Что такое архитектурный ансамбль: ансамбль архитектурный | это… Что такое ансамбль архитектурный?

ансамбль архитектурный | это… Что такое ансамбль архитектурный?

(от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчинённых единому ритму, размещённых с учётом определённых точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесённых друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Растрелли, 1748—54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).


Д. Л. Бернини. Ансамбль площади Св. Петра в Риме. 1656—65 гг.

 
Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.
В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656—65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчёркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через её центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.


Ансамбль площади Сан-Марко в Венеции.

9—16 вв.

 
Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806—23) расположен на набережной Невы. Протяжённый фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединёнными связующими их звеньями. Подчинённость боковых частей центру подчёркивает взлёт башни с высоким шпилем, помещённой над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.
В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зелёная архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определённых видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.
Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий.

Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647—52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зелёные насаждения, газоны и цветники.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Архитектурный ансамбль

Архитектурное проектирование и дизайн

Ансамбль в архитектуре – это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.

Архитектурный ансамбль, в такой же мере как отдельное здание и его интерьер, является архитектурным произведением и объектом творческого труда архитектора.

Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Они бывают малого и большого масштаба. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.

Версальский дворцово-парковый ансамбль

Ансамбль Троице-Сергиевой лавры

Неотъемлемой частью создания ансамбля является организация прилегающей к нему территории. Под организацией территории понимается пространственное распределение и устройство улиц, дорог, зданий, инженерного оборудования и всего того, что мы понимаем под благоустройством территории. Ансамбль, как и всякое архитектурное произведение, обладает определенным художественным обликом. Человечество имеет богатый опыт и ценнейшее наследие в области архитектурных ансамблей, в которых, как и в отдельных произведениях искусства, выражаются общественные идеалы, художественные стремления, художественные вкусы породивших их эпох. Существует два вида городских ансамблей.

К первому виду относятся ансамбли, созданные в течение длительного времени (в течение нескольких десятилетий, а иногда столетий). Зодчие более позднего времени строили новые здания и сооружения в других стилях и включали их в ранее определившуюся общую форму ансамбля, дополняя и развивая его замысел. Примером может служить Красная площадь в Москве.

Ко второму виду относятся ансамбли, созданные единовременно, по единому замыслу, в едином архитектурном стиле. Примерами могут служить ансамбли Санкт-Петербурга, созданные Росси (улица Росси; Александрийский театр и ансамбль прилегающих площадей; Дворцовая площадь, ансамбль Русского музея), и многие новые ансамбли, созданные нашими и зарубежными архитекторами.

И тот и другой вид городского ансамбля обычно входит в состав современного города, приспосабливаясь к его практическим потребностям. Исключение составляют ансамбли, превращаемые в историко-архитектурные музеи, которые образуют как бы островки-заповедники в современном городе, нередко окружаемые и отделяемые от современного города парком. Примерами могут служить ансамбли кремлей в старых русских городах. Композиция как города в целом, так и отдельного ансамбля в первую очередь определяется историческими условиями.

Существенное влияние на композицию архитектурного ансамбля оказывают также природные условия. Низкий, равнинный рельеф местности дает возможность проводить прямые дороги, проспекты и улицы. Высокий, холмистый рельеф заставляет проводить криволинейные дороги и улицы, пересекать низины виадуками и мостами, что придает ансамблю живописный характер.

Важное значение для планировки населенного пункта в целом и для его ансамблей имеет наличие прилегающего водоема и его характер, так как в большинстве случаев это сказывается на планировке ансамбля и города.

Чем крупнее водоем, тем больше ориентируется на него ансамбль или город: устраиваются набережные, прибрежные парки и скверы; дома, расположенные на рельефе, обращаются к водоему; в сторону водоема раскрываются ансамбли и площади. Так возникают парадные «фасады городов», выходящие на берега больших рек и морей.

Связь с природой во внутренних городских ансамблях осуществляется путем раскрытия перспектив на окружающий пейзаж и путем устройства парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т. п. В градостроительной практике сложились определенные планировочные приемы и формы (улицы различных типов, площади, набережные, городские центры), на основе которых складываются ансамбли.

В пространственной композиции архитектурных ансамблей различают следующие наиболее типичные построения:

  • глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т.
    п. Эта перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может быть главным элементом по отношению к окружающему;
  • замкнутое (или полузамкнутое) пространство, ограничиваемое застройкой или массивами зелени. К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади, внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
  • свободное пространство, в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. В этом случае элементом, определяющим пространственную среду, служат природные границы или периметральные сооружения;
  • панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы, раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка. В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения.
    Обычно мы наблюдаем в ансамблях совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли воспринимаются в движении и с различных точек зрения.

В дополнение укажем еще некоторые основные приемы, используемые при построении архитектурного ансамбля:

  • постановка в определенных местах зданий, выделяющихся по своему значению, масштабу, композиции и художественным качествам. В ансамбле может быть одно или несколько таких зданий, служащих как бы композиционными узлами ансамбля;
  • использование в качестве композиционных узлов ансамбля исторических памятников архитектуры;
  • постановка монументов, посвященных выдающимся событиям и деятелям, в ответственных, хорошо видимых и посещаемых пунктах ансамбля.

 

Дополнительно
  • Архитектурное проектирование зданий
  • Эскизный проект загородного дома
  • 3 комплектации – 3 стоимости эскизного проекта
  • Эскизный проект общественного здания
  • Архитектурный проект коттеджа
  • Дизайн отделки фасадов

Что такое архитектурный ансамбль.

Архитектурный ансамбль Московского Кремля

Много строк посвящено Московскому Кремлю русскими поэтами. На многих полотнах известных художников изображен этот шедевр средневековой архитектуры. Московский Кремль — выдающийся архитектурный ансамбль России. И именно о нем пойдет речь в этой статье.

Архитектурный ансамбль – это…

Слово “ансамбль” французского происхождения. Оно переводится как «единство, целостность, согласованность».

Архитектурный ансамбль – комплекс жилых и общественных зданий, а также других сооружений (мосты, дороги, памятники и т.п.), составляющих единую пространственную композицию. Его элементами могут быть не только дома и строения, но и скульптуры, памятники, произведения искусства, сады и огороды. Восприятие того или иного архитектурного ансамбля во многом зависит от времени года, уровня освещенности. Наличие людей, а также интенсивность движения также имеют значение.

Важнейшей составляющей любого архитектурного ансамбля является окружающий ландшафт. В первую очередь огромную роль играет рельеф местности, а также наличие водоемов (рек, озер, водохранилищ).

Нередко композиционным центром архитектурного ансамбля является памятник или обелиск. Среди таких примеров можно назвать площадь Святого Петра в Ватикане или Круглую площадь в Полтаве. Почтить память выдающейся личности или подчеркнуть историческую значимость события – главная цель, которую преследует такой архитектурный ансамбль. Фото такого комплекса вы можете увидеть ниже (это площадь Святого Петра, Ватикан).

Виды архитектурных ансамблей

Некоторые архитектурные ансамбли создаются сразу и комплексно, по заранее подготовленному генеральному плану. Другие развиваются в течение десятков лет, постепенно дополняясь новыми постройками и элементами. Кстати, второй вариант более распространен в мире.

Существует несколько различных типов архитектурных ансамблей. Среди них:

  • Ансамбли квадратов;
  • Крепости;
  • Проспекты;
  • Дворец и парк;
  • Универсал;
  • Монастырские ансамбли.

Московский Кремль – выдающийся архитектурный ансамбль Европы

Кремль в Москве – самая большая крепость в Европе из полностью сохранившихся до наших дней. Этот архитектурный ансамбль расположен в самом сердце российской столицы, является главным общественно-политическим комплексом города, а также сакральным символом для всей страны. Именно здесь расположена главная резиденция Президента Российской Федерации.

Архитектурный ансамбль Кремля в Москве построен на месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Треугольная в плане крепость занимает площадь 27,5 га. С одной стороны Кремль граничит с Красной площадью, а с другой – с Александровским садом.

В начале 90-х годов внутри архитектурного комплекса была проведена масштабная реконструкция: в частности, тогда реконструировали здание Сената, а также несколько залов Большого Кремлевского дворца. В конце 20 века также были отреставрированы стены и башни ансамбля.

Кстати, не все знают, что стены Московского Кремля не всегда были красными, какими мы все привыкли их видеть. В течение XVIII-XIX веков, по сохранившимся рисункам и описаниям, имели белый цвет (до 1880 г.). Сегодня стены Кремля время от времени подкрашивают красной краской.

Еще один интересный исторический факт о Кремле относится ко временам Великой Отечественной войны. Так, в 1941 году поступил приказ доделать окна на валах, чтобы здание имело вид жилого объекта.

Краткая история архитектурного ансамбля

Оборонительные сооружения на месте современного Кремля существовали в Москве давно. Однако в древности они были деревянными, а потому очень сильно страдали от пожаров. Поэтому в XIV веке было принято решение обнести город каменными стенами (из известняка).

Самый выдающийся архитектурный ансамбль России сложился в современном виде в конце XV века. Первая башня была построена здесь в 1485 году. В строительстве комплекса активно участвовали итальянские архитекторы, тем не менее внешний вид крепости выглядит очень «по-русски».

Очень интересны огромные часы на Фроловской башне. За всю историю они менялись четыре раза. Те же, что показывают время сегодня, были установлены в 1852 году. Пятиконечные звезды из рубинового стекла, украшающие башни Кремля, были установлены в 1937 году.

Московский Кремль сильно пострадал во время Гражданской войны 1917 года. В частности, были повреждены несколько башен комплекса, а также все его храмы. Но во Второй мировой войне Кремль выстоял. Благодаря грамотной маскировке, которую успели провести советские архитекторы, ансамбль не подвергся бомбардировке.

Стены, башни и храмы Кремля

Архитектурный ансамбль Кремля в Москве включает 20 башен (три из них – круглые в плане, остальные – квадратные). Самая высокая из них – Троицкая, ее высота 79 метров. Все кремлевские башни построены в едином архитектурном стиле, кроме псевдоготической Никольской.

Башни Кремля, как и крепостные стены, были построены на рубеже 14-15 веков, а окончательно оформлены в 17 веке. Общая протяженность всех стен ансамбля составляет более двух километров. Их мощность колеблется в пределах 3,5-6,5 метров, а высота колеблется от 5 до 19 метров.метров. Вершины крепостных стен украшены зубцами, напоминающими по форме паруса (всего их 1045). В них также сохранились щели, бойницы и амбразуры, напоминающие об основном назначении этого сооружения.

На территории Московского Кремля находятся семь церквей и одна колокольня, пять дворцовых зданий, а также два знаменитых памятника – Царь-пушка и Царь-колокол.

Заключение

Московский Кремль – уникальный архитектурный ансамбль России, крупнейшая крепость Европы. Для россиян это священное место и символ российской государственности. Для иностранных туристов это объект номер один, который они хотят увидеть, приезжая в Россию.

Архитектурный ансамбль из конференц-зала джайнов | Индия (Гуджарат, Патан)

Архитектурный ансамбль из джайнского конференц-зала | Индия (Гуджарат, Патан) | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали произведения искусства

Используйте клавиши со стрелками для навигации по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Архитектурный ансамбль джайнского конференц-зала

Дата: последняя четверть 16 века

Культура: Индия (Гуджарат, Патан)

Середина: Тик со следами цвета

Размеры: В. (прибл.) 15 футов (4,58 см)

Классификация: Скульптура

Кредитная линия: Дар Роберта В. и Локвуда де Форест, 1916 г.

Регистрационный номер: 16.133.1

Узнайте больше об этом произведении

Эти выходные в истории метрополитена: 20 октября

Сто лет назад, в эти выходные, 20 октября 1913 года, Роберт В. де Форест был единогласно избран пятым президентом Метрополитен-музея.

Хронология истории искусств

Музейные публикации

Искусство Южной и Юго-Восточной Азии: ресурс для педагогов

Похожие произведения искусства

  • В той же галерее
  • Азиатское искусство
  • Ансамбли
  • Скульптура
  • Тик
  • Дерево
  • Из Азии
  • Из Гуджарата
  • Из Индии
  • Из Патана
  • С 1400 по 1600 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *