатиды были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17-19 вв.

   * * *

   скульптурная женская фигура, служащая колонной; самые прославленные кариатиды образуют портик храма Эрехтейон в Афинском Акрополе.

   * * *

   Женская статуя, поддерживающая архитектурный выступ.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

   * * *

   скульптурное изображение стоящей женской фигуры, введённое в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и заменявшее собою колонну или пилястру. Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется КАНЕФОРОЙ. Происхождение слова имеет двоякое толкование. Согласно первому, кариатиды – жрицы храма Артемиды в местечке Кария (Лакония, материковая Греция). Иное объяснение даёт миф, согласно которому жители Карий в Малой Азии совершили предательство во времена греко-персидских войн, вследствие чего всех мужчин перебили, а женщин продали в неволю. Поэтому кариатида – образ увековеченного рабства и позора. В средние века этот архитектурный мотив почти не употреблялся; он снова стал являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В старой литературе кариатидой иногда называют и мужскую скульптуру аналогичного назначения, тогда как подлинное ее наименование – АТЛАНТ. У римлян эта фигура была известна под названием ТЕЛАМОН. Первый этаж особняка П.Н. Демидова на Б .Морской, 43 в средней его части украшают мраморные кариатиды и атланты, поддерживающие массивный балкон (арх. О. Монферран, 1836). В интерьере же широко известны кариатиды Тронного зала дворца в Павловске (ск. И.П. Мартос, 1799).

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь Архитектурных терминов.. EdwART. 2011.

скульптура льва, фасадный декор

Кариатиды.
     Существует довольно большое количество архитектурных элементов, которые впервые использовались много веков назад, но и  в современном архитектурном мире не перестают быть популярны в виду своей особенности.  Не миновала чаша сия и  судьбу кариатида.  Рожденные в Греции, и имея богатое прошлое, этот архитектурный элемент по прежнему способен внести ощущение классики в любой, даже Богом забытый уголок… Кариатиды – одни из немногих скульптур,   которые проникли  практически в каждый  стиль и направление, покорили сердце не одного создателя мировых архитектурных шедевров различных эпох.  И что интересно,  даже в современном мире,  где царит хай тек, экономия и большинство зданий возводится исходя из понятий практичности и функциональности, кариатиды сохраняют свою востребованность.  В чем секрет «успеха»  кариатид и каков их длинный путь? Стоит поговорить обо всем по порядку.

Что такое кариатида и каково ее происхождение?

    Древнегреческие зодчие первыми ввели в использование, поддерживающие здание элементы, которые представляли собой скульптуры одетых в тунику  женщин и мужчин.  Так,  или почти так, на смену колоннам и пилястрам пришли кариатиды.

    Существует несколько предположений о происхождении названия кариатиды. Одни считают  вдохновительницами создания архитектурных элементов девушек из г. Кария, которые совершали религиозные танцы с корзинами на головах и воспевали древнегреческую богиню Артемиду. Другие предполагают, что статуи женщин, поддерживающих здания, это не что иное, как проститутки, которые превращены в камень за развратное поведение. Наказанные богами, они держат всю тяжесть здания, мучаясь и являя собой назидательный образ всем тем, кто продолжает жить на Земле и помышляет о распутном поведении.

   На самом деле трактовок появления этого элемента существует не мало. Но какой бы не была истинная история возникновения, кариатиды долгое время «живут» во многих шедеврах мировой архитектуры.

История применения кариатид в архитектуре.

Как все новое, долгое время кариатиды пользовались популярностью при возведении зданий    в эпоху Древней Греции. Однако, их применение, фактически, сошло на «нет» в Средние Века. И только в эпоху Возрождения кариатиды вновь приобрели популярность и уже не теряли ее.

Исчезновение интереса к использованию кариатид в период Средних Веков некоторые историки связывают с теми социальными,  религиозными, политическими и экономическими изменениями, которые переживало общество Европы. Становление архитектурного стиля того времени не отвечало первоначальному помпезному и, порой, вычурному внешнему виду женских скульптур на фасадах зданий.  Но с приходом эпохи Возрождения, с возвращением внимания к человеку « как мерилу всего» – возродилось и античное дыхание в архитектуре. Люди вновь стали более открыты к пониманию и принятию человеческого, торжественного, величественного и «громкого». И с того времени популярность и актуальность кариатид удивительным образом сохраняется и мерным историческим шагом проходит сквозь века.

   В разные периоды времени интерес к этим элементам был различным, менялась также и сама форма кариатид. Желая стилистически разнообразить строения, архитекторы стали применять мужские фигуры атлантов, которые все также носили функцию не только декоративную, но и поддерживали антаблемент. Это стало некой производной от «оригинальных» кариатид.

Архитектурные стили, в которые применялись кариатиды.

  Кариатиды – это тот элемент, который получил жизнь практически в каждом стиле и направлении. Для наглядности стоит вспомнить некоторые из них, с яркими примерами в исполнении.

Барокко. В барокко статуи вместо колонн подчеркивали парадный внешний вид и всю витиеватость постройки. Если привести пример, то заметным представителем строения в стиле барокко с использованием атлантом, можно назвать Екатерининский дворец проекта Ф. Б. Растрелли. Этот итальянский архитектор является одним из ярчайших представителей своей эпохи, использовавший кариатиды в своих проектах. Можно сказать, что кариатида  «звучит в унисон» с мыслью создателя Растрелли. Зная историю возведения Екатерининского дворца, его сложно было бы представить без украшения фасада кариатидами. Они предстают на  центральной части фасада, предавая дворцу поистине величественный вид. Именно такое впечатление и должен был производить царский дворец по задумке архитектора.

    Классицизм. Если продолжать вести речь об использовании кариатид в архитектуре Санкт-Петербурга, то, безусловно, нельзя не вспомнить знаменитый Михайловский замок архитектора Баженова. Наверное, каждый, кто бывал в Петербурге, видел могучих атлантов, которые подпирают балюстраду. Хотя стоит отметить, что атланты – это не сами кариатиды, но вполне заслуживает называться идейной производной от женских скульптур.

   Ампир.  Такой архитектурный стиль как ампир,  не мог не впитать в себя замену колонн на скульптуры. Стилистическая структура позволила, например, архитектору А. Д.Захарову при возведении Главного Адмиралтейства, использовать скульптуры женщин-нимф, несущих небесную сферу. Симметричное расположение кариатид  наблюдается на въездной арке центральной башни Адмиралтейства. Захаров здесь дал волю своему воображению и позволил себе отойти от классического понимания древнегреческого элемента, изобразив нимф, ниспосланных с особенным предназначением.

Итак.  Не смотря на стремительно развивающиеся архитектурные направления, актуальность замены колонн и пилястр на скульптуры не исчезала. Их применение прослеживается в неоренессансе, эклектике, модерне, неоклассицизме и даже в сталинском ампире. Возможность импровизации, свобода выражения художественного вкуса вне стесненных рамках стиля — это неоспоримое преимущество кариатид. Именно это позволяет оставаться в каждом направлении и не терять своей популярности и актуальности, не смотря на развитие цивилизации и культуры людей всех народов мира.

Материалы, из которых создаются кариатиды

Согласно своему течению времени, строительные материалы, которые служили средством создания скульптурного элемента, меняли свои составы и характеристики. Если говорить о более ранних временах, то это был камень, позднее мрамор, бетон, в том числе и белый. К моменту всеобщего мирового научно-технического развития изменились не только материалы для создания кариатид, но и область их применения. Например, при декорировании современных домов и даже квартир, скульптуры изготавливаются из гипса или дерева. Часто используется – шамот, натуральный камень, бетон,  стеклофибробетон, стеклокомпозит, мрамор…

            С течением времени понятие архитектурного элемента, который является главным героем сегодняшнего повествования, приобретает все новые трактовки. Некоторые архитекторы современного времени склонны назвать кариатидами фигурные выступы, исполняющие роль подпорок или колонн. Таким образом, для части строительных художников это не обязательно человеческие фигуры.  Бесспорно, здание, которое в себя включает колонны, пилястры – мгновенно приобретает величественный, а иногда помпезный характер. Их присутствие  на центральном фасаде способно придать строению  официальный или торжественный характер.  Можно сказать, что  в тот момент, когда создатель строения использует кариатиды – появляется простор для вдохновения. И уже в зависимости от того, насколько сложной является задумка автора, здание принимает на себя особенное настроение.

Заключение.

    Когда произведение искусства остается «жить» на века в сердцах, умах людей и при этом приносит материальную пользу, неизменно возникает вопрос: в чем секрет «успеха»? В случае с востребованностью кариатид в архитектуре прошлых веков и в современности, нельзя дать однозначного ответа. Наверное, каждый может понять это по-своему. Но все же, быть может,  этот элемент архитектуры имеет столь долгую историю, и скорее всего, столь же длинное будущее, не случайно…  Ведь имеет право на существование версия, что в далекой Древней Греции статуи женщин, которые подпирали крышу здания, были творением не человеческой мысли, а небесных сил. А быть может, сами по себе кариатиды благоволят свободе художественной мысли, не ставят создателя в тесные рамки, и, тем самым, любимы архитекторами всех времен. Пускай каждый выберет, в какую версию ему верить. Одно можно сказать точно: кариатиды ждет будущее.


Кариатида – это архитектурный элемент, который популярен в любом стиле

Кариатида – это название архитектурной колонны, которая приняла форму женской фигуры. Самый известный пример можно найти на южном крыльце храма Эрехтейон на Акрополе в Афинах.

Древние предания

В эллинистической культуре «кариатида» – это дева Карии, знаменитого храма Пелопоннеса. Карий был посвящен богине Артемиде. Как Кариатиды, она радовалась, танцуя среди ореховых деревьев в городе Карии. В это время девы в восторженном хороводе несли на головах корзины со свежесрезанными камышами. Они изображали танец растений.

Римский архитектор Витрувий предпологал, что кариатида – это рабыня. Витрувий видел, как они используются в виде столбцов в ионической архитектуре. Но сама кариатида – это эволюционировавшая персидская колонна. У персов, правда, использовались для поддержки зданий животные.

Эрехтейон

Шесть самых известных кариатид поддерживают крышу ложного южного крыльца Эрехтейон на афинском Акрополе. Это здание было построено Периклом предположительно между 421-406 годами до н. э. для размещения древней деревянной культовой скульптуры Афины. Он также служил центром почитания Эрехтея (мифического царя Афин) и его братьев, в том числе и Посейдона. У этих кариатид одежда имеет мокрый вид и прилипает к телам. Положения ног и бедер смелы и динамичны. Три из них стоят, опираясь телом на правую ногу, а другие – на левую. Прически также важны. Они, тяжелые и громоздкие, призваны укрепить самое ненадежное место – шею фигур, на которую падает большая нагрузка. Руки скульптур, к сожалению, были утрачены. По сохранившимся римским копиям можно увидеть, что правая рука держала мелкие сосуды для возлияний, а левая поддерживала и слегка приподнимала их одежду. Предполагается, что они вырезаны разными скульпторами в мастерской Алкамена, ученика Фидия. Интересно, что это крыльцо стоит над мифической могилой царя Кекропа. Возведение кариатид, возможно, были данью его памяти. Сейчас на крыльце стоят их копии. Пять оригиналов кариатид находятся в музеях Акрополя, где их можно осмотреть со всех сторон, а шестая – в Британском музее в Лондоне. Подводя итог экскурсу в историю, можно сказать, что кариатида – это в архитектуре декоративный элемент колонны, который может иметь также несущую функцию.

Ренессанс и после него

В это время их стали применять в интерьерах при строительстве каминов. В период барокко они появляются в Шотландии как резное украшение над камином в большом зале замка Мичеллс. В позднем немецком барокко кариатиды находятся в замке Сан-Суси Фридриха Великого в Шлоссе. Статуя одетой женщины также стала использоваться в качестве ножек для столов, полочек и подсвечников.

Стиль ампир не обошел вниманием этот декоративный элемент. Воображение художника продолжала занимать мысль о прекрасной женщине, которая несет свод неба.

В 1881 году Огюст Роден изваял из камня упавшую под тяжестью фигурку кариатиды. Он единственный увидел, как тяжела для девушки ноша, которая все-таки пытается встать.

Мужской двойник кариатиды

У него два наименования: теламон и атлант. Первое название, точнее имя, означало «опору» или «поддержку». Это был мифический сын Эака и Энеиды. Он был царем Саламин. Этот силач сидел на веслах, когда аргонавты шли за руном, он участвовал в Калидонской охоте на дикого вепря, не дававшего покоя всей округе, которого победил Тезей.

Атлант же – это могучий титан, который держит на плечах небесный свод. Посильна ли такая ноша ему? Как бы она ни была тяжела, мужество и терпение позволяют ему ее удержать. В греческой мифологии его обратили в камень или скалу.

Парные скульптуры

Атланты и кариатиды украшают фасады зданий, поддерживают балконы, выполняя эстетическую функцию. Особенно хороши атланты, поддерживающие портик Нового Эрмитажа в Петербурге. Первоначально, по замыслу архитектора Л. Кленце, его должны были поддерживать кариатиды. Но этот проект был отвергнут, и через восемь лет, в 1848 году, А. И. Теребенев создал десять скульптур атлантов из темного гранита, добытого в месторождении на Ладожском озере. Они стоят на постаменте из карельского крупнозернистого гранита. Работа над скульптурами шла в течение двух лет. У скульптора первичной обработкой камня занималось примерно сто пятьдесят каменотесов. Законченная работа вызвала всеобщее восхищение. Атланты и кариатиды характерны для стиля классицизм. Частым отличием является то, что атланты поддерживают антаблемент руками, а кариатиды несут его на голове. Уточним понятие “антаблемент”.

Архитектура: элементы зданий

Французское слово «антаблемент» означает перекрытие, сделанное из балок. Оно состоит из архитрава, фриза и карниза. В архитектуре архитрав имеет два значения:

  • перекладина, которая укладывается между колоннами или проемами окон, она находится сверху;
  • та же перекладина, которая уложена на капители колонн, украшенные различными ордерами, то есть каноническими рисунками.

Современное использование кариатид

Эллины вдохновлялись при создании кариатид девушками из Кария. Одетые в одежды, их скульптурные изображения поддерживали здания. Эта традиция продолжается. Но зачастую в стоящей на уровне своего века архитектуре вместо мрамора или камня используется бетон, стеклокомпозит. Во внутренних помещениях применяется дерево или гипс.

На нынешний день и атланты, и кариатиды востребованы в современной архитектуре. Эклектика, модерн, неоренессанс – они возможны везде. Рамки стиля их не стесняют. Мысль художника, который их использует, не замыкается, а черпает вдохновение в традиции, идущей через тысячелетия.

Атланты и кариатиды – презентация онлайн

В мировой
архитектуре
широкое
распространение
получили такие
варианты
декоративной
скульптуры, как
АТЛАНТЫ
и
КАРИАТИДЫ.
Особняк Черновой. г. Ростов-на-Дону
Скульптурные
изображения
атлантов и кариатид
часто использовались
в архитектуре
античности и эпохи
Средневековья в
качестве колонны или
другой вертикальной
опоры для
поддержки балочных
перекрытий.
От легенд к архитектуре
АТЛАНТЫ – держащие небо
• В
греческой
мифологии
атлант
(греч. «несущий») —
титан, отличавшийся
необычайной силой.
В
наказание
за
участие титанов в
борьбе
против
олимпийских богов
они должны были
держать на плечах
небесный свод.
Атлант (также
распространено название
Атлас) — в европейской
архитектурной традиции
скульптура в виде мужчины,
выполняющая декоративную
либо функциональную роль в
поддержке перекрытия здания,
балкона, карниза.
Может находиться на месте
колонны либо пилястра.
В Древней Греции фигуры
Атлантов иногда замещают
колонны храмов дорического
стиля.
Атланты. Эрмитаж
• В римской архитектуре для
обозначения подобной
скульптуры используется
термин Теламон.
• Теламон – (др.греческая
мифология) – царь острова
Саламин. Неоднократно
упомянут в «Илиаде» и
«Одиссее» (XI 468).
• Его имя «теламон»
произошло от названия
ремня-перевязи для
башенного щита и означало
также «опора, поддержка».
Теламон. Вэйн Каунти, штат Огайо
• Самые
первые
атланты найдены в
греческом
храме
Зевса в Сицилии, но
похожие фигуры из
монолита уже были
сделаны в Древнем
Египте.
• Позже атланты были
использованы
в
многих
других
культурах и играли
важную
роль
в
архитектуре барокко.
Современный макет Храма Зевса
Самый известный пример скульптур атлантов
находится у входа в музей Новый Эрмитаж в
Санкт-Петербурге.
КАРИАТИДЫ – Карийские Девы
Кариатидами
(греч. «карийские девы»), называют
вертикальную опору в виде женской
задрапированной фигуры.
В храмах Древней Греции кариатиды иногда
замещают колонны ионического силя.
Париж. Лувр. Кариатиды в Зале Кариатид
Если
такая статуя
изображает
женщину с
корзиной
плодов или
цветов на
голове, то она
называется
также
канефорой.
«…Карьятиды позор свой выносят…»
К. Случевский
Кариатиды впервые упоминаются Витрувием в его трактате
посвященном Октавиану Августу.
«Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо
колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые
кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то
любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город
Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами;
впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным
окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот,
взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели
их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных
одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того,
чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они,
служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно
платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние
архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих
женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство
помнило о наказании карийцев.»
Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5
Наиболее известные кариатиды античного
времени — в портике Эрехтейона на
афинском Акрополе, известного также как
портик кариатид или Пандросион, по
имени нимфы Пандросы.
Кариатиды. Акрополь, Афины, Греция.
В Средние века кариатиды почти совсем не
употреблялись, и снова стали нередко
являться в архитектуре, начиная с эпохи
Возрождения.
В новейшем искусстве кариатидами
называются женские фигуры, одетые, или
полуобнажённые, поддерживающие балки
или какие-нибудь выступы здания.
г. Санкт-Петербург
Атланты и кариатиды используются как в
экстерьерах зданий, так и в оформлении их
интерьеров и могут являться не только
элементами декора на фасаде отдельного
здания, но и влиять на художественное
восприятие целых архитектурных ансамблей.
• В некоторых случаях атланты или
кариатиды выполняются на таком высоком
профессиональном
уровне,
что
воспринимаются уже не как разновидность
декоративного убранства какого-нибудь
строения,
а
как
самостоятельные
произведения искусства.
Царское село. Екатерининский дворец

Атлас в архитектуре — HiSoUR История культуры

В классической европейской архитектуре атлас (также известный как атлант, атлант или атлантид, множественные атланты) представляет собой опору, вылепленную в форме человека, который может занять место колонны, пирса или пилястра. Римским термином для такой скульптурной поддержки является telamon (множественные telamones или telamons).

Термин атлантес — это греческое множественное число имени Атлас-Титан, который был вынужден удерживать небо на плечах на вечность. Альтернативный термин, telamones, также происходит от более позднего мифологического героя, Теламона, одного из аргонавтов, который был отцом Аякса.

Кариатид является женщиной-предшественницей этой архитектурной формы в Греции, женщиной, стоящей на месте каждой колонны или столба. Кариатиды найдены в сокровищницах в Дельфах и Эрехтейоне на Акрополе в Афинах для Афины. Они обычно находятся в ионическом контексте и представляют собой ритуальную связь с богинями, которым поклоняются внутри.

Атланты выражают крайние усилия в своей функции, головы наклонились вперед, чтобы поддержать вес над ними над их плечами, предплечья часто поднимаются, чтобы обеспечить дополнительную поддержку, обеспечивая архитектурный мотив.

Атланты и кариатиды были отмечены римским покойным республиканским архитектором Витрувиусом, описание которого, а не сохранившихся примеров, передало идею атлантов архитектурному слову эпохи Возрождения.

происхождения
Кариатиды не только предшествовали им, но аналогичные архитектурные фигуры уже были сделаны в Древнем Египте из монолитов. Атланты возникли на греческой Сицилии и в Магна-Грейсиа, на юге Италии. Самые ранние сохранившиеся атланты падают из раннего классического греческого храма Зевса, Олимпиона, в Агридженто, Сицилия. Однако атланты сыграли более значительную роль в архитектуре маньеристов и барокко.

В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков многие здания были построены со славными атлантами, которые очень похожи на греческих. Их выбор из двух предложенных проектов — другого проекта с использованием Кариатидов — для входа в Эрмитажный музей, который был построен для царя Николая I России, сделался атлантами еще более модными. Портик этого здания имеет десять огромных атлантов, примерно в три раза по размеру, вырезанных из гранита Сердоболь, которые были спроектированы Иоганном Халбигом и выполнены скульптором Александром Теребеневым.

Примеры
Базилика Санта-Кроче, Лечче, Италия
Casa degli Omenoni, Милан, Италия
Церковь Святого Георгия, Гамбург, Германия
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Дом на ул. Каналова. 17, Познань, Польша
Палаццо Давия Баргеллини, Болонья, Италия
Павильон Вандом, Экс-ан-Прованс, Франция
Порта Нуова, Палермо, Италия
Сан-Суси, Потсдам, Германия
Sunshine Marketplace, Виктория, Австралия
Храм Олимпийского Зевса, Валье Дей Темпи, Агридженто, Италия
Дворец Цвингер, Германия

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)

Related

Атланты и кариатиды Ростова-на-Дону: ankol1 — LiveJournal

         Как известно, под кариатидами в архитектуре понимают фигуры, как правило, женские, выступающие в роли поддержки, опоры элемента сооружения. Атланты – это фигуры мужские. В соответствии с веяниями нашего непростого времени, должны существовать и трансгендерные фигуры. Как их назвать, я, по правде сказать – затрудняюсь. Может быть, что-нибудь вроде “атлантидов”.
           Ростов-на-Дону, конечно, не Санкт Петербург, но атланты и кариатиды у нас тоже имеются. При чем в немалых количествах и позах. Предлагаю обратить на них пристальное внимание…

 

    В общем, атланты и кариатиды вполне себе не потеряли актуальности и используются, что называется, в Ростове в полный рост. Однажды, я наблюдал, как на правую кариатиду, что  на 4-й сверху фотке, обитатели жилья даже взгромоздили сетку с луком. Жаль, не было с собой фотоаппарата. Ну а так, атлантов и  кариатид не прибывает, они, к сожалению, уходят от нас вместе с архитектурой. На лицах их радости никогда и не было…  Не то что у Пушкина из предыдущего поста. Как тут не вспомнить замечательное стихотворение другого поэта – Константина Случевского, которое так и зовется “Кариатиды”:

Между окон высокого дома,
С выраженьем тоски и обиды,
Стерегут парчевые хоромы
Ожерельем кругом карьятиды.
Напряглись их могучие руки,
К ним на плечи оперлись колонны;
В лицах их — выражение муки,
В грудях их — поглощенные стоны.
Но не гнутся те крепкие груди,
Карьятиды позор свой выносят;
И — людьми сотворенные люди —
Никого ни о чем не попросят…
Идут годы — тяжелые годы,
Та же тяжесть им давит на плечи;
Но не шлют они дерзкие речи
И не вторят речам непогоды.
Пропечет ли жар солнца их кости,
Проберет ли их осень ветрами,
Иль мороз назовется к ним в гости
И посыплет их плечи снегами,—
Одинаково твердо и смело
Карьятиды позор свой выносят
И — вступиться за правое дело
Никого никогда не попросят…

20 октября 1856

Впрочем, как знать, может быть близко то времечко, когда придется пожалеть и об утрате красной вывески Kentucky Fried Chicken…

Кариатида – Всемирная историческая энциклопедия

Кариатида – это название архитектурной колонны, имеющей форму стоящей женской фигуры. Первые образцы происходят из древнегреческой архитектуры, и действительно, самые известные образцы находятся на южном крыльце Эрехтейона на афинском акрополе, оригиналы которых сейчас находятся в городском музее Акрополя.

Именование и происхождение

Термин «кариатида» впервые появился в 4 веке до н.э. и был введен Витрувием в отношении Карьяи в Лаконии, где женщины часто танцевали с корзиной на голове в честь Артемиды и где кариатиды использовались в архаической архитектуре.Они были развитием более ранних статуй корай мужских и женских фигур, преобладающих в течение архаического периода и использовавшихся в качестве колонн в ионической архитектуре. Сами они были развитием персидских колонн, в конструкции которых часто использовались фигуры животных.

Самыми известными кариатидами являются шесть, которые поддерживают крышу крыльца Эрехтейона на афинском акрополе.

Архаические кариатиды VI века до н.э. обычно использовались в подъездах зданий казначейства, которые были построены для размещения подношений из определенных государств в религиозных святилищах, таких как Дельфы и Олимпия.Самая важная сокровищница в Дельфах была от сифнийцев (около 525 г. до н. Э.), И в этой и, по крайней мере, в двух других сокровищницах были кариатиды. Кариатиды этого периода часто имеют короткий барабан колонны над головой, чтобы облегчить соединение с капителью колонны.

Эрехтейон

Самыми известными кариатидами являются шесть, которые поддерживают крышу ложного южного крыльца Эрехтейона на афинском акрополе. Это здание было построено между 421 и 406 годами до нашей эры как часть великого проекта Перикла по обновлению архитектуры великого города.Эрехтейон был построен для размещения древней деревянной культовой статуи Афины, но также служил центром культов Эрехтея (мифического царя Афин), его брата Бутса, Гефеста и Посейдона. Кариатиды демонстрируют особенности, которые станут основными элементами классической скульптуры: одежда, прилегающая к телу («мокрый вид»), а также смелое и более динамичное положение бедер и ног. Хотя каждая кариатида носит одну и ту же мантию – дорический пеплос с поясом и короткий гиматион – все они уникальны, что особенно заметно в их замысловатых плетеных прическах (лучше всего видно сзади).К сожалению, руки фигур утеряны, но римские копии показывают, что они держат в правой руке фиалаи – неглубокие сосуды для возлияния, в то время как их левая рука слегка приподняла одежду. Ученые считают, что они были вырезаны разными мастерами, скорее всего, из мастерской Алькамена, ученика и коллеги Фидия.

Эрехтейон, Афины

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Интересно, что крыльцо Эрехтейона возвышается над могилой мифического царя Кекропса, и, возможно, Кариатиды и их сосуды для возлияния являются данью этому факту – возлияния выливались в землю как подношение мертвым во время религиозные праздники.Колонны кариатид, которые сейчас находятся на Акрополе, являются копиями, пять оригиналов находятся в Музее Акрополя в Афинах, а другой – в Британском музее в Лондоне.

Вам понравилось это определение?

Перед публикацией эта статья была проверена на предмет точности, надежности и соответствия академическим стандартам.

Что такое кариатиды? Изучение истории уникальной скульптуры

фотографий от Anastasios71 / Shutterstock

Что приходит на ум, когда вы думаете о мраморных статуях? Скорее всего, вы представляете себе скульптуры отдельно стоящих фигур, таких как Венера Милосская и Давид .Однако в дополнение к этим декоративным произведениям искусства некоторые мраморные творения функциональны, например, древняя кариатида .

Отчасти фигуративная женская скульптура и отчасти архитектурный элемент, кариатида на протяжении тысячелетий помогала творчески нести тяжесть зданий. Хотя они оказались особенно популярными в Древней Греции – месте их происхождения – они продолжают стирать грань между искусством и архитектурой сегодня.

Что такое кариатида?

Фотографии из Gilmanshin / Shutterstock

Кариатида – это скульптурная женская фигура, которая также служит столпом, колонной или другим поддерживающим архитектурным элементом.Традиционная кариатида имеет заглавную букву (верх колонны) на голове, хотя некоторые также, кажется, держат руками антаблемент (украшенная область над колонной).

Название «кариатида» происходит от греческого слова karyatides , что переводится как «девушки Карьяи». В Карьяе, древнем городе Пелопоннеса, был храм, посвященный Артемиде Карьятис, эпитету известной богини Артемиды. В честь Артемиды Кариатис женщины Пелопоннеса часто исполняли народные танцы с корзинами растений на головах – образ, вдохновивший эстетику кариатиды.

«Как Кариатис, – объясняет мифолог К. Кереньи, – [Артемида] радовалась танцам ореховой деревни Карьяи, тем кариатидам, которые в своем экстатическом хороводе несли на головах корзины с живым тростником. , как если бы они были танцующими растениями ».

История кариатид

Кариатида из Сифнийской сокровищницы

Хотя их тезка восходит к Карьяю, самые ранние известные кариатиды существовали в Дельфах и датируются 6 веком до нашей эры.Здесь кариатиды были включены в архитектуру зданий, предназначенных для размещения пожертвований, таких как Сифнийское казначейство года. На этом месте жители Дельф принесли дары Аполлону, важному олимпийскому божеству как в греческой, так и в римской мифологии.

Фотографии от Зины Селецкой / Shutterstock

Двумя веками позже самые известные в истории кариатиды были возведены в соседних Афинах. Группа из шести скульптур поддерживала ложное южное крыльцо Эрехтейона, храма на Акрополе , .Хотя эти фигуры очень похожи друг на друга, они демонстрируют разные позы и имеют уникальные прически, драпировку и лица. Сегодня на их месте стоят реплики; пять оригинальных скульптур находятся в Музее Акрополя и одна – в Британском музее.

(Фото: Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0)

Как и другое классическое искусство, кариатиды вышли из моды в средние века. Однако во время итальянского Возрождения – эпохи просвещения, вызванной возобновлением культурного интереса к классической древности – художники возродили эту практику.Однако вместо того, чтобы вырезать кариатиды для использования на фасадах зданий, скульпторы начали включать их в интерьеры. В частности, кариатиды – и их мужские аналоги, атласов – использовались для поддержки каминных полок, как камин знаменитого камина в Sala della Jole , комнате 15-го века во Дворце дожей в Венеции.

Кариатиды в Музее науки и промышленности в Чикаго

Спустя столетия художники были вдохновлены фигурами эпохи Возрождения и начали создавать свои собственные адаптации кариатид.Маньеристы использовали кариатиды как средство для экспериментов и подчеркивания драпировки; Английские мастера по дереву создавали изысканные кариатиды для элегантных интерьеров в Якобе; а в Америке архитекторы 19-го века добавили кариатиды в музеи в знак уважения к классическим корням учреждения.

Огюст Роден, «Падшая кариатида, несущая свой камень ок. 1880-1» (Тейт CC-BY-NC-ND)

Даже известные современные художники использовали мотив кариатид в своих работах. В 1880-х годах французский скульптор Огюст Роден, например, изваял Падшая Кариатида, несущая свой камень для Врата ада , колоссальную скульптуру с двойной дверью, изображающую повествование из Данте Ад .Как и многие другие фигуры, представленные на этой работе, Fallen Caryatid Carryatid Carryatid Carryatid Carryatid Carryatid Carryatid Carryatid претерпела стилистическую эволюцию на протяжении 37 лет проектирования и строительства. « Падшая кариатида впервые появилась в виде маленькой, присевшей женщины наверху левого пилястра Врат», – поясняет Музей искусств Метрополитен. «Около 1881 года Роден увеличил фигуру и добавил камень».

Хотя не самый большой и не самый выдающийся персонаж в Врата ада , Падшая Кариатида, несущая свой камень – один из самых знаменитых.«Это податливое маленькое создание, – писал в 1889 году критик, – высотой не более восемнадцати дюймов, скульптор и его друзья считают одной из его лучших композиций, и для последнего было сделано множество копий в обоих случаях. мрамор и бронза ».

Хотя этот анализ, несомненно, приписывается высокому мастерству Родена и современному дизайну, он также говорит о непреходящем наследии кариатиды, скульптурной традиции, которая пережила тысячи лет и продолжает очаровывать своей инновационной универсальностью.

Статьи по теме:

Скульптура XVIII века с тонкой сеткой, вырезанной из цельного блока мрамора

Изысканная скульптура XIX века, покрытая «полупрозрачной» мраморной вуалью

Эта безрукая скульптура – один из самых ценных шедевров Лувра

Как естественная красота эллинистической скульптуры веками покоряла мир

Кариатид старые и новые | Археология Путешествие

Кариатиды, те скульптурные женские тела, которые заменяют опорные колонны, имеют очаровательную архитектурную родословную, насчитывающую не менее трех тысяч лет.Без сомнения, наиболее известными примерами являются шесть, составляющие так называемое «крыльцо дев», которое примыкает к Эрехтейону на Акрополе в Афинах. Построенный в V веке до нашей эры, Эрехтейон и кариатиды копировались снова и снова из Древнего Рима в Лондон и современный Чикаго.

Современные копии кариатид на Акрополе © Thermos

Те кариатиды, которые мы видим сегодня на Акрополе, являются точными копиями. Один из них был удален людьми лорда Элгина в начале 1800-х годов и сейчас его можно увидеть в Британском музее, а остальные пять с тех пор переместились в музей Акрополя в Афинах.Каким бы поразительно красивым ни был «притвор девиц» (также называемый притвором кариатид), он был добавлен к храму по очень практическим причинам. Чтобы поддержать западный конец Эрехтейона, требовалась балка длиной 4,5 метра, поэтому были добавлены два крыльца, чтобы скрыть эту балку. Это был не первый раз, когда скульптурное женское тело использовалось в качестве архитектурного столба, кариатиды в Дельфах как минимум на двести или триста лет старше. А использование женщин в качестве опор для предметов, таких как ритуальные бассейны, и в качестве ручек для зеркал считается еще более древней традицией.

Оскорбительный Элгин определенно был не первым, кого взяли на вооружение кариатиды Эректеона. За много веков до его сомнительной деятельности на Акрополе римляне использовали копии (вместо того, чтобы грабить оригиналы) этих скульптур в Пантеоне и Форуме Августа в Риме, а также на вилле Адриана в Тиволи. И с тех пор, как Эрехтейон и его девушки вдохновляют дизайнеров и архитекторов по всему миру.

Недалеко от Британского музея находится Новая церковь Сент-Панкрас, построенная между 1819 и 1822 годами в стиле греческого возрождения.Проект новой церкви в парижском районе Сент-Панкрас был задан в 1818 году, всего через два года после того, как Британский музей приобрел коллекцию скульптур, привезенных из Акрополя Элджином. Успешные архитекторы Уильям и Генри Уильям Инвуд в своем дизайне использовали ряд греческих архитектурных особенностей и зданий: портик имеет характерные ионические колонны, над входом в склеп находится копия «крыльца дев» и восьмиугольный потолок вестибюля и башня были основаны на мраморной Башне Ветров Афинской Агоры.

«Крыльцо кариатид» в Лондоне.

Интересно, что когда Генри Уильям Инвуд услышал, что его проекты были успешными, он был в Афинах. Он немедленно приступил к изготовлению гипсовых слепков с различными украшениями на Эрехтейоне. Так же хорошо, что Элгина с ним не было. Хотя Инвуд наверняка знал о спорах, которые окружали деструктивные действия Элгина.

У кариатид Сент-Панкрас есть иконография, которая связывает их с их положением у входа в склеп.Они стоят перед каменным саркофагом, каждый держит либо потухший факел, либо пустой кувшин. Если оставить в стороне эти специфические символические особенности, нет никаких сомнений в том, что трибуна Новой церкви Святого Панкраса является прямой имитацией Эрехтейона на Акрополе. На другом берегу Атлантического океана в городе Чикаго находится еще одна яркая, но менее производная имитация кариатид Эрехтейона.

Кариатиды охраняют вход в склеп.

В 1893 году Чикаго принимала World’s Columbian Exposition , всемирную ярмарку, посвященную 400-летию прибытия Христофора Колумба в Новый Свет.После выставки многочисленные артефакты и предметы легли в основу коллекций музея, который впоследствии стал Полевым музеем. Классическое происхождение музея очевидно – ответственным архитектором был Уильям Пирс Андерсон. Хотя я видел изображения музея до своего визита, я был поражен явным неоклассицизмом, когда впервые увидел здание. Вы только посмотрите на этот поразительный портик с его фронтоном и ионическими колоннами. Сопоставление здания музея с очень современным центром Чикаго с его небоскребами из стекла и металла только усиливает визуальное воздействие этого отличительного внешнего вида.

Поразительно и явно неоклассицизм.

По обе стороны от портика расположены балконы, оформленные в стиле Эрехтейона. У каждого из них есть колонны-кариатиды, созданные скульптором Генри Герингом. Архитектор сказал об этих скульптурах, что это «лучшие образцы декоративной скульптуры, которые были созданы в наше время». Герингу было поручено создать ряд неоклассических скульптур, которые должны были украсить здание музея. Почему-то не все получилось.На самом деле здесь четыре балкона с восемью кариатидами Геринга. Над каждым из них расположены панели с низким рельефом, также созданные Герингом, которые представляют каждый из четырех разделов музея, а именно антропологию, ботанику, геологию и зоологию.

Две кариатиды «поддерживают» балдахин балкона.

Кариатиды, как и квадриги, встречаются по всему миру. Некоторые из них, очевидно, используются исключительно в декоративных целях, в то время как другие сохранили первоначальную функцию в качестве опорной колонны.Кариатиды новой церкви Сент-Панкрас поддерживают, в то время как кариатиды Чикаго являются декоративными, поскольку есть фотографии, показывающие навесы без поддерживающих столбов. Это всего лишь два примера одной из многих отличительных древних черт, которые используются в более поздних условиях, которые демонстрируют, насколько сильное влияние на наше настоящее оказывает наше прошлое. Они действительно возникают повсюду, особенно когда их меньше всего ожидаешь. Например, следующий фонтан на улице Риволи в Париже.

Водяной фонтан на улице Риволи.



Белград, Сербия

Кариатиды на Старом дворце в Белграде.
© Talon Windwalker

Благодарю Talon Windwalker из блога путешествий 1 Dad 1 Kid за эту замечательную фотографию справа, на которой показаны кариатиды в Старом дворце в Белграде, Сербия. | При внимательном рассмотрении некоторые из них кажутся идентичными кариатидам на Эрехтейоне в Афинах.

Старый дворец, также известный как Старый двор, был домом династии Обреновичей – коренной линии сербских правителей – в конце XIX – начале XX века.Построенный в конце 19 века, этот дворец с его неоклассическим величием должен был затмить все предыдущие резиденции сербских правителей. И до сих пор это здание считается одним из лучших достижений сербской архитектуры этого периода.

Двумя наиболее характерными внешними классическими чертами дворца являются кариатиды и дорические колонны; хорошо видно на фотографии здесь.

Здание было повреждено во время Первой и Второй мировых войн и с тех пор было существенно восстановлено.Сегодня в этом здании находится Городская ассамблея Белграда.

Вы видели кариатиды, старые или новые? Оставьте комментарий ниже или отправьте фотографию, и я добавлю ее сюда.

Кариатида


нажмите для увеличения

Кариатида

Определение:

Общепринятое определение кариатиды (также пишется Кариатида) есть: скульптурная женская фигура , служащая архитектурной опорой. место колонны или столба, поддерживающего антаблемент на ее голове.

Однако здесь вы видите мужской пример.

Также в модели Рубена «Фетида, погружающая Ахилла в реку Стикс». есть мужская кариатида: Плутон.

Информация о субъекте:

Некоторые из самых ранних известных примеров были найдены в сокровищницах Дельф, относящихся к примерно в VI веке до нашей эры, но их использование в качестве опор в виде женских фигур может быть прослеживается еще дальше, до ритуальных бассейнов, зеркальных ручек из слоновой кости из Финикии и драпированные фигуры из архаической Греции.Самыми известными и копируемыми примерами являются шесть фигур кариатидного крыльца Эрехтейона на Акрополе в Афинах (иллюстрация справа).

Одна из тех шестизначных цифр, удаленная лордом Элджином в начале 1800-х годов, сейчас находится в Британский музей в Лондоне. Остальные пять фигур, хотя и повреждены эрозией, находятся в музее Акрополя.

Римляне также скопировали кариатиды Эрехтейона, установив копии на Форуме Август и Пантеон в Риме и вилла Адриана в Тиволи.

В наше время возродилась практика встраивания кариатид в фасады зданий. в конце 16 века и из примеров, выгравированных для трактата Себастьяно Серлио по архитектуре, стала неотъемлемой частью декоративной лексики северного маньеризма. выражено школой Фонтенбло и граверами в Антверпене. Кариатиды оставались частью немецкого барочного словаря (иллюстрация справа) и были переработаны в более сдержанных и «греческих» формах от архитекторов и дизайнеров неоклассицизма.В начале 17 века в Европе появляются образцы интерьера, такие как верхняя мантия в большой зал замка Мухаллов в Шотландии. В архитектуре экстерьера, среди самых Известным примером является копия крыльца церкви Сент-Панкрас 1822 года в Лондоне, которая включает четыре терракотовые фигуры и множество кариатид, выстроенных в линию на фасаде 1893 Музей науки и промышленности в Чикаго. В искусстве дизайна драпированная фигура поддерживая корзинную столицу из выращенных акантом, принимающую форму подсвечника или подставка для стола – привычное клише неоклассического декоративно-прикладного искусства.

Происхождение термина неясно. Впервые он записан в латинской форме кариатиды. римский архитектор Витрувий. В своей работе De Architectura I в. До н.э. он заявил, что женские фигуры Эрехтейона олицетворяли наказание женщин Карии. (Греч. Karyiai), город недалеко от Спарты в Лаконии, которые были приговорены к рабству после предал Афины, присоединившись к Персии в греко-персидских войнах. Греческий термин Каруатидес буквально означает «девушки Каруаи» или Карии.

Однако объяснение Витрувия сомнительно; задолго до персидских войн женские фигуры использовались в качестве декоративных опор в Греции и на Древнем Ближнем Востоке. У Каряи был знаменитый храм, посвященный богине Артемиде в ее аспекте Артемиды Кариатис: «Как Карьятис она радовалась танцам орехового села Карьяи, те Кариатиды. которые в своем экстатическом хороводе несли на головах корзины с живым тростником, как будто они были танцующими растениями »(Кереньи, 1980, с. 149).

Кариатида, поддерживающая корзину на голове, называется канафорой. («корзинница»), представляющая одну из девушек, несущих священные предметы. используется на пирах богов. Кариатиды Erectheion в святилище, посвященном архаике. царь Афин, поэтому может представлять жриц Артемиды в месте, названном в честь “сестринство орехового дерева” – очевидно, в микенские времена, как и другие множественные числа женские топонимы, такие как Гирай или сами Афины.

Мужской двойник кариатиды упоминается как телемон (множественное число телемонов) или Атлас. (множественное число, atlantes) – название отсылает к легенде об Атласе, несшем сферу небеса на его плечах.Такие фигуры использовались в монументальном масштабе, особенно в Храм Зевса Олимпийского в Агридженто, Сицилия.

Дополнительная информация о другой скульптуре.

определение кариатид по The Free Dictionary

car · y · at · id

(kăr′ē-ăt′ĭd) n. пл. car · y · at · ids or car · y · at · i · des (-ĭ-dēz ′) Архитектура

Опорная колонна, выполненная в виде драпированной женской фигуры.


[от латинского Caryātides, caryatids , от греческого Karuātides, жрицы Артемиды в Кариях, кариатиды , из Каруа , Карии, деревня в Лаконии на юге Греции со знаменитым храмом Артемиды ]


.

кар’и · ат’и · дал (-ĭ-dəl), кар’и · ат’и · де’ан (-ĭ-dē’ən), кар’и · а · тид ‘ ic (-ə-tĭd′ĭk) прил.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание.Авторские права © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

кариатида

(ˌkærɪˈætɪd) n , pl -ids or -ides (-ɪˌdiːz) (Архитектура) колонна, используемая для поддержки антаблемента, в виде драпированной женской фигуры. Сравните теламон

[C16: от латинского Caryātides, от греческого Karuatides жрицы Артемиды в Karuai (Caryae), деревня в Лаконии]

ˌcaryˈatidal , caryatidal , ˌcaryatidal caryatidal caryatidic25 caryˌatidic25 caryˌatidic25 caryatidean adj

Словарь английского языка Коллинза – полный и несокращенный, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014

автомобиль • y • at • id

(ˌkær iˈæt ɪd)

н., пл. -ids, -i • des (-ɪˌdiz)

[1555–65; Caryātides ]

car`y • at′i • dal, прил.

Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права 2005, 1997, 1991, Random House, Inc. Все права защищены.

кариатида

Женская статуя, использованная в качестве колонны, как в древнегреческом храме.

Словарь незнакомых слов от Diagram Group Авторские права © 2008, Diagram Visual Information Limited

Классификация Чикаго: Атлас | Кариатиды украшают основные музеи

Полевой музей Эрехтейон, Акрополь, Афины

Архитектура как Полевого музея, так и Музея науки и промышленности не только построена в неоклассическом стиле, но и напрямую отсылает к Эрехтейону на Акрополе в Афинах.Эрехтейон – это священное место прямо напротив Парфенона, украшенное крыльцом с кариатидами, статуями женщин, поддерживающими крышу вместо колонн. Окончательные проекты обоих музеев Чикаго включают выдающиеся экспонаты кариатид, скульптурные Генри Херигом.

Музей науки и промышленности, 1893

Полевой музей, 1920

Деталь кариатиды, Полевой музей.

Внешние скульптурные группы визуально подтверждают принадлежность женщин к новым общественным пространствам (например,g., Всемирная выставка, музеи, парки) и призвала женщин использовать эти городские оазисы. Но белые классические фигуры, включенные в суровую монументальную неоклассическую архитектуру Чикаго, могли также, сознательно или неявно, выражать менее инклюзивный политический посыл. Эти здания провозгласили выдающееся место Чикаго в развитии западной цивилизации. Но увидят ли черные и коренные жители региона себя в этой истории культурных достижений так же легко, как новые волны иммигрантов из Европы?

Подробнее о связи греческой архитектуры и кариатид с дизайном Полевого музея.

Прочтите о кариатидах в Музее науки и промышленности.

Знания о кариатидах распространились в США в 19 веке в основном благодаря произведениям искусства, инженерным исследованиям и рассказам, написанным западными путешественниками в этот регион после греческой войны за независимость (1821-30). Рассмотрим картину американского художника Сэнфорда Робинсона Гиффорда 1880 года «Руины Парфенона», которая сейчас находится в Национальной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия. В ней основное внимание уделяется Парфенону, но также есть крыльцо Эректеона в правой части его композиции (увеличенное изображение активен).Башня, изображенная на картине перед Эрехтейоном, была снесена властями развивающегося греческого национального государства, стремящимися уничтожить следы долгих лет османской оккупации и наглядно заявить о своих претензиях на сохранение греческой национальной идентичности для своего населения.

Кариатиды – одни из самых ярких экспонатов музея Акрополя в Афинах. Выставка демонстрирует способность специалистов по сохранению и археологов находить свидетельства ярких цветов, первоначально нарисованных на фигурах, и воссоздавать первоначальный полихроматический вид фигур в цифровой репродукции.Узнайте больше о кариатидах Акрополя в Музее Акрополя в Афинах. Кроме того, эта статья New York Times посвящена технологии, использованной при реставрации кариатид в Музее Акрополя, и включает ссылку на короткое видео.

(S.S.M.)

Кариатиды Греции – греки больше, чем греки

Кариатиды, Эрехтейон, Акрополь, Афины.

Кариатиды – это драпированные скульптурные женские фигуры, поддерживающие Богини, так сказать, используемые в качестве декоративной опоры вместо колонн или столбов, называемые по-гречески кариатидами.

Самые известные кариатиды Греции охраняют Эрехтейон Акрополя в Афинах.

Афинские кариатиды

Кариатиды, Эрехтейон, Акрополь, Афины

В древнем городе Кариес в Лаконии на Пелопоннесе находилось святилище Артемиды Кариатис (Артемиды из орехового дерева).

Молодые девушки, девушки Карии, Кариатиды, охраняли святилище и заботились о нем, каждый год во время празднования Артемиды молодые девушки посещали святилище, неся на головах большое количество фруктов и грецких орехов в качестве подношений. Считается, что именно так и произошло название кариатида.

Кариес, Лакония, Пелопоннес

Еще одна история с мыслями о происхождении кариатид, не очень любимая греками, я должен добавить, была рассказана Витрувием, римским писателем, архитектором, инженером-строителем и военным инженером в I веке до нашей эры.

По словам Витрувия, во время войны между Грецией и Персией граждане Кариеса встали на сторону персов, которые в качестве мести за свое предательство проиграли Грецию, объявив войну Кариесу, убив мужское население и взяв женщин в рабство.

В память об этом событии женщины Кариес навсегда запечатлели в образе женщин, страдающих под тяжестью бремени.

Кариатиды Эрехтейон Акрополь Афины
Фото mjharrington

Первоначально, более двух с половиной тысяч лет шесть из этих красавиц, вырезанных из пентелийского мрамора, добытого на склонах горы Пентелик и высотой два с половиной метра, наблюдали за южным крыльцом Эрехтейона с северной стороны. Акрополя, Афины.

К сожалению, разграбляя Акрополь с 1801 по 1805 год, лорд Элгин удалил одну из этих священных сестер, и теперь она стоит одна в Британском музее Лондона вместе с остальными разграбленными мраморными статуями Парфенона.

Кариати, захваченные лордом Элджином, сейчас находятся в Британском музее

Эрехтейон, древнегреческий храм, созданный скульптором Фидием (420–406 до н.э.), был посвящен богине Афине и богу Посейдону, которые соревновались за год. Как древний город Афины получил свое название.

Очевидно, Афина победила!

Эрехтейон, Акрополь, Афины

На южной стороне Эрехтейона находится Крыльцо Кариатид или Крыльцо Дев, где находилась самая священная реликвия Афин, Палладий, изображение богини Афины Паллады из оливкового дерева, которое, как говорят, не имело было сделано руками человека, но чудесным образом упало с неба.

Кариатиды Эрехтейон Акрополь Афины

В 1978 году пять кариатид были удалены из Эрехтейона и заменены точными копиями, чтобы спасти их от загрязнения Афин, и доставлены в музей Акрополя, где они оставались на постоянной экспозиции, пока не были доставлены в открывшийся Новый музей Акрополя. в 2009.

Показаны пять кариатид с готовым местом и ожиданием их шестой сестры, если она вернется домой из Лондона.

Кариатиды Новый музей Акрополя Афины

Мужской эквивалент кариатид, который вошел в обиход через много лет после их женских аналогов, известен как Атлас или Атланты, в честь Атласа Бога Титана, который был вынужден нести на своих плечах всю тяжесть мира на всю вечность.

Атланты, мужской эквивалент кариатид, изображающие мавров, побежденных Карлом V, Порта Нуова, Палермо.Фото Жан-Пьер Дальбера

Анри Картье – Кариатиды Брессона

Еще две кариатиды хорошо известны в Афинах, ну, может быть, только грекам.

Небольшой невзрачный дом на улице Агион Асоматон 45 стал настоящей достопримечательностью Афин после того, как привлек внимание известного французского фотографа Анри Картье-Брессона.

Дом с кариатидами – 45 Agion Asomaton Street Афины 1953 – Анри Картье-Брессон

Дом с кариатидами.45 Agion Asomaton Street Афины 1978

Знаменитая фотография Анри Картье-Брессона «Дом с кариатидами» задала темп, и небольшой дом с балконом, украшенным парой кариатид, теперь был сфотографирован много раз.

Яннис Царучис, известный греческий художник, очень любил его; он нарисовал это изображение!

Дом с кариатидами (1952), Яннис Царухис

Лас Инкантадас, Зачарованные, Магемены

Кариатиды Салоник

Пока я не прочитал (дважды на самом деле это было так хорошо) “Салоники, Город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430-1950” Марка Мазовера, “неоспоримую” книгу, я ничего не знал о печальной истории кариатид. Салоники, второй по величине город Греции, расположен на севере.

Я не уверен, что многие греки знали о них, так как все, кого я спрашивал, никогда о них не слышали, возможно, сейчас все изменилось, поскольку в 2017 году их копии были доставлены в Археологический музей Салоников.

Много месяцев назад в Рогасе (еврейский квартал Салоников) во дворе богатого еврейского торговца тканями Лиачи Ардити стояли остатки древнеримского форума времен оккупации Греции римлянами. Империя.

Лас Инкантадас – Очарованные Салоники.Гравюра Джеймса Афиняна Стюарта, 1762 г.

Четыре двусторонние двуликие кариатиды, относящиеся ко второму веку нашей эры, украшали южный вход на форум и были частью коринфской колоннады.

Очарованные – Кариатиды Салоник – Слева направо – Дионис Ганимед Диоскурос Майнад

Эти кариатиды изображали Диониса, Ариадну, Леду, Ганимеда, Диоскуроса, Ауру, Нику и Майнад.

Очарованные – Кариатиды Салоник – Слева направо Ариадна Аура Лида Ники

Кариатиды были известны на ладино (иудео-испанский язык евреев-сефердов) как Лас Инкантадас, христианами как Зачарованные, а на греческом – Магемены.

Место, в котором они находились, было известно христианам как «Аркада идолов», а османы – как «Сурет Малех» (фигуры ангелов).

Остатки Римского форума – Салоники

Сегодня это район прямо над улицей Эгнатия, до улицы Филиппоу и от Агиу Николау до улицы Венизелу.

В 1864 году французский историк Эммануэль Миллер посетил Салоники и с разрешения османского правительства и приказа Наполеона III удалил четыре кариатиды, поместил их на борт корабля «Ла Муэтт» и отправил их во Францию.

С тех пор Зачарованные, или Лас Инкантадас, были размещены в Лувре в Париже.

Оттенки Элгина и мрамора Парфенона!

Las Incatadas The Enchanted Салоники кариатиды Лувр Париж

До 1864 года четыре кариатиды были символом города Салоники, только после их удаления французами Белая башня стала символом Салоников.

Дом торговца тканями был разрушен во время ужасного пожара в Салониках в 1917 году.

После многолетних переговоров между Грецией и Францией французами были изготовлены четыре реплики кариатид из смолы и отправлены в Грецию, с 2017 года они стоят на страже у входа в Археологический музей Салоников.

The Enchanted вернулись в Археологический музей Салоник в 2015 году в виде точных копий, сделанных в Лувре

Случайные кариатиды

Кажется, кариатиды были довольно популярны, многие версии можно увидеть по всему миру, но что же делает их намного красивее в Греции?

Кариатиды в Новой церкви Святого Панкаса в Лондоне.Фото Томаса Доусона

Филд-музей Чикаго. Фотография Томаса Доусона

P&O Line Building на Кокспур-стрит, у Трафальгарской площади, Лондон

В тот момент, когда я увидел эту удивительную фотографию, ниже, моей подруги Марсии и ее друга Лорина, которые превратились в Кариатид Афин, для вечеринки в честь Хэллоуина, мне просто пришлось написать об их предшественниках (примерно через 3000 лет) .

Марсия Дельман и Лорин Копен из Delman Design и Laurin Copin Antiques

Не думаю, что когда-либо видел более красивых кариатид.
Какое воображение, говорит мне Марсия, чтобы сделать вещи аутентичными, у них были птичьи гнезда на плечах, немного граффити тут и там, а Лорин сделал камень из пенопласта.

Какая пара, но этого и следовало ожидать, Марсия Дельман из Delman Designs – опытный дизайнер интерьеров и Лорин Копен, владелец успешного антикварного магазина в Хэмптоне.

Марсия Дельман
Дизайн Дельман

Я посвящаю этот пост Марсии и Лорин, спасибо за вдохновение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *