Древнегреческие архитектурные ордера: общая характеристика, основные памятники — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Колонны в архитектуре Древней Греции

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем — это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие «ордер». Термин впервые ввел в обиход Витрувий, о котором мы упоминали в статье «Секреты древнегреческих архитекторов».

Ордер (от лат. ordo — ряд, порядок) — система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера — ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше.

Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII — начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых — на смежных «сторонах» колонны.

Коринфский ордер

Коринфский ордер возник в эпоху классики — V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие.

Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что «наследники» древнегреческих архитекторов — римляне — считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую — слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Теги: Древняя Греция, Семь чудес света

Архитектурные ордера

История культуры Архитектурные ордера

Жуковская Д.

     Архитектурный ордер – понятие в большей степени имеющее отношение к искусству, нежели чем к технологии. Именно посредством ордера стоечно-балочная конструкция обрела свою форму и была художественно переосмыслена. Для того чтобы какая-либо архитектурная композиция могла называться ордером, она должна иметь определенный состав форму и конструкцию.

 


     Система архитектурных ордеров многообразна, она состоит как из классических ордеров, коих насчитывается пять, так и из специфических исторических композиций, которые также причисляют к ордерной системе. Существуют такие ордеры как: ахеменидский ордер, египетский ордер и т.п. Классические ордера (в частности греческие) формируют так называемую «ордерную систему», т.е. образное противопоставление несущих и несомых элементов, гармонически разрешающееся в композиции ордерного сооружения. Термин «ордер» введен в обиход римским архитектором и механиком Витрувием, жившем в I в. до н. э. в Древнем Риме.

 Витрувий представляет свой трактат об архитектуре императору Августу. Гравюра из книги 1684 г.

     К ордеру относится не все здание, но только три основных элемента: цокольная часть здания (трехступенчатый стилобат), колонны (состоят из базы, ствола и капители) и антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза).

Дорический ордер

    Дорический ордер в наиболее четкой и ясной форме выявил архитектурную основу греческого зодчества. Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоявший непосредственно на стилобате, суживается кверху. Колонна начинает утончаться прямо от стилобата, но происходит это не вполне равномерно: ствол колонны обычно имеет припухлость, максимум которой приходился в классическую эпоху (V-IV вв. до н. э.) на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на треть общей высоты).
     Антаблемент дорического ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел фриз, который составляли триглифы и метопы. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников поверхность которых покрывалась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза − по его краям. Между триглифами размещались обычно имевшие форму квадрата доски − метопы, которые часто украшались скульптурой (горельефами), реже − живописью. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине − ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (по-латыни − гуттами).

 Греческий Парфенон – пример дорического ордера

     Находящийся над фризом карниз в дорическом ордере своей венчающей частью сильно выступал вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза − выносная плита − в более ранних храмах имел прямую подрезку, без утолщения (слезника) понизу наружного края плиты: вся нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима − водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.
     Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма.
     В размере интерколумниев (расстояний между колоннами) значительную роль играли абсолютные размеры построек. При малых размерах зданий наблюдаются относительно большие интерколумнии, ибо их можно было сравнительно легко перекрывать каменными архитравами. Кроме того, очень узкие проходы были бы неудобны. В храмах же большого размера такие пропорции технически были очень трудно осуществимы, и это способствовало относительно тесной расстановке колонн, т. е. соответственно значительно меньшим интерколумниям. Витрувий в своих «Десяти книгах об архитектуре» рассматривает различные типы интерколумниев и дает им названия − пикностиль, систиль, евстиль, диастиль, ареостиль.

 Дорические колонны в Пестуме (Италия), Храм Геры (середина VI в. до н. э.)

Ионический ордер

     Ионический ордер сложился чуть позже дорического, но, несомненно, испытал его сильное влияние. Помимо этого в ионическом ордере прослеживаются черты искусства Востока. Ионический ордер имеет несколько вариаций. 
     Постройки ионического ордера в основном возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками с трех прочих сторон. Такое основание, получившее позже широкое распространение в римском зодчестве, называется обычно латинским термином «подий».

