Архитектура московского княжества презентация: Архитектура Московского княжества презентация, доклад

Содержание

Презентация по МХК 10 класс: Шедевры архитектуры Московского княжества | Презентация к уроку по МХК (10 класс) по теме:

Слайд 1

Тема урока: «Шедевры архитектуры Московского княжества» Подготовила: учитель МХК Л.А.Рогудеева МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Слайд 2

цель: познакомиться с объектами архитектуры, расположенными на территории Московского княжества, которые являются ценнейшими памятниками истории и архитектуры мирового значения.

Слайд 3

Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327) и Архангельского (1333) соборов в Кремле.

Слайд 4

На месте существующего Успенского собора при Иване Даниловиче Калите в 1326-1327 году был построен собор Успения богородицы. Нынешний Успенский собор – один из древнейших в Москве. Построен по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах. В качестве образца, которому должен был следовать иноземный мастер, Иван III указал Успенский собор во Владимире, чтобы воздвигнуть храм, достойный быть первенствующим на Руси. Успенский собор стал главным храмом Российского государства. В нем оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры. Здесь же возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси, а также предавали анафеме отлученных от православной церкви. Значение собора подчеркивалось его убранством. Он был богато расписан. Расписывал иконостас один из великих мастеров древнерусского искусства – Дионисий вместе с художниками Тимофеем, Ярцем и Конем. В алтарной части сохранились фрагменты фресок конца 15 века, а также фрески, относящиеся к 17 веку . Успенский собор

Слайд 5

В ряду знаменитых кремлевских соборов вот уже почти пятьсот лет стоит на Соборной площади Архангельский собор (1505-1508) – усыпальница московских князей и русских царей. Первый каменный собор на месте прежней деревянной церкви архистратига Михаила был заложен при Великом московском князе Иване Даниловиче Калите, позднее, через 170 лет выстроен новый каменный храм. В Архангельском соборе проступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения. Проектировал его итальянский архитектор Алевиз Новый. Вот почему в облике собора чувствуется влияние венецианской архитектуры. Но строили собор русские мастера, и они привнесли свое понимание красоты, воспитанное на старорусских традициях зодчества. Белокаменный северный портал, резные Царские врата, роспись храма (икона “Архангел Михаил” начала 15 века) – многое в этом храме вызывает восхищение. С постройкой Архангельского собора на века определились контуры Соборной площади Московского Кремля. Архангельский собор

Слайд 6

Со второй половины XV в. значительно расширяются границы Московского княжества , Москва становиться столицей единого централизованного государства. Характерными чертами московский церквей были силуэты ступенчатых, ярусных пирамид, шлемовидные купола. Все это придавало архитектурным сооружениям особую динамичность объемов, легкость и стремительность ритмов. К концу XV в. Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с зубцами дополняли мощные башни, увенчанные низким деревянным шатром. Московский Кремль

Слайд 7

Постройка стен и башен Московского Кремля из красного кирпича была начата при Иване III. По его указу разрушали деревянные постройки и возводили каменные. Каждая Кремлевская башня имеет свое название и историю. БОРОВИЦКИЕ ворота и башня находятся на самом высоком холме, откуда и пошла вся Москва. Слово “боровица”, давшее название башне, означает сосновый бор. ОРУЖЕЙНАЯ башня, стоявшая когда-то на берегу речки Неглинной, теперь заключенной в подземную трубу, получила название по находящейся рядом Оружейной палате. КОМЕНДАНТСКАЯ башня получила свое название в XIX веке, поскольку в здании рядом располагался комендант Москвы. ТРОИЦКАЯ башня называется по церкви и Троицкому подворью, находившихся некогда поблизости на территории Кремля. КУТАФЬЯ башня (связана мостом с Троицкой). Ее название связывают вот с чем: кутафьей называли в старину небрежно одетую, неповоротливую женщину. Действительно, Кутафья башня – невысокая, как остальные, а приземистая, широкая. СРЕДНЯЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня возвышается со стороны Александровского сада и называется так, поскольку прямо за ней находился склад оружия. Башни Московского Кремля

Искусство Московского княжества – мхк, презентации

Презентация рассказывает и наглядно показывает об искусстве Московского княжества периода 14-15 в.в.  К началу 14 в. Москва выдвинулась в число самых крупных городов Северо-Восточной Руси. В Москве было начато широкое каменное строительство, опиравшееся на традиции византийских и владимиро- суздальских мастеров. Здесь возводятся белокаменные храмы. Самыми значительными из которых были Успенский собор и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. 

Просмотр содержимого документа
«Искусство Московского княжества»

искусство Московского

княжества 14-15 вв.

В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей – всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.

Особое значение для сложения искусства и архитектуры Московского княжества имели традиции Владимиро-Суздальской земли. Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора –  Дмитриевский и Благовещенский,  которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный  Успенский собор.  Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском – Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам.

Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами  Кремль  – детинец Москвы

Успенский собор

Особенно интенсивным стало строительство в Московском княжестве в 1360-80-е гг. В течение 1367 – 1368 гг. князь Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные   и значительно расширил его территорию почти до современной. Москва превратилась в первоклассную крепость, укреплённую по всем правилам инженерного искусства того времени. Стремясь усилить обороноспособность Московского княжества, князья приложили много усилий для укрепления монастырей, окружавших столицу.

В  Троице-Сергиевом монастыре  в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424-27 в  Андрониковой монастыре  – Спасский собор. Художественный образ этих церквей различен, но, не смотря на это в церквях Московского княжества рубежа 14-15 вв. есть нечто общее – им свойственны чёткость пропорциональных отношений, стройность, динамичность. Главной идеей увлекающей раннемосковских зодчих было создание 

пирамидальной композиции,  что уже заметно в этих храмах

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Показательный пример – Спасский собор Андроникова монастыря,  который представлял собой 4-столпную 3-нефую церковь. В сравнении с Троицким собором он демонстрирует гораздо большую декоративность, благодаря сложному и пышному завершению. Углы храма были понижены, чтобы подчеркнуть ступенчатую ярусность его верха. Устремлённость ввысь подчёркивалась килевидной формой закомар и кокошников, убывающих к верху в размерах. В этом храме впервые проявились архитектурные идеи строителей шатровых храмов следующего, 16 в. Применялась в соборе антропоморфная скульптура, от которой сохранилась фигура воина-змееборца. После владимиро-суздальской скульптуры, это первый известный опыт на московской земле

Спасский собор Андроникова монастыря

Спасибо за внимания

МБУДО ДШИ №8 | Грачева Ю.В.

Версия для слабовидящих

Грачева Юлия Владимировна

история искусства

Для просмотра лекции надо:
1. Открыть файл презентации
2. Скачать и запустить аудиофайл
3. При просмотре презентации, перелистывать страницы.
Или посмотреть видео.

Ответы на контрольные вопросы по темам оставлять в файле с вопросами.
Файл с ответами отправлять на почту [email protected]


Материалы к  учебным занятиям  для 5 «А» класса
Задание по истории искусства на 13.10.2020 “Романтизм в Англии. Прерафаэлиты”

Тема “9 художников барбизонской школы”

 

Материалы к  учебным занятиям  для 2ОГ ИЗО класса 
Тема “Египет. Культ смерти”

 

Материалы к  учебным занятиям 18.05-23.05.2020

18 мая

1ПП классы

Презентация “Музеи”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

2 ОР классы

Презентация “Искусство Московского княжества. Ф.Грек, А.Рублев”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

5 ПП классы

Презентация “Творчество Серова. Часть 2″

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

19 мая

1 ОР классы

Презентация “Искусство Италии Высокого Возрождения. Рафаэль.”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

4 ПП классы

Презентация “Критический реализм во Франции”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

5 ПП классы

Презентация “Творчество Серова. Часть 2”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

 

20 мая

1ПП классы

Презентация “Музеи”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

3 ОР классы

Презентация “Скульптура в советском искусстве первых десятилетий”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

4 ПП классы

Презентация “Критический реализм во Франции”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

22 мая

1 ОР классы

Презентация “Искусство Италии Высокого Возрождения. Рафаэль.”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

2 ОР классы

Презентация “Искусство Московского княжества. Ф.Грек, А.Рублев”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

5 ПП классы

Презентация “Творчество Серова. Часть 2”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

 

23 мая

2ПП классы

Презентация “Раннехристианское искусство”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

3 ОР классы

Презентация “Скульптура в советском искусстве первых десятилетий”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

5 ПП классы

Презентация “Творчество Серова. Часть 2”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

 

Материалы к  учебным занятиям 12. 05-17.05.2020

12 мая


1ОР классы

Презентация “Искусство Италии Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи”  

Аудиофайл 

Видеофайл

Фильм о Леонардо да Винчи

Контрольные вопросы 

Файлы в ВКонтакте

 

4ПП классы

Презентация “Романтизм в искусстве Франции начала XIX в”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

5ПП классы

Презентация “Творчество Серова. Часть 1”

Аудиофайл

Видеофайл

Файлы в ВКонтакте

 

 

13 мая


1ПП классы

Аудиофайл “Литература как вид искусства”

Жанры лирики

Михаил Зощенко. Рассказ “Так просто”.

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

3ОР классы

Презентация “Конструктивизм в ранней советской архитектуре”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

4ПП классы

Презентация “Романтизм в искусстве Франции начала XIX в”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в Вконтакте

 

 

15 мая


1ОР классы

Презентация “Искусство Италии Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи”  

Аудиофайл 

Видеофайл

Фильм о Леонардо да Винчи

Контрольные вопросы 

Файлы в ВКонтакте

 

2ОР классы

Презентация “Искусство Московского княжества, архитектура 14-15 вв.”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

3ОР классы

Презентация “Конструктивизм в ранней советской архитектуре”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

16 мая

 

2ПП классы

Презентация “Искусство скифов античной эпохи”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

3ОР классы

Презентация “Конструктивизм в ранней советской архитектуре”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Файлы в ВКонтакте

 

5ПП классы

Презентация “Творчество Серова. Часть 1″

Аудиофайл

Видеофайл

Файлы в ВКонтакте

 

 

Материалы к  учебным занятиям 26.04-03.05.2020


27 апреля

1ПП классы

Текст 

Контрольные вопросы 

Музыка для прослушивания:
Антонио Вивальди – Времена года Весна.mp3
 
Брамс – Вальс .mp3

Гусли-плясовые наигрыши-русская народная музыка.mp3 

джаз1.mp3 

джаз2.mp3 

Жалейка -русская народная музыка.mp3
 
Казачий Круг – Любо, братцы, любо.mp3 

Кельтская музыка – Народная английская (ирландская) музыка XVI века – Зеленые рукава.mp3 

Кубанский казачий хор – конь гулял на воле .mp3 

Людвиг ван Бетховен Лунная соната.mp3 

Моцарт – Зальцбургская Симфония N1.mp3 

Турецкий марш Моцарт.mp3
 
Ф. Шопен – Ноктюрн.mp3 

Хачатурян – Танец с саблями из балета Гаянэ.mp3 

Чайковский – Вальс цветов из балета Щелкунчик.mp3 

Ссылка на все материалы к уроку

в Вконтакте


2 ОР классы

Презентация «Искусство Пскова» 

Аудиофайл 

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте 

 

5 ПП классы

Презентация «Творчество Константина Коровина»

Аудиофайл

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте

 

 

28 апреля


1 ОР классы

Презентация «Искусство Италии Раннего Возрождения. Живопись»

Аудиофайл 

Видеофайл 

Фильм Паолы Волковой «Сандро Боттичелли» 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте 


4 ПП классы

Презентация «Искусство Франции конца XVIII – нач. XIX в.»

Аудиофайл

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте

 

5 ПП классы

Презентация «Творчество Константина Коровина»

Аудиофайл

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте

 

 

29 апреля


1ПП классы

Текст

Контрольные вопросы 

Музыка для прослушивания:
Антонио Вивальди – Времена года Весна.mp3
 
Брамс – Вальс .mp3

Гусли-плясовые наигрыши-русская народная музыка.mp3 

джаз1.mp3 

джаз2.mp3 

Жалейка -русская народная музыка.mp3
 
Казачий Круг – Любо, братцы, любо.mp3 

Кельтская музыка – Народная английская (ирландская) музыка XVI века – Зеленые рукава. mp3 

Кубанский казачий хор – конь гулял на воле .mp3 

Людвиг ван Бетховен Лунная соната.mp3 

Моцарт – Зальцбургская Симфония N1.mp3 

Турецкий марш Моцарт.mp3
 
Ф. Шопен – Ноктюрн.mp3 

Хачатурян – Танец с саблями из балета Гаянэ.mp3 

Чайковский – Вальс цветов из балета Щелкунчик.mp3 

Ссылка на все материалы к уроку

в Вконтакте

 

3 ОР классы

Презентация «Использование опыта авангардно-экспериментального искусства в области станковой живописи и графики»

Аудиофайл 

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте


4 ПП классы

Презентация «Искусство Франции конца XVIII – нач. XIX в.»

Аудиофайл

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте

 

 

1 мая

1 ОР классы

Презентация «Искусство Италии Раннего Возрождения. Живопись»

Аудиофайл 

Видеофайл 

Фильм Паолы Волковой «Сандро Боттичелли» 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте

 

2 ОР классы

Презентация «Искусство Пскова» 

Аудиофайл 

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте

 


2 мая


2 ПП классы

Контрольная работа «Древний Рим» 

в Вконтакте 

3 ОР классы

Презентация «Использование опыта авангардно-экспериментального искусства в области станковой живописи и графики»

Аудиофайл 

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте 


5 ПП классы

Презентация «Творчество Константина Коровина»

Аудиофайл

Видеофайл 

Контрольные вопросы 

в Вконтакте

 

Материалы к  учебным занятиям 20. 04-26.04.2020

20 апреля

1ПП классы

Презентация “Тема 4.3. Искусство театра”

Аудиофайл

Видеофайл

Спектакли для просмотра:
Кукольный спектакль “Дон Жуан”
Кукольный спектакль “Курочка Ряба”
Спектакль “Недоросль”
Спектакль “Ревизор”

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

2ОР классы

Презентация “Искусство Древнего Новгорода”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

5ПП классы

Презентация “Творчество Васнецова”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

21 апреля

1ОР классы

Презентация “Искусство Италии Раннего Возрождения. Скульптура”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте 

 

4ПП классы

Презентация “Скульптура второй половины XVIII в.”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

5ПП классы

Презентация “Творчество Васнецова”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

 

22 апреля

1ПП классы

Презентация “Тема 4.3. Искусство театра”

Аудиофайл

Видеофайл

Спектакли для просмотра:
Кукольный спектакль “Дон Жуан”
Кукольный спектакль “Курочка Ряба”
Спектакль “Недоросль”
Спектакль “Ревизор”

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

3ОР классы

Презентация “Художественное образование в революционной России. ВХУТЕМАС. Конструктивизм. Часть 2”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

4ПП классы

Презентация “Скульптура второй половины XVIII в.”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

 

24 апреля

1ОР классы

Презентация “Искусство Италии Раннего Возрождения. Скульптура”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

2ОР классы

Презентация “Искусство Древнего Новгорода”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

25 апреля


2ПП классы

Презентация “Живопись древнего Рима. Часть 2”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

3ОР классы

Презентация “Художественное образование в революционной России. ВХУТЕМАС. Конструктивизм. Часть 2”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

5ПП классы

Презентация “Творчество Васнецова”

Аудиофайл

Видеофайл

Контрольные вопросы

Все файлы в Вконтакте

 

Материалы к  учебным занятиям 12.04-19.04.2020

13 апреля

1ПП классы
Презентация “Танец и виды танцевального искусства”
Аудиофайл
Видеофайл
Балет “Дон Кихот”
Балет “Лебединое озеро”
Балет “Спящая красавица”
Контрольные вопросы

2ОР классы
Презентация “Древнерусское искусство. Искусство Владимиро-Суздальской Руси”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы

5ПП классы
Презентация “Историческая живопись и творчество Сурикова”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы


14 апреля

1ОР классы
Презентация “Искусство Италии Раннего Возрождения. Архитектура”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы

4ПП классы
Презентация “Русская живопись второй половины XVIII в.”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы

5ПП классы
Презентация “Историческая живопись и творчество Сурикова”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы


15 апреля

1ПП классы
Презентация “Танец и виды танцевального искусства”
Аудиофайл
Видеофайл
Балет “Дон Кихот”
Балет “Лебединое озеро”
Балет “Спящая красавица”
Контрольные вопросы

3ОР классы
Презентация “Художественное образование в революционной России. ВХУТЕМАС. Конструктивизм. Часть 1”
Аудиофайл
Видеофайл

4ПП классы
Презентация “Русская живопись второй половины XVIII в.”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы


17 апреля

1ОР классы
Презентация “Искусство Италии Раннего Возрождения. Архитектура”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы

2ОР классы
Презентация “Древнерусское искусство. Искусство Владимиро-Суздальской Руси”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы


18 апреля

2ПП классы
Презентация “Живопись Рима”
Аудиофайл
Видеофайл

3ОР классы
Презентация “Художественное образование в революционной России. ВХУТЕМАС. Конструктивизм. Часть 1”
Аудиофайл
Видеофайл

5ПП классы
Презентация “Историческая живопись и творчество Сурикова”
Аудиофайл
Видеофайл
Контрольные вопросы


Материалы к учебным занятиям 06.04-12.04.2020

6 апреля

1ПП классы
Презентация “Способы работы с цветом”
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

2ОР классы
Презентация. Древнерусское искусство. Искусство Киевской Руси
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

5 ПП классы
Презентация. Творчество Ильи Репина. Часть1
Аудиофайл часть1
Видео часть 1
Презентация. Творчество Ильи Репина. Часть 2
Аудиофайл часть 2
Видео часть 2
Контрольные вопросы

 

7 апреля

1ОР классы
Презентация. Искусство стран Западной Европы эпохи Готики
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

4ПП классы
Презентация. Русская архитектура второй половины 18 века А. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот.
Здание Императорской Академии художеств в Петербурге
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

5ПП классы
Презентация. Творчество Ильи Репина. Часть 1
Аудиофайл часть1
Видео часть 1
Презентация. Творчество Ильи Репина. Часть 2
Аудиофайл часть2
Видео часть 2
Контрольные вопросы

 

8 апреля

1ПП классы
Презентация Способы работы с цветом
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

3ОР классы
Презентация. Художники на службе революции. Часть 2
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

4ПП классы
Презентация. Русская архитектура второй половины 18 века А. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот.
Здание Императорской Академии художеств в Петербурге
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

 

10 апреля

1ОР классы
Презентация. Искусство стран Западной Европы эпохи Готики
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

2ОР классы
Презентация. Древнерусское искусство. Искусство Киевской Руси
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

 

11 апреля

2ПП классы
Презентация. История Древнего Рима. Период империи. Портреты Октавина Августа.
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

3ОР классы
Презентация. Художники на службе революции. Часть 2.
Аудиофайл
Видео
Контрольные вопросы

5ПП классы
Презентация. Творчество Ильи Репина. Часть 1.
Аудиофайл часть 1
Видео часть 1
Презентация. Творчество Ильи Репина. Часть 2.
Аудиофайл часть 2
Видео часть 2
Контрольные вопросы

 

Материалы к учебным занятиям 30.03-05.04.2020

31 марта

1ОВ класс «Романский период. Западная Европа»

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/5GQG/48SsDc83W

Презентация 16 с иллюстрациями «Искусство стран Западной Европы романского периода» https://cloud.mail.ru/public/5BAB/3SYxstXWH

 

4А класс «Русская архитектура второй половины 18 века»

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/2pW3/5B6ehvcD6

Презентация с иллюстрациями «Русская архитектура второй половины 18 века» https://cloud.mail.ru/public/4pmj/3GJaWGKVX

 

5Б класс «Пейзаж второй половины 19 века»

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/5ot6/wyuTYFTzQ

Презентация 13 с иллюстрациями «Пейзаж второй половины XIX в. Часть 1_Саврасов и Шишкин» https://cloud.mail.ru/public/kEgN/LUiGdkgLu

Презентация с иллюстрациями «Пейзаж второй половины XIX в. Часть 2_Васильев, Куинджи» https://cloud.mail.ru/public/5v7D/38BpK3ryi

 

1 апреля

1Б класс “Колорит”

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/3amr/ZFjTiyiu8

Презентация с иллюстрациями https://cloud.mail.ru/public/4xA4/5cYvDSf97

 

3ОГ, 3ОД классы «Искусство периода Октябрьской революции» Часть 1

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/gVEM/skktXapJN

Презентация 17. «Политика советского государства в области искусства. Художник на службе революции» https://cloud.mail.ru/public/4ZRt/7c3pRAoJv

 

4Б класс «Русская архитектура второй половины 18 века»

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/4bhX/4ZYF7Nqja

Презентация 14. «Русская архитектура второй половины 18 века» https://cloud.mail.ru/public/3cD3/3hybv6Qcz

 

3 апреля

1ОА, 1ОБ классы «Романский период. Западная Европа»

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/5GQG/48SsDc83W

Презентация 16 с иллюстрациями «Искусство стран Западной Европы романского периода» https://cloud.mail.ru/public/5BAB/3SYxstXWH

 

2ОА, 2ОБ классы «Русь 9-12 век» Часть 1

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/NxUp/3dD2R6hPu

Презентация с иллюстрациями «Древнерусское искусство 11-12 век» https://cloud.mail.ru/public/2PKm/2sHaW9duJ

 

4 апреля

2А класс “Искусство Древнего Рима. Республика”

Аудиофайл «Рим республиканского периода» https://cloud.mail.ru/public/AaPt/2LXSuKoc9

Презентация 10 «Искусство Древнего Рима. Республика» https://cloud.mail.ru/public/4VqP/439zG1Xzm

 

3ОА, 3ОБ, 3ОВ классы «Искусство периода Октябрьской революции» Часть 1

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/gVEM/skktXapJN

Презентация 17. «Политика советского государства в области искусства. Художник на службе революции» https://cloud.mail.ru/public/4ZRt/7c3pRAoJv

 

5Г класс «Пейзаж второй половины 19 века»

Аудиофайл https://cloud.mail.ru/public/5ot6/wyuTYFTzQ

Презентация 13 с иллюстрациями «Пейзаж второй половины XIX в. Часть 1_Саврасов и Шишкин» https://cloud.mail.ru/public/kEgN/LUiGdkgLu

Презентация с иллюстрациями «Пейзаж второй половины XIX в. Часть 2_Васильев, Куинджи» https://cloud.mail.ru/public/5v7D/38BpK3ryi

 

При создании видео лекций использованы учебные пособия для детских художественных школ и школ искусств по Истории изобразительного искусства и по предмету «Беседы об искусстве» (http://dlyadhshisk.ru/)
Авторы: член Международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, преподаватель Краснодарского художественного училища высшей категории, преподаватель-методист Филиппова Александра Львовна.
Доцент кафедры архитектуры Кубанского государственного университета, кандидат искусствоведения, член Международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков Филиппов Алексей Евгеньевич
Заказать пособия можно на сайте авторов http://dlyadhshisk.ru

 

Архитектура Московского Кремля — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации: Архитектура Московского Кремля

Изображение слайда

2

Слайд 2

В 1156 г. Юрий Долгорукий «заложил град Москву»

Изображение слайда

3

Слайд 3

В 1339 г. Иван Калита строит первый – дубовый Кремль.

Изображение слайда

4

Слайд 4

1367 г. – при Дмитрии Донском Кремль становится белокаменным

Изображение слайда

5

Слайд 5

Во 2/пол. 15 в. Московское государство значительно усиливается и постепенно присоединяет к себе Ярославское, Ростовское, Рязанское, Тверское княжества, Новгород и Псков. В 1480 г. Московская Русь окончательно освобождается от моноголо-татарского ига и в 1550-гг. присоединяет Казанское и Астраханское ханства с землями по всему течению Волги. Границы России доходят до Приуралья.

Изображение слайда

6

Слайд 6: Москва XV – XVI вв

Изображение слайда

7

Слайд 7

Александровский сад р. Москва Соборная площадь Красная площадь

Изображение слайда

8

Слайд 8: Соборная площадь

Исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь окружают   Грановитая  и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор,  Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения.

Изображение слайда

9

Слайд 9: Успенский собор

Сооружён в  1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего  Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Собор построен по образцу Успенского собора во Владимире.

Изображение слайда

10

Слайд 10

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года

Изображение слайда

11

Слайд 11: Благовещенский собор

Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном  подклете  конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был  трёхкупольным. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроенокрыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Домовая церковь русских князей.

Изображение слайда

12

Слайд 12: Архангельский собор

собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего  Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года. Усыпальница русских князей.

Изображение слайда

13

Слайд 13: Колокольня Ивана Великого

церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 г., колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века.

Изображение слайда

14

Слайд 14: Грановитая палата

памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 годах архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца.

Изображение слайда

15

Последний слайд презентации: Архитектура Московского Кремля

Беклемишевская Царская Боровицкая Никольская Троицкая Спасская Благовещенская Арсенальная

Изображение слайда

Презентация – Архитектура соборов Московского Кремля

Текст этой презентации

Слайд 1

Утверждение общерусского художественного стиля. Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! А.С. Пушкин
В конце XIII века под влиянием усилившийся воли Москвы на просторах Руси начинает складываться единый архитектурный стиль, который принято считать общерусским. Как Вы думаете традиции каких мастеров формировали этот стиль? Назовите основные черты, которые характерны для архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.
Шеховцова О.Р. учитель МХК, русского языка и литературы МБОУ «Петровская школа №1»

Слайд 2

Цели урока: 1.Сформировать представление об архитектуре соборов Московского Кремля. 2.Развивать творческую и познавательную активность. 3.Закрепить полученные знания при выполнении практических работ. 4.Развивать умение анализировать архитектурные сооружения. 5.Формировать познавательный интерес учащихся. 6.Побуждать к развитию связной, красивой речи. 7.Воспитывать интерес к искусству, эстетический вкус, стремление к самообразованию.
Тип урока: урок-усвоения новых знаний. Виды работ: описание картины, «ассоциации», «найди лишнее», задания сравнительного характера, блиц-опрос «Эрудит».

Слайд 3

Московский Кремль — крупный архитектурный комплекс, крепость, исторический центр Москвы, расположенный на левом берегу Москвы-реки, на Боровицком холме, наиболее древняя часть города, в настоящее время являющаяся резиденцией высших органов государственной власти России и одним из главных историко-художественных комплексов страны. 

Слайд 4

Основание Москвы, 1147год

Слайд 5

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933): Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Частокол из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский терем, соединённый срубами из дерева, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский собор, выполненный из камня, а чуть поодаль, построен Архангельский собор.

Слайд 6

История Московского Кремля
При  Иване III(1462- 1505 гг.) началась перестройка Московского Кремля. Характер великого князя сказался на строительстве: укрепления возводились не спеша и основательно – на столетия вперед. Для этой работы были приглашены не только русские, но и итальянские зодчие. Вероятно, Иван III делал это по совету своей второй жены Софьи Палеолог, воспитанной в Италии.

Слайд 7

Новый московский Кремль, и история его создания стали воплощать идею силы и могущества еще неокрепшего Российского государства. 29 марта 1489 года была заложена Тайницкая башня Московского Кремля . Название свое она получила от того, что в ней находился тайник с родником воды на случай длительной осады монголо-татар. Сначала строилась южная сторона. Строительство московских укреплений закончилось только в 1516 году, уже во время правления Василия III, сына Ивана III и Софьи Палеолог.

Слайд 8

Соборы Московского Кремля
Главная площадь Московского Кремля – Соборная, является центром всего архитектурного ансамбля, окружена с 3-х сторон – Успенским, Богоявленским и Архангельским соборами. С четвертой стороны площади- возвышается колокольня Ивана Великого

Слайд 9

Аристотель Фиорованти Успенский собор(1475-1479)
 В 1479 году архитектор Фиораванти, прозванный за свое искусство Аристотелем, закончил строительство Успенского собора в Московском Кремле . Образцом для него был Успенский собор во Владимире. Оба храма пятиглавые, но во владимирском соборе 14 столпов, а в московском-6. Стены и столпы собора необычайно тонкие, что создает впечатление пространства, увеличенного внутрь. В московском Успенском соборе находится и знаменитая икона Владимирской Божией Матери.

Слайд 10

Архангельский собор(1505-1508) Зодчий Алевиз Новый
По прибытии ко двору Ивана III Алевиз Новый или Фрязин приступает к строительству второго по величине кремлевского собора –Архангельского. Строительство заняло четыре сезона – с 1505 по 1508г. После окончания строительства под его руководством выкапываются пруды и глубокий, выложенный белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров, сделавший Кремль еще более неприступным. Этот ров шел от Неглинки вдоль Красной площади к Москве-реке и был засыпан только в XIX веке. Именно от этого рва происходит одно из названий храма Василия Блаженного – собор Покрова на Рву. 

Слайд 11

Один из прекраснейших соборов Кремля. Строг, элегентен и неповторим. Внутри довольно скромное оформление, но самой примечательное это то, что здесь захоронены все великие князья и цари допетровской России.
Архангельский собор
Храмовый образ Михаила Архангела (начало XV века)

Слайд 12

Храм-колокольня «Иван Великий» Архитектор Бон Фрязин
Бон Фрязин построил два нижних восьмигранных яруса и часть третьего в 1505-1508 годах (нынешний вид колокольня приобрела столетием позже). Бон Фрязин заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами.

Слайд 13

Собор построен в 1484 – 1489 г. псковскими мастерами на фундаменте старого храма постройки 1395 г., сгоревшего в 1475 г. Расписан в 1508 г. Иконостас предположительно расписан Феофаном Греком, преподобным Андреем Рублевым, Прохором с Городца. Собор Благовещения был домовым храмом московских великих князей, до XX в. Настоятель собора был духовником царской семьи. В 1918 г. все храмы Кремля были закрыты.
Благовещенский собор – православный храм в честь  Благовещения Богородицы , расположенный на Соборной площади Московского Кремля.
Благовещенский собор

Слайд 14

Це́рковь Ризополо́жения – Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, (Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.

Слайд 15

«Москва-третий Рим»
Эта идея стала мощной идеологической опорой Московского царства.

Слайд 16

Рождение шатрового зодчества
Шатровое зодчество- самобытная архитектурная идея, не имеющая аналогов в европейском строительстве.
Церковь Вознесения в Коломенском.

Слайд 17

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного)

Слайд 18

 Православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

Слайд 19

Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, 

Слайд 20

« Премудрость созда себе дом»  — один из русских иконописных образов Богородицы В центре образа — Богоматерь и воплотившаяся из Неё  ипостасная  Премудрость — Сын Божий.

Слайд 21

«Благослове́нно во́инство Небе́сного Царя́»  (в советском искусствознании — «Це́рковь вои́нствующая») — икона, написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.

Слайд 22

Вывод:
Художественная культура Московского царства
Единый стиль
Храмовый канон
Заключительный этап в сооружении мощного средневекового здания древнерусской культуры
Зрелая самобытность
Традиционность, незыблемость в архитектуре
Шатровое зодчество – самобытная архитектурная идея

Слайд 23

Блиц-опрос «Эрудит» 1.Что значит «красная « площадь? 2. Почему так названа Грановитая палата? 3.Назовите архитектора Большого Кремлевского дворца? 4..Древняя регалия, украшенная драгоценными камнями и крестом? 5.Сколько башен у Кремлевской стены?
Троицкая башня Алевиз Фрязин

Слайд 24

Тестовое задание
1. Назовите Собор, который был усыпальницей московских князей и русских царей: 1) Грановитая палата 3) Успенский собор 2) Благовещенский собор 4) Архангельский собор 2.Этот собор построен зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиорованти в 1475-1479 годах. Именно в этом соборе венчались на царство русские князья и цари. 1)Грановитая палата 2) Успенский собор 3)Благовещенский собор 4) Архангельский собор

Слайд 25

3. Назовите архитектурное сооружение Московского Кремля, в котором проходила церемония венчания на царство московских государей в XV–XVII вв.? в Благовещенском соборе в Успенском соборе 2) в Грановитой палате 4) в Архангельском соборе 4. При каком великом князе были построены первые каменные стены Кремля?1)Иване Калите2)Дмитрии Донском3)Иване III

Слайд 26

5.Назовите зодчих, которые строили соборы Московского Кремля в XV – начале XVI.? 1)Иосив Волоцкий, Федор Конь 2)Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый 3)Андрей Рублев, Симон Ушаков 4)Феофан Грек, Дионисий 6. Укажите в каком веке Московский Кремль перестраивается и обретает свой современный вид? 1)XIX 2)XVII 3)XVIII 4)XV

Слайд 27

1.
2.
3.
4.
5.
Укажите названия иконы:
6.
7.

Слайд 28

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Укажите название архитектурного сооружения

Слайд 29

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Найди лишнее и обоснуй свой выбор.

Слайд 30

С 1955 Кремль открыт для посещения, став музеем под открытым небом. В 1990 Кремль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 31

Домашнее задание:
Сообщение на тему : «История одного шедевра»: 1. Башни Кремлевской стены 2.Хранитель тайн московских царей. II. Презентация. Московское узорочье («нарышкинское» барокко) III.Провести экскурсию по Московскому Кремлю для своих одноклассников.

Слайд 32

Литература: 1.Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990. 2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996. 3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998. 4.Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993. 5.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. 6.Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989. 7.Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998. 8.История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979. 9.История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995. 10.История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и  И.В. Рязанцева. М., 1991. 11.Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 1 часть: МХК [учебник]/Л.А. Рапацкая.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2014.-375с: ил. 12.Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992. 13.http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_8

Русская архитектура – материал для подготовки ЕГЭ по истории

Презентация на тему: “Русская архитектура”. Материал для подготовки к ЕГЭ поможет систематизировать знания по данной теме.

1 Средневековая Русь (X—XVII века)
1.1 Древнерусское государство (IX—XII века)
1.2 Владимиро-суздальская архитектура (XII—XIII века)
1.3 Новгородско-Псковская архитектура (конец XII — XVI век)
1.4 Архитектура Московского княжества (XIV—XVI века)
1.5 Архитектура Русского царства (XVI век)
1.6 Русская архитектура XVII века
2 Деревянная архитектура
3 Эпоха Российской империи
3.1 Русское барокко
3.2 Классицизм
3.3 Русский стиль в архитектуре XIX—XX веков
3.4 Архитектура начала XX века
4 Советская Россия
4.1 Послереволюционный период
4.2 Сталинская архитектура
4.3 Вторая половина XX века
5 Современная Россия

Средневековая Русь (X—XVII века)
Древнерусское государство (IX—XII века)
Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после 988 года, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях.
Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием Архитектуры Византии.

Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева. До конца 10 века были развитые традиции деревянного зодчества, были уже и каменные постройки.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема.

В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Автор: Маноенко Л. С.

Презентация к уроку МХК 10 класс “Архитектура Древней Руси”

Архитектура Древней Руси

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Древние славяне были умелыми строителями. После утверждением христианства на Руси стало строиться много каменных сооружений, таких как храмы и церкви. Утвердился крестово-купольный тип храма. Всё это было связано с тем, что христианство пришло к нам из Византии, а соответственно и построение храмов осуществлялось на основе схем Византийских конструкций.

История  архитектуры Древней Руси  началась с создания Киевского государства и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.

Крестово-купольный храм  в своей основе представляет прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, соединившимися арками, которые поддерживали барабан купола. Примыкавшие к подкупольному квадрату ячейки, перекрывавшиеся цилиндрическими сводами, образовывали крестообразную основу плана; угловые части перекрывались куполами или сводами.

С восточной стороны к зданию примыкали три полукруглых выступа –  абсиды , в средней из которых размещался  алтарь , отделенный от основного помещения храма алтарной преградой (иконостас появился позднее), а в боковых хранились церковные принадлежности. В западной части здания устраивалось помещение второго яруса –  хоры , где во время богослужений размещалась знать. Промежутки между столбов навивались  нефами , которых обычно бывало три или пять; с запада часто прибавляли еще одно членение –  нартекс .

Внешний облик храма соответствовал его внутренней структуре: на фасадах внутренним столбам отвечали плоские вертикальные выступы – лопатки, завершавшиеся полукружиями сводных покрытий – закомарами.

Здания возводились из тонкого плиткообравпого кирпича – плинфы и камня на известковом растворе. Стены не белились, а сохраняли естественно-декоративное красно-белое сочетание; кроме того, стены оживлялись проемами узких окон и рядами декоративных ниш. Древнейшим каменным храмом на Руси была  Десятинная церковь в Киеве  (989-996 гг.)

По свидетельству русской летописи  —  Десятинную церковь  — построили приехавшие из Византии “мастера от грек”. Об этом подробно, сообщает “Повесть временных лет”:  “В лето 6497 (989)… Володимер… помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами…” . Однако после пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название –  церковь Успения Богородицы , Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.

По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями – “гульбищами”. По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной.

Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. 

В архитектурно-художественном замысле сооружения отражена идея объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя. Киевская София, как и Константинопольская, не имела прямых аналогий: в ее типе, конструкциях и формах новаторство было заложено изначально.

Новгородская архитектура

Первая каменная постройка Новгорода — Софийский собор (1045–1050 гг.) Софийская тема, связана с идеей благоустройства Русской земли получила замечательное, по-новгородски своеобразное воплощение. Пятиглавый храм Новгорода выглядит проще, но не менее внушительно, чем тринадцатиглавая София в Киеве. Внутреннее пространство расчленено мощными крещатыми столбами на пять продольных нефов, из которых три нефа — центральный и примыкающие к нему с севера и юга — завершаются алтарными выступами — апсидами.

С трёх сторон — севера, запада и юга — к храму примыкают двухэтажные паперти — галереи. У юго-западного угла располагается башня, заключающая в себе лестницу, которая выводит на полати (хоры), устроенные П-образно в виде второго яруса над крайними нефами. С хор открывается величественный вид на центральную часть храма. Массивность форм, их неторопливый торжественный ритм способствуют появлению у зрителя особого благоговейного чувства. Покоряет властная сила средневековой архитектуры, избыточная мощь форм, их уверенная, мастерская прорисовка.

Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии,  здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.

Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.

Георгиевский собор вырастает перед нами как образ торжествующей победы над тяжестью. Эта вечная тема архитектуры воплощена в постройке мастера Петра с непререкаемой убедительностью в истинно новгородском стиле. В характере словно от руки прорисованных архитектурных масс, в подчёркнутой асимметрии композиции, в строгой организованности и одновременно непринуждённости целого есть та особая стать, которую можно найти только в новгородской архитектуре.

Образцами новгородского строительства второй половины XII — начала XIII века могут служить хорошо сохранившиеся храмы Ладоги — Успенский и Георгиевский (третья четверть XII века). Храмы Успения Богоматери и Св. Георгия принадлежат к одному типу — это совсем небольшие четырёхстолпные одноглавые храмы. Построены они по-новгородски: об этом свидетельствуют материал, технические, конструктивные и декоративные особенности.

Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.  Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Церковь Спаса на Нередице 1198

Владимиро-Суздальская архитектура

Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка.

Свято- Покровский женский монастырь

Владимир Мономах в 1108 г. завершил сооружение нового княжеского города и дал ему свое имя — Владимир. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого (1157-1174), и Всеволоде III (1175-1212) – были построены храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. 

Город Владимир в этот период стал столицей русских земель, и поэтому здесь велось особенно широкое строительство. Возникла необходимость создать величественный архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу – Киев. Расположенный на высоком берегу р. Клязьмы, город имел три обнесенные валами и стенами части с каменными и рублеными въездными башнями, среди которых главными были сохранившиеся до наших дней  Золотые ворота  (1164) и несохранившиеся  Серебряные ворота .

Самое крупное сооружение Владимира —  Успенский собор , превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было построено как однокупольный трехнефный храм (1158-1160), окруженный галереями, затем при князе Всеволоде его расширили по площади более чем в два раза – до пятинефного, пятикупольного (1185-1189). Вокруг старого храма были построены новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей — прясел. Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.

Через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.

Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества —  Дмитриевский собор  (1194—1197), Дмитриевский собор — одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Несмотря на несомненную связь с предыдущими постройками, Димитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Почти шестьсот резных камней украшают белокаменную поверхность его стен.

Знаменит своим совершенством  храм Покрова на Нерли  (1165), сохранивший в основном свои первоначальные формы,

Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола

Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.

  Георгиевский собор в Юрьеве-Польском  (1230—1234), возведен сыном князя Всеволода — Святославом Всеволодовичем. В нем декоративное начало начинает преобладать над структурным. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.

Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. Специфическая особенность Владимиро-Суздальских храмов – скульптурная декорация. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись. Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.

Домашнее задание

Ответить на вопрос «Особенности архитектуры московского княжества»

Архитектура – Воссоздание фоторепортажа Прокудина-Горского: Империя, которой была Россия | Выставки

архитектурное богатство Российской Империи отражало ее многовековую историю. а также культурное, этническое и религиозное разнообразие его народа. Прокудин-Горский фотографировал средневековые церкви и монастыри Европейской России и мечети и исламские школы на Кавказе и в Средней Азии.Многие из здания, которые он сфотографировал, позже были разрушены войной или революцией, но другие пережили советский период и были отреставрированы. Кроме того к культовым сооружениям, Прокудин-Горский сфотографировал дома, дачу поместья, фабрики и сараи. Его навыки фотографа и технические изощренность его методов проявляется в лечении субъектов от церковных интерьеров до панорамных снимков городов.

Вечерний вид на мечеть

Горы Памира создают драматический фон для вечера вид на мечеть Шахи Зинде в Самарканде, комплекс могил и погребальные часовни, построенные на протяжении многих веков для женщин династии произошли от Тимура (Тамерлана, 1336-1405), великий средневековый правитель Средней Азии.

Этюд аистового гнезда

Аист, традиционно символ удачи у тюрков. народов, сидит в своем гнезде на вершине дворцовой стены в Бухаре в Средней Азии.

Иконостас и Чудотворная икона

Эта фотография интерьера церкви Рождества Христова. Богородицы в Смоленске показывает экран с иконами, который в Православная церковь отделяет алтарную часть от прихожан.Справа – особая святыня чудотворной иконы. как «Одигитрия» традиционно ассоциируется со Смоленском.

Вид на Ниловский монастырь

Монастырь преподобного Нила на острове Столобный на озере Селигер в Тверской губернии, к северо-западу от Москвы, иллюстрирует судьбу церковные учреждения в русской истории.Санкт-Нил (ум. 1554) основал на острове небольшое монастырское поселение. около 1528 года. В начале 1600-х его ученики построили то, что должно было стать одним из крупнейших и богатейших монастырей в России. Империя. Монастырь был закрыт советской властью в 1927 году. и структура использовалась для различных светских целей, в том числе концлагерь и детский дом. В 1990 году имущество было возвращено. Русской Православной Церкви и в настоящее время является действующим монастырским сообщество еще раз.

Церковь Святого Дмитрия

Дмитриевская церковь, построенная в 1190-х гг. Во Владимире, к востоку от Москвы в центральной части европейской части России, иллюстрирует вертикальность общий для раннерусского церковного зодчества. Эта церковь служила как макет Собора Святого Николая Православного Церковь Америки на Массачусетс-авеню, в Вашингтоне, округ Колумбия.С.

В начало

Вид на Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь, основанный в начале ХV века. на острове в Белом море на крайнем севере европейской части России, на протяжении веков был одним из важнейших монастырских и культурных учреждения в России. Толстые стены, показанные на этой фотографии, защищают монастырь от иностранных захватчиков несколько раз.Монастырь был частично разрушен в ранний советский период и стал место первого крупного концлагеря системы ГУЛАГ. В постсоветское время его вернули Православной церкви и снова действующий монастырь.

Изразцовая фарфоровая печь в Княжеском дворце

На этой фотографии интерьера Княжеского дворца изображен печь-камин из керамической плитки в окружении ярко окрашенной мебели и стены с декоративными фресками.Дворец построен в пятнадцатого века в Ростове Великом, старинном русском городе на северо-востоке Москвы.

Церковь Воскресения Христова

русских храмов имеют внешнюю и внутреннюю отделку в формы мозаики, фресок и резьбы, часто в блестящих цвета. Церковь Воскресения Христова в Костроме на севере часть Европейской России была построена в 1650-х годах и демонстрирует пышное убранство экстерьера, характерное для его период.Однако, несмотря на эффектный внешний вид, церковь известен прежде всего своими внутренними настенными росписями.

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы – старейшая церковь. здание в Суздале. Расположен в Суздальском кремле, г. оригинальная, обнесенная стеной, крепостная часть города. Собор, который датируется XII веком, много раз перестраивался лет и отображает луковичные купола, столь характерные для русских церковная архитектура.

Часть медресе Шир-Дар

Изразцовые колонны, стены и купола Шир-Дара («Львиный дом»). медресе в Самарканде демонстрируют сложные абстрактные конструкции и использование каллиграфии, типичной для большей части исламской и среднеазиатской архитектуры. Это медресе, построенное в 1619-1636 гг. И по сути являющееся мусульманским богословским домом. академия и школа, входит в комплекс мечетей и медресе найден в Регистане, самом священном месте старого Самарканда.

Церковь Рождества Богородицы

Основанный около 1330 г., Троице-Ипатьевский монастырь в старинном Российская Волга, город Кострома, к северо-востоку от Москвы, содержал в его стенах несколько старинных церквей, в том числе церковь Рождество Богородицы изображенное здесь. Первоначально построенный в шестнадцатого века церковь была снесена в раннесоветский период.Эта фотография может быть единственной цветной фотографией, когда-либо сделанной церкви.

Вид на Тобольск с колокольни Преображенской церкви

С момента основания в 1587 г. до конца 1800-х гг., Г. Тобольск. был одним из крупнейших и важнейших городов Сибири. Для несколько веков Тобольск служил военным, административным, и политический центр русского владычества в Сибири.Этот панорамный вид показывает реку Иртыш на переднем плане и широкую плоскую Сибирская равнина за пределами центральной части города.

В начало

Собор Святого Николая, Можайск

Грунтовая дорога ведет к ярко окрашенному зданию XVII века. Никольский собор среди скромных жилых построек в Можайске к западу от Москвы.

Вид на Тифлис

Этот панорамный вид на Тифлис показывает город, расположенный в долине. среди хребтов Кавказских гор. Город сегодня – Тбилиси, столица теперь независимой Республики Грузия. На когда была сделана эта фотография, примерно в 1910 году, в городе был многонациональный население 160 000 человек, в том числе грузины, армяне, русские, Персы, поляки, татары и евреи.

Вид на Ликанский дворец со стороны Куры

Ликанские предгорья Кавказских гор создают впечатляющий фон для дворца, построенного на реке Кура, недалеко от русского граничит с Турцией и недалеко от города Боржоми в настоящее время Грузия.

Деревянная часовня на месте Старого Белозерска

Первое упоминание в русских летописях за 862 год н.э.Д., город Белозерск или «Белое озеро» был заброшен и переселен несколько раз. Первоначальное поселение, возведенное здесь в честь небольшого памятника девятнадцатого века. деревянная часовня, находилась на северной стороне Белого озера на севере Центральная Европейская Россия.

Хранилище сена

В поселке Вязовая Транссибирской магистрали. в Уральском горном районе, деревянные склады для сена и продовольственные культуры фотографируются на фоне плотного Сосновый лес.

Вид на Суздаль со стороны реки Каменки

Каменные церкви, деревянные дома и мостик через Каменку. Река сфотографирована на окраине старинного русского города. Суздаля, северо-восточнее Москвы. Когда-то важный и мощный княжества, Суздаль пришел в упадок по мере того, как Москва выросла в консолидированный контроль над несколькими княжествами в Центральной Европе Россия.

Село Колчедан

Грунтовая дорога, проходящая через каменный мост, ведет к городку. Колчедана в Уральских горах, к юго-востоку от Екатеринбурга. Первоначально основанный в 1673 году как приграничный частокол, к тому времени это фото было сделано в 1912 году, город был средоточием песчаника. горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и имел два крупных каменных церковных здания, в том числе монастырь со школой.

К началу

5 знаменитых достопримечательностей России

Московский Кремль – старинная крепость. (Фото: Jupiterimages / Photos.com / Getty Images)

Политические и экономические преобразования России во второй половине 20-го века вновь открыли таинственную страну площадью 6,5 миллиона квадратных миль для путешественников из западного мира. Каждая из самых известных достопримечательностей страны раскрывает часть истории бурных изменений, которые повлияли на самую большую страну мира и ее жителей.От природных достопримечательностей до многовековых укреплений, эти места являются мостами между Московским княжеством XII века и современными народами, составляющими разнообразную Российскую Федерацию.

Государственный Эрмитаж

Поездка в город Санкт-Петербург, чтобы посетить комплекс Государственного Эрмитажа на месте бывшего Зимнего дворца российских царей, построенного в 1754 году. Последний раз занимал царь Николай II в 1917 году, отречение которого закончилось царское господство в России, Эрмитаж (hermitagemuseum.org), по данным Государственного департамента США, сейчас является домом для одной из лучших коллекций произведений искусства в мире. Среди зданий на территории музея – театр, фарфоровый завод и Меншиковский дворец.

Кремль

Кремль, возведенный в XII веке, представляет собой обнесенную стеной крепость в столице Москвы. Соборы в стенах Кремля являются образцами религиозной архитектуры 15 века в России. По словам Фроммера, в комплекс также входят Оружейная палата, Большая Кремлевская площадь и здание Сената, возведенные под эгидой правительства Советского Союза.

Красная площадь

Красная площадь доминирует в центре Москвы так же, как и в политике советской эпохи, которая началась в 1917 году под руководством Владимира Ленина. Мавзолей Ленина на Красной площади, на котором изображено тело Ленина, является данью его роли в революции, которая привела к созданию Советского Союза. Напротив площади ярко окрашенные купола и шпили собора Василия Блаженного контрастируют с гробницей Ленина советской архитектуры.

Собор Св.София

Старейшим каменным памятником России является Софийский собор, построенный в 1045 году, по данным Национального туристического бюро России. Эта церковь находится в Новгороде, городе, который играл важную роль в развитии Российской империи со времен средневековья. Собор находится внутри Новгородского Кремля – ​​стены, возведенной еще до того, как город стал частью России. Византийское искусство, фрески и иконы собора отражают религиозное наследие страны.

Эльбрус

В России находится Эльбрус, самая высокая вершина в Европе.По данным Центра охраны природы России, две вершины горы возвышаются на 18 510 футов и 18 442 футов. Ныне бездействующий вулкан является частью Кавказской горной цепи, недалеко от границы России с Грузией, когда-то входившей в состав Советского Союза. На Эльбрусе есть горячие источники, горнолыжные склоны, пешеходные тропы и национальный парк Приэльбрусье в России.

Ссылки

Ресурсы

Биография писателя

Кэрол Лютер имеет более чем 25-летний опыт работы в сфере бизнеса, технологий и писательского мастерства.Она занимала руководящие должности в программах управления высшим образованием, международного развития, обучения взрослых, профессионального образования и поддержки малого бизнеса.

Москва Монументальная | Издательство Принстонского университета

В первые годы «холодной войны» облик Москвы навсегда преобразился благодаря проекту строительства общегородского небоскреба. По мере того, как стальные балки монументальных башен поднимались, многовековой мегаполис был заново изобретен, чтобы воплотить величие сталинского общества. Moscow Monumental исследует, как основные архитектурные произведения позднесталинской эпохи коренным образом изменили повседневную жизнь советской столицы.

Опираясь на множество оригинальных архивных исследований, Катерина Зубович изучает решения и действия советской элиты – от высших руководителей до архитекторов – и описывает жизненный опыт простых москвичей, жизнь которых была разрушена из-за амбициозного проекта небоскреба. Она показывает, как сталинские поиски монументализма уходили корнями в взаимодействие Советского Союза с западными тенденциями в архитектуре и планировании и как небоскребы требовали создания обширной и сложной инфраструктуры.Когда в город хлынули рабочие, власти выселили и переселили десятки тысяч городских жителей, живущих на участках, выбранных для застройки. После завершения в середине 1950-х годов эти семь богато украшенных неоклассических зданий служили элитными жилыми комплексами, роскошными отелями, а также штаб-квартирами министерств и университетов.

Moscow Monumental рассказывает историю, которая является одновременно местной и в целом транснациональной, унося читателей с улиц Москвы и Нью-Йорка в период между войнами в облицованные мрамором залы помпезных послевоенных построек, которые по-прежнему определяют российскую столицу сегодня.

Кэтрин Зубович – доцент кафедры истории Университета Буффало, Государственный университет Нью-Йорка. Твиттер @kzubovich

«Впечатляющая деталь» —Anthony Paletta, Literary Review

«Зубович проделал блестящую работу в городском архиве, обнаружив массу писем и петиций от простых советских граждан.. . Это книга, в которой исследуются очень человеческие противоречия, создаваемые обществом, находящимся в процессе перехода, и влияние на город, подвергающийся сейсмическим политическим, культурным и архитектурным изменениям ». – Дженнифер Еремеева, The Moscow Times

« Moscow Monumental – это важное исследование одной из самых важных строительных кампаний в начале холодной войны и ее влияния на городскую жизнь советской столицы» – Ричард Андерсон, Эдинбургский университет

«Зубович предлагает непревзойденное понимание того, как сталинские небоскребы сформировали советскую память и самобытность, одновременно проливая новый свет на эпоху, в которую они родились – эпоху, когда глобальный монументализм принес нам Рокфеллер-центр и мост Золотые Ворота.Красиво написанный и хорошо задокументированный в фотографиях, Moscow Monumental является обязательным к прочтению для городских историков и всех ученых советской эпохи ». – Хизер Д. ДеХаан, автор книги « Сталинское городское планирование: профессионалы, производительность и сила »

Москва-монументальный – это тщательно проработанная и искусно созданная книга, которая в новом свете освещает сталинскую эпоху. Зубович написал первую историю московских небоскребов, значительно расширив наше понимание этих монументальных зданий и их роли в советской истории.”- Стивен Э. Харрис, автор книги Коммунизм на завтрашней улице: массовое жилье и повседневная жизнь после Сталина

«Эта элегантно написанная, легко читаемая и интересная интеллектуальная работа предлагает более глубокое понимание многогранной природы сталинизма и наследия этих самобытных сталинских небоскребов. Исчерпывающие исследования и сбалансированный анализ Зубовича принесут пользу историкам и студентам всех мастей» Синтия А. Рудер, автор книги Строительство сталинизма: канал имени Москвы и создание советского космоса

Москва Монументальный показывает, как дизайн, строительство и изображение сталинских небоскребов изменили урбанистику послевоенной Москвы.Прослеживая профессиональные и личные траектории советских архитекторов, политиков и элитных оккупантов, а также строительных рабочих, вынужденных переселенцев, подневольных рабочих и археологов, Катерина Зубович предлагает захватывающий вид на Москву сверху и из тени высоток .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *