Арки в архитектуре: АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Архитектурные арки

Арки определяют готическую архитектуру портала.

Архитектура арки основана на конструкции, когда камень выкладывают по дуге, соединяющей опоры или части стены, соединяясь в центре. Центральный элемент арки, венчающий ее подъем, называют замковым камнем (ссылка на будущую статью в словаре). Архитектурные арки строились еще шумерами, которые вручную лепили трапециевидный кирпич-сырец из смеси глины и соломенной трухи. Древние греки практически не возводили арочные конструкции. Римляне, в отличие от греков, возводили мосты, виадуки, подземные сооружения, используя арочную систему, перераспределяющую вертикальную нагрузку и облегчающую давление на опоры. В декоре арки использовали нечетное количество камней или кирпичей, наверху арку венчал замковый камень, который обычно имел клинообразный вид и нередко украшался скульптурным декором.

Замковый камень над аркой Януса на Велабре. 4 в. н. э., Термы Траяна.

Римляне использовали в архитектуре арки полуциркульную форму и совмещали ее с элементами ордерной системы. Арочная система была использована при возведении мощного купола Пантеона и при строительстве Колизея с трехъярусными аркадами, на вилле Тиволи императора Адриана.

Полукруглые арки Колизея. Рим.

Римляне водрузили арку на столбы, сделав их символом парадного входа и триумфа. Отчасти на такой символизм архитектурной арки римлян подвигли руины Хаттусаса – столицы хеттского царства на Анатолийском полуострове. Триумфальные арки возводили в Риме, Африке, Испании, Сирии, Афинах – на всей территории, занятой империей. Арки мостов, построенные еще во времена Римской империи, действуют до сих пор (мост Фабриция в Риме, соединяющему берег Тибра с островом посредине реки, мост Лацера в Испании, Гардский мост над долиной реки Гардон). Полукруглую арку заимствовали строители романского периода, затем она вновь вернулась в эпоху Ренессанса и использовалась в стиле классицизм (арка Дворцовой площади архитектора К. Росси). Арки украшали входы в соборы, образуя величественные порталы, иногда за счет нескольких арок, уменьшающихся в размерах, создавали впечатление уходящего в перспективу входа. Архитектурные арки использовались в дворах-клуатрах во времена готики, при строительстве палаццо во времена Ренессанса, французских шато (например, замок Шамбор по эскизам Леонардо да Винчи).

Замок Шамбор с арками на нижнем уровне фасада.

Архитекторы Востока использовали арку, создав всевозможные ее разновидности. Сначала восточные зодчие использовали полукруглую архитектурную арку, затем стали создавать такую арку, чередуя светлые и темные камни. Затем путем геометрических построений была создана стрельчатая арка, используемая до сих пор в восточных постройках. В Ираке (Самарре) создали многолопастную арку – окна, украшенные такими арками украсили мечеть аль-Мутаваккиль (848 и 849 гг.) Многопластные арки были популярны позже в Северной Африке и Андалусии. С 10 в. многолопастные арки появились и на храмах Европы. Особенно популярными были арки в виде трилистника. В Испании, некогда завоеванной мавританами, был создан гибрид из полукруглой и стрельчатой арки – подковообразная арка. Такие арки появились при строительстве соборной мечети Кордовы (начало строительства 756 г.) Подковообразная архитектура арки использовалась не только в Испании, но и в других регионах Европы.

Венецианские подковообразные арки на жилых домах.

В 11-12 в. стрельчатая арка получила распространение в Европе после крестовых походов. Такой тип архитектурной арки украсил ратуши, церкви, некоторые общественные здания.

Стрельчатые арки готического собора в Эксетере. 1050 г.

В готических храмах Европы использовались килевидные арки – в виде двух букв “S”. Особенно часто они встречались в строительстве 16 в. в Венеции, храмах Франции и Англии. Лучковая архитектурная арка украшала оконные проемы еще в Древнем Риме, она принимала форму дуги. Из примеров архитектуры арки лучковой можно привести Мясной мост в Нюрнберге.

Лучковая арка Мясного моста в Нюрнберге.

Зодчие Ренессанса вернули славу полуциркульной арке. Примером может служить Воспитательный дом во Флоренции архитектора Брунеллески. Такие арки использовались в стилях барокко, классицизм, ампир. С приходом в моду эклектических нео-стилей и модерна в архитектуре стали использоваться самые разнообразные формы арок. Один из приемов использования архитектуры арки – устраивать ее на плоскости стен для увеличения их прочности и перераспределения нагрузки, эти элементы называются слепыми арками. Такие арки создавались в разные исторические периоды вплоть до современности. Функциональные арки работают на сжатие, испытывая касательное механическое напряжение. В современном строительстве не только создают архитектурные арки, подражающие известным образцам исторических сооружений, но и используют декоративные элементы, имитирующие функции поддержки. Для этого подходят арки из полиуретана, которые располагают над оконными и дверными проемами, оформляют архитектурные элементы сооружения.

Полиуретановые арки, оформляющие окна и двери дома в стиле модерн.

Здание ЗАГСа, арка в стиле модерн обрамляет входную группы.

На нашем сайте в каталоге можно подобрать декоративные элементы арки в соответствии со стилем фасада. Полиуретан позволит декору арки служить долго, так как материал устойчив к внешним воздействиям. При помощи окраски можно создать эффект мрамора, гранита, гипса или бетона, что поддержит исторический стиль здания.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Древнейший архитектурный элемент: арка

По мнению многих архитекторов, арка является самым первым элементом, который люди использовали в строительстве. Даже само слово «архитектура», созвучное с «аркой», и в официальном переводе с греческого представляемое как зодчий, строитель, на самом деле имеет еще несколько трактовок. Одно из них: «возводит арку из камня» или «перемещает камни в арку». 

Арочные элементы люди наблюдают в природе повсеместно: это своды пещер, опущенные или сплетенные ветви деревьев, выеденные эрозией промывы в песчанике. В таких местах всегда можно было укрыться от непогоды или переночевать. Естественно, что многие первые строения имели именно арочную форму: она была наглядна, достаточно проста для копирования, надежность формы подтверждалась предыдущим опытом. Все остальные формы были от нее производными и возникли гораздо позже.

Со временем, когда люди научились не только перенимать простые природные формы, но и понимать их суть при помощи науки, арка стала основным элементом для возведения высоких и просторных дворцов, храмов, общественных зданий. Использование арок позволяло строить помещения любых размеров: длинных, широких, высоких. А купольные крыши стали венцом развития архитектурного искусства в средние века.

С приходом в строительство новых технологий и массового использования металла в конце 19 века арка становится больше декоративным элементом. Арочные конструкции по-прежнему применяются, но они скрыты за бетоном и стеклом, которые олицетворяют новый стиль в архитектуре – модерн. Купола никого уже не впечатляют, так как конструкции из металла становятся обыденными, понятными. Сами арки пропадают из виду,  и акцент на них делается только внутри помещений.

Но людям быстро наскучили угловатые острые формы и с середины 20-го века арки снова появляются в видимых конструкциях, внешних и внутренних элементах зданий. С конца 20 века и по сегодняшний день арочные элементы массово возвращаются в городские архитектурные ансамбли.

Арки во внутренних интерьерах. Необходимость облагораживать арочные проемы несущих конструкций существовала всегда. В церквях их украшали фресками, золотой росписью, в жилых домах обкладывали декоративным камнем или облагораживали деревом с резными узорами, в общественных зданиях – создавали целые декоративные комплексы с нишами, рельефными элементами и богатым украшением.

Использование межкомнатных арок из дерева или каменных арочных проемов также один из древнейших приемов строителей. Изучая древнюю архитектуру и аутентичные здания многих современных племен, которые еще не прониклись духом цивилизации, можно найти много общего в их строительных решениях. Объединяет прошлое с будущим та же арка.

Например, в хижинах современных дикарей нет межкомнатных дверей. Исследователи всегда знали, что в глубокой древности их тоже редко использовали внутри помещений. А разделение помещения на функциональные зоны существовало всегда: где-то спали, в другой части готовили пищу и горел очаг, в третьем месте занимались выделкой шкур, а в укромном уголке – молились. 

Все зоны разделялись условно, а граница между ними проходила по несущим стенам, если такие были внутри, и по линиям между опорами. С необходимостью специально отделить одну зону от другой начали сталкиваться позже. Первым и самым рациональным решением для этого стало применение арок: либо несущих, либо межкомнатных, возведенных для организации прохода.

Сегодня межкомнатные арки изготавливают из самых различных материалов: мрамор, дерево, декоративный камень, гипсокартон. Художественное решение их тоже крайне разнообразно: от классического стиля с использованием античных форм в мраморе, до решений в стиле хай-тек в лаконичных и стремительных формах с применением современнейших материалов.

арок | Дезин

  • Бергенди Кук опирается на марокканский дизайн скульптурного отеля с землей в Марракеше

    Новозеландская студия Bergendy Cooke взяла пример с марокканской архитектуры, чтобы создать Maison Brummell Majorelle, скульптурный бутик-отель в Марракеше. Подробнее

    Кэти Ласт | | Оставить комментарий
  • Dezeen Debate представляет «надежные и роскошные» кирпичные таунхаусы

    В последнем выпуске нашего информационного бюллетеня Dezeen Debate рассказывается о ряде таунхаусов компании DHaus с кирпичными арками. Подпишитесь на Dezeen Debate прямо сейчас. Еще

    Саудату Бах | | Оставить комментарий
  • Монументальные кирпичные арки очерчивают лондонские таунхаусы от The DHaus Company

    Архитектурная студия The DHaus Company завершила строительство The Arches, ряда из шести кирпичных таунхаусов в заповеднике на севере Лондона. Подробнее

    Эми Фрирсон | | Оставить комментарий
  • ERDC Arquitectos и Taller General строят «хлебную печь» со сводчатым кирпичным домом в Кито

    Местные студии ERDC Arquitectos и Taller General построили дом из кирпича и стекла с арочной крышей и мезонином в Кито, Эквадор. Подробнее

    Кейт Мазаде | | Оставить комментарий
  • OHLAB отмечает исторические детали в апартаментах Can Santacilia в Пальма-де-Майорка

    Архитектурное бюро OHLAB отремонтировало исторический многоквартирный дом в Пальма-де-Майорка, добавив в него современные элементы, в том числе извилистую деревянную дорожку, контрастирующую с оригинальными чертами. Еще

    Элин Гриффитс | | Оставить комментарий
  • Вилла Петрикор находится в тропическом саду в Тулуме

    Арочные проемы создают ощущение текучести внутри дома для отдыха, созданного мексиканской студией CO-LAB Design Office, который был разработан, чтобы побудить жильцов чувствовать связь с пышной окружающей средой. Подробнее

    Дженна Макнайт | | Оставить комментарий
  • Десять домов с арочными проемами, которые добавляют архитектурный интерес

    В этом лукбуке мы собрали 10 домашних интерьеров, в которых используются арочные проемы, чтобы подчеркнуть пространство и сделать переход между комнатами более возвышенным. Подробнее

    Эми Пикок | | Оставить комментарий
  • Одетые в черное тома, установленные на склоне холма в Гентском доме Томаса Файфера и партнеров

    Арочные проходы, которые действуют как туннели, соединяют шесть черных однокомнатных объемов Гентского дома в горах Катскилл в северной части штата Нью-Йорк, созданные компанией Thomas Phifer and Partners.

    Еще

    Джеймс Бриллон | | Оставить комментарий
  • Зубчатые стены оттеняют интерьер семейного дома в Индии от Sanjay Puri Architects

    Зубчатые стены, отделанные штукатуркой землистого цвета, окружают просторный интерьер с арками в этом доме в Бхилваре, Индия, спроектированном студией Sanjay Puri Architects из Мумбаи. Подробнее

    Джон Эстбери | | Оставить комментарий
  • Snøhetta добавит вход в форме «наклонных раковин» в Пауэлл-холл 9 в Сент-Луисе.0005

    Архитектурная студия Snøhetta представила свой проект расширения Пауэлл-холла Оркестра Сент-Луиса, который будет иметь зубчатые стены, зернистый кирпичный фасад и застекленные арки. Подробнее

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • Snøhetta расширяет Центр искусств Хопкинса в Дартмуте

    Архитектурная фирма Snøhetta обнародовала планы по расширению Центра искусств Хопкинса (The Hop) в Дартмуте, штат Нью-Гэмпшир.

    Еще

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • Прин проектирует стейк-хаус Prime для казино в пустыне Аризоны

    Дизайнер Алексис Ридингер из американской студии Preen использовал землистые оттенки, широкие арки и текстурированную штукатурку в закусочной и баре в Аризоне, которые являются частью казино, принадлежащего общине коренных американцев. Подробнее

    Дженна Макнайт | | Оставить комментарий
  • Batek Architekten обновляет исторический кинотеатр в пастельных и землистых тонах

    Немецкая студия Batek Architekten обновила Yorck Kino Passage, один из старейших кинотеатров Берлина, добавив фойе-бар с фисташковыми арками и окрасив кинозалы в насыщенные цвета. Подробнее

    Кайса Карлсон | | Оставить комментарий
  • Snarkitecture проектирует клуб «Манифест заботы о себе» в Вашингтоне, округ Колумбия

    Дизайн-студия Snarkitecture использовала плиточные стены и арки в клубе в столице США, который предлагает парикмахерскую, кафе-бар, бутик и спикизи. Еще

    Дженна Макнайт | | Оставить комментарий
  • Десять современных резиденций с декоративными сводчатыми потолками

    Для нашего последнего лукбука мы собрали 10 проектов из архива Dezeen со сводчатыми потолками, которые добавляют структурный интерес и делают интерьер более просторным. Подробнее

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • Masquespacio придает красочность концепции традиционного итальянского ресторана

    Красочные мраморные акценты и вырисовывающиеся арки характеризуют этот ресторан испанской студии Masquespacio, который черпает вдохновение из традиционных итальянских закусочных.

    Подробнее

    Джейн Энглфилд |
  • Сводчатые кирпичные крыши Каса Монополи в Аргентине Фабрицио Пульезе

    Аргентинский архитектор Фабрицио Пульезе объединил элементы ручной работы и промышленные элементы при создании семейного дома отдыха недалеко от Буэнос-Айреса. Подробнее

    Дженна Макнайт |
    | Оставить комментарий
  • Masquespacio создает пещерный интерьер ресторана, напоминающий глинобитную архитектуру

    Местная студия Masquespacio добавила волнообразные стены землистого тона в уютный ресторан Valencia, вдохновленный «органическими формами» ближневосточной архитектуры. Подробнее

    Джейн Энглфилд | | Оставить комментарий
  • Сводчатая церковь вместо здания, разрушенного землетрясением в Мексике в 2017 году

    Колумбийская студия AGENdA Agencia de Arquitectura и мексиканская фирма Dellekamp/Schleich завершили замену церкви в Джохутле, разрушенной во время землетрясения в Пуэбле в Мексике в 2017 году. Еще

    Джеймс Бриллон | | Оставить комментарий

Foster + Partners воплощает «творческий дух Мумбаи» с первым Apple Store в Индии

Уоррелл Йенг обновляет ферму в Нью-Йорке с коллекцией «родственных» деревянных зданий

Арон Химмельфарб расширяет пивоварню Hudson Valley дегустационным залом из кортеновской стали

Компания Foster + Partners проектирует терминал для «службы воздушного такси» в Дубае

Консоли Espacio 18 Arquitectura, скульптурный бетонный дом в Оахаке

Десять зданий, втянутых в судебные баталии

Десять различных и повседневных применений биопластика

Блок 722 прижимает дом O Lofos к горному склону Крита

Руководство по мероприятиям Dezeen

Дезин Джобс

Арки – Проектирование зданий

  • 1 Введение
  • 2 Арочные конструкции
  • 3 вида арок
    • 3. 1 Треугольная арка
    • 3.2 Круглая арка
    • 3.3 Сегментная дуга
    • 3.4 Стрельчатая дуга
    • 3,5 Равносторонняя арка
    • 3.6 Арка развала
    • 3.7 Арка-трилистник
    • 3,8 Подковообразная арка
    • 3.9 Трехцентровая арка
    • 3.10 Четырехцентровая арка
    • 3.11 Арка Ogee
    • 3.12 Параболическая и контактная арка
  • 4 Статьи по теме Проектирование зданий
  • 5 Внешние ссылки

Арка представляет собой изогнутую конструктивную форму, которая несет нагрузки вокруг проема, передавая их по профилю арки

на устои, косяки или опоры с обеих сторон.

Арки были выдающимся элементом архитектуры со времен этрусков, которым приписывают их изобретение, хотя римляне развили их дальше и распространили их использование. Методы проектирования и строительства 9С тех пор арки 0243 превратились во многие другие конструктивные формы, включая своды, аркады и мосты.

Арки являются сжимающими конструкциями, то есть в них нет растягивающих напряжений. Они самонесущие, стабилизированные силой тяжести, действующей на их вес, чтобы удерживать их при сжатии. Это делает их очень стабильными и эффективными, способными выдерживать большие пролеты и выдерживать большие нагрузки, чем горизонтальные балки.

Нисходящая нагрузка арки должна передаваться на ее фундамент. Внешняя тяга, создаваемая арка в основании должна удерживаться либо собственным весом, либо весом несущих стен, контрфорсами или фундаментами, либо противодействующей связью между двумя сторонами. Распорное усилие увеличивается по мере уменьшения высоты или подъема арки .

Поскольку многие строительные материалы, такие как кирпичная кладка и бетон, могут сопротивляться сжатию, арки обычно строятся с использованием материалов этих типов.

Строительство из традиционной кирпичной кладки арок зависит от расположения кирпичей, блоков или камней над проемом.

Клиновидные блоки, называемые вуссуарами, устанавливаются встык, причем верхний край шире нижнего. Давление вниз на арку приводит к тому, что вуссуары сближаются, а не расходятся. Вуссуар, расположенный в центре арки , известен как краеугольный камень.

Такое расположение означает, что арка является самонесущей, но имеет временные опоры снизу, обычно в виде деревянных «центров» (иногда называемых «центрирующими» или «»).0243, арка , формовочная конструкция), необходимо предоставлять до тех пор, пока замковый камень не будет установлен на место.

Внутренняя нижняя часть дуги известна как внутренняя часть. Внешний, верхний изгиб арки известен как экстрадос. Пружина или пружинящая линия — это точка, из которой арка начинает подниматься со своих вертикальных опор.

Большинство арок имеют круглую, заостренную или параболическую форму, однако существует великое множество вариаций этих основных форм, которые развивались в разные периоды. Древнеримские архитекторы отдавали предпочтение округлым арки , тогда как готические архитекторы предпочли заостренные арки и в этом отношении, возможно, находились под влиянием исламской архитектуры.

Некоторые из наиболее распространенных типов арок описаны ниже.

[править] Треугольная

арка

Треугольная арка , впервые разработанная майя, образована двумя большими диагональными камнями, которые перекрывают отверстие, взаимно поддерживая друг друга.

[править] Круглый

арочный

Также известная как полукруглая арка , она представляет собой непрерывную кривую и была разработана римлянами. Их часто использовали бок о бок в серии для создания аркады. Адаптация представляет собой необузданную круглую арку , которая имеет неодинаковую длину поддержки с обеих сторон.

[править] Сегментная арка

Это арка , подъем которой меньше полукруга. В более плоской форме сегментные арки обычно использовались для мостов, поскольку возможны большие пролеты без чрезмерного увеличения высоты. Чем площе арка получает большую тягу, направленную в сторону к абатментам, там мосты требуют больших абатментов с обеих сторон.

[править] Ланцет

арка

Это форма стрельчатой ​​ арки , разработанная в готический период. Его часто использовали для окон и конструкций крыш в церквях и соборах. Арка высокая и узкая с заостренной вершиной.

[править] Равносторонняя арка

Тоже из готического периода, равносторонняя арки часто использовались для декоративных входов и окон. Две точки пружины и вершина внутренней части образуют равносторонний треугольник, а это означает, что каждая кривая имеет длину хорды, равную пролету.

[править] Арка изгиба

Также известная как домкрат арка , арка изгиба похожа на перемычку тем, что имеет плоский или почти плоский профиль, однако вуссуары используют свою прочность на сжатие в том же кстати как обычная арка .

[править] Трилистник

арка

Трилистник арка обычно использовалась в религиозных зданиях и имела форму трех перекрывающихся колец, известных как трилистник.

[править] Подковообразная арка

Изгибы подковы дуги выпирают из точек пружины, образуя подковообразный профиль. Они широко использовались в исламской архитектуре в таких регионах, как Испания и Северная Африка.

[править] Трехцентровая арка

Трехцентровая арка похожа на сегментную арку, но имеет более двух центров, что придает ей эллиптическую или овальную форму.

[править] Четырехцентровая арка

Четырехцентровая арка , также известная как арка Тюдор или вдавленная арка , низкая и широкая с заостренной вершиной. Обычно он намного шире своего подъема и обычно использовался в английской архитектуре.

[править] Оги

арка

Форма ogee арки была разработана в период английской готики и следует вогнутой дуге, переходящей в выпуклую дугу с заостренной вершиной. Его часто использовали в декоративных целях над дверными проемами.

[править] Параболическая и контактная арка

Параболическая арка следует принципу, согласно которому при равномерной нагрузке сверху внутреннее сжатие будет происходить по параболической кривой. Параболический 9Арки 0243 производят наибольшую тягу у основания, но могут охватывать наибольшее расстояние, поэтому обычно используются в конструкции мостов.

Контактная сеть арка очень похожа на параболу, но немного более «плоская» в нижней части и поднимается быстрее, чем парабола. Цепная цепь — это решение дифференциального уравнения, описывающего форму, которая направляет силу собственного веса вдоль своей кривой, так что, если она висит, она втягивается в эту форму, а если стоит прямо, то может поддерживать себя. Парабола не обладает тем же свойством, но является решением других важных уравнений, описывающих другие ситуации.

Арка Ворот в Сент-Луисе, штат Миссури, США (на фото выше) представляет собой контактную сеть арки .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *