Барокко в архитектуре
В конце эпохи Возрождения зародился новый стиль – барокко – эмоциональный, витиеватый, с большим количеством декоративных элементов. Название появилось не сразу и формулировалось на основании наблюдений за развитием нового стиля. Барокко в архитектуре характеризовали странность, причудливость, вычурность, излишество. Именно такое впечатление складывалось у людей того времени.
_
Новый на тот момент стиль проявлялся постепенно, начиная с Италии, и в течение двух столетий завоевал всю европейскую часть, даже обосновался в архитектуре Центральной и Южной Америки. А возник он с лёгкой руки Лоренцо Бернини (1598–1680), итальянского архитектора, который был очень разносторонней личностью, увлекался многими видами искусств, что и нашло отражение в барокко.
Дома больших размеров, украшенные колоннами, изобилие декоративных элементов, статуй… На публику, привыкшую к строгим чертам позднего Возрождения, барокко производило неожиданное и сильное впечатление.
_
Пышная отделка, внезапная смена геометрических элементов, использование световых эффектов были сродни революции в архитектуре. Одним из ярких примеров служит церковь Иль-Джезу в Ватикане, построенная Джакомо Бароцци да Виньола. Большой вклад в развитие стиля внёс и знаменитый Микеланджело Буонаротти, на исходе своей карьеры приняв участие в постройке Ватикана вместе с Виньола.
Отличительные черты стиля: большое количество скульптур, орнаментов, массивные колонны и глубокие тона золотого, розового и голубого оттенков. Эти принципы украшения использовались внутри и снаружи зданий, как в интерьере, так и в экстерьере. Впервые появились широкие улицы и проспекты, пришедшие на смену тесным средневековым переулкам. На стенах стали использоваться большие и яркие живописные панно, вместо тусклых гобеленов, украшавших холодные стены замков.
Барокко в ландшафтном дизайне
Одним из самых знаменитых зданий, построенных в стиле барокко во Франции, стал Версальский дворец с его знаменитым парковым комплексом. Сложные очертания и изобилие геометрических элементов использовались и в ландшафтном дизайне – при организации садов и скверов, потайных уголков для пикантных свиданий и встреч. Августейшие особы всего мира вдохновлялись Версалем, следуя моде, с воодушевлением брались за реорганизацию своих резиденций и постройку новых дворцов.
Пышное и непредсказуемое барокко, однако же, характеризовалось единством архитектуры и прилегающих территорий, в данном случае парков. Они логически продолжают друг друга и немыслимы по отдельности. Парковые ансамбли изобиловали фонтанами и водоёмами, здесь же осуществлялись театральные постановки на открытом воздухе, запускались великолепные фейерверки, атмосфера играла яркими красками, унося зрителей в мир фантазий, чему немало способствовала окружающая архитектура и причудливо оформленные деревья.
Разновидности стиля барокко
В каждой покорённой стране этот стиль преобразовывался в нечто новое и самобытное, порождая вариации с дополнениями, к примеру, в виде ярко окрашенных стен и новых, ещё более неожиданных архитектурных элементов. Самыми крупными ответвлениями позднего барокко стали Сицилийское, Московское, Казацкое, Виленское, Сарматское.
_
С распространением барокко в архитектуре в каждом из городов появлялись и новые черты, присущие конкретному месту, которые становились опознавательными знаками – как отпечатки пальцев у человека, хотя архитектура в целом сохраняла стилевое единство. Одним из таких знаковых архитектурных объектов того времени у нас стал Петергоф, а самой знаменитой фигурой – Франческо Растрелли.
В конце концов, после множества трансформаций, барокко плавно перетекло в более утончённую версию, получившую название «стиль рококо».
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Этнографический парк-музей «ЭТНОМИР» – уникальное пространство диалога культур, территория путешествий, открытий, вдохновения, образования и любви.
В ЭТНОМИРе на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Помимо этнодворов, музеев, мастерских и других культурных объектов вы найдёте в парке развитую инфраструктуру и сервис. К услугам посетителей 11 уникальных этнических отелей – избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец.
Понравилась статья – поделись с друзьями!
описание и фото – Rehouz
≡ Содержание:
- — История стиля
- — Особенности и характерные черты
- — Используемые материалы
- — Стилевая отделка
- — Архитектурные приемы
- — Детали
- — Фото
Стиль Барокко в архитектуре
Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.
Стиль Барокко в архитектуре
История и причины возникновения барокко
В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.
Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.
Особенные черты стиля
В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.
В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.
Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.
Материалы в архитектуре барокко
Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.
Декоративная отделка
Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.
Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.
Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.
Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.
В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.
Архитектурные приёмы
Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.
Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.
В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.
В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.
Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.
Детали стиля барокко в архитектуре
Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.
Еще здания в стиле барокко фото:
Стиль Барокко в архитектуре фотоБарокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.
Стиль барокко в архитектуре.
+ Возможно, вас заинтересует:
- › Английский стиль в архитектуре
≡ Архитектурные стили, полный список с фото →
4. 5 2 голоса
Рейтинг статьи
Архитектура барокко | Определение, характеристики и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Викторины
- Архитектура: искусственный мир
10 вещей, которые вы не знали об архитектуре барокко
Барокко был великолепным периодом искусства и архитектуры в шестнадцатом веке после эпохи Возрождения, который зародился в Италии, но вскоре распространился по всей Европе и колониальной Америке. Структуры, принадлежащие к этому стилю дизайна, характеризуются исключительным великолепием, динамичным пространственным расположением, богатством элементов и мистической драматизацией, чтобы создать эмоциональную и чувственную привлекательность. Кроме того, есть несколько менее известных особенностей этого богатого периода в истории, включая типологию дизайна, методы строительства, аллегорию и мелочи.
1. Символика | Архитектура бароккоАрхитектура барокко известна своим величием и богатым изображением. Будучи архитектурным стилем, движимым религиозной пропагандой, цель состояла в том, чтобы символизировать церковь как пространство, способствующее самым глубоким личным отношениям с Богом. Кроме того, подавляющее использование золота в католических алтарях и потолках, особенно в структурах французского барокко, должно было установить абсолютное превосходство монархов. Колониальные страны в значительной степени финансировали архитектуру барокко, стремясь доказать миру свое богатство и власть. Высокий алтарь в соборе Святого Иоанна, часовня в Версале и т. д. изображают такой символизм.
©in.pinterest.com : Интерьер Собора Святого Иоанна©alamy.com : Главный алтарь Собора Святого Иоанна©interiordesign.net : Королевская часовня, Версальский дворец, Франция 2. Первое чудоПервым по-настоящему барочным фасадом считается фасад церкви II Джезу в Риме. Построенная примерно в 1584 году, церковь также была первой иезуитской церковью, которая позже использовалась в качестве ориентира для будущих барочных иезуитских церквей по всему миру. Самой яркой особенностью интерьеров является потолочная фреска, написанная художником в стиле барокко Бачичча, которая создает оптическую иллюзию купола.
©commons.wikimedia.org : Внешний вид церкви II Джезу в Риме©alamy.com : Интерьер церкви II Джезу с куполом©colosseumrometickets.com : Купол 3. Объединение трех средСтроения в стиле барокко соблазнили мир гармония трех художественных сред: архитектуры, живописи и скульптуры. Этот унисон создавал театральное представление с интенсивной драматизацией пространств, полностью погружая зрителей в желанную пропаганду. Драматические сюжеты с чрезмерно растянутыми движениями были изображены на картинах, фресках на потолках и алтарях, как это видно в церкви Святого Игнатия в Риме.
©walksinrome.com : Церковь св. Игнатия в Риме©americamagazine.org : Церковь св. Игнатия в Риме ©colosseumrometickets.com : Скульптура св. Терезы в Санта-Мария-делла-Виттория 4. Статика относительно движенияАрхитектура барокко привнесла динамизм и движение через круглые формы, вогнутые и выпуклые стены, витые колонны, впечатляющие внешние выступы и т. д. Франческо Борромини, известный как мастер архитектуры с изогнутыми стенами, потрясающе изобразил это движение в своем проекте Сан-Карло-алле-Кватро. Фонтане. Эта философия изображения элементов в действии также была подчеркнута в таких скульптурах, как Давид Бернини, который полностью контрастирует с уравновешенной позицией Давида Микеланджело.
©azione.ch : San Carlo Alle Quattro Fonatne экстерьер©pinterest.com : San Carlo Alle Quattro Fonatne©Pinterest.de : Давид работы Микеланджело против Давида Бернини 5. Массирование | Архитектура бароккоВ архитектуре барокко строительство больше не рассматривалось как совокупность отдельных объектов, а скорее архитектурные элементы, такие как колонны, декоративные элементы, апсиды, купола, представлялись вместе как единая скульптура. Например, в то время как Ренессанс рассматривал фасады как серию прямоугольников, соответствующих уровням здания, барокко визуализировал фасады просто как часть здания, обращенную наружу, рассматривая его как продолжение той же массы.
©pl.pinterest.com : Собор Святого Андрея на Квиринальском холме©hiddenarchitecture.net : Паломническая церковь св. Иоанна Непомуцкого©pinterest.com : Церковь Санта-Сусанна 6. ИскажениеЕще одна недостаточно обсуждаемая характеристика построек в стиле барокко – использование сознательного геометрического искажения для усиления драматизма в структурах. Заявление против проповедуемого ранее представления о совершенстве и классицизме, необходимых в конструкциях. В архитектурном плане это было достигнуто за счет чрезмерного расширения или манипулирования геометрическими формами, добавления витых колонн, несферических куполов, волнистых стен и т. д. Ярким примером того же является четырехэтажный Балдахин Бернини в соборе Святого Петра, стоящий на мистически скрученных колоннах.
©en.wikipedia.org : Витые колонны собора Святого Петра©pinterest.com : Церковь Святого Карла, Вена©Booking.com 7. Влияние архитектуры барокко на другие формы искусстваАрхитектура барокко оставила свой отпечаток на различных формы искусства. Музыка в стиле барокко стала популярной там, где такие исполнители, как Гендель и Бах, привносили то же величие и творческое преувеличение в свои ноты и симфонии. Картины и скульптуры также продемонстрировали стиль искусства, выражающий чрезмерные эмоции. Например, «Смерть Сократа» Жака Филлипса в период позднего барокко изображала чрезмерно драматическую версию знаменитой сцены с упавшими предметами, действиями в движении и мелодраматическими лицами.
©commons.wikipedia.org : Смерть Сократа©pixabay.com ©Pinterest.com 8. ГрадостроительствоБарокко считается первым периодом, когда архитектурные ценности, выходящие за рамки масштаба здания, практически применялись к более крупному городу. степень планирования. Городские проекты были основаны на цирках и прямых дорогах. Осевые, линейные проспекты городской ткани будут пересекать цирки, в каждом из которых доминируют внушительные барочные сооружения, такие как церковь, дворец или фонтан. Эта форма планировки города обеспечила более понятное городское движение, особенность, предусмотренная власть имущими.
©pinterest.com: Базилика цирка©pinterest.com: Город Ватикан©businessinsider.com : Фонтан Терви 9. Техника светотениПериод барокко прекрасно исследовал концепцию света в пространственном дизайне и произведениях искусства. Техника светотени использовала игру света и теней для достижения повышенной драматичности и контраста, желаемых в структурах и картинах в стиле барокко.