Элементы готической архитектуры: Готический стиль в архитектуре: особенности, способы декорирования фасадов

Содержание

Готический стиль

Содержание

  • Основные черты готики в архитектуре
  • Элементы готического стиля, с чего все началось
  • Готический стиль в архитектуре средневековья
  • Ранняя готика
  • Архитектура расцвета и заката зданий в готическом стиле
  • Готика в современном строительстве
  • Материалы для строительства в готическом стиле
  • Дом в готическом стиле
  • Комната в готическом стиле
  • Мебель в готическом стиле
  • Заключение

В современных реалиях архитектуры готический стиль олицетворяет историю целой эпохи. Необычные, слегка причудливые формы ассоциируются с особым средневековым шармом, отточенным до совершенства способом формирования внешнего облика зданий, легко узнаваемым в плотной городской застройке даже далекими от строительного дизайна людьми.

Основные черты готики в архитектуре

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с архитектурой в готическом стиле, – это высоченные остроконечные шпили крыш, внешняя строгость декоративной отделки стен и изобилие сводов и колонн. Сказать, что готический стиль легко узнаваем, это значит, не сказать ничего. Готика по праву считается наиболее выразительным архитектурным стилем, который просто невозможно перепутать с каким-либо другим направлением, например, романским построением с его полукруглыми римскими арками или более аляпистым барокко.

Элементы готического стиля, с чего все началось

Готика, как архитектурный течение, в разные периоды времени привнесла в строительное дело несколько самобытных элементов, ставших впоследствии визитной карточкой средневековых построек:

  • Массивные опорные колонны — контрфорсы, располагающиеся за пределами внутренних помещений и воспринимающие основную часть нагрузки от веса здания;
  • Крестообразный остроконечный свод потолка, образованный перекрещивающимися ребрами, вес потолочного свода передается на колонны с помощью косых арочных дуг;
  • Фронтоны зданий с ажурной отделкой и порталами–нишами со скульптурами или фигурами, как реальных животных, так и мифических персонажей;
  • Огромные окна с многочисленными витражами и орнаментом со сложным переплетом;
  • Декоративные угловые башенки с остроконечными шпилями;
  • Многочисленные декоративные настенные элементы, от простого барельефа до сложных многоуровневых арочных конструкций.

С приходом готического стиля изменилась концепция возведения здания. За внешней диковенностью и необычным оформлением готики кроется достаточно рациональная идея перераспределения веса стен и перекрытий на дополнительные опоры.

К сведению! В любом высотном здании, построенном в готическом стиле, система колонн арок служит несущим каркасом, цементирующим и объединяющим в одно целое архитектурный комплекс.

Использование каркаса позволило построить здания с достаточно сложными элементами специфического декора и оформления с запредельной на то время высотой потолков внутренних помещений. Например, арочные потолки одного из залов католического собора во французском городке Бове выполнены на высоте в 47 м, а основание шпиля башенки Кельнского собора поднято на 157 м над уровнем входной площадки.

Принцип построения зданий на несущих колоннах, впервые опробованный в готической архитектуре, в настоящее время широко используется в строительстве высотных зданий с запредельно большими пролетами.

Готический стиль в архитектуре средневековья

Как бы не старались поклонники средневековья отождествлять готический стиль с католической церковью, в реальности готика не всегда была архитектурой только костелов и базилик. Сложившийся стереотип представления о здании в готическом дизайне всегда ассоциируется с наиболее яркими памятниками готики, как, например, Собор Парижской Богоматери, кафедральный собор Дуомо.

Здание Миланского кафедрального собора и Дрезденский кафедральный собор, возводившийся на протяжении нескольких столетий и объединивший в себе сразу несколько вариантов готического образа.

Это наиболее яркие образцы зданий в готическом стиле, но архитектура готики не всегда была столь помпезной, такой ее сделала католическая церковь.

Специалисты разделяют эпоху активного использования готического стиля в строительстве на четыре условных периода:

  • Появление ранней готики в наиболее важных социально значимых строениях городских общин. Датируется предположительно с 1088 года – даты постройки базилики аббатства Клюни;
  • Этап развития и становления готического стиля в большинстве архитектурных решений, общественных зданий и церковных строений датируется 1220-1410 гг.;
  • Эпоха доминирования готического стиля в церковной архитектуре завершается в конце XV- XVI веков;
  • Короткий этап возрождения элементов готического стиля в современной архитектуре начала XIX века.

