- ансамбль архитектурный | это… Что такое ансамбль архитектурный?
- Архитектурный ансамбль
- Что такое архитектурный ансамбль.
- Архитектурный ансамбль из конференц-зала джайнов | Индия (Гуджарат, Патан)
ансамбль архитектурный | это… Что такое ансамбль архитектурный?
(от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчинённых единому ритму, размещённых с учётом определённых точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесённых друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Растрелли, 1748—54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).
Д. Л. Бернини. Ансамбль площади Св. Петра в Риме. 1656—65 гг.
Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.
В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656—65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчёркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через её центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.
Ансамбль площади Сан-Марко в Венеции. 9—16 вв.
Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806—23) расположен на набережной Невы. Протяжённый фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединёнными связующими их звеньями. Подчинённость боковых частей центру подчёркивает взлёт башни с высоким шпилем, помещённой над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.
В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зелёная архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определённых видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.
Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
Архитектурный ансамбль
Архитектурное проектирование и дизайн
Ансамбль в архитектуре – это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
Архитектурный ансамбль, в такой же мере как отдельное здание и его интерьер, является архитектурным произведением и объектом творческого труда архитектора.
Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Они бывают малого и большого масштаба. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.
Версальский дворцово-парковый ансамбль
Неотъемлемой частью создания ансамбля является организация прилегающей к нему территории. Под организацией территории понимается пространственное распределение и устройство улиц, дорог, зданий, инженерного оборудования и всего того, что мы понимаем под благоустройством территории. Ансамбль, как и всякое архитектурное произведение, обладает определенным художественным обликом. Человечество имеет богатый опыт и ценнейшее наследие в области архитектурных ансамблей, в которых, как и в отдельных произведениях искусства, выражаются общественные идеалы, художественные стремления, художественные вкусы породивших их эпох. Существует два вида городских ансамблей.
К первому виду относятся ансамбли, созданные в течение длительного времени (в течение нескольких десятилетий, а иногда столетий). Зодчие более позднего времени строили новые здания и сооружения в других стилях и включали их в ранее определившуюся общую форму ансамбля, дополняя и развивая его замысел. Примером может служить Красная площадь в Москве.
Ко второму виду относятся ансамбли, созданные единовременно, по единому замыслу, в едином архитектурном стиле. Примерами могут служить ансамбли Санкт-Петербурга, созданные Росси (улица Росси; Александрийский театр и ансамбль прилегающих площадей; Дворцовая площадь, ансамбль Русского музея), и многие новые ансамбли, созданные нашими и зарубежными архитекторами.
И тот и другой вид городского ансамбля обычно входит в состав современного города, приспосабливаясь к его практическим потребностям. Исключение составляют ансамбли, превращаемые в историко-архитектурные музеи, которые образуют как бы островки-заповедники в современном городе, нередко окружаемые и отделяемые от современного города парком. Примерами могут служить ансамбли кремлей в старых русских городах. Композиция как города в целом, так и отдельного ансамбля в первую очередь определяется историческими условиями.
Существенное влияние на композицию архитектурного ансамбля оказывают также природные условия. Низкий, равнинный рельеф местности дает возможность проводить прямые дороги, проспекты и улицы. Высокий, холмистый рельеф заставляет проводить криволинейные дороги и улицы, пересекать низины виадуками и мостами, что придает ансамблю живописный характер.
Важное значение для планировки населенного пункта в целом и для его ансамблей имеет наличие прилегающего водоема и его характер, так как в большинстве случаев это сказывается на планировке ансамбля и города.
Чем крупнее водоем, тем больше ориентируется на него ансамбль или город: устраиваются набережные, прибрежные парки и скверы; дома, расположенные на рельефе, обращаются к водоему; в сторону водоема раскрываются ансамбли и площади. Так возникают парадные «фасады городов», выходящие на берега больших рек и морей.Связь с природой во внутренних городских ансамблях осуществляется путем раскрытия перспектив на окружающий пейзаж и путем устройства парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т. п. В градостроительной практике сложились определенные планировочные приемы и формы (улицы различных типов, площади, набережные, городские центры), на основе которых складываются ансамбли.
В пространственной композиции архитектурных ансамблей различают следующие наиболее типичные построения:
- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т.
- замкнутое (или полузамкнутое) пространство, ограничиваемое застройкой или массивами зелени. К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади, внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
- свободное пространство, в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. В этом случае элементом, определяющим пространственную среду, служат природные границы или периметральные сооружения;
- панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы, раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка. В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли воспринимаются в движении и с различных точек зрения.
В дополнение укажем еще некоторые основные приемы, используемые при построении архитектурного ансамбля:
- постановка в определенных местах зданий, выделяющихся по своему значению, масштабу, композиции и художественным качествам. В ансамбле может быть одно или несколько таких зданий, служащих как бы композиционными узлами ансамбля;
- использование в качестве композиционных узлов ансамбля исторических памятников архитектуры;
Дополнительно
- Архитектурное проектирование зданий
- Эскизный проект загородного дома
- 3 комплектации – 3 стоимости эскизного проекта
- Эскизный проект общественного здания
- Архитектурный проект коттеджа
- Дизайн отделки фасадов
Что такое архитектурный ансамбль.
Архитектурный ансамбль Московского КремляМного строк посвящено Московскому Кремлю русскими поэтами. На многих полотнах известных художников изображен этот шедевр средневековой архитектуры. Московский Кремль — выдающийся архитектурный ансамбль России. И именно о нем пойдет речь в этой статье.
Архитектурный ансамбль – это…
Слово “ансамбль” французского происхождения. Оно переводится как «единство, целостность, согласованность».
Архитектурный ансамбль – комплекс жилых и общественных зданий, а также других сооружений (мосты, дороги, памятники и т.п.), составляющих единую пространственную композицию. Его элементами могут быть не только дома и строения, но и скульптуры, памятники, произведения искусства, сады и огороды. Восприятие того или иного архитектурного ансамбля во многом зависит от времени года, уровня освещенности. Наличие людей, а также интенсивность движения также имеют значение.
Важнейшей составляющей любого архитектурного ансамбля является окружающий ландшафт. В первую очередь огромную роль играет рельеф местности, а также наличие водоемов (рек, озер, водохранилищ).
Нередко композиционным центром архитектурного ансамбля является памятник или обелиск. Среди таких примеров можно назвать площадь Святого Петра в Ватикане или Круглую площадь в Полтаве. Почтить память выдающейся личности или подчеркнуть историческую значимость события – главная цель, которую преследует такой архитектурный ансамбль. Фото такого комплекса вы можете увидеть ниже (это площадь Святого Петра, Ватикан).
Виды архитектурных ансамблей
Некоторые архитектурные ансамбли создаются сразу и комплексно, по заранее подготовленному генеральному плану. Другие развиваются в течение десятков лет, постепенно дополняясь новыми постройками и элементами. Кстати, второй вариант более распространен в мире.
Существует несколько различных типов архитектурных ансамблей. Среди них:
- Ансамбли квадратов;
- Крепости;
- Проспекты;
- Дворец и парк;
- Универсал;
- Монастырские ансамбли.
Московский Кремль – выдающийся архитектурный ансамбль Европы
Кремль в Москве – самая большая крепость в Европе из полностью сохранившихся до наших дней. Этот архитектурный ансамбль расположен в самом сердце российской столицы, является главным общественно-политическим комплексом города, а также сакральным символом для всей страны. Именно здесь расположена главная резиденция Президента Российской Федерации.
Архитектурный ансамбль Кремля в Москве построен на месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Треугольная в плане крепость занимает площадь 27,5 га. С одной стороны Кремль граничит с Красной площадью, а с другой – с Александровским садом.
В начале 90-х годов внутри архитектурного комплекса была проведена масштабная реконструкция: в частности, тогда реконструировали здание Сената, а также несколько залов Большого Кремлевского дворца. В конце 20 века также были отреставрированы стены и башни ансамбля.
Кстати, не все знают, что стены Московского Кремля не всегда были красными, какими мы все привыкли их видеть. В течение XVIII-XIX веков, по сохранившимся рисункам и описаниям, имели белый цвет (до 1880 г.). Сегодня стены Кремля время от времени подкрашивают красной краской.
Еще один интересный исторический факт о Кремле относится ко временам Великой Отечественной войны. Так, в 1941 году поступил приказ доделать окна на валах, чтобы здание имело вид жилого объекта.
Краткая история архитектурного ансамбля
Оборонительные сооружения на месте современного Кремля существовали в Москве давно. Однако в древности они были деревянными, а потому очень сильно страдали от пожаров. Поэтому в XIV веке было принято решение обнести город каменными стенами (из известняка).
Самый выдающийся архитектурный ансамбль России сложился в современном виде в конце XV века. Первая башня была построена здесь в 1485 году. В строительстве комплекса активно участвовали итальянские архитекторы, тем не менее внешний вид крепости выглядит очень «по-русски».
Очень интересны огромные часы на Фроловской башне. За всю историю они менялись четыре раза. Те же, что показывают время сегодня, были установлены в 1852 году. Пятиконечные звезды из рубинового стекла, украшающие башни Кремля, были установлены в 1937 году.
Московский Кремль сильно пострадал во время Гражданской войны 1917 года. В частности, были повреждены несколько башен комплекса, а также все его храмы. Но во Второй мировой войне Кремль выстоял. Благодаря грамотной маскировке, которую успели провести советские архитекторы, ансамбль не подвергся бомбардировке.
Стены, башни и храмы Кремля
Архитектурный ансамбль Кремля в Москве включает 20 башен (три из них – круглые в плане, остальные – квадратные). Самая высокая из них – Троицкая, ее высота 79 метров. Все кремлевские башни построены в едином архитектурном стиле, кроме псевдоготической Никольской.
Башни Кремля, как и крепостные стены, были построены на рубеже 14-15 веков, а окончательно оформлены в 17 веке. Общая протяженность всех стен ансамбля составляет более двух километров. Их мощность колеблется в пределах 3,5-6,5 метров, а высота колеблется от 5 до 19 метров.метров. Вершины крепостных стен украшены зубцами, напоминающими по форме паруса (всего их 1045). В них также сохранились щели, бойницы и амбразуры, напоминающие об основном назначении этого сооружения.
На территории Московского Кремля находятся семь церквей и одна колокольня, пять дворцовых зданий, а также два знаменитых памятника – Царь-пушка и Царь-колокол.
Заключение
Московский Кремль – уникальный архитектурный ансамбль России, крупнейшая крепость Европы. Для россиян это священное место и символ российской государственности. Для иностранных туристов это объект номер один, который они хотят увидеть, приезжая в Россию.
Архитектурный ансамбль из конференц-зала джайнов | Индия (Гуджарат, Патан)
Архитектурный ансамбль из джайнского конференц-зала | Индия (Гуджарат, Патан) | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали произведения искусства
Используйте клавиши со стрелками для навигации по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Архитектурный ансамбль джайнского конференц-зала
Дата: последняя четверть 16 века
Культура: Индия (Гуджарат, Патан)
Середина: Тик со следами цвета
Размеры:
В. (прибл.) 15 футов (4,58 см)
Классификация: Скульптура
Кредитная линия: Дар Роберта В. и Локвуда де Форест, 1916 г.
Регистрационный номер: 16.133.1
Узнайте больше об этом произведении
Эти выходные в истории метрополитена: 20 октября
Сто лет назад, в эти выходные, 20 октября 1913 года, Роберт В. де Форест был единогласно избран пятым президентом Метрополитен-музея.
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Искусство Южной и Юго-Восточной Азии: ресурс для педагогов
Похожие произведения искусства
- В той же галерее
- Азиатское искусство
- Ансамбли
- Скульптура
- Тик
- Дерево
- Из Азии
- Из Гуджарата
- Из Индии
- Из Патана
- С 1400 по 1600 г.