Архитектурная азбука Петербурга: акротерий, балясина, балюстрада, барельеф, бельведер, горельеф, канефора, кариатида, маскарон, пилястра
В издательстве «Бомбора» вышла книга «Архитектурная азбука Петербурга: от акротерия до яблока» фотографа и блогера Татьяны Еровой. «Афиша Daily» публикует несколько терминов из нее, с помощью которых вам будет проще обсуждать красоту петербургских домов.
Акротерий (греч. άκρωτήριον — «наконечник», «навершие») — скульптурное украшение фронтона (треугольного завершения верхней части фасада здания. — Прим. ред.). Как и многие элементы, акротерии появились еще в античной архитектуре и являются традиционным элементом для архитектуры в стиле классицизм, так распространенной в Петербурге.
Акротерий может быть представлен в виде листа пальмового дерева, вазы, обелиска или же в виде фигур людей, богов, мифических животных. Акротерий может располагаться на вершине и у основания скатов фронтона, а может украшать оконный или дверной проем.
Балясина (др.-греч. βαλαύστιον — «цветок дикого граната») — вертикальные фигурные столбики, поддерживающие перила или поручни балконов, лестниц или карнизы парапетов.
Балюстрада (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение, образованное рядом балясин.
Балюстрадой оформляются балконы и террасы, портики, парапеты на крышах зданий и их отдельные ярусы. Балясины и балюстрады могут выполняться из дерева, бетона или металла. Главная функция ряда балясин — ограждение безопасного пространства, но в композиционном решении многих фасадов зданий балюстрада играет и значительную декоративную роль.
Барельеф (фр. bas-relief — «низкий рельеф») — разновидность декоративного скульптурного рельефа, выступающего из плоскости стены менее чем на половину своего объема. Барельефы украшают фасады и фронтоны, арки, барабаны и все доступные плоскости фасадов зданий.
Барельефы, как правило, тематически связаны с общей архитектурой дома, его стилистическими решениями, историей строительства здания или сооружения и даже с личными историями владельцев дома. Барельефы могут рассказать целую историю, а могут выполнять чисто декоративную функцию.
Бельведер (фр. belvédère, от итал. belvedere — «прекрасный вид») — небольшое отдельно стоящее сооружение, предназначенное для обозрения окрестностей, или небольшая надстройка над основным объемом здания. В архитектуре Петербурга встречаются как типичные бельведеры для созерцания городских пейзажей, так и их декоративные копии, подчеркивающие доминирование здания или его частей в общем облике композиции улиц, проспектов, архитектурных ансамблей.
Горельеф (фр. haut-relief — «высокий рельеф») — разновидность декоративного скульптурного рельефа, но, в отличие от барельефа, горельеф выступает из плоскости стены более чем на половину своего объема.
Некоторые элементы горельефа могут и вовсе едва соприкасаться с плоскостью, на которой изображены, и казаться отдельным скульптурным изображением. Можно сказать, что это трехмерный барельеф.
Горельефы используются для больших и сложных многофигурных монументальных композиций, там, где необходимо подчеркнуть динамику и значимость отдельных персонажей или элементов.
Канефора (др.-греч. kανηφόροι — «несущие священные корзины») — скульптурное изображение женской фигуры или ее головы, выполняющее роль колонны. Канефоры пришли в архитектуру из Древней Греции, когда девушки несли на своих головах корзины во время торжественной процессии. Девушки-канефоры, в отличие от кариатид, несут свою ношу в виде балконов, арок и сандриков на головах, а не поддерживают руками. Если присмотреться, то окажется, что канефор в Петербурге гораздо больше, чем кариатид. Хрупкие женские фигуры «несут» тяжесть богатой архитектуры Северной столицы.
Кариатида (греч. karyаtides, буквально — «жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции») — скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит декором опоры балки или выступает в качестве ее декорации.
Изображение стоящей женской фигуры появилось в храмовом зодчестве Древней Греции. Впоследствии кариатиды наравне с атлантами получили широкое распространение европейской архитектуре XVII–XIX веков. Кариатиды встречаются как в исключительно женских компаниях, так и в соседстве с мужественными атлантами.
Маскарон (фр. mascaron, иногда фр. macaron — «макарон», итал. mascherone — «большая маска») — элемент декоративного украшения фасадов зданий в виде человеческой или львиной головы, мифических существ.
В архитектуре классицизма преобладают маскароны в виде греческих масок и львиных голов, для барокко характерны фантастические гротескные маски и путти, для модерна свойственны женские головки.
Маскаронов в Петербурге очень много! Их можно встретить практически на каждом фасаде дома, чаще как элемент замкового камня. Один вид маскарона может украшать все здание, но чаще для разных этажей или даже соседних окон используются различные маскароны.
Пилястра (итал. pilastro, от лат. pila — «столб») — плоский выступ из плоскости стены, схожий своими пропорциями и набором элементов с колонной. Пилястры — это декоративные элементы, и, в отличие от колонн, они не несут никакой нагрузки и являются элементом украшения фасадной стены.
Пилястры бывают прямоугольного, полукруглого или сложносоставного сечения. Пилястры призваны декорировать фасады конструктивно несложных зданий, имеющих простые геометрические формы, где несущие стены принимают на себя все нагрузки. Пилястрами украшают углы зданий, выделяют входные группы, разделяют группы окон или же, наоборот, обрамляют их.
расскажите друзьям
БАРЕЛЬЕФ – это что такое БАРЕЛЬЕФ
Значение слова “БАРЕЛЬЕФ” найдено в 90 источниках
найдено в “Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона”
(фр. bas-relief) — выпуклое изображение отдельных человеческих фигур, целых групп или каких-либо предметов. Они делаются из разных материалов: вылепливаются из глины, высекаются из мрамора или из какого-либо другого камня, вырезываются из дерева или отливаются из алебастра и из бронзы. Собственно барельефом, т. е. низким рельефом, называется изображение слабой выпуклости; изображение же большой выпуклости называется горельефом, или высоким рельефом. Обыкновенно разницу между ними определяют так: если фигуры выступают меньше чем на половину своей толщины — то это барельеф; если они выступают на половину своей толщины или больше, то это — горельеф. Употребление барельефов мы видим в глубокой древности и почти повсюду на древнем Востоке: в Индии, Ассирии и Персии, где они достигают иногда колоссальных размеров, в Египте, в древней Америке, в Греции и Риме, в средневековом и в новом европейском искусстве. Изображение их см. разные приложения к отделам “Зодчество” и “Искусство”, а также прилож. “Ассирийские древности”, черт. 1 и 54. В древнегреческом и римском искусстве излюбленным местом для барельефов были фронтоны (см. “Архитектура”) храмов, где содержание барельефов обыкновенно отвечало назначению храма. По образцу их и в современной европейской архитектуре Б. располагаются на таких же частях зданий. См. приложение к ст. “Архитектура”, “Стиль XIX столетия” черт. 1, “Венские здания”, черт. 2 и “Парижские здания”, черт. 1.
Найдено 26 изображений:
PreviousNext
Изображения из описаний на этой странице
найдено в “Большой Советской энциклопедии”
(франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф)
вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона. Изобразительные и орнаментальные Б. — распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Барельефные изображения обычно помещаются также на постаментах памятников, на Стелах , мемориальных досках, монетах, медалях, Геммах. Подробнее см. ст. Рельеф, а также илл. и лит. при ней.
найдено в “Толковом словаре Ожегова”
БАРЕЛЬЕФ, -а, м. Скульптурное изображение на плоскости, в к-ром фигурыслегка выступают над поверхностью. II прил. барельефный, -ая, -ое.
найдено в “Словаре синонимов”
барельеф
рельеф, барельефчик
Словарь русских синонимов.
барельеф
сущ., кол-во синонимов: 2
• барельефчик (1)
• рельеф (19)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
барельефчик, рельеф
найдено в “Большой советской энциклопедии”
БАРЕЛЬЕФ (франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф), вид скульптуры, рельеф, в к-ром выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона. Изобразит. и орнаментальные Б.- распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Барельефные изображения обычно помещаются также на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях, геммах. Подробнее см. ст. Рельеф, а также илл. и лит. при ней.
найдено в “Энциклопедическом словаре”
Барельеф (фр. bas-relief) — выпуклое изображение отдельных человеческих фигур, целых групп или каких-либо предметов. Они делаются из разных материалов: вылепливаются из глины, высекаются из мрамора или из какого-либо другого камня, вырезываются из дерева или отливаются из алебастра и из бронзы. Собственно барельефом, т. е. низким рельефом, называется изображение слабой выпуклости; изображение же большой выпуклости называется горельефом, или высоким рельефом.
Обыкновенно разницу между ними определяют так: если фигуры выступают меньше чем на половину своей толщины — то это барельеф; если они выступают на половину своей толщины или больше, то это — горельеф. Употребление барельефов мы видим в глубокой древности и почти повсюду на древнем Востоке: в Индии, Ассирии и Персии, где они достигают иногда колоссальных размеров, в Египте, в древней Америке, в Греции и Риме, в средневековом и в новом европейском искусстве. Изображение их см. разные приложения к отделам “Зодчество” и “Искусство”, а также прилож. “Ассирийские древности”, черт. 1 и 54. В древнегреческом и римском искусстве излюбленным местом для барельефов были фронтоны (см. “Архитектура”) храмов, где содержание барельефов обыкновенно отвечало назначению храма. По образцу их и в современной европейской архитектуре Б. располагаются на таких же частях зданий. См. приложение к ст. “Архитектура”, “Стиль XIX столетия” черт. 1, “Венские здания”, черт. 2 и “Парижские здания”, черт. 1.ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
Эволюция барельефа
Одна форма искусства была почти универсальной на протяжении всей истории человечества, украшая стены зданий и скалы на протяжении веков: рельефное искусство. Рельефная скульптура – это особый тип скульптуры, в котором используется глубина, чтобы добавить дополнительное измерение фигуре, пейзажу, архитектурным или декоративным элементам. На этом древнем месопотамском рельефе две человеческие фигуры слегка выступают из каменной плиты.
Рельефы делятся на две большие категории: горельефы имеют некоторые части произведения искусства, частично возвышающиеся над фоном на уровне, равном как минимум половине или более их естественной формы относительно фона. Затем идет барельеф или барельеф, где уровень проекции менее выражен. Другие техники включают срединный рельеф и ‘ stiacciato ‘, последний представляет собой своего рода рельеф, где разница между совершенно плоскими и приподнятыми частями произведения искусства едва видна, заметна, только если провести пальцами по изделию. Увлекательным примером является «Чудо мула » Донателло , написанное в первой половине пятнадцатого века нашей эры.
Одним из самых инновационных подтипов рельефа является использование барельефа для перспективы, зародившееся во время флорентийского Возрождения между четырнадцатым и шестнадцатым веками нашей эры в Италии.
Работа Гиберти — это чудо техники, в котором рельеф используется для передачи глубины за счет особого использования перспективы. Присмотревшись к одной из панелей, можно увидеть, как этот перспективный рельеф оживляет работу.
На основе этой техники в 1999 году тактильный музей «Антерос» в Институте для слепых им. Франческо Кавацца в Болонье, Италия, решил начать свой собственный барельефный проект. Команда музея задалась вопросом: «Как можно сделать картины доступными для людей с нарушениями зрения? Как можно укрепить перцептивные, когнитивные и интеллектуальные способности посетителей с нарушениями зрения, а также привлечь и обучить зрячих пользователей? ” Оба вопроса важны, и ни один из них не может быть легко решен.
Слабовидящие люди могут легко воспринимать трехмерные скульптуры посредством прикосновения, но это невозможно с картинами. Однако с помощью барельефа можно было передать «видение» художника двухмерной картины таким образом, чтобы это можно было испытать на ощупь.
Антерос начал создавать барельефы для нескольких конкретных картин, выбранных музейными работниками, а также тех, которые были заказаны им другими важными музеями или ассоциациями. Коллекция соответственно включает в себя барельефы, которые переводят шедевры из средневековья в современность. Вы можете найти барельефные переводы Мона Лиза из оригинала Леонардо да Винчи, а также Рождение Венеры Сандро Боттичелли и Окита Китагава Утамаро.
Преобразование оригинальной картины в барельеф не является автоматическим процессом. Скорее, команда, состоящая из специалистов в области истории искусства, психологии тактильного и оптического восприятия, педагогики и сообщества слепых людей, изучает оригинальное художественное произведение. Они стремятся понять стиль композиции и выбирают детали, которые заимствуют правила флорентийского перспективного пространственного представления, чтобы преобразовать их в тактильные значения. Затем они создают прототип из глины, тестируют его и, если результаты положительные, воспроизводят его в гипсе или стекловолокне.
Все барельефы намеренно белые. Цвета картины могут быть переданы в устной форме людям, которые ослепли в более позднем возрасте и имеют предшествующий опыт цветов, или могут быть переданы слабовидящим с помощью увеличенных фотографических репродукций. Это приводит к иконическим изображениям, доступным на ощупь.
С помощью этих барельефов музей Антероса сделал картины осязаемыми и понятными для слепых. Барельефы также интересны зрячим пользователям, позволяя им ощутить красоту искусства, используя осязание, которое они иначе не используют в музее. Посетители могут увидеть барельефы самостоятельно или в сопровождении слепых и зрячих гидов. Они могут следовать изгибу гигантской волны за Большая волна у побережья Канагавы Хокусая, и почувствуйте, как рябь воды обрушится на маленькую лодку внизу.
Это может показаться легкой задачей, но это совсем не так. Посетителю приходится прилагать усилия, чтобы сосредоточиться и воссоздать формы, знать разные слои перспективной композиции, запомнить каждую деталь и сделать ее своей. Но награда полностью оправдывает затраченные усилия! Усваивая технику тактильного чтения, как слепые, так и зрячие любители искусства могут достичь эстетического удовольствия от произведений искусства так, как они не могли раньше.
Использование барельефа улучшает понимание, разрушает предубеждения, изменяя отношение людей, и создает новый и захватывающий способ восприятия искусства как для слабовидящих, так и для зрячих людей.
Узнайте больше о музее Антероса здесь (откроется в новом окне)
Селена Карбони — искусствовед, музейный педагог и тактильный консультант.
Рельеф | Определение, история, художники, примеры и факты
барельеф
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Донателло Лоренцо Гиберти Андреа дель Верроккьо Джованни Пизано Август Сен-Годенс
- Похожие темы:
- тиснение тондо горельеф низкий рельеф средний рельеф
Просмотреть весь связанный контент →
рельеф , также называемый рельеф , (от итальянского relievare , «поднимать»), в скульптуре любая работа, в которой фигуры выступают из поддерживающего фона, обычно плоской поверхности. Рельефы классифицируются по высоте проекции или отрыва фигур от фона. В низком рельефе или барельефе (basso-relievo) рисунок лишь немного выступает от земли, а подрез контуров практически отсутствует. В горельефе или альторельево формы выступают по крайней мере на половину или более своей естественной окружности над фоном и могут частично отрываться от земли, таким образом приближаясь к круглой скульптуре. Средний рельеф, или меццо-рельево, находится примерно между высокими и низкими формами. Разновидность рельефной резьбы, встречающаяся почти исключительно в древнеегипетской скульптуре, представляет собой утопленный рельеф (также называемый врезанным рельефом), в котором резьба утоплена ниже уровня окружающей поверхности и заключена в резко вырезанную контурную линию, обрамляющую ее. мощная линия света и тени. Инталия также представляет собой утопленный рельеф, но вырезанный как негативный образ, как форма, а не как позитивная (выступающая) форма.
Рельефы на стенах каменных зданий были распространены в Древнем Египте, Ассирии и других ближневосточных культурах. Египтяне изображали тщательно вылепленные фигуры, возвышающиеся над землей, с очень низким рельефом; фигуры показаны стоящими боком и заключены в резко вырезанные контуры. Горельеф впервые получил распространение в скульптуре древних греков, которые в полной мере исследовали художественные возможности этого жанра. Яркими примерами являются аттические рельефы надгробий 4 века до н.э., изображающие отдельные фигуры или семейные группы, а также скульптурные фризы, используемые в украшении Парфенона и других классических храмов. Рельефные скульптуры были заметны в саркофагах римского искусства во 2-м и 3-м веках нашей эры.
More From Britannica
скульптура: Рельефная скульптура
Во время европейского Средневековья упор в скульптуре определенно делался на рельеф. Некоторые из наиболее выдающихся образцов украшают романские порталы (тимпаны) церквей во Франции, Англии и других странах. Готический период продолжил эту традицию, но часто предпочитал более высокий рельеф в соответствии с возобновившимся интересом к скульптуре, характерным для позднего средневековья.
В эпоху итальянского Возрождения качество рельефной работы начало меняться, о чем свидетельствуют знаменитые бронзовые двери, созданные Лоренцо Гиберти для баптистерия Флорентийского собора. Свободная игра между высоким и низким рельефом и поразительно иллюзорный стиль композиции в этих рельефах показывают новый интерес художников эпохи Возрождения к пониманию пространства как субъективного визуального опыта, который можно точно воспроизвести. Фигуры на переднем плане композиции были выполнены в высоком рельефе, поэтому казались близкими, в то время как детали фона были выполнены в низком рельефе, таким образом приближаясь к расстоянию. Донателло далее использовал эти эксперименты, добавляя текстурные контрасты между шероховатыми и гладкими поверхностями к взаимодействию между высоким и низким рельефом и полностью моделируя одни формы, оставляя другие в почти живописном состоянии незавершенности. Впоследствии в итальянской рельефной скульптуре проявились две разные тенденции: тонкие и низкие рельефы из мрамора и терракоты Дезидерио да Сеттиньяно и Мино да Фьезоле, например, и более массивный и скульптурный стиль рельефа, используемый Бертольдо ди Джованни, а затем Микеланджело. .
Скульпторы эпохи барокко продолжали эти иллюзионистские эксперименты, часто в очень больших масштабах. Их крупные рельефные композиции стали своеобразной мраморной росписью, оттененной глубокими коробчатыми рамами и особыми сценическими условиями освещения. Экстаз Святой Терезы Лоренцо Бернини с фигурами, вырезанными почти полностью по кругу, но заключенными в мраморный алтарь, представляет собой наиболее впечатляющий пример. Художники-неоклассики начала 19 века временно возродили эксперименты с барельефами в погоне за тем, что они считали классической строгостью и чистотой; такие работы основывались на тонком моделировании поверхности и ясности дизайна для своего эффекта. Типичны в этом отношении работы Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена. Но в целом господствовала ренессансная концепция рельефа, и его драматические и эмоциональные возможности живо и энергично использовались такими последующими художниками.скульпторы го века, такие как Франсуа Руд в Марсельезе (украшающий Триумфальную арку в Париже) и Огюст Роден в его знаменитых Вратах ада и других рельефах.