Что такое неф в архитектуре: Неф – это что такое? Значение слова “неф”. Неф в архитектуре

Неф | это… Что такое Неф?

У этого термина существуют и другие значения, см. Неф (значения).

План Парфенона на Афинском Акрополе. Целла храма разделена внутри рядами колонн на нефы.

Устройство трехнефного романского храма. Средний неф выделен высотой.

План трехнефного собора с трансептом

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов[1].

Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий — базилик. Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции, так и интерьеры многих крестово-купольных храмов, появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии.

В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило нечетное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком. В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются строго говоря базиликами, но также состоят из ряда нефов. Деление интерьера на нефы сохранилось как распространённый прием и в эпохи Возрождения, барокко и классицизма.

Кроме продольных, нефы бывают поперечные — т. н. трансепты. В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом.

В крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы могут быть одинаковой длины, образуя равноконечный крест. В некоторых центричных храмах нефы могут становиться слабо выраженными, что не всегда позволяет употреблять этот термин для описания интерьера крестово-купольного храма.

Как и в древнеримской архитектуре нефы могут использоваться и в светских сооружениях, например в виде трехнефного зала решено помещение библиотеки монастыря Сан Марко в Флоренции (1431—1441)[2]. Многие подземные станции Московского метрополитена устроены как трехнефные залы, иногда с выделенным центральным нефом.

Фотографии

Примечания

  1. Словарь архитектурных терминов
  2. И. А. Смирнова. Искусство Италии конца XIII—XV веков. «Искусство»,М.,1987. Планы и схемы VIII.

Архитектурный справочник: что такое неф?

29.07.2018 02:00

История европейской архитектуры базируется на основных элементах, которые названы определенными терминами для единого понимания сути темы при ее обсуждении в кругу узких специалистов. Знание терминологии просто необходимо специалистам в области архитектуры. Но не менее необходимо такое знание и простым людям, интересующимся архитектурой и ее историей. Сегодня мы обратимся к одному из основополагающих понятий как гражданской, так и культовой архитектуры – нефу. Что это такое, мы и попробуем разобраться.

Значение

В европейской архитектуре на вопрос, что такое неф, есть однозначный ответ: это часть сооружения, внутри отделенная от подобных рядом арок или колонн. У нефа есть и иное название – корабль. Почему, в связи с чем оно появилось? Дело в том, что ранее нефом называлось деревянное парусное судно, торговое или военное. Вероятно, со временем это название из-за схожести формы было “перенесено” на продольную часть базилики. Кроме того, и само латинское слово navis дословно переводится как “корабль”.

Неф в архитектуре Европы

Неф, или корабль, впервые встречается в архитектуре греко-римского времени, как часть конструкции прямоугольного здания общественного назначения. Такие здания возводились на форумах и назывались базиликами.

В поздний римский период, когда христианство стало исповедоваться как главная религия Великой Римской империи, возникла необходимость сооружения культовых христианских построек. Для разработки их архитектурных конструкций в качестве основы была взята базилика. Ближе к восточному концу прямоугольное здание пересекли поперечным нефом. Что такое поперечный неф? В архитектуре его называют трансептом.

Так сформировалась форма храма католического образца – в плане базилика стала представлять собой латинский неравноконечный крест. А термин базилика стал определяющим для типа христианской культовой постройки. Традиционно в западноевропейских базиликах было от пяти до семи нефов. В боковых нефах обыкновенно располагались притворы. Они были ниже и уже центрального.

А в стене выступающей части центрального нефа обычно прорезали световые окна для усиления освещенности внутреннего пространства здания.

Важно сказать, что такое неф с точки зрения христианских канонов. Это та часть храма, куда, в отличие от других, имелся доступ мирянам.

Роль нефа в готической архитектуре

Своды нефов традиционно перекрывали плоскими сводами, но в готической архитектуре появляются своды стрельчатой формы, укрепленные дополнительными опорными наружными конструкциями – аркбутанами и контрфорсами. Это было необходимым в связи с неустойчивостью стрельчатой конструкции сводов. А также из-за неравной ширины и высоты нефов. Как правило, аркбутаны укрепляли свод центрального. Для готической архитектуры и для предшествовавшей ей романской свойственно деление нефов на секции в таком соотношении, что одной ячейке центрального нефа соответствуют две ячейки бокового.

По мере освоения строительных технологий в области возведения каменных перекрытий в романской и готической архитектуре стали использовать двухэтажные боковые нефы. В связи с этим образуется верхний корабль на втором ярусе бокового. Проход в него осуществлялся по скрытой лестнице. Назначение верхней нефовой галереи до сих пор в достаточной мере не объяснено. Существует гипотеза, что это помещение использовалось для хранения имущества паломников. С упадком паломничества верхние нефы были упразднены.

В архитектуре Древней Руси

После разделения христианства на католичество и православие в Византии, ставшей католическим государством, на основе базилики сформировали иную концепцию храма: прямоугольное многонефовое здание разделили трансептом таким образом, что в плане получилась форма греческого равноконечного креста. За счет разной высоты нефов, покрытых куполами, расположение последних было многоярусным. Центральный купол – самый большой и самый высокий.

Древняя Русь, будучи наследницей Византии, первоначально отошла от формы базилики. Первые храмы на Руси были крестово-купольными и не имели нефов. Однако с определенного момента и пространство крестово-купольных храмов стало подчиняться нефовому членению. Что такое неф для таких сооружений? По сути, это продольное пространство, отделенное от иных аналогичных опорами – в данном случае четырехугольными столбами-пилонами, которых обычно четыре. Именно на них и держится купол и своды.

Использование нефа в эпоху Нового времени

Лишь в начале XVIII века в России стали строить православные храмы на базиликальной основе. Тогда же появились в крупных российских городах и католические храмы. Самым первым местом их распространения стал Санкт-Петербург, задуманный Петром I как многоконфессиональный. Да и строили-то его первоначально европейские мастера на привычный лад. Поэтому многие православные храмы Петербурга построены с явными нарушениями православных канонов.

Обычно неф как один из основных элементов христианского храма и общественного сооружения активно использовался архитекторами Европы как в самой Европе, так и в России для создания архитектурных художественных образов в таких стилях, как классицизм и барокко.

Неф | Готический, романский и барочный стили

Неф Сан-Миниато-аль-Монте

Смотреть все СМИ

Категория: Искусство и культура

Ключевые люди:
Карло Мадерно
Похожие темы:
церковь

Просмотреть весь связанный контент →

неф , центральная и основная часть христианской церкви, простирающаяся от входа (притвора) до трансептов (поперечный проход, пересекающий неф перед святилищем в крестообразной церкви) или, в отсутствие трансептов, к алтарю (площадь вокруг алтаря). В базиликанском храме ( см. базилика), имеющая боковые нефы, неф относится только к центральному нефу. Неф – это часть церкви, предназначенная для мирян, в отличие от алтаря, хора и пресвитерия, которые предназначены для хора и духовенства. Разделение этих двух областей может быть осуществлено экранами или парапетами, называемыми канцелями. Термин неф происходит от латинского navis, означающего «корабль», и было высказано предположение, что он мог быть выбран для обозначения основной части здания, потому что корабль был принят в качестве символа церкви.

Форма нефа была адаптирована раннехристианскими строителями римского зала правосудия, базилики. Неф раннехристианской базилики обычно освещался рядом окон у потолка, называемых фонарем; основное, центральное пространство обычно было окружено с обеих сторон одним или двумя проходами, как в базилике Старого Святого Петра (330 г. по Р.Х.) и Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (380 г.), оба в Риме. Плоская деревянная крыша характерно покрывала неф до романской и готической эпох, когда каменные своды стали почти универсальными в крупных церквях Северной Европы.

Викторина «Британника»

Архитектура: искусственный мир

Средневековые нефы, как правило, были разделены на множество отсеков или отсеков, что создавало эффект большой длины за счет повторения форм. Стандартное средневековое разделение стены нефа на аркаду на первом этаже, трибуну (сводчатое пространство галереи над боковыми проходами), дополнительную трифориальную аркаду (слепая или открытая аркада между трибуной и фонарём) и фонарь стали более гибкими в эпоху Возрождения. , так что часто — как в Сан-Лоренцо (Флоренция; 1421–1429) Филиппо Брунеллески — трибуна и трифорий устранены, а стена нефа разделена только на аркаду и фонарь. В эпоху Возрождения неф также был разделен на меньшее количество отсеков, что давало ощущение простора и сбалансированной пропорции между высотой, длиной и шириной. Экстремальные, драматические эффекты, такие как заметная вертикальность готики в соборах, таких как Реймс (начало

c. 1211), уступили место более рационально спроектированному пространству нефа, в котором не было подчеркнуто ни одного направленного акцента или ощущения; Собор Святого Павла в Лондоне (1675–1711), перестроенный сэром Кристофером Реном после Великого пожара 1666 года, является прекрасным примером.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Челси Парротт-Шеффер.

Откуда взялись такие церковные термины, как притвор и неф?

Многие термины церковной архитектуры имеют латинское и греческое происхождение.

На протяжении многих веков одним из распространенных планов церковной архитектуры было построение места поклонения в форме креста. Крестообразная структура включала нартекс и неф на одном конце, крестовины и святилище на другом конце. Площадь нефа обычно простиралась на запад от перекрестка, хора и святилища на восток.

Трансепт (с двумя полутрансептами) — поперечная часть любого здания, расположенная поперек основной части здания. В церквях трансепт – это площадь, расположенная поперек нефа в крестообразном («крестообразном») здании в традициях романской и готической христианской церковной архитектуры. Определение предоставлено Wikipedia Commons; диаграмма Лузитаны, любезно предоставлена ​​Wikimedia Commons.

Термин narthex , что по-гречески означает «бич», относится к крыльцу или месту для собраний за пределами основного помещения для богослужений (или неф ). Ранние христиане использовали этот термин для обозначения внешнего портика, где для поклонения собирались кающиеся (те, кто совершил серьезные грехи) и оглашенные (обращенные, готовящиеся к крещению). Кающимся и оглашенным не разрешалось поклоняться вместе с другими христианами в основном помещении для поклонения, пока они не завершили свою ориентацию или переориентацию на христианскую жизнь. Сегодня это место сбора служит интерфейсом между церковью и миром, пространством для приветствия.

Вид на неф или основную продольную часть церкви в часовне Уэсли в лондонском районе Ислингтон. Первоначально методистская церковь City Road Chapel была построена в 1778 году под руководством Джона Уэсли. Фото Боба Джонсона, любезно предоставлено Wikimedia Commons.

Объединенная методистская церковь Центрального парка в Буффало, штат Нью-Йорк, построенная в 1921-23 годах, считается перпендикулярным английским готическим стилем. Фото с сайта Объединенной методистской церкви Центрального парка.

Прочтите об архитектуре и истории Объединенной методистской церкви в Центральном парке.

Посмотреть 3D-модель часовни Университета Дьюка.

Прочтите об архитектуре и истории часовни Университета Дьюка.

Глоссарий средневекового искусства и архитектуры 

Каково происхождение соборов и часовен?

Почему бы нам не назвать это помещение вестибюлем? Вестибюль – это еще один термин для того же типа крытой дорожки или портика у входа в более крупное главное помещение, но он был адаптирован из политического, а не христианского использования. Вестибюль (

лобиум на латыни) — это место, где «лоббисты» собирались, чтобы попытаться повлиять на голоса законодателей и других лиц, допущенных к пространству, где принимались решения.

Термин nave происходит от латинского слова navis , что означает «корабль». Основное пространство поклонения во многих церквях было намеренно построено так, чтобы напоминать корабль или, точнее, Ноев ковчег.   Это указывает на роль церкви как ковчега спасения. С этого места прихожане могут видеть и слышать пастора и хор.

Святилище , от латинского святилище для святого или священного, конкретно относится к области вокруг стола Господня, где приносится евхаристическая жертва. Часто в западных церквях хор также восседает в алтаре. Это самое святое место в зоне поклонения. В восточном христианстве святилище отделено стеной икон (

иконостас) . Иконы — это знаки и напоминания о святости, с которой сталкиваются христиане, собирающиеся в пространстве. В некоторых западных церквях есть экран ( rood screen ), отделяющий алтарь, где председательствует духовенство, от нефа, где поклоняются миряне. Многие протестантские церкви выделяют это пространство перилами алтаря. Часто протестанты сегодня называют все пространство поклонения святилищем.

Объединенная методистская церковь Святого Павла в Хьюстоне, штат Техас, построенная в конце 1920-х годов в неоготическом стиле, имеет крестообразный план на стальном каркасе с облицовкой из известняка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *