Архитектура итальянского барокко: Итальянский барокко — HiSoUR История культуры

Стиль барокко и его особенности в архитектуре

Площадь Капитолия

Барокко зарождается в Италии, в первую очередь – в Риме. В эпоху зрелого Ренессанса во второй половине 16 века итальянские архитекторы начинают шаг за шагом усложнять арсенал архитектуры. Наличники (рамы вокруг окон) становятся сложнее, фасады богаче и динамичнее, и постепенно формируется новый стиль. Знаковый проект для этой эпохи – площадь Капитолия авторства Микеланджело. Помимо насыщенной архитектуры ее зданий, нам интересная сама форма площади – она трапециевидная, с овальным мощением, что добавляет динамики пространству.

К 17 веку арсенал стиля барокко был в целом сформулирован, и стиль распространился по Европе, а благодаря колониям – и по всему миру, от Чили и Мексики до Филиппин.

b. Эстетика

Собор в Сиракузах

Барокко использует все ту же ордерную архитектуру – колонны и карнизы, но оно знает много способов усложнить фасад, сделать уже известные ордерные элементы более насыщенными.

Обратите внимание на наличник двери – его форма поначалу совпадает с аркой дверного проема, но затем у него появляется второй ярус, уже более сложной формы.

Замковый камень на арке изящный, весь покрытый резьбой. 

Колонны не просто приставлены к стене, а как будто с усилием вырываются из нее вперед, и вместе с ними выходят вперед и фрагменты карниза.

Завершается здание разорванным треугольным фронтоном – то есть треугольником, от которого остаются только края, с утраченной серединой. Это выглядит гораздо сложнее и драматичнее, чем стандартный треугольник.

c. Скульптура и живопись

Потолок церкви Иль Джезу в Риме

Понять стиль барокко можно еще лучше, если рассмотреть скульптуру и живопись этого времени. Отличный пример – потолок церкви Иль Джезу. 

В центре живописный плафон. Он, вроде бы, имеет четкую границу, но при этом постоянно выходит за ее рамки. Непросто распознать сразу, какие элементы на самом деле объемные, а какие просто написаны краской (на самом деле, трехмерные только белые статуи ангелов и золотое архитектурное оформление, все остальное – плоская живопись). Обратите внимание на позы изображенных людей: они динамичны, то есть в таких позах невозможно стоять на одном месте.

 

d. Ворота Порта Нова в Браге, Португалия

Парадные городские ворота в стиле барокко. Пышная и насыщенная композиция – герб над входом, обелиски, разорванный фронтон.

 

e. Детали в стиле барокко

 

Динамичные и насыщенные детали в стиле барокко: балкон, портал. Город Рагуза, Сицилия.

 

f. Бернини – похищение Прозерпины

 

Скульптура барокко тоже очень динамична и эмоциональна. Обратите внимание на развевающиеся волосы, позы персонажей, мускулатуру и вены на руках Зевса.

 

g. Зеркальный зал в Версале, Франция

 

Возможно, самый известный дворцовый интерьер эпохи барокко. Золото, хрустальные люстры, зеркальные арки слева для создания иллюзорного пространства.

 

h. Галерея – Ручки

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО БАРОККО

Единство характерных черт и архитектурных признаков, свойственных конкретной местности и промежутку времени, именуют архитектурным стилем. Зачастую его признаки отображаются в конструктивном, художественном и функциональном аспектах. Такими проявлениями можно считать технологические приемы, используемые для создания многоплановых объемных композиций здания, строительные конструкции и сырье, специфика форм и дизайна фасадов, декор интерьеров. Стиль архитектуры является составляющей общего культурного стиля, характерного для определенной эпохи, в котором воплощается художественное восприятие и понимание мира. В более узком значении архитектурным стилем являет собой совокупность доминантных идейно-художественных характеристик творчества отдельно взятого мастера.

Ярким образцом стиля в архитектуре является барокко. Считают, что название произошло от слова «barocco» (с итальянского, «причудливый») и португальского «perola barroca», которым называли неправильною по форме жемчужину. Стиль барокко, который зародился в XVI-XVII вв. в Италии, — это идейное воплощение европейских культурных традиций XVII-XVIII веков. Шедеврам зодчества эпохи барокко свойственны пространственный размах, текучесть сложных неоднородных форм, слитность. Особые черты стиля реализуются в громадных колоннадах, изобилии скульптурных элементов, волютах, раскреповках в оформлении фасадов, наличием рустованных пилястров и колонн. Ярко элементы барокко прочитываются в куполах храмов этой эпохи, поскольку они отличаются сложной формой конструкции и наличием нескольких ярусов. Кроме того обязательными элементами художественной отделки являются маскарон, кариатида и теламон. Архитектурные проекты домов в стиле барокко с каждым годом становятся все популярней.

В России эта стилевая традиция полноценно развилась в средине XVIII века и получила также название растреллиевского и елизаветинского барокко. Национальной чертой стиля стало воплощение героических образов и восхваление силы Российской империи.

Наиболее прославленным архитектором эпохи русского барокко по праву называют Ф.Б. Растрелли. Его творения характеризуются масштабностью, небывалой пышностью и богатством декора, использованием двух или трех цветов, в особенности золота, в отделке фасадов, что в совокупности до наших дней удивляет и восхищает зрителей. Яркими примерами его работ являются грандиозные дворцовые комплексы в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Петергофе. Величие и торжественность архитектурных шедевров Растрелли оставили значительный след в русском искусстве средины XVIII столетия.

Наше время является эпохой, когда можно не только очаровываться архитектурными шедеврами прошлого, но и создавать новые, которыми в свою очередь будут любоваться наши потомки. Главное в таком случае – профессиональный подход к разработке проекта здания и его качественная реализация. Строительство английских коттеджей в Ростове очень популярна среди населения.

Архитектура эпохи барокко

Архитектура эпохи барокко

Напомним, что архитекторы эпохи Возрождения часто заимствовали элементы из классической (греческой и римской) архитектуры, считая себя наследниками этой древней традиции. Их здания следовали «правилам», были рациональными, с использованием математических пропорций и симметрии, и в целом были прямолинейными, то есть в них использовались прямые линии и прямые углы, а не кривые, за исключением «идеальной» полусферической арки. (Нажмите здесь, чтобы просмотреть образец архитектуры эпохи Возрождения. )

В то время как архитектура барокко продолжала использовать классические элементы, здания в стиле барокко гораздо менее рациональны и упорядочены, чем здания эпохи Возрождения. Вместо прямолинейных элементов зданий эпохи Возрождения в зданиях барокко преобладают криволинейные элементы, волнистость (движения внутрь и наружу) и вогнутые ниши со скульптурой. Вместо рационального прямолинейного плана зданий эпохи Возрождения в зданиях барокко часто используется овальный план или другие криволинейные элементы в плане. В целом архитекторы эпохи барокко включали в свои работы эмоции, драму и удивление.

Архитектура барокко началась в Риме, а к восемнадцатому веку здания в стиле барокко были построены по всей Европе, особенно в католических странах.

Бернини
Сант-Андреа-аль-Квиринале
Рим, с 1658 г.
Это первая работа, которую мы увидим Бернини, одного из величайших художественных гениев итальянского барокко. Сын скульптора, он считал скульптуру своим истинным призванием, но он также был архитектором, художником и поэтом. Только Микеланджело до него пользовался таким же уважением у пап, великих и других художников. Бернини работал в основном в Риме — проектируя все, от фонтанов до гробниц и портретных скульптур — в дополнение к работам, которые мы рассмотрим здесь.

Как и большинство церквей в стиле барокко, это небольшая церковь. Внешний вид менее украшен, чем у некоторых церквей в стиле барокко, но обратите внимание на криволинейные элементы. Крыльцо распахивается изогнутыми полукруглыми ступенями, спускающимися от входа. Низкие стены по обеим сторонам экстерьера качаются, как руки, а за ними в встречном круговом движении находится кривизна самой церкви – на самом деле барабан, окружающий купол.

В плане овал с короткой осью от входа к алтарю; изогнутые ниши вокруг салона.

Алтарь находится напротив входа и украшен разноцветными мраморами. Дизайнеры интерьеров в стиле барокко часто используют цветной мрамор и другой камень, позолоту и скульптурные элементы, в то время как интерьеры эпохи Возрождения менее красочны и, по мнению некоторых, менее «безвкусны». Обратите также внимание на сломанный фронтон — иррациональный и эмоциональный элемент — с изображением святого Андрея (в честь которого названа церковь), возвышающегося к куполу. Картина над алтарем также принадлежит святому Андрею.
Франческо Борромини
Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане
Рим, 1665-7

Другая небольшая церковь с овальным планом, Сан-Карло, также имеет встречные движения (вогнутые и выпуклые) на фасаде.
Волнистости и движения сближают эту архитектуру со скульптурой. В отличие от рациональных архитекторов эпохи Возрождения, которым нравились прямые углы, Борромини, как говорят, устранил угол в архитектуре. Обратите также внимание на использование скульптурного орнамента в нишах фасада; это характерно для большей части архитектуры барокко. В общем, эта церковь иллюстрирует беспокойное, динамичное качество большей части архитектуры барокко в отличие от спокойного, рационального качества, характерного для большей части архитектуры эпохи Возрождения.
Виньола и делла Порта
Иль Гэс
Рим, начало 1568
Прежде чем покинуть архитектуру барокко, мы должны взглянуть на еще одну церковь, которую иногда считают первой церковью в стиле барокко, хотя ей не хватает сильного ощущения волнистости и внешнего скульптурного декора.
Исторически это очень важно, и его копировали по всей Европе, Центральной и Южной Америке. Почему эта церковь? Это материнская церковь ордена иезуитов (Общества Иисуса), основанного св. Игнатием Лойолой (149 г.).1-1556). Иезуиты были особенно активны в противодействии Реформации и были важными миссионерами в Европе, Азии (св. Франциск Ксавьер), «Новом Свете» и Канаде. Лойола был канонизирован в 1622 году, а на потолочной росписи ниже он переносится на небеса.
Поццо
Вход св. Игнатия в рай
Потолок нефа, Сант-Иньяцио, Рим, 17 век
Эта иллюзионистская фреска находится на потолке нефа церкви, посвященной святому Игнатию Лойоле. Архитектура нарисована, но если встать в правильном месте, то нарисованная архитектура как бы простирается от реальной архитектуры стен нефа, а потолок кажется открытым к небу, где зритель видит чудо — святого, перенесенного на небо. Этот вид иллюзионистского потолка стал очень популярным в церквях в стиле барокко в католических странах.


История искусства для гуманитарных наук : Copyright 1997 Колледж Блаффтона.
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан. Дизайн Джеральда В. Шлабаха.

Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.

Страница поддерживается Джеральдом В. Шлабахом, [email protected]. Последнее обновление: 14 апреля 1998 г.

Искусство барокко в Южной Италии

Сицилийское барокко

Барокко на Сицилии исторически появилось на несколько десятилетий позже, чем в остальной Италии. Многие наблюдатели говорят, что барочное искусство и архитектура Сицилии, возможно, не представляют собой отдельный стиль в рамках движения барокко, но они отражают глубокую регионализацию, очевидную во многих частях Италии.

На Сицилии Рагуза и

Ното известны своей архитектурой в стиле барокко. Старый район Катании s более или менее полностью построен в стиле барокко, и в большинстве Палермо и других небольших сицилийских городов есть многочисленные постройки в стиле барокко. В то время как многие из церквей и дворцов Сицилии, построенные в восемнадцатом веке, более правильно описываются как часть периода рококо, их стиль часто является близкой картиной чистого стиля барокко.

Исторически, поскольку католическая церковь стала рассматривать барокко как сущность художественного выражения прославления Бога, родилась неудачная попытка переделать средневековые церкви в барочные. Эта участь постигла собор Палермо, как и множество небольших церквей, построенных в нормандский и швабский периоды. Некоторые из них были восстановлены до их прежнего первоначального состояния, хотя это имело разный успех.

Разработаны новые планы улиц и построен ряд церквей и дворцов в романе «Сицилийское барокко» после землетрясения 1693 года, практически разрушившего ряд юго-восточных городов (Ното, Рагуза) и сильно повредившего Катанию. Этот новый стиль «сицилийского барокко» изначально возник из движений, преобладавших в то время в Риме, Мадриде и остальной части Италии. Таким образом, можно провести определенное стилистическое разделение между продуктами этого нового движения в стиле барокко и новыми постройками, возведенными в Катании после извержения вулкана 1669 года.который разрушил большую часть этого города. Город в стиле барокко, возникший после извержения в Катании, был создан главным образом Джованни Баттиста Ваккарини (1702-1769), посвятившим 3 десятилетия своей жизни тому, чтобы вытащить из пепла новую Катанию в стиле барокко.

Движение «сицилийского барокко» достигло своего апогея в 1740-х годах, но в течение нескольких десятилетий неоклассическое движение становилось популярным, и фасады и нефы различных новых или восстановленных церквей фактически содержали элементы обоих стилей.

Большинство сицилийских нормандско-арабских и романско-готических церквей были построены так, чтобы их можно было рассматривать целиком, со всех мыслимых углов, внутри и снаружи. Однако многие из новых барокко были построены с впечатляющими фасадами, богатыми орнаментами с внешней стороны, как если бы они были элементом театральной сцены. И в определенном смысле они, скорее всего, были физическим символом процветания общества.

Многие обозреватели либо любят, либо ненавидят стиль барокко. Равнодушие встречается редко, и в церковной архитектуре существует тонкое соперничество между лагерями готики и барокко, иногда выражение протестантских и католических настроений. Компромиссы могут быть странными. Например, главная иезуитская церковь Палермо, Casa Professa, представляет собой шедевр замысловатых линий барокко и декоративной каменной инкрустации в стиле рококо, но последнее добавление витражей («готическая» характеристика, отсутствующая в большинстве церквей в стиле барокко, чье великолепие основано на нефильтрованном солнечном свете) создает ошеломляющий эффект, превосходящий воображение даже самых непреклонных сторонников барокко.

 

 

В Палермо перекресток Quattro Canti остается сегодня самым щедрым примером чрезмерно украшенных площадей и улиц. Частные дворцы также были богато украшены скульптурами от ангелов до нимф и горгулий.

Джакомо Серпотта, мастер знаменитых палермитских ораторий, родился в Палермо в 1656 году, специализировался на украшении церковных ораторий лепной лепниной в орнаментальных рамах. Его шедевры «Ораторий Розария Палермо» находятся в церкви Санта-Зита.

Ното,  на юго-востоке Сицилии — еще один город, перестроенный в стиле барокко после землетрясения. Единство стиля барокко в «Долине Ното» остается непревзойденным где-либо еще на острове, и по этой причине ЮНЕСКО включила его в свой престижный, желанный Список всемирного наследия. Город находится примерно в 30 км от Сиракуз и имеет необычайно однородную планировку. Он был построен в восьмиугольном плане и пересекается главными улицами. Этот «каменный сад», как его обычно называют коме, содержит нескончаемое количество памятников в стиле барокко, которые появляются на улицах и площадях. Чаще всего используется известняк, который создает чрезвычайно эффектный эффект на закате, когда солнечный свет придает розоватый оттенок величественным фасадам. Piazza Municipio в центре   города, имеет впечатляющую лестницу, которая ведет к собору Сан-Джорджо, окруженному другими внушительными зданиями в стиле барокко, такими как Палаццо Весковиле, Палаццо Дучецио и Палаццо Ландолина ди Сант-Альфано. Еще один город в стиле барокко — Рагуза . С его собором Сан-Джорджо это драгоценный образец сицилийского барокко. Возведенный на месте старой церкви Сан-Николо, он был разрушен землетрясением 1693 года. Реконструкция была начата в 1738 году и завершена в 1775 году. Проект, проект которого до сих пор прекрасно сохранился, принадлежит Росарио Гальярди из Сиракуз, главному автору реконструкции долины Ното после землетрясения.

 

БАРОККО ЛЕЧЧЕЗЕ

Лечче  , столица Саленто, всегда считался благородным городом, самым благородным в южном регионе Апулии, вызывающим восхищение прекрасным культурным наследием, отраженным в его архитектуре, церквях и старинных дворцах. Город действительно представляет собой утонченную и драгоценную жемчужину барокко, предлагающую своим горожанам и гостям изысканную парчу удивительных зрелищ: игру света и тени, ажурные очертания колодца, листья древней столицы, крылья херувима.
Период с конца 1500-х до середины 1600-х годов знаменует собой лучший период Лечче, и множество памятников и религиозных зданий продолжают свидетельствовать о его процветающей истории. Город до сих пор является одним из итальянских символов барокко, возможно, самым исключительным.

И монархия, и церковь считали искусство способом отпраздновать свою славу и хотели оставить в истории непреходящий его символ. Барокко Лечче довольно своеобразно и отличается от стандартного стиля, и его можно обнаружить по прекрасным балконам, окнам и дверям, украшенным каменными цветочными гирляндами. Искусство часто раскрывает душу населения, а барокко Лечче представляет не только город, но и весь регион.

Уникальный камень Лечче сделал этот город элегантным и изысканным, богатым историей и культурой. Этот необычайно пластичный и рыхлый белый камень, отличающийся от камней в остальной Италии, позволил создать уникальные шедевры искусства. Используемый в зданиях, фасадах церквей и в богато украшенных алтарях внутри них характерное использование этого камня всегда исключительной красоты.

Постоянное присутствие фруктов, цветов, антропоморфизмов и мифологических отсылок в тонкой резьбе на архитектурных сооружениях города вызывает ассоциации с античными мифами и традициями, которые являются фундаментальной частью фольклора Саленто. Сегодня Лечче похож на сцену под открытым небом, где можно увидеть барельефы, статуи святых, зооморфных и антропоморфных кариатид, грифонов, крылатых коней, «путти» и большие цветочные и фруктовые трофеи. Фасады церквей и алтари, выточенные воображением художников, намеренно прославляли огромное количество плодов, предлагаемых этой землей, и как напоминание о земледельческом духе этой культуры. Так что барокко можно считать не только гимном Господу в благодарность за Его щедрость и милость, но и символом самого города, полного гордыни и кокетства.


Из-за своего критического географического положения, которое трудно защитить, Лечче много раз становился жертвой оппортунистических нападений. В городе началась мирная эра после поражения турецкого флота при Лепанто в 1571 году. Последующее прибытие религиозных орденов (иезуитов, театинцев и францисканцев) принесло большое богатство, которое отразилось в строительстве великолепных церквей и дворцов, и эта архитектурная экстравагантность до сих пор характеризует город. Цветочный стиль «барокко Леччезе» во многом обязан материалу, который был под рукой, а также способностям художника: мягкий белый местный песчаник можно было тщательно вырезать, а затем со временем затвердеть. К сожалению, нынешний смог является проблемой для многих зданий, из-за чего масса каменщиков и плотников, которые все еще работают в Лечче, очень заняты.

Площадь «Сант-Оронцо», расположенная в самом сердце старой части Лечче, с южной стороны характеризуется 20 000 сидячими местами «Римского амфитеатра», построенного во времена римского императора Адриана.

Лучшие церкви в стиле барокко находятся недалеко от главной площади Сант-Оронцо. Самой прекрасной и, безусловно, самой впечатляющей является базилика Санта-Кроче, чей тщательно продуманный фасад, усилиями местного архитектора Антонио Зимбало, был закончен почти 150 лет, а его верхняя половина представляет собой буйство декоративных гирлянд и цветов вокруг центрального окна-розетки. Недалеко от него обязательно стоит остановиться у церкви Санта-Кьяра; наполненный украшениями, его интерьер полон маленьких часовен, украшенных гирляндами и позолотой. Украшенный фасад с извилистыми колоннами церкви Сан-Джованни Баттиста у Порта-Рудиа в юго-западном углу города — еще один барочный шедевр Зимбало, который стоит увидеть.

Город Отранто , всего в 30 км к югу от Лечче, славится своим красивым замком и восточной атмосферой. Прекрасный собор с его порталом и окном-розеткой конца 15 века и полихромной мозаикой 12 века вызывает восхищение городом даже у самого отстраненного посетителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *