- Готический архитектурный стиль – история и основные элементы
- Готическая архитектура. Детали и декор
- Готическая архитектура – уникальные особенности и постройки, которые завораживают
- Готическая архитектура 101 – Вашингтонский национальный собор
Готический архитектурный стиль – история и основные элементы
Оценок: 7
Введение
Готический стиль – один из самых распространённых стилей в европейской архитектуре. Он распространился почти по всей территории Западной Европы, а также на Центральной и Восточной. Стиль стал олицетворением величия держав Средневековья.
История готического стиля
- Термин “готика” был образован от названия германских племен – “готов”. Такое название им дали римляне. Родиной архитектурного стиля готики принято считать север Франции. В XII-ом веке он стал развиваться, и по истечению века распространился почти по всей территории Западной Европы. Одной из причин такого распространения стала католическая церковь, которая активно поддерживала строительство новых соборов в данном стиле. Принято считать, что история европейской готики начало с перестройки базилики в аббатстве Сан-Дени. Это событие положило начало возведения других соборов, одним из которых стал известнейший собор Парижской Богоматери. Строительство новых и новых соборов не прекращалось много веков.
- Стиль готика зародился в период бурного развития европейских городов. Росло населения, увеличивались города, развивались архитектура и технологии. Стало принято, что центром любого крупного города должен стать собор. Это и обуславливает то, что почти все крупные города во Франции, Бельгии, Нидерландах и Англии обзавелись собором в готическом стиле. Существовала своеобразная гонка между архитекторами тех лет, за самый большой собор. Огромное количество сил было потрачено на увеличение масштабов строений. Применялись новые технологии, призванные облегчить строительство и проектирование зданий.
- Основным материалом для постройки соборов в готическом стиле стал горный камень. Использование именно этого камня придало зданием еще большей монолитности и величия. Камень шлифовался до идеальной гладкости со всех сторон. Все блоки должны были быть идеально подогнаны друг под друга, без зазоров. Иногда применялась технология скрепления этих блоком с помощью металлических пластин, а также стыки заливались расплавленным свинцом. Это гарантировало прочность и долговечность конструкции. Именно поэтому соборы построенные в XII – XIV веках доживают до наших дней.
- Техническим прорывом стало использование в зданиях в готическом стиле каркасной конструкции. Она существенно снижала нагрузку на стены. При такой конструкции стало возможным постройка большой крыши, без использования дополнительных опор. Такая конструкция делала возможным сооружения собора большой высоты. Некоторые соборы долгое время оставались самыми высокими сооружениями на планете.
- Готический собор отличается большим количеством скульптур на фасаде. Скульптуры изображают святых, различные сцены из жизни, а так мифических существ. В готике приветствуется использование большого количества орнамента, лепнины и прочих элементов декора. Также, в готических соборах часто применяются витражные окна. Такие окна делают атмосферу в соборе еще более загадочной и таинственной.
- Планировка собора в готике происходит по принципу максимального простора.
Услуги дизайнеров
Готика – крайне сложный стиль, для воссоздания которого требуется проработка всех мельчайших деталей. Для правильного готического стиля необходим правильный баланс во всем. Количество скульптур, лепнины, окон, дверей и других элементов должно быть строго посчитано, иначе общий дизайн будет перегруженным или наоборот слишком “пресным”. Многовековая история готики научила строить подобные здания максимально эстетично и качественно. Сегодня большое количество людей желает повторить знаменитый на весь мир стиль. Создать правильный дизайн в стиле готика сможет только опытный дизайнер с многолетним опытом. Дизайнер сможет найти золотую грань в компоновке различных элементов декора. Если стоит цель создать по-настоящему хороший готический стиль – без услуг дизайнера не обойтись.
Резюме
Готика – один из величайших стилей за всю историю человечества. Он олицетворяет величие и мощь государств тех лет как в случае со стилем рококо. Этот стиль навсегда останется памятником былого величия.
Оценок: 7
Готическая архитектура. Детали и декор
В эпоху готики появляются абсолютно новые виды декора — например, витражи. В этой части узнаем больше об украшениях готических соборов.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Дмитрий БеззубцевИсторик архитектуры, экскурсовод, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Продолжаем говорить о готической красоте — теперь про детали и декор. Из-за чего в соборе можно провести не один час? Да хотя бы из-за этого👇
✨ Деталей много и они захватывают. В романике даже украшательства минималистичны, структурированы и разложены по полочкам. Декор готических соборов поражает богатством мелких деталей, которые хочется разглядывать.
⚜️ Декор обыгрывает конструкцию. Он акцентирует внимание на ключевых элементах, а не скрывает их. За этим интересно наблюдать: вырезали окно — обведем его несколько раз. Есть каркасная вертикаль — давайте добавим красивых башенок, чтобы было видно, что это опора.
🔷 Витражи не просто иллюстрируют бытовые или религиозные сцены; окрашенный в разные цвета свет делает пространство внутри изменчивым.
1. Роза западного окна, Нотр дам де Пари, Франция, 13 век
2,3,4. Витражи Реймсского собора, Франция 13 век
5. Кафедра, Ульмский собор, Германия, 14 век
6. Резная стена алтарной части, Шартрский собор, 13 век
7. Скульптуры внутренней стороны западного фасада, Реймсский собор, 13 век
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРоза — одна из главных примет готического стиля. Большие круглые окна можно увидеть и на фасадах романских храмов. Но по-настоящему розы расцвели в эпоху готики — и каждая была уникальна.
Вот только несколько примеров. Правда, красиво?
1. Церковь Сен-Дени, Франция, 12 век
2. Нотр Дам де Лан, Франция, 12 век
3, 4. Нотр Дам де Пари, Франция, 13 век
5, 6. Шартрский собор, Франция, 12 век
7. Страсбургский собор, Франция, 14 век
8. Церковь Святого Лаврентия, Нюрнберг, Германия, 14–15 века
После разговоров о готике хочется скорее отправиться гулять вокруг соборов и изучать все детали. Для этой цели у нас есть кое-что получше гугл-карт — это проект «Mapping gothic». На странице справа — список готических соборов Франции и Англии. Можно листать по алфавиту или приближать на карте. Выбираете, в какой собор хотите отправиться, кликаете на название, и перед вами множество фотографий, в том числе из самых труднодоступных мест: чердаки, галереи, проходы между аркбутанами. Найдите фотографии интересных готических деталей и подумайте, чем они вас зацепили.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
25 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
Готическая архитектура – уникальные особенности и постройки, которые завораживают
Готическая архитектура развилась из романской архитектуры и была распространена в Европе с конца 12 века до 16 века. Его архитектурный стиль в значительной степени узнаваем благодаря впечатляющим деталям и выражению резной каменной кладки. Он полностью полон произведений искусства, света, стекла, сводов и многого другого, более тонкого и транскальентного.
Уникальные и выдающиеся качества готической архитектуры –
- Уникальный способ справиться с архитектурным стрессом.
- Арки, спроектированные так, чтобы толкать друг друга, каменные стены, стабилизированные аркадными контрфорсами, достигали невиданных ранее высот.
- Длинные шпили словно встречаются с небом.
- Экстраординарное использование света от люминесцентных витражей.
- Сводчатые потолки, шпили, узоры и завораживающие декоративные детали.
Содержание
ПереключитьАрхитектурные особенности религиозной готической архитектуры
Церкви были базиликального типа с центральным нефом и боковыми нефами, разделенными аркадами. Неф выше со сводчатыми потолками, большими окнами и фонарями, которые пропускают внутрь естественный свет. Контрфорсы поддерживают центральные нефы в готической архитектуре. Контрфорсы выдержали вес, в результате это позволило сделать здания выше, с более тонкими стенами и более широкими окнами.
В дополнение к базиликам и зальным церквям, которые были построены по горизонтальной оси, центральнопланированные церкви были спроектированы с круглыми или многоугольными формами. В залах перегородка для хора разделяла неф и хор, разделяющий монахов и духовенство.
1. Стрельчатые дуги
Самая значительная и впечатляющая характеристика готического стиля – стрельчатые арки. Арки были заострены, чтобы они могли выдерживать больший вес каменной кладки над ними. Они использовались как в строительных, так и в декоративных целях. Стрельчатые арки также использовались в строительных целях, например, чтобы сделать поперечные своды равными высоте диагональных сводов.
Арки создают ощущение высоты и вертикально притягивают взгляд вверх, подобно шпилям. Стрельчатые арки, украшающие фасады, впечатляли и обычно использовались для аркад, окон и дверных проемов.
Стрельчатые арки периода ранней готики представляли собой узкие окна, оканчивающиеся стрельчатой аркой (стрельчатые окна). В более поздние периоды эти стрельчатые арки были разных размеров и украшены скульптурой.
2. Ребристые своды
Большие уникальные окна и большие высоты и ширины стали возможными благодаря ребристым сводам. Ребра (маленькие арочные рамы) охватывают сводчатую область в поперечном направлении, и каждый сводчатый отсек имеет диагональные ребра, похожие на паховый свод. Они состоят из диагонально пересекающихся арочных ребер. Между этими ребрами были заложены небольшие кусочки камней. Здесь ребра представляют собой конструктивные элементы, которые направляют тягу наружу к углу свода и вниз к колоннам внизу через колонетты. Внешняя тяга к стенам противостояла весу контрфорсов, а затем и аркбутанов. В результате стены стали тоньше, в отличие от толстых стен романской архитектуры. Шесть ребристых сводов в более ранние периоды и четыре ребристых свода на более поздних стадиях были более распространены.
В более поздние периоды четыре ребристых свода были более декоративными с дополнительными элементами или формами, такими как
- Больше декоративных элементов.
- Добавление ребер в виде звезды и ветвящихся узоров.
- Дополнительные декоративные ребра сформированы треугольной и геометрической формами.
- Ребра расположены на равном расстоянии вверх и наружу в форме веера – Веерный свод
- Другими новыми формами были каркасные хранилища, своды-зонтики и сложные своды.
3. Окна и витражи
Стекло было расплавлено и окрашено традиционными методами, а для соединения фрагментов витража использовался свинец. Окна были украшены библейскими сюжетами.
Окна-розетки
Окна-розы были важной чертой готической архитектуры, а роза считалась символом Девы Марии. Дизайн окон-розеток был круглым с витражными узорами с кругом и расходящимся узором, сходящимся по периметру круга. Он иллюстрирует Божью любовь, излучаемую во все стороны.
Большинство готических соборов имели окна-розетки на западных фасадах.
Ажурная
Ажурная декоративная система для готических окон. Окна были разделены на различные секции каменными решетками или ребрами. Различные формы геометрических, цветочных и радиальных узоров придают готическому стилю неповторимый окончательный характер. Их использовали не только на окнах, но и на стенах, фронтонах, фронтонах и т. д.
Окна-розы; Источник изображения — Pinterest.com Окна-розы; Источник изображения – link.springer.comИсследование окон-розеток – https://link.springer.com/article/10.1007/s00004-015-0264-6
4. Контрфорсы – важный элемент готической архитектуры
Еще одной важной чертой готической архитектуры являются контрфорсы. Эти контрфорсы имели форму арки, стоящей снаружи соборов, и переносили тягу или вес крыши на тяжелую каменную колонну. Они были размещены рядами на внешних фасадах, подобно аркадам, и к ним были добавлены некоторые декоративные элементы. В немецких соборах контрфорсы были богато украшены скульптурами, орнаментами и башенками.
Контрфорсы служили не только структурными элементами, но и придавали фасадам элегантный и впечатляющий вид. Пинаклы обожали контрфорсы на вершине. Они служили и для практических целей, отводя дождевые стоки по свинцовым каналам. Дождевая вода выходит изо рта горгульи.
летающие контрфорсы; Источник изображения – Shutterstock5. Башни и шпили готической архитектуры
Эффектные башни и шпили были примечательными и вдохновляющими чертами готического стиля. Большинство фасадов имеют центральную прямоугольную часть (звонницу), в которой находится колокол, в том числе две запланированные башни по бокам и шпили на крыше. Назначений колокольни было –
- Колокольня – интересная деталь фасада.
- Объявление богослужений.
- Звон колокола также считался предупреждением при нападении врага.
- Анонс к празднованию побед.
Башни и шпили представляли собой большие высоты; заметно выделяющиеся здания среди других построек города считались символом небесного пути. Восьмиугольные шпили, возвышающиеся к небу, стояли на треугольных или многоугольных основаниях. Скульптуры святых и Судного дня украшают входы в соборы.
Источник изображения — ВикискладПримеры готической архитектуры
1. Амьенский собор
Источник изображения: wikipedia.org- Здание : Амьенский собор
- Назначение/применение : Римско-католическая церковь
- Местонахождение : Амьен, Франция
- Дата постройки : 1220-1270
- Архитектор : Роберт Люзарш, Томас и Рено де Кормон
- Основные характеристики : Три входных портала расположены линейно
- Используемые материалы : Камень, полихромная скульптура
- Строение : Строение с большими аркадами и верхними окнами гармонично сочетается с поразительными размерами.
- Фасад : Три входных портала выделяются из фасада на фоне доминирующего по своим размерам центрального входного портала. Над стрельчатыми арками можно увидеть галерею скульптурных королей, проживающих в нишах, расположенных горизонтальной полосой по всему фасаду. Окно-роза занимает центр над горизонтальной полосой с открытыми аркадами по обеим сторонам и рядом вершин наверху. Башни, возвышающиеся по обеим сторонам, не симметричны, так как построены в разные годы.
2. Кельнский собор
Источник изображения: wikipedia.org- Здание : Кельнский собор
- Назначение/применение : Римско-католическая церковь
- Местонахождение : Кёльн, Германия
- Дата постройки : 1248-1473
- Основные характеристики : шедевр исключительной внутренней ценности
- Используемые материалы : песчаник, цветное стекло
- Структура : Кельнский собор включает в себя один из самых высоких готических сводов в мире.
- Фасад : Фасад включает богато украшенный узор, вершины, каменные шпили, навершия и стрельчатые арки. Башни-близнецы возвышаются высоко вверх, словно касаясь неба.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Опубликовано thearchspace
Просмотреть все сообщения от thearchspace
Архитектурные курсы
ПоискКатегории
Последние сообщения
Подписаться на блог по электронной почте
Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты
The Arch Space
The Arch Space
Следуйте за мной в Твиттере
Мои твиты com” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>Готическая архитектура 101 – Вашингтонский национальный собор
Готическая архитектура зародилась во Франции и стала очень популярной в Европе с 12 по 15 века. До готической архитектуры большинство церквей были романскими по стилю и отличались толстыми стенами, маленькими окнами и закругленными арками.
Готическая архитектура произвела революцию в дизайне церквей, позволив церквям стать больше, выше и наполниться радугой света из больших витражей.
Национальный собор Вашингтона — шестой по величине собор в мире, построенный в стиле английской готики 14 века. Первый епископальный епископ Вашингтона, преподобный Генри Йейтс Саттерли, постановил, что готика является предпочтительным архитектурным стилем Бога.
Большинство готических церквей построены лицом на запад в форме креста. Центральная часть собора называется нефом; две стороны креста называются трансептами, а вершина креста называется апсидой.
Арки
Одним из наиболее визуально отличимых элементов готической архитектуры является стрельчатая арка, используемая во всем: от арочных потолков до дверных косяков и больших стрельчатых окон. Стрельчатые арки часто ассоциируются с готической архитектурой, но на самом деле они использовались намного раньше в исламской и ближневосточной архитектуре.
Возвышенность стрельчатых арок также притягивает взгляд вверх и придает готическому стилю вертикальность и парящую высоту. Арочные готические окна обычно содержат одно или несколько отдельных вертикальных окон, называемых стрельчатыми; название происходит от их ассоциации с остроконечными устройствами, используемыми в медицине.
Вставные камни
В эффектном сводчатом потолке Собора круглые вставные камни являются ключевыми структурными и декоративными элементами. Каждый камень в центре арки функционирует как замковый камень; без этих несущих камней массивный вес потолка не мог бы быть подвешен на такие огромные пролеты. В соборе около 762 камней-боссов (самый большой из них весит 5 тонн), и только в соборе 14-го века в Норидже, Англия, больше резных камней-боссов.
Начиная с западной стороны и заканчивая Главным алтарем в восточной части, главные камни изображают богословские утверждения из Никейского символа веры и Апостольского символа веры, начиная с «Я верю в Бога, Отца Всемогущего» и заканчивая «Я верю в жизни будущего мира». Подобно тому, как камни обеспечивают структурную поддержку священного пространства, утверждения на этих замковых камнях отражают теологическую основу Собора.
Контрфорсы
Контрфорс – один из самых узнаваемых элементов готической церковной архитектуры. Контрфорсы противостоят внешнему толчку внутренних арок и сводчатого потолка, которые выталкивают стену наружу, и перенаправляют эти силы вниз, в землю.
Другими словами, контрфорсы принимают на себя вес крыши и сводчатого потолка, которые обычно давят на стены. Вместо того, чтобы выталкивать стены наружу, контрфорсы берут на себя этот вес и перенаправляют его вниз, в землю.
Контрфорсы «летают», потому что контрфорс не касается стены до земли; боковые силы передаются через промежуточное пространство. Контрфорсы состоят из двух ключевых частей: массивного вертикального каменного пирса снаружи здания и арки, перекрывающей зазор между контрфорсом и стеной собора.
В результате землетрясения 2011 года больше всего пострадали шесть аркбутанов в восточной части собора. Когда в 1907 году началось строительство, между камнями не использовалась арматура. Сейсмическое движение заставило камни в контрфорсах смещаться, отделяться и расшатываться. Сейчас эти контрфорсы полностью восстановлены.
Горгульи и гротески
Самый большой враг каменного здания — вода, которая может просочиться в трещины и повредить камень. Горгульи — это в основном замысловато вырезанные водостоки, которые функционируют как сложные желоба для отвода воды от известняковых стен.
В средние века эти вырезанные из пуха носики изначально предназначались для отпугивания злых духов. Их функция на самом деле более практична и позволила резчикам по камню внести в архитектуру собора элемент художественности и причудливости. В соборе 112 действующих горгулий.
Гротески представляют собой резные элементы, но не действуют как традиционные водостоки. Более 1000 гротесков также помогают защитить камень; когда капли дождя отскакивают от их головы или носа, это помогает удерживать воду от стен. Гротески варьируются от ангелов и животных до самого популярного изображения Дарта Вейдера, вырезанного в 19 веке.86 в рамках детского конкурса.
Вершины
Конечно, вершины носят декоративный характер и имеют сложную резьбу, но они также служат ключевой цели в готической архитектуре.
Пиннакл — архитектурный орнамент, образующий шапку или корону контрфорса или небольшой башенки. Вершина выглядит как небольшой шпиль. Помимо увеличения высоты и вертикальности конструкции, вершины очень тяжелые и позволяют контрфорсам противодействовать весу сводчатого потолка и крыши. Добавляя сжимающее напряжение (результат веса вершины), нагрузка здания смещается вниз, а не вбок.
Наконечники — это самая верхняя часть вершины, часто выполненная в виде листовидного орнамента с вертикальным стеблем и гроздью крокетов. Представьте себе стебель брюссельской капусты, и вы поймете, о чем идет речь. Крокеты — это выступающие куски резного камня, украшающие наклонные гребни вершин. Резные формы этих элементов помогают отводить дождевую воду вниз, удерживая воду от крыши или стен.
Более 75 процентов башен Собора были повреждены во время землетрясения 2011 года, когда сейсмические волны прошли через здание и повернули элегантные камни башен в разные стороны.
Витражи
До готической архитектуры большинство церквей строились с тяжелыми толстыми стенами и маленькими окнами. Готическая архитектура позволила сделать стены тоньше и подняться выше, а также открыла широкие просторы для драматических окон, которые можно было использовать для передачи визуальных представлений библейских учений.
В соборе более 200 витражей всех форм и размеров. Окна сгруппированы по разным темам, таким как профессии, герои церковной истории, сюжеты Еврейских Писаний и гуманитарные науки. Стиль варьируется от классического до более современного и импрессионистского и часто отражает художественное восприятие эпохи, в которую они были спроектированы и установлены.
Многие окна Собора перекрывают истории библейской истории и американской истории; Окно Job, например, изображает человеческие страдания на фоне воинского кладбища. Изображения Белого дома, Капитолия и Верховного суда США появляются в больших окнах фонаря, которые связывают развитие еврейской нации с американским народом.
Тимпан
Тимпан представляет собой треугольную область над дверью, расположенную внутри готической арки. Здесь, в соборе, многие входы в тимпан украшены замысловатой резьбой с различными мотивами: главные порталы на западном фасаде изображают творение человечества днем и ночью; северное крыльцо посвящено женщинам и Деве Марии; южное крыльцо изображает паломников и святых, собравшихся вокруг Тайной вечери; а внутренний тимпан, посвященный Гражданской войне, изображает руки Севера и Юга, сжимающие оливковую ветвь в поисках мира.