Архитектура Петровского барокко –
Общие особенности архитектуры времени Петра I
Произведения зодчества русского барокко времени правления императора Петра I (1682-1725) сосредоточены в основном в городе Санкт- Петербурге и его окрестностях.
Строительство Петербурга, задуманного первоначально как порт и крепость, а в 1712 году превратившегося в столицу, происходило в условиях Северной войны, на трудных для сооружения большого города низких и болотистых берегах Невы. Необходимость обороны и задача создания флота обусловили появление двух основных опорных точек, ставших одновременно главными узлами планировочной композиции города: Адмиралтейство и Петропавловская крепость, т.е. судостроительная верфь под прикрытием мощных укреплений.
Для обеспечения единого городского комплекса было запрещено застраивать Петербург по примеру городов России прошлых столетий, т.е. с выходом зданий на улицу заборами, постройками для прислуги и хозяйственных нужд. Теперь для улиц устанавливались вехи, по которым и следовало вести застройку. Главными фасадами все дома обязаны были выходить на улицу. Весь город планировался правильными квадратами.
Для руководства развернувшимися работами в 1709 году в Петербурге был учрежден государственный орган «Канцелярия от строений». Основной функцией Канцелярии был контроль за внедрением новых строительных приемов, новых материалов и инструментов, за выполнением правил.
Потребность в новой архитектуре, неизвестных ранее типах домов, необходимость всемерного ускорения и технического усовершенствования строительства обусловили в начале XVIII века широкое привлечение иностранных специалистов, у которых можно было бы перенять современный художественный стиль. Тот архитектурный облик, который получил Санкт-Петербург к концу жизни Петра I, был создан в основном иноземными архитекторами. Здесь одновременно работали зодчие разных национальностей, носители традиций различных аспектов европейского архитектурного барокко: итальянцы Доменико Трезини, Николо Микетти, Гаэтано Кьявери; француз Жан-Батист Леблон, голландец Стефен ван Звитен, немцы Андреас Шлютер, Георг Иоганн Матарнови, Иоганн Фридрих Браунштеин, Теодор Швертфегер, Готфрид Иоганн Шедель. Они были обязаны не только строить, но и готовить русских архитекторов из учеников, работавших с ними в руководимых ими командах.
В то же время искусство архитектуры постигали посланные за границу молодые петровские пенсионеры, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Иван Мордвинов, Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и др.
Характерными чертами архитектуры петровского времени были рациональность и простота, свойственные церквям и дворцам, общественным сооружениям и жилым зданиям. Регулярное и четкое ордерное построение здесь сочеталось с барочной пластичностью архитектурных деталей.
Стиль барокко, придя в Россию, отринул прежнюю древнерусскую архитектуру в ее наиболее последовательных проявлениях. Вместе с тем новый художественный стиль все же с неизбежностью воспринял целых ряд присущих ей особенностей. Например, во многих произведениях русского зодчества первой трети XVIII века петровское барокко роднит с предыдущего времени архитектурой неордерная аппликативность в трактовке декора, хотя формы убранства стали совершенно иными по своей природе.
Здания петровского барокко имеют обычно сравнительно простые, четкие объемные решения. Фасады сооружений членятся пилястрами или лопатками, не дающими резких контрастных теней. Декоративная скульптура тесно связана с назначением здания, рассказывая о нем на языке подчас довольно сложных аллегорий. Фасады зданий нередко завершались волютообразными фронтонами. Покрытия домов носили обычно мансардовый характер и увенчивались скульптурной фигурой и обязательным шпилем.
Наряду с массовым типовым строительством создавалась и представительная архитектура столичного города. С этой целью осуществлялась парадная застройка набережных Невы жилыми зданиями дворцового типа, а в узловых пунктах города возводились крупные монументальные сооружения. Столичные дворцы отличались в это время от рядовых зданий прежде всего представительностью интерьера, повышенной этажностью, богатством барочного декора фасадов.
Петропавловский собор как репрезентант храмовой архитектуры времени Петра I
До наших дней в Санкт-Петербурге сохранилось немного зданий первой четверти XVIII века. Одно из них — знаменитый Петропавловский собор (1712-1733), возведённый по проекту архитектора Доменико Трезини в крепости, которая по имени храма была переименована в Петропавловскую.
Значение собора в архитектуре первой трети XVIII века огромно. Динамичный силуэт храмовой колокольни, увенчанной высоким золоченым шпилем, прежде напоминавшем вытянутый шатер, и флюгером в виде ангела, держащего крест, первоначально поднимался из-за стен крепости на высоту 112 ми служил наиболее выразительной вертикальной доминантой в панораме Невы и города.
Собор представляет собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание базиликального типа), внутреннее пространство которого мощные пилоны расчленяют на три почти равных и одинаковых по высоте пролета (длина храма -61м, ширина. — 27, 5 м, высота до карниза около 15).
Здание собора, состоящее, как и многие древнерусские храмы XVII века, из трех расположенных по одной оси частей («церковь-трапезная-звонница»), строилось не с собственно церкви, а с колокольни, которая была закончена при жизни Петра I.
Внешний архитектурный облик собора формируют ритмично расположенные пилястры большого ордера. На колокольне их характер меняется в соответствии с уровнем ярусов. Стены собора прорезаны высокими окнами, между которыми выступают лопатки; они же подчеркивают и ярусы колокольни. и ребристый барабан купола. Небольшая главка венчающая собор; покоясь на удлиненном барабане, она словно вырастает из-за декоративной восточной стены храма. С запада глава собора скрыта устремленной ввысь многоярусной звонницей.
Колокольня покрыта позолоченным сомкнутым сводом, несущим фонарик, который служит основанием шпиля. Волюты в виде контрфорсов на двух нижних ярусах башни создают гармоничный силуэт всего храмового сооружения.
Восточная стена собора украшена декоративным навершием: первоначально оно было барочно фигурным, с четырьмя скатами: двумя крутыми и двумя более пологими.
Предполагается, что стены Петропавловского собора изначально были голубыми, лопатки и наличники окон — белыми, синими были кровля и купол, увенчанный ярко позолоченной главкой. Сине-бело-голубая красочная гамма, позолота капителей пилястр колокольни, шпиля звонницы и главки купола — все это должно было удивительным образом гармонировать как с летним, так и зимним пейзажем северной столицы России.
Внутри храма размещён деревянный резной позолоченный иконостас, исполненный в стиле барокко бригадой русских мастеров под руководством Ивана Петровича Зарудного через год после победоносного завершения Северной войны.
Иконостас, выражающий пафос победы русских над шведами, имеет вид триумфальных ворот. Тем самым он весьма тонко согласован с обликом триумфальных Петровских ворот, вводящих в Петропавловскую крепость, и очертаниями восточной алтарной стены собора, вторящей силуэту крепостных ворот.
Благодаря этому композиционному приему в одно религиозно¬героическое целое оказались органично связаны космоцентрические и социоцентрические. культовые и гражданские произведения зодчества стиля петровского барокко.
Кунсткамера как репрезентант хоромной архитектуры времени Петра I
Кунсткамера/(1718-1734) — здание первого в России специально построенного музея. Сооружение задумано было как своеобразный «храм науки», который должен был объединить такие академические учреждения, как музей, библиотеку, астрономическую обсерваторию и анатомический театр.
Проект здания был разработан архитектором Георгом Иоганном Матарнови. После смерти зодчего работы по возведению Кунсткамеры возглавил вначале Николай Федорович Гербель, а позднее — Гаэтано Кьявери. Однако строительство шло с трудом, так как проект оказался технически слабым. Наконец к делу приступил Михаил Григорьевич Земцов, под руководством которого и было закончено строительство этого светского храма.
Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня, нижний объем которой имеет в плане сложную конфигурацию, делающую ее силуэт удивительно стройным.
Фасад Кунсткамеры интересен варьированием простейших барочных элементов, подчиненных общей композиции здания с доминантой башни.
Центральная часть сооружения отличается от других частей фасада сложными поворотами к поверхности протяженной стены, нечетным числом осей пилястр на высоту всех четырех этажей. Только башня Кунсткамеры имеет контрастное противопоставление оконных проемов по размерам, а также чередование глухих ниш с полукруглым верхом и прямоугольных оконных проемов.
Основной блок здания имеет единую фасадную плоскость, в которой выделены фланги. Несмотря на равное число осей, боковые части сооружения резко отличаются от промежуточных в оформлении фасадов. Каждая из боковых частей благодаря энергичному фигурному фронтону во всю ее ширину и сближению окон по горизонтали обладает некоторой композиционной самостоятельностью. Кунсткамера, подобно многим другим крупным сооружениям времени Петра I, структурирована из отдельных павильонов, сросшихся в единый архитектурный организм.
Сложность ритмической организации фасадов здания особенно примечательна при простоте общей объемной схемы сооружения и нерасчлененности его основного блока ризалитами.
На фасадах Кунсткамеры преобладают вертикальные членения. Пилястры, родственные стене своей плоскостной природой, образуют одну вертикальную «гребенку», которая смещена на полшага относительно другой «гребенки», составленной из наличников окон и межоконных вставок на их вертикали. Вертикальные ряды окон и пилястр читаются яснее, чем горизонтальные ряды, которые не так ощутимы из-за криволинейного верха окон.
В общем социоцентрическое по своему хоромному назначению здание Кунсткамеры имеет достаточно четкий космоцентрический архитектурный облик храмового характера. Культовую ориентацию сооружения, помимо уже обозначенных элементов, подчеркивает венчающий центральную башню шар — устойчивый символ единства конечной и бесконечной сфер, Дольнего и Горнего миров.
Дворец Монплезир как репрезентант архитектуры рококо в российском зодчестве XVIII века
В первой четверти XVIII века одновременно со строительством Петербурга велось сооружение загородных резиденций и дач по берегам Фонтанки и Финского залива (Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Екатерингофа, Ближних и Дальних Дубков, Фаворита).
Петергоф (Петродворец) с его прекрасно распланированными парками, фонтанами и каскадами, пышно декорированными золоченой и мраморной скульптурой, с его дворцами (Большим и Монплезиром) и парковыми павильонами (Эрмитажем и Марли) является блестящим ансамблем социоцентрического аспекта стиля петровского барокко, гармонично объединившего достижения древнерусской архитектуры с элементами художественных стилей западноевропейского классицизма, барокко и рококо.
Задуманный в подражание регулярным партерным паркам Европы и, в первую очередь, Версалю, Петергоф в завершенной форме получил совершенно оригинальный вид. Неповторимое своеобразие ему придали близость моря, расположение дворца на гребне естественного холма на берегу Финского залива, обилие так называемых «водных затей».
Архитектура Петергофа показывает, что зодчество России петровского времени, только что преодолевшее древнерусский этап своего развития, восприняло, освоило и оригинально переработало не только уходящий в прошлое стиль позднего европейского барокко, но и ультрасовременный для Западной Европы модный художественный стиль рококо.
Наиболее полно сохранился до наших дней барочно-рокайльный дворец Петра I Монплезир (1714-1723), над созданием которого в разные годы трудились немецкие, французские и итальянские специалисты в области стилей Барокко и Рококо, такие как Андреас Шлютер, Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти.
Архитектура петровской эпохи.
Градостроительство Петра I в Москве и ПетербургеПетр I пытался сделать градостроительство более регулярным в Москве, но преуспел только в Петербурге. Узнаем, как ему удалось построить город по своим идеям.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Дмитрий БеззубцевИсторик архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
1. Мичуринский план Москвы, 1739
2. Лефортовский парк, фрагмент Мичуринского плана Москвы
Давайте рассмотрим градостроительные инициативы Петра I в Москве, который хотел перестроить город по европейскому образцу.
🏡 В Москве в это время процветает усадебная застройка: дома строят на отдельных участках и не соединяются фасадами, как при регулярной застройке, которая постепенно появляется в Европе. Нет в Москве и тесных лабиринтов средневековых европейских улочек. Отсюда пошло выражение про Москву как «большую деревню».
📜 Петр пытается изменить ситуацию. Он запретил строить деревянные дома — только каменные или мазанковые. Выходит указ о том, что в Кремле и Китай-городе дома можно строить только «по чертежу архитекторскому», не «средь дворов», а «по линии вдоль улиц».
🙅♂️ Москва не примет новые правила. В 18–19 веках много где будут продолжать строить и из дерева, и на отдельных участках, как усадьбы. В итоге Петр уедет реализовывать замыслы в Петербург. По-настоящему получилось только с Новой Басманной улицей и регулярным парком в Лефортово.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться 1. Новая Басманная. Москва, Россия, фото 1888 года
2. Новая Басманная. фрагмент Мичуринского плана Москвы
Полноценный регулярный ансамбль в европейском стиле в Москве получился только на Новой Басманной улице. Давайте посмотрим, как Петру это удалось.
🧱 В конце 17 века это место называлось Капитанская слободка. Там были расквартированы иноземные полки. По этой улице Петр ездил в царскую резиденцию на северо-востоке Москвы в селе Преображенское. До него монархи ездили в эту резиденцию по другой улице — Басманной. Петр решил перестроить Капитанскую слободку по европейскому образцу, и она стала Новой Басманной, а Басманная — Старой Басманной.
🔺 В начале Новой Басманной Петр поставил деревянные Красные ворота. Это первая триумфальная арка в Москве, символ важной победы Петра в Полтавской битве. Также на этой улице построили Петропавловскую церковь. Улица вытянута по линеечке, все дома стоят единым фасадом, примыкая друг к другу. Если посмотреть на план других районов Москвы, видно, что это исключение — целиком перестроить столицу в регулярном виде у Петра не получилось.
Что почитать
📖 Владимир Седов. Стиль Великого посольства
Статья посвящена голландскому влиянию на русскую архитектуру рубежа 17–18 веков. Седов чуть ли не первый показал, что это отдельный феномен.
1. Генеральный план Жана Леблона, 1717
2. Генеральный план Доменико Трезини, 1717
В 1712 году Петр решает основать новую столицу. У него появляется уникальная возможность с нуля в чистом поле построить такой город, который он хочет — регулярный, правильный. В Европе в это время только перестраивают старые города.
🧱 Первые здания построили там, где была необходимость — Петропавловскую крепость, Адмиралтейство. Но дальше начали думать о единой регулярной планировке.
В 1716–1717 годы появилось два проекта 👇
🔷 План Жан-Батиста Леблона. Французский архитектор в 1716 году предложил генеральный план. Это идеальная, в чем-то наивная планировка, которая не учитывает Неву и рельеф. Город на плане Леблона очерчен огромным овальным кольцом бастионов. Пространство внутри — в основном Васильевский остров — расчерчено параллельными проспектами и площадями. На бумаге выглядело очень красиво.
🔷 План Доменико Трезини.
🏘 Эти планы не реализовали, но Петербург в итоге застроили регулярно.
Весь урок мы посвятили русской архитектуре петровского времени. Давайте вспомним, о чем мы говорили.
⛪️ Рубеж 17–18 веков в России — время бурных перемен. Часть из них эволюционные, часть революционные. Продолжается русская традиция узорочья в более ордерном и европеизированном виде. Появляются новые, экспериментальные примеры, связанные с более близким знакомством с Европой — их условно называют термином «архитектура Великого посольства».
🧱 Экспериментальная петровская архитектура
🔹 Каждый пример уникален. Строители берут разные элементы европейской архитектуры и пробуют, как они лягут на местную почву.
🔹 Барочный декор. Поскольку в Европе мейнстримом в это время является барокко, его черты переходят и на русскую архитектуру. Иногда приглашают резчиков из Европы, которые создают сложные узоры и статуи.
🔹 Силуэты архитектуры северного барокко. Больше всего петровская архитектура вдохновлялась тем, что Великое посольство увидело на севере Европы, в том числе в Голландии.
✍️ Градостроительные инициативы
🔹 В Москве процветает усадебная застройка. Петр пытается изменить ситуацию: запрещает строить деревянные дома, пишет указ, что в Кремле и Китай-городе дома можно строить только по линии вдоль улиц. Москва не примет новые правила.
🔹 На месте будущего Петербурга появляются Петропавловская крепость, Адмиралтейство. Петр ищет способы сделать в новой столице регулярную застройку.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Назад Петру Великому | |
Пришествие Петра Великого и Петербург | |
Часть вторая: Архитектура Санкт-Петербурга
после 1725 | |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Подъезд к Петергофу. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Большой каскад в Петергофе Помимо самого дворца, посетителей Петергофа впечатляет грандиозный Каскад и ансамбль фонтанов и статуй. Дизайн Петергофа учитывает распределение воды как элемента, усиливающего архитектура. Этот водный акцент отражает одну из целей Петра: доступ к воде и управление ею через выход в Балтийское море. Гидравлический инженерное сооружение, созданное для Петергофа, было одним из самых сложных ансамблей фонтанов, каскадов и декоративных прудов в Европе. Это провозглашено ресурсы и мощь трансформировавшегося самодержавия России. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Позолоченная статуя Самсона Можно утверждать, что эти сложные гидравлические установки являются имитацией Версаля. В то же время некоторые статуи в Петергофе имеют символическое значение. ссылка на триумфы Петра над его врагами и над природными элементами. Например, эта позолоченная статуя Самсона, раздвигающего пасть льва. аллегория победы Петра над Карлом XII. Лев — геральдический зверя Швеции, а решающее сражение под Полтавой произошло на святом Самсоне день (27 июня) 1709 г.. Помимо этой очень специфической аллегории, сила воды, протекающей через статуи, символизирует изменение формы Петра. элементов в самом здании своего города. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Большой дворец в Петергофе. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Екатерининский дворец в Царском Селе. Если простота главного дворца в Петергофе представляет собой дань уважения более ранней форме русского барокко, его более поздние дворцы выражают дух правления Елизаветы: экстравагантный дизайн, но все же упорядоченный ритмичным размещением колонн и статуй. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Центральная часть фасада Екатерининского дворца. Когда дворец был завершен, одним словом, он был роскошен. Один английский путешественник в России назвал его «самым полным триумфом варварского вкуса, который у меня есть». в этих северных королевствах». даже более экстравагантно, чем здесь, так как большая часть позолоты была удалена снаружи Екатерины Великой. Дворец непропорциональной длины, но колонны и окна создать эффект симметрии. Несмотря на симметричность фасада, кульминацией является не центральное сооружение, а пятиглавая церковь, примыкающая к восточному крылу дворца. Дизайн этого церковь предвосхищает растреллиевский союз барокко и русского православия Церковная архитектура Смольного монастыря. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Зеленая столовая внутри Кэтрин
Дворец. Украшение этого внутреннего снимка дворца датируется время другой Екатерины – Великой. Екатерина Великая была первая российская монархия, которая сделала четкий разрыв между своим публичным и личным жизни. Она наняла шотландского архитектора по имени Чарльз Кэмерон. спроектировать серию комнат, где она могла бы жить в уединении и на Масштаб подобен знатной даме, а не монарху. Эта зеленая столовая Комната является образцом неоклассического стиля в русской архитектуре через его лепные рельефы в манере Веджвуда. |
Щелкните изображение для полного просмотра | Зимний дворец. Зимний дворец остается великим выражением имперской русской архитектуры.
и автократического государства, которое пожелало его создать. Авторитет
определяется самим масштабом здания, горизонтальные линии которого
сегментирован повторением колонн и статуй. Зимний дворец
представляет собой квинтэссенцию петербургского монументального стиля, ассимиляцию
западных принципов, применяемых в манере и масштабе, которые были уникальными
Русский.
|
Щелкните изображение для полного просмотра | Смольный Центр комплекса занимал собор, который императрица
Елизавета указала построить по образцу Успенского собора.
в Москве: пятиглавая церковь. После сурового взгляда Петра Великого
Собор св. Петра и Павла, царствование Елизаветы знаменует собой возрождение
традиционного русского православного плана церковной архитектуры, хотя
изменена западным влиянием. Строительство шло медленно, и
Смольный монастырь так и не был достроен, как планировали Растрелли или Елизавета.
Однако внешний вид собора, выполненный Растрелли, показывает, как
он изобретательно соединил восточные и западные элементы. Тесно интегрированный,
монолитная масса центрального и четырех боковых куполов связана с двумя
из величайших памятников средневековой России: Кремлевский Успенский собор
и Новгородская Св. София. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Академия Художеств.
|
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Мраморный дворец. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Собор Казанской иконы Божией Матери |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Новое Адмиралтейство. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Здания Главного Штаба и Александр
Столбец. Последним проектом Александра был проект Зимнего дворца Площадь, доверенная русскому итальянцу Карлу Росси. Росси построил огромное треугольное здание Генерального штаба с вогнутой изогнутой фасад, охватывающий южную сторону площади. Фасад Дворцовой площади здания Главного штаба прекрасно дополняет барочный Зимний дворец Растрелли. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Главный Штаб Арх. Контур и арки наводят порядок на обширной городской территории, но также направлять движение в этом пространстве. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Московские ворота. В.П. Стасова, построенная в 1834-38 гг. младший брат Александра Николай Я, вступивший на престол в 1825 г., был настроен крайне милитаристски. Чувство царской власти получило наиболее полное художественное выражение. в Московских воротах, возведенных на окраине Санкт-Петербурга в память Победы Николая над персами, турками и поляками во время первое десятилетие его правления. Его построил русский Стасов, но смоделировал на Бранденбургских воротах в Берлине. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Александровская колонна. Построен Р. де Монферраном в 1829 г. Николай построил колонну. в знак признания победы Александра над Наполеоном. Гамильтон конечно не скрывает своего мнения о памятнике, когда пишет «огромный колонна, кроме своей внушительной высоты, неграциозна в своих пропорциях, еще одно указание на принципиальное отсутствие вкуса у Монферрана» (333). Гранитный монолит является крупнейшим в мире, а его размещение в площадь считается одним из инженерных триумфов века. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Исаакиевский собор, 1817-1857 гг. Другой православный храм в классическом стиле по проекту Монферрана. Церковь, какой она была построенный носит авторитарный характер, которого требовал царь Николай I.
|
< Спина |
ПЕТР ВЕЛИКИЙ И ЕГО РАДИКАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ
В этом году исполняется 350 лет со дня рождения великой фигуры в истории России — Петра Великого. Наш эксперт Розамунд Бартлетт рассказывает, что Петр сделал для русского искусства и культуры и почему его подход включал налог на бороды.
Петр Великий (1672–1725), портрет, приписываемый Жану-Марку Натье.
«Вся Россия — твоя статуя, преображенная тобою с искусным мастерством»
Крупнейший богослов, писатель и философ Феофан Прокопович, пишущий о Петре Великом в 1726 году
1. БУНТАРЬ РОМАНОВ
Петр Великий был первым русским революционером.
Родившийся в 1672 году в стране на краю Европы, пережившей два с половиной века монгольского господства, но не Ренессанса и не какой-либо Реформации, он вырос в благочестивом мире, сформированном ограничениями Православной церкви. .
Немногочисленным иностранным посетителям Москва конца XVII века казалась экзотикой и варварством. Дворянки жили в восточном уединении. Странствующие менестрели с бубнами были объявлены вне закона. Единственный живой портрет отца Петра, царя Алексея, появился в миниатюре только внизу иконы.
Но к моменту своей смерти в 1725 году Петр превратил Россию в великую военную державу, короновал простолюдинку своей императрицей и сумел создать сверкающую цитадель европейской культуры в своей новой столице Санкт-Петербурге. Церковь теперь подчинялась государству, а не наоборот, и общество теперь позволяло мужчинам и женщинам русского дворянства смешиваться на вечеринках.
Петр начал бросать вызов условностям, придя к власти в 1689 году в возрасте 17 лет. После смерти матери, пять лет спустя, он просто перестал соблюдать церковные посты, отвернулся от витиеватых византийских обрядов русской суда в Кремле, и со скандалом отказался следовать освященной веками православной традиции отращивать бороду, чтобы походить на Иисуса Христа.
Он же был первым царем, вышедшим в море, отплыв из Архангельского порта на голландском корабле. Его победа над османами в 169 г.6 было отмечено триумфальным шествием в Москву, пышностью, иконоборчески вдохновленной имперским Римом.
Гравюра портрета Петра Великого голландского художника Карела де Моора.
2. ПОРТРЕТЫ И ВЛАСТЬ
В марте 1697 г. с целью укрепления своего нового союза с западными державами против турок Петр стал первым царем, отправившимся за границу. В то время как члены его окружения занимались дипломатией, он изучал кораблестроение, его инкогнито обличье солдата осложнялось тем фактом, что он был почти семи футов ростом.
Мгновенно проникнувшись атрибутами европейской культуры и общества, Петр купил свои первые картины и пригласил художников в Россию. Во время своего пребывания в Амстердаме он учился офорту у Адриана Шунебека, а два года спустя отправил молодого Алексея Зубова из Москвы в ученики к Шунебеку. Позже, став первым серьезным художником-графиком в России, Зубов будет гравировать важные ранние панорамы Санкт-Петербурга для распространения за границей в качестве рекламы достижений России.
Петр также стал первым царем, чей портрет был написан. В Лондоне, когда он не посещал Гринвичскую обсерваторию, не присутствовал на собрании квакеров и не устраивал шумных пьяных вечеринок в Дептфорде, он позировал сэру Годфри Кнеллеру, который изобразил уверенного в себе молодого монарха, стоящего в полном вооружении с горностаевой накидкой на плечах. Были быстро изготовлены десятки миниатюр с изображением головы и плеч, которые служили визитными карточками.
Летом 1698 года Петр был вынужден прервать свое «Великое посольство», лишь ненадолго задержавшись в Вене, прежде чем вернуться домой, чтобы подавить восстание.
На следующий день после приезда в Москву он лично сбрил бороды своим боярам, позднее обложив пресловутым налогом всех тех, кто решил придерживаться старых патриархальных обычаев. Консервативные силы, верные старой Московии и Церкви, начали осуждать Петра как антихриста.
Парящий шпиль Петропавловского собора, до сих пор являющийся одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
3. РАЙ ПЕТРА
В начале века Петр серьезно начал свою программу реформ.
Он принял юлианский календарь, так что каждый год начинался в январе, а не в сентябре.
Он постановил, что дворяне должны сменить свои кафтаны на западную одежду.
Женщины были шокированы тем, что им пришлось распускать волосы, а Церковь была возмущена, когда Петр не назначил преемника после смерти Патриарха Адриана в 1700 году.
Бескомпромиссный в своей решимости порвать с прошлым и сделать Россию современной морской державой , он также объявил войну Швеции.
К 1703 году он получил выход к Балтийскому морю и основал Санкт-Петербург на берегу Невы как свое «окно в Европу». Доменико Трезини был первым из череды швейцарских, итальянских, голландских, немецких и французских архитекторов, приглашенных приехать и создать город на негостеприимном пространстве плоского пустого болота, завоеванного Петром.
Царь был человеком практичным, явно не склонным к показной роскоши, о чем свидетельствуют построенные для него скромные жилища, но с самого начала он хотел, чтобы город, который он называл своим «раем», был величественным и красивым, и он призвал садовников посадить деревья и душистые кустарники.
Именно после великой победы Петра над шведами под украинской Полтавой в 1709 г. началось серьезное строительство его нового города. Архитектура собора Святых Петра и Павла в лютеранском стиле барокко задала тон последующей революции. Его высокий золотой шпиль возвышался над многовековыми луковичными куполами и открыл его радикально иное видение России как прогрессивной европейской нации.
Петр принимал участие в каждом новом архитектурном проекте, в планировке города по рациональным, симметричным линиям, включая прокладку длинного прямого центрального проспекта, ведущего от его Адмиралтейства.
Роскошный Петергофский дворец Петра, вдохновленный его визитом в Версаль
4. РУССКИЙ ПИГМАЛИОН
Через девять лет после основания Петр сделал Санкт-Петербург своей новой столицей и приказал своему непокорному дворянству массово переселиться из Москвы.
Впредь изображая из себя западного абсолютистского монарха — с чертами лица, укорененными в аллегорических изображениях римского бога Марса, а не его святых покровителей, — он теперь обратил свое внимание на изобразительное искусство.
Этот процесс усилился после его второй продолжительной поездки за границу в 1716 году, когда он привлек художников и архитекторов для работы в Санкт-Петербурге. Бывших иконописцев и мастеров привозили в Петербург из Оружейной палаты Кремля для обучения у них или отправляли на учебу в Италию и Нидерланды.
В Париже Петра чествовали поездками в Лувр и водными прогулками по Сене, а посещение Версаля произвело неизгладимое впечатление и послужило основой для его роскошного Петергофского дворца на берегу Финского залива. Его первоначальный архитектор, Жан-Батист Ле Блон, оставил свой след в элегантных террасных садах и фонтанах.
Петр культивировал свой образ Пигмалиона, изваявшего Россию, которая должна была стать его Галатеей. Церковь порицала трехмерные произведения искусства как идолы, но Петр заполнил свой Летний сад классическими статуями, в том числе знаменитой Таврической Венерой, привезенной из Рима в 1718 году после заключения сделки с папой Климентом XI.
Карло Бартоломео Растрелли изготовил бронзовый бюст Петра и заложил основу для того, чтобы его сын Франческо стал выдающимся архитектором Зимнего дворца. Однако сохраняющиеся религиозные сомнения привели к тому, что первый публичный памятник в России, конная статуя Петра «Медный всадник» работы Этьена Фальконе, заказанная самопровозглашенной «духовной дочерью» царя Екатериной Великой, была открыта только в 1782 году.
Портретный медальон Петра Великого и его семьи работы первого русского художника-портретиста-миниатюриста Григория Мусикийского, ок. 1716–1777 гг.
5. ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ДЕКОРАМ
Хотя Петр заставил свою знать одеваться по-европейски и переселиться в Санкт-Петербург, он чувствовал, что они все еще нуждаются в обучении тому, как вести себя в обществе.
В 1717 году он приказал издать сборник европейских правил поведения, в котором содержались такие полезные предписания, как: «не наедайся, как свинья; не чистите зубы ножом; не прижимай хлеб к груди, когда режешь его».
Книга неоднократно переиздавалась, что само по себе было беспрецедентным явлением: голландские, шведские и немецкие ремесленники помогли основать фабрики в России, поэтому бумагу больше не нужно было импортировать по высокой цене. Всего до того, как Петр стал царем, было напечатано 500 книг, в основном церковных, по сравнению с 1200 за 36 лет его царствования, из них три четверти светских.
Последний использовал современный шрифт, созданный для размещения потока новых латинских слов, отражающих расширение горизонтов России, от «архитектуры» до «балет», от «крават» до «вино». Точно так же Петр называл первый музей своей страны Кунсткамерой или «Художественной палатой» (от немецкого «Кунсткамера»), поскольку в русском языке для такого места просто не было слова.
В 1718 г. Петр издал Указ о собраниях (от французского «assemblee»), в котором были изложены правила проведения светских собраний элиты и впервые предстала общественность перед женщинами. Высокопоставленные лица были обязаны проводить как минимум одно собрание в год и обеспечивать танцы, музыку и игру в карты, а также угощение.
Петровская радикальная программа вестернизации изменила ход российской истории и заложила основу для расцвета светской культуры. Однако его реформы не распространялись на крепостное крестьянство, что неизбежно вело к кризису идентичности среди образованного класса. Острая дискуссия по вопросу об истинной судьбе России развернулась во всех искусствах на протяжении XIX века.ХХ века, особенно в великих поисковых романах Толстого и Достоевского. Этот спор остается неразрешенным и сегодня.
ГЛАВНЫЕ СОВЕТЫ РОЗАМУНД
Следуйте по стопам Питера
Когда позволяют ограничения, лучше всего начать знакомство с Санкт-Петербургом. Там вы можете посетить деревянную Хижину Петра Великого, где впервые жил царь, когда был основан город; его скромный Летний дворец на Фонтанке; и относительно неизвестный Зимний дворец Петра Великого, который является частью Эрмитажа. В летний день отправляйтесь на катере на подводных крыльях, чтобы посетить дворец и сады в Петергофе за городом.
Недалеко от Амстердама находится Заандам, где вы можете зайти в Czaar Peterhuisje, крошечный дом царя Петра XVII века, где Петр останавливался во время своего Великого посольства в 1697 году.
Еще ближе к дому, один можно проследить шаги Петра Великого в Лондоне, обратившись к полезной веб-странице доктора Сары Дж. Янг: «Русские в Лондоне: Петр Великий».
Хорошо читает
Петр Великий: Биография – исчерпывающий отчет выдающегося британского историка России Линдси Хьюз; Издательство Йельского университета, 2002 г.
Революция Петра Великого – полезная, сжатая версия трех томов, посвященных петровской реформе русской культуры и общества, написанная Джеймсом Кракрафтом; Harvard University Press, 2003
«Краткая история России» — работа Пола Бушковича, в которой царствование Петра рассматривается в краткой перспективе; Издательство Кембриджского университета, 2011 г.
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО МГНОВЕННОЕ ПИСЬМО ЭКСПЕРТА…
Почему бы не отправить это другу, которому, как вы думаете, это тоже понравится?
Оставайтесь на связи с The Arts Society! Зайдите на The Arts Society Connected, чтобы присоединиться к обсуждениям, прочитать сообщения в блогах и посмотреть «Домашние лекции» — серию фильмов, подготовленных аккредитованными лекторами Arts Society.
Покажите мне еще одну историю Instant Expert
Изображения: портрет Петра Великого работы Поля Делароша©Bridgeman Images; Памятник Петру Великому, Петропавловский собор, Петергофский дворец© Shutterstock; Медальон с портретом Григория Мусикийского© Wikimedia Commons.