Выразительность и эффектность готического стиля всегда была под контролем католической церкви, выступавшей за сдержанность в оформлении здания. Требовалась массивная и одновременно высокая коробка здания, шпиль и огромный купол.

Большую часть необычного декора в готическом стиле мастерам приходилось прятать в нарочито множественных и слегка грубоватых элементах отделки, поэтому с первого взгляда любое здание в готическом оформлении выглядит строгим серым пятном, и только при более внимательном изучении фасада стен и фронтонов можно понять гениальный замысел архитектора.

Кроме новых строительных приемов и специфического готического декора, в архитектуру пришла новая геометрия узоров.

Большинство пропорций, используемых в проектировании готических соборов и зданий, относилось к известному «золотому сечению». Ему подчинялось все, от размеров до формы кривых, дуг, арок, пропорций оконных проемов и площадей крыши.

Ранняя готика

Первыми зданиями, построенными в готическом стиле, стали монастыри и усадьбы богатых вельмож. Первые строились с активным использованием элементов простых арочных потолков базилик и небольших церквей. Первым зданием в средневековой Европе с куполообразной крышей с тремя крестовыми потолочными арками стала базилика аббатства Клюни. Здание крестообразной формы еще хранило элементы крепостной архитектуры с башнями и рядами небольших окон, но готический дизайн был уже налицо.

В Восточной Европе ранние католические постройки лишь отчасти соответствовали канонам готической архитектуры, их использовали только как элементы, подчеркивающие статус церковного строения.

Средневековые жители Италии, в отличие от Испании и Франции, никогда не страдали излишним почитанием готики, их храмы все больше сохраняли открытый романский и византийский стиль, нежели напыщенно строгий готический вариант.

Огромное влияние на формирование стиля оказали традиции возведения замков и крепостных стен. Если присмотреться к деталям наиболее интересных ранних построек в готическом стиле, можно без труда выделить несколько элементов стиля, характерных для архитектуры крепостей:

  • Башенки с остроконечными гребнями и шпилями;
  • Массивные фронтоны с отделкой, имитирующей крепостную стену;
  • Отсутствие окон в нижней части здания, оконные проемы увеличенного размера выполнены достаточно высоко над уровнем цоколя.

Перехода к огромным окнам требовала эстетика проведения церковных обрядов, только таким способом можно было обеспечить необходимое светонаполнение внутренних помещений. Использование элементов замкового стиля можно увидеть в архитектуре Собора Парижской Богоматери или в Соборе города Реймс.

Архитектура расцвета и заката зданий в готическом стиле

С расцветом готики здания стали выше. Основная хитрость готического стиля — несущие колонны уже не справлялись с нагрузкой и не обеспечивали необходимую устойчивость запредельно высоких стен из тесаного камня.

Мастерам приходилось дополнять коробку боковыми арками – аркбутанами, опирающимися на вынесенный ряд колонн. При этом все строение не теряло присущей стилю ажурной легкости, но резко возрастала стоимость работ, а сроки строительства здания растягивались на десятки лет. Арочная система аркбутанов, по сути, стала такой же визитной карточкой архитектуры готики, как и шпилевые крыши или трехсекционные потолки.

Впоследствии, с внедрением более совершенных способов обработки камня, появлением свайных фундаментов и эффективных средств измерения, от использования аркбутанов отказались, здания приобретали более современную форму с сохранением лишь отдельных элементов готического стиля – формы оконных проемов, башень и крыши со шпилями.

Уже в XVII-XIX веках, в викторианскую эпоху, готика обрела новое дыхание в архитектуре монументальных зданий. Многие здания либо строились в полном соответствии с канонами средневекового стиля, либо элементы готики широко использовались для декоративной отделки фасадов и крыш.

Готика в современном строительстве

Современные здания в дизайне средневековья строятся достаточно редко, архитектура и компоновка здания не слишком удобна для оформления строения. Проще и дешевле использовать отдельные элементы, например, скульптуры, форму кровельных скатов, декоративные башенки и оконные проемы для формирования индивидуального образа дома.

Материалы для строительства в готическом стиле

Появление готики во многом было следствием широкого использования в средневековом строительстве новых способов обработки камня и частичного отказа от дерева. Коробки каменных зданий выкладывали из блоков обработанного песчаника, туфа и известняка. Крыши застилали листовым свинцом и медью, а окна стеклили витражами.

Современные материалы могут лишь имитировать элементы архитектуры готического стиля. Чаще всего стены обшивают сайдингом или керамической плиткой, имитирующей огромные каменные блоки, а крышу выполняют с матовым покрытием темного цвета.

Коробку здания зачастую обшивают брусом или строительной древесиной, примерно так как это делали в эпоху средневековья.

Дом в готическом стиле

Придать архитектуре здания готический образ не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Использования одних лишь отделочных материалов будет явно недостаточно, нужно будет кардинально перестроить отдельные элементы:

  • Крыша здания оформляется в несколько скатов, с высоким углом наклона и декоративной оградкой со шпилями;
  • В компоновке здания должна присутствовать башенка, лучше всего четырехгранной формы, эркеры или вынесенный второй этаж;
  • Оконные проемы формируют с луковой аркой в верхней части окна.

Для отделки используют краски приглушенных тонов, минимум пластика и оцинкованного металла. Для стен лучше всего подойдет декоративная штукатурка пастельно-серого цвета или окраса насыщенного песчаника.

Комната в готическом стиле

Для внутренних помещений в готическом стиле используются отделочные материалы в цветах природного камня и тонированная древесина. Для стен выбираются приглушенные тона серого или пастельного цвета.

Потолок расшивается деревянными планками, имитирующими арочные конструкции. Если позволяет форма помещения, стены и потолок можно украсить выносными пилонами. Наибольший вклад в оформление комнаты вносит форма и размер оконного проема. Верхний сектор окон закрывают витражами, а само окно дополняют тяжелыми шторами из бархата.

Мебель в готическом стиле

Какого-то особого дизайна мебели, используемого для оформления в образе готики, не существует. Обычно для интерьера используют массивную деревянную мебель с характерным рисунком и резьбой в средневековой трактовке.

Мебель тонируют в цвет состаренного дуба или орешника, что придает всему помещению оттенок средневековой готики.

Заключение

Готический стиль, красивый и одновременно непростой, производит сильное впечатление даже в небольших зданиях и сооружениях. Его используют в современном дизайне небольших коттеджей и домов, когда нужно подчеркнуть необычное оформление помещения. Сложность построения готики с лихвой компенсируется полученным декоративным эффектом.

  • Смотровая яма своими руками
  • Варианты и примеры перепланировки однокомнатной квартиры
  • Перепланировка двухкомнатной хрущевки
  • Проекты бани с террасой и домов

Готический стиль в архитектуре и интерьере

  • СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ И АРХИТЕКТУРЕ
  • ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

февраля 2, 2018 01:31

Часовня Пьерфон, Франция

  • Собор святого Стефана в Вене, Австрия.

  • Собор святого Стефана в Вене, Австрия.

Мрачное средневековье подарило нам исключительные шедевры готической архитектуры, сохранившиеся и дошедшие до наших времен в сравнительно небольшом количестве. Остроконечные шпили соборов пронзают нашу душу в самое сердце и оставляют в нем след влюбленности в готику навсегда. Поражает грандиозность  строений, филигранность резьбы по камню, красота и величие пропорций. Все сферы искусства: скульптура, архитектура, живопись слились в едином ансамбле. Если в городе, в который вы приехали есть готическое здание, вы как примагниченный пойдете именно к нему, видя его возвышающимся над всеми остальными зданиями. Удивительно, но не сохранилось чертежей этих великих творений людей, неизвестны авторы этих зданий. Соборы, строившиеся порой не один век, как Нотр-Дам-де-Пари, уникальны и неповторимы.

 

  • Собор Дуомо в Милане, Италия.

  • Собор Нотр-дам-де-Пари, Франция.

  • Нотр-Дам-де-Пари, фрагмент фасада.

  • Нотр-Дам-де-Пари, фрагмент фасада.

  • Нотр-Дам-де-Пари, Франция.

  • Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция.

  • Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция.

  • Собор в Сиене, Италия.

  • Собор в Леоне, Испания.

  • Тимпан собора в Барселоне, Испания.

  • Собор в Уэльсе, Англия.

  • Ратуша в г. Брюгге, Бельгия.

  • Замок Шенонсо, Франция.

  • Здание парламента в Будапеште, Венгрия.

  • Капелла в парке Александрия, Петергоф.

  • Вокзал в Петергофе.

  • Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, Россия.

АРХИТЕКТУРА

    Слово готика (от итальянского gotico — непривычный, варварский) — сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил итальянский архитектор Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готический период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы приходился с XI – XII по XV–XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытеснив его. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы, а после крестовых походов проник в Сирию, на острова Кипр и Родос. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Оно было призвано возвысить человека, показав ему его истинное предназначение. Отсюда как символы все архитектурные элементы здания устремлены вверх к Богу, оттого сильно вытянуты и заострены.

 

  Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц . Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая – его независимости. 

 

  Готические соборы отражали стройность божественного порядка и олицетворяли божественную Вселенную. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готический храм необозрим, часто ассиметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота здания порой достигала 40 м. В основе готического храма лежит тип римской базилики, когда центральный неф возвышался над боковыми. Все готические соборы в плане символично имеют форму латинского креста. 

 

  Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки.  Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передавалось нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимался аркбутанами и контрфорсами. Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный,  толщина стены больше не влияла на несущую способность здания.  Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору.  Чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Таким образом, массивный свод заменился ребристым сводом,  рёбра – нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр : веерный свод, крестовый, шестигранный, звёздчатый, сетчатый.

 

  Аркбута́н (фр. arc-boutant — «подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяло значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

 

 

 

  Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления  стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. 

  Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура  над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

 

  В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла.

 

  Главный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари имеет три стрельчатых портала со входами внутрь. Над ними висят скульптурные панно, иллюстрирующие различные эпизоды из Евангелия. Главное украшение Нотр-Дам-де-Пари – прекрасные цветные витражи. Строгость и цветовая сдержанность готического убранства, отсутствие настенной живописи только подчёркивают великолепие и яркость витражей. Проникая сквозь них, солнечный свет заливает серые стены радугой оттенков. 

 

  Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Это самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, – таким образом, создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

 

  Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) – самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен. 

 

  Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

 

  В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

 

    В 18 веке интерес к готической архитектуре вспыхнул с новой силой. Так появился стиль неоготика . Не смотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков. К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы. Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.

 

  Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.

 

  Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии – Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.

 

  Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили — непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо. 

 

  Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.  

Интересный пример российской неоготики середины 19 века – комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе – капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.

 

  К оригинальным архитектурным памятникам неоготики относится и особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве, который  выглядит внушительно и строго; величия и пышности преисполнен западный фасад с химерами над порталом; обращённый к саду с фонтаном южный фасад создаёт настроение уюта и спокойствия, прекрасны и  каменная резьба и горельефы, украсившие террасу с восточной стороны дома.

 

 

  • Аббатство Сан-Гальяно, Италия.

  • Интерьер собора в Шартре, Франция.

  • Интерьер собора в Эксетере, Англия.

  • Интерьер собора в Уэльсе, Англия.

  • Интерьер собора в Реймсе, Франция.

ИНТЕРЬЕР

   Внутреннее пространство готического храма  членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю –  трифорий  (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.

 

  Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Ощущение легкости подчеркивалось  декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр: везде где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. 

 

  Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создало неповторимое “лицо” стиля готики. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

 

  Каждый портал Шартрского собора  украшен скульптурой. Количество дверей – три – связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности. На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Над входом с западного фасада расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

 

  Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным. 

 

  В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.

 

  Интерьеры жилых замков в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами.  Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. 

 

  Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

 

  Что же касается жилых особняков в неоготическом стиле, то неоготика в каком-то смысле была подобна маскараду, увлекательной игре в давно минувшую эпоху. Интерьеры дома Зинаиды Морозовой в Москве – по крайней мере, парадной его части – архитектор Шехтель  стилизовал под готику, чем многократно усилил впечатление, которое дом производил на каждого, кому доводилось в него попасть. За мощным порталом с тремя стрельчатыми арками перед гостем открывалась дубовая дверь, приглашая в холл, облицованный резными деревянными панелями. Над головой сияла цветными стёклами люстра ручной работы, а за широким проёмом лестницы виднелся аванзал. Золотые эмблемы на голубом фоне стен чем-то напоминали геральдические лилии кованой ограды, но чтобы разглядеть их поближе, требовалось подняться по лестнице, перила которой оплетали змеи и охраняли чудовища.

 


5 ключевых характеристик готической архитектуры

“” Собор Парижской Богоматери, пожалуй, один из самых известных в мире образцов готической архитектуры. Этот снимок был сделан до разрушительного пожара в 2019 году. © Philippe LEJEANVRE/Getty Images

В апреле 2019 года парижане с ужасом наблюдали, как сильный пожар охватил один из самых известных в мире образцов готической архитектуры — Собор Парижской Богоматери. Прежде чем пожар был потушен, он уничтожил шпиль готической достопримечательности 12 века, часы и центральную раму, и причина не была окончательно установлена.

Реконструкция ведется уже несколько лет, и Национальная комиссия по наследию и архитектуре (CNPA) гарантирует, что процесс реставрации будет соответствовать готическому стилю архитектуры.

Реклама

Содержание

  1. Что такое готическая архитектура?
  2. Влияния на готическую архитектуру
  3. Летающие контрфорсы
  4. Стрельчатые арки
  5. Ребристые своды
  6. Большие витражи
  7. Горгульи и декоративный камень
  8. Примеры готической архитектуры

htm”> Что такое готическая архитектура?

Готическая архитектура зародилась в Средние века во Франции и распространилась по всей Европе в XII и XVI веках, где сегодня вы можете увидеть великолепные, детализированные возвышающиеся здания, занимающие центральное место. Первоначально он назывался Opus Francigenum , что означает «Французская работа», и был архитектурным стилем, продиктованным Римско-католической церковью.

Однако в этот период люди не обязательно думали о стиле. Необходимо было построить здания, и многие из них оказались молитвенными домами.

Advertisement

«Готический стиль связан с определенной строительной программой — только с религиозными сооружениями», — объясняет по электронной почте Юджин Колберг, директор Colberg Architecture в Нью-Йорке. «Строители этих соборов не собирались заниматься готической архитектурой, они строили так, как умели, используя инструменты и возможности, которые у них были, и, как и все остальное, стиль был прогрессом».

Архитектура в готическом стиле развивалась с течением времени, хотя есть определенные особенности и характеристики, которые выделяют эти архитектурные чудеса.

“” Базилика Сен-Дени считается первым когда-либо построенным готическим сооружением. Он расположен к северу от Франции.

Брюс Юаньюэ Би / Getty Images

Реклама

Влияния на готическую архитектуру

Базилика Сен-Дени, построенная в 1135 году, считается первым готическим зданием. Он развился из романского стиля, который включал в себя множество арок, сводчатых потолков и небольших витражей. Готическая архитектура преувеличила это, сделав арки намного больше, а витражи более богато украшенными, даже добавив подробные сюжетные линии.

«В раннем средневековье были паломники, которые совершали паломничества в эти места, и этим сооружениям требовалось место для размещения толпы, которая часто не умела читать и писать», — говорит Колберг.

Advertisement

Но готический стиль также отказался от толстых прочных стен романского стиля, уступив место более высоким и массивным строениям. Чтобы приспособить эти более тонкие и легкие стены, строители готической эпохи использовали контрфорсы (подробнее об этом чуть позже), чтобы выдержать дополнительный вес.

Готическая архитектура также различалась и находилась под влиянием местоположения здания и времени его постройки. Многие характеристики готической архитектуры служили нескольким целям: от повышения устойчивости до обеспечения большего количества естественного света.

«Такие особенности, как высокие стрельчатые или готические арки и контрфорсы, были в зданиях, расположенных в основном в Северной Европе, где солнечного света может быть мало, в зависимости от местоположения и времени года, и они находятся в больших помещениях, которые трудно осветить при свечах», — говорит Колберг.

Но есть пять особенностей готической архитектуры, которые выделяют ее среди других стилей.

Реклама

1. Контрфорсы

Контрфорсы доминируют над внешней готической архитектурой и создают большую устойчивость за счет перераспределения веса от более тяжелых и высоких уровней или этажей. Они одновременно декоративны и практичны и часто демонстрируют чувство полета, отсюда и название. Арочные контрфорсы также украшены искусной резьбой, чтобы подчеркнуть ауру величия.

«Арт-контрфорсы были инженерным инструментом и техническим достижением, позволившим повысить устойчивость», — говорит Колберг. «Они позволили конструкции иметь более тонкую стенку, обеспечив боковую устойчивость».

Реклама

“” Парящие контрфорсы церкви Сент-Эсташ в Париже, Франция, являются прекрасным примером того, как массивные конструкции доминируют во внешней архитектуре.

Спец/Шаттерсток

htm”> 2. Стрельчатые арки

Вместо круглых романских арок в готической архитектуре используются стрельчатые арки, подобные тем, что встречаются в исламских постройках. Цель использования стрельчатых арок состояла в том, чтобы создать больше пространства за счет вертикального строительства.

«Поскольку вы делаете все выше и растягиваете его, вам не нужна такая большая боковая поддержка, потому что контрфорсы обеспечивают ее», — говорит Колберг.

Реклама

“” Вход в Вестминстерское аббатство в Лондоне показывает, как готическая архитектура перешла к остроконечным аркам от округлых.

Массимо Пиццотти / Getty Images

3. Ребристые своды

В готических постройках преобладают высокие потолки и большие окна, что стало возможным благодаря внедрению ребристых сводов. Ребристые своды не только визуально ошеломляют, но и создают структурную поддержку закругленных крыш, размещая арки рядом друг с другом или параллельно.

«Подобно стрельчатым аркам, реберные своды были инженерным методом обеспечения поддержки без большого количества мяса», — говорит Колберг. «В результате все кажется легче и не таким тяжелым».

Реклама

“” Потрясающие ребристые своды потолка Шартрского собора в регионе Центр-Валь-де-Луар были построены как часть церкви в 1145 году.

Янн Гишауа-Photos/Getty Images

4. Большие витражи

Хотя во многих молитвенных домах есть витражи, они занимают видное место в готической архитектуре. Возьмите знаменитое трио окон-розеток в Нотр-Даме. Южное Розовое окно, или Роза дю Миди, имеет высоту около 42 футов (12,9 м).метров) в диаметре, самый большой в церкви. Как и северное Розовое окно, оно было изготовлено в середине 13 века. Эти массивные окна были добавлены как для украшения, так и для того, чтобы пропускать естественный свет.

“” Эти потрясающие витражи являются частью коридоров Глостерского монастыря в Глостерском соборе в Глостере, Англия.

RichVintage/Getty Images

Реклама

5. Горгульи и декоративный камень

Детализированные статуи, колонны, шпили, вершины и фирменные горгульи символизируют готический стиль. Возможно, трудно представить время до появления смартфонов и Интернета, но столетия назад эти богато украшенные украшения передавали людям информацию и рассказы.

«Большая часть общества не умела читать и писать, поэтому повествование и библейская история рассказывались через витражи и орнаменты в камне», — говорит Колберг. «Возможность иметь здание, которое служит педагогическим инструментом, довольно удивительно; очень мало других случаев в истории оставили свой след таким важным образом».

Реклама

“” Горгульи являются фирменным украшением многих готических соборов и построек.

Маттео Коломбо / Getty Images

htm”> Примеры готической архитектуры

Путешествуйте по Европе, и вы встретите множество готических соборов и церквей. Многие из известных соборов основаны во Франции, на родине стиля. Собор Нотр-Дам в Реймсе находится в одноименном французском городке, а Шартрский собор, расположенный в районе Центр-Валь-де-Луар, является одним из наиболее полных произведений начала 13 века. Оба имеют статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но не только во Франции сохранились многие знаменитые и важные соборы в готическом стиле. Самый большой готический собор в мире — Севильский собор — находится в Испании. На строительство богато украшенного собора ушло более века, с 1402 по 1506 год. Однако на строительство Миланского собора в Италии ушло около 600 лет, и он занимает центральное место в центре Милана. Тогда, конечно, есть Вестминстерское аббатство в Лондоне и Кентерберийский собор в Кентербери, Кент, возможно, два самых известных христианских сооружения в Англии.

Реклама

“” Кентерберийский собор в Кентербери, графство Кент, Англия, является одним из самых известных готических сооружений в мире.

Фотографии сэра Фрэнсиса Канкера / Getty Images

Часто задаваемые вопросы

Что определяет готическую архитектуру?

Архитектура в готическом стиле — это архитектура со стрельчатыми арками, ребристыми сводами и контрфорсами.

Процитируйте это!

Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:

Лорен Дэвид «5 ключевых характеристик готической архитектуры» 12 мая 2022 г.
HowStuffWorks.com. 23 июня 2023 г.

Citation

5 ключевых характеристик готической архитектуры

“” Собор Парижской Богоматери, пожалуй, один из самых известных в мире образцов готической архитектуры. Это изображение было сделано до разрушительного пожара в 2019 году.. © Филипп ЛЕЖАНВРЕ/Getty Images

В апреле 2019 года парижане с ужасом наблюдали, как сильный пожар охватил один из самых известных в мире образцов готической архитектуры — Собор Парижской Богоматери. Прежде чем пожар был потушен, он уничтожил шпиль готической достопримечательности 12 века, часы и центральную раму, и причина не была окончательно установлена.

Реконструкция ведется уже несколько лет, и Национальная комиссия по наследию и архитектуре (CNPA) гарантирует, что процесс реставрации будет соответствовать готическому стилю архитектуры.

Реклама

Содержание

  1. Что такое готическая архитектура?
  2. Влияния на готическую архитектуру
  3. Летающие контрфорсы
  4. Стрельчатые арки
  5. Ребристые своды
  6. Большие витражи
  7. Горгульи и декоративный камень
  8. Примеры готической архитектуры

Что такое готическая архитектура?

Готическая архитектура зародилась в Средние века во Франции и распространилась по всей Европе в XII и XVI веках, где сегодня вы можете увидеть великолепные, детализированные возвышающиеся здания, занимающие центральное место. Первоначально он назывался Opus Francigenum , что означает «Французская работа», и был архитектурным стилем, продиктованным Римско-католической церковью.

Однако в этот период люди не обязательно думали о стиле. Необходимо было построить здания, и многие из них оказались молитвенными домами.

Advertisement

«Готический стиль связан с определенной строительной программой — только с религиозными сооружениями», — объясняет по электронной почте Юджин Колберг, директор Colberg Architecture в Нью-Йорке. «Строители этих соборов не собирались заниматься готической архитектурой, они строили так, как умели, используя инструменты и возможности, которые у них были, и, как и все остальное, стиль был прогрессом».

Архитектура в готическом стиле развивалась с течением времени, хотя есть определенные особенности и характеристики, которые выделяют эти архитектурные чудеса.

“” Базилика Сен-Дени считается первым когда-либо построенным готическим сооружением. Он расположен к северу от Франции.

Брюс Юаньюэ Би / Getty Images

Реклама

Влияния на готическую архитектуру

Базилика Сен-Дени, построенная в 1135 году, считается первым готическим зданием. Он развился из романского стиля, который включал в себя множество арок, сводчатых потолков и небольших витражей. Готическая архитектура преувеличила это, сделав арки намного больше, а витражи более богато украшенными, даже добавив подробные сюжетные линии.

«В раннем средневековье были паломники, которые совершали паломничества в эти места, и этим сооружениям требовалось место для размещения толпы, которая часто не умела читать и писать», — говорит Колберг.

Advertisement

Но готический стиль также отказался от толстых прочных стен романского стиля, уступив место более высоким и массивным строениям. Чтобы приспособить эти более тонкие и легкие стены, строители готической эпохи использовали контрфорсы (подробнее об этом чуть позже), чтобы выдержать дополнительный вес.

Готическая архитектура также различалась и находилась под влиянием местоположения здания и времени его постройки. Многие характеристики готической архитектуры служили нескольким целям: от повышения устойчивости до обеспечения большего количества естественного света.

«Такие особенности, как высокие стрельчатые или готические арки и контрфорсы, были в зданиях, расположенных в основном в Северной Европе, где солнечного света может быть мало, в зависимости от местоположения и времени года, и они находятся в больших помещениях, которые трудно осветить при свечах», — говорит Колберг.

Но есть пять особенностей готической архитектуры, которые выделяют ее среди других стилей.

Реклама

1. Контрфорсы

Контрфорсы доминируют над внешней готической архитектурой и создают большую устойчивость за счет перераспределения веса от более тяжелых и высоких уровней или этажей. Они одновременно декоративны и практичны и часто демонстрируют чувство полета, отсюда и название. Арочные контрфорсы также украшены искусной резьбой, чтобы подчеркнуть ауру величия.

«Арт-контрфорсы были инженерным инструментом и техническим достижением, позволившим повысить устойчивость», — говорит Колберг. «Они позволили конструкции иметь более тонкую стенку, обеспечив боковую устойчивость».

Реклама

“” Парящие контрфорсы церкви Сент-Эсташ в Париже, Франция, являются прекрасным примером того, как массивные конструкции доминируют во внешней архитектуре.

Спец/Шаттерсток

2. Стрельчатые арки

Вместо круглых романских арок в готической архитектуре используются стрельчатые арки, подобные тем, что встречаются в исламских постройках. Цель использования стрельчатых арок состояла в том, чтобы создать больше пространства за счет вертикального строительства.

«Поскольку вы делаете все выше и растягиваете его, вам не нужна такая большая боковая поддержка, потому что контрфорсы обеспечивают ее», — говорит Колберг.

Реклама

“” Вход в Вестминстерское аббатство в Лондоне показывает, как готическая архитектура перешла к остроконечным аркам от округлых.

Массимо Пиццотти / Getty Images

3. Ребристые своды

В готических постройках преобладают высокие потолки и большие окна, что стало возможным благодаря внедрению ребристых сводов. Ребристые своды не только визуально ошеломляют, но и создают структурную поддержку закругленных крыш, размещая арки рядом друг с другом или параллельно.

«Подобно стрельчатым аркам, реберные своды были инженерным методом обеспечения поддержки без большого количества мяса», — говорит Колберг. «В результате все кажется легче и не таким тяжелым».

Реклама

“” Потрясающие ребристые своды потолка Шартрского собора в регионе Центр-Валь-де-Луар были построены как часть церкви в 1145 году.

Янн Гишауа-Photos/Getty Images

4. Большие витражи

Хотя во многих молитвенных домах есть витражи, они занимают видное место в готической архитектуре. Возьмите знаменитое трио окон-розеток в Нотр-Даме. Южное Розовое окно, или Роза дю Миди, имеет высоту около 42 футов (12,9 м).метров) в диаметре, самый большой в церкви. Как и северное Розовое окно, оно было изготовлено в середине 13 века. Эти массивные окна были добавлены как для украшения, так и для того, чтобы пропускать естественный свет.

“” Эти потрясающие витражи являются частью коридоров Глостерского монастыря в Глостерском соборе в Глостере, Англия.

RichVintage/Getty Images

Реклама

5. Горгульи и декоративный камень

Детализированные статуи, колонны, шпили, вершины и фирменные горгульи символизируют готический стиль. Возможно, трудно представить время до появления смартфонов и Интернета, но столетия назад эти богато украшенные украшения передавали людям информацию и рассказы.

«Большая часть общества не умела читать и писать, поэтому повествование и библейская история рассказывались через витражи и орнаменты в камне», — говорит Колберг. «Возможность иметь здание, которое служит педагогическим инструментом, довольно удивительно; очень мало других случаев в истории оставили свой след таким важным образом».

Реклама

“” Горгульи являются фирменным украшением многих готических соборов и построек.

Маттео Коломбо / Getty Images

Примеры готической архитектуры

Путешествуйте по Европе, и вы встретите множество готических соборов и церквей. Многие из известных соборов основаны во Франции, на родине стиля. Собор Нотр-Дам в Реймсе находится в одноименном французском городке, а Шартрский собор, расположенный в районе Центр-Валь-де-Луар, является одним из наиболее полных произведений начала 13 века. Оба имеют статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но не только во Франции сохранились многие знаменитые и важные соборы в готическом стиле. Самый большой готический собор в мире — Севильский собор — находится в Испании. На строительство богато украшенного собора ушло более века, с 1402 по 1506 год. Однако на строительство Миланского собора в Италии ушло около 600 лет, и он занимает центральное место в центре Милана. Тогда, конечно, есть Вестминстерское аббатство в Лондоне и Кентерберийский собор в Кентербери, Кент, возможно, два самых известных христианских сооружения в Англии.

Реклама

“” Кентерберийский собор в Кентербери, графство Кент, Англия, является одним из самых известных готических сооружений в мире.

Фотографии сэра Фрэнсиса Канкера / Getty Images

Часто задаваемые вопросы

Что определяет готическую архитектуру?

Архитектура в готическом стиле — это архитектура со стрельчатыми арками, ребристыми сводами и контрфорсами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *