Архитектура московского княжества: Архитектура времен монгольского нашествия. Москва: первая каменная крепость

Архитектура времен монгольского нашествия. Москва: первая каменная крепость

Московское княжество в 14 веке стало центром объединения русских земель. Выясним, как амбиции московских князей сказались на архитектуре.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

1. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище, Коломна, Россия, нижняя часть начала 14 века
2–5. Никольская церковь, Каменское, Россия, начало 14 века
6. План церкви
7. Реконструкция возможного первоначального облика церкви

В начале 14 века Московское княжество стремилось укрепить свои границы. Первые каменные постройки Москвы — три небольшие церкви на границе княжества в Можайске, Коломне и селе Каменское.

Первые две церкви сохранились частично 👇

🔹 В Коломне старая кладка видна в нижнем ярусе церкви Зачатия Иоанна Предтечи на Городище.

🔹 В Можайске старую кладку церкви можно увидеть в подвале Никольского собора — если попросить, служители откроют вам дверь.

🔹 Никольская церковь в Каменском стоит до сих пор. Посмотрим на нее внимательнее 👇

⬜️ Небольшой размер. Блоки шершавые, обработаны не совсем правильно. Кладка не всегда ровна — видно, что перед нами первые опыты.

⚪️ Барабан поставлен на стены. Обычно купол устанавливали на четырех опорах. Здесь опоры тоже есть, но встроены в углы церкви так, что нагрузка распределяется по стенам — это видно на плане.

〰️ Мало декора. Небольшой перспективный портал, цоколь. Возможно, сверху были закомары, но теперь они утрачены. В будущем по декору московская архитектура будет подражать храмам Владимира.

🔥 Интересная арка портала — килевидной формы, как язычок пламени сверху. Такой портал встречается в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, но во Владимире это единственный пример, а в Москве будем видеть его постоянно.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Успенский собор (реконструкция С. Заграевского), Москва, Россия, 14 век

К концу 14 века Московское княжество все больше чувствует свое лидерство, укрепляется и застраивается.

Как это сказалось на архитектуре 👇

⛪️ В основном строятся каменные церкви — похожие друг на друга небольшие одноглавые соборы. Все они сделаны из белого камня — этой деталью владимирской архитектуры Москва подчеркивает свое лидерство.

☦️ В Московском Кремле строится Успенский собор. Его строительство инициирует митрополит Петр. Раньше митрополичья кафедра находилась во Владимире, но московские князья смогли уговорить митрополита перенести кафедру в Москву. Это имело огромное сакральное значение и еще больше упрочило позиции Московского княжества.

🔥 После пожара в конце 15века собор перестроили — мы обязательно поговорим о его новом здании подробнее.

Живописная реконструкция белокаменного Кремля Дмитрия Донского, Аполлинарий Васнецов


Первая каменная крепость на территории Москвы — белокаменный Кремль Дмитрия Донского (тогда он еще не был Донским — до Куликовской битвы оставалось почти 15 лет).

🏰 Белокаменный Кремль сделали в 1366–67 годы. Целиком каменную крепость за два года построить практически нереально. Мы не знаем точно, что из себя представлял белокаменный Кремль. Скорее всего, речь идет о каменных башнях и части стены со стороны Красной площади, где было самое опасное место для штурма.

⚔️ Стены защитили Москву при осаде литовских войск в 1368 и 1370 годах. Это позволило Москве отстоять свои позиции и собрать вокруг себя русские княжества для Куликовской битвы.

🖼 Существует реконструкция Кремля, созданная Аполлинарием Васнецовым. Она очень условная и художественная. На самом деле мы не знаем, как выглядели эти укрепления.

Троицкий Собор Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад, Россия, начало 15 века

Теперь перед нами знаменитый Троицкий Собор Троице-Сергиевой лавры.

Что в нем интересного 👇

⛪️ Большой размер. Собор существенного больше того, что обычно строили в это время. Стены собора и барабан немного сужаются кверху — возможно, это сделано для устойчивости, чтобы справиться с непривычно большими габаритами.

〰️ Переход из четверика в барабан визуально сглажен. Закомары — большие килевидные арки — отвечают сводам внутри собора. Дальше от закомар до барабана идут маленькие килевидные арочки. Они не конструктивные и добавлены только для декора. Такой прием свойственен московской архитектуре.

Орнамент вместо аркатурно-колончатых поясов. Мы видим такой декор на фасаде и апсидах — как на Успенском соборе в Звенигороде.

1–5. Спасский собор Андроникова монастыря, Москва, Россия, начало 15 века
6–10. Воскресенский собор, Волоколамск, Россия, конец 15 века

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве и Воскресенский собор в Волоколамске — еще два примера архитектуры 15 века.

⛪️ Спасский собор Андроникова монастыря. Построен в конце 1420-х годов. Крестово-купольный, с позакомарным покрытием. При этом угловые части сильно понижены. Барабан начинается выше, чем заканчивается основной объем, и стоит на высоких арках. Два яруса кокошников — маленьких килевидных арочек сглаживают переход с четверика на барабан. Получился сложнейший силуэт, от старого византийского образа почти ничего не осталось. В домонгольской архитектуре что-то похожее мы видели у Пятницкой церкви в Чернигове.

⬜️ Воскресенский собор. Этот небольшой белокаменный храм в Волоколамске построен по заказу Бориса, князя Волоцкого княжества. Он сделан в московской традиции, с килевидным порталом. Фриз на фасаде — не белокаменная, а терракотовая резьба, которая только входит на территорию Руси. Сейчас висячие порталы остались в воздухе, изначально вокруг была галерея.

Успенский собор, Москва, Россия, 1479

Успенский собор в Кремле открывает новую эпоху великой, большой русской архитектуры.

💪 Собор начали строить в 1475 году. В это время Русь уже не платит дань Орде, а в Москве правит Иван III, который объединил разные земли в одно государство.

Москва — главный город, а не один из многих, борющихся за власть. Новому статусу нужен новый собор, каких раньше на Руси не строили.

👥 Сначала строительство доверили псковским мастерам — Кривцову и Мышкину. Они начали возводить стены до закомар, но постройка разрушилась после землетрясения. Тогда пригласили архитектора из Италии — Аристотеля Фьораванти. Его специально свозили во Владимирское княжество и показали местные храмы как образец.

Вот что получилось 👇

〰️ Некоторые детали отсылают к романике Владимира: те же перспективные порталы и аркатурно-колончатый пояс.

🧱 Более тонкая конструкция. Фьораванти сделал внутренние столпы, своды и барабаны из кирпича — для этого он специально заложил рядом кирпичные заводы. В кирпиче проще делать тонкие ответственные конструкции, чем в белом камне.

⚪️ Столпы внутри круглые. Раньше почти всегда делали квадратные или прямоугольные столпы — они делят пространство на части. А с круглыми столпами пространство, наоборот, объединяется.

Получился очень просторный и светлый облик.

Светлое пространство. Два яруса окон в здании, на больших барабанах сверху тоже много узких окон — так собор оказывается залит светом. Фьораванти — один из первых итальянских архитекторов в России, но далеко не последний.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Архитектура Московского Княжества – презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1.

Архитектура Московского Княжества Архитектура Московского княжества во
многом опиралась на традиции владимиросуздальских мастеров, сюда приглашали и
иностранных зодчих, призванных внедрить на
московской земле достижения
западноевропейского строительного искусства.
В деревянной Москве началось сооружение
первых каменных построек, в частности
Успенского (1327) и Архангельского (1333)
соборов в Кремле.
Успенский собор
На месте существующего Успенского собора при Иване Даниловиче Калите в
1326-1327 году был построен собор Успения богородицы. Нынешний Успенский
собор – один из древнейших в Москве. Построен по указу великого московского князя
Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем
Фиораванти в 1475-1479 годах. В качестве образца, которому должен был следовать
иноземный мастер, Иван III указал Успенский собор во Владимире, чтобы воздвигнуть
храм, достойный быть первенствующим на Руси.
Успенский собор стал главным храмом Российского государства. В нем
оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности
Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры.
Здесь же возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси,
а также предавали анафеме отлученных от православной церкви. Значение собора
подчеркивалось его убранством. Он был богато расписан. Расписывал иконостас один
из великих мастеров древнерусского искусства – Дионисий вместе с художниками
Тимофеем, Ярцем и Конем. В алтарной части сохранились фрагменты фресок конца 15
века, а также фрески, относящиеся к 17 веку.
Архангельский собор
В ряду знаменитых кремлевских
соборов вот уже почти пятьсот лет стоит на
Соборной площади Архангельский собор
(1505-1508) – усыпальница московских князей
и русских царей. Первый каменный собор на
месте прежней деревянной церкви архистратига
Михаила был заложен при Великом московском
князе Иване Даниловиче Калите, позднее, через
170 лет выстроен новый каменный храм.
В Архангельском соборе проступают
черты итальянского палаццо эпохи
Возрождения. Проектировал его итальянский
архитектор Алевиз Новый. Вот почему в облике
собора чувствуется влияние венецианской
архитектуры. Но строили собор русские
мастера, и они привнесли свое понимание
красоты, воспитанное на старорусских
традициях зодчества. Белокаменный северный
портал, резные Царские врата, роспись храма
(икона “Архангел Михаил” начала 15 века) многое в этом храме вызывает восхищение. С
постройкой Архангельского собора на века
определились контуры Соборной площади
Московского Кремля.
Московский Кремль
Со второй половины XV в. значительно расширяются
границы Московского княжества , Москва становиться
столицей единого централизованного государства.
Характерными чертами московский церквей были силуэты
ступенчатых, ярусных пирамид, шлемовидные купола. Все это
придавало архитектурным сооружениям особую динамичность
объемов, легкость и стремительность ритмов. К концу XV в.
Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными
стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе.
Неприступные стены с зубцами дополняли мощные башни,
увенчанные низким деревянным шатром.
Покровский собор
В 1555 – 1561 гг. на Красной
площади в честь военной победы
русского войска над Казанским
ханством был возведен Покровский
собор, известный под названием храма
Василия Блаженного. Царь Иван
Грозный (1530 – 1584) поручил его
строительство мастера м Барме и
Постнику (согласно одной из гипотез
это мог быть один человек).
Архитектурная жемчужина Москвы не
имела прямых аналогов, ее композиция
уникальна и неповторима. Она
объединила восемь пределов,
расположенных на одном основании и
увенчанных высоким шатром. Вместе с
тем сложная пирамидальная
композиция отличалась
художественным единством и
динамичностью.
Церковь Вознесения в Коломенском
В XV в. в каменной
архитектуре Руси получил
распространение новый тип
шатрового храма с восьмигранным
остроконечным завершением,
восходящий к традициям
народного деревянного зодчества.
Самым замечательным зданием
подобного типа стала церковь
Вознесения в селе Коломенском.
Величественная, стройная башня –
храм и сегодня возвышается на
берегу Москвы – реки, откуда
открывается красивейшая
панорама города.

English     Русский Правила

МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА – Российская архитектура

Раннемосковский период

-Московский Кремль времен Ивана Калиты.

Раннемосковский период приходится на 1230-1530 гг.


За это время Монгольская империя контролировала большую часть территории современной России. Монголы разграбили большинство городов, которые никто не мог себе позволить построить. В начале периода архитектура представляла собой деревянное строительство, поскольку никто не мог позволить себе дешевую каменную кладку и древесину, сосредоточенную на местном уровне. Такие зодчие, как Псков и Новгород, выжили и избежали монгольского нашествия. По паре церквей возводились в некоторых подмосковных городках. Церкви были построены в средневековом стиле, например, новгородский Спас на Ильиной улице, построенный в 1374 году. Новгородский стиль состоял из средневекового дизайна с крутыми крышами, грубо вырезанными элементами и средневековыми фресками. Однако большая часть деревянной конструкции не сохранилась. Поскольку строительство каменной кладки было недоступно, Псков запустил псковских каменщиков, чтобы торговля выжила. Однако единственными, кто мог позволить себе каменное строительство, была новинка, но их было построено не так много. Псков представил Москве кокошники, паперти, колокольни и галереи .


По мере того, как Москва набирала силу и богатство, на рубеже 15-го века началось каменное строительство. Самобытная раннемосковская архитектура черпала влияние Владимиро-Суздальской и Псковской областей. Псковское влияние XV века можно увидеть в храме Ризоположения Московского Кремля, построенном в 1462 году, а также в Свято-Духовском храме Троицкой Лавры, построенном в 1476 году.

завоевать популярность как московская зернистая держава. Каменщики смогли вернуть свои знания о каменной кладке домонгольской эпохи и смогли найти решения строительных проблем, которые не могли решить их предшественники. Московский стиль прослеживается в Свято-Троицкой Лавре постройки 1423 г. и Саввином монастыре Звенигорода постройки 1427 г. Усиление власти Москвы в регионе прослеживается в архитектуре с сильным развитием каменной кладки, орнаментальными элементами на фасадах, декоративными куполами, как на Спасской башне Кремля.

Среднемосковский период

Среднемосковский период приходится на 1530-1630 годы. В этот период каменное строительство набирает свою популярность, и архитекторы начинают экспериментировать с орнаментальным оформлением фасадов. Сильное итальянское влияние проникло в московский архитектурный стиль.

В это время у власти был Иван Грозный и он был любителем высоких шатровых крыш. Высокие шатровые крыши сливались в московский архитектурный стиль.

Одна легенда о Василии Блаженном сохранилась на протяжении веков. Говорят, что когда Иван Грозный взглянул на достроенный собор, он был поражен его красотой. Чтобы Постник Яковлев больше никогда не создавал ничего столь великолепного, царь приказал ослепить его.

Позднемосковский период

Дворец внутри Кремля

Позднемосковский период длился с 1630 по 1712 год. В это время Россия установила прочные отношения с Шотландией и Нидерландами и приобрела мастеров из этих мест. В то же время Россия видела архитектурные влияния маньеризма и барокко, которые сочетались с традиционными русскими чертами. Художественная логика и основные принципы архитектуры позволили средневековым элементам сочетаться в московской архитектуре с классическим переосмыслением мотивов, пришедших с запада, таких как барокко и маньеризм .

МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Рост Москвы восходит к началу как небольшой деревне в средневековом княжестве Руси около 900 лет или ранее. Москва — место контраста, в котором бок о бок сосуществуют восточный и западный архитектурные стили. Характеристика купола-луковицы возникла из киевского стиля, который доминировал в средние века, когда Московия становилась важной державой. В начале периода деревянная архитектура была доминирующим стилем с бревенчатыми домиками и деревянным дизайном. Большая часть этого стиля не сохранилась. Когда монгольский контроль над Москвой прекратился, в архитектурном стиле наступил переломный момент. Новые направления в русском зодчестве возникли на рубеже V-XX вв.

Московский период

Успенский собор, Москва 1475             Иверские ворота и показ московской кладки       Дворцы в Кремле

Образцы московской архитектуры

Смелая смесь новостей и идей


С выставки «Династия Рюриковичей» / «Визит в Санкт-Петербург»


Варяги управляли средневековым государством Киевская Русь между 9 и 11 веками.


Под редакцией Мэтью А. Макинтош / 29.08.2018
Историк
Brewminate Главный редактор


Знакомство с Рюриком

Рюрик (также пишется как Рюрик) был варяжским вождем который прибыл в Приладожье на территории современной России в 862 году. Он построил поселение Хольмгард = недалеко от Новгорода в 860-х годах и основал первую значительную династию в русской истории, названную династией Рюриковичей. Рюрик и его наследники также создали значительное географическое и политическое образование, известное как Киевская Русь, первое воплощение современной России. Правители Рюриковичи продолжали править Россией в 16 веке, и мифология, окружающая человека Рюрика, часто упоминается как официальное начало русской истории.

Основная хроника

Личность мифического вождя Рюрика остается неясной и неизвестной. Его первоначальное место рождения, семейная история и титулы окутаны тайной с очень небольшим количеством исторических подсказок. Некоторые ученые XIX века пытались идентифицировать его как Рорика из Дорестада (торгового аванпоста эпохи викингов, расположенного в северной части современной Германии). Однако никаких конкретных доказательств, подтверждающих эту конкретную историю происхождения, не существует.

Страница из «Повести временных лет» или «Повести временных лет»: Этот редкий письменный документ, созданный в XII веке, дает многообещающие сведения о прибытии Рюрика в Ладогу.

Продолжаются также споры о том, как Рюрик пришел к власти в Новгородской области. Тем не менее, некоторые подсказки доступны из первоначальных хроник P . Этот документ известен также как Повесть былого года rs и составлен в Киеве около 1113 года монахом Нестором. В нем рассказывается история Киевской Руси с 850 по 1110 год с различными обновлениями и правками, сделанными на протяжении XII века учеными монахами. Трудно отделить легенду от фактов, но этот документ дает наиболее многообещающие сведения о Рюрике. Основная Хроника утверждает, что варяги были группой викингов, скорее всего, из Швеции или северной Германии, которые контролировали торговые пути через северную Россию и связывали воедино различные культуры по всей Евразии.

Памятник, посвященный тысячелетию со дня прибытия Рюрика в Россию. Эта современная интерпретация Рюрика иллюстрирует его значимое место в русской истории и знаниях.

Различные племенные группы, в том числе чудь, восточные славяне, меря, весы и кривичи, вдоль северных торговых путей возле Новгорода часто сотрудничали с вождями варяжской Руси. Но в конце 850-х годов они подняли восстание, согласно P Римари Хроника . Однако вскоре после этого восстания местные племена вблизи Новгородчины стали испытывать внутренние беспорядки и конфликты. Эти события побудили местных племенных вождей пригласить Рюрика и его варяжских вождей обратно в регион в 862 году, чтобы восстановить мир и порядок. Этот момент в истории известен как Приглашение варягов и обычно считается отправной точкой официальной российской истории.

Развитие Киевской Руси

Согласно легенде, по призыву местных племенных вождей Рюрик вместе со своими братьями Трувором и Синеусом основал в Ладоге слободу Хольмгард. Предполагается, что это поселение находится на месте современного Новгорода. Однако новые археологические данные свидетельствуют о том, что Новгород не заселялся регулярно до 10 века, что наводит некоторых на мысль, что Хольмгард относится к меньшему поселению к юго-востоку от города. Основание Хольмгарда ознаменовало новую эру в русской истории, и трое братьев стали знаменитыми основателями первой русской правящей династии.

Киевская Русь в 1015 г. Расширение и смещение границ Киевской Руси становится очевидным при взгляде на эту карту, которая включает два центра власти в Новгороде и Киеве.

Рюрик умер в 879 г., а его преемник Олег продолжил экспансию Варяжской Руси в 882 г., отняв у хасар южный город Киев и основав средневековое государство Киевская Русь. В этот момент столица официально переместилась в Киев. С этой сменой власти в Киевской Руси было две разные столицы: северная резиденция в Новгороде и южный центр в Киеве. По традиции Киевской Руси, наследник должен был наблюдать за северной частью Новгорода, в то время как правящий царь Руси оставался в Киеве. В течение следующих 100 лет местные племена консолидировались и объединились под властью династии Рюриковичей, хотя местные разногласия и культурные различия продолжали играть значительную роль в попытках поддерживать порядок под властью варягов.

Знакомство с Владимиром I

Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.

Ранние мифы о христианизации

Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.

Рассказы об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.

Владимир I и его приход к власти

Крупнейшим деятелем христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 9 г.58, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.

Владимир I: Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.

Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.

Константинополь и обращение

Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы против вторжений извне. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первичная летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.

Согласно малочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.

Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.

Десятинная церковь 17 века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.

Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.

Крещение Киева

По возвращении в 988 г. Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.

Памятник Святому Владимиру в Киеве: Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.

Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .

Введение

арослав Мудрый был великим князем киевским с 1016 г. до своей смерти в 19 г.54. Он также был наместником Новгорода с 1010 по 1015 год до смерти своего отца Владимира Великого. Во время своего правления он был известен распространением христианства среди народа Руси, основанием первых монастырей в стране, поощрением иностранных союзов и переводом греческих текстов на церковнославянский язык. Он также создал одни из первых сводов законов в Киевской Руси. Эти достижения во время его длительного правления дали ему титул Ярослава Мудрого в ранних хрониках его жизни, а его наследие сохранилось как в политической, так и в религиозной истории России.

Молодость и восхождение к власти

Ярослав был сыном варяжского великого князя Владимира Великого и, скорее всего, его вторым сыном с Рогнедой Полоцкой. Его юность остается окутанной тайной. Свидетельства из «Первой летописи » и изучение его скелета позволяют предположить, что он является одним из младших сыновей Владимира и, возможно, сыном от другой матери. Скорее всего, он родился около 978 года.

Реконструкция лица Ярослава I Михаила Герасимова

В 1010 году назначен наместником Новгорода, как и подобает старшему наследнику престола. В это же время Владимир Великий пожаловал киевский престол своему младшему сыну Борису. Отношения в этой семье были натянутыми. Ярослав отказался платить новгородскую дань Киеву в 1014 г., и только смерть Владимира в 1015 г. предотвратила жестокую войну между этими двумя областями. Однако следующие несколько лет прошли в ожесточенной гражданской войне между братьями. Ярсолав боролся за место в Киеве со своим братом Святополком I, которого поддерживал князь Болеслав I Храбрый. В последующие годы бойни были убиты трое его братьев (Борис, Глеб и Святослав). Ярослав выиграл первую битву под Киевом против Святополка в 1016 году, и Святополк был вынужден бежать в Польшу.

После этого знаменательного триумфа началось восхождение Ярослава к величию, и он даровал свободы и привилегии Новгородской республике, которая помогла ему занять Киевский престол. Эти первые шаги, скорее всего, и привели к первому своду законов в Киевской Руси при Ярославе. В пересказах этих событий он упоминается как Ярослав Мудрый из-за его беспристрастного отношения к войнам, но весьма возможно, что он был причастен к убийству своих братьев и другим ужасным военным действиям.

Премудрое Царствование

Софийский собор в Киеве: Этот культовый собор пришел в упадок и был почти разрушен в советское время, но его спасли и восстановили в былом величии.

Гражданская война не закончилась полностью в 1016 г. Святополк вернулся в 1018 г. и отвоевал Киев. Однако варяжские и новгородские войска отбили столицу, и Святополк бежал на Запад, чтобы уже никогда не вернуться. Еще один братский конфликт возник в 1024 году, когда другой брат Ярослава, Мстислав Черниговский, попытался захватить Киев. После этого конфликта братья разделили владения Киевской Руси, и Мстислав стал править областью слева от Днепра.

Ярослав Мудрый сыграл важную роль в защите границ и расширении владений Киевской Руси. Он защитил южные границы от кочевых племен, таких как печенеги, построив линию военных фортов. Он также успешно предъявил претензии на Херсонес в Крыму и пришел к мирному соглашению с Византийской империей после многих лет конфликтов и разногласий по поводу земельных владений.

Золотые ворота Киева в 2016 году: этот важный памятник был одним из великих архитектурных достижений, созданных при Ярославе Мудром, и теперь на переднем плане виден памятник правителю.

Ярослав Мудрый снискал свою вдумчивую репутацию благодаря своему плодотворному пребыванию у власти. Он был правителем, который любил литературу, религию и письменность. Среди его многочисленных достижений:

  • Строительство Софийского собора и первых в России монастырей св. Георгия и Ирины.
  • Основание библиотеки и школы при Софийском соборе и поощрение перевода греческих текстов на церковнославянский язык.
  • Разработка более устоявшейся иерархии в Русской Православной Церкви, включая устав, определяющий права духовенства и учреждающий собор епископов.
  • Украшение Киева элементами дизайна времен Византийской империи, в том числе Золотыми воротами Киева.
  • Составление первой книги законов Киевской Руси, называемой Правдой Ярослава. В этом первом сборнике изложены четкие законы, отражающие феодальный ландшафт XI века. Этот первоначальный свод законов будет жить и будет переработан в Русскую Правду в XII веке.
  • Установление первородства, что означало, что его старший сын станет его преемником на посту великого князя над Новгородом и Киевом, надеясь, что в будущем конфликта между его детьми удастся избежать.

Семья и смерть

Ярослав женился на Ингегерд Олофсдоттер, дочери короля Швеции, в 1019 году. У него было много сыновей, и он поощрял их оставаться в хороших отношениях после всех лет войны и кровопролития с его собственными братьями. . Он также женил трех своих дочерей на европейских королевских особах. Елизавета, Анна и Анастасия вышли замуж за Харальда III из Норвегии, Генриха I из Франции и Андрея I из Венгрии соответственно. Эти браки создали мощные союзы с европейскими государствами.

Дочери Ярослава Мудрого: На этой фреске XI века в Софийском соборе изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.

Дочери Ярослава Мудрого: На этой фреске XI века в Софийском соборе изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.

Монгольская империя расширила свои владения в 13 веке и установила свою власть над большинством крупных княжеств Киевской Руси после жестоких военных вторжений в течение многих лет.

Монгольское нашествие

Монгольское нашествие на княжества Киевской Руси началось в 1223 году битвой на реке Калке. Однако после этой кровавой встречи монгольские армии сосредоточили свою военную мощь на других регионах только для того, чтобы вернуться в 1237 году. В течение следующих трех лет монгольские войска захватили основные княжеские города Киевской Руси и, наконец, заставили большинство княжеств подчиниться. к иностранному господству и налогообложению. Русь стала частью того, что известно как Золотая Орда, западное продолжение Монгольской империи, расположенное в восточнославянском регионе. Некоторые из новых налогов и правовых норм действовали до 1480 г. и оказали длительное влияние на облик и характер современной России.

Фрагментированная Киевская Русь

Княжества Киевской Руси на пике своего расцвета, 1054-1132 гг.: Княжеские области были относительно объединены в XII веке, но постепенно разделялись и становились более локализованными по мере борьбы за регионы и власть среди дворянства продолжалась.

После окончания объединительного правления Ярослава Мудрого Киевская Русь стала раздробленной, и власть сосредоточилась в руках более мелких политий. Смерть великого правителя в 1054 году вызвала серьезную борьбу за власть между его сыновьями и князьями в отдаленных провинциях. К 12 веку, после многих лет борьбы между князьями, власть сосредоточилась вокруг более мелких княжеств. Эта неурегулированная тенденция сделала Киевскую Русь гораздо более раздробленной. Власть передавалась старшему в местной правящей династии, и города несли ответственность за свою оборону. Византийская империя также столкнулась с серьезными потрясениями, что означало ослабление союзника и торгового партнера центральной России, что, в свою очередь, ослабило силу и богатство Киевской Руси.

Монгольское вторжение

И без того хрупкие союзы между меньшими княжествами Руси столкнулись с еще большим напряжением, когда в эту раздробленную эпоху на сцену прибыли кочевые захватчики, монголы. Эти захватчики возникли в степях Центральной Азии и объединились под предводительством печально известного воина и лидера Чингисхана. Монголы начали расширять свою власть по всему континенту. Битва на реке Калке в 1223 году положила начало первой попытке монгольских войск захватить Киевскую Русь. Это была кровопролитная битва, закончившаяся казнью Мстислава Киевского, казнившего сильно ослабевшие киевские силы. Монголы превосходили их в своей военной тактике и значительно растянули силы русов, однако после казни киевского князя войска вернулись в Азию, чтобы воссоединиться с Чингисханом. Однако монгольская угроза была далека от завершения, и они вернулись в 1237 г.

Разорение Суздаля в 1238 году ханом Батыем: это изображение монгольского нашествия XVI века подчеркивает кровопролитие и военную мощь захватчиков.

В течение 1237 и 1238 годов монгольский предводитель Бату-хан повел свои 35 000 конных лучников на сожжение Москвы и Коломны. Затем он разделил свою армию на более мелкие отряды, которые по одному занимались княжескими политиями. Только Новгород и Псков избежали серьезных разрушений за это время. Беженцы из южных княжеств, где разруха была повсеместна и опустошительна, вынуждены были бежать в суровые северные леса, где не хватало хорошей почвы и ресурсов. Окончательная победа Бату-хана пришлась на декабрь 1240 г., когда он взял штурмом великую столицу Киев и одержал победу.

Татарское правление и Золотая Орда

Карта Монгольской империи по мере ее расширения: На этой иллюстрации показано быстрое расширение Монгольской империи по мере ее продвижения на запад в то, что стало известно как Золотая Орда.

Монголы, также известные как татары, построили свою новую столицу Сарай на юге вдоль реки Волги. Все крупные княжества, такие как Новгород, Смоленск и Псков, подчинились монгольскому правлению. Эпоху этого экономического и культурного правления часто называют татарским игом, но на протяжении 200 лет это было относительно мирное правление. Татары пошли по стопам Чингисхана и воздерживались от заселения всего региона или принуждения местного населения к принятию определенных религиозных или культурных традиций. Однако русские княжества регулярно платили дань и налоги монгольским правителям под эгидой Золотой Орды (западная часть Монгольской империи). Около 1259 г.эта дань была организована в виде переписи, которая проводилась местными русскими князьями по регулярному графику, собиралась и отвозилась в столицу Сарай для монгольских вождей.

Последствия монгольского владычества

Несмотря на то, что установившееся татарское правление было относительно мирным, высокие налоги и разруха от многолетнего нашествия оставили многие крупные города в запустении на десятилетия. На восстановление Киева и Пскова ушли годы. Однако Новгород продолжал процветать, и относительно новые городские центры Москва и Тверь начали процветать. Еще одним недостатком татарского присутствия была постоянная угроза вторжения и разрушения, которые время от времени случались во время их присутствия. Каждое новое военное вторжение означало тяжелые потери для местного населения и годы реконструкции.

В культурном отношении монгольское правление привело к большим сдвигам в течение первого столетия их существования. Обширные системы почтовых дорог, военная организация и могущественные династии были созданы татарскими союзами. Смертная казнь и пытки также получили более широкое распространение в годы татарского владычества. Некоторые дворяне также изменили свои имена и приняли татарский язык, что привело к сдвигу в эстетических, языковых и культурных связях русской жизни. Многие ученые также отмечают, что монгольское правление было основной причиной разделения восточнославянского народа на Руси на три самостоятельных современных нации: Россию, Украину и Беларусь.

Небольшой торговый форпост Москвы на севере Руси, преобразованный в XIV веке под руководством Ивана I в богатый культурный центр. -Суздаль в Киевской Руси до нашествия монгольских войск в 13 веке. Однако из-за нестабильной среды Золотой Орды и ловкого руководства Ивана I в критический период 13 века Москва стала тихой гаванью процветания во время его правления. Он также стал новым местом власти Русской Православной Церкви.

Иван I

Иван I (известный также как Иван Калита) родился около 1288 года в семье московского князя Даниила Александровича. Он родился во времена разрухи и потрясений на Руси. Киев был захвачен вторгшимися монгольскими войсками в 1240 году, и к тому времени, когда родился Иван, большая часть русских княжеств была поглощена Золотой Ордой Монгольской империи. Взошёл на место князя Московского после смерти отца, а затем смерти старшего брата Юрия.

Иван I: Родился около 1288 года и умер либо в 1340, либо в 1341 году, все еще имея титул великого князя Владимирского.

Иван I вступил в роль, уже расширенную его предшественниками. И его старший брат, и отец захватили близлежащие земли, в том числе Коломну и Можайск. Юрий также заключил успешный союз с монгольским вождем Узбек-ханом и женился на его сестре, обеспечив себе больше власти и преимуществ в иерархии Золотой Орды.

Иван I продолжил семейную традицию и ходатайствовал перед вождями Золотой Орды о получении престола великого князя Владимирского. Трое других его соперников, все тверские князья, ранее получили этот титул в предыдущие годы. Однако впоследствии все они были лишены титула, и все трое претендентов на престол также в конечном итоге были убиты. Иван I, с другой стороны, получил титул от хана Мухаммада Озбега в 1328 году. Этот новый титул, который он сохранял до своей смерти около 1340 года, означал, что он мог собирать налоги с русских земель как правящий князь и позиционировать свой крошечный город как крупный игрок во Владимирской области.

Московская возвышенность

В это время потрясений крошечный аванпост Москвы имел множество преимуществ, которые изменили положение этого города и подготовили его к будущему процветанию при Иване I. Три основных фактора помогли Ивану I переместить власть в этот район:

  • Он был расположен между другими крупными княжествами на востоке и западе, поэтому часто был защищен от более разрушительных вторжений.
  • Эта относительная безопасность, по сравнению, например, с Тверью и Рязанью, стала привлекать налогоплательщиков, которые хотели иметь безопасное место для строительства дома и заработка.
  • Наконец, Москва идеально располагалась вдоль торгового пути из Новгорода к реке Волге, что с самого начала давало ей экономическое преимущество.

Иван I также подстегивал рост Москвы, активно вербуя людей для переезда в область. Кроме того, он выкупил свободу у людей, попавших в плен от обширных монгольских набегов. Эти рекруты еще больше увеличили население Москвы. Наконец, он сосредоточил свое внимание на установлении мира и разгроме воров и бандитов в регионе, создавая безопасный и спокойный метафорический остров в буре неурегулированных политических и военных потрясений.

Киевская Русь, 1220–1240 гг.: Эта карта иллюстрирует динамику власти в XIII веке незадолго до рождения Ивана I. Сарай, столица Золотой Орды, располагался к юго-востоку, а Москва (не видна на этой карте) пряталась в северных лесах Владимиро-Суздальской области.

Иван I знал, что мир в его крае зависит от сохранения союза с Золотой Ордой, что он добросовестно и делал. Увеличение богатства Москвы в эту эпоху также позволило ему давать деньги в долг соседним княжествам. Затем эти регионы оказались в долгу перед Москвой, укрепив ее политическое и финансовое положение.

Кроме того, в 1320-е и 1330-е годы к Москве были присоединены несколько соседних городов и деревень, в том числе Углич, Белозеро и Галич. Эти сдвиги постепенно превратили крошечный торговый аванпост в шумный центр города в северных лесах того, что когда-то было Киевской Русью.

Русская православная церковь и центр Москвы

Иван I направил часть нового богатства Москвы на строительство великолепного центра города и создание культовой религиозной среды. Он построил каменные церкви в центре Москвы на свои новоприобретенные богатства. Иван I также соблазнил одного из самых важных религиозных лидеров Руси, православного митрополита Петра, в город Москву. До правления Золотой Орды в Киеве располагалась первоначальная Русская Православная Церковь. После долгих лет разрухи митрополит Петр перенес столицу власти в Москву, где расцветал новый культурный ренессанс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *