МБОУ Чановская средняя образовательная школа №1 Олимпиада для школьников 10-11 классов по предмету «Мировая художественная культура» 1.Задания включают вопросы, к каждому предложены варианты ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл
А)Хефрена б)Хеопса в)Микерина
А) Геродот б)Платон в)Имхотеп
А)Клеопатра Б)Хашепсут в)Раннаи
а) Осирис; б) Гор; в) Амон; г) Исида; д) Анубис.
а) ворота богини Иштар; б) пирамида Хеопса; в) пирамида Джосера; г)гробница Тутанхамона; д) законы Хаммурапи; з) зиккурат.
А) «распластывание» фигур на плоскости Б) культ красоты человеческого тела В) закрытость и замкнутость фигур
А) Тексты пирамид Б) Книга мертвых В) Тексты саркофагов
А) Кромлех Б) Дольмен В) Трилит Г) Менгир 1. 2 Культура Античности
А) Острова Крит и Пелопонес, б) острова Пелопонес и Киклады, в) Острова Крит и Эвбея.
А) Деревянные колоны необычной формы. Их стволы сужаются к верху и напоминают конусы. Окрашены в тёплые красные тона. Б)Деревянные колоны необычной формы. Их стволы сужаются к низу и напоминают конусы. Окрашены в тёплые красные тона. В) Деревянные колоны необычной формы. Их стволы сужаются к верху и напоминают конусы. Окрашены в холодные тона 3. Главный храм Акрополя, посвященный богине Афине А) Эрехтейон, б) Парфенон, в) Пропилеи. 4. Назовите выдающееся сооружение, которое римляне называют храмом «всех богов», построенное Аполлодором Дамасским в эпоху Андриана в 118-128 гг.? А) Храм Фортуны Вирилис Б) Пантеон В) Храм Весты а) древний б) греческий в) римский а) ионический, б) дорический, в) античный, г) коринфский а) дифирамбы, б) маска Дионисия, в) лавровая ветвь. а)Еврипида, б) Аристофана, в) Эсхила а) Пантеон; б) святилище Фортуны; в) Эрехтейон; г) храм Артемиды. 1. Столица Византийского государства. а) Константинополь б) Москва в) Владимир 2. Какой тип храма изображён на рисунке? ___________________________________________________ Иконы. ___________________________________________________________ Картина Икона красочного слоя 5 слоёв 5. В средние века центр образования и культуры : а) церковь; б) школа; в) государство. а) Скандинавии; б) Рима; в) Византии. а) готический; б) романский; в) барокко. а) менестрели; б) миннезингеры; в) трубадуры. А) григорианский хорал Б) псалмы В) антифоны 1. 4 Культура Востока
А)замок б)монастырь в)дворец
А)Китае б)Японии в)Индии
А)в Киото б)в Хорюдзи в)в Рёандзи
А)V в. Б)X в. В)VII в.
6. Отметь новые типы зданий, возникшие в Арабском Халифате: 1.пещерные храмы 5.мечети 9.замки 2.ступы 6.медресе 10.минареты 3.храмы 7.мавзолеи 11.пирамиды 4.караван-сараи 8.пагоды 12.рытые рынки
а)ситар, б) барабан, в) человеческий голос. 8. Сколько минаретов не может иметь мечеть? А) 8, б) 10, в)12 А) минарет, б) мечеть, в)медресе. а) исторические события Италии 14-16 вв.; б) Mадонна с младенцем; в) изображение природы Италии. 1) “Джоконда”; а) Микеланджело; 2) “Рождение Венеры”; б) Боттичелли; 3) “Давид”, в) Леонардо да Винчи А) В Греции Б) В Италии В) Во Франции Г). В Америке 5.Установите соответствие 1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне». 2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума 3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал. А) Возрождение, В) Средние века, Д) Античность 1.6 Культура 17-18 веков. 1. Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности (проставьте цифры от 1 до 10). 1 классицизм 6 барокко 2 романский стиль 7 эпоха Возрождения 3 реализм 8 готика 4 античность 9 романтизм 5 модернизм 10 импрессионизм А) консерватизм и замкнутость Б) познание и открытость миру В) контрастность, рационализм, богатство стилей А) Питер де Хох (1629-1685) Б) Герард Терборх (1617-1681) В) Рембрандт ван Рейн (1606-166 За каждый правильный ответ – 2 балла. 3 2 1 5 4 6 6. Минарет Аль-Мальвия 4. Пирамида Кукулькана 1Индийская ступа в Санчи 3. Великая китайская стена 5. Египетские пирамиды 2. Мавзолей Тадж-Махал 2.2 Соедини стрелками иконы Иисуса Христа с его архетипами. ( за каждое совпадение 2 балла – 6 баллов)
(вседержитель) (спаситель) (на престоле) 2.3Соотнесите: ( за каждое совпадение 2 балла – 8 баллов)
2.4 Соотнесите: (за каждое совпадение 2 балла – 8 баллов)
2.5 Соотнесите: (за каждое совпадение 2 балла – 8 баллов)
________________________________________________________ Так сына старец наставлял ……………………………… Когда тот от обид не мог ………………………………… Быть праведным старайся в этой ….. … ………………… Не то себя подвергнешь ………………………………….. Ты нынче тех, кому был раньше ………………….. …….. Поступком неприличным …………………………………. Тот, кто уродство спрячет под ……………………………. Себя возвысит, пользуясь …………………………………. Но в рай никто обманом не ……………………………….. Там без кафтана явится …………………………………… Саади Ширази (XIII в.) (урод, на путь, войдѐт, уснуть, обманом, жизни, укоризне, кафтаном, мил, огорчил) |
Современной архитектуры не существует
Современной архитектуры не существует. Это открытие я сделал тридцать лет назад, заканчивая архитектурный факультет Академии Художеств в Петербурге, где меня с успехом обучали советскому модернизму. Существует только псевдоархитектурная деятельность, которая по своей основной методологии не имеет ничего общего с традиционным творчеством. Я вырос и учился в центре Петербурга и не раз, находясь в плотной толпе гуляющих по набережным Невы, задавал себе вопрос: «Почему они приехали из спальных районов в центр города сейчас, ночью?» Ведь в советское время это было непросто. Такси взять было невозможно, метро не работало. На набережной Невы ни одного магазина или киоска. Развод мостов? Но зачем смотреть это в центре, когда имеются мосты и в новых районах? Нет! Всех тянет в центр, где есть любая архитектура, кроме современной. Потом, когда с падением СССР открыли границу, выяснилось, что ни один туристский маршрут на Земле не пролегает через современный город, если только это не гостиница при пляже на море или на горном курорте. Сам по себе город привлекает, только если в нем имеется исторический центр и «очень небольшой» процент архитектуры второй половины XX века. Собственную архитектуру население земли не любит и не ценит и никогда ее не реставрирует и не воссоздает.
Когда в 1902 году упала Кампанила на Пьяцетте в Венеции, Городской совет постановил восстановить ее «com’era dove’era» – «как была и где была», что и было сделано в 1912 году. Когда же почти через сто лет в 2001 году падает великий монумент второй половины XX века – башни WTC в Нью-Йорке, ни у кого не возникает даже мысли о восстановлении «памятника архитектуры», а ведь он уже вошел во все «истории архитектуры» и энциклопедии и в каком-то смысле был символом своей эпохи. Почему любовно восстановили соборы и дворцы Европы после бомбежек Второй мировой войны, а ветшающие памятники середины XX века сносят, не оставляя памяти о них, почему никто не ездит в Париж только ради Дефанса, а самый посещаемый туристами город – Венеция, а не Чандигарх или Бразилиа, построенные гениальными пророками современной архитектуры? Ответ на этот вопрос нам не даст ни один современный архитектор или кто-либо, имеющий отношение к строительству и инвестированию. Зато абсолютное большинство жителей этих самых спальных районов и вообще жителей Земли (если только они не архитекторы и не левые художники) ответит на этот вопрос просто: «Современная архитектура архитектурой не является. Она удобна, там много зелени, света, горячей воды и стекла, но в эстетическом смысле она не может сравниться с историческим центром, мы живем не в архитектуре! Нам нужна аккуратная упаковка для комфортного бытия».
Поэтому современной эстетике присущи категории, характерные для упаковочного дизайна, легкость, гладкость, динамичность, аккуратность. Если принципы архитектуры по Витрувию — «красота, польза и прочность», то польза, прочность и легкость – это критерии для дизайна контейнеров. Мне как архитектору, который работал в обеих творческих стихиях, легко доказать сказанное. Легкость и динамичность противопоставлены здесь красоте архитектуры, так как красота архитектуры – это понятие прикладное. То, что красиво для лошади, совершенно безобразно для женщины. Эстетика греческих триер, амфор, шлемов и колесниц не имеет ничего общего с эстетическими принципами Парфенона. Последний построен, имеет гармоничный образ устойчивости конструкции огромной тяжести, эстетику недвижимости, несвешиваемости и надежности. Эстетика каравеллы времен Палладио не имела никакого отношения к палладианству в архитектуре. Ножка от стула времен ампира никогда не похожа на колонну, она расширяется кверху, чтобы воспринять горизонтальное усилие. Современная же архитектура и дизайн предметов имеют абсолютно тождественные принципы.
Дом, радиоприемник, океанский лайнер и коробка от обуви сделаны словно в одной художественной программе. Путаница канонических форм лишает архитектуру образа, она становится без образа, то есть безобразной. Именно поэтому любой современный фасад как чужеродный предмет портит среду старого города, как ложка дегтя в бочке меда, как целлофановый пакет из под мусора, портящий газон в саду. Или металлический протез на живом теле. Упаковка – это не форма. Это хранилище формы, производное от нее, форма неотделима от существа, а упаковка отделима, она сохраняет и сдерживает бытие. Упаковка – это гроб, и упаковочная эстетика несет образ безнадежности, искусственности и смерти. Молекулярная структура современного — это бесконечные сетки и сеточки, символизирующие пустоту и ограниченность. Этими сеточками покрыты все модернистские сооружения – от небоскребов до туалетов. Это единственный декор, известный новой эстетике. Эта декартова клетка символизирует то, что мир можно разъять, как угодно разложить, а потом синтезировать в более правильном порядке.
Но под порядком подразумевается неустойчивая открытая система, напрямую выдаваемая за эстетическую реальность (например, у Кензо Танге). Открытые, не имеющие ни начала, ни конца сетчатые композиции не имеют никаких пропорций по определению, и эстетический поиск художественной выразительности здания сводится к надуманной геометрической системе с простым прямоугольным модулем, к тому же лишенным и своей модульной последовательности. Плитка, которой облицовывается санузел, или панели вентилируемого фасада обрываются там, где начинается угол. А последние лет двадцать они срезаются под углом или по бессмысленной кривой, изображая экстравагантную прихоть творца. Но никакого творчества в этом авангардном инфантилизме нет. Все свободные художники формотворцы бесконечно ранжированы и униформированы. Эти гордые индивидуальности «самовыражаются» очень дружно, совершенно не отличаясь друг от друга, повторяя одинаковый набор модернистских заклинаний. Повторю, я учился самому правоверному модернизму и успешно работал в этой эстетике в первые годы после учебы.
Впрочем, ни в чем другом работать было невозможно. В советское время архитектура находилась в тисках самой утилитарной хозяйственной экономии, самого убогого набора сборных строительных элементов и самого низкого качества самой сборки. В те годы подвиг архитектора заключался в том, что в доме открывались и закрывались окна и двери, а в щели между панелями не мог пролезть ребенок. Монолитный железобетон и даже кирпич надо было согласовывать в обкоме КПСС. Все надо было проектировать из низкокачественных сборных элементов с очень небольшой номенклатурой. Общество справедливо не видело в современном мире домостроения искусства, что отражено в «мудрых» постановлениях партии и правительства в конце 50-х годов. Именно с этим связано то, что во времена Хрущева и Брежнева в архитектуре жестко насаждался самый бескомпромиссный модернизм, а в изобразительном искусстве, литературе, кино и музыке велась самая беспощадная большевистская борьба со всеми проявлениями модернизма и авангарда. Коммунистическая идеология признавала только идеологическое искусство, и отсутствие идеологии в архитектуре в постсталинистский период означало просто трезвое понимание советского общества (и его главного выразителя – партии), что архитектуры как искусства не существует. Да и может ли быть эстетика устойчивости в обществе, нацеленном на космос, штурмующем небеса?!
Впрочем, существовал будоражащий миф о настоящей западной архитектуре, с которой мы были знакомы по мутным фотографиям в немногочисленных западных журналах. Нас особенно волновала Финляндия – такая близкая и недоступная. Миф об Алваре Аалто и «финском пути в современной архитектуре» определили стиль советского модернизма, нашедший свой путь между Аалто и фашистской архитектурой Италии. Сотни произведений советской архитектуры сделаны на тему дворца «Финляндия», в котором Брежнев подписал смертный приговор советскому обществу – Хельсинское соглашение о правах человека. Впоследствии стало ясно, что коммерческий модернизм Запада ничем не лучше (и даже слабее) советского социалистического модернизма. В любом случае сам, как говорили в то время, «творческий метод» был совершенно одинаковый и тождественный дизайну. Несчастье сияющей красавицы-архитектуры, заснувшей летаргическим сном, заключалось в том, что в сознании прогрессивной интеллигенции классическая ордерная архитектура, сотни произведений советской архитектуры ассоциировались со сталинизмом и фашизмом. Московские высотки и грандиозные неоклассические проспекты напоминали людям о лагерях.
И действительно, в фашистском и сталинском классицизме была страшная неорганичность, связанная с тем, что этот стиль является уродливым коктейлем тюремноподобного конструктивизма с русским неоклассицизмом «серебряного века» 1910-х годов. Стоит ввести в неоклассический фасад вертикальный ритм одинаковых окон, он обезображивается в модернистский, как хорошо бы ни был нарисован палладианский ордер. Вот пример: здание Жолтовского на Моховой улице – сталинский стиль, потому что сквозь него просвечивает его конструктивистская сетка. При этом здание Московского Архитектурного Общества архитектора Кузнецова, построенное также на основе Лоджии дель Капитаниато Палладио, остается в рамках великой традиции, хотя ордер последнего нарисован куда хуже, чем у Ивана Жолтовского. Суть в окнах. Их ритмическое повторение может быть только по горизонтали, где люди двигаются, переходя из комнаты в комнату. На другом этаже другие люди и другие окна. Если окна имеют вертикальный ритм, значит, в доме живут совершенно одинаковые люди (а может быть, и не совсем люди, а как называл людей Сталин, винтики и колесики социализма). Отвратительная тоталитарность сталинского стиля связана не с ордером, а с эстетическими принципами, ему противоположными, с «ленточным окном» Корбюзье.
Дело в том, что культурная программа Серебряного века – попытка уйти от рыночной пошлости новой эпохи и породила культурную революцию Сталина, проводимую кровавыми большевистскими методами. Сталин строил безбожный монастырь культуры и поэтому нашел поддержку у русской интеллигенции. Палладио тут не при чем, как великий русский поэт Пушкин не виноват в тотальной пушкинизации СССР и основании культа Пушкина. Все ведущие архитекторы 60-70-х годов работали когда-то в сталинском стиле, и каждое молодое поколение снова начинало его преодолевать и под знаменем подлинного (то есть западного) модернизма выталкивать стариков на пенсию.
Когда я понял, что современная и несовременная архитектура – это совершенно разные жанры, я оказался в полном одиночестве в нашей стране. Мы за своим железным занавесом не знали о целом неоклассическом движении в Англии, США, отчасти в Бельгии и Испании. Мы не знали ни о Квинлане Терри, ни о Леоне Крие, ни о принце Чарльзе. Я в одиночку догадался, что архитектура – это классика, а современная архитектура – это дизайн. Мне очень хотелось попробовать, будучи уже достаточно искушенным во всех модернистских приемах, будучи знакомым со всеми модернистскими заклинаниями, запроектировать что-то в классицистическом духе так, как это делали в начале XX века. И вдруг я столкнулся с совершенно неожиданной вещью: методология проектирования в современной архитектуре, да и соответственно сам феномен современного и традиционного архитектора отличаются друг от друга.
Давайте проследим, каким образом рождается современное здание. Сначала небрежной рукой мастера делается рисунок, обозначающий основной пластический ход формообразования, в котором находится абстрактная форма, являющаяся архитектурным образом будущей постройки. Он делается всегда небрежно и традиционно нереалистическим методом, созданным Корбюзье, – в виде наброска (все до единого современные архитекторы, претендующие на роль мэтров, делают рисунки «а-ля Корбюзье»). К слову сказать, и здесь великий маэстро как всегда всех обманул – его-то рисунки сделаны не корявой рукой на листочке писчей бумаге авторучкой, а кистью и тушью на больших листах торшона и напоминают рисунки другого великого виртуозного обманщика Матисса.
Сделав этот «рисунок-шедевр», архитектор начинает искать планировочную и строительную структуру, как правило, простую прямоугольную с различными отклонениями, в которую входит функция этого здания, причем, как правило, функция понимается как функциональное движение внутри некой оболочки. После того, как функция и конструкция найдены, начинается работа над фасадами, которые как бы прилепляются к функционально конструкторской структуре здания для того, чтобы максимально приблизить образ объекта к наброску, который является как бы образом этого здания. Этот первоначальный образ здания имеет отсылки к самым разнообразным, но всегда неархитектурным, динамичным предметам: дом-аэробус, дом-корабль, дом-птица, дом-парус. Качество произведения современных архитекторов зависит от качества доведения деталей. Под этим качеством понимается технологическая законченность, гладкость, ровность поверхности, то есть все то, что характерно для эстетики механизмов и транспортных средств, летательных аппаратов и упаковки. И именно от этих критериев отталкиваются архитекторы, а потом движутся к образу, который был задуман первоначально.
Это в конечном итоге определяет физические характеристики здания – его объем и пропорции. Теперь попробуем спроектировать церковь с большим портиком. Сначала мы можем сделать такой же рисунок. Дальше начинаем рисовать его основные габариты здания. Свес кровли определяется выносом карниза. Конек, а также и конечный вынос определяются каблучком, который есть функция карниза и зависит от высоты колонны ордера на фронтоне, поскольку все элементы ордера являются функцией модуля, то есть половиной диаметра колонны, а диаметр колонны (в зависимости от принятого ордера) жестко зависит от высоты колонны.
Таким образом, для того, чтобы определить основные строительные габариты здания, нужно знать пропорции его фасадной декорации в абсолютно точных размерах, не имеющих никакого допуска. А так как декорация делается только для красоты здания, то получается, что эта гармоническая каноническая форма и есть хорошо нарисованный фасад, то есть единственная возможная основа для проектирования тела самого здания. И функция, и конструкция, и инженерные коммуникации здания определяются его пропорциями, а в итоге зависят от художественного мастерства автора. А как определить, является здание красивым или некрасивым? Как рисовать здание? Для этого нужно иметь художественный опыт, уметь хорошо рисовать, быть профессиональным художником, реалистическим профессиональным живописцем, графиком, умеющим рисовать архитектуру. Именно такими и были практически все мастера домодернистской архитектуры. Это открытие меня потрясло. Я понял, что главное – это не изучение ордерной системы, в ней разобраться можно за один вечер, главное – это художественный опыт.
Именно тогда я решил перестать быть архитектором и сделал из себя художника, чтобы лично приобрести этот художественный опыт, стать профессионалом. Практически уже закончив Академию Художеств, я впервые начал писать акварелью, стал работать как пейзажист, а также выставляться на выставках в СССР и за рубежом – в Лондоне, Париже, Хельсинки, который, кстати, я очень люблю – я сделал десятки акварелей в центре этого города. Я писал акварелью архитектурные пейзажи Петербурга, Венеции, Рима. Потом я стал делать черно-белые рисунки с видами Венеции и Рима. Но мне был интересен не только пейзаж, хотелось попытаться смоделировать, самому синтезировать ту городскую среду. Поэтому я делал архитектурные фантазии на тему Петербурга и Москвы. Мне хотелось разобраться в пластике, геометрии городской среды и понять, почему в современной архитектуре не хочется сидеть с этюдником и рисовать, как в центре старого города. Почему в парижском Дефансе художники не продают его видов, почему не продают акварели, например, с видами Нью-Йорка или Гонконга. Возможно, мои утверждения будут не совсем политкорректными, но я уверен, что модернистская архитектура, как и любая другая, является отображением сокровенного духовного содержания общества.
Архитектура является портретом Дориана Грея, в котором люди видят то, чем они на самом деле являются в духовном и социальном смысле. А то, что в современном градостроительстве основной доминантой становится огромный офис – небоскреб или торговый центр в виде гигантской упаковки для обуви, и то, что из небесной линии (skyline) городов исчезли купола церквей, означает, что оно является отражением духа секуляризированного общества. Я не хочу навязывать свою точку зрения, просто делюсь своим впечатлением, так как возрождения красоты должно делаться руками, кистью, карандашом, а не проповедями, поучениями и проклятиями.
Архитектурные ордера – дорический, ионический, коринфский и др.
Первоначально эта статья была опубликована на несуществующем веб-сайте журнала Древнего мира , а теперь повторно опубликована здесь.
Если вы когда-либо посещали курс истории искусства, вы, вероятно, знакомы с классическими ордерами. Это разные стили классической архитектуры, которые первоначально использовались древними греками и римлянами, особенно при строительстве общественных зданий, таких как храмы. Вы почти наверняка слышали, как кто-то в тот или иной момент упоминал такие вещи, как дорические храмы и ионические капители.
В этой статье я хочу кратко объяснить, что представляют собой различные классические ордена, чем каждый из них отличается друг от друга, и исследовать их происхождение (насколько есть какие-либо доказательства для изучения). Однако обо всем по порядку: что такое порядок? Джон Саммерсон удачно резюмирует это в своей небольшой книге по классической архитектуре следующим образом: «Ордер — это единица «колонна-надстройка» колоннады храма» (стр. 10).
Различные столбцы
Различные стили легче всего узнать по их столбцам. Три стиля были созданы древними греками. Это в хронологическом порядке дорический, ионический и коринфский ордера. Позже были добавлены два других ордена: простой и элегантный тосканский орден и более богато украшенный «составной» орден.
Скан страницы из энциклопедии, опубликованной в 1728 году, которая прекрасно иллюстрирует все различные порядки из Википедии.Приведенная выше диаграмма изобилует деталями, на ней перечислены все технические термины, которые вы использовали бы при описании классической архитектуры, включая современные здания, вдохновленные древним миром греков и римлян. Колонны состоят из основания (в некоторых случаях не обязательно!), вала и капители. Колонны поддерживают антаблемент, состоящий из архитрава, фриза, карниза и т. д.
Тосканский ордер самый простой, с колоннами без канавок и фризом, который остается полностью пустым. По сути, это упрощенная версия дорического ордера. Последний имеет рифленые колонны (т. е. с бороздками), а фриз делится на метопы (панели, часто с орнаментом, раскрашенным и/или рельефным) и триглифы. Триглиф состоит из трех стержней с каналами между ними: когда-то считалось, что это переводы в камень концов трех досок, которые когда-то поддерживали крышу, но мнения разделились, является ли это на самом деле правильной интерпретацией.
По сравнению с дорическим ордером, ионический ордер обычно более тонкий, а его капитель более богато украшена завитками (закругленными концами, напоминающими бараньи рога). Отличительной чертой коринфского ордера являются его капители с листьями аканта. Составной ордер, по сути, представляет собой комбинацию коринфского и ионического ордеров, с капителями, соединяющими листья аканта коринфского ордера с завитками ионического ордера, обычно расположенными в каждом из четырех углов, а не строго двусторонними.
Витривий и Ренессанс
Самым ранним источником для классификации классической архитектуры по отдельным порядкам является De Architectura («Об архитектуре»), написанный Маркусом Витрувием Поллионом (ок. 80/70 г. до н.э. — ок. 15 г. до н.э. или позже). В третьей и четвертой книгах своего знаменитого труда он описывает дорический, ионический и коринфский ордера и мимоходом упоминает тосканский ордер. Он сосредотачивается на происхождении каждого из орденов и объясняет, для каких божеств наиболее подходят различные ордена. Вот, например, что пишет Витривий о происхождении дорического ордера (4.1.3):
Формы их колонн связаны с названиями трех ордеров, дорического, ионического и коринфского, из которых дорический возник первым и в ранние времена. Ибо Дор, сын Эллена и нимфы Фтии, был царем Ахеи и всего Пелопоннеса, и он построил храм, который случайно оказался такого же порядка, во дворце Юноны в Арголиде, очень древнем городе, а впоследствии другие того же порядка в других городах Ахеи, хотя правила симметрии еще не существовали.
По-настоящему систематический подход к классическим ордерам появился только в эпоху Возрождения. В пятнадцатом веке Леон Баттиста Альберти, уроженец Флоренции, описал каждый из орденов, основываясь как на Витривиусе, так и на своих собственных исследованиях древних руин. Он добавил к списку пятый порядок, составной. Спустя столетие Себастьяно Серлио взял работу Альберти и изложил отныне канонические правила относительно классических орденов, идеализируя каждый из них. Некоторые современные ученые игнорируют тосканский ордер, считая его разновидностью дорического ордера; его статус отдельного ордена рассматривается в основном как выражение национализма со стороны писателей эпохи Возрождения.
Как и следовало ожидать, мы не должны быть слишком строгими, когда речь идет о применении классических ордеров к архитектуре, восходящей к древним временам. Например, детальное изучение античных храмов показывает, что античные зодчие часто экспериментировали с пропорциями, избегая довольно жестких схем, придуманных (или, может быть, скорее рекомендованных) писателями эпохи Возрождения (см., например, книги, перечисленные в дальнейшем чтении). Особенно в архаический и раннеклассический периоды (ок. 700–450 гг. до н. э.) древнегреческие архитекторы, конечно, были совершенно свободны экспериментировать по своему желанию.
Древнее происхождение
Витривий утверждает мифологическое происхождение дорического ордена. Однако археология показала, что и дорический, и ионический ордер возникли в седьмом веке до нашей эры, когда были построены первые каменные храмы. В истории искусства седьмой век до нашей эры в Греции часто называют периодом «ориентализации», поскольку греческое искусство явно черпало вдохновение в восточных культурах. В архитектуре греки явно вдохновлялись каменной архитектурой из Анатолии и других стран, включая Древний Египет.
Тем не менее, древнегреческий каменный храм также построен на местных традициях. Уже в восьмом веке были построены деревянные конструкции, которые были (в основном) прямоугольными и имели деревянные столбы или колонны, в том числе колонны, которые располагались между двумя концами стен (т.е. помещались в антис ). Конечно, базовая структура классических ордеров с колоннами, поддерживающими архитрав, является не чем иным, как вариацией системы стоек и перемычек, которая в Эгейском море уже использовалась с бронзового века.
г. Массивные колонны храма в Луксоре, построенного ок. 1400 г. до н.э. Египтяне были очень продвинуты по сравнению с греками, и вполне вероятно, что последние много заимствовали у первых, когда дело дошло до каменной архитектуры. Греки также научились искусству каменной скульптуры у египтян, о чем свидетельствует сходство между архаическими греческими статуями курос и египетскими каменными скульптурами. Фото: Х. Гроуб (источник).Город Коринф, стратегически расположенный на перешейке, процветал в седьмом веке до нашей эры в результате торговли и других заморских контактов. Было высказано предположение, что самые ранние каменные храмы возникли здесь в седьмом веке. В Коринфе говорили на дорическом диалекте, поэтому и архитектурный стиль назывался дорическим. Считалось, что дорийские греки были прямолинейными; относительно простой дорический стиль соответствовал их индивидуальности. Но чтобы не зацикливаться на этом, скажем, что дорический ордер также использовался в регионах, где греки говорили на разных диалектах, например, в Афинах.
Ионический орден, возможно, был создан в греческих городах на побережье Малой Азии, где греки жили в непосредственной близости от могущественных анатолийских царств. Эти греки говорили на ионическом диалекте, отсюда и ионический орден. То, что ионический ордер не возник в одночасье, подтверждается существованием предшественника, так называемой эолической или протоионической капители, на которой изображены завитки и предполагается, что ордер был вдохновлен растительностью или, возможно, пальмовым или колонны в форме папируса из Древнего Египта.
Тем не менее, точное место происхождения дорического и ионического орденов вызывает много споров. Точно так же самые ранние свидетельства использования коринфского ордена происходят не из Коринфа, а из храма Аполлона в Бассах, в Аркадии, гористой местности в самом сердце Пелопоннеса. Коринфский ордер, по сути, представляет собой вариацию ионического ордера, и его наиболее отличительной чертой является капитель. Храм датируется концом пятого века до нашей эры. Любопытно, однако, что коринфский ордер использовался в этом храме для единственной колонны внутри; в экстерьере использовались исключительно ионические колонны.
Портик Дев, часть Эрехтейона на Афинском Акрополе, датируется концом пятого века до нашей эры. Вместо того, чтобы использовать обычные дорические или ионические колонны, архитектор решил изобразить эти кариатиды: молодые женщины, несущие корзины на головах. Хотя классические порядки имеют свое применение, мы не должны ожидать, что древние греки и римляне использовали их строго; было много возможностей для экспериментов. Фото с Викисклада (источник).В четвертом веке до нашей эры греческие архитекторы экспериментировали с порядком, иногда используя один порядок для колонн снаружи и другой для внутренних. Памятник Лисикрату в Афинах, датируемый 334 г. до н.э., является самым ранним примером коринфских колонн, используемых для экстерьера. Но даже при этом коринфский ордер никогда не был так популярен среди греков, как более старые дорические и ионические ордера. Однако римляне широко использовали коринфский ордер, например, в Maison Carrée в Ниме. Они же ввели составной ордер, который часто считают не чем иным, как разновидностью первого, созданного в первом веке нашей эры.
Заключительные замечания
Классические ордена развивались на протяжении седьмого, шестого и пятого веков до нашей эры. Греческие ордена, вероятно, были вдохновлены каменной архитектурой древнего Ближнего Востока, включая Египет, где каменные постройки, особенно храмы, имеют историю, насчитывающую сотни, если не тысячи лет. Позже римляне переняли архитектурные формы греков и добавили свои собственные нововведения, в том числе композиционный порядок, а затем распространили традицию по большей части Европы.
Римский писатель Витривий, старший современник императора Августа (годы правления 27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), был первым, кто написал о классических орденах. Его работа, наряду с изучением древнеримских руин, вдохновила ученых эпохи Возрождения, которые сознательно искали вдохновения в мире древних греков и римлян, чтобы систематически развивать классические ордера как образец для современных архитекторов. Результаты их усилий легко узнаваемы в современных структурах, таких как Британский музей в Лондоне, Глиптотека в Мюнхене и Капитолий Соединенных Штатов.
5 классических порядков колонн, используемых в архитектуре и зданиях
Что происходит > Блоги >
Колонна, пожалуй, самая фундаментальная конструкция в классической архитектуре. Он возник из простой системы столбов и перемычек, которая использовалась тысячи лет. Очень ранним примером этой системы является знаменитый Стоунхендж в Уилтшире, Англия, построенный еще в 3000 г. до н.э. Со времен этой древней конструкции система столбов и перемычек становилась все более и более сложной, в конечном итоге превратившись в порядок колонн, который мы имеем сегодня. Греческие и римские колонны служат практической цели удержания здания в вертикальном положении, одновременно привнося в него красоту и порядок.
В классической архитектуре существует пять порядков колонн: тосканский, дорический, ионический, коринфский и составной. Они располагаются от простого к сложному в этом порядке.
Тосканский
Тосканский орден назван так из-за своего происхождения в Тоскане, Италия, и является самым простым из орденов, на один шаг выше плоской почты и чечевичной системы Стоунхенджа. Это подтверждает знаменитый архитектор Андреа Палладио в словах: «Тосканский ордер, согласно тому, что о нем пишет Витрувий и что он представляет собой, является самым простым и простым из всех архитектурных ордеров, потому что он сохраняет больше древняя простота первых архитекторов, которые еще не изобрели тех украшений, которые делают другие ордена такими приятными и достойными внимания». 0005
Дорический
Дорический ордер был создан дорийцами и очень похож на простую тосканскую колонну с добавлением небольших усовершенствований, таких как каннелюры, спускающиеся вниз по древку.
Ионический
В ионическом ордене используются дорические флейты с добавлением завитков, которые закручиваются по обеим сторонам капители, как наутилус. Палладио отмечает, что храм Дианы в Эфесе был построен по этому заказу.
Коринфский
Коринфский, происходящий из Коринфа, и составной ордер являются самыми экстравагантными из всех остальных. Согласно легенде, листья аканта, оставленные под корзиной на могиле молодой девушки, начали расти вокруг корзины и поглощать ее. Появление этого явления послужило источником вдохновения для коринфской столицы. Палладио называет этот орден «более языческим, богатым и красивым, чем любой из тех, о которых я уже говорил»[2] 9.0005
Композитный
Последний из ордеров, Композитный ордер, представляет собой комбинацию ионического и коринфского; и хотя он так же великолепен, этот ордер меньше встречается в классической архитектуре по сравнению с коринфским.
Таким образом, колонна развивалась на протяжении всей истории от простой системы столбов и перемычек до сложного коринфского ордера. Однако это не означает, что эти простые формы не используются до сих пор. Церковные архитекторы используют иерархию в порядке столбцов, чтобы отразить иерархию важности в различных частях церкви.
В католических церквях это означает, что порядок всех колонн должен привлекать внимание прихожан к скинии, которая является центром и целью всей структуры. Балдахин, представляющий собой балдахин над алтарем, почти всегда поддерживается коринфскими колоннами, что свидетельствует о важности алтаря, на котором совершается жертвоприношение мессы; Базилика Святого Петра в Риме — прекрасный тому пример. Некоторые архитекторы используют более простой порядок во всей церкви и используют коринфский порядок для алтаря, чтобы передать больший контраст важности. Базилика Санта-Мария в Риме использует ионические колонны для выравнивания прохода, который заканчивается сложными коринфскими колоннами балдахина, которые отмечают священный алтарь. В конечном счете, порядок столбцов используется для того, чтобы направлять прихожан в их земном путешествии к поклонению Святому Причастию, что отражает их духовное путешествие к их конечной цели, а именно к Раю.
Помимо религиозных сооружений, колонны можно найти в ряде других зданий, включая общественные строения, библиотеки, театры и музеи, которые следуют порядку колонн. Одним из примеров библиотеки является изображение библиотеки Баркера Массачусетского технологического института.
Таким образом, базовые колонны в классической архитектуре за тысячи лет превратились в пять порядков, которые мы имеем сегодня. Они не только придают структуре силу и красоту, но и благодаря иерархии, содержащейся в них, порядок столбцов отражает иерархию структуры в целом.