 Эрехтейон (храм в Афинском Акрополе) – образец ионического ордера

     Ионическая колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которое она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите. Выпуклые элементы базы − валы, или торусы,− часто украшались орнаментальной порезкой − «плетенкой» или каннелюрами. Вогнутые элементы − скоции − чаще всего оставались гладкими. Широкое распространение получили два типа баз. Более ранний, малоазийский тип базы, почти не расширявшийся книзу, отличался большей сложностью. Он состоял (не считая необязательного элемента − плинта) из двух частей: основания, приближавшегося по форме к низкому цилиндру (с вогнутой внутрь образующей), и торуса; иногда к этому добавлялось еще основание базы, в свою очередь состоявшее из трех элементов с профилем в виде двойного валика, разделенных двумя скоциями, заканчивающимися двумя небольшими полочками. Нижняя часть имела наибольший диаметр, а средняя − наименьший.
     Так называемая аттическая база, появившаяся в эллинской архитектуре в V веке до н. э. была очень четко очерчена. Она состояла из двух торусов, разделенных одной скоцией, которая явственно расширялась книзу и подчеркивала расширение книзу всей базы, связанное с ее образным выражением передачи давления основанию. В аттической базе плинт также не являлся обязательным элементом.
     Главная отличительная черта ионического ордера – две волюты на капители. С фасада волюты являются завитками, с боков же волюты соединяются так называемыми балюстрами, которые очень похожи на свитки. Если сначала волюты находились лишь в одной плоскости, то потом их стали делать во всех четырёх, что, кстати, избавило ионический ордер от критики, согласно которой верх колонны должен одинаково выглядеть со всех сторон – это первоначально было у дорического, но не сразу появилось у ионического ордера.
     Порезка обычно была украшена овами (от греческого и латинского слова, означающего «яйцо»). Это яйцеобразные декоративные элементы, и на колонне они чередуются с различными стрелками и листьями. Число каннелюр (каннелюра – вертикальный жёлоб на стволе колонны) в ионическом ордере постоянно менялось, но в итоге остановилось на 24. Это значение было взято не просто так: такое число каннелюр легко позволяло сохранить пропорцию диаметра колонны и каннелюры, даже в том случае, если высота колонны была по каким-то причинам завышена.

 Ионические колонны в Помпеи, Италия

Коринфский ордер

     Теоретик ордерной системы Витрувий указывает, что коринфский ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V в. до н. э. Витрувий так описывает изобретение этого ордера: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
     В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера». Листья аканфа, живописно обвившего корзину, стали прототипом капители нового ордера − коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому − мужскому и женскому.

 Храм Вакха в Баальбеке (Ливан) – пример коринфского ордера

     Колонны коринфского ордера обладают такой же изящностью, как колонны ионического ордера, а его антаблемент даже более пышный. Особенностью этого ордера является высокая колоколообразная капитель, состоящая из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. Обычно диаметр основания коринфской колонны 10 раз укладывается в ее высоте. Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая половина V в. до н.э.). В более зрелом исполнении он представлен в храме в Эпидавре; в самом конце IV в. до н. э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах. Он был особенно популярен в эпоху эллинизма.
     Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера − гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим.
     Вместо круглых колонн в коринфском ордере зачастую делают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны бывают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами.
     Коринфский ордер применяется в основном внутри зданий и сооружений. Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.
     Характерным элементом архитрава в коринфском ордере являются небольшие искривленные профили в уступах. В поддерживающей части карниза под слезниковым камнем находятся модульоны в виде лежачих кронштейнов, а ниже − ряд зубцов. Размеры модульонов и расстояния между ними согласованы с осями колонн и зубцами.
     Капитель коринфского ордера имеет высоту в 2 1/3 модуля: 2 модуля приходятся на основную часть капители, украшенную листьями и завитками, 1/3 модуля на абак. Конструктивная основа капители − особый барабан-колокол, который представляет собой круглое тело с радиусом в 5/6 модуля. В профиль колокол имеет вид сильно вытянутого гуська, в нижней части углубленного на величину каннелюры. Под абаком располагаются волютообразные завитки, а под завитками два яруса листьев.

 Коринфские колонны

Тосканский ордер

     О применении тосканского ордера в древнеримской архитектуре можно судить лишь по чертежам и схемам Витрувия и других теоретиков искусства, так как ни единого здания с тосканским ордером не сохранилось.
     Римские мастера, ставшие родоначальниками арочных и сводчатых конструкций, помимо использования древнегреческого ордера, активно занимались разработкой новых типов колонн. Итогом многолетних трудов стало появление новых ордеров – вариаций на дорический, ионический и коринфский образцы.
     По словам искусствоведа Виппера Б. Р. «первую из этих вариаций римляне заимствовали у этрусков, и она получила название тосканского ордера». Данной версии о возникновении тосканского ордера в архитектуре (по названию страны Тосканы, где в то время жили этруски) придерживались также теоретики эпохи Возрождения.
     Витрувий, в своих чертежах воссоздал модель одного из этрусских храмов. Исходя из данной схемы, можно сделать вывод о том, что у этрусков в храмовой архитектуре тосканский ордер занимал ведущее место.
     Многие теоретики искусства говорили о том, что тосканская колонна не что иное, как более простой вариант дорического ордера, несмотря на ее более позднее происхождение. Упростив дорический тип, древнеримским зодчим удалось добиться визуальной прочности внешних построек. Тосканская колонна стала олицетворять мощь и физическую силу, но из-за излишней простоты ее практически не использовали в строительстве храмов, предпочитая укреплять ею хозяйственные и военные постройки. Если здание состояло из нескольких этажей, то в большинстве случаев, первый этаж был тосканским.
     В отличие от дорического типа, у тосканской колонны гладкий ствол и полностью отсутствуют каннелюры, но при этом она не лишена базы. Капитель по форме очень близка к дорической, в то время как антаблемент отличается простотой и некоторой архаичностью. За отсутствие украшений и наличие полностью гладкого фриза его иногда называют «архитравным». Иногда в строительстве тосканского храма фриз и вовсе отсутствовал, а карниз чаще всего был условным в виде навесной крыши.
     Тосканский ордер в архитектуре, несмотря на свою простоту и полное отсутствие декора, не претерпел никаких конструктивных изменений за все время своего существования. Данная тенденция обусловлена его функциями, определенными еще в эпоху Древнего Рима. Военным и общественным зданиям, в архитектуре которых он использовался изначально, не свойственны декоративные детали, украшенные капители и лепные орнаменты. Поэтому, определив его основные черты и значение, архитекторы Возрождения и последующих эпох старались полностью соответствовать первоначальным пропорциям ордера.

Композитный ордер

     Древнегреческие зодчие, ставшие родоначальниками трех главных архитектурных ордеров, открыли новый этап в истории изобразительного искусства. Вместо обычных опорных столбов они применяли сложные по конструкции и формам колонны, благодаря вертикальному движению которых, стремились выразить свое почитание богам.

     У зодчих Древнего Рима, унаследовавших дорический, ионический и коринфский ордера стояла иная задача. Функцию опоры у них выполняли мощные стены, а не колонны, поэтому ордер чаще всего использовался исключительно в декоративных целях.
     Конструкция триумфальной арки императора Септимия Севера, сооруженной в 203 году н. э., дает ясное представление о роли композитного ордера в древнеримской архитектуре. Наряду с лепными рельефами, капитель композитного ордера придавала пышность и помпезность общему облику строения.

 Арка Септимия Севера

     Композитная колонна в трудах многих теоретиков архитектуры характеризуется как смешанная или сложная, поскольку совмещает в себе два древнегреческих ордера.

     Палладио в своем трактате 1570 года детально изобразил композитный ордер. Как и Виньола он считал, что пропорционально композитная колонна полностью идентична коринфской, а вот ее капитель и антаблемент требует особого внимания и мастерства исполнения.
     Интересным является тот факт, что Витрувий не выделял композитную колонну в отдельный ордер. В качестве пятого главного ордера его впервые рассмотрели теоретики итальянского Возрождения – С. Серлио и Дж. Виньола в своем трактате «Правила пяти ордеров архитектуры».
     Сами римляне, по-видимому, изначально не задумывались о создании отдельного стиля, но им нравилось усложнять и декорировать греческие ордера. В классическом варианте основу композитной капители составляют листья аканта коринфского ордера в сочетании с четырьмя угловыми волютами ионического. В более усложненном варианте в капители могут также присутствовать различные скульптурные детали растений, животных и богов.
     Архитекторы эпохи Возрождения считали композитную колонну одной из самых ценных находок древнеримского зодчества, воплотившей в себе все самые лучшие черты главных ордеров. Она стала весьма популярной среди итальянских архитекторов, став олицетворением роскоши и изящества. Колоннами с композитным ордером украшали церкви, палаццо, виллы и монастыри.
     Поиски новых пластических решений фасадного убранства привели к появлению полуколонн, пилястр, лопаток и усложненных фигурных композиций капители. Как правило, в нижних этажах зданий архитекторы располагали дорический ордер, посередине ионический, а верхние этажи обрамляли коринфским и композитным ордерами. Подобная иерархия говорит о главенствующей роли композитного ордера в архитектуре того времени.
Мастера не только стремились сделать его основным украшением фасада, но и широко применяли его во внутреннем убранстве храмов и палаццо.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Три ордена греческой архитектуры

Среди многих форм искусства, которые дала миру древняя Греция, архитектура является одной из величайших. Древнегреческая архитектура была первой, кто ввел стандартные правила, которые глубоко повлияли на римскую архитектуру, а через нее и на архитектуру по сей день.

Во время своего раннего подъема в классический период древнегреческая архитектура развилась в три отдельных ордена: дорический, ионический и коринфский. Каждый из этих ордеров характеризовался отличительными чертами колонн, которые были основным элементом официальных общественных зданий, таких как стадионы и театры.

Дорический ордер Парфенон Афины

Из трех ордеров дорический является самым ранним ордером классической архитектуры и в то же время представляет собой решающий поворотный момент в средиземноморской архитектуре, поскольку именно в этот момент монументальное строительство совершило переход от непостоянных материалов, таких как дерево, к постоянным, а именно камню.

Этот орден появился в начале 7 го века до н.э., что сделало его самым старым орденом, самым простым и самым массивным. Он возник на материковой части Греции и оставался преобладающим порядком строительства греческих храмов до начала 59 г.0013-й век до н.э., хотя великие здания того века, особенно канонический Парфенон в Афинах, все еще использовали его.

Дорические колонны были более прочными и толстыми, но и более простыми и простыми, по сравнению с ионическими и коринфскими, с более гладкими и круглыми капителями. Они поставляются без индивидуального основания и размещаются непосредственно на стилобате. Однако более поздние формы дорических колонн имели стандартное основание, состоящее из плинтуса и тора.

Храм Афины Пронайи в Дельфах

Кроме того, колонны, как правило, располагались близко друг к другу, а их стволы были вырезаны вогнутыми изгибами. Столицы кажутся довольно простыми с закругленным сечением внизу (эхинос) и квадратом вверху (абака). Фриз дорического антаблемента делится на триглифы (единица, состоящая из трех вертикальных полос, разделенных бороздками) и метопы (рельефы между двумя триглифами).

Ранними примерами ордена считаются святилище Геры в Аргосе, а также ранние дорические капители, которые были частью храма Афины Пронайи в Дельфах в центральной Греции. Тем не менее дорический ордер находит свое самое полное и высшее выражение в Парфеноне, построенном в Афинах между 447 и 432 г. до н.э. по проекту Иктиноса и Калликрата.

Храм Гефеста

Построенный в честь богини Афины, Парфенон известен как периферийный дорический храм, так как колонны расположены по периферии храма. Еще одним ярким примером дорического ордера считается храм Гефеста в Афинах, почти полностью построенный из мрамора в период с 479 по 415 год до нашей эры.

Ионический орден

Ионический орден возник в середине 6 го века в Ионии, прибрежном регионе центральной Анатолии, куда греки мигрировали в 11 век до н. э. Для ионийской капители характерны две противоположные волюты (также называемые «свитками») в эхине и тонкие рифленые колонны с большим основанием.

Эхин украшен мотивом яйца и дротика, а ионический древко имеет на четыре флейты больше, чем дорический (всего 24). Основание столба имеет два изогнутых молдинга, называемых торами, разделенных скотией.

Герайон Самосский

Этот ордер также отмечен энтазисом, изогнутым утончением в стволе колонны. Высота ионического ордена в девять раз превышает его меньший диаметр, а высота самого стержня составляет восемь диаметров. Архитрав антаблемента чаще всего состоит из трех ступенчатых поясов (фасций), а на фризе дорический триглиф и метопа отсутствуют. В некоторых случаях фриз бывает со сплошным орнаментом в виде резных фигур.

Ионический орден был перенесен на материковую Грецию в 5 веке до нашей эры. Монументальный храм Геры на острове Самос, построенный между 570-560 гг. до н.э., считается одним из великих ионических сооружений, хотя вскоре он был разрушен землетрясением, а ионические колонны были единственной сохранившейся частью храма.

Эрехтейон на Акрополе в Афинах

Храм Артемиды в Эфесе, когда-то входивший в число семи чудес света, также был ионическим дизайном. Также известный как Артемизиум, он был построен Крезом, царем Лидии, в 550 г. до н.э. и был печально известен своими размерами. В Афинах ионический ордер повлиял на некоторые элементы Парфенона, особенно на фриз, окружающий целлу храма, Пропилеи и внешний порядок при строительстве Эрехтейона.

Коринфский ордер

Коринфский ордер является последним из классических архитектурных ордеров, но также и наиболее сложным с точки зрения стиля и сложности. Этот ордер также часто использовался римской архитектурой с некоторыми незначительными вариациями, что привело к возникновению композитного ордера.

Истоки ордена находятся в Коринфе, где, как утверждает писатель-архитектор Витрувий, скульптор Каллимах первым нарисовал набор листьев аканта, окружающих вотивную корзину, в 5 век.

Хорагический памятник Лисикрату

Коринфский орден считается самым элегантным и утонченным из греческих орденов.

Для него характерна богато украшенная капитель, украшенная двумя рядами листьев аканта и четырьмя завитками. Коринфский вал имеет 24 канавки, а высота колонны составляет десять диаметров.

На антаблементе фриз обычно украшали скульптурными рельефами. В отличие от двух предыдущих ордеров, этот ордер возник не в деревянном зодчестве, а вырос непосредственно из ионического ордера в середине 5–9 вв.0013-й век до н.э.

Храм Зевса Олимпийского в Афинах

Хорагический монумент Лисикрата в Афинах, построенный с 335 по 334 г. до н.э., считается старейшим известным зданием, построенным в соответствии с коринфским ордером. Еще одним прекрасным примером этого ордена является Храм Зевса Олимпийского, также известный как Олимпион. Построенный на протяжении нескольких столетий, он также считается одним из крупнейших зданий древности, в котором всего 104 колонны.

Делиться заботой!

223 акции

  • Фейсбук
  • Твиттер

Архитектура Древней Греции | Эссе | Метрополитен-музей

Древнегреческие архитекторы стремились к точности и мастерству исполнения, которые являются отличительными чертами греческого искусства в целом. Формулы, которые они изобрели еще в шестом веке до нашей эры. оказали влияние на архитектуру последних двух тысячелетий. Два основных ордера в архаической и классической греческой архитектуре — дорический и ионический. В первом, дорическом ордере, колонны рифленые и не имеют базы. Столицы состоят из двух частей, состоящих из плоской плиты, абака, и подушкообразной плиты, известной как эхин. На капители опирается антаблемент, состоящий из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав обычно не украшен, за исключением узкой полосы, к которой прикреплены колышки, известные как гутты. На фризе чередуются ряды триглифов (три полосы) и метоп, каменных плит, часто украшенных рельефной скульптурой. Фронтон, треугольное пространство, окруженное фронтонами с обоих концов здания, часто украшали скульптурой, сначала рельефной, а затем круглой. Среди наиболее хорошо сохранившихся образцов архаической дорической архитектуры — храм Аполлона в Коринфе, построенный во 2-й четверти 6 в. до н. э., и храм Афайи на Эгине, построенный около 500—480 до н.

э. К последним относятся, по крайней мере, три различные группы фронтонной скульптуры, являющиеся образцом стилистического развития между концом шестого и началом пятого века до н.э. в Аттике.

В архитектуре ионического ордера основания поддерживают колонны, которые имеют больше вертикальных канавок, чем в дорическом ордере. Ионные капители имеют две завитки, которые опираются на полосу орнаментов из пальмовых листьев. Счеты узкие, а антаблемент, в отличие от дорического ордера, обычно состоит из трех простых горизонтальных полос. Важнейшей особенностью ионического ордера является фриз, на котором обычно вырезана рельефная скульптура, расположенная сплошным узором вокруг здания.

В целом дорический ордер чаще встречается на материковой части Греции и в местах на итальянском полуострове, где было много греческих колоний. Ионический орден был более популярен среди греков в Малой Азии и на греческих островах. Третий порядок греческой архитектуры, известный как коринфский, впервые развился в поздний классический период, но был более распространен в эллинистический и римский периоды. Коринфские капители имеют колоколообразный эхин, украшенный листьями аканта, спиралями и пальметтами. На каждом углу также есть пара маленьких завитков; таким образом, столица обеспечивает одинаковый вид со всех сторон.

Архитектурный порядок регулировал не только колонну, но и отношения между всеми компонентами архитектуры. В результате каждая часть греческого здания является неотъемлемой частью его общей структуры; фрагмент лепнины часто можно использовать для реконструкции всего здания. Хотя древние греки возводили здания многих типов, греческий храм лучше всего иллюстрирует цели и методы греческой архитектуры. Храм обычно имел продолговатый план и один или несколько рядов колонн, окружающих все четыре стороны. Вертикальная структура храма соответствовала порядку, фиксированному расположению форм, объединенных принципами симметрии и гармонии. Обычно был пронаос (переднее крыльцо) и опистодомос (заднее крыльцо). Верхние элементы храма обычно сооружались из сырцового кирпича и дерева, а платформа здания — из тесаной каменной кладки. Колонны вырезались из местного камня, обычно известняка или туфа; в гораздо более ранних храмах колонны были деревянными. Мрамор использовался во многих храмах, таких как Парфенон в Афинах, который украшен пентелийским мрамором и мрамором с кикладского острова Парос. Интерьер греческого храма характерно состоял из целлы, внутреннего алтаря, в котором стояла культовая статуя, а иногда и одной или двух прихожих, в которых хранилась сокровищница с вотивными приношениями.

Добыча и транспортировка мрамора и известняка были дорогостоящими и трудоемкими и часто составляли основную стоимость возведения храма. Например, богатство, накопленное Афинами после персидских войн, позволило Периклу приступить к его обширной программе строительства, которая включала Парфенон (447–432 гг. до н. э.) и другие памятники на афинском Акрополе. Как правило, греческий общественный или религиозный орган нанимал архитектора, который участвовал во всех аспектах строительства. Обычно он выбирал камень, следил за его добычей и руководил мастерами, которые грубо обрабатывали каждый кусок в карьере. На строительной площадке опытные резчики придавали блокам окончательную форму, а рабочие устанавливали каждый на место. Плотного прилегания камней было достаточно, чтобы удерживать их на месте без использования раствора; металлические зажимы, заделанные в камень, укрепили конструкцию от землетрясений. В возведении храма участвовали самые разные квалифицированные рабочие. Были наняты рабочие, чтобы построить деревянные леса, необходимые для подъема каменных блоков и скульптуры, а также для изготовления керамической черепицы для крыш. Металлисты были наняты для изготовления металлической арматуры, используемой для укрепления каменных блоков, и для изготовления необходимой бронзовой утвари для скульптурных сцен на фризе, метопах и фронтонах. Скульпторы из материковой Греции и из-за рубежа вырезали отдельно стоящие и рельефные скульптуры для карнизов здания храма. Для украшения скульптурных и архитектурных элементов расписными деталями привлекались живописцы.


Цитата

Хемингуэй, Колетт. «Архитектура Древней Греции». В Heilbrunn Хронология истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/grarc/hd_grarc.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Эйвери, Кэтрин Б., изд. Справочник по греческому искусству и архитектуре нового века . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1972.

Хорнблауэр, Саймон и Энтони Спофорт, ред. Оксфордский классический словарь . 3-е изд., испр. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2003.

.

Лоуренс, А. В. Греческая архитектура . 4-е изд., ред. Р. А. Томлинсон. Хармондсворт: Пингвин, 1983.

.

Педли, Джон Гриффитс, Греческое искусство и археология . 2 изд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1998.

.

Помрой, Сара Б. и др. Древняя Греция: политическая, социальная и культурная история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1999.

.

Робертсон, Мартин. История греческого искусства . 2 тт. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1975.

.
Дополнительные эссе Колетт Хемингуэй
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Микенская цивилизация». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Ретроспективные стили в греческой и римской скульптуре». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Подвиги Геракла». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Женщины в классической Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Музыка в Древней Греции». (октябрь 2001 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эрнест Хемингуэй (1899–1961) и искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *