Архитектура новгорода и пскова: Новгородско-Псковская архитектура

Новгородско-Псковская архитектура

Новгородско-Псковская архитектурная школа – направление в древнерусской православной архитектуре, имевшее большое распространение Новгороде (ныне Великий Новгород) и Пскове, а также их окрестных землях.
Характерные особенности Новгородско-Псковской архитектуры заключаются в объемно-пространственной структуре здания храма, а также в наборе и взаимном расположении декоративных элементов преобладающих в его внешнем оформлении.
Структурно Псковско-Новгородский храм чаще всего представляет собой кубическое сооружение, с завершением фасадов трехлопастной кривой или закомарами. Наиболее часто православные храмы этой архитектурной школы завершались одной главой на высоком световом барабане. В декоративном же плане, световые барабаны обильно украшались рядами арочек и поясами бегунца, а фасады храма имели разнообразные декоративные детали: оконные бровки, двухступенчатые ниши, сгруппированные по-два и по-три окна, пояски поребрика, зубчики, вмонтированные в нижние части стен поклонные кресты и пр.


Традиции Новгородско-Псковской православной архитектуры были заложены в середине XII века, когда в Новгороде был окончательно сформирован тип местного, небольшого уличанского храма с характерным набором своеобразных черт. Одним из самых известных памятников этого направления является Церковь Спаса на Нередице, датируемая 1198 годом – именно в этом величественном храме оказались объединены все ключевые особенности архитектурной школы, зародившейся в Новгороде.
В XIII веке новгородская архитектурная школа переняла существенное новшество от смоленских мастеров, работавших в Новгороде. Речь о трехлопастном завершении фасадов, которое, как нельзя лучше, дополнило лаконичный одноглавый объем новгородских храмов, придав образу окончательную завершенность и стилистическую цельность. Видимо от смоленских же мастеров берет свое начало и жизнерадостное, насыщенное декоративное оформление фасадов, которое стало характерной чертой новгородского уличанского храма и к концу 14 века достигло апогея в своем развитии.

В домонгольский период (12 век) традиции Новгородской архитектуры перешли и в город Псков, в те годы ещё не имевший собственных устоявшихся архитектурных практик, а потому эта пустующая ниша оказалась полностью занята новгородской архитектурой. Фактически, архитектура Новгорода и архитектура Пскова представляет собой две разные архитектурные школы, но в виду их крайней схожести, а также того, что псковская архитектура прямо происходит из новгородской, иногда их объединяют в единое региональное Псковско-Новгородское направление архитектуры.
Пик развития Псковско-Новгородской архитектуры пришёлся на XV век, но уже в самом начале XVI века это направление начало стремительно терять свои позиции как в Новгороде, так и в Пскове, уступая быстро набирающему популярность общерусскому стилю, базирующемуся на московских традициях. Хотя в Пскове местные традиции и продолжали существовать вплоть до XVII века.
Наиболее характерными представителями Новгородской и Псковской архитектуры являются соответственно церковь Спаса на Ильине в Новгороде (15 век) и Церковь Николы со Усохи в Пскове (начало 16 века).

Архитектура Новгорода и Пскова • Архитектура

Архитектура севернорусских вольных городов Новгорода и Пскова развивалась самостоятельно, но в сходных условиях, обусловивших, вместе с общностью их происхождения от архитектуры Новгородской земли домонгольского времени, их внутреннее родство.

Архитектура этих городов в XIV—XV вв. представлена главным образом церквами, приходскими или монастырскими, строившимися на частные средства и совмещавшими в своем облике монументальность с уютом и приветливостью.

Как в Новгороде, так и в Пскове господствовал тип четырех столпной крестовокупольной церкви с одной главой и пониженными угловыми частями: в Новгороде с одной апсидой и отвечавшими форме сводов трехлопастными верхами фасадов, в Пскове — с тремя апсидами и прямоскатными восьмискатными крышами.

Дальнейшая эволюция этого типа проходила в каждом городе по-своему: в Новгороде — от небольших с простым убранством храмов времени войн XIII—первой половины XIV в. к крупным и нарядным постройкам времени расцвета и к более скромным и уютным церквам XV в. При этом композиция зданий и их конструктивные особенности оставались неизменными, а изменялись размеры церквей и убранство их фасадов.

В Пскове, наоборот, при скромном и почти не изменявшемся убранстве фасадов изменялись композиция церквей — пристройка галерей и приделов — и конструкции — различные варианты расположения подпружных арок по отношению к сводам и разные виды покрытий без промежуточных опор.

Это объясняется различием общественной жизни Новгорода, где бояре, все более усиливавшие свою власть над городом, заботились о представительном облике возводимых ими церквей, и более демократического Пскова, зодчие которого больше думали об удовлетворении запросов широких слоев растущего населения города.

Общими для архитектуры обоих городов являются присущее народному искусству умение понимать художественные возможности, заложенные в свойствах строительных материалов, и достигать большой выразительности простыми средствами.

Своим живописным и праздничным характером храмы Новгорода и Пскова XIV—XV вв. отличаются от своих суровых предшественников XI—XII вв. примерно в такой же степени, как готика от романской архитектуры. Это не говорит, конечно, о стилистической близости построек Новгорода и Пскова к западной архитектуре: отдельные частности, родственные романским или готическим, подчинялись в них традиционно-русской основе.

Такими частностями являются одноапсидные алтари, появившиеся еще в домонгольское время не только в Новгороде, Витебске и Полоцке, но и в Киеве, и близкие к таким же алтарям романских церквей на Рейне и в Англии, или полуцилиндрические своды, известные уже в XI—XII вв. как Новгороду, так и другим русским городам, а также известные романским церквам XII в., преимущественно французским — в Нормандии, Аквитании, Провансе и, особенно, в Оверни, но там эти своды скрыты под крышами базилик и внешне не выражены, а в Новгороде им отвечали трехлопастные верхи фасадов, породившие, в свою очередь, подобные декоративные арки, соединявшие лопатки и перешедшие потом на фасады жилых домов Восточной Прибалтики.

Таковы же и аркады апсид новгородских храмов и их перспективные стрельчатые порталы, тогда как «бровки», особенно трех- и пятилопастные, скорее напоминают такие же детали византийских и южнославянских построек. С ближним Востоком сходны и некоторые особенности архитектуры Пскова.

Это относится к «ступенчатым» сводам псковских бесстолпных церквей и приделов, встречавшихся в XVI в. и в других местах на Руси и на Украине, но особенно частых в Молдавии. Однако в молдавских церквах второй половины XV—XVI вв. такие своды покрывают не основные части их, а притворы, не имеют световых барабанов и по-иному ориентированы по странам света.

С каменной архитектурой других русских городов, в XIV—XV вв. развивавшейся слабо, архитектура Новгорода имела немного связей. Лишь появившиеся здесь во второй половине XV в. широкие полосы узорной кирпичной кладки имеют сходство с такими же мотивами среднерусских построек того же и позднейшего времени, обладающих, однако, большим разнообразием приемов узорной кладки, включающей и терракотовые детали, возможно, местного происхождения.

Псковские храмы своими приподнятыми подпружными арками схожи с храмами великого княжества Московского конца XIV—XV вв., но в Пскове эта конструкция реже влияла на внешний вид зданий.

Храмы Псковской архитектурной школы

Выдающаяся общечеловеческая ценность

Краткое обобщение

Храмы Псковской архитектурной школы расположены в исторической части города Пскова и по берегам реки Великой на северо-западе России . Объект включает в себя десять памятников религиозной архитектуры, церквей и соборов, а также, в некоторых случаях, часть окружающих их монастырских построек, которые представляют собой архитектурные стили и декоративные элементы, созданные Псковской архитектурной школой между 12 и началом XII века. 17 века. Псковская архитектурная школа — одна из самых влиятельных русских архитектурных школ, которая способствовала постоянному обмену идеями и характеризовала развитие архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий, что привело к появлению конкретных архитектурных и декоративных ориентиров, известных как псковская школа.

Эти физические особенности, представляющие работу псковской школы, включают, среди прочего: архитектурные элементы под влиянием византийских традиций, переданных через более раннюю новгородскую школу; отличительное использование местных строительных материалов; и прагматичные каменные здания с пуристскими и минималистическими подходами к отделке, характеризующиеся сдержанностью форм и отделки. В школе использовался ограниченный набор декоративных приемов и архитектурных элементов, иллюстрирующих синтез народных стилей, перенесенных в городской и монументальный контексты, кубические объемы, купола, барабаны, боковые часовни, портики, нартексы и колокольни, а также другие декоративные элементы. Десять выбранных церквей и соборов, которые составляют этот серийный объект, узнаваемы по своим историческим архитектурным сооружениям и непосредственному расположению собственности в виде подъездных путей, садов, окружающих стен и заборов, а также элементов растительности, которые вносят свой вклад в традиционную атмосферу эти духовные обители, которые связаны с усилиями Школы по интеграции архитектурных шедевров в их естественное окружение.

Критерий (ii): Псковская архитектурная школа возникла под влиянием византийской и новгородской традиций и достигла своего расцвета в XV-XVI вв., когда оказала значительное влияние на обширные территории Русского государства и ее стилистическую и декоративные характеристики стали широко упоминаться. В то время как псковские архитекторы работали над памятниками по всей России, в том числе в Москве, Казани и Свияжске, десять выбранных церквей в Пскове иллюстрируют местное представление раннего развития, экспериментальных площадок и мастерских ссылок псковской школы.

Целостность

Храмы Псковского архитектурного училища в значительной степени свободны от непосредственных серьезных угроз. Все десять элементов сохранили свое первоначальное место в структуре градостроительства. Как группа, они демонстрируют целостность, включая примеры всех исторических этапов развития продукции Псковской школы, начиная от ранних этапов формирования в XII веке до апогея школы в XV и XVI веках. Ряд серийных компонентов пострадал во время войны, в частности, во время Второй мировой войны, но они восстановлены до уровня, который обеспечивает достоверную отсылку к эпохе производства псковской школы.

Время от времени расположение этих религиозных памятников становилось уязвимым для инфраструктурных и других изменений. Учитывая сильный акцент псковской школы на интеграцию памятников в их естественное окружение, важно сохранить эти непосредственные условия, что достигается за счет обозначенной буферной зоны и должно быть подтверждено адекватными стратегиями мониторинга посетителей и трафика. .

Подлинность

Группа церквей сохранила приемлемую степень аутентичности в стиле, декоративных элементах, дизайне, мастерстве, атмосфере и, за одним исключением, использовании и функции. В материальном отношении храмы так или иначе пострадали в результате различных войн с течением времени, но эта группа культовых сооружений уцелела после реставраций, сохранивших основные архитектурно-декоративные черты псковской архитектурной школы.

Необходимые ремонтные и консервационные работы были проведены с использованием аутентичных материалов, традиционных технологий и с явной целью сохранения исторических и культурных ценностей объекта.

Традиционное использование церквей и соборов в качестве мест отправления культа и, в некоторых случаях, в качестве части монастырских построек явно усиливает аутентичность, и сообщество пользователей должно активно и активно участвовать в процессах управления, чтобы обеспечить будущее передача подлинности в использовании и функции.

Требования к управлению и охране

Храмы Псковской школы охраняются как памятники архитектуры государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960, нет. 1327. Конкретные границы каждого компонента были утверждены Государственным комитетом Псковской области в период с 2010 по 2015 год, но при необходимости должны быть пересмотрены для согласования с границами собственности или соответствующими физическими границами территории церквей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 № 1975-р все составные части объекта включены в Кодекс особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Традиционную защиту обеспечивают русские православные общины, которые заботятся об имуществе согласно религиозным требованиям содержания.

Управление координируется Государственным комитетом Псковской области по охране культурного наследия и осуществляется в тесном сотрудничестве с Псковской епархией Русской Православной Церкви. План управления был подготовлен параллельно с подготовкой номинации и официально утвержден губернатором Псковской области и Министерством культуры Российской Федерации. План управления представляет собой комплексный план действий на четыре года (2017–2020 гг.) и включает собственную схему оценки качества, которая в конце начального периода начнет обзор успехов и переформулирование необходимых действий. Будущие пересмотры плана управления будут уделять более пристальное внимание аспектам управления рисками, в частности, тому, как это связано с управлением посетителями и движением, а также с защитой убранства и традиционного использования религиозных сооружений.

Всемирное наследие ЮНЕСКО 2019 – Храмы Псковского архитектурного училища — история средневековья

Мирожский монастырь в Пскове. Источник: Википедия/Савин

Псков расположен в 20 км от границы с Эстонией. Вероятно, перечисление церквей и монастырей древнего Псковского княжества отражает геополитические интересы путинской России Покаяние Ивана Грозного: он просит игумена (игумена) Псково-Печорского монастыря Корнилия разрешить ему взять постриг в своем монастыре. Картина Клавдия Лебедева (1852–1919 гг.).16). Монастырь был важным духовным центром народа сето. Этот монастырь не входит в новый список. Источник: wikipedia

Памятники Древнего Пскова расположены вдоль реки Великой в ​​северо-западной части России, в двадцати километрах от Эстонии. Он состоит из 18 компонентов с 12 по 19 век – два города-крепости, одна колокольня, два монастыря, три собора, одиннадцать церквей и две административные палаты. Из них семнадцать расположены в городе Пскове, остальные вблизи города, к которому относятся административно. Город был центром Псковской республики с ок. с 850 по 1230 год, после чего вошла в состав Новгородской республики. В позднем средневековье она стала независимой и состоявшейся аристократической республикой. Однако вскоре она была превращена в зависимую от Москвы. В 1510 году его независимости был положен конец.

Позже, во время Ливонской войны (1558–1582), большая часть средневековой Ливонии (современные Эстония и Латвия) была завоевана Россией Ивана Грозного, и на присоединенных территориях была введена Московская администрация. На территории средневековой Ливонии также была создана Русская православная церковная организация для русских, переселившихся туда во время войны. Уникальным источником по этому вопросу является земельная грамота Псково-Печерского монастыря, изданная в 1563 г. В ней содержатся сведения о заселении, хозяйстве, управлении и социальной истории эстонских и псковских земель в XVI в. , в том числе богатый ономастический материал. Этот документ содержит уникальный исторический материал о Сетумаа, отдельном пограничном районе между Эстонией и Россией, который в настоящее время разделен между двумя соседними государствами.

Город Псков согласно предложению должен характеризоваться как «уникальная социальная и культурная среда, в которой воспитывается «Псковская архитектурная школа»… одна из самых художественных и самобытных в Российском государстве». Однако ИКОМОС не согласился со своей миссией по установлению фактов. Тем не менее, государство-участник не предоставило ни пересмотренного каталога, ни сравнительного анализа памятников в Пскове по сравнению, например, с в Новгородскую школу. Вместо этого ИКОМОС пришел к выводу, что Псковская архитектурная школа является одной из нескольких русских школ, оказавших влияние на развитие архитектурных стилей в России. Очевидно, что ИКОМОС по ряду причин не мог принять предложение в его нынешнем виде и рекомендовал включить в список только десять из восемнадцати предложенных памятников. А также о том, чтобы название было изменено на «Храмы Псковской архитектурной школы».

Путин в Свято-Успенском – Псково-Печорском – монастыре. Хотя это самый древний и до сих пор действующий монастырь в России, он не попал в окончательный список. Отказ ИКОМОСа был оформлен как художественная оценка Источник: Кремль

В итоге в июле 2019 года ЮНЕСКО внесло в список десять из восемнадцати памятников Пскова с их кубическими объемами, куполами, крыльцами и колокольнями и приняло новое название; и просил государство-участник представить новую и пересмотренную карту. Это странно. Обычно ЮНЕСКО не продвигает незадокументированное предложение, если государство-участник не выполнило рекомендации и просьбы ИКОМОС.

Включение Пскова и его памятников в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, возможно, можно рассматривать как политический акт, направленный на то, чтобы ублажить Россию. Исторически граница между Эстонским, Латышским и Псковским княжествами была зыбкой, неустойчивой и подвижной. Хорошо известно, что как русские, так и союзники по НАТО разместили воинские части вблизи границы и что этот район постоянно является местом проведения военных учений и маневров.

Однако в то же время губернатор Пскова предложил освободить визы для туристов, въезжающих в Псков из Эстонии и Латвии. Утверждая, что «очень многие жители Латвии и Эстонии готовы приехать в Псков», добавляет она, «виза стоит в два-три раза больше, чем вся поездка в Псков. В настоящее время стоимость однократной визы составляет 80 евро, что является существенным препятствием для развития туризма в регионе.

Является ли план использования списка ЮНЕСКО не более чем частью более широкого плана по созданию подвижной и проницаемой границы между Россией и Восточной Европой? Полезно для найма «зеленых человечков», когда придет время?

Объект был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в июле 2019 года.

ИСТОЧНИК:
Оценки и номинации культурных и смешанных объектов. Отчет ИКОМОС для Комитета всемирного наследия, 43-я очередная сессия, Баку, 30 июня – 10 июля 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *