Элементы архитектуры: Архитектурная азбука • Arzamas

Содержание

архитектурные элементы кратко-Портал искусственного интеллек…

A

Абака

(с греч. — «доска») — верхняя, обычно квадратная плита капители, колонны,пилястры.

Акант

рисунок украшений коринфских и сложныхкапителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акротерий

(с греч. — «высочайший») 
скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения.

Антаблемент

(с франц. — «стол», «доска») 
балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава,фриза и карниза.

Апсида

(с др.-греч. — «свод») 
выступ здания, перекрытый полукуполом.

Аркбутан

наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на контрфорс, расположенный за пределами основного объема здания.

Архивольт

(с лат. — «обрамляющая дуга») 
обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

Архитрав

нижняя из трех горизонтальных частейантаблемента, опирающаяся непосредственно на капители колонн

 

 

Б

База

подножие колонны, здания, памятника или другого сооружения, лежащее на фундаменте.

Балюстрада

ограждение лестницы, балкона, террасы, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балясина

(с греч. — «цветок граната») 
фигурный столбик в балюстраде.

Бифорий

(с лат. — «два», «вход») 
окно, состоящее из двух проемов, разделенных колонкой.

В

Венецианское окно

(также называемое палладианским и серлианой) 
форма трехчастного окна, типичного для палладианской архитектурной традиции.

Вимперг

(с нем. — «защита от ветра») 
высокий остроконечный щипец, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.

Волюта

(с итал. — «завиток», «спираль») 
архитектурный мотив в ионическойкапители, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.

Г

Герма

четырехгранный столб, завершающийся скульптурной головой или бюстомкакого-либо бога, государственного деятеля или философа (первоначально — бога Гермеса).

Гутты

(с лат. — «капля») 
мелкие украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров в постройках дорического ордера.

Дентикулы

(с лат. — «зубцы») 
ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных на карнизе здания.

Имплювий

(с лат. — «водосток») 
четырехугольный неглубокий бассейн в центре атрия (закрытый внутренний двор древнеиталийского и древнеримского жилища), куда через комплювий стекала с крыши дождевая вода.

Импост

завершающая часть колонны или стены, имеющая вид полочки или фигурногокарниза и являющаяся опорой для вышерасположенной арки.

Ионический ордер

сложился в каменном зодчестве в ионических областях Древней Греции между 560 и 500 годом до н. э. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками —каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков — волют. Антаблемент иногда без фриза; архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Ионический ордер отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей.

К

Канефора

(с греч. — «несущий корзину») 
скульптурное изображение женской фигуры, архитектурно заменяет колонну.

Каннелюра

вертикальный желобок на стволе пилястрыили колонны.

Капитель

(c лат. — «голова») 
верхняя орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, расположенная между стволом опоры и антаблементом.

Кариатида

статуя одетой женщины, введенная в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и заменявшая собой колонну или пилястру.

Карниз

выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Кауликоли

в коринфских капителях — волютообразные завитки стеблей, выступающие из-за листьев аканта и образующие маленькиеволюты, поддерживающие абаку.

Кессоны

(с фр. — «ящик», с итал. — «кассета») 
углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.

Комплювий

(c лат. — «орошать дождем») 
прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий).

Контрфорс

(от франц. — «противодействующая сила») 
вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор.

Коринфский ордер

сложился во второй половине V века до н. э., получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.

Дорический ордер

сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня. Колонна дорического ордера не имеет базы; ствол прорезан вертикальными желобками —каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки — эхина и толстой квадратной плиты — абаки. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифыи метопы. Существует упрощенный вариант дорического ордера — тосканский (имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкийфриз).

 

Лопатка

вертикальный плоский выступ стены, в отличие от пилястры не имеющий базы и капители. Обычно — декоративный элемент, служащий для вертикального членения плоскости стены

 

Метопа

повторяющийся элемент фриза дорического ордера, прямоугольная плита с плоской или рельефной поверхностью. Чередуется с триглифом.

Модульон, или модильон

архитектурная деталь в виде небольшого кронштейна с лепным листом с нижней стороны, которая расположена под выносной плитой венчающего карниза.

Мутул

плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере.

 

Нервюра

(с фр. — «прожилка») 
выступающее ребро готического каркасного свода.

 

 

Пальметта

растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости.

Парус

часть свода, навес между двумя арками.

Перемычка

конструктивный элемент в виде балки или арки, перекрывающий оконный или дверной проем в стене.

Пилястра

(с лат. — «колонна», «столб») 
плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны.

Пинакль

декоративная башенка с квадратным или многоугольным основанием и пирамидальным верхом, обычно устанавливаемая на контрфорсах.

Протома

(с др.-греч. — «передняя часть тела», «морда») 
изображение передней части тела животного или мифологического существа.

 

Раскреповка

небольшой выступ плоскости фасада, выступантаблемента, карниза и пр.

Руст

(с лат. — «простой», «грубый») 
рельефная кладка или облицовка стен различных видов камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью.

Сандрик

декоративная деталь в виде небольшогокарниза или фронтона над оконным или дверным проемом. Изначально использовался для защиты проемов от дождя.

Стереобат

цоколь храма или колоннады. В Древней Греции обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называлась cтилобатом.

Стилобат

(от греч. stylos — «колонна» и batos — «доступный для прохода») 
В античной архитектуре — каменные плиты под колоннами, верхняя ступень стереобата.

Стоа, или стоя

(с греч. — «портик») 
длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.

Супрапорта

пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью.

Триглиф

повторяющийся элемент фриза дорического ордера: вертикально стоящие каменные плиты с треугольными в плане продольными желобами. Чередуется с метопом.

Трифорий

(с лат. — «три двери») 
В романской и готической архитектуре — узкие продольные галереи над боковыми нефами (вытянутое помещение, ограниченное рядом колонн), открытые в центральный неф тройными или двойными арочными проемами.

Фриз

часть антаблемента между архитравоми карнизом. В дорическом ордере членится чередованием триглифов и метоп. В других архитектурных ордерах может быть гладким или украшается скульптурным рельефом.

Фронтон

часть фасада здания, портика, колоннады, ограниченная двухскатной крышей и карнизом. Чаще всего бывает треугольным или лучковым (дугообразным).

Фуст

(с лат. — «палка») 
стержень колонны, находится между базойи капителью.

Штуковый рельеф

гипсовые лепные украшения на поверхности стен.

Эдикула

(c лат. — «дом», «храм», «часовня») 
композиционный элемент, структура в виде небольшого храма, обычно с парой колонн.

Экседра

(с греч. — «сиденье за дверями») 
полукруглая ниша, обычно завершаемая полукуполом.

Эхин

нижняя часть капители колонныдорического ордера, переход от ствола колонны к абаке.

Основные элементы архитектуры храма

Внутренняя структура храма

Храмы традиционно строятся по принципу базилики (древний тип сооружений прямоугольной формы). Базилика представляет собой прямоугольник из 3 или 5 нефов, коридоров разделенных колоннами. Центральный неф всегда заканчивается абсидой, обращенной на Восток. Внутреннее помещение базилики представляет собой как бы прямоугольник в прямоугольнике, что символизирует самоограничение, ведущее к духовному совершенствованию.
Детали и элементы архитектурных сооружений

АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.

АПСИДА (Абсида) – полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.

БАРАБАН – цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.

БАРАБАН СВЕТОВОЙ – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

ВРАТА ЦАРСКИЕ – главные врата иконостаса – двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.

ГУЛЬБИЩЕ – открытый или крытый обход, окружающий здание храма.

ЗАКОМАРА – полукруглое или килевидное завершение прясел храма

ЗВОННИЦА отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом или его западной частью открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.

ИЗРАЗЕЦ – керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ – румпу – для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).

ИКОНОСТАС – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый – икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

КАПИТЕЛЬ – завершение колонны или пилястры, как правило, с более сложным рисунком и формой. Капители бывают коринфского, дорического, ионического, тосканского, композитного ордера и различаются формой – более или менее пышной и сложной.

КЛИРОС – место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.

КРЕЩАЛЬНЯ – здание или помещение, оборудованное купелью, предназначенное для совершения в нем Таинства Крещения.

 КРИПТА – погребальная камера под храмом или над которой возводится мемориальная часовня.

КОКОШНИКИ декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.


КОЛОННА
– архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы

ЛЮКАРНА – световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.

ПАПЕРТЬ – внешняя часть притвора – крыльцо храма.

ПИЛЯСТРА – плоский вертикальный выступ на стене, имеющий базу и капитель.

ПЛИНФА – тонкий плоский кирпич, применявшийся в древнерусском зодчестве домонгольского периода.

ПОДКЛЕТ – нижний этаж здания в русской архитектуре, незначительно поднимающийся над землей.

ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ – кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»).

ПОНАМАРКА подсобное помещение при алтаре.

ПОЛУКОЛОННА – колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.

ПОРТАЛ – декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.

ПРИДЕЛ – Дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).

ПРИТВОР – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития, чин оглашения и др.

ПРЯСЛО – Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерно для древнерусской архитектуры.

РИЗНИЦА – отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.

ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») – здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.

СЛУХИ – открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками.

СТОЛП – массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.

ФРЕСКА – настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.

ФРИЗ – украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора

ФРОНТОН – завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.

ШАТЕР – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

ЯРУС – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

 ЯБЛОКО основание для Креста, который устанавливается на главе храма.

О компании » Архитектурные элементы | изготовление металла + проектирование

Перейти к содержимому

Наш основатель

Джо Кларк — производитель, предприниматель, мастер и признанный участник некоторых из самых инновационных архитектурных проектов страны. Под руководством Джо компания Architectural Elements превратилась из гаражной мастерской в ​​многопрофильную организацию. С самого начала Джо стремился создать среду, которая позволяет сотрудникам процветать и вдохновляет клиентов возвращаться. С таким же обязательством перед нашими клиентами и сотрудниками сегодняшнее руководство фокусируется на дальнейшем расширении возможностей Architectural Elements.