Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. до н.э.) | Архитектура и Проектирование
Храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри (XVIII династия, ок. 1500 г. до н.э.) | Храм Амона в Карнаке |
Разбирая выше дворцовую архитектуру XVIII — XX династий, мы тем самым вступили уже в эпоху Нового царства. Период этот последовал, как известно, за вековым господством в Египте иноземцев-гиксосов. Первые фараоны XVIII династии, начиная уже с Яхмоса I, восстанавливают национальную монархию и ведут ту широкую захватническую колониальную политику, которая отдает в руки Египта важнейшие для Древнего Востока торговые пути и рынки. Завоеванными оказываются Передняя Азия и Нубия, подчинены Египту и острова Средиземного моря. Класс военной аристократии и жречество доводят вновь идеализацию института фараона до грандиозных размеров.
Воздвигаемые в честь богов и, главным образом, посвященные фиванскому богу Амону, храмы являются в то же время и памятниками, восхваляющими действия самих фараонов.
То принципиально новое, что дается в это время по сравнению со всем предыдущим развитием стилей, выражено было прежде всего в архитектуре надземных храмов, посвященных богам, и в первую очередь в знаменитых храмах в Карнаке и Луксоре.
Подробный разбор плана и конструкции этих памятников у Шуази избавляет нас от необходимости подобного повторения. Мы ограничимся поэтому лишь указанием на главнейшие данные, связанные с планом и конструкцией храмов, чтобы получить возможность сделать отсюда соответствующие выводы о стиле этих памятников. Необходимо прежде всего помнить, что ни Луксорский, ни тем более Карнакский храмы не были выстроены сразу по какому-либо единому заданию архитектора. Они представляли собой, в сущности, конгломерат отдельных архитектурных частей: ряд храмов, являвшихся пристройками. Так, например Карнакский храм был совокупностью храмов, создававшихся фараонами ряда династий в течение нескольких сот лет.
Для уяснения композиции этих памятников достаточно, например, обратиться к разбору простейшего плана храмов Амона и Хонсу в Карнаке (время Рамсеса III, 1198—1167 гг. до н.э.). Храм представляет собой здесь вытянутый прямоугольник. Порталом служат пилоны — две массивных, симметрично расположенных у входа башни с плоской крышей и одной отвесной боковой гранью. Пилоны были сложены из горизонтально расположенных плит камня. Они были очень высоки и массивны. О пропорциях их можно судить по большому пилону в Карнаке. Его длина равна 113 м при 15 м толщины, высота — около 50 м. Строгий геометризм конструкции пилона и его монументальность возрастали от располагавшихся перед ним гигантских статуй фараона. Здесь достаточно указать, что высота знаменитых колоссов Мемнона , расположенных возле ныне исчезнувшего поминального храма Аменхотепа III, достигала почти 20 м. Увеличивали впечатление монументальности всего ансамбля и фланкировавшие вход обелиски. Об их масштабах можно судить по самым грандиозным обелискам Тутмоса III в Карнаке и по обелиску царицы Хатшепсут. Первый из них достигал высоты 37 м, второй — 29 м.
Для характеристики впечатления от этой железной симметрии в архитектонике всего ансамбля портала отметим также наличие деревянных шестов с вымпелами, прислоненных к пилону с наружной стороны. В большом храме Карнака, как это установлено, таких шестов было по восемь с каждой стороны входа. За пилоном расположен продольно вытянутый открытый двор, обнесенный колоннами с массивным архитравом. За этим двором — перекрытый, так называемый гипостильный, зал, еще далее, в храме Амона, узкое вытянутое помещение, самое святилище Амона. В последнем памятнике к святилищу примыкали еще два компартимента: святилище богини Мут и бога Хонсу. Число таких строго геометризированных помещений, окружавших святилище, варьировалось.
Самое значительное в этих храмах — гипостильный зал. Он, в сущности, представляет собой базиликальную постройку. Идущие вглубь параллельные линии колонн образуют продольные корабли. Число продольных нефов между колоннами было различно. В приписываемом Рамсесу II большом Карнакском храме было шестнадцать рядов колонн. Благодаря тому, что высота колонн центрального ряда была больше боковых, перекрытие давалось на разных уровнях, и свет, таким образом, падал сверху из решетчатых окон, приходившихся в простенках. Все перекрытия и колонны были каменными.
Целый лес этих колонн в гипостильных залах производит такое сильное впечатление еще и потому, что египетский зодчий разнообразит «ордера» колонн, соблюдая при этом особые законы ритма. В особенности общий взгляд на храмы Аменхотепа III (1411 — 1375 гг. до н. э.) и Рамсеса II (1292 — 1225 гг. до н. э.) в Луксоре дает это впечатление тонкого ритма в чередовании колоннад разных «ордеров». Архитектура Нового царства сохраняет все виды растительной колонны, но чаще всего прибегает к папирусообразным колоннам.
Предельного изящества, достигает колоннада из папирусообразных колонн в Луксорском храме Аменхотепа III. Мы встречаем в Новом царстве и колонны с гладким цилиндрическим стволом и колоколообразной капителью, а далее — и столь типичную для этого периода монолитную папирусообразную колонну. Этот последний вид колонны зарождается в рассматриваемый период. Пучок стеблей в стволе колонны слился здесь в одну монолитную форму, колонна приобрела отсюда некоторую приземистость и стала более монументальной.
Весь этот процесс монументализации зодчества в Новом царстве не есть еще нечто безусловно новое по сравнению с храмовым зодчеством предыдущего периода. На первый взгляд, даже и отдельные элементы архитектуры не так уж оригинальны: обелиск известен уже со времени Древнего царства, колоссы повторяют композицию сидящих фигур, также уже известных в Древнем царстве, и т. д. Самый план (на что неоднократно указывалось в литературе) тоже как будто не прибавляет ничего к тому, что было дано уже хотя бы в поминальном храме Хефрена: соотношение гипостильного зала и двора снова образует букву Т. Однако такой вывод о тождестве или лишь некоторой модификации и раньше встречавшихся элементов был бы безусловно неправилен.
Надо прежде всего обратить внимание на то несомненно принципиально новое, что содержится в этом стиле храмовой архитектуры, на тот совершенно иной контекст, который приобрели, отчасти известные уже и раньше, отдельные элементы. Это новое качество есть прежде всего разрешение пространственной проблемы.
В храмах Нового царства дается иной, по сравнению с прежним, акцент пространства. Перемежающиеся дворы и гипостили уводят глаз все дальше вглубь. Продольные линии колонн в гипостильных залах особенно подчеркивают это ощущение протяженности. Ведь не случайна в этом отношении та, например, аллея сфинксообразных овнов, которая соединяла Луксорский и Карнакский храмы. Этим зодчий точно так же хотел увеличить ощущение протяженности пространства.Мы указывали выше на то, что Луксорский и Карнакский храмы пристраивались в течение длительного периода времени. Мы хотели бы здесь указать на то, что в самом принципе этих пристроек сказывалось искание пространства. Дело все в том, что каждый из фараонов, прибавляя к храму своего предшественника новый храм, пристраивал его, выравнивая по продольной оси. Этим также подчеркивался принцип протяженности пространства, оптического вовлечения глаза все дальше вглубь. Акцентировка пространства в храмовой архитектуре Нового царства сочеталась, однако, с полным соблюдением гармонии массы.
Разобранная нами композиция архитектурного ансамбля «портала», а также пропорций пилонов, обелисков, статуй колоссов и, наконец, колонн не оставляет сомнения в большой монументальности этой архитектуры, но при всем том центр тяжести здесь перенесен на пространство. Вернее так: в зодчестве Древнего царства, в архитектуре пирамиды мы видим полное господство массы над пространством; здесь дана самодовлеющая геометризированная форма; в храме же Нового царства развитое пространство находится в полной гармонии с композицией массы. Параллели архитектуры со скульптурой подтверждают наши положения. Для Древнего царства типично расположение частей тела по параллельным пространственным пластам, т. е. когда каждая отдельная часть сама по себе совершенно плоскостна; напротив, в ряде скульптур периода Нового царства наблюдается большая слитность формы: одно в другое вливается незаметно, глаз скользит по круглой поверхности, воспринимая объем (таков, например, знаменитый женский торс в Лондоне и т.
д.).Завоевание пространства сказывается еще резче в рельефе. В рельефе Древнего царства процессия из идущих фигур дается таким образом, что каждая отдельная фигура отделена от другой цезурой. Это — сумма совершенно плоскостных отдельных форм. Напротив, именно рельефное искусство Нового царства впервые находит закон свободно-ритмической компановки фигур в пространстве. В качестве примера можно привести известный болонский рельеф с группой рабов-негров (XVIII династия) или рельеф с плакальщицами (начало XIX династии) в Государственном музее изобразительных искусств. В этих памятниках исчезают условные приемы композиции человеческого тела в рельефе, — напротив, тело дается правильно в разнообразнейших ракурсах; сложная по построению группа дается так, что одна фигура показывается из-за другой, одна загораживает собою другую. Своеобразное применение прямой перспективы здесь налицо, главное завоевание художника — овладение пространством.
Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. 14—12 вв. до н. э. Реконструкция | Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке |
Портал храма Рамзеса II в Абу-Симбеле | Обелиск царицы Хатшепсут в Карнаке |
Разумеется, одни и те же поиски стиля в архитектуре и пластике — факт не случайный. Обратим внимание еще на один момент. Гигантские рельефные композиции на наружных стенах пилонов даются в искусстве Нового царства техникой en сrеux. Углубленный рельеф здесь вызывается отнюдь не необходимостью более быстрой техники в заполнении огромных плоскостей, как на это указывалось в ряде специальных египтологических работ. Большая живописность рельефов en сrеux достигается резкой игрой света и тени. И в этом также сказались своеобразные поиски пространства.
Из числа однотипных с Карнаком и Луксором храмов отметим также храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около 1180 г. ) с расположенным некогда возле него дворцом этого фараона и храм Рамсеса II в Рамессеуме (около 1250 г.) с его замечательным базиликальным гипостилем. В отличие от подобных надземных храмов, в которых собственно и сказалось все то новое в стиле, что резко отличает зодчество Нового от зодчества Древнего царства, особую группу памятников составляют храмы в скалах — спеосы времени XIX — XX династий. Из числа этих памятников самый замечательный — Нубийский спеос Рамсеса II (1292 — 1225 гг. до н. э.) в Абусимбеле. В отличие от типа храмов в Луксоре или Карнаке акцент в данном случае, как и в архитектуре Древнего царства, сделан на массе. Мощный портал, пилон Абусимбельского храма с его четырьмя сидящими колоссами Рамсеса И, снова подавляет своей количественной и статичной формой. Архаизирующий мотив вставленной в нишу над порталом статуэтки бога Ра заставляет вспомнить композиции ложных дверей гробниц Древнего царства. Подавляет масса и внутри храма, особенно в первом зале с его восемью столбами и прислоненными к ним десятиметровой высоты осирическими колоссами фараона. Если спеосы составляют особую немногочисленную группу памятников, которые сами по себе ни в какой мере еще не могли бы характеризовать эпоху, то в такой же степени особняком стоит и один из самых ранних памятников XVIII династии, периода Нового царства, — поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Принцип пространственного разрешения храма не нов по сравнению с архитектурой эпохи Среднего царства, но то чувство меры и композиционного такта, с каким гениальный зодчий выстроил здесь свои обнесенные колоннадой залы, расположенные на трех разной высоты террасах, заставляет считать данный памятник одним из лучших архитектурных созданий Нового царства. Самый храм врублен в скалы, перед которыми расположена колоннада, четко-ритмическая и элегантная по пропорциям и своему расположению. Проблема оформления архитектурного ансамбля в природном ландшафте здесь играет исключительную роль. Протодорийский ордер получил в колоннах храма в Дейр-эль-Бахри свое лучшее эстетическое выражение. Отметим в этом отношении особенно наружный портик храма Анубиса, расположенного сбоку на средней террасе, с его строго-изящными колоннами и хорошо прочерченным антаблементом.
Ни портик Анубиса, композиционно близкий к «порталам» гробниц периода Среднего царства, ни тип колонны, ни наконец общее пространственное разрешение, в конечном счете также приближающееся к разобранному нами храму Ментухотепов, не позволяют, повторяем, храм Хатшепсут считать еще новым качеством для периода Нового царства. Эти доводы не позволяют также и согласиться с Шуази, считавшим храм Хатшепсут совершенно выпадающим из общей истории развития египетского зодчества. На наш взгляд, в общестилистической эволюции архитектуры храм в Дейр-эль-Бахри не есть нечто принципиально новое, отличное от архитектуры предыдущего периода. Напротив, здесь скорее можно говорить о прямой преемственности с архитектурой Среднего царства. Что же касается того впечатления полной оригинальности, которое, на первый взгляд, остается от храма Хатшепсут, то его надо объяснять, как нам кажется, высоким качеством самого памятника и гениальным использованием стилей предыдущей архитектуры неизвестным нам зодчим.
Новое царство период XVIII—XX династий (XVI—XI вв. до н. э.)
Перейти к контентуРабовладельческое общество > Древний Египет > Новое царство
Фиванский некрополь
Фараоны XII династии были последними могучими властелинами Среднего царства. Во времена правления XIII и XIV династий (начало XVIII в. до н. э.) сильные внутренние междоусобицы привели к ослаблению власти фараона: фараоны свергались один за другим, в разных частях страны поднимались восстания, экономическое состояние Египта было тяжелым, строительство замерло.
В начале XVII в. до н. э. в долину Нила с востока вторглись разноплеменные пришельцы, известные по Манефону под собирательным названием гиксосы — «властители нагорий».
Гиксосские цари объявили себя фараонами и сделами своей столицей Аварис, расположенный в восточной части дельты. Но полностью объединить страну им не удалось, так как в Фивах продолжали находиться египетские правители, также именовавшие себя фараонами. На период гиксосского владычества приходятся XV, XVI и XVII династии. С XVII династии (конец XVII в. до н. э.) под руководством фиванцев начинается упорная борьба против чужеземцев.
В первой половине XVI в. до н. э. египетский фараон Яхмос, окончательно изгнав гиксосов из пределов страны, положил начало периоду Нового царства. Египет вновь стал сильной державой и достиг небывалой доселе мощи. Победные походы фараонов в Переднюю Азию и Нубию укрепили авторитет Египта. Силой оружия, подкупом, угрозой и хитростью египетские фараоны заставили признать свою власть на всей территории от четвертого порога Нила в экваториальной Африке до Малой Азии. Со всех сторон стекалась в Египет богатая добыча. Приводились тысячи пленных, пригонялся скот. Бесконечные караваны везли шкуры пантер, слоновую кость из Эфиопии, золото из Нубии, благовония и роскошные сосуды с о. Крита.
Для того чтобы закрепить захваченные территории, фараоны Нового царства строили крепости в покоренных странах, превращая эти страны в египетские провинции. Оживленные дипломатические сношения установились с Критом, Библосом, Рас-Шамрой. Экономическое влияние Египта распространилось далеко за его пределы.
Превращение Египта в мировую державу меняет характер быта египтян. При дворе фараона постоянно живут представители других стран. Египетские фараоны часто берут в жены иноземных царевен. В чужеземцах видят не только «ненавидимых богом Ра жалких презренных существ», но и представителей другого государства, носителей иной культуры, не всегда понятной, но интересной египтянину.
Изменения, происшедшие в экономике и политике Египта периода Нового царства, оказали влияние на мировоззрение этого времени и в первую очередь на религию. Стремление распространить египетскую религию среди покоренных народов привело к большему монотеизму и выделению среди огромного, малопонятного для иноплеменников пантеона египетских божеств культа бога Амона.
Культ Амона проникает в религию Сирии и Палестины. Но, конечно, наибольшее значение он приобретает в самом Египте. Фараон провозглашается сыном Амона. В честь Амона воздвигаются грандиозные святилища. Именно храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.
Обзор храмовой архитектуры Нового царства следует начать с заупокойного храма царицы XVIII династии —Хатшепсут, сооруженного в конце XVI в. до н. э. в Дейр-эль-Бахри. В этом памятнике, построенном в традициях заупокойных храмов предшествующего периода, особенно наглядно выступают характерные черты зодчества Нового царства.
Новое царство. Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Общий вид
Гражданская архитектура второй половины Нового царства лучше всего сохранилась на западном берегу Нила, напротив Фив, в долине, которая носит название Дейр-эль-Медине. Здесь еще в начале XVIII династии было создано поселение ремесленников, сооружавших царские гробницы. При Тутмесе I поселение состояло из 40 жилищ, разделенных улицей. Поселок окружала семиметровая кирпичная стена. После того как при Тутмесе III поселок был расширен, стены передвинули. Во времена Эхнатона жителей поселка переселили в новую столицу Ахетатон, и они вернулись сюда лишь после смерти фараона-реформатора. При фараонах XIX династии поселок расширялся уже за пределами стены.
Новое царство. Поселок ремесленников в Дейр-эль-Медине. Разрез жилого дома
Дома ремесленников в поселке построены вплотную друг к другу. Площадь каждого из них колеблется от 60 до 180 м2. Обычно они состоят из четырех помещений. Напротив входа в дом находилась небольшая комната культового назначения, дальше располагалась парадная комната с одной-двумя колоннами, поддерживавшими потолок.
Пол был глинобитный, освещение устраивалось в кровле. Парадная комната соединялась со спальней. В самой глубине дома располагалась кухня, оборудованная хлебной печью и зернохранилищем. Плоская кровля дома не покрывала кухню; покрытием кухни служил легкий навес, пропускавший дым и укрывавший от солнца. Из кухни вела лестница на кровлю дома, где спали в жаркое время года. Стены дома сооружались из кирпича-сырца или мелкого камня. Колодцев при домах не было, и воду приходилось доставлять из Нила на ослах.
Поселок в Дейр-эль-Медине просуществовал до начала XXI династии, а потом был внезапно покинут, возможно под натиском вторгшихся в страну ливийцев.
<< Гробницы знатных вельмож
Храм царицы Хатшепсут >>
<< На главную
Карта раздела «Рабовладельческое общество» >>
Смелая смесь новостей и идей 2
Новое Царство известно как золотой век древнеегипетской истории.Куратор/рецензент Мэтью А. Макинтош процветание Египта и способствовало распространению монументальной архитектуры.
Новое Царство известно как золотой век древнеегипетской истории и является периодом правления Хатшепсут, Тутанхамона, Рамзеса II и других известных фараонов. Богатство, полученное благодаря военному господству, привело к огромному процветанию Египта и способствовало распространению монументальной архитектуры, особенно произведений, прославляющих достижения фараонов. Начиная с Хатшепсут, здания были более грандиозными, чем что-либо ранее виденное в Поднебесной.
Луксорский храм
Луксорский храм — большой храмовый комплекс, расположенный на восточном берегу реки Нил на территории древних Фив (сегодня город Луксор). Есть шесть великих храмов: четыре на левом берегу, известные как Гурна, Дейр-эль-Бахри, Рамессеум и Мединет-Абу; и два на правом берегу, известные как Карнак и Луксор. Луксорский храм был построен из нубийского песчаника из юго-западного Египта. Как и в других египетских сооружениях, распространенными методами были использование символизма и иллюзионизма 9.0036 . Например, святилище в форме шакала Анубиса использовалось как репрезентативный символ Анубиса. Чтобы подчеркнуть высоту и расстояние и улучшить существующую дорожку, два обелиска по бокам входа были построены с иллюзией, что они имеют одинаковую высоту, хотя на самом деле это не так.
Храмы в Карнаке
Этот комплекс состоит из множества обветшавших храмов, часовен, пилонов и других зданий. Древнее место поклонения богу Амону, оно было частью монументального города Фивы. Сегодня комплекс представляет собой огромный музей под открытым небом и крупнейший древний религиозный объект в мире. Комплекс состоит из четырех основных частей: участка Амона-Ра, участка Мут, участка Монту и храма Аменхотепа IV.
Участок Амона-Ре, также известный как Храм Амона , является самым большим из храмов и единственным открытым для публики сегодня. Колонны его гипостильного зала имитируют растения лотоса и имеют искусно утопленный рельеф.
Панорама большого гипостильного зала в Карнаке: Район Амона-Ра является частью большого храмового комплекса в Карнаке.
Почти каждый фараон этой династии что-то добавлял к храму. В нем есть большие колонны из песчаника, несколько колоссальных статуй и один из самых больших обелисков весом 328 тонн и высотой 29 метров. метров высотой. Многие стены были украшены богато орнаментированными фризами.
Панорама фриза в Округе Амона-Ре: Великие памятники и храмы часто украшались искусной рельефной скульптурой во времена Нового царства.
Район Мут, расположенный к югу от нового комплекса Амен-Ре, был посвящен богине-матери Мут . Хапшепсут помогла восстановить первоначальную территорию, которая была разрушена во время оккупации гиксосами, и установила два обелиска у входа в храм; один до сих пор остается самым высоким сохранившимся древним обелиском в мире. На территории есть несколько небольших храмов, связанных с ним, и собственное священное озеро, построенное в форме полумесяца. Шестьсот статуй из черного гранита были найдены во дворе ее храма, возможно, в самой старой части этого места.
Меньший участок Монту посвящен богу войны фиванской триады, Монту, , и расположен к северу от комплекса Амона-Ре.
Храм Аменхотепа IV располагался к востоку от основного комплекса и был разрушен сразу после смерти его строителя, поэтому его размеры и план в настоящее время неизвестны.
Долина Царей
К этому времени цари уже не строили пирамиды, но продолжали строить величественные гробницы. В этой знаменитой долине Египта в течение почти 500 лет строились гробницы для фараонов и могущественных вельмож Нового царства. Известно, что в долине находится 63 гробницы и камеры, самой известной из которых является гробница Тутанхамона (широко известного как Тутанхамона). Несмотря на свои небольшие размеры, это самая полная древнеегипетская царская гробница из когда-либо найденных. В 1979 г. долина стала объектом Всемирного наследия наряду с остальной частью Фиванского некрополя.
Хатшепсут
Дизайн храма Хатшепсут с колоннадой: Храм Хатшепсут наиболее известен своим Джесер-Джесеру, колоннадным сооружением такого архитектурного мастерства, которое предшествует Парфенону почти на тысячу лет.
Храм Хатшепсут был погребальным храмом Хатшепсут и первым, построенным в этом районе. Центром гробницы был Джесер-Джесеру , колоннадное сооружение идеальной гармонии, которое предшествует Парфенону почти на тысячу лет. Встроенный в скалу, Джесер-Джесеру, или «Возвышенное из возвышенных», расположен на террасе, которая когда-то была украшена пышными садами. Погребальный инвентарь, принадлежащий Хатшепсут, включает «трон» львицы, игровое поле с вырезанной головой львицы, игровые фигуры из красной яшмы с ее титулом фараона, перстень-печатку и частичную фигурку шабти с ее именем.
Тутанхамон
Расписные стены в погребальной камере гробницы Тутанхамона, Долина царей, Египет (конец 14 века до н.э.): погребальная камера Тутанхамона содержала прекрасные произведения искусства, тексты и иероглифы.
Тутанхамон был египетским фараоном восемнадцатой династии, правившим примерно с 1332 г. до н.э. по 1323 г. до н.э. В народе известный как «Тут-король», мальчик-король занял трон, когда ему было девять лет, и правил до своей ранней смерти в возрасте девятнадцати лет. Тутанхамон был похоронен в гробнице, которая была маленькой по сравнению с его статусом. Его смерть могла произойти неожиданно, до завершения строительства более грандиозной царской гробницы, так что его мумия была похоронена в гробнице, предназначенной для кого-то другого. Его мумия до сих пор покоится в его могиле в Долине Царей, хотя теперь выставлена в стеклянном ящике с климат-контролем, а не в его оригинальном золотом саркофаге. Реликвии и артефакты из его гробницы, в том числе его нагрудные украшения и лев из красного гранита, являются одними из самых посещаемых артефактов в мире.
Рамзес II
Гробница Нефертари, самой известной из супруг Рамзеса, также находится в Долине Царей и известна своими великолепными настенными росписями.
Рамессеум был великим заупокойным храмом Рамзеса II. Огромный пилон, изображающий сцены правления великого фараона, стоял перед одним из открывающихся дворов, с королевским дворцом слева и гигантской статуей короля сзади. Можно увидеть разрозненные останки двух статуй сидящего царя, одну из розового гранита, а другую из черного гранита, которые когда-то стояли по бокам от входа в храм. В гипостильном зале до сих пор стоят 39 из 48 колонн, сохранилась и часть золото-голубого расписного потолка.
Двор Рамессеума. Дизайн погребального храма Рамзеса соответствует стандартным канонам храмовой архитектуры Нового Царства. Сам храм, ориентированный на северо-запад и юго-восток, состоял из двух каменных пилонов (ворот шириной около 60 м), следующих друг за другом и ведущих во двор.
Древние храмы в Фивах были преобразованы, чтобы прославить могущество Рамзеса. Позже Рамзес перенес столицу своего царства из Фив в недавно основанный город Пи-Рамсес, который он использовал в качестве главной базы для своих походов. В нем преобладали огромные храмы и обширный королевский жилой дворец, а также собственный зоопарк. Рамзес построил комплекс Абу-Симбел и, пожалуй, наиболее известен своим заупокойным храмом, известным как Рамессеум. После смерти он был похоронен в гробнице в Долине Царей; позже его тело было перемещено в королевский тайник, где оно было обнаружено в 1881 году. Сейчас оно выставлено в Каирском музее.
Обзор
Книга Мертвых – это современное название древнеегипетского погребального текста, использовавшегося с начала Нового Царства (около 1550 г. до н.э.) до примерно 50 г. до н.э. Оригинальное египетское название переводится как «Книга появления днем» или «Книга появления в свете». Согласно древнеегипетским верованиям, именно ba (духовный аспект умершего на свободе) уходил «вперед днем» в подземный мир и загробную жизнь, в то время как ка (жизненная сила) осталась в могиле.
Несмотря на слово «книга» в общем названии, Книга Мертвых фактически была напечатана на свитках, а не на переплетенных текстах. Текст, помещенный в гроб или погребальную камеру умершего, состоял из магических заклинаний, призванных помочь умершему в путешествии через Дуат , или подземный мир, в загробную жизнь. В настоящее время известно около 192 заклинаний, хотя ни одна рукопись не содержит их всех. Заклинания служили целому ряду целей, например, давали умершим мистические знания в загробной жизни, помогали им преодолевать препятствия в подземном мире или защищали их от различных враждебных сил. Всего заклинаний в Книга Мертвых содержит важную информацию о древнеегипетских верованиях в смерть, погребение и загробную жизнь.
Тексты пирамид и тексты гробов
Книга Мертвых была частью традиции погребальных текстов, которая включает более ранние тексты пирамид Древнего царства и тексты гробов Среднего царства. Однако он во многом отличался от своих предшественников. Например, Тексты пирамид были написаны необычным иероглифическим стилем, предназначались исключительно для тех, кто имел королевские привилегии, и видели загробную жизнь в небе. Тексты гробов использовали более новую версию языка, впервые включали иллюстрации и были доступны для богатых частных лиц. Оба были нарисованы на стенах или предметах в погребальной камере. Книга Мертвых , напротив, была нарисована на дорогом папирусе, написана курсивным иероглифом и рассматривала загробную жизнь как часть подземного мира. Самые ранние образцы появились ближе к началу Второго промежуточного периода, около 1700 г. до н.э., и включали новые заклинания среди более старых текстов. Во времена Семнадцатой династии заклинания обычно писались на льняных саванах, обернутых вокруг мертвых, хотя иногда их находили написанными на гробах или папирусе.
Разработка и распространение
В Новом Королевстве Книга Мертвых развивалась и распространялась дальше. Знаменитое «Заклинание 125», «Взвешивание сердца», впервые известно со времен правления Хатшепсут и Тутмоса III (ок. 1475 г. до н. э.). В «Заклинании 125» сердце умершего должно быть взвешено с Пером Истины, прежде чем умерший сможет перейти в загробную жизнь. Бог с головой шакала Анубис взвешивал сердце, а бог с головой ибиса Тот записывал результаты. Тяжелое сердце указывало на грех и приводило к тому, что умершего пожирало крокодилоподобное существо по имени Аммит. С другой стороны, легкое сердце, равное весу пера, позволяло умершему войти в загробный мир и насладиться вечностью, которая хоть и обильна, но требует ручного труда. По этой причине Книга Мертвых включала заклинания для статуэток под названием шебти (позже ушебти ) для выполнения вместо умершего.
Начиная с четырнадцатого века до н. э., Книга Мертвых обычно записывалась на свитке папируса, а текст иллюстрировался тщательно продуманными и роскошными виньетками. Позднее, в Третий промежуточный период, Книга Мертвых начала появляться как в иератическом письме, так и в традиционных иероглифах. Последнее использование Книга Мертвых была создана в первом веке до нашей эры, хотя некоторые художественные мотивы, взятые из нее, все еще использовались во времена Римской империи.
Взвешивание сердца: В заклинании 125 Анубис взвешивает сердце Хунефера. Это заклинание впервые известно со времен правления Хатшепсут и Тутмоса III, ок. 1475 г. до н.э.
Единой Книги Мертвых не существовало, и работы, как правило, сильно различались. Некоторые люди, кажется, заказали свои собственные копии, возможно, выбирая заклинания, которые, по их мнению, были наиболее важными для их собственного продвижения в загробную жизнь. Однако позже, во времена Двадцать пятой и Двадцать шестой династий, Книга была пересмотрена и стандартизирована, а заклинания впервые последовательно упорядочены и пронумерованы.
Книги заказывали люди, готовившиеся к своим похоронам, или родственники недавно умерших. Их писали писцы, причем иногда работы нескольких разных писцов буквально склеивались. Состоящая из соединенных листов папируса, размеры Книги Мертвых могут варьироваться от одного до 40 метров. Книги часто изготавливались заранее в погребальных мастерских, оставляя место для того, чтобы позже написать имя умершего.
Курсивные иероглифы из Папируса Ани: Во времена Нового царства Книга Мертвых обычно писалась курсивными иероглифами.
Текст Нового Царства Книги Мертвых обычно писался курсивными иероглифами, чаще всего слева направо, но иногда и справа налево. Иероглифы располагались в колонках, разделенных черными линиями, а иллюстрации помещались в рамки выше, ниже или между колонками текста. Текст был написан как черными, так и красными чернилами либо углем, либо охрой соответственно. Стиль и характер виньеток, используемых для иллюстрации Книга Мертвых сильно различается: некоторые содержат роскошные цветные иллюстрации, даже с использованием сусального золота, в то время как другие содержат только штриховые рисунки или простую иллюстрацию в начале.
Обзор
Скульптура Нового царства продолжалась в традиционном египетском стиле, и многие великие произведения были созданы фараонами на протяжении многих лет. Однако в более поздний период Амарны в нем произошел резкий сдвиг в стиле, чтобы подчеркнуть более натуралистичные (и менее идеалистические) человеческие фигуры, например, с отвисшими животами. В то время как круглые рельефы и скульптуры продолжали раскрашиваться, оттенки кожи мужских и женских фигур теперь были одинакового коричневого цвета. Некоторые ученые считают, что этот сдвиг произошел из-за появления новой группы художников, обучение которых отличалось от тех, кто обучался традиционным методам в Карнаке.
Хатшепсут
Фрагмент Хатшепсут (ок. 1473–1458 гг. до н. э.): Хатшепсут изображена в одежде царя-мужчины, хотя и в женской форме — в отличие от статуй Осириса, на которых она выглядит гораздо более андрогинной.
Создание статуй Хатшепсут (1508–1458 гг. до н. э.) было настолько плодотворным, что сегодня почти каждый крупный музей мира имеет ее статую среди своих коллекций. В то время как некоторые статуи изображают ее в типично женском одеянии, другие изображают ее в королевском церемониальном одеянии. В искусстве редко подчеркивался физический аспект пола фараонов, и, за немногими исключениями, предметы идеализировались. Осирианские статуи Хатшепсут, расположенные у ее могилы, следуют египетской традиции изображать мертвого фараона как бога Осириса. Однако многие из официальных статуй, заказанных Хатшепсут, изображают ее менее символично и более естественно как женщину в типичных платьях знати того времени.
Рамзес II
Колоссальные статуи Рамзеса II за пределами Абу-Симбела: Эта известная работа изображает четыре повторяющиеся статуи Рамзеса II, следуя традиции обожествления фараонов.
Статуи обычно изображали египетских фараонов, часто представляя их как богов. На знаменитых скульптурах возле главного храма в Абу-Симбеле Рамзес II (1303–1213 гг. до н. э.) изображен в ряду из четырех колоссальных статуй. Другие божества часто изображаются на картинах и рельефах. Большая часть более крупной скульптуры сохранилась из египетских храмов или гробниц, где были построены массивные статуи, изображающие богов, фараонов и их королев.
Искусство Амарны
Стиль скульптуры резко изменился в период Амарны в конце Восемнадцатой династии, когда фараон Эхнатон перенес столицу в город Амарна. Это искусство характеризуется ощущением движения и активности в изображениях, с фигурами с поднятыми головами, множеством фигур, перекрывающих друг друга, и многими сценами, полными и многолюдными. Широко использовался затонувший рельеф. Фигуры изображены менее идеалистично и более реалистично, с удлинением и сужением шеи; покатый лоб и нос; выступающий подбородок; большие уши и губы; веретенообразные руки и икры; и большие бедра, животы и бедра. Например, многие изображения тела Эхнатона показывают его с широкими бедрами, обвисшим животом, толстыми губами и тонкими руками и ногами. Это расхождение с более ранним египетским искусством, которое изображает мужчин с идеально выточенными телами, и мужские фигуры, как правило, более «женственны». Некоторые ученые предполагают, что представление человеческого тела как несовершенного в период Амарны связано с уважением к Атону.
Эскиз художника: Прогулка в саду ; известняк, Новое царство, 18-я династия, ок. 1335 г. до н.э.: Рельеф королевской четы в стиле Армана. Считается, что это Эхнатон и Нефертити, Сменхкара и Меритатон или Тутанхамон и Анхесенамон.
Как и в предыдущих работах, лица на рельефах по-прежнему изображались исключительно в профиль. На изображении рук и ног фигур показаны мельчайшие детали, пальцы рук и ног изображены длинными и тонкими. Цвет кожи как мужчин, так и женщин, как правило, был темно-коричневым, в отличие от предыдущей традиции изображать женщин с более светлой кожей. Наряду с традиционными придворными сценами часто изображались интимные сцены. На рельефе Эхнатона он изображен со своей первой женой Нефертити и их детьми в интимной обстановке. Его дети уменьшены, чтобы казаться меньше своих родителей, что является обычной стилистической чертой традиционного египетского искусства.
Рельефный портрет Эхнатона (ок. 1345 г. до н. э.): Эхнатон изображен в типичном стиле периода Амарны.
В то время как религиозные изменения периода Амарны были краткими, стили, введенные в скульптуру, оказали длительное влияние на египетскую культуру.
Обзор
Художники большей части Нового Королевства продолжали изображать человеческую фигуру почти так же, как и их предшественники в предыдущие эпохи. Однако значительное изменение произошло в период Амарны при фараоне Эхнатоне (годы правления 1351–1334 гг. До н. Э.), Когда тело приняло менее идеализированную форму. Хотя существует множество теорий относительно того, почему произошло это изменение, точная причина остается неизвестной.
TT52
В гробнице, известной как TT52, находится чиновник по имени Нахт и его жена Тави (14 век до н.э.). Среди украшений есть богато раскрашенные картины, на которых пара изображена в стандартной позе 18 кулаков в профиль, с фронтальным туловищем и ладонями наружу. Как и на картинах предыдущих эпох, обе фигуры одинакового роста. Оттенки их кожи также соответствуют традициям, изображающим мужчин с темно-коричневой кожей и женщин со светло-желтой кожей.
Нахт и Тави делают подношение: Фигуры на этой картине продолжают условности, установленные в раннединастический период.
В другом месте гробницы Нахт принимает более динамичную (хотя и стилизованную) позу во время охоты и рыбной ловли, что также соответствует стилю, установленному в раннединастический период.
Нахт охота и рыбалка в загробной жизни: Фигуры на этих картинах передают ощущение динамизма, хотя все еще стилизованы под прошлое.
Во времена Нового Царства религиозные сцены составляют большинство картин в гробницах элиты. Эта тенденция, отраженная в декоративных предметах в этих гробницах, очевидна в картине Нахта и Тави, делающих подношение. Однако сцены из повседневной жизни, такие как охота и рыбалка, остаются важной частью образов.
Картина в амарнском стиле
Дочери Эхнатона. Следуя традициям Амарнского периода, фигуры на этой картине имеют выступающие животы, перекрывают друг друга и кажутся более расслабленными, чем фигуры в предыдущие эпохи. Хотя изображенные фигуры — девушки, тон их кожи такой же, как и у их коллег-мужчин.
Искусство этого периода характеризуется ощущением повышенного движения и активности в изображениях, с оживленными и многолюдными сценами и многими перекрывающимися фигурами. Мужские и женские фигуры изображены с одинаковым темно-коричневым оттенком кожи, что является отходом от прошлого, когда женщины изображались с более светлыми оттенками кожи. Человеческое тело изображено более реалистично, чем идеалистично, хотя иногда изображения граничат с карикатурой. Например, многие изображения тела Эхнатона показывают его с широкими бедрами, обвисшим животом, толстыми губами и тонкими руками и ногами. Это расхождение с более ранним египетским искусством, которое изображает мужчин с идеально выточенными телами, и мужские фигуры, как правило, более «женственны». Некоторые ученые предполагают, что представление человеческого тела как несовершенного в период Амарны связано с уважением к Атону.
Неэлитные гробницы
Хотя многие неэлитные гробницы Нового Царства были разграблены, оставив мало изображений и предметов для изучения современными учеными, очевидно, что убранство сильно отличалось от предыдущих эпох. В этих гробницах не было никаких погребальных или сельскохозяйственных сцен. Изображения обитателя гробницы также отсутствовали, за исключением случаев, когда он или она изображались с членом царской семьи. Украшения амарнского периода явно поклонялись Атону, с выдержками из Гимн Атону часто присутствует в гробницах. Отсутствуют другие боги и богини и нет упоминания об Осирисе или подземном мире.
Предоставлено Boundless, опубликовано Lumen Learning под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International.
Нравится:
Нравится Загрузка…
План храма: Новое Царство | Encyclopedia.com
Источники
Храмы . Хотя основной египетской архитектурной формой был храм, нет двух одинаковых египетских храмов. Долгая история строительства храмов в Египте простирается от первых дней Нулевой династии (около 3100–3000 до н. э.) до римского правления в Египте почти четыре тысячи лет спустя. Тем не менее, большинство храмов имели общие элементы.
Функция храмов . Храмы играли важную роль в социальной, экономической и политической структуре Древнего Египта. Тем не менее, основная религиозная цель храмов состояла в том, чтобы очертить священное пространство, где люди могли контактировать с силами «другого» мира. Эти силы включали богов и людей, которые стали богами, умерев и переселившись в невидимый мир. Люди могли легче всего получить доступ к этим божественным силам через статуи. Таким образом, главная цель храма состояла в том, чтобы обеспечить дом
для статуи бога, умершего короля или даже умершего дворянина, для которого требовался дом, напоминающий дома живых дворян и королей. Эти дома называются храмами.
Теменос . Храмы располагались внутри окружающих стен, называемых теменос , , которые были первым барьером между священным и мирским. Он был построен из кирпичей, расположенных рядами, напоминающими иероглифический знак воды. Стена выступала как за, так и против водного хаоса, который, по мнению египтян, существовал в начале творения. Внутри стены творение было совершено в виде храма.
Наименования деталей . Внутри теменос главное здание храма обычно включало пять частей: пилон, двор, гипостильный зал, пронаос, и наос. Доступ в здание разрешен только через один подъезд. Таким образом, маршрут посетителя контролировался архитектурой, переходя от света к тьме и ко все более священному пространству по мере того, как он или она приближались к статуе бога.
Пилон . Вход состоял из двух высоких башен, называемых пилонами , которых снаружи были украшены изображениями царя, уничтожающего врагов Египта. Это украшение продолжило общую декоративную тему, впервые заявленную в теманосе . Храм был местом, где порядок торжествовал над хаосом, так же как и сам Египет был местом, где царил порядок. Пилоны имели по две ниши для флагштоков. У бога было свое собственное знамя, которое развевалось бы на этих флагштоках.
Внутренний двор . После того, как посетитель входил между пилонами, он попадал в центральный двор, окруженный колоннадой. Центральный двор был открыт для яркого египетского солнца, а колоннада служила убежищем во время процессий, совершаемых статуей бога. Часто во дворе были станции или часовни, где совершались части церемоний. Эта область, скорее всего, была открыта для некоторых представителей общественности. Вероятно, это было место, где иногда производилась раздача пайков. Дворяне также ставили здесь свои статуи, что позволяло дворянам продолжать участвовать в церемониях после их смерти.
Гипостильный зал . Прямо напротив пилонов находился вход в третий элемент храма — гипостильный зал. Войдя в это сооружение, посетитель теперь оказывался в темной и темной комнате, заполненной колоннами, которые были украшены так, чтобы напоминать папирус и растения лотоса. Основания колонн стояли на полу, изображавшем воды болота. Стены этой комнаты также были украшены болотными сценами. Над этими сценами были изображения ритуальных подношений богу храма. Оформление комнаты отсылало к сотворению мира, когда вода превратилась в болото. Жертвы, которые приносили короли, помогали богам поддерживать порядок против сил воды. Эта комната была началом областей, доступных только для жрецов. Статуи богов и царей также располагались в гипостиле, где они участвовали в ритуале.
Священное пространство . Пронаос и наос были самыми священными и самыми темными частями храма.