Архитектура новгорода 12 13 века: Архитектура Новгородской земли XII — начала XIII веков

2. Архитектура Новгорода 11-12 вв.

ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НОВГОРОДА с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса, расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим – Старая Ладога, отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу.                 В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень, расположен так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатого века оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названием Городище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессе сложения в Новгороде вечевой республики. Но археологические раскопки вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду – к концу девятого – началу десятого веков. Есть основания предполагать, что  именно по отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получил название «Новый город».

Подобные «передвижения» на более удобную территорию были характерны    для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростом их в процессе феодализации. При раскопках на территории Новгорода до сих пор не удалось обнаружить слов старше десятого века. Первая крупная постройка – дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», ставшая своего рода прототипом Софии Киевской и впоследствии сгоревшая – была выстроена в 989(!!!) году присланным из Киева первым новгородским епископом    Иоакимом. Как и другие города древней Руси, Новгород даже в эпоху расцвета был по преимуществу деревянным: огромные лесные массивы этого края, делавшие дешевым материал, удобная доставка его по многочисленным водным артериям способствовали этому. О многочисленных деревянных постройках – крепостных стенах, мостах, церквах и хоромах знати – уже в древнейший период неоднократно повествуют летописи. Таким образом, архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных построек. С 1044 года по приказанию князя Ярослава (Мудрого) началось строительство стен кремля, который в древнем Новгороде обычно называли детинцем.
Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был заложен грандиозный каменный храм Софии. Следует упомянуть, что князь Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, чем фактически провозгласил начало независимости Новгорода, а значит, свой, независимый путь в развитии архитектуры. Храм строился пять лет – с 1045-го по 1050-ый гг. Новгородская София – один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы лопаток делят фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями. Лопатки как бы укрепляют здание по основным осям.
Подобно киевским памятникам одиннадцатого века, стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления «полосатой» кладки из  регулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинфы) и камня, что было характерно для киевского зодчества XI века. Кладка эта, не скрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания    подчеркнутую мощность и своеобразную суровую красоту. Новгородская София, подобно киевскому прототипу, была парадным сооружением, резко выделявшимся среди окружавших ее деревянных жилищ горожан. Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построек характерна для искусства феодального общества. В этом отношении чрезвычайно выразительна также организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части – нижнюю полутемную, как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всех горожан, и верхнюю – залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати через лестничную башню.
Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер новгородской Софии более суровым. В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города.
Князья переселяются в Городище, возле    которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже – Спасо-Нередицкий. В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом. По  типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор является    большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма храму Софии. Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним.
Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор – «мастер Петр». Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри    лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого. В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два последних княжеских храма – церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек – упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены. После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не выстроили ни одного здания.
Нередко сбегавшие с «новгородского стола», а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств. Только в обстановке вот таких новых политических условий может быть понят последний  памятник княжеского строительства в Новгороде –    церковь Спаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой княжеской резиденции на Городище. Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему «полосатой» кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции. Во второй половине двенадцатого века  в Новгороде складывается новый тип храма.
Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве. Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати – хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом. Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее. Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет одну примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта.
Эта особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего – мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы. В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали  с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы  которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делались и покрытия храма. Эту  особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194г.
). Здесь  чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска. В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и  сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода  XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.). Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков.

Архитектура новгородских земель – презентация онлайн

Похожие презентации:

Новгородская архитектура XI – XII веков

Новгородская архитектура первой половины 12 века

Архитектура Новгородских земель

Новгородская архитектура XI – XV столетий

Архитектура Новгородского княжества

Культура России IX-XX вв

Архитектура Древней Руси

Архитектурный облик Древней Руси IX-XII века

Культурное развитие русских земель и княжеств

Архитектура Киевской Руси XI век

В середине XI – XII вв. древнерусское государство
вступило в новый этап истории – эпоху феодальной
раздробленности.
После
смерти
Ярослава
Мудрого
Русь
практически была поделена между тремя его
сыновьями.
В середине XII века Киевская Русь
окончательно распалась на самостоятельные
княжества.
Крупнейшими государственными центрами стали:
Новгородская земля,
Владимиро-Суздальское княжество и
Галицко-Волынское княжество.
Новгородская земля располагалась на северозападе Руси. Новгород являлся крупнейшим
торговым центром Руси, одним из самых красивых
городов Европы с великолепной архитектурой и
развитым искусством.
Софийский собор был возведен на территории древней
крепости, на высоком левом берегу реки Волхов. Он дал
название Софийской стороне (на противоположном берегу
Волхова была Торговая сторона). Храм построили из белого
камня и небольшого количества розоватой плинфы.
В 1108 г. по заказу епископа Никиты собор изнутри был
расписан фресками.
Софийский собор стал
главным
политическим
центром Новгорода. Здесь
избирали
на
высшие
должности, торжественно
встречали военачальниковпобедителей,
принимали
послов, хранили казну.
Новгород. Общий вид Софийской стороны
Софийский собор
(1045 – 1050). Вид с юга
Софийский собор г. Новгорода (1045 – 1050 гг.)
Интерьер Софии Новгородской
Иконостас Софии Новгородской
Памятниками княжеской эпохи в Новгороде стали
3 грандиозных собора, построенных в начале XII века:
Пятиглавый Николо-Дворищенский
и два трехглавых –
Собор Рождества Богородицы
(в Антониевом монастыре) и
Георгиевский собор
(в Юрьевом монастыре).
Затем строительство
Новгороде прекратилось.
княжеских
храмов
в
Николо-Дворищенский собор
(1113 – 1136 гг.) поставлен на
Ярославовом дворище – на Торгу,
где новгородцы продавали свои
товары заморским купцам. Торг
находился на противоположном от
Софийского
собора
берегу
Волхова. Собор построен во имя
любимого народом чудотворца
Николы.
Николо-Дворищенский
собор – княжеская постройка.
Храм возведен повелением
сына Владимира Мономаха –
Мстислава.
Собор
являлся
дворцовым
храмом

его
служители
подчинялись не
новгородскому владыке, а князю.
Николо-Дворищенский собор в Новгороде. 1113 – 1136 гг.
Собор Рождества Богородицы
в Новгороде
Антониев
монастырь
был основан на берегу
Волхова в 1106 г. Антонием
Римлянином,
приплывшим
сюда на камне из Италии,
согласно древней легенде,
Монастырь принадлежал
к числу наиболее крупных и
богатых в Древней Руси.
Собор
Рождества
Богородицы сооружен в 1117
году, но до наших дней дошел
с некоторыми перестройками.
Сохранились даже фрагменты
фресковой
живописи,
выполненной в 1125 году.
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде
1117 г. Общий вид
Главы собора Рождества Богородицы Антониева монастыря
Собор Рождества Богородицы
Антониева монастыря
г. Новгорода
Дата основания Юрьева
монастыря – 1030 год.
Тогда, после победы над
чудью, князь Ярослав Мудрый в
честь
своего
небесного
покровителя Георгия (Юрия)
основал город Юрьев (Тарту,
Эстония) и построил храмы в
Новгороде и Киеве.
Для храма в Новгороде
избрали место на пути к
загородной резиденции, которая
находилась в селе Ракомо на
берегу озера Ильмень. Здесь и
возник монастырь.
Георгиевский собор
в Юрьевом монастыре
Георгиевский собор
Юрьева монастыря
г. Новгорода. 1119 г.
Здание храма отличают
строгие пропорции, четкие
линии и завершенность
композиции.
Его фасады прорезаны
многочисленными окнами.
Собор венчают три
главы разной высоты и
разных размеров.
В интерьере храма –
три нефа, разделенных
мощными столбами.
Стены собора были
украшены фресками.
Город Ладога находился на севере Новгородской земли.
В 50 – 60-е гг. XII века в Ладоге строились небольшие
одноглавые храмы. Интерьеры их были просты, но были
расписаны фресками.
Церковь святого Георгия
была построена во второй
половине
XII
века
неизвестными мастерами (повидимому, в честь победы
жителей Ладоги над шведами в
1165 году).
Церковь была посвящена
покровителю воинов, святому
Георгию.
Храм
крестовокупольный,
одноглавный,
четырехстолпный,
с
тремя
апсидами. В толще западной
стены расположена лестница,
ведущая на хоры.
Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге
Георгиевская церковь
в Старой Ладоге. 1165 г.
Вид с юго-западной стороны
Фреска «Чудо Георгия о змие».
Юный Георгий изображен
верхом на коне, в кольчуге, со
щитом и копьем. У ног коня –
поверженный дракон. На шее
его белая повязка, за которую
дракона
ведет
спасенная
Георгием царевна.
Черты архитектурной школы
Новгорода:
строгость;
простые формы;
отсутствие пышных украшений;
фресковые росписи интерьеров;
«храмы-стражи».
1
2
3
5
4
1. Назовите части древнерусского храма.
2. Какой собор
изображен на
фотографии:
а) Софийский собор
в Константинополе;
б) Софийский собор
в Киеве;
в) Софийский собор
в Новгороде?
3. Сколько куполов
у этого собора?
4.
На какие две части был разделен рекой Волховом
древний Новгород?
5.
Перечислите
основные
новгородской школы.
черты
архитектурной
Автор-составитель презентации –
Наталия Всеволодовна Дудкина,
методист по МХК
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга,
преподавателя Гимназии № 405,
победитель конкурса лучших учителей РФ
в Приоритетном национальном проекте
«Образование» -2008
Санкт-Петербург, 2009

English     Русский Правила

Gale Apps – Технические трудности

Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.

Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.

org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = “java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.java:266) в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:359) в java.base/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:427) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure. populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.reQuery(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:53) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupEntitlementsManager.reinitializeUserGroupEntitlements(UserGroupEntitlementsManager.java:30) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupSessionManager.getUserGroupEntitlements(UserGroupSessionManager.java:17) в com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getProductSubscriptionCriteria(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:246) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getSubscribedCrossSearchProductsForUser(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:70) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getAvailableContentModulesForProduct(CrossSearchProductContentModuleFetcher. java:51) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.AbstractProductEntryAuthorizer.getContentModules(AbstractProductEntryAuthorizer.java:131) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.isAuthorized(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:83) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.authorizeProductEntry(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:45) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.ProductEntryAuthorizer.authorize(ProductEntryAuthorizer.java:31) в com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody0(BLISAuthorizationServiceImpl.java:57) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody1$advice(BLISAuthorizationServiceImpl.java:61) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize(BLISAuthorizationServiceImpl.java:1) в com. gale.blis.auth.AuthorizationService._iceD_authorize(AuthorizationService.java:97) в com.gale.blis.auth.AuthorizationService._iceDispatch(AuthorizationService.java:406) в com.zeroc.IceInternal.Incoming.invoke(Incoming.java:221) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.invokeAll(ConnectionI.java:2706) на com.zeroc.Ice.ConnectionI.dispatch(ConnectionI.java:1292) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.message(ConnectionI.java:1203) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.run(ThreadPool.java:412) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.access$500(ThreadPool.java:7) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool$EventHandlerThread.run(ThreadPool.java:781) на java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:833) ” org.springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.convertIceAccessException(IceClientInterceptor. java:348) org.springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.invoke(IceClientInterceptor.java:310) org.springframework.remoting.ice.MonitoringIceProxyFactoryBean.invoke(MonitoringIceProxyFactoryBean.java:71) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:186) org.springframework.aop.framework.JdkDynamicAopProxy.invoke(JdkDynamicAopProxy.java:215) com.sun.proxy.$Proxy156.authorize(Неизвестный источник) com.gale.auth.service.BlisService. getAuthorizationResponse(BlisService.java:61) com.gale.apps.service.impl.MetadataResolverService.resolveMetadata(MetadataResolverService.java:65) com.gale.apps.controllers.DiscoveryController.resolveDocument(DiscoveryController.java:57) com.gale.apps.controllers.DocumentController.redirectToDocument(DocumentController.java:24) com.gale.apps.controllers.DocumentController$$FastClassBySpringCGLIB$$7de825c.invoke(<сгенерировано>) org.springframework.cglib.proxy.MethodProxy.invoke(MethodProxy.java:218) org. springframework.aop.framework.CglibAopProxy$CglibMethodInvocation.invokeJoinpoint(CglibAopProxy.java:783) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:163) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$CglibMethodInvocation.proceed(CglibAopProxy.java:753) org.springframework.aop.framework.adapter.MethodBeforeAdviceInterceptor.invoke(MethodBeforeAdviceInterceptor.java:58) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:175) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$CglibMethodInvocation. proceed(CglibAopProxy.java:753) org.springframework.aop.interceptor.ExposeInvocationInterceptor.invoke(ExposeInvocationInterceptor.java:97) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:186) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$CglibMethodInvocation.proceed(CglibAopProxy.java:753) org.springframework.aop.framework.CglibAopProxy$DynamicAdvisedInterceptor.intercept(CglibAopProxy.java:698) com.gale.apps.controllers.DocumentController$$EnhancerBySpringCGLIB$$e5f6f082.redirectToDocument(<сгенерированный>) jdk. internal.reflect.GeneratedMethodAccessor304.invoke (неизвестный источник) java.base/jdk.internal.reflect.DelegatingMethodAccessorImpl.invoke(DelegatingMethodAccessorImpl.java:43) java.base/java.lang.reflect.Method.invoke(Method.java:566) org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.doInvoke(InvocableHandlerMethod.java:205) org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.invokeForRequest(InvocableHandlerMethod.java:150) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.ServletInvocableHandlerMethod.invokeAndHandle(ServletInvocableHandlerMethod. java:117) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.invokeHandlerMethod (RequestMappingHandlerAdapter.java:895) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.handleInternal (RequestMappingHandlerAdapter.java:808) org.springframework.web.servlet.mvc.method.AbstractHandlerMethodAdapter.handle(AbstractHandlerMethodAdapter.java:87) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doDispatch(DispatcherServlet.java:1067) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doService(DispatcherServlet. java:963) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.processRequest(FrameworkServlet.java:1006) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.doGet(FrameworkServlet.java:898) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:626) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.service(FrameworkServlet.java:883) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:733) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:227) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.tomcat.websocket.server.WsFilter.doFilter(WsFilter.java:53) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.catalina.filters.HttpHeaderSecurityFilter.doFilter(HttpHeaderSecurityFilter.java:126) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.servlet.resource.ResourceUrlEncodingFilter.doFilter(ResourceUrlEncodingFilter.java:67) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.RequestContextFilter.doFilterInternal (RequestContextFilter.java:100) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) com.gale.common.http.filter.SecurityHeaderFilter.doFilterInternal(SecurityHeaderFilter.java:29) org. springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. owasp.validation.GaleParameterValidationFilter.doFilterInternal(GaleParameterValidationFilter.java:97) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:126) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.access$000(ErrorPageFilter.java:64) org. springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter$1.doFilterInternal(ErrorPageFilter.java:101) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:119) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.FormContentFilter.doFilterInternal (FormContentFilter.java:93) org. springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.boot.actuate.metrics.web.servlet.WebMvcMetricsFilter.doFilterInternal (WebMvcMetricsFilter.java:96) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain. java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.CharacterEncodingFilter.doFilterInternal (CharacterEncodingFilter.java:201) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. apache.catalina.core.StandardWrapperValve.invoke(StandardWrapperValve.java:202) org.apache.catalina.core.StandardContextValve.invoke(StandardContextValve.java:97) org.apache.catalina.authenticator.AuthenticatorBase.invoke(AuthenticatorBase.java:542) org.apache.catalina.core.StandardHostValve.invoke(StandardHostValve.java:143) org.apache.catalina.valves.ErrorReportValve.invoke(ErrorReportValve.java:92) org.apache.catalina.valves.AbstractAccessLogValve.invoke(AbstractAccessLogValve.java:687) org. apache.catalina.core.StandardEngineValve.invoke(StandardEngineValve.java:78) org.apache.catalina.connector.CoyoteAdapter.service(CoyoteAdapter.java:357) org.apache.coyote.http11.Http11Processor.service(Http11Processor.java:374) org.apache.coyote.AbstractProcessorLight.process(AbstractProcessorLight.java:65) org.apache.coyote.AbstractProtocol$ConnectionHandler.process(AbstractProtocol.java:893) org.apache.tomcat.util.net.NioEndpoint$SocketProcessor.doRun(NioEndpoint.java:1707) org.apache. tomcat.util.net.SocketProcessorBase.run(SocketProcessorBase.java:49) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor.runWorker(ThreadPoolExecutor.java:1128) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor$Worker.run(ThreadPoolExecutor.java:628) org.apache.tomcat.util.threads.TaskThread$WrappingRunnable.run(TaskThread.java:61) java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834)

ПЕРИОДОВ | ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ

История древнерусского зодчества насчитывает более 7 веков.
Решение князя Владимира Великого в 988 году о принятии христианства на его восточный лад сделало Киевскую Русь частью многовековой богатой истории христианской культуры, расцветшей в Византийской империи. Греческие мастера, первыми возводившие каменные храмы в Киеве, Чернигове, Новгороде, принесли на Русь крестово-купольный тип строительства. Такой вид церковного строительства долгие века занимал лидирующие позиции. Образ русской церкви отныне узнавался по куполам, возвышающимся на стройных барабанах, по бочкообразным сводам, поставленным крестом, отмечающим интерьер, по мозаикам и фрескам, а также по выразительным иконам, украшающим внутреннее пространство.
В XII веке, когда Русь распалась на отдельные княжества, стали появляться местные архитектурные школы. Через византийские и романские традиции, основанные на системе крестовых застроек, идут разные архитектурные решения церквей в Чернигове и Смоленске, во Владимире и Гродно.
Татарское нашествие в 1240 году и разрушение мятежных городов остановило строительство каменных зданий на несколько десятилетий. Каменное зодчество Новгородского и Тверского княжеств конца XIII–XV веков, зодчество Псковщины и раннемосковского периода XIV–XV веков позволяют оценить новые стилистические открытия на этих территориях.
Закрепление русских земель вокруг Москвы, образование уникального Российского государства, а также строительство соборов Московского Кремля итальянскими зодчими при великих князьях Иване III и Василии III (конец XV века – первая четверть XVI века) повлияли на формирование великорусской архитектурной традиции. Стилистические черты Успенского собора и Михайло-Архангельского собора прослеживаются в соборах XVI–XVII веков, построенных в Новгороде, Дмитрове, Ярославле, Вологде, Астрахани и других городах России.
После Великой Смуты XVII века здесь были построены соборы, ставшие памятниками победы над польскими захватчиками. Их формы повторяют знакомые линии церковных построек прошлого века, что свидетельствует о преемственности религиозной традиции Древней Руси. Царское сооружение в Кремле, осуществленное иностранными мастерами, в частности шотландцами, преобразило исторический центр столицы. Надстройка Спасской башни, строительство Теремного дворца и Кремлевского дворца повлияли на вкусы аристократии и богатого купечества. Это повлияло на формирование стиля «Чудотворный узор», ставшего символом Руси XVII века.
«Нарышкин стиль» или «московское барокко», определивший облик русских городов и монастырей конца XVII века, стал последним восхождением древнерусского зодчества.

подробнее

Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии в конце XVI века. На протяжении XVII-XVIII веков стиль получил широкое распространение в Европе и Южной Америке, став первым по-настоящему универсальным стилем.
Для архитектуры барокко характерны пышность, торжественность, роскошь декора, использование сложных, обычно изогнутых форм, стремление к драматическим иллюзорным эффектам. В наиболее значительных зданиях и ансамблях прослеживается тенденция к синтезу искусств и интеграции архитектуры со скульптурой и живописью.
Барокко завезли в Россию при Петре Великом. На рубеже XVIII в. в Москве и Подмосковье появляется ряд зданий, насквозь построенных по европейским архитектурным формам и созданных, вероятно, с участием западных мастеров.
Барокко в полной мере нашло свое выражение в архитектуре вновь построенной столицы – Санкт-Петербурга. Именно здесь отрабатывались и апробировались новые решения во всех областях архитектуры. Самым известным представителем петровского барокко является Доменико Трезини с его Петропавловским собором в Санкт-Петербурге.
Золотой век барокко в России приходится на время правления дочери Петра Великого – императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Стиль елизаветинского барокко в основном связан со стилем придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Его торжественные ансамбли Зимнего дворца и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, череда дворцов и садов в Царском Селе и Петергофе – все они имеют черты европейского барокко, хотя и не лишены национального колорита. Среди русских архитекторов того времени выделяются Савва Чевакинский с его Никольским Морским собором и Дмитрий Ухтомский с его Колокольней Троице-Сергиевой Лавры под Москвой.

подробнее

Классицизм (лат. classicus — образцовый) — художественный стиль европейской культуры XVII-XIX веков. Его эстетическим идеалом было античное искусство Древней Греции и Рима.
Система античных ордеров (лат. ordo — строение, порядок), предполагающая четкие пропорции между портной и портальной частями здания, составляет основу архитектуры классицизма.
В античной архитектуре это были лежащие выше колонны и перемычки – антаблемент, составлявший основу греческих соборов.
Три ордера Древней Греции получили свои названия по территориям охвата: дорический, ионический и коринфский. Они различались пропорциями и расположением отдельных элементов, в частности верхушек колонн.
Римская архитектура добавила к трем существующим ордерам еще два – тосканский и составной, близкие по пропорциям и деталям к дорическому и коринфскому ордерам.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) также опиралась на античное наследие: этот период стал следующей ступенью развития теории порядков.
В дальнейшем зодчие западноевропейского и русского классицизма часто обращались к творчеству итальянских зодчих, блестяще интерпретировавших античные архитектурные образцы.
Франция XVII века была родиной европейского классицизма.
К началу XVIII века именно во Франции классицизм превращается в точную и законченную систему.
Этому очень способствовала философия Просвещения, призывавшая к силе разума, возвращению к природе и естественному человеку.
Именно в античном искусстве классицисты нашли воплощение торжества рациональной основы, образцового порядка, духовного и гармоничного спокойствия ума.
Раскопки в Помпеях и Геркулануме – городах Римской империи, разрушенных при извержении Везувия в 71 г. н.э. – имели большое значение для становления европейского классицизма.
Эти археологические работы, начатые в 1748 году, возродили интерес к изучению античного искусства.
С 1760-х годов русские зодчие по европейским образцам отдают предпочтение благородной простоте зданий классицизма.
Этому немало способствовали личные вкусы императрицы Екатерины Великой, ее интерес к французской философии и страсть к решительным государственным реформам.
Екатерина осознала силу архитектуры олицетворять посредством монументальных форм благополучие и силу государства. Ее правление (1762-1796) стало одним из самых интенсивных периодов строительства.
В истории русской архитектуры выделяют три этапа
классицизма: ранний (1760-е – 1780-е гг.), строгий или зрелый (1780-е – 1800-е гг.) и поздний, или ампир (1800-е – 1830-е гг.). с).
По размаху строительной деятельности и высокому художественному качеству русская школа классицизма сделала ее одной из первых в Европе.
Классицизм в России имеет определенную особенность. Это определялось своеобразием архитектурного наследия и фактами жизни страны (экономической, социальной, политической) и, конечно же, творческим потенциалом и сильными личностями нескольких поколений выдающихся зодчих.
Размеры градостроительства, связанные с основанием большого числа новых городов и регулярной перепланировкой старых, предопределили создание к концу XVIII века более 300 планов малых и больших городов по всей Империи. .
Развитие города обусловило создание большого количества новых типов построек – официальных и частных.
Учебные заведения, банки, торговые ряды, биржи, государственные учреждения, больницы, казармы и обычные жилые дома обычно строились по типовым планам.
Классицизм стал золотым веком загородного строительства.
Русское дворянство, освобожденное от повинностей сословной службы, строило и перестраивало старинные усадебные дома в соответствии с творческими и эстетическими принципами классической архитектуры, а также садово-паркового искусства.
В XVIII веке и в начале XIX века произошли существенные изменения в технике.
Растет число кирпичных заводов, вводится уравновешенная мера кирпича, использование железа и железа для несущих конструкций получает валюту.
Отныне в каменных постройках возводят большие купола, а в деревянных постройках используют стропила с подвесными крышами.
Искусственный мрамор и лепнина, имитирующие натуральные материалы, часто используются для внутренней отделки помещений.

подробнее

Период раннего и строгого (зрелого) классицизма в московской архитектуре начинается с 1760-х годов и продолжается до 1812 года. В. Баженов и М. Казаков.
Им следует воспитать целое поколение московских архитекторов-классицистов. Лучшими среди них стали Э. Назаров, И. Еготов, Р. Казаков.
Инициативы императрицы Екатерины Великой во многом способствовали расцвету московской архитектуры этого периода. В начале своего правления императрица отводила древней столице руководящую роль в проведении реформ.
Проектирование Коллегией нового Уложения, обширная программа И. Бецкого по открытию первого в России детского дома предусматривала строительство зданий, соответствующих важности замысла.
На последнюю четверть XVIII века в Москве намечались грандиозные градостроительные мероприятия. В 1775 году был представлен «Проект» плана, предполагавший создание постоянных площадей, выравнивание улиц и устройство бульварного кольца на месте стен Белого города.
Ансамбли крупных общественных зданий, построенных в конце XVIII века, и многочисленные городские особняки в стиле классицизма определили новый облик Москвы.

показать еще

Наиболее точно ордерная система реализована в работах мастеров строгого классицизма. Таврический дворец работы И. Старова является каноническим памятником этого периода. Архитектор широко и свободно развернул обширную, но строго симметричную композицию дворца. Главный художественный мотив в середине фасада — романо-дорический шестистильный портик с колоннами, отходящими от стен. Пластика ордерных форм подчеркивается размахом стен с рядами окон без наличников. Композиция двора чести в виде кириллической буквы «П» и желтых оштукатуренных стен с белым портиком стала излюбленным приемом русского классицизма того времени. Но за достойным внешним архитектурным обликом Таврического дворца скрывалась пышность парадных интерьеров. Колоннада Большой галереи выделялась своим невиданным пространственным размахом: «торжество колонны» — так охарактеризовал стиль этого зала И. Грабарь, определив этим сущность классицизма.

подробнее

После Отечественной войны 1812 года и победы над Наполеоном тема боевой славы в архитектуре стала актуальной. Мощь Российской империи воплотилась в торжественном зрелище и монументальном величии архитектуры позднего классицизма или ампира. Французский ампир (фр. Empire — империя) — стиль наполеоновского ампира, ориентированный на триумфальную римскую античность. Для него характерны излишняя монументальность, неумеренное обилие лепного орнамента и пластического декора.
Рост градостроительства в Санкт-Петербурге приходится на 1820-е гг. Такого масштаба европейская архитектурная практика еще не знала. Ансамбли города расположены по двум главным осям – Неве и Невскому проспекту.

подробнее

Отечественная война 1812 года стала драматическим рубежом в истории московской архитектуры. Российские войска, покидающие город, подожгли его – Москва теряет три четверти зданий. Но всенародный энтузиазм, пришедший с победой над Наполеоном, способствовал энергичному восстановлению города. Для руководства этим процессом в 1814 г. была создана «Комиссия по московским строениям», занимавшаяся планировочными и конструктивными работами. Без его одобрения в городе не могло быть построено ни одного дома. Для Москвы это было время больших градостроительных работ: создания регулярных площадей, важных общественных зданий, перепланировки улиц. Река Неглинная была уведена под землю – это дало возможность планировать пространство вокруг Кремля и Китай-города, что впервые упоминается в «Проектном» плане 1775 г. Ведущие архитекторы, прикинувшие масштаб и определившие образ послепожарной Москвы – О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьев.

подробнее

До недавнего времени было принято обозначать новостилевые искания 1840-х – 1890-х годов термином «эклектика», понимаемым как архитектура обоснованного выбора. В настоящее время все чаще используется термин «историзм» на примере подобных явлений в европейской архитектуре.
Этот период, вдохновленный романтической идеей освобождения от правил и предписаний, предполагал, что художник (в том числе и архитектор) свободен в выборе выразительных средств из широкой исторической палитры. Формы готики, римского стиля, барокко, ренессанса отныне с приставкой «нео» составляли конкуренцию «классическому стилю». Для историзма характерен колоссальный подъем теории архитектуры и нахождение новых путей эволюции русского зодчества.
Вслед за национальной идеей, выраженной в термине «православие, самодержавие, национализм» С. Уварова, министра народного просвещения времен Николая I, возник русский стиль. Этому стилю суждено было господствовать вплоть до начала ХХ века. В архитектурном опыте он представлен в становлении и эволюции национально-романтического архитектурного направления, именовавшегося в разное время «русско-византийским», «русским» и «неорусским» стилем. Лучшее ее воплощение можно найти в творчестве К. Тона, в частности, в Храме Христа Спасителя.
В результате сбора историко-археологических данных о культуре и искусстве допетровской России «византийский» и «русский» стили обособились друг от друга во второй половине XIX века и продолжили свою эволюцию раздельно. При этом «русский» стиль, занявший ведущие позиции в церковной и гражданской архитектуре с 1880-х годов (творения А. Померанцева, Н. Никонова, А. Парланда, Л. Бенуа, Д. Чичагова и др.), имел и свое « демократическая» версия, поддержанная критиком В. Стасовым и расширенная за счет летнего, преимущественно деревянного, дачного строительства (здания и проекты В. Гартмана, И. Ропета, Н. Никитина).

подробнее

Стиль модерн (фр. – moderne, лат. modernus – новый, современный) появился в европейском искусстве на рубеже ХХ веков как стремление к новым формам, как обращение к естественным линиям и как эксперимент с новыми технологиями и материалами. В западных странах стиль модерн имеет разные названия – «стиль модерн» в Англии, «ар-нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «сецессион» в Австрии, «стиль либерти» в Италии, «тиффани» в США. Временная граница стиля 1914 – начало Первой мировой войны, прервавшей естественную эволюцию искусства в Европе.
Объединяя различные художественные школы и направления, стиль модерн имел тенденцию контрастировать с эклектикой предшествующего периода. Основные черты этого стиля: широкое использование новых технологий в архитектуре, отказ от симметрии и прямоугольной композиции в пользу изогнутых линий, подражание природным формам, стремление к синтезу искусств, развитию декоративно-прикладного искусства.
Большое значение для стиля модерн имели литературно-философские элементы, принадлежащие идеям символизма, эстетизма и «философии жизни» Ф. Ницше. Теоретики модерна – как, например, Генри ван де Вельде, опиравшийся на социалистические утопии Уильяма Морриса, – считали, что новый стиль способен формировать новое общество, создавая вокруг человека уникальную предметно-пространственную среду, проникнута эстетикой красоты. Стиль модерн был призван выразить духовное содержание времени через новые формы и конструкции, нетрадиционные художественные приемы, синтез искусств и использование современных материалов.
Все эти сложные объекты нового стиля нашли яркое выражение в архитектуре частных домов. При этом модерн, стремящийся стать универсальным, находит широкое распространение при строительстве большого количества торговых, деловых, производственных, жилых и общественных зданий. С конца 1890-х годов приливная волна модерна отразилась на облике Петербурга, Москвы и других провинциальных городов фасадами экстравагантных частных домов, гостиниц, доходных домов и торговых домов. Городские и загородные дома эпохи модерна, построенные архитекторами Ф. Шехтелем, Л. Кекушевым, А. фон Гогеном и другими, знаменуют более высокий уровень элегантности и комфорта, доступный в то время.

подробнее

Архитектурный авангард, как художественное явление 1920-х гг., неразрывно связан с различными, подчас взаимоисключающими стилями. Оригинальная система образования, созданная профессорами ВХУТЕМАСа (рус. ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, 1918-1930), работа новаторских групп архитекторов-рационалистов из группы АСНОВА (рус. АСНОВА – Ассоциация новых архитекторов) и архитекторов-конструктивистов из группы ОСА (рус. ОСА – Организация современных архитекторов), а также реальное домостроение 1920-1930-е годы влияют на стилистическую и практическую конфигурацию авангарда. Для советского архитектурного авангарда также характерен новый оригинальный пространственно-объемный метод архитектурного строительства, связанный с профессиональными достижениями ХХ века.
В начале 1930-х годов архитектурный стиль в СССР начал приобретать иные формы в соответствии с изменениями, происходившими в стране: централизация власти привела к изменению основ любой деятельности, в том числе и конструктивной. Произошла резкая смена стилевого направления – с авангарда на традиционализм. В этом можно было убедиться во время всесоюзного конкурса 1931 в строительстве «Дворца Советов». Отчасти изменения в архитектуре стали закономерным развитием композиционного языка авангарда и признаком профессионального прогресса зодчих. Стремясь к разнообразию построек, они стремились делать монументальные проекты, увеличивая масштаб зданий.

подробнее

Середина и вторая половина ХХ века в русской архитектуре характеризуются чередованием стилей.
Стилистика архитектуры 1950-х годов основывалась на теме победы в Великой Отечественной войне и ознаменовалась развитием дизайна. Послевоенная архитектура отличается монументальностью, помпезностью, повествовательностью, широким применением скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Наиболее характерными постройками этого периода являются знаменитые московские высотки.
Основной задачей архитектуры после Великой Отечественной войны было восстановление городов. В 1945 г. вышло постановление «О первоочередной реконструкции 15 городов России», имевшее чрезвычайно важное идеологическое и экономическое значение для организации архитектурного процесса снесенных городов РСФСР. ) по всей западной границе – от Мурманска до Севастополя. Выбор городов был прежде всего символическим: это были исторические русские боевые форпосты на западной границе.
Архитектура 1950-х – 1960-х годов получает название постконструктивизма. К этому стилю относится огромное количество 4-х этажных домов, построенных по базовому проекту в каждом городе России. Эти панельные дома в народе называют «хрущевками», так как они были построены, когда страной правил Никита Хрущев (1953-1964).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *