Стиль барокко и его особенности в архитектуре
Площадь Капитолия
Барокко зарождается в Италии, в первую очередь – в Риме. В эпоху зрелого Ренессанса во второй половине 16 века итальянские архитекторы начинают шаг за шагом усложнять арсенал архитектуры. Наличники (рамы вокруг окон) становятся сложнее, фасады богаче и динамичнее, и постепенно формируется новый стиль. Знаковый проект для этой эпохи – площадь Капитолия авторства Микеланджело. Помимо насыщенной архитектуры ее зданий, нам интересная сама форма площади – она трапециевидная, с овальным мощением, что добавляет динамики пространству.
К 17 веку арсенал стиля барокко был в целом сформулирован, и стиль распространился по Европе, а благодаря колониям – и по всему миру, от Чили и Мексики до Филиппин.
b. Эстетика
Собор в Сиракузах
Барокко использует все ту же ордерную архитектуру – колонны и карнизы, но оно знает много способов усложнить фасад, сделать уже известные ордерные элементы более насыщенными.
Обратите внимание на наличник двери – его форма поначалу совпадает с аркой дверного проема, но затем у него появляется второй ярус, уже более сложной формы.
Замковый камень на арке изящный, весь покрытый резьбой.
Колонны не просто приставлены к стене, а как будто с усилием вырываются из нее вперед, и вместе с ними выходят вперед и фрагменты карниза.
Завершается здание разорванным треугольным фронтоном – то есть треугольником, от которого остаются только края, с утраченной серединой. Это выглядит гораздо сложнее и драматичнее, чем стандартный треугольник.
c. Скульптура и живопись
Потолок церкви Иль Джезу в Риме
Понять стиль барокко можно еще лучше, если рассмотреть скульптуру и живопись этого времени. Отличный пример – потолок церкви Иль Джезу.
В центре живописный плафон. Он, вроде бы, имеет четкую границу, но при этом постоянно выходит за ее рамки. Непросто распознать сразу, какие элементы на самом деле объемные, а какие просто написаны краской (на самом деле, трехмерные только белые статуи ангелов и золотое архитектурное оформление, все остальное – плоская живопись). Обратите внимание на позы изображенных людей: они динамичны, то есть в таких позах невозможно стоять на одном месте.
d. Ворота Порта Нова в Браге, Португалия
Парадные городские ворота в стиле барокко. Пышная и насыщенная композиция – герб над входом, обелиски, разорванный фронтон.
e. Детали в стиле барокко
Динамичные и насыщенные детали в стиле барокко: балкон, портал. Город Рагуза, Сицилия.
f. Бернини – похищение Прозерпины
Скульптура барокко тоже очень динамична и эмоциональна. Обратите внимание на развевающиеся волосы, позы персонажей, мускулатуру и вены на руках Зевса.
g. Зеркальный зал в Версале, Франция
Возможно, самый известный дворцовый интерьер эпохи барокко. Золото, хрустальные люстры, зеркальные арки слева для создания иллюзорного пространства.
h. Галерея – Ручки
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО БАРОККО
Единство характерных черт и архитектурных признаков, свойственных конкретной местности и промежутку времени, именуют архитектурным стилем. Зачастую его признаки отображаются в конструктивном, художественном и функциональном аспектах. Такими проявлениями можно считать технологические приемы, используемые для создания многоплановых объемных композиций здания, строительные конструкции и сырье, специфика форм и дизайна фасадов, декор интерьеров. Стиль архитектуры является составляющей общего культурного стиля, характерного для определенной эпохи, в котором воплощается художественное восприятие и понимание мира. В более узком значении архитектурным стилем являет собой совокупность доминантных идейно-художественных характеристик творчества отдельно взятого мастера.
Ярким образцом стиля в архитектуре является барокко. Считают, что название произошло от слова «barocco» (с итальянского, «причудливый») и португальского «perola barroca», которым называли неправильною по форме жемчужину. Стиль барокко, который зародился в XVI-XVII вв. в Италии, — это идейное воплощение европейских культурных традиций XVII-XVIII веков. Шедеврам зодчества эпохи барокко свойственны пространственный размах, текучесть сложных неоднородных форм, слитность. Особые черты стиля реализуются в громадных колоннадах, изобилии скульптурных элементов, волютах, раскреповках в оформлении фасадов, наличием рустованных пилястров и колонн. Ярко элементы барокко прочитываются в куполах храмов этой эпохи, поскольку они отличаются сложной формой конструкции и наличием нескольких ярусов. Кроме того обязательными элементами художественной отделки являются маскарон, кариатида и теламон. Архитектурные проекты домов в стиле барокко с каждым годом становятся все популярней.
В России эта стилевая традиция полноценно развилась в средине XVIII века и получила также название растреллиевского и елизаветинского барокко. Национальной чертой стиля стало воплощение героических образов и восхваление силы Российской империи.
Наиболее прославленным архитектором эпохи русского барокко по праву называют Ф.Б. Растрелли. Его творения характеризуются масштабностью, небывалой пышностью и богатством декора, использованием двух или трех цветов, в особенности золота, в отделке фасадов, что в совокупности до наших дней удивляет и восхищает зрителей. Яркими примерами его работ являются грандиозные дворцовые комплексы в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Петергофе. Величие и торжественность архитектурных шедевров Растрелли оставили значительный след в русском искусстве средины XVIII столетия.
Наше время является эпохой, когда можно не только очаровываться архитектурными шедеврами прошлого, но и создавать новые, которыми в свою очередь будут любоваться наши потомки. Главное в таком случае – профессиональный подход к разработке проекта здания и его качественная реализация. Строительство английских коттеджей в Ростове очень популярна среди населения.
Архитектура эпохи барокко
Архитектура эпохи бароккоНапомним, что архитекторы эпохи Возрождения часто заимствовали элементы из классической (греческой и римской) архитектуры, считая себя наследниками этой древней традиции. Их здания следовали «правилам», были рациональными, с использованием математических пропорций и симметрии, и в целом были прямолинейными, то есть в них использовались прямые линии и прямые углы, а не кривые, за исключением «идеальной» полусферической арки. (Нажмите здесь, чтобы просмотреть образец архитектуры эпохи Возрождения. )
В то время как архитектура барокко продолжала использовать классические элементы, здания в стиле барокко гораздо менее рациональны и упорядочены, чем здания эпохи Возрождения. Вместо прямолинейных элементов зданий эпохи Возрождения в зданиях барокко преобладают криволинейные элементы, волнистость (движения внутрь и наружу) и вогнутые ниши со скульптурой. Вместо рационального прямолинейного плана зданий эпохи Возрождения в зданиях барокко часто используется овальный план или другие криволинейные элементы в плане. В целом архитекторы эпохи барокко включали в свои работы эмоции, драму и удивление.
Архитектура барокко началась в Риме, а к восемнадцатому веку здания в стиле барокко были построены по всей Европе, особенно в католических странах.
Бернини Сант-Андреа-аль-Квиринале Рим, с 1658 г. | |
Это первая работа, которую мы увидим Бернини, одного из величайших художественных гениев итальянского барокко. Сын скульптора, он считал скульптуру своим истинным призванием, но он также был архитектором, художником и поэтом. Только Микеланджело до него пользовался таким же уважением у пап, великих и других художников. Бернини работал в основном в Риме — проектируя все, от фонтанов до гробниц и портретных скульптур — в дополнение к работам, которые мы рассмотрим здесь. Как и большинство церквей в стиле барокко, это небольшая церковь. Внешний вид менее украшен, чем у некоторых церквей в стиле барокко, но обратите внимание на криволинейные элементы. Крыльцо распахивается изогнутыми полукруглыми ступенями, спускающимися от входа. Низкие стены по обеим сторонам экстерьера качаются, как руки, а за ними в встречном круговом движении находится кривизна самой церкви – на самом деле барабан, окружающий купол. В плане овал с короткой осью от входа к алтарю; изогнутые ниши вокруг салона. | |
Алтарь находится напротив входа и украшен разноцветными мраморами. Дизайнеры интерьеров в стиле барокко часто используют цветной мрамор и другой камень, позолоту и скульптурные элементы, в то время как интерьеры эпохи Возрождения менее красочны и, по мнению некоторых, менее «безвкусны». Обратите также внимание на сломанный фронтон — иррациональный и эмоциональный элемент — с изображением святого Андрея (в честь которого названа церковь), возвышающегося к куполу. Картина над алтарем также принадлежит святому Андрею. | |
Франческо Борромини Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Рим, 1665-7 | |
Другая небольшая церковь с овальным планом, Сан-Карло, также имеет встречные движения (вогнутые и выпуклые) на фасаде. Волнистости и движения сближают эту архитектуру со скульптурой. В отличие от рациональных архитекторов эпохи Возрождения, которым нравились прямые углы, Борромини, как говорят, устранил угол в архитектуре. Обратите также внимание на использование скульптурного орнамента в нишах фасада; это характерно для большей части архитектуры барокко. В общем, эта церковь иллюстрирует беспокойное, динамичное качество большей части архитектуры барокко в отличие от спокойного, рационального качества, характерного для большей части архитектуры эпохи Возрождения. | |
Виньола и делла Порта Иль Гэс Рим, начало 1568 | |
Прежде чем покинуть архитектуру барокко, мы должны взглянуть на еще одну церковь, которую иногда считают первой церковью в стиле барокко, хотя ей не хватает сильного ощущения волнистости и внешнего скульптурного декора. | |
Поццо Вход св. Игнатия в рай Потолок нефа, Сант-Иньяцио, Рим, 17 век | |
Эта иллюзионистская фреска находится на потолке нефа церкви, посвященной святому Игнатию Лойоле. Архитектура нарисована, но если встать в правильном месте, то нарисованная архитектура как бы простирается от реальной архитектуры стен нефа, а потолок кажется открытым к небу, где зритель видит чудо — святого, перенесенного на небо. Этот вид иллюзионистского потолка стал очень популярным в церквях в стиле барокко в католических странах. |
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан. Дизайн Джеральда В. Шлабаха.
Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.