Архитектура москвы 16 века: Архитектура Московского государства XVI столетия –

Архитектура Московского государства XVI столетия –

Общая характеристика московской архитектуры XVI века

В XVI веке Московское государство входит в пору самоопределения в храмовом зодчестве. Это время поиска таких архитектурных форм, которые были бы способны визуализировать величие и уникальность именно Москвы как царского града.

Своеобразным выражением этой идеи становятся столпообразные центрические храмы с шатровым завершением, тяготеющие к внешней представительности и декоративности.

Характерными чертами русской храмовой архитектуры XVI века становятся обращение к западноевропейским традициям, в частности к готической традиции, использование в культовом сооружении светских элементов (шатры), повышенная декоративность внешнего вида храма, внутренняя простота, ансамблевость храмовой конструкции (составление единого сооружения из нескольких самостоятельных объемов).

Храмы XVI века направлены на визуализацию восхождения человеческой души к божественному Духу.

Шатровые столпообразные храмы

Одной из первых храмовых построек, знаменующих рождение нового принципа культового строительства стала церковь Вознесения Господня в селе Коломенском под Москвой (1532 г., арх. Петрок Малый Фрязин).

Композиция церкви центрическая, представляющая собой в нижней части четверик с четырьмя пределами-лестницами, окруженный обходной галереей.

Затем следует ярус восьмигранника, украшенного в верхней части диагональными рядами кокошников и готического вида стрел.

Третий ярус — еще один восьмигранник меньшего размера, переход к которому и осуществляют диагональные ряды кокошников и стрел.

Четвертый ярус — шатер, органично продолжающий ряды устремленных ввысь кокошников и стрел.
Пятый ярус — восьмигранный фонарь-башенка, в нижней части украшенная рядом готического вида стрел.
Шестой ярус — золоченый крест.

Все ребра четверика, восьмигранников, шатра и башенки обозначены пилястрами, имеющими профильные капители.
Общее впечатление устремленности ввысь дополняет цвет храма, который был оштукатурен в белый.

Внутренний вид храма представляет собой центрическое бесстолпное пространство, перекрытое шатром, в центре которого располагалось единственное в храме изображение солярного знака.

Самым удивительным является отсутствие в храмовом интерьере алтарного пространства, что наводит на вопрос о функциональной предназначенности такого сооружения.

Действительно, храм служил не для священнодействия, а в качестве удобного царского места для наблюдения за соколиной охотой. Таким образом, получается что храм представляет собой царское место, репрезентирует величие царя в качестве посредника-героя, возводящего душу человеческую к Богу.

По архитектурным традициям церковь, с одной стороны, заимствует элементы готики (стрельчатые силуэты кокошников и треугольников-стрел, общий стрельчатый силуэт), романики (уподобление храма крепости, башеннообразность, использование ордерных элементов), владимиро¬суздальской архитектуры (имитация белокаменности, использование элементов аркатурно-колончатого пояса, окруженность галереей- гульбищем), собственно московской традиции (несоответствие внешнего вида внутреннему, диагональные ряды кокошников, решающие плавный переход от одного яруса сооружения к другому).

С другой стороны, храм обладает уникальным обликом, аналог которому трудно обнаружить в той или иной из указанных традиций.

Уникальным он стал и для русской архитектуры прежде всего тем, какую символическую функцию он выполнял, представляя роль царя как проводника душ человеческих к Духу Божьему.

Следующим шагом на пути формирования московского типа храма стала церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково под Москвой (1547 г.).

Уникальная особенность этого культового сооружения состоит в том, что храм представляет собой пять самостоятельных церквей, стоящих на общем фундаменте.

В основании храмовой композиции лежит восьмигранник, объединяющий все церковные объемы и в верхней части украшенный рядом треугольников-стрел.

Затем храм распадается на пять самостоятельных восьмигранных объемов, четыре из которых симметрично расположены относительно пятого — центрального, выделяющегося диаметром и высотой (второстепенные церковные объемы ровно в половину ниже центрального).

Верхняя часть каждого из четырех второстепенных объемов решена одинаково — диагональные ряды треугольников-стрел, восьмигранная башенка-фонарь и плоский купол с крестом.

Верх центрального объема украшен более крупными элементами — ряд полукругов и ряд треугольников, над которыми башенка, представленная в виде плотно стоящих по кругу толстых невысоких столбов-колонн с геометрическими орнаментами на капителях. Завершается центральный объем также плоским куполом с крестом.

Каждый из церковных объемов внутри представляет собой относительно самостоятельное культовой помещение, посвященное определенному святому.

Центральный объем посвящен усековению главы Иоанна Предтечи.

Остальные церковные объемы посвящены зачатию Анны, зачатию Иоанна Предтечи, двенадцати апостолам, святителю Петру.

В целом храм представляет собой еще один архитектурный эксперимент в поиске тех форм, которые смогут представить Москву в качестве уникального и самобытного столичного города.

К числу новшеств, введенных в московскую архитектурную традицию церковью Иоанна Предтечи, относится ансамблевая структура храма, представляющего собой пять самостоятельных объемов, объединенных в основании и скомпонованных в симметричную центрическую структуру, а также разнообразие геометрического и ордерного декора.

Храм Василия Блаженного в качестве репрезентанта древнерусской архитектуры XVI столетия

Апофеозом храмовой архитектуры Московского государства XVI века является собор Василия Блаженного (храм Покрова Богородицы на Рву, 1555 — 1560 гг.), возведенный в честь взятия Казани и имеющий от этого торжественное мемориальное значение.

История строительства этого храма в качестве памятника утверждает, что изначально на Красной площади возводились отдельные деревянные церкви, знаменующие этапы войны с Казанским ханством. После взятия Казани их было решено объединить в камне в качестве единого церковного ансамбля.

Архитектурная композиция храма внешне выглядит очень сложной и ассиметричной, хотя на самом деле храм представляет собой симметричное расположение восьми самостоятельных столпообразных церковных объемов с куполами, скомпонованных вокруг главного, завершающегося шатром.

Все девять относительно самостоятельных церковных объемов объединены основанием и галереей-гульбищем.
По вертикальной композиции храм представляет собой ярусное сооружение, в основании которого — квадрат, затем распадающийся на девять восьмигранников, четыре из которых наиболее крупные и украшены силуэтами треугольных стрел, четыре поменьше — рядами полукругов.

Следующим ярусом идет башенка, имеющая либо восьмигранную фору, с декоративным переходом в виде рядов треугольников и полукругов (у четырех крупных), либо круглую (у четырех малых).
Завершаются восемь пределов куполами луковичной формы, характерной для XVII века, а над ними — золоченые кресты.

Центральный объем наиболее активно работает своей верхней частью, шатровой формы, разделенной разного характера декором на два яруса по принципу уменьшения и единения декоративных элементов. Завершается центральный объем луковичной главкой с золоченым крестом, стоящей на тонком барабане-башенке, что станет излюбленным мотивом храмовой архитектуры XVII века.

Внутренне пространство церкви не рассчитано на большое количество верующих и скорее способствует индивидуальному молению и поминанию.

Наиболее репрезентативным является внешний облик храма, рассчитанный на круговой обход и рассмотрение с нескольких точек зрения.

С точки зрения символики храм должен был решать несколько задач:

1) Воспевать московского царя;
2) Воспевать православие;
3) Знаменовать радость победы над татарами;
4) Увековечивать память погибших;
5) Быть наградой убитым в Горнем Иерусалиме.

Таким образом, все эти задачи были решены через представление с помощью архитектурных форм праздничного града Божьего Иерусалима, уготованного победителям, и одновременно сопоставимого с праздничной и многоликой Москвой, объединенной властью государя.

Эффект многоликости и праздничности создает прежде всего декор храма, главными принципами которого стали многоцветие, уникальность внешнего облика каждого церковного объема (купола), диалог объемов друг с другом.

В 1595 году храм переживает пожар, после которого главы были заменены и приобрели разнохарактерный облик, а в стены были вставлены глазурованные плиты, придающие сооружению еще большую нарядность и праздничность.

Именно в этот момент, в конце XVI — начале XVII века храму было решено придать единый облик за счет уподобления его форм праздничному городу Иерусалиму.

Весь внешний облик храма рассчитан на визуализацию энтузиазной устремленности человеческой души к Богу. Само стремление сопровождается необычайно пышной и праздничной атмосферой, настраивающей на триумфальное восхождение.

Собор Василия Блаженного представляет собой новое понимание роли храма в городском пространстве, рассчитанного на контрастное сопоставление с городскими постройками и стенами кремля, и одновременно, выступающего в качестве представителя, собирателя и объединителя этого городского пространства.

Архитектура Москвы XVI-XVIIвв – материалы для подготовки к ЕГЭ по Истории

Оглавление:

  • org/ListItem”> 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • org/ListItem”> 10

Автор материалов – Елена Владимировна Миронова.

На этой странице вы познакомитесь со зданиями, построенными в XVI-XVII вв. Большинство из них появились в Москве. Но некоторые находились вне стен столицы. Почему же мы включили их в эту тему? Потому что сейчас они находятся в Москве. А раньше Коломенское было подмосковным селом, где отдыхали цари. То же самое можно сказать про село Дьяково. Постройки Московского кремля, появившиеся в XVI-XVII вв. Вы можете увидеть на странице «Московский кремль».

Итак, давайте знакомиться с архитектурой XVI-XVII вв.

Ответьте на вопросы под изображением.

к оглавлению ▴

1

Как называется эта крепостная стена?
Откуда появилось ее название?
При каком правителе она была построена?
В каком веке была построена стена?


Посмотреть ответ

Ответы:
Это Китай-город.
Название происходит от «киты» – связки жердей, использовавшихся при строительстве.
Построена при Елене Глинской.
XVI век.

к оглавлению ▴

2

Ворота какой линии укреплений изображены на картине?
При каком царе была построена эта линия укреплений?
Как звали родственника жены царя, фактически осуществлявшего власть в стране?
Назовите архитектора, построившего эту линию укреплений.
Какая еще линия укреплений была построена в Москве в тот же период?


Посмотреть ответ

Ответы:
На картине ворота Белого города.
Он был построен при Федоре Иоанновиче.
Родственник жены царя – Борис Годунов.
Архитектор – Федор Конь.
Тогда же был построен Земляной город или Скородом.

к оглавлению ▴

3

Как называется эта церковь?
Где она находится?
В честь рождения какого царя была построена эта церковь?
В каком веке она была построена?
Как называется стиль, в котором она построена?
События какого бунта связаны с селом, в котором находится церковь?


Посмотреть ответ

Ответы:
Церковь Вознесения Господня.
Находится в Коломенском.
Церковь была заложена Василием III в честь рождения долгожданного наследника – Ивана, будуще-го царя Ивана IV Грозного.
Церковь была построена в XVI веке.
Стиль – шатровый.
С Коломенским связаны события Медного бунта.

к оглавлению ▴

4

Как называется эта церковь?
В каком веке она была построена?


Посмотреть ответ

Ответы:
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
Построена в XVI в.

5

Как называется это храм?
Каково его официальное название?
Где в Москве он находится?
В каком веке и при каком царе он был построен?
В честь какого события он был построен?


Посмотреть ответ

Ответы:
Храм Василия Блаженного.
Храм Покрова что на Рву.
Он находится на Красной площади.
Построен в XVI веке при Иване IV Грозном.
Построен в честь взятия Казани.

к оглавлению ▴

6

Как называется этот храм?
В каком веке он был построен?


Посмотреть ответ

Ответы:
Церковь Троицы в Никитниках.
XVII век.

7

Как называется этот храм?
В каком веке он был построен?


Посмотреть ответ

Ответы:
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.
XVII век.

8

Как называется этот храм?
В каком веке он был построен?
Назовите архитектурный стиль, в котором построен этот храм?


Посмотреть ответ

Ответы:
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
XVII век.
Стиль – нарышкинское (московское) барокко.

9

Какому царю принадлежал этот дворец?
Где он находился?
Из какого материала был построен?
В каком веке он был построен?


Посмотреть ответ

Ответы:
Дворец принадлежал царю Алексею Михайловичу.
Находился в Коломенском.
Построен из дерева.
В XVII веке.

10

Как называется этот архитектурный объект?
В каком веке он был создан?
По инициативе какого царя он был построен?
Назовите архитектора.


Посмотреть ответ

Ответы:
Сухарева башня.


Создана в конце XVII века.
Петр I.
М. Чоглоков.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «Архитектура Москвы XVI-XVIIвв.» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 07.06.2023

Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Богородицы на Рву более известен как Собор Василия Блаженного: Собор Василия Блаженного. Это самая узнаваемая церковь в России.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по приказу Ивана Грозного. С тех пор он очаровывает путешественников, приезжающих в Москву. Некоторым это показалось странным; его необычная красота приводила в восторг окружающих.

Церковь окутана легендами и мифами. Говорят, что жестокий русский царь ослепил зодчего, чтобы тот не построил для кого-либо еще более великолепное здание. Легенда гласит, что Наполеон хотел разрушить собор, когда понял, что не может перенести его в Париж.

Что заставляет людей придумывать все эти истории? Сказочный собор до сих пор возвышается над Красной площадью и поражает воображение своей красотой.

Когда был построен собор Василия Блаженного?

Собор был построен по заказу Ивана Грозного в память о взятии Казанского ханства. Он был построен в период с 1555 по 1561 год.

Собор Василия Блаженного представляет собой группу зданий – центральный храм, окруженный девятью вспомогательными церквями, восемь из которых посвящены восьми победам Ивана над татарами, а меньший храм посвящен Василию Блаженному. Этот знаменитый московский святой был похоронен на территории, и его имя впоследствии стало названием собора.

Строительство храма Василия Блаженного

Кто построил собор Василия Блаженного?

Согласно летописям того времени, собор Василия Блаженного был спроектирован двумя русскими архитекторами: Бармой и Постником. Другая версия предполагает, что Яковлев и Барма были одним человеком. Многие серьезные российские историки считают, что архитекторы не ослепли и поехали строить больше церквей в России.

Третья версия гласит, что храм возводился под руководством зодчего из Западной Европы. Необычная композиция собора Василия Блаженного и сочетание русских и западноевропейских элементов декора доказывают явное влияние из-за рубежа. Последняя версия, однако, не имеет подтверждения в летописях.

Собор Василия Блаженного на Красной площади остается самым необычным храмом России и стал загадочным символом самой Москвы, пережившей революцию и советские времена.

Архитектура собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного – один из самых необычных храмов России. Французский аристократ XIX века, маркиз де Кюстин, сравнил собор с «чешуей золотой рыбы, эмалированной кожей змеи, меняющимися оттенками ящерицы, глянцевой розой и лазурью голубиной шеи». Он задавался вопросом, работают ли «мужчины, которые ходят поклоняться Богу в этой коробке с кондитерскими изделиями». мог быть христианином.

Собор Василия Блаженного в начале 19 века

Высота собора Василия Блаженного составляет 65 метров. Долгое время, до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Девять самостоятельных храмов построены на едином фундаменте — и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов. Здание лишено ярко выраженного фасада. С какой стороны ни подойдешь к собору – кажется, что он главный.

Собор построен из кирпича. В 16 веке этот материал был относительно новым: раньше традиционным материалом для церквей был известняк.

Какой бы сложной ни казалась структура храма, она очень логична. Центром композиции является главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой расположены восемь других столпно-купольных церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду.

План храма Василия Блаженного

Восьмиконечная звезда в христианской символике несет в себе глубокий смысл – она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Тайна цвета

Церковь в 16 веке выглядела иначе, чем сегодня. Яркий многоцветный узор на его куполах появился лишь в XVII – начале XVIII века. Первоначально собор был окрашен в основном в красный и белый цвета.

Многие искусствоведы считают, что Собор Василия Блаженного был построен как наглядное изображение Небесного Иерусалима. Он должен был символизировать одновременно и город, и рай в центре Москвы.

Как изобразить Небесный город? Должен ли он напоминать Иерусалим? Должно ли оно быть похоже на Кремль? Эпохи меняли вместе с ними представления людей о том, как должен выглядеть рай. Свой яркий современный цвет церковь приобрела более чем через 100 лет после постройки. Яркий узор куполов церкви делает ее похожей на цветущий райский сад.

Собор Василия Блаженного внутри

Собор не очень просторный, но внутри уютный и атмосферный. Вы можете пройти по лабиринту темных галерей от одной часовни к другой, погрузившись в средневековое прошлое здания.
В наши дни церковь является музеем. Каковы основные причины зайти внутрь?

  • Найдите раку Василия Блаженного и узнайте историю русских юродивых.
  • Сфотографируйте интерьер церкви. В большинстве российских церквей фотосъемка запрещена.
  • Найдите тайники в стенах, где в прошлом хранились сокровища
  • Узнайте секреты русской церковной акустики
  • Настоящей жемчужиной вашего визита станет церковный мужской хор, поющий в одной из часовен.

Интерьер храма Василия Блаженного

Посещение собора

Адрес: Москва, Красная площадь, ближайшие станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».

Время работы:


Церковь открыта ежедневно. Последний вход: за 45 минут до закрытия
Июнь – август: 10:00 – 18:00.
Сентябрь, октябрь, май: с 11:00 до 18:00.
Ноябрь – апрель: 11:00 – 17:00.

Пожалуйста, обратите внимание, что церковь не оборудована для детских колясок. Чтобы попасть на второй этаж, посетителям приходится подниматься по очень крутой лестнице.

Собор Василия Блаженного можно увидеть во время экскурсии по Красной площади. Если у вас будет больше времени, вы сможете посетить музей в сопровождении гида по Москве, который расскажет вам больше о его истории и архитектуре.

Собор Василия Блаженного

Москва Барокко | Encyclopedia.com

Московское барокко — модный архитектурный стиль конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков, сочетающий московские (русско-византийские) традиции с западными декоративными деталями и пропорциями; этот термин также иногда применялся к новым течениям в московской живописи, гравюре и литературе конца XVII века.

Термин московское барокко ( московское барокко ) вошел в употребление среди русских искусствоведов в 1890-х и 1900-х годах как способ классификации особого стиля архитектуры, который процветал в Москве и ее окрестностях с конца 1670-х годов, а в провинции до 1700-х гг. В 1690-х годах родственники Петра I по материнской линии Нарышкины заказали в этом стиле множество роскошных церквей; отсюда и дополнительный искусствоведческий термин «нарышкинское барокко», который иногда ошибочно применяют как общий термин для стиля. Некоторые ранние образцы московского барокко своей общей формой и окраской напоминают московские храмы середины XVII века — кубы, сложенные из красного кирпича с белокаменными украшениями и увенчанные одним или пятью куполами, — но строители, очевидно, усвоили новый чувство симметрии и регулярности в их упорядочении как конструктивных, так и декоративных элементов. Древнерусские орнаментальные детали были почти полностью заменены западными на основе классической ордерной системы: полуколонны с фронтонами и цоколями, наличники ломаных фронтонов, завитки, резные колонны, мотивы ракушечных фронтонов. Одна из лучших концентраций московских построек в стиле барокко была заказана регентшей Софьей Алексеевной в 1680-х годах в Новодевичьем монастыре XVI века в Москве, куда входят церкви Преображения, Успения и Успения, с трапезной, колокольней, монашескими монастырями. кельи и зубцы на стенах монастыря из соответствующих материалов и стиля. Подобные конструкции можно найти в Петровском монастыре (Высокопетровском) на улице Петровка в Москве. По тем же принципам строились и гражданские здания: например, московский особняк князя Василия Голицына (1680-е гг.) и Аптека на Красной площади (169 г.).0с). Ряд этих проектов был выполнен архитектурным отделом Министерства иностранных дел.

В 1690-х годах строители регулярно возводили восьмиугольные конструкции, создавая так называемую восьмиугольную церковь на кубе. Один из лучших образцов, Покров в Филях, построенный для дяди Петра Льва Нарышкина в 1690–1693 годах, с его парящей башней из восьмиугольников, золотых куполов и искусно вырезанным известняковым декором, свидетельствует как о богатстве Нарышкиных, так и об их вестернизированном характере. вкусы. Внутри все иконы были написаны в соответствующем «итальянском» стиле и установлены в искусно вырезанном и позолоченном иконостасе. Эта и другие церкви, такие как Троицкая в Троице-Лыково, Борисоглебская в Зюзино, Спасская в Уборах, с их ярусами отступающих восьмиугольников, тоже чем-то обязаны далеким прототипам в русской и украинской архитектуре (деревянному зодчеству прежней и конфигурация купола последнего), в то время как новое чувство гармонии в их дизайне и планировке вызывает ренессанс. Стиль распространился за пределы Москвы.

Аналогичное развитие можно увидеть в аллегорических гравюрах того периода, украшенных характерным для барокко сочетанием христианских и классических образов, большинство из которых родом из Украины. Характерным примером является гравюра Ивана Щирского (1683 г.) с изображением царей Ивана и Петра, парящих над балдахином с двуглавым орлом, с парящим между ними Христом и над Христом крылатой девой Премудростью Божией (Софией). В иконах, написанных в Московской Оружейной палате и в мастерских Ярославля, Вологды и других крупных торговых центров, прослеживается влияние западного искусства в использовании светотени и декоративных деталей, таких как свитки, путтоподобные ангелы, богато закрученное облако. и рок-мотивы, драматические жесты и даже некоторые заимствования из католической иконографии: например, святые с эмблемами их мученичества; кровь капает с рук и бока Христа. В поэзии силлабический стих и мотивы и приемы барокко были импортированы из Польши и практиковались такими писателями, как Симеон Полоцкий, придворный поэт царя Алексея, и ученик Полоцкого Сильвестр Медведев.

Историки искусства спорят о том, было ли московское барокко прямым производным от западного барокко, представляло собой спонтанно возникшую и оригинальную форму барокко, или же оно было декадентской, сверхвитиеватой последней фазой «классических» форм русско-византийского искусства. Возможно, лучше всего рассматривать его как пример запоздалого влияния Ренессанса на традиционное искусство и архитектуру, вобравшие в себя элементы как современного, так и несколько более раннего западного искусства. Известно, что в этот период ни один русский архитектор не посещал Запад, и мало свидетельств того, что западные архитекторы работали в России. Однако русские мастера имели доступ к иностранным книгам и гравюрам в Оружейной палате, мастерских Министерства иностранных дел и других библиотеках, а контакты с польской культурой, как прямые, так и через Украину и Беларусь, имели большое влияние, особенно в литературе.

Термин Московское барокко обычно не применяется к архитектуре раннего Санкт-Петербурга, хотя многие здания, построенные в царствование Петра I и его ближайших преемников, имели много общего с предшествующим стилем: например, использование восьмиугольные конструкции и белые декоративные детали на более темном фоне. В Москве и провинции московское барокко оставалось популярным вплоть до восемнадцатого века.

См. также: архитектура; голицын, василий васильевич; медведев сильвестр агафоникович; Полоцкий, Симеон; София

Кракрафт, Джеймс. (1990). Петровский переворот в русской архитектуре. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Кракрафт, Джеймс. (1997). Петровская революция в русских образах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *