Архитектура среднего царства древнего египта: Особенности египетской архитектуры Среднего царства — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Особенности египетской архитектуры Среднего царства — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Просмотры: 24 895

Скачать как PDF

В эпоху Среднего царства (2200 — 1500 гг.до н.э.) получали распространение скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты, и полупещерные храмы. На внешней стороне скалы располагался лишь фасад такого храма, представленный гигантскими скульптурами, а в глубине – анфилада помещений, оформленных скульптурами, рельефами и многоцветными росписями. Этот период характерен тем, что начинают строиться сооружения с массивными колоннами, на которые опираются перекрытия, т.е. появляются конструкции стоечно-балочной системы. Сначала так оформляли входы в гробницы.

Закат Древнего Царства

Среднее царство охватывает период около 300 лет — от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов. В последний период Древнего царства, т. е. в конце III тысячелетия до н. э., Египетское государство пришло в в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны. Отвлечение на сооружение пирамид большого числа людей пагубно отразилось на сельском хозяйстве, которое основывалось на искусственном орошении, связанном с большими затратами труда.

Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междуусобной борьбы. В конце Древнего царства все большее значение приобретала местная знать. Власть номархов усиливалась, и часто они противопоставляли себя столичной знати и самому фараону. В конце концов это привело к распаду страны на полузависимые от власти фараона области. Последним сильным фараоном VI династии был Пепи II. После него правила VII династия, во время которой, по свидетельству древнего греческого историка Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. VIII династия, происходившая из города Мемфиса, правила недолго.

Имя Ментухотепа I (№ 12) в Карнакском списке из храма Ипет-Исут, Лувр

Фараоны IX и X династий, происходившие из Гераклеополя, пытались объединить страну. Но хотя гераклеопольские фараоны и подчинили себе значительную территорию, номархи продолжали активно бороться за свою самостоятельность.

В папирусе № 1116А из Государственного Эрмитажа — так называемом Поучении гераклеопольского царя — фараон Ахтой III призывает жестоко бороться с теми, кто вербует себе сторонников и сеет смуты.

Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам. Фиванские правители объединили вокруг себя Южный Египет.

Окончательное объединение страны произошло при четвертом фараоне XI династии Ментухотепе I.

Среднее Царство

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Для Среднего царства характерно усиление людей незнатного происхождения, обязанных своей карьерой только самим себе. В противовес высшей знати они называли себя «малые» — неджесы. Некоторые неджесы Среднего царства владели большими богатствами. Так же как представители высшей знати, неджесы сооружали себе гробницы, покрывали их рисунками и рельефами. Неджесы занимали видное место в египетском обществе и при фараонах XII династии.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Все отражение эпохи Среднего царства, нашло себя в архитектуре. Был создан ряд форм и композиционных приемов для архитектуры. Позже, они получили колоссальное развитие и были применены в построениях храмов. Для примера можно отметить, что с того века пришли: ворота в форме двойных башен, применилось поднятие потолка над средними проходами в колонных залах, для того, чтоб устроить окна в просветах, между двумя уровнями перекрытия.

Во времена Среднего царства, широкое распространение получила колонна, которую назвали «гаторическая». Она выглядела, как женский музыкальный инструмент – систра. Такой инструмент выглядел очень красиво и изящно. Он состоял из нескольких стержней, которые продевались через изогнутую металлическую полосу, она же насаждалась на ручку с украшениями. В большей части в виде украшения использовалась голова женщины, которая имела уши коровы. Так олицетворяли египетскую богиню Гатор. Колонна, выглядела практически так же, но иногда в нее добавляли кубическое навершие или выкружку.

Классической чертой, которая встречается практически во всех постройках Среднего царства, являлась колонна, или же колоннада. Все они были вынесены за наружный фасад здания. К сожалению, с тех времен практически ничего не сохранилось. Хоть и проводилось большое количество раскопочных работ, всю картину, как выглядела архитектура того времени, мы получить не сможем. Этой эпохе характерен подъем всей хозяйственной жизни Египта, большое прибавление и рост городов, а так же культуры.

Погребальные постройки Среднего Царства

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к её углам и середине каждой из сторон.

От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара.

Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через различные проёмы в верхней части стен.

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида (т. н. «Тёмная пирамида») (104 × 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. Гранит использовался только для укрепления камер и для пирамидиона. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был. В ареале этой пирамиды находится гробница Эвет-иб-Ра, вероятно, царя следующей XIII династии.

Пирамида в Хаваре

Вторая пирамида (102 × 102 м) построена в Хаваре. Хаварская пирамида была центром вновь основанного царского некрополя, к которому, возможно, принадлежал и прославленный Лабиринт. Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера — прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница (6,71× 2,4 ×1,83м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Флиндерс Петри, прокопав ход под пирамиду и найдя погребальную камеру, обнаружил саркофаги пустыми, судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет, в другой — дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида.

Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет (хотя Манефон упоминает лишь о 8 годах правления этого царя, которого он называет Лахарес/Ламарес/Лампарес). Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса.

Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Лабиринт превосходил самые пирамиды. Это двенадцать крытых зал, расположенных своими порталами один против другого и соединенных между собой в одно помещение; шесть зал обращены на север, шесть на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода; одни подземные, другие на поверхности земли над первыми; всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Действительно, переходы через покои и извилистые повороты от одной залы до другой, исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли тысячи чудес, когда, бывало, переходишь из залы в покои, из покоев в коридоры, из коридоров в другие покои, из этих покоев в новые залы.

Крыша над всеми помещениями, равно как и стены, сделана из камня; на стенах в изобилии рельефные изображения; каждая зала снабжена кругом колоннами из кусков белого камня, отлично сложенных. К тому самому углу, где кончается Лабиринт, тесно примыкает пирамида в сорок сажен вышиною».

Геродот. История. Кн. II. М, 1888, стр. 148.

О монументальном зодчестве первой половины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невдалеке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараона. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона, возвышавшимися за двором, на скалистой террасе.

Переднюю часть комплекса храма образовывал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фараона Ментухотепа I; составлявшие его иероглифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывавшие стены портика, были покрыты цветными рельефами, рассказывавшими о военных подвигах и охотах царя.

Храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри

В заупокойном ансамбле фараона Ментухотепа I тип скальной гробницы, свойственный погребениям его предков — фиванских номархов, сочетается с обязательной для фараонов предшествующего периода гробницей в форме пирамиды, помещенной здесь в центре его заупокойного храма. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона.

Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвычайно интересна. Здания расположены на разных уровнях, и для их обозрения требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения. Обнаруживается стремление зодчего выделить главный фасад: к передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад заупокойного храма.

Гробницы знатных вельмож в период Среднего царства сооружались в непосредственной близости от усыпальниц фараонов.

Гробницы вельмож времени фараона Ментухотепа I, построенные недалеко oт погребального храма фараона в Дейр-эль-Бахри, по плану очень близки между собой: у подножия скалы сооружались ворота, за которыми находилась небольшая молельня со статуей покойного; перед ней совершались жертвоприношения. От ворот вверх вел крутой подъем, обрамленный кирпичными стенами. Непосредственно перед входом в гробницу возводили иногда портик с колоннами, от него вел длинный коридор, в конце которого находился зал с нишей, где стояла другая статуя покойного. Рельефы и росписи покрывали стены: портика, коридоров и зала. Под залом в скале вырубалась шахта, которая вела в погребальную камеру. Стены камеры облицовывались известняковыми плитами, покрытыми раскрашенными рельефами.

Постройки, не связанные с погребальным культом

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась

новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом.

Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее время сохранился один обелиск. Он построил также храм Осириса в Абидосе, подробно описанный в заупокойной стеле — архитектора, руководившего строительством храма, начальника всех работ царя Ментухотепа:

Я вел работы в храме, построенном из аянского камня, я вел работы по священной ладье, я сделал… жертвенники из лазурита, бронзы, электра и серебра, медь была в изобилии без конца и бронза без границ, ожерелья из настоящего малахита, всякие украшения из драгоценных камней».

Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.

Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Восстанавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут, строятся новые. На севере, в районе Фаюма, было осушено много болот, которые превратились в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Здесь создали огромное водохранилище, названное впоследствии греками Меридовым озером. Оно было соединено особым каналом с Нилом. Благодаря постройке шлюзов и плотин стало возможным направлять воду из Нила во время разлива в водохранилище, а затем использовать ее для орошения.

Кахун

В районе Фаюмского оазиса был построен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию. На основании проведенных в конце прошлого века раскопок удалось восстановить расположение улиц в этом городе.

Кахун был построен в короткий срок по единому плану. Город занимал лощадь около 10 га (260 X 380 м) и был обнесен кирпичной стеной. Стена имела двое ворот — с юго-западной и с северо-западной стороны.

В конце главной улицы, с правой ее стороны, на некотором возвышении был расположен царский дворец, окруженный со всех сторон толстой кирпичной стеной (в настоящее время дворец совершенно разрушен).

В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож фараона Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком. От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь находилась против помещения привратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней стены можно было попасть в хозяйственные помещения. Другой открытый проход вел к жилым помещениям. Эти помещения состояли из мужской и женской половин, разделенных большим открытым двором. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероятно, на деревянные столбы. На эту галерею выходили жилые комнаты. Плоская крыша центрального, наиболее обширного помещения поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галереями на колоннах. В северной части главного двора находилась лестница, которая вела на плоскую крышу.

Во всей планировке дома следует отметить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, являющемся центром всего участка и открывающемся только в сторону двора, ориентированного на север. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, открытых доступу северного ветра.

Источник: Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1. Архитектура древнего мира. 2-е изд., 1970

Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало II тыс. до н.э.) | Архитектура и Проектирование

С конца V династии уже наметился процесс распада централизованной деспотии Египта. Земельная знать приобретала все большую самостоятельность, Египет распался на множество областей (номов), вновь объединенных лишь в правление XI — XII династий. Рос средний торговый слой горожан, политический центр переместился в Средний Египет, крупную роль начал играть город Фивы.

Территориальная раздробленность, отсутствие столь абсолютной единой регламентации, в условиях большей, чем в Древнем царстве, социальной дифференциации, привели в искусстве к поискам относительно индивидуального. Наметилась локализация художественных школ, на смену религиозно-догматаческому характеру литературы появилась своеобразная форма повести и философского трактата. В изобразительном искусстве поиски индивидуального стиля ярче всего сказались в скульптурном портрете. Поразительной выразительности достиг портрет, особенно в целой серии дошедших до нас статуй Сезостриса III и Аменемхета III. Этот психологический натурализм портрета оказался, однако, тем единственно новым, что отметило искусство Среднего царства.

Реконструкция поминального храма фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри

Мы не боимся утверждать, что именно в зодчестве не было найдено ничего принципиально нового, равноценного стилистическому спецификуму архитектуры Древнего или Нового царств. Как на важнейший памятник указывают обыкновенно на поминальный храм фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри, доступный для изучения лишь по реконструкции.

Но ни с точки зрения архитектоники массы, ни с точки зрения пространственного разрешения, ни, наконец, построения архитектурного ансамбля в целом — здесь не было дано ничего кардинально нового. Храм был расположен на прямоугольной террасе, окруженной галереей, состоявшей из двух: рядов четырехгранных столбов, несущих антаблемент. В центре террасы на квадратном цоколе — пирамида. Вторая, внутренняя галерея состояла из протодорийских восьмигранных колонн. Мотив пирамиды на цоколе, лишь с несколько иными пропорциями, варьирует в общем композицию центральной части в солнечных храмах V династии.

То же нужно сказать и в отношении пространственного разрешения подобной композиции в прямоугольном дворе. Новы лишь отдельные элементы, в частности — в такой массе данные так называемые протодорийские колонны. Колонны эти обычно шестнадцатигранные, но в эпоху Нового царства встречаются и с восемнадцатью и даже двадцатью четырьмя гранями. Зарождение их обычно относят к рассматриваемому периоду, хотя каннелированные колонны зала близ пирамиды Джосера позволяют, возможно, ее генезис отодвинуть уже к началу Древнего царстца. Наиболее оригинальное использование протодорийской колонны встречаем мы в гробницах Ермополя, Сиута, Эль-Берше, Бени-Гассана и других мест. Гробницы эти, принадлежавшие разным Монархам и разбросанные в их владениях, высекались в скалах. Наружный портик здесь украшают обычно две протодорийские колонны с атаками и массивным, покоящимся на них архитравом.

Не исчезают, впрочем, в течение Среднего царства и другие «ордера» колонн: в бени-гассанских гробницах большого изящества достигает лотосообразная колонна. Что касается обелиска, то и здесь мы видим лишь дальнейшую эволюцию той же формы, зародившейся в зодчестве V династии. Обелиск фараона Сенусерта I вытягивается, достигая высоты в 20 с лишним метров.
 
Интересно здесь отметить тип гражданской архитектуры. Руины частного дома близ Фаюма, около пирамиды Сезостриса II (начало II тысячелетия до н. э.) позволяют реконструировать план дома. Обширный открытый двор, заканчивающийся в глубине колоннадой, ведет в первый, поперечно расположенный зал для гостей. Второй зал вытянут в глубину. Это — покои владельца и его столовая. Этот второй зал окружают и другие строго геометризированные пространственные компартименты: двор гарема, кухня и другие службы. Если припомнить разобранный нами выше план поминального храма Хефрена, то связь в нем гражданского и храмового зодчества станет несомненной.

Несомненна, далее, и преемственность дворцовой архитектуры XVIII — XX династий от разобранного нами плана дома Среднего царства. Наружный вид дворцов периода Нового царства был прост и лаконичен в своих геометризированных формах. Гостевой и следующий за ним залы были выше остальных. Через простенки разной высоты перекрытий вливался свет сверху. Окна балконов снаружи фланкировали пальмовидные и лотосообразные малые колонки, о чем свидетельствуют изображения в гробницах телль-эль-амарнской поры (XIV в. до н. э.).

И здесь, следовательно, отмечаемое и Шуази использование одних и тех же архитектурных элементов в храмовом и гражданском зодчестве бросается в глаза, с одной, однако, оговоркой. Растительная колонна в храмовой архитектуре при всей ее декоративности никогда в то же время не теряла своей подчеркнутой конструктивной функции.

Наиболее декоративные колонны V династии или же колонны Аменхотепа III в Луксоре в то же время и очень монументальны. Колонны же в дворцовой архитектуре (насколько, правда, позволяют судить лишь памятники изобразительного искусства), — скорее пилястры, притом использованные в чисто декоративных целях.

О характере живописи и обильной фаянсовой декорации дворцового зодчества можно судить лишь по сохранившимся фрагментам. Связь этого также в высокой мере декоративного искусства с искусством крито-микенских росписей неоднократно отмечалась в специальной литературе (особенно для периода Телль-эль-Амарны: 70 — 60-е гг. XIV в. до н. э.). Наиболее роскошным, по крайней мере по своей декорировке, был дворец Аменхотепа III близ Фив, а далее и дворцы Аменхотепа IV в Амарне и фиванские дворцы Рамсесов II и III.

Эти дворцы, а также ныне совершенно разрушенные «виллы» приближенных фараона Аменхотепа IV в Амарне обносились стеной и имели парки. К одной из таких «вилл», как показывают раскопки Восточного германского археологического общества, примыкал парк длиной до 70 м.

Египетская архитектура Среднего царства


Пирамида Аменемхета I в Лиште
(1991–1962 гг. до н. э.)


Пирамида Сенусерта II в Лахуне
(1897–1878 гг. до н. э.).


Пирамида Аменемхета III в Хаваре
(1860–1814)

Введение: История, характеристики

Среднее царство началось, когда Небхепетр Ментухотеп II воссоединил Верхний и Нижний Египет, проложив путь на второй Ренессанс египетского искусства. Фивы впервые стали крупным городом, служившим одновременно столицей и художественный центр во времена Одиннадцатой династии. Первый отличный пример египетской архитектуры периода был погребальным комплексом Ментухотепа, основанным на гробницах его Фиванские предки. Построенный на фоне впечатляющих отвесных скал западных Фив, его центральным элементом был террасный храм с колоннами. портики. Его украшения включали ряд расписных рельефов. скульптуры, вырезанные в характерном фиванском стиле, которые сейчас считаются учеными быть одним из лучших, когда-либо созданных в Древнем Египте. После Одиннадцатая династия, новый фараон Аменемхет I, перенес столицу в Итдж-тавы, недалеко от современного Лишта. Вдохновленный египтянами скульптура, украшавшая ряд близлежащих памятников Старого Царства, художники Двенадцатой династии приступили к созданию нового набора эстетики, примером является серия архитектурных королевских статуй.

Небхепетре Заупокойный храм Ментухотепа в Фивах (Дейр-эль-Бахри)

Следили за крахом Старого Королевства длительным периодом беспорядков и внутренних беспорядков, в течение которого были возведены монументальные здания. Около 2050 г. до н.э. Небхепетре Ментухотеп, член одного из княжеских домов Фив, сумел воссоединиться Два Королевства. Фивы временно стали королевской столицей. На восточный берег Нила, недалеко от главного святилища, из которого позднее вырос храмовый комплекс Карнак, лежал город с его дворцом, административным зданий, жилых кварталов. На противоположном (западном) берегу мертвые был похоронен с незапамятных времен у подножия впечатляющих скал.

Царь Ментухотеп, основатель Среднего Царство, избрал для своего заупокойного храма и места погребения край долине, ведущей к этим западным скалам и заканчивающейся отвесной стеной твердая скала (Дейр-эль-Бахари). Этот глубокий бассейн, вероятно, уже был священным Хатор, богине мертвых. Заупокойный храм Ментухотепа — первый известное монументальное сооружение в Верхнем Египте и в Фивах. Как царская гробница центром поклонения царю и фиванским богам, он должен был придать особое значение новому династическому порядку под руководством Фив. Ткань храма сильно пострадала от последующей эксплуатации как каменоломня и от обвалов. Конструкция была строго осевой, ведущий от края плодородной земли к усыпальнице царя глубоко внутри скалы. Фасад обращен на восток, в сторону святилища Карнак, где культ Амона восходит к расцвету Фив. Как и в королевских погребальных комплексах Мемфиса, здесь тоже есть долинный храм. (не сохр.) давал доступ к обнесенной стеной дамбе, которая поднималась к широкому обнесенный стеной двор, заканчивающийся храмовой территорией, примыкающей к западной скале. Последний участок подхода к храму был окружен платанами. и тамариски.

Сам храм стоял на приподнятой террасе. вырезанный из живой скалы; доступ со двора был массивным центральным пандус. Основание террасы было обрамлено двойными портиками с обеих сторон. сторону этой рампы. На террасе стояло широкое отдельно стоящее здание квадратной в плане, а на нем продолговатое сооружение, простиравшееся на запад вглубь сторона скалы. Квадратное сооружение имело массивное ядро ​​с наклонными стенками, галереи с колоннами («амбулатории») со всех четырех сторон и наружное кольцо толстых обшарпанных ограждающих стен. Как восточное лицо террасе, эти стены с востока, севера и юга выходили портиками. Открытость этой архитектуры, вероятно, восходит к более ранним фиванским княжеские гробницы. Смотрите также: Месопотамский Искусство (ок. 4500-539 гг.)до нашей эры).

Западная часть храма была преимущественно посвящен поклонению умершему правителю. Здесь был вход в гробница в полу небольшого двора с колоннами, отделявшего «предхрам» от собственно заупокойного храма. Последний состоял большого зала, плоская крыша которого поддерживалась десятью рядами восьми колонн, самый старый известный египетский гипостильный зал любого размера в истории архитектуры. Святая святых была высеченной в скале палатой, открывающейся с западной стороны этого зала.

Проект заупокойного храма короля Ментухотеп — один из самых самостоятельных в египетской архитектуре. С впервые было обнаружено предположение, что массивное ядро сооружение в восточной части террасы когда-то было увенчано пирамидой что возвышалось над плоскими крышами амбулаторий и внешними стенами, и это реконструкция, которую можно найти во всех историях древних искусство и архитектура. Лишь в последнее время усилиями Д. Арнольда стала ли основная религиозная и господская концепция храма очевидный. Согласно Арнольду, основная структура является отражением примитивное святилище, раскопанное под храмом Монту в Медамуде (около Фивы), интерпретируемые как первобытная обитель божества, которому поклонялись Монту-Ра. в районе Фив и, таким образом, как монументальный «первобытный холм». В осуществлении своей власти на земле и в смерти царь был близок к связи с этим местным богом-творцом. Вырезан гипостильный зал Ментухотепа западной скалы был посвящен культу царя, живого и мертвого, и бога Амона-Ра из Карнака; это первый намек на интим отношения между правителем и Амоном-Ра, которым суждено было сыграть такую ​​большую часть заупокойных храмов Нового Царства в Фивах.

Под основной структурой находится манекен гробница царя, доступная с переднего двора (Баб-эль-Хосан), Осирис могила, с которой предположительно были связаны посадки во дворе. статуи царя в длинных праздничных одеждах, найденные в широком дворе храма, означают земное и вечное празднование его царского юбилея и вечное возрождение правителя и династического порядка, который он воплощал.

В интерпретации Арнольда, которая соответствует с сохранившимися фрагментами настенных рельефов, погребальный комплекс Ментухотепа Храм был заново сформирован богословием и концепцией царской власти, развился из местных фиванских традиций. Это было уникальное творение, представляющее влияния, проявившиеся в измененной форме при террасировании Двенадцатого Княжеские гробницы династии Кав-эль-Кебир и, пятьсот лет спустя, в храмовом комплексе Хатшепсут, ближайшем северном соседе.

 

Комплексы пирамид королей Двенадцатой династии

Короли Двенадцатой Династии также пришли из Фив, но по политическим мотивам перенесли свою резиденцию вернуться в Мемфис. В то же время они сохранили особую привязанность для Фив и украсил ном храмами; после Мемфиса Фивы стали важнейший религиозный центр. К югу от Мемфиса, недалеко от Лишта и Дахшур и южнее в Лахуне и Хаваре, на краю Фаюма. бассейн (область, которую цари поздней Двенадцатой династии открыли для земледелие), лежат царские гробницы, вновь построенные египетскими архитекторами. в соответствии с мемфисской традицией, в виде пирамид с моргом храмы. Только надгробный памятник Сесостриса I близ Лишта имеет достаточную архитектурную и скульптурные остатки, позволяющие правдоподобную реконструкцию. План заупокойного храма напоминает пирамидальные комплексы позже Старое Царство во время Шестой династии. Египетский пирамиды Древнего царства не имеют ни высоты, ни прочности тех, что построены из квадратных каменных блоков в Древнем царстве. Позиция царствование изменилось, и уверенность в массивности гробниц, как средство, обеспечивающее продолжение вечного существования, было поколеблено политическими потрясениями Первого переходного периода; также социальные произошли изменения, означавшие, что трудовые ресурсы всей страны больше не находились в распоряжении королей Двенадцатой династии.

Аменемхет I, основатель Двенадцатой династии, разграбили заупокойные храмы Хеопса и других царей Древнего царства для гранитных блоков, чтобы построить свою собственную пирамиду. (См. также: Имхотеп, величайший архитектор Древнего Царства.) Все пирамиды этого периода демонстрируют новые методы, которые экономят как труд, так и материалы. Их ядра состояла либо из песка, либо из щебня, и эта масса удерживалась вместе расходящимся система стен из бутового камня или целиком из сырцового кирпича. Только внешний стороны пирамид были тщательно облицованы белыми известняковыми плитами, а вершина иногда была из темного гранита. С другой стороны, по сравнению со Старым Царством большие ресурсы были направлены на защиту сама царская гробница самой прочной конструкцией для камера-саркофаг, иногда выдолбленная из огромного монолита, и по слепым коридорам, чтобы победить грабителей гробниц.

Самый главный заупокойный храм комплексы, комплекс Аменемхета III в Хаваре, был известен грекам как «лабиринт». Геродот (История, II, 148) и Страбон (География, XVII, 1, 37) относятся к числу античных авторов, оставивших описания этого огромного сооружения, от которого сейчас почти ничего не осталось. Попытки реконструировать его исключительно на основе этих счетов. удалось лишь частично.

Провинциальные гробницы Номархи Двенадцатой Династии

Помимо своих королей, Двенадцатая династия имела свою феодальная знать, княжеские роды Средней и Верхней Египет, который представлял собой влиятельную и в значительной степени независимую державу. Около их провинциальные столицы на пологих или крутых склонах холмах, окаймлявших долину Нила, они также построили каменные гробницы, некоторые из который соперничал в роскоши и независимости дизайна с моргом Комплексы королей. Благодаря отличной сохранности они значительно дополняют наше понимание архитектуры гробниц период.

Скальные гробницы в Бени Хасане в Среднем Египет отражает нижнеегипетскую концепцию гробницы как представителя вечная «обитель» и «жилище» мертвых. Рок камера одной из старых гробниц украшена колоннами из папируса, и представляет собой “праздничный зал”, который, возможно, существовал – построенный из менее постоянных материалов – во дворцах князей. Входы часто лежат под открытым крыльцом, которое также можно найти в современных дворянские дома. В более поздних княжеских гробницах в Бени-Хасане более строгие акцент на культовых требованиях и царских прототипах произвел глубокое, осевое ориентированная, трехнефная каменная камера. Участки потолка между продольные наличники представляют собой плоские своды и опираются на многоугольные столбы; ровно напротив входа в задней стене среднего прохода стоят трибуны ниша со статуей владельца гробницы. Сводчатые потолки над тремя проходами расписаны элементами, характерными для шатровые праздничные залы, пестрые ковровые узоры и деревянные ребра, чьи скоропортящиеся аналоги не сохранились. Смотрите также: египетский Цветовая палитра.

Верхнеегипетская идеология, с другой стороны, соответствует абстракции архитектурных форм и служит только обрядовое исполнение культа по сильному аксиально направленному пространственная последовательность. Могила принца Сиренповета II на западном берегу близ Асуан — грандиозный пример осевого плана, ориентированного строго на восток. и запад. Из высокого трехнефного вестибюля с его плоским потолком и квадратные столбы, один продолжается на запад по низким ступеням, которые ведут к длинный проход с низким сводом, заканчивающийся в культовой камере. Пол этого коридора незаметно опускается, позволяя солнечный свет, чтобы пройти через высокую входную дверь в культовую комнату и упасть на богато расписанное святилище со статуей умершего. В их архитектурном плане наиболее развиты из княжеских гробниц находятся в Кав-эль-Кебире (восточный берег, к югу от Асьюта). Из кирпичного преддверия с широкими колоннами у подножия холма крытая дамба вела к погребальным комплексам; это во многих истории, которые перекрывают склоны, и через открытые лестницы утес пространства связаны с экранированными передними дворами, залами с колоннами и святилищами. в широких выдолбленных залах. Это артикуляция королевского морга храм приспособлен к нуждам склона холма. Сходство, кроме того, не просто внешний; тематическое соответствие последовательностей комнат и убранства царских гробниц простирается даже к деталям.

Храмы

Из Поднебесной есть еще важные остатки храмов, чем от Старого царства. Они были часто, даже во времена Двенадцатой династии все еще строили из кирпича, а позже реконструкции в камне их остатки, хотя и широко разбросанные по всему земли, действительно скудны и часто недостаточны для разумного реконструкция планов. Тем не менее, это ясно из небольшого что выживает, что архитектура Среднего царства ввела в действие некоторые новые идеи, которые должны были оказать решающее влияние на будущее организация святилищ богов. Можно упомянуть святилища которые теперь впервые появились в храмах по соседству с Фивы, Медамуд (к северо-востоку от Карнака) и Тод (к югу от Луксора): эти имели закрывающиеся двери спереди и сзади, и к ним можно было подойти через широкий зал столбов или колонн. Они служили, как и более поздние образцы из Восемнадцатая династия, как постоянные или временные хранилища изображений богов и их барж, и указывают, что эти изображения были перевезены в процессии к другим святилищам внутри и снаружи своего храма. Необычной особенностью небольшого храма, построенного Аменемхетом III и IV в Край Фаюма в Мединет-Мади – это вестибюль, поддерживаемый две колонны из папируса между боковыми стенами, выдвинутые вперед, чтобы защитить вход. Внутри расположение трех святынь для статуи богов чтят традицию, восходящую ко временам пирамиды. См. также: Греческая архитектура (900-27 до нашей эры).

Архитектурные пилоны

Двухбашенный “пилон” (см. Глоссарий по архитектуре) так характерно монументальных входов в обнесенные стеной храмы после начала Нового царства, берет свое начало в Среднем царстве, так как раскопки в Гермополисе показали. Пилонные башни, вероятно, были конечным результатом процесса утолщения и поднятия передних стен больших судов по обе стороны от нижних въездных ворот. Надвратные башни («пилоны») со всех сторон обшарпанные стены, на углах желобки и опоясывающий вогнутый карниз в верхней части. В передних стенах узкие углубления, менялись по количеству, а по праздникам на них стояли высокие мачты с разноцветными вымпелы. Мачты поддерживались деревянными скобами, торчащими из узкой оконные проемы высоко над нишами. Внутрь пилонов вели лестницы к верхним комнатам и плоской крыше. Между двумя надвратными башнями находился зажат нижний главный портал храма, также увенчанный вогнутым карниз. В поздних текстах пилоны обозначаются как «холмы горизонт», между которыми восходит солнце. Поздняя идентификация двух надвратных башен с богинями Исидой и Нефтидой, вероятно, происходит из мифологического представления о том, что эти две богини несут восходящее солнце в объятиях.

Пилоны придают фасаду храма и его входной портал с сильным акцентом и неповторимой монументальностью. В то же времени их крепостной вид ясно выражает идею обороны входа в храм против всех враждебных сил. Соответственно, из Девятнадцатой династии цари записывали свои победоносные сражения или дарованное богом оружие, обещающее победу, в камне скульптура (рельефы) на наружных стенах пилонов. Против две узкие стороны или задняя часть пилонов упирались в стены, окружавшие храм. В Новом царстве парные обелиски часто воздвигали перед пилонов, по одному с каждой стороны от входа в храм. Один обелиск, первоначально символизировавший место упокоения бога солнца, впервые был возведен из известняковых блоков в солнечных святилищах Пятой династии. (См. Также: Мегалитическая ст.) Со времен Древнего царства центр поклонения солнцу бог Ра (или Ре) был святилищем в Гелиополе, месте «первобытного холм” с камнем бенбен, который установил образец для Святилища Солнца Древнего Царства. В начале Двенадцатого Династия Сесострис I построила прямоугольный храм над невысоким округлым священный первобытный холм Гелиополя. В этом здании одна из двух шестидесятипятифутовых Монолитные обелиски из розового гранита, которые когда-то окружали главный вход, все, что еще стоит. Эта пара обелисков также указывает на вход портал между надвратными башнями, которых, однако, в Гелиополе нет ни в выжил. Раскопки лишь установили ориентацию восток-запад. храма и аллею сфинксов, которая вела от берега р. Нил к главным воротам. (См. также: Мегалиты.) Несколько подсказок к прежнему облику Гелиополя, этого важного святилища и богословский центр, снабжены фрагментами каменной таблички седьмого века до н. э., сейчас находится в Museo Egizio в Турине, с следы высеченного плана храма. Реконструкция показывает осевую последовательность из трех дворов, вход в каждый из которых проходил через портал между надвратными башнями. Высокий флагштоки возвышаются над пилонами первого двора, а флагштоки второго третьему двору могла предшествовать пара обелисков. В секунду вдоль боковых стен обозначены придворные колонные галереи; соседний святилище справа было включено во двор за недостатком места на правом краю планшета. В третьем дворе поперечный ряд колонны отрезают более узкую область спереди, где сбоку стена справа, построен могучий алтарь, до которого можно добраться двумя короткими пролетами шагов.

Прочие элементы храмовой архитектуры

Открытые корты вошли через портал между надвратные башни также характерны для Карнакского храма, посвященного к Амону-Ра, чья экспансия датируется началом Нового Царства. Это особенно верно в отношении ядра святилища, которое Тутмос я обнес стенами, а южную ось храма развил его преемники. Алтарь в открытом дворе для поклонения Гелиополиту. бог солнца Ра-Харахте сохранился на северной стороне верхнего терраса храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари; был еще один в Карнаке. Святилище Гелиополя было наиболее точно скопировано под Аменхотеп IV (Эхнатон), создатель исключительного культа дня звезда (Атон), в святилище Атона в Карнаке и, прежде всего, в Атоне храмы новой столицы Ахетатона (Тель-эль-Амарна).

Святилище начала Двенадцатой династии, богато украшенный изящными рельефами, был разобран на блоки и использован как засыпать здание третьего пилона Карнакского храма. Части с тех пор были полностью реконструированы; это “Белая часовня” Сесостриса I, который царь построил по случаю своего юбилея для Амон из Фив и Мин из Коптоса, бог плодородия, ассимилированный Амоном. Этот почти квадратный павильон стоит на невысоком подиуме, доступном с любой заканчиваются пандусами между низкими ступенями. Здание опирается на четыре угла столбы с круглыми галтелями на внешних углах, а на двух промежуточных столбы с каждой стороны; они поддерживают наличники и плоскую крышу, увенчанную с вогнутым карнизом. Между столбами промежутки, кроме два подъезда, перекрыты низкими парапетами, закругленными сверху. Внутри, небольшое прямоугольное пространство образовано четырьмя колоннами, а в центре представляет собой гранитный постамент, на котором стояло изображение царя или бога. «Белая часовня» может считаться старейшим сохранившимся образцом. «балдахинового храма», представляющего собой каменные и монументальные образует древнюю святыню под навесом.

Поднебесная тоже показывает первый появление «статуй Осириса» в архитектурном контексте. На них правитель изображен стоящим, полностью закутанным. в облегающей одежде, которая закрывает даже ноги и оставляет только свободные руки для захвата скипетров в скрещенном положении на груди; Осирис, бог смерти, так же изображается в своих культовых изображениях и другие представления. В погребальном храме Сесостриса I в Лиште. такие статуи примерно в натуральную величину окружали, вероятно, некрытый подход к храму, и таким образом представляли царя с короной Верхнего или Нижний Египет на голове, как Осирис «воскрес». Колоссальная статуя того же царя и того же типа стояли на территории храма бог Осирис в Абидосе; он, вероятно, был прислонен к столбу и принадлежал как архитектурная скульптура к открытому двору этого храма. В Новое Царство, после начала восемнадцатой династии статуй в таком же колоссальном масштабе появлялись перед внутренними стенами или перед колонны открытых залов вокруг более широких дворов, чтобы обеспечить архитектурное акценты, а также для иллюстрации функций здания. Они относятся к юбилейному празднику, который король обычно отмечал в конце 30-й год его царствования – то есть как стареющий правитель. В этих церемониях были возобновлены полномочия царя над этапом ритуальной смерти Осириса, разрешить ему возродиться как Гор.

Архитектура Поднебесной внес много новых форм в оформление святилищ, несмотря на малочисленность его остатков, и это гораздо более важная архитектура Новое Королевство было вполне готово к эксплуатации.

См. Также: греческий Скульптура , вид искусства, на который большое влияние оказал египетский опыт. в каменной кладке и римской архитектуре (400 г. до н.э. – 400 г. н.э.).

ССЫЛКИ
Мы благодарим за использование материала из убедительной работы Древняя архитектура (Электра, Милан, 1972 г.): необходимая работа для студентов. древнеегипетской архитектуры, не в последнюю очередь из-за его впечатляющих фотографий. интерьеров пирамид и храмов.

Изучение Среднего царства Египта – исторический обзор

Среднее царство Египта, также известное как Среднее царство Древнего Египта, обычно рассматривается как период времени, охватывающий период с 2040 г. до н.э. по 1782 г. до н.э. Это был период, отмеченный как большим технологическим, так и культурным прогрессом, обусловленным сильным экономическим ростом и расцветом правительства, литературы, искусства и архитектуры.

Древнеегипетская медицина – история…

Включите JavaScript

Древнеегипетская медицина – сайт изучения истории

Этот период также запомнился своими военными завоеваниями и длительным наследием религиозных верований и практик. Причины, по которым эту эпоху часто называют золотым веком Древнего Египта, включают его передовые технологии, сильную экономику, разнообразие политического правления и впечатляющий вклад в культуру, такую ​​как литература и архитектура.

Социальные структуры и правительство

Социальные классы египетского Среднего царства

Во времена египетского Среднего царства фараоны выступали как религиозными, так и политическими лидерами Древнего Египта. Они обладали огромной властью и авторитетом, и их решения влияли на все аспекты жизни в Египте.

Фараоны считались потомками бога Гора, что давало им божественный статус в глазах подданных. Таким образом, они отвечали за наблюдение за различными социальными, экономическими и религиозными процессами в обществе.

Что касается политической власти, то фараоны имели абсолютный контроль над военными кампаниями, судебными разбирательствами и законами о налогообложении — всеми вопросами, которые ежедневно влияли на жизнь египтян. Их слово было законом, и никакой другой суд или группа не могли его оспорить. Кроме того, фараоны также играли важную роль в религии — они считались посредниками между людьми и богами и часто посещали храмы для выполнения ритуалов от имени людей.

Ниже них находилась могущественная элита, такая как священники, военные генералы, бюрократы и придворные чиновники.

Большинство людей в Древнем Египте в этот период принадлежало к простому классу – земледельцы, ремесленники, ремесленники, чернорабочие и рыбаки. Эти люди много работали, чтобы обеспечить свои семьи, и внесли свой вклад в общий экономический рост страны.

Несмотря на то, что они были частью иерархической системы с четкими различиями между классами, всем были предоставлены равные возможности для получения богатства и образования, если они продемонстрировали высокий уровень таланта или амбиций.

Культурные и религиозные обычаи Среднего царства Египта

Древние египтяне периода Среднего царства практиковали сложную религиозную и культурную систему, которая была тесно переплетена с их повседневной жизнью. Одним из наиболее заметных аспектов этой системы было поклонение богам, которое вращалось вокруг тщательно продуманных храмов, ритуалов и подношений.

Фараоны также считались божественными потомками бога Гора, поэтому они сыграли важную роль в соединении людей с богами. Кроме того, древние египтяне в это время построили огромные памятники в честь своих божеств, такие как пирамиды и обелиски, некоторые из которых стоят до сих пор.

Культурные верования также включали загробную жизнь. Древние египтяне уделяли большое внимание подготовке к смерти, мумифицировав своих умерших и снабжая их едой, питьем и ценными предметами, которые сопровождали их в загробной жизни. Другие обычаи включали музыкальные фестивали, танцы, рассказывание историй и театральные представления — все это помогло сформировать египетскую культуру в этот период.

Экономическая деятельность Среднего царства Египта

Торговля была важной частью экономики в период Среднего царства в Древнем Египте. Торговцы путешествовали в другие страны по морю и караванам, чтобы приобрести такие товары, как специи, духи, золото и драгоценности. Местные рынки в городах и деревнях также давали людям возможность покупать и продавать товары.

Торговля позволяла обмениваться ресурсами между разными регионами, что помогло диверсифицировать экономику Древнего Египта и увеличить его богатство. Кроме того, известно, что торговцы предлагали такие услуги, как банковское дело и ростовщичество, часто торгуя такими товарами, как зерно или соль.

Еще одним важным видом экономической деятельности в этот период было сельское хозяйство. Древние египтяне в значительной степени полагались на пищу из долины Нила, чтобы поддерживать свое население. Это включало выращивание пшеницы, ячменя и овощей, а также лов рыбы на Ниле.

Наконец, большое значение имела промышленность: ремесленники изготавливали такие предметы, как украшения, гончарные изделия, инструменты и мебель для продажи или использования в храмах.

Искусство и архитектура Среднего царства Египта

Искусство и архитектура процветали в период Среднего царства в Древнем Египте. Основные произведения искусства включали фрески и расписные рельефы на стенах храмов, скульптуры, изображающие богов и правителей, украшения из золота и драгоценных камней, а также предметы быта, такие как мебель, керамика и инструменты.

Одним из знаковых сооружений этого периода была пирамида Сенусерта III в Дахшуре. Эта пирамида считается одной из наиболее сохранившихся из всех египетских пирамид. Широко распространено мнение, что он был построен поэтапно двумя разными архитекторами: Хаефре Реджедефом и Снофру Хуфу.

Другие важные храмы включают Карнакский, Луксорский и Карнакско-Луксорский храмовые комплексы, которые были построены во времена 12-й династии в честь богов Амона-Ре, Мут-Восрета и Монту-Ра соответственно.

Кроме того, комплекс погребального храма королевы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри был еще одним известным сооружением того времени. Наконец, небольшие гробницы, такие как гробницы в Фивах, служили местом отдыха для смертных королей, которые надеялись, что их мумифицированные тела будут жить вечно после смерти.

Наследие Среднего царства

Культура Египта продолжала процветать и после окончания периода Среднего царства благодаря ряду факторов. Во-первых, многие аспекты культуры, включая религиозные верования, искусство и архитектуру, системы письма и внешнеторговые сети, были созданы в это время и сохранялись на протяжении столетий после этого.

В период Среднего Царства также была введена новая форма правления, основанная на концепции божественного царствования. Эта система поощряла бюрократию, формализованное законодательство и налогообложение, что обеспечивало стабильность на долгие годы вперед. Кроме того, литературные произведения этого периода, такие как «Наставления Аменемхета I», «Диалог человека со своим Ба» и «Наставления любого», остаются влиятельными произведениями в египетской литературе и сегодня. Эти работы демонстрируют, как египетская культура развивалась после периода Старого Царства, но все же сохранила большую часть своего морального компаса.

Наконец, наследие, оставленное древними египтянами в ту эпоху, до сих пор заметно в науке, технике и медицине. Математика, астрономия и инженерия были разработаны в период Среднего царства, в результате чего были созданы памятники, выдержавшие испытание временем, такие как пирамиды и обелиски. Медицинская практика также расцвела благодаря таким методам лечения, как банки или прижигание, которые широко используются даже сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *