- Арка | это… Что такое Арка?
- Арка | это… Что такое Арка?
- История архитектуры в одиннадцати арках
- Арки – проектирование зданий
- [править] Треугольная
- [править] Круглый
- [править] Сегментная арка
- [править] Ланцет
- [править] Равносторонняя арка
- [править] Арка изгиба
- [править] Трилистник
- [править] Подковообразная арка
- [править] Трехцентровая арка
- [править] Четырехцентровая
- [править] Ogee
- [править] Параболическая и контактная арка
Арка | это… Что такое Арка?
У этого термина существуют и другие значения, см. Арка (значения).
Арка из каменной кладки1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма 7. Пролёт 8. Опорная стена
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Содержание
|
История
Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Междуречье, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили арки в архитектуре Древнего Рима.
Механика
Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.
Арки бывают безшарнирные, двухшарнирные и трёхшарнирные; если опорные концы арки соединить стержнем (затяжкой, которая воспринимет горизонтальную реакцию), то получается арка с затяжкой.
Названия частей арки
- Замковый камень — поперечное сечение около вершины
- Клинчатый камень
- Внешняя поверхность свода (экстрадос)
- Пятовый камень (импост) — поперечное сечение около опоры, пята арки
- Внутренний свод (интрадос)
- Стрела подъёма — расстояние центра замкового камня арки от линии, которая соединяет центры двух пятовых камней арки
- Пролёт
- Опорная стена
Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.
Кирпичная кладка стен во дворце Августов. Древний Рим. Использованы разгрузочные арки.Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Типы арок
По форме различают арки:
- аравийская — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре.
- аркбутан — арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.
- вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращёнными выпуклыми сторонами в пролёт.
- двухлопастная — сложенная из двух малых арок одинаковых размеров, импосты и соединения которых расположены на одном уровне.
- двухцентровая — дуга, образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом.
- диагональная — расположена в крестовом своде по диагонали квадрата или прямоугольника, то есть Нервюра, которую называют «ожива».
- эллиптичная — образована в пересечении частью эллипса.
- заплечная — устроенная над углублением в стене, тип круглой арки.
- обратная — с обращенной вниз выпуклостью дуги.
- зубчатая — с равномерным расположением по внутренней поверхности остроконечных выступов.
- килеподобная (килевидная или «ослиный хребет») — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве.
- клинчатая — выложенная их клинчатых камней или из прямоугольных камней с клинчатыми швами.
- косая — см. ползучая.
- коробовая или эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка.
- круговая (стиснутая) — описана полукругом из центра, расположенного ниже пят.
- угловая — то же самое, что и митровая.
- ланцетоподобная (копьеподобная) — образована двумя дугами, которые соединяются под углом и имеет формы стрельчатой равносторонней, стрельчатой стиснутой, стрельчатой плоской.
- ломаная — см. стрельчатая.
- лучковая (круговая) — с дугой менее полуокружности (одноцентровая).
- мавританская — то же самое, что и аравийская
- митровая — с двумя симметричными спадами в завершении.
- многолопастная — вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом.
- овальная — образует в своде часть овала.
- выпукло-вогнутая — выгибы у пят обращены выпуклыми сторонами в середину пролёта и плавно переходят в одноцентровой или многоцентровой подъём по вертикальной оси.
- параболическая — образует в своде часть параболы.
- опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят. Выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены.
- перспективная — концентрическая, уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов.
- полуциркульная или полукруглая — её дуга описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки.
- подвесная — состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки.
- подковообразная — то же самое, что аравийская.
- сводная — то же самое, что ланцетоподобная.
- стрельчатая — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
- плоская — со стрелой подъёма в несколько раз меньше пролёта.
- ползучая или «кобылья голова» — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.
- подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов.
- портьерная — образована двумя или четырьмя дугами с центрами за пределами пролёта.
- притупленная — пологая стрельчатая с округлениями в пятах.
- пятилистная
— навершие окна в виде пятилистника. - разгрузочная — арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента.
- сжатая (лежачая) — завершенная горизонтальной перемычкой.
- скамеечка — беседка в виде триумфальной арки со сквозными решетчатыми стенками, к которым примыкают сиденья.
- стрельчатая — образована двумя дугами, которые пересекаются под углом.
- ступенчатая — система арок в виде нескольких ярусов закомар.
- трёхлопастная — образована тремя полуокружностями, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, которые зеркально повторяют друг друга.
- трёхцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трёх окружностей, из которых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше.
- «тюдор» — пологая с заострённым верхом.
- воображаемая или фальшивая — арка, не дающая горизонтального распора, так как выложена путем горизонтального напуска камней.
- царская — расположенная в Царских вратах иконостаса христианского храма.
- щековая — подпружная крестового свода, расположена по бокам прямоугольника его плана. Окружает свод перпендикулярно к его образующей.
- упорная — см. аркбутан.
Арки сооружаются также в виде отдельных сооружений:
- мемориальная — сооруженная в память о важном событии или исторической личности.
- триумфальная — подробнее см. триумфальная арка.
Полуциркульная арка
Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, ИспанияПолуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.
Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.
Лучковая арка
Мясной мост в Нюрнберге Нюрнберг. Вассершлосс Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арокЛучковая арка — арка, имеющая форму дуги примерно в четверть окружности. В Древнем Риме арки такой формы служили перемычкой оконных проемов в жилых зданиях. Типичным примером применения лучковой арки является сегментный арочный мост.
Стрельчатая арка
Собор Парижской БогоматериНа Востоке полукруглая арка претерпела наиболее сильную трансформацию, превратившись в так называемую стрельчатую, или ломаную арку, дуги которой пересекаются под углом.
По форме различают несколько видов стрельчатых арок:
- равносторонние арки, центры дуг которых находятся в пятах арок;
- сжатые арки, центры дуг которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты арок;
- плоские арки, центры дуг которых находятся ниже пят арок.
См. также
- Замковый камень
- Аркада
- Ордерная аркада
- Триумфальная арка
Ссылки
- Арка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- АРКА — Термины на А, 6 часть — Арн — Арx — Здания ру — дом и всё о нём — терминология и типы арок.
- Арка — статья в Большой Советской Энциклопедии.
Арка | это… Что такое Арка?
У этого термина существуют и другие значения, см. Арка (значения).
Арка из каменной кладки1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма 7. Пролёт 8. Опорная стена
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Содержание
|
История
Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Междуречье, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили арки в архитектуре Древнего Рима.
Механика
Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.
Арки бывают безшарнирные, двухшарнирные и трёхшарнирные; если опорные концы арки соединить стержнем (затяжкой, которая воспринимет горизонтальную реакцию), то получается арка с затяжкой.
Названия частей арки
- Замковый камень — поперечное сечение около вершины
- Клинчатый камень
- Внешняя поверхность свода (экстрадос)
- Пятовый камень (импост) — поперечное сечение около опоры, пята арки
- Внутренний свод (интрадос)
- Стрела подъёма — расстояние центра замкового камня арки от линии, которая соединяет центры двух пятовых камней арки
- Пролёт
- Опорная стена
Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.
Кирпичная кладка стен во дворце Августов. Древний Рим. Использованы разгрузочные арки.Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Типы арок
По форме различают арки:
- аравийская — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре.
- аркбутан — арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.
- вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращёнными выпуклыми сторонами в пролёт.
- двухлопастная — сложенная из двух малых арок одинаковых размеров, импосты и соединения которых расположены на одном уровне.
- двухцентровая — дуга, образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом.
- диагональная — расположена в крестовом своде по диагонали квадрата или прямоугольника, то есть Нервюра, которую называют «ожива».
- эллиптичная — образована в пересечении частью эллипса.
- заплечная — устроенная над углублением в стене, тип круглой арки.
- обратная — с обращенной вниз выпуклостью дуги.
- зубчатая — с равномерным расположением по внутренней поверхности остроконечных выступов.
- килеподобная (килевидная или «ослиный хребет») — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве.
- клинчатая — выложенная их клинчатых камней или из прямоугольных камней с клинчатыми швами.
- косая — см. ползучая.
- коробовая или эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка.
- круговая (стиснутая) — описана полукругом из центра, расположенного ниже пят.
- угловая — то же самое, что и митровая.
- ланцетоподобная (копьеподобная) — образована двумя дугами, которые соединяются под углом и имеет формы стрельчатой равносторонней, стрельчатой стиснутой, стрельчатой плоской.
- ломаная — см. стрельчатая.
- лучковая (круговая) — с дугой менее полуокружности (одноцентровая).
- мавританская — то же самое, что и аравийская
- митровая — с двумя симметричными спадами в завершении.
- многолопастная — вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом.
- овальная — образует в своде часть овала.
- выпукло-вогнутая — выгибы у пят обращены выпуклыми сторонами в середину пролёта и плавно переходят в одноцентровой или многоцентровой подъём по вертикальной оси.
- параболическая — образует в своде часть параболы.
- опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят. Выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены.
- перспективная — концентрическая, уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов.
- полуциркульная или полукруглая — её дуга описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки.
- подвесная — состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки.
- подковообразная — то же самое, что аравийская.
- сводная — то же самое, что ланцетоподобная.
- стрельчатая — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
- плоская — со стрелой подъёма в несколько раз меньше пролёта.
- ползучая или «кобылья голова» — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.
- подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов.
- портьерная — образована двумя или четырьмя дугами с центрами за пределами пролёта.
- притупленная — пологая стрельчатая с округлениями в пятах.
- пятилистная — навершие окна в виде пятилистника.
- разгрузочная — арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента.
- сжатая (лежачая) — завершенная горизонтальной перемычкой.
- скамеечка — беседка в виде триумфальной арки со сквозными решетчатыми стенками, к которым примыкают сиденья.
- стрельчатая — образована двумя дугами, которые пересекаются под углом.
- ступенчатая — система арок в виде нескольких ярусов закомар.
- трёхлопастная — образована тремя полуокружностями, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, которые зеркально повторяют друг друга.
- трёхцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трёх окружностей, из которых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше.
- «тюдор» — пологая с заострённым верхом.
- воображаемая или фальшивая — арка, не дающая горизонтального распора, так как выложена путем горизонтального напуска камней.
- царская — расположенная в Царских вратах иконостаса христианского храма.
- щековая — подпружная крестового свода, расположена по бокам прямоугольника его плана. Окружает свод перпендикулярно к его образующей.
- упорная — см. аркбутан.
Арки сооружаются также в виде отдельных сооружений:
- мемориальная — сооруженная в память о важном событии или исторической личности.
- триумфальная — подробнее см. триумфальная арка.
Полуциркульная арка
Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, ИспанияПолуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.
Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.
Лучковая арка
Мясной мост в Нюрнберге Нюрнберг. Вассершлосс Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арокЛучковая арка — арка, имеющая форму дуги примерно в четверть окружности. В Древнем Риме арки такой формы служили перемычкой оконных проемов в жилых зданиях. Типичным примером применения лучковой арки является сегментный арочный мост.
Стрельчатая арка
Собор Парижской БогоматериНа Востоке полукруглая арка претерпела наиболее сильную трансформацию, превратившись в так называемую стрельчатую, или ломаную арку, дуги которой пересекаются под углом.
По форме различают несколько видов стрельчатых арок:
- равносторонние арки, центры дуг которых находятся в пятах арок;
- сжатые арки, центры дуг которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты арок;
- плоские арки, центры дуг которых находятся ниже пят арок.
См. также
- Замковый камень
- Аркада
- Ордерная аркада
- Триумфальная арка
Ссылки
- Арка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- АРКА — Термины на А, 6 часть — Арн — Арx — Здания ру — дом и всё о нём — терминология и типы арок.
- Арка — статья в Большой Советской Энциклопедии.
История архитектуры в одиннадцати арках
От рушащихся древних памятников до эфирного преломления света, мы смотрим на меняющееся использование и форму скромной арки милость? Месопотамцы нуждались в них из-за отсутствия камня или дерева; римляне нуждались в них, чтобы драматически преодолевать огромные расстояния и праздновать свои победы; каменщики позднего средневековья нуждались в них, чтобы сделать свои готические шедевры максимально структурно эффективными. Их двойное назначение, соединяющее в себе строго прагматичное и чрезмерно монументальное, характеризовало их долгую историю, пока достижения в области строительных технологий не вытеснили их из повседневного строительства. Тем не менее соблазнительная форма арки — физическая или иная — оставила свой след во всех культурных дисциплинах и продолжает оставаться в центре некоторых из наших самых впечатляющих творений.
1. Колизей, Рим, 70-80 гг. н.э.Арка использовалась еще во 2-м тысячелетии до н. инженерных подвигов и как средство празднования их величайших военных побед.
В Колизее эти две функции органично сочетаются, это самый большой амфитеатр в мире, в котором размещались величайшие зрелища Рима, от реконструкции сражений до казней. Около 200 арок окружают его эллиптическую форму, древняя достопримечательность больше, чем любое римское сооружение, укрепляет изящную мощь арки.
2.Так-и Кисра (Арка Ктесифона), Ирак, 540 г. н.э. Салман Пак. Самая большая кирпичная арка в мире, ее присутствие, хотя и напоминает об одном из величайших городов Месопотамии, теперь символизирует ползущую смерть, с которой столкнулось архитектурное наследие Ирака после десятилетий беспорядков.С его бывшим музеем, разграбленным после свержения Саддама Хусейна, и всей заброшенной и разрушенной проливными дождями территорией, он стоит на грани краха. Хотя в 2004 году Фонд всемирного наследия предупредил о его шатком состоянии, только в прошлом году иракское правительство подтвердило планы его восстановления; теперь, когда Исламское государство разрушает еще больше исторической архитектуры Ирака, это приобрело новую актуальность.
3. Аббатство Тинтерн, Уэльс, 1131-1536В стиле аббатства Тинтерн арка стала не только образцом архитектурного стиля, но и целостным кросс-культурным движением. Заостренная готическая арка, стройная и зловещая, уменьшила горизонтальную тягу традиционной римской арки; Меньшее усилие на фундаменте было ключом к созданию легкости, к которой стремилась готическая архитектура. Большая часть первоначальных построек монастыря в Тинтерне полностью разрушена — осталась только церковь аббатства, освященная в 14 веке, ныне представляющая собой живописные руины.
«Строки, составленные в нескольких милях над Тинтернским аббатством» Вордсворта занимают свое место в каноне литературного возвышенного и готического – последний раз он появился на выставке Terror and Wonder Британской библиотеки, изображенной в лунном свете на акварельной картине, остроконечной арки занимают центральное место.
4. Мемориальные арки Танюэ, Китай, 14. 20-18.200035 клыки, похожи на современные участки. Пайфан восходит к династии Чжоу (11 век до 256 г. до н.э.) и обычно строится из ценных пород дерева или камня, состоит из многоярусных крыш и опорных столбов, часто в честь достижений предков семьи.
Мемориальный комплекс арки Танюэ был создан во времена династий Цин и Мин на протяжении более четырех столетий, и каждая арка стоит вдоль главной улицы деревни, олицетворяя достоинства древних семей.
5. Цепные арки Гауди, 19-20 векаГауди, увлеченный изучением геометрии в молодые годы, увидел, как любовь Гауди к контактной арке перешла от инженерных подвигов к архитектуре. Восхваляя его механическую способность равномерно распределять большой вес, именно эта логика лежала в основе его дико оригинального архитектурного стиля.
Техническое совершенство и богатая эстетика, которыми запомнился Гауди, можно полностью выразить через арку. Знаменитое моделирование инверсии этих контактных арок в миниатюре с помощью цепей и мешков со свинцовой дробью, повторяющийся мотив можно увидеть в его работах, например, на чердаках Дома Мила и Дома Бальо.
6. Арка Ворот Ээро Сааринена и Ханнскарла Банделя, Сент-Луис, 1965 г. стал архитектурным сокращением для города Сент-Луис. Спроектированная Ээро Саариненом и Ханнскарлом Банделем контактная арка была технически амбициозной; он остается самым высоким монументом из нержавеющей стали в мире, его изящная форма противоречит примерно 2000 тоннам стали.Претерпевшая множество неудач из-за масштабов строительства, она открылась для публики в 1965 году, открыв арку в технологичном будущем. Это движение также не является чисто символическим; маленькие цилиндрические трамвайные вагоны двигаются вверх и вниз по рукавам арки, чтобы добраться до центра для посетителей наверху. В то время как мы можем лишь ненадолго пройти через триумфальную арку, эта икона является местом для пребывания и размышлений.
7. Большая арка в Париже, 1989 г.0035 Исторический топор с трехмерным тессерактом, облицованным каррарским мрамором и стеклом. Празднование человечества, а не военных побед, которые рекламирует его двоюродный брат на Елисейских полях, две стороны арочного дома правительственных учреждений, наверху которого раньше располагались компьютерный музей и ресторан, который позже закрылся из-за аварии в лифте – таковы проблемы, с которыми пришлось столкнуться под современной аркой.Его угол наклона по исторической оси — удобно похожий на угол Лувра — обусловлен огромным размером фундамента арки, борющегося за пространство с автомагистралью и железнодорожными станциями, которые занимают пространство под ним. Тем не менее, как пример «живого памятника» он остается редким примером, а как живая арка тем более, что делает его открытие во время 200-летия Французской революции тем более уместным.
8. Фонтан столетия Николая Дж. Меласа от Lohan Associates, Чикаго, 1989 г.Построен в ознаменование 100-летия Столичного района мелиорации воды в Большом Чикаго — района, который изменил направление течения реки Чикаго в 1900 году. – Ступенчатый водопад Lohan Associates выбрасывает водную дугу каждый час, создавая эфемерную 80-футовую арку через реку.
Напоминающий «водяной салют» — серию арок, созданных пожарными машинами, под которыми торжественно проходят самолеты и транспортные средства — это празднование одного из величайших инженерных подвигов 20-го века ниспровергает роль арки как постоянного, непоколебимого мемориал. Лодки могут проходить через эту временную арку, если они готовы быть залитыми во время процесса, который выглядит как причудливый ритуал очищения.
9. Лесной павильон от nArchitects, Тайвань, 2011 г.Компания nArchitects использовала серию из 11 хранилищ, чтобы сформировать Лесной павильон на Тайване, предназначенный для повышения осведомленности о лесе Да Нонг Да Фу, находящемся под угрозой исчезновения.
Компания nArchitects, представленная на фестивале искусств Тайваньского бюро лесного хозяйства в 2011 году, наняла местное племя амис, мастеров традиционного бамбукового строительства, для создания арок из свежесрезанного бамбука. В результате получилась серия фигур, напоминающих ворота Сент-Луиса, построенные крупнейшим аборигенным племенем Тайваня.
10. Arcades by Troika, Бельгия, 2012 г.Arcades , проект лондонской студии дизайна Troika, использует арку как праздник открытости, а не закрытости. В произведении используются 14 столбов света, которые светят вверх тонкими полосами, проходя через линзы Френеля и преломляя лучи света в заостренные готические арки.
Как и в случае с водометом реки Чикаго, арка не обязательно нуждается в постоянном материальном присутствии для ее способности определять пространство, которое нужно испытать.
11. Дьебедо Фрэнсис Кере Выставка Sensing Spaces , Лондон, 2014 г. Выставка Sensing Spaces появляется как одна арка за другой. В то время как многие современные интерпретации арки сосредоточены на визуальных зрелищах, инсталляция Кере спроектирована как пространство для взаимодействия, его интимное пространство, похожее на туннель, постепенно заполняется разноцветными соломинками, вставляемыми посетителями в течение выставки. Это была не единственная арка, представленная на выставке — Эдуардо Соуто де Моура разместил две бетонные арки рядом с существующими проемами, расположив их так, чтобы они выровнялись со зданиями за пределами галереи, подобно выравниванию Больших арок с Лувром. Переосмысление арки здесь связано скорее с интерпретацией, чем с физическим.Технологии, возможно, избегают арки в наших повседневных конструкциях, но именно благодаря этому же прогрессу ее символическое и механическое значение приобрело еще большее значение. Рем Колхас, возможно, завершил свою историю дверных проемов серым сканером безопасности аэропорта, но арка показывает, что будущее наших пороговых пространств не должно быть таким мрачным.
Арки – проектирование зданий
|
Арка представляет собой изогнутую конструктивную форму, которая несет нагрузки вокруг проема, передавая их по профилю арки на устои, косяки или опоры с обеих сторон.
Арки были заметным элементом архитектуры со времен этрусков, которым приписывают их изобретение, хотя римляне развили их дальше и распространили их использование. Методы проектирования и строительства 9С тех пор арки 0009
превратились во многие другие структурные формы, включая своды, аркады и мосты.Арки – сжимающие конструкции, то есть в них нет растягивающих напряжений. Они самонесущие, стабилизированные силой тяжести, действующей на их вес, чтобы удерживать их при сжатии. Это делает их очень стабильными и эффективными, способными выдерживать большие пролеты и выдерживать большие нагрузки, чем горизонтальные балки.
Нисходящая нагрузка арки должна передаваться на ее фундамент. Внешняя тяга, создаваемая арка в основании должна удерживаться либо собственным весом, либо весом несущих стен, контрфорсами или фундаментами, либо противодействующей связью между двумя сторонами. Внешняя тяга увеличивается по мере уменьшения высоты или подъема арки .
Поскольку многие строительные материалы, такие как каменная кладка и бетон, могут сопротивляться сжатию, арки обычно строятся с использованием материалов этих типов.
Строительство из традиционной кирпичной кладки арок зависит от расположения кирпичей, блоков или камней над проемом. Клиновидные блоки, называемые вуссуарами, устанавливаются встык, причем верхний край шире нижнего. Давление вниз на арку приводит к тому, что вуссуары сближаются, а не расходятся. Вуссуар, расположенный в центре арки , известен как краеугольный камень.
Такое расположение означает, что арка является самонесущей, но имеет временные опоры снизу, обычно в виде деревянных «центров» (иногда называемых «центрированием» или «
»).0009 арка формирователи») должны предоставляться до тех пор, пока замковый камень не будет установлен на место.Внутренняя нижняя часть арки известна как внутренняя часть. Внешний вид, верхняя кривая арки известна как экстрадос. Пружина, или пружинящая линия, — это точка, из которой арка начинает подниматься со своих вертикальных опор.
Большинство арок имеют круглую, заостренную или параболическую форму, однако существует великое множество вариаций этих основных форм, которые развивались в разные периоды. Древнеримские архитекторы отдавали предпочтение округлым арок , тогда как готические архитекторы предпочли заостренные арки и в этом отношении, возможно, находились под влиянием исламской архитектуры.
Некоторые из наиболее распространенных типов арок описаны ниже.
[править] Треугольная
аркаВпервые разработанная майя, треугольная арка образована двумя большими диагональными камнями, которые перекрывают отверстие, взаимно поддерживая друг друга.
[править] Круглый
арочныйТакже известная как полукруглая арка , она представляет собой непрерывную кривую и была разработана римлянами. Их часто использовали бок о бок в серии для создания аркады. Адаптация представляет собой необузданную круглую арку , которая имеет неравную длину поддержки с обеих сторон.
[править] Сегментная арка
Это арка , высота которой меньше полукруга. В более плоской форме сегментные арки обычно использовались для мостов, поскольку возможны большие пролеты без чрезмерного увеличения высоты. Чем площе арка получает большую тягу, направленную в сторону к опорам, там мосты требуют больших опор с обеих сторон.
[править] Ланцет
аркаЭто форма остроконечной арки , разработанная в готический период. Его часто использовали для окон и конструкций крыш в церквях и соборах. Арка высокая и узкая с заостренной вершиной.
[править] Равносторонняя арка
Тоже из готического периода, равносторонняя 9Арки 0009
часто использовались для декоративных входов и окон. Две точки пружины и вершина внутренней части образуют равносторонний треугольник, а это означает, что каждая кривая имеет длину хорды, равную пролету.[править] Арка изгиба
Также известная как домкрат арка , арка изгиба похожа на перемычку в том, что она плоская или почти плоская в профиле, однако вуссуары используют свою прочность на сжатие в том же кстати как обычная арка .
[править] Трилистник
аркаТрилистник арка обычно использовался в религиозных зданиях и имел форму трех перекрывающихся колец, известных как трилистник.
[править] Подковообразная арка
Изгибы подковы арки выступают из точек пружинения, образуя подковообразный профиль. Они широко использовались в исламской архитектуре в таких регионах, как Испания и Северная Африка.
[править] Трехцентровая арка
Трехцентровая арка аналогична сегментарной арке, но имеет более двух центров, что придает ей эллиптический или овальный профиль.
[править] Четырехцентровая
аркаЧетырехцентровая арка , также известная как Tudor арка или вдавленная арка , низкая и широкая с заостренной вершиной. Обычно он намного шире своего подъема и обычно использовался в английской архитектуре.
[править] Ogee
аркаФорма ogee арки была разработана в период английской готики и следует вогнутой дуге, переходящей в выпуклую дугу с заостренной вершиной. Его часто использовали в декоративных целях над дверными проемами.
[править] Параболическая и контактная арка
Параболическая арка следует принципу, согласно которому при равномерной нагрузке сверху внутреннее сжатие происходит по параболической кривой. Параболический 9Арки 0009 производят наибольшую тягу у основания, но могут охватывать наибольшее расстояние, поэтому обычно используются в конструкции мостов.
Контактная сеть арка очень похожа на параболу, но немного более «плоская» в нижней части и поднимается быстрее, чем парабола. Цепная цепь — это решение дифференциального уравнения, описывающего форму, которая направляет силу собственного веса вдоль своей кривой, так что, если она висит, она втягивается в эту форму, а если стоит прямо, то может поддерживать себя. Парабола не обладает тем же свойством, но является решением других важных уравнений, описывающих другие ситуации.
Арка Ворот в Сент-Луисе, штат Миссури, США (на фото выше) представляет собой контактную сеть арки .
- Абатмент.
- Акведук.
- Аркада.
- Арочный кирпич.
- Бочкообразный свод.
- Глухая арка.
- Строительство мостов.
- Арка изгиба.