Архитектура классического периода древней греции: Классическая Греция в V в. до н. э. / Архитектура Древней Греции / Античная архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Классическая Греция в V в. до н. э. / Архитектура Древней Греции / Античная архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы.

Афины, возвысившись над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами. Наконец началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике, греческая архитектура вступила в пору наивысшего расцвета. Созданные в первые десятилетя V в. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. classicus— первоклассный).

Хотя главным центром художественной творческой деятельности были, особенно во второй половине столетия, Афины, другие области Эллады также украсились новыми великолепными постройками. Среди них храм Зевса в Олимпии

, характерный образец так называемого «сурового» стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников его можно встретить в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании и др.

Преобладающим типом храма в V в. становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами,— задачу органической связи (синтеза) архитектуры, скульптуры и живописи. Мраморную скульптуру (круглую скульптуру, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивали. Примером классического дорического периптера

является храм Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э.), в северозападной части Пелопоннеса, выдающееся творение архитектора Либона из Элиды, построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10,43 м) стала каноном при создании многих храмов. Соотношение числа колонн на короткой и на длинной стороне — 6 к 13, т. е. на длинной стороне на одну колонну больше удвоенного числа колонн короткой стороны. На западном фронтоне высечен рельеф, изображающий битву кентавров с лапифами, а на восточном – иллюстация к мифу о Пелопсе и Эйномае (1, стр. 27-35).

Середина V в. до н. э. — время возвышения Афин. Наибольшего размаха достигло монументальное строительство в Афинах при Перикле, за неполных два десятилетия был воздвигнут центральный архитектурный ансамбль Афин —

Акрополь — включал в себя главный храм Парфенон, парадный мраморный вход на западном склоне — Пропилеи, миниатюрный храм Афины-Победительницы, или Нике Аптерос, и Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону. Асимметричный ансамбль Акрополя — пример единого композиционного замысла.

Все эти замечательные творения афинских зодчих сосредоточены на Акрополе. Улицы города оставались узкими и кривыми, дома — низкими, приземистыми, скромными. Лишь новый, только что отстроенный порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии всех сторон жизни, которое переживали тогда Афины. О том же говорила и еще одна постройка светского характера: воздвигнутый при Перикле Одеон, где проходили музыкальные состязания.

Об украшении и благоустройстве родного города заботился, впрочем, и предшественник Перикла, аристократ Кимон. На рыночной площади,

агоре, он посадил столь любимые греками тенистые платаны, а в предместье Афин, в роще, посвященной герою Академу, заложил гимнастические площадки, воздвиг колоннады, дававшие тень в часы нестерпимого южного зноя. Самая же красивая колоннада стояла на агоре — это была хорошо известная историкам искусств и философии Стоя Пойкиле, «расписной» портик, украшенный живописью Полигнота и других мастеров. Росписи прославляли великие деяния афинян, начиная с легендарной войны против амазонок и до исторической битвы под Марафоном. Наконец, еще одним памятником классической эпохи были знаменитые Длинные стены, связывавшие Афины с портом Пирей. (9, т. 2. стр. 131-140; 14, стр. 62-68).

Читайте также:

  • Колонны греческого ордера
  • Классическая Греция в IV в. до н. э.
  • Греческие храмы
  • Храмовый комплекс Акрополь, Афины
  • Строения древнегреческого города
Источники


Архитектура Древней Греции. Классический период

   В начале V в. до н.э. греко-персидские войны заканчиваются победой Греции. Военно-политические и экономические успехи расцвету Спарты и Афин. В Греции получает развитие новая форма государственного устройства – рабовладельческая демократия. Начинается новый подъем искусства, науки, философии и архитектуры. В истории архитектуры окончательно складывается и получает развитие модульная система и стандартизация элементов зданий.

   Своего высшего расцвета греческая архитектура достигла в “Золотой век Перикла” – вождя афинской демократии. Афины становятся центром греческой культуры. Расположенные недалеко от моря, афины были связаны дорогой с Пиреем – гаванью города. Дорого и сам город были окружены крепостными стенами. В Афинах действовали канализация и водопровод.

   Наиболее цельным и гармоничным произведением греческой архитектуры является Афинский Акрополь.

Афинский Акрополь

   Акрополь расположен на высокой скале Пиргос на небольшом плато 300 х 150 м. Акрополь был “верхним городом”, который был заселен и застроен еще в архаический период. Были найдены памятники культуры, относящиеся даже к гомеровскому периоду. К концу архаического периода Акрополь приобретает значение культового центра, где раз в 4 года проводились празднецтва Великих Панафиней (в третий год после очередных олимпийских игр).

   В VI веке на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон (Стофунтовый). Он располагался прямо напротив Пропилей – парадных входных ворот.

   В размещении Пропилей и Гекатомпедона господствовала симметрия, характерная для ансамблей архаики. Зодчие поставили храм прямо напротив входа, выдвинув навстречу входящему богато украшенный фасад. От этого храма и других древних построек до нас дошли только фундаменты, а позже в “персидских” отвалах и в стенах Акрополя были найдены части плит с рельефами, обломки скульптуры храма. Большинство зданий древнего Акрополя были разрушены во время греко-персидских войн.

   В 447 году по совету своего друга Фидя Перикл пригласил в Афины архитекторов для возведения новых храмов и восстановления стен Акрополя. Тогда же были разобраны и сохранившиеся остатки храмов, заложен западный проход. Руководил архитектурными работами, а также и созданием скульптурных композиций Фидий. В ансамбль Акрополя вошли: Парфенон, Пропиле, Храм Нике Аптерос, статуя Афины Промахос, Эрехтейон, служебные и складские помещения.

Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат (447 – 432 гг. До н.Э.)

   Храм построен из белого мрамора, содержащего железо, поэтому со временем он приобрел золотистую патину. В плане храм представляет собой периптер с дорическим ордером размерами 30,89 х 69,54 м (8 х 17 колонн по фасадам).

   В восточной части храма находилось святилище с 11-метровой статуей Афины из золота и слоновой кости на деревянной основе. Одежда богини была съемной и являлась частью “золотого запаса” города. В руке Афина держит статую Ники и золотой щит, на котором по легенде были изображены в виде молодого воина Перикл, а рядом – старый лысый воин – Фидий. Вокруг статуи впервые колонны в плане имели П-образный хол, который впоследствии сыграл большую роль в развитии монументального интерьера.

   В западной части находилось помещение с колоннами ионического ордера, где ловушки ткали священный пеплос и хранилась казна морского союза городов.

   Богатая скульптура Парфенона сообщала ему особую парадность. Метопы храма имели мифологический сюжет: западные – битва греков с амазонками, южные – битва греков с кентаврами, северные – сцены из Троянской войны, восточные – сражение богов и гигантов.

   Фриз (зофор) длинной 160 м и высотой 1 метр изображал шествие афинян в день праздника Великих Панафиней после гимнастических и музыкальных состязаний. Движение на рельефах начинается от юго-западного угла здания и идет двумя потоками: по южной стороне на восток и по западной – на север.

   На восточном фронтоне изображены восседающие боги (выше обычных людей) и идущие к ним люди с дарами, девушки с чашами. На западной фронтоне – спор Посейдона и Афины. От фронтона сохранилось изображение 3 богинь судьбы. Статуи на фронтонах крепились свинцом, имели увеличение фигур кверху и небольшой наклон вперед для лучшего обзора.

Греческая и римская классическая архитектура

Что такое классическая архитектура?

Древняя Греция и Рим породили классическую архитектуру, отличающуюся симметрией, колоннами, прямоугольными окнами, мрамором и т. д. На протяжении веков архитекторы черпали вдохновение в этих цивилизациях и включали традиционные ценности в более поздние архитектурные формы. В широком смысле любая архитектура, происходящая от древних греков и римлян, может считаться классической. В этой статье мы поговорим о греческой и римской классической архитектуре.

В продолжении статьи вы найдете много подробностей об особенностях классической архитектуры, о том, как она возникла в истории, и о влиянии римской и греческой архитектуры на классический архитектурный период.

Эрехтейон Авторы и права: Классическая архитектура: 10 культовых сооружений классической архитектуры (re-thinkingthefuture.com)

Появление классической архитектуры в истории

Классическая архитектура была построена в 5 веке до н.э. в Греции и в 3 веке н.э. в Риме. . Со временем образ претерпел многочисленные возрождения. Романская архитектура реставрировалась архитекторами на протяжении всего итальянского Возрождения. Греческая архитектура была возрождена раскопками Помпеи столетия спустя в Европе. Греческое возрождение, аналогичный архитектурный стиль, приобрело популярность. Греческие пропорции и структурная надежность были основными темами этого дизайна.

Храм Аполлона Помпеи Авторы и права: Классическая архитектура: 10 культовых сооружений классической архитектуры (re-thinkingthefuture.com)

В течение очень долгого времени, примерно с эпохи Возрождения до подъема модернизма, классические архитектурные стили доминировали в западной архитектуре. То есть на протяжении значительной части современной истории считалось, что архитектурные усилия на Западе в первую очередь вдохновлялись древней древностью, по крайней мере, теоретически.

Классическая греческая архитектура

Архитектура — одна из величайших художественных дисциплин, которую Древняя Греция привнесла в мир. Впервые стандартизированные нормы были введены в древнегреческой архитектуре, что впоследствии сильно повлияло на римскую архитектуру, а через нее и на современную архитектуру.

Одеон Герода Аттика Авторы и права: 10 лучших примеров древнегреческой архитектуры (thearchitecturedesigns.com)

Дорический, ионический и коринфский архитектурные ордера возникли в древнегреческой архитектуре на раннем этапе ее развития в классический период. Колонны каждого из этих орденов имеют отличительные характеристики, которые выделяли их в официальных общественных сооружениях, таких как стадионы и театры.

3 типа греческих колонн Кредит: Три ордена греческой архитектуры – Афины и не только переход монументального строительства от временных материалов, таких как дерево, к постоянным, а именно камню.

Хорагический монумент Лисикрата Кредит: Три ордена греческой архитектуры – Афины и не только

Классическая римская архитектура

Для нужд древних римлян древнеримская архитектура заимствовала внешний язык классической греческой архитектуры, но отличалась от греческих зданий и развивалась в новый архитектурный стиль. Их часто рассматривают как единое целое классической архитектуры.

Римский Колизей Авторы и права: Путеводитель по классической римской архитектуре. Ученый конькобежец

Римская архитектура процветала по всей Римской республике и еще больше во времена Римской империи, когда было построено подавляющее большинство сохранившихся сооружений. Здания часто были прочными и хорошо спроектированными благодаря использованию новых материалов, в том числе римского бетона, и более современных технологий, таких как арка и купол.

После того, как они соединили элементы первоначально этрусской архитектуры с другими, взятыми из Греции, включая большую часть стиля, который мы сейчас называем классической архитектурой, римляне действительно начали достигать значительной оригинальности в архитектуре только в начале имперского периода

Пантеон Кредит: Пантеон (статья) | Древний Рим | Академия ХанаПантеон Кредит: Пантеон (статья) | Древний Рим | Ханская академия

Они перешли от балочной структуры, которая в основном была сосредоточена на колоннах и перемычках, к структуре, основанной на толстых стенах, прерываемых арками, а затем и куполами, которые претерпели значительное развитие при римлянах. За исключением колоннад, древние ордера теперь были в первую очередь эстетическими, а не структурными.

Пон-дю-Гар Кредит: Путеводитель по классической римской архитектуре – Научный конек 049
  • Согласно письменным источникам, «предыстория» восходит к периоду между 35 000 г. до н.э. и 3000 г. до н.э. на Ближнем Востоке (2000 г. до н.э. в Западной Европе). Древние строители хорошо понимали реакции человека на условия окружающей среды и физические потребности. Первоначально семьи и племена жили вместе в обтянутых кожей хижинах и костяных постройках. Тысячи лет спустя человеческие поселения превратились в укрепленные стены из сырцового кирпича, окружающие прямоугольные объемы с пробитыми отверстиями для вентиляции и солнечного света.

    В ближайшие месяцы мы будем публиковать короткие статьи об истории архитектуры и о том, как она развивалась, чтобы установить основы архитектуры, которые мы знаем сегодня. На этой неделе мы возвращаемся к одному из самых выдающихся и влиятельных периодов, известных архитектуре: Греции; Эгейский, архаический, классический и эллинистический периоды.

    через Wikimedia Commons

    Греки сообщали пространства и формы, делая упор на пропорциональность, что хорошо иллюстрирует греческий математик Пифагор. Таким образом, стиль греческих зданий в значительной степени основывался на размерах, масштабе и их отношении друг к другу. Что касается материалов, то греки обладали изысканным мастерством работы с камнем, возводя монументальные сооружения и украшая их изысканным мраморным мастерством.

    Древнегреческий город-государство хотел подчеркнуть важность «уравновешенной жизни и надлежащей морали», и для этого они спроектировали храмы на основе математических пропорций, отражающих их культуру и высокие ценности.

    Эгейская культура

    Цивилизации мореплавателей, жившие вокруг Эгейского моря, научились использовать природные ресурсы и торговать с соседними средиземноморскими странами, что привело к строительству сельскохозяйственных угодий, деревень и небольших укрепленных поселений вдоль побережья моря. . Во втором тысячелетии историки считают, что на этой земле существовало две цивилизации: минойская и микенская.

    Кносс, пожалуй, самое большое и известное минойское сооружение. Считается, что до сильного землетрясения в 1700 г. до н.э. он состоял из ряда разбросанных построек, которые располагались вокруг большого прямоугольного двора. Однако после землетрясения он был перестроен в повторяющейся единой планировке с несколькими уровнями, коридорами, лестницами и центральным двором. Нижние этажи были построены из каменной кладки, а верхние этажи были построены из щебня, древесины, деревянных балок и характерных деревянных минойских колонн. Что касается микенцев, Цитадель Микен, наряду с городским планированием, была построена с главной целью «силы и защиты». Поэтому людям приходилось входить через грандиозные «Львиные ворота» и идти по узкому проходу, чтобы войти в город. Вестибюли, дромос с каменными стенами и треугольные сводчатые арки были широко представлены в Микенах.

    через Wikimedia Commons

    Архаичный период

    Архаический период внес некоторые из наиболее значительных архитектурных достижений. В то время местные жители искали дополнительные сельскохозяйственные угодья и природные ресурсы, поэтому они расширили свои территории и построили прямоугольные поселения вокруг храмов и рынков в центре города. В дополнение к городам и постройкам в виде сетки были введены крытые портики, наклонные крыши и валы каменных колонн. Возможно, наиболее выдающимися архитектурными элементами архаического периода были колонны или то, что мы теперь знаем как архитектурные ордера, благодаря терминологии, используемой римским архитектором Витрувием. Стилизованные базы, капители и антаблементы подразделялись на три типа: дорический (без базы и с простой капителью), ионический (имеет основу со спиралевидными «волютами» в качестве капителей) и коринфский (имеет основу с очень сложной и стилизованной капитал).

    через Wikimedia Commons через Wikimedia Commons

    Классический период

    Здания, построенные в классический период (около 480–320 гг. построен на Акрополе. Самым известным зданием древнего комплекса является Парфенон, который также является крупнейшим храмом, построенным в классическую эпоху. Он включает в себя ионические и дорические простильные колонны, которые сидят на выпуклом стилобате (платформе). Другими значительными сооружениями являются Старый храм Афины, Пропилеи и Эрехтейон.

    через Wikimedia Commons

    Эллинистический период

    Коринфские колонны доминировали в эллинистический период, поскольку архитектура отошла от доминирующей утонченной геометрии классического периода. Кроме того, архитекторы начали сосредотачиваться на внешних пространствах и театрах, чтобы поощрять гражданское взаимодействие, что привело к строительству стоасов и театров. Стоа, которые представляют собой пешеходные дорожки с колоннадой, рассматривались как переходные пространства пребывания на открытом пространстве, но одновременно защищенные. Театр Эпидавра (конец 4 века до н.э.) высоко ценится историками и архитекторами за его уникальную акустику, структурную планировку и симметрию.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *