Архитектура Европы XVII — начала XIX вв. | Архитектурная классика
Главы раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Москва, Стройиздат, 1969. VII том «Всеобщей истории архитектуры» охватывает период от конца XVI столетия, когда завершается последний этап архитектуры Возрождения в Италии, по 1-ю треть XIX в. — рубеж, определяющий начало новой фазы в истории европейской архитектуры.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
История европейской архитектуры
С предшествующей архитектурой Возрождения рассматриваемый новый исторический этап архитектуры составляет органически связанные звенья сложного развития разветвленного целого европейской архитектуры нового времени. В XVII и XVIII вв. дальнейшее творческое развитие этой архитектуры получает иные формы и в первой трети XIX в. приходит к своему историческому завершению. Если Возрождение духовно раскрепостило личность и с пришедшим великим культурным переворотом коллективный ум и вековой ремесленный опыт зодчества средневековья отступили перед силой индивидуального творческого гения, то эпоха, идущая за Возрождением, была в архитектуре европейских стран временем подлинного блеска феноменальных по яркости творческих индивидуальностей. Если Возрождение вернуло архитектуре тонкий и гибкий инструмент ее искусства — классический ордер — и этим открыло путь от еще эпического величия готики к новой красоте «героического» образа, то наступившей затем эпохе меньше всего может быть брошен упрек в порче этого инструмента. В XVII и XVIII столетиях не только становится всеобщим совершенное владение классическим ордером, но и самый его принцип творчески модернизируется, чтобы перед лицом иных задач, иной эпохи ордер мог по-новому стать действенным оружием архитектуры.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Глава «Архитектура Италии конца XVI — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: В.Ф. Маркузон. Москва, Стройиздат, 1969
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Италия
Италия, занимавшая в XII—XIV вв. ведущее место в Европе, к началу XVII в. оказалась на окраинах ее экономической и политической жизни. Упадок ремесленного производства и торговли, а вместе с этим ослабление роли городской буржуазии привели к усилению земельной аристократии и церкви, без поддержки которой не могла в то время обойтись никакая общественная сила. Контраст между безудержной роскошью знати и тяжелым бытом обнищавших крестьянских масс и ремесленников достиг небывалой остроты. Экономический упадок страны усугублялся политическими интригами и междуусобными войнами, раздиравшими мелкие итальянские княжества, а гнет помещиков и абсолютистских властителей усиливался гнетом иностранных завоевателей, неоднократно вторгавшихся в Италию на протяжении XVIII в.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Италия
Архитектуру барокко нельзя понять в отрыве от градостроительства этой эпохи, так как характерные для него тенденции и прежде всего новое понимание ансамбля установили новые взаимосвязи между пространством площади, улицы или сада со зданием, что коренным образом отразилось на композиции последнего. Экономический кризис, охвативший торговлю и ремесленное производство страны, с наибольшей силой сказывался именно на передовых итальянских городах, затормозив их рост и сильно затруднив осуществление широких градостроительных начинаний. И все же необходимость в обновлении стихийно сложившихся в средние века городов потребовала продолжения начатых в конце XV и 1-й половине XVI в. мероприятий по упорядочению уличной сети, расчистке захламленных территорий, застройке пустырей и по городскому водоснабжению. Эти утилитарные, обусловленные прямой необходимостью требования в сочетании с идейными и политическими устремлениями католической церкви и светских правителей, привлекавших для осуществления своих задач лучших мастеров, воспитанных на достижениях двухвекового развития передовой архитектурной и художественной культуры Италии, привели к замечательному развитию градостроительного искусства.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Италия
Барокко в архитектуре, как и в других искусствах, сложилось не сразу и развивалось неравномерно, приобретая различный характер в зависимости от местных условий и особенностей.
Колыбелью архитектуры явился Рим, где сложилось более глубокое по идейному и эмоциональному содержанию образов и могучее по формам зодчество. Интенсивная строительная деятельность здесь никогда не утихала (со времени войны и разграбления Рима в 1527 г.). Сюда продолжали приезжать талантливые мастера из различных городов Италии, а церковь и ее князья не жалели средств на реконструкцию города, возведение новых зданий, на отделку и украшение церквей и дворцов драгоценными материалами, позолотой, живописью и скульптурой. Более утонченный, праздничный характер барокко приобрело в Генуе, Турине и Венеции, которая в XVIII в. остается одним из важнейших художественных центров Италии и оказывает заметное влияние на развитие европейской культуры в целом. Флоренция — колыбель Возрождения — остается менее восприимчивой к особенностям нового стиля. Зато в Неаполе и Сицилии барокко бурно и своеобразно расцветает, хотя и с запозданием: наиболее яркие произведения барокко относятся здесь к XVIII в., во многих из них заметно испанское влияние.Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Италия
Со 2-й трети XVII столетия барокко вступает в период полной зрелости, достигая наивысшего расцвета в архитектуре папского Рима. Этот период характеризуется явственными изменениями в характере архитектуры, которая отличается теперь небывало широким размахом и впечатляющей репрезентативностью композиций, торжественным величием внешнего облика и пышностью интерьеров. Сдерживающее влияние архитектурных трактатов позднего Возрождения со свойственным им академическим ригоризмом заметно ослабло, как и религиозная нетерпимость, свойственная первым десятилетиям контрреформации. Наряду с работами по завершению собора и площади св. Петра, которые должны были служить укреплению престижа католической церкви и придать новый блеск ореолу, окружавшему ее первосвященника и папскую курию, в Риме велось и широкое частное строительство. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в.
(Урбан VIII Барберини, 1633—1644; Иннокентий X Памфили, 1644—1655, и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667), их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание.Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Италия
В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму. Признаки коренных изменений в мышлении архитекторов появляются сперва в теоретических трудах и сказываются на практике лишь к концу века. Этот временный разрыв между теорией и практикой, которые на протяжении трех веков развивались в Италии в неразрывной связи, показывает, с одной стороны, сузившиеся экономические возможности, приведшие к резкому сокращению строительной деятельности в стране, а с другой, — своеобразные истоки итальянского классицизма, значительно отличавшиеся от классицизма абсолютистской Франции и Англии.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Италия
Глава об архитектуре Франции имеет два раздела. Раздел I посвящен времени абсолютной монархии XVII—XVIII вв. , раздел II — архитектуре периода Великой французской революции и становления буржуазного господства в начале XIX в. Раздел I, охватывающий два столетия, эпоху расцвета и упадка абсолютизма, в свою очередь делится на четыре периода. Эти периоды, почти одинаковые по длительности, укладываются каждый приблизительно в 50 лет и более или менее соответствуют датам жизни и правления французских королей. Деление на периоды вызвано тем, что Франция на протяжении этих двух столетий четыре раза меняла направление в архитектуре. Стилистические изменения, происходившие во всех видах искусства, в том числе и в архитектуре, были тесно связаны с социальными сдвигами, происходившими во Франции. Архитектура отразила духовные искания и запросы различных классов и сословий французского общества. Знаменательно то, что в этот период язык архитектурных форм не отставал от развития общества. Это и понятно, ибо архитектура сознательно привлекалась для доказательства прогрессивности феодально-абсолютистского порядка, с одной стороны, и свободы человеческой личности, с другой.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
Правление Генриха IV Бурбона (период правления 1594-1610) стремилось к централизации государственной власти. Для поднятия экономики правительство строит крупные мануфактуры и поощряет частные предприятия по выработке шелковых тканей, гобеленов, золоченых кож для обоев, сафьяна, фарфоровых изделий. Оно дает привилегии иностранным мастерам и субсидии отечественным фабрикантам. Большое внимание уделялось постройке новых домов, мостов и особенно каналов. После окончания религиозных войн страна сильно изменилась. Сосредоточенная в городах и замках жизнь выходит на широкие просторы. Появляются новые населенные места уже без крепостных укреплений. Меняется характер самой архитектуры, в которой в этот период наряду с новыми тенденциями еще уживаются готические и ренессансно-классические архитектурные формы и конструкции.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
Французские города имели очень плотную застройку, как бы слившуюся в единый каменный массив; однако это не мешало приспособлению старых городов к новым жизненным условиям: их перестраивают, ломая средневековые постройки, в целях усиления обороноспособности, борьбы с эпидемиями и пожарами, одновременно стремясь к архитектурной организации города в целом. Продолжается разработка плана «идеального города». Однако в этом французские архитекторы, как и их современники в других странах, находятся в полной зависимости от насущных потребностей обороны. Новые города возникают и как укрепленные форпосты (но теперь уже в основном на окраинах государства), и как промышленные центры, и как города-резиденции. Последние строятся в комплексе с резидентским дворцом, частью которого является и самый город, планировочно подчиненный дворцу.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
В XVII в. происходит процесс перерождения укрепленного замка в неукрепленный дворец. В этот период дворец уже включается в общую структуру города, а за городом связывается с обширным парком. В конце XVI и начале XVII в. тесные связи с Италией, глубокий интерес к ее культуре и искусству, роскошь ее дворцов и вилл вызвали естественное подражание в высших французских кругах. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Можно говорить только о единичных барочных постройках, хотя для ряда французских провинций и городов отдельные барочные мотивы стали глубоко национальными: Лангедок, Монпелье, Эк и др. Французские архитекторы проходили суровую школу практики. Как правило, они были выходцами из строительных артелей или семей потомственных каменщиков, объединенных в корпорации, строго хранивших свои профессиональные приемы, восходившие еще к средневековым традициям готики. Конструктивными принципами готики великолепно владели французские архитекторы, бывшие одновременно конструкторами, практиками-строителями и подрядчиками. Отсюда критическое отношение ко всему привносимому извне, в том числе и к барокко. Переплетение позднеренессансных, готических и барочных черт с чертами классицизма очень характерно для Франции 1-й половины XVII в. Однако классицизм с конца XVI в. вплоть до середины XIX в. является основным направлением, все остальные сопутствуют ему.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
В начале XVII в. в Париже растущая потребность в жилище вызвала широкое строительство и заселение новых районов. Однако от рядовой городской застройки и отелей этого периода почти ничего не дошло до нас — о них мы знаем из теоретических трудов 1-й половины XVII в. К концу XVI в. в Париже сложился тип отеля, который господствовал во французской архитектуре на протяжении двух веков, с жилым домом между двором и садом. Двор, ограниченный службами, выходил на улицу, а жилой корпус располагался в глубине, отделяя двор от сада, как в отеле Карнавале арх. Леско (середина XVI в.), перестроенном 100 лет спустя Мансаром (рис. 14). Тот же принцип планировки в отелях начала XVII в.: Сюлли в Париже (1600—1620) на улиде Антуан, арх. Жака I Андруэ-Дюсерсо; Тюбеф на улице Пти-Шан. Эта планировка имела неудобство: единственный двор был и парадным, и хозяйственным. В дальнейшем развитии этого типа жилая и хозяйственная части дома разграничиваются. Перед окнами жилого корпуса располагают парадный двор, а сбоку от него — второй, хозяйственный двор. Отель Лианкур (арх. Лемюэ) имеет такой двор.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
Чисто административных построек в это время было мало: в основном это были ратуши и дворцы правосудия. Во Франции, где королевская власть была сильна, а муниципальная служба в XVII в. еще невелика, общественные здания были небольшими,— они состояли из зала собраний, нескольких бюро, архива, церкви, зала для стражи и полиции, тюрьмы. Приспособленные под ратуши богатые жилые дома стояли вдоль улицы рядом с другими жилыми зданиями. Таковы ратуши в Авиньоне, Солье, Пуаэре в Бургундии. Новые ратуши во Франции возводились на больших площадях, как ратуша в Лярошель (1595—1606). Это пышное сооружение со статуями на фасаде, открытой лестницей и небольшой башенкой, может служить примером провинциального французского «барокко», истоки которого идут от узорочья. Строже формы ратуши в Труэ (1616, арх. Луи Нобль). Ратуша в Реймсе (1627) — еще совершенно средневековое сооружение. Великолепен Сенат Парижа, выходящий на улицу Турнон. Сохранились рисунки интерьера дворцов Правосудия в Париже и г. Ренне (С. де Бросс).
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
С окончанием религиозных войн сразу началось восстановление разрушенных церквей и постройка новых. В одном только Париже в 1-й половине XVII в. их возведено более 20. .В культовой архитектуре Франции этого времени, очень многообразной, еще сильны традиции готики и Ренессанса: Нотр-Дам в Гавре (1606—1608), Сент-Этьен-дю-Мон в Париже, Сен-Пьер в Оксере и др. Барокко не нашло широкого отражения в церковной архитектуре, хотя и она в какой-то степени отдала ему дань. Французские иезуиты считали идеалом красоты барочную церковь Иль Джезу в Риме. Французские архитекторы-иезуиты, работавшие сначала в Италии (Этьен Мартельянж и Турнель), ввели во Франции церкви типа Иль Джезу. Влияние этого итальянского сооружения безусловно имело место (церковь в Рюэли, в г. Ришелье и др.), но степень этого влияния преувеличена. Ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу, имеют совершенно иной архитектурный облик, иначе организованные фасады. Таковы церкви Сен-Поль-Сен-Луи в Париже, Иезуитов в Блуа, построенные Мартельянжем, церковь в Авиньоне — Турнелем (1620—1655), Сен-Жерве в Париже — С. де Броссом и Метезо.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
Абсолютизм Франции, блистательно отраженный в архитектуре 2-й половины XVII в., имел и оборотную сторону медали. Расходы на королевские постройки и содержание двора Людовика XIV — «короля-солнца» — были совершенно непосильны для бюджета Франции. Во время войн (1667, 1672, 1687 гг.) Франция потеряла ряд земель, а в экономическом отношении уступила первое место Англии. Государственный долг к концу правления Людовика XIV дошел до баснословных цифр, в десятки раз превышавших годовой бюджет страны. В годы юности монарха сюринтенданту Кольберу удается укрепить и поднять французскую экономику. Большое внимание уделяет Кольбер строительству городов и новых промышленных центров, созданию Академии архитектуры (1677 г.). Директором Академии был назначен Франсуа Блондель, первыми членами были Либераль Брюан, Даниэль Гиттар, Антуан Лепотр, Франсуа Лево, Пьер Миньяр, Франсуа Д’Орбэ. В 1675 г. получает звание академика Ж. А. Мансар, а в 1685 г. — Пьер Бюлле.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
Самым крупным градостроителем и военным инженером XVII в. во Франции был арх. Вобан, построивший 150 городов-крепостей. Некоторые из них, как Брест, получили дальнейшее развитие. Вобан внес много нового в науку фортификации. До него города-крепости защищались артиллерией, которая могла вести обстрел противника даже из центра города благодаря наличию прямых улиц. Вобан усовершенствовал защиту города системой рвов, бастионов, куртин. Укрепленный город, как правило, имел форму правильного многоугольника, охваченного большими петлями укреплений. В г. Юнинг (1679) площадь оборонительных сооружений равна восьмикратной площади жилой части города. Города Лонгвин (1679) и Неф-Бризак в Эльзасе (1698) были построены Вобаном в форме правильного восьмиугольника с шахматной планировкой; в центре размещалась квадратная площадь с въездами по углам. Город Рокруа был перестроен Вобаном с сохранением в нем радиально-кольцевой системы улиц и окружающих его бульваров. Система новых мощных укреплений придала городу форму неправильного пятиугольника.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
Замок Во-ле-Виконт был построен в 1661 г. Луи Лево (интерьеры — арх. Ш. Лебрен; парк — Андре Ленотр). В этом сооружении еще много от более ранней архитектуры: высокие кровли, отдельные над каждым объемом; в центральной части здания, по главному фасаду, — поэтажный ордер из рустованных колонн. Входной портал с фронтоном, украшенным лежащими скульптурами, напоминает произведения С. де Бросса или Дюсерсо. Великолепны интерьеры замка. В парке Ленотр впервые наметил осевую систему композиции плоских партеров, подчиненную дворцу. Однако здесь тяжеловесный дворец еще не слился в единый организм с парком, а осевое развитие парка от дворца, вдаль, в бесконечность, нарушается поперечным расположением бассейна в конце сада. Эти проблемы будут решены Ленотром в Версале. Однако все это не снижает огромного художественного достоинства этого выдающегося произведения Франции.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
В богатых жилых домах придворной знати, а также финансовых верхов увеличивается количество комнат, усложняется планировка. В этот период возникает несколько вариантов планировки особняков по типу дома между двором и садом. В ряде владений планировка асимметрична, двор и сад располагаются с одной стороны, а жилые и хозяйственные постройки — с другой. Таковы отели Парижа: Эзелен — Л. Лево (рис. 47, 1), дома на ул. Клери (рис. 47, 2) и Жуж Консюль — Жана Рише, отели Амело-де-Бецей — Д. Готтара (рис. 48,1), Монморенси — Жака Моро (рис. 47,5). Примером симметричного решения является отель Жаба — Л. Брюана. Но, как правило, при асимметричном плане выдерживается симметрия в фасаде, часто создаваемая искусственными приемами. Во многих отелях середины XVII в. заметны черты еще не завершенного развития типа (отели Амело, Лувуа, Шамуа и др.), в планах нет четкой взаимосвязи частей. Поиски в этом направлении (отели Жаба и Бове — Антуана Ленотра, рис. 48,2) получают полное разрешение в работах Ж. А. Мансара: отели Лорж, Ноэль в Сен-Жермен-ан-Ле, дом Мансара на ул. Турнель и дом, предлагаемый Мансаром в качестве образцового.
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
С ростом городов возрастает и строительство общественных зданий. Продолжают строиться ратуши, дворцы правосудий, архиепископства, торговые дома, больницы. Все эти сооружения (обычно в три этажа, иногда с мансардой) построены, как правило, с профессиональным размахом, разнообразием плановых и фасадных решений, отличаются ярко выраженной индивидуальностью. Впервые Шарлем и Луи Жибером в 1691 —1694 гг. строится Медицинская школа. Это небольшое круглое сооружение, увенчанное куполом с люкарнами, послужило образцом целому ряду построек такого же назначения. В Париже строится театр «Комеди Франсез» (арх. Д’Орбэ), в Тулоне — арсенал (арх. Пюже).
Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.
Франция
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- следующая ›
- последняя »
Классицизм в архитектуре Франции XVII века • Архитектура
В XVII веке во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Знаменитое сакраментальное заявление короля Людовика XIV (1643 – 1715) “ Государство — это я” имело под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая Церковь Франции стремилась быть независимой от Папы Римского и во многих вопросах действовала самостоятельно.
В это же время сложилось новое философское направление – рационализм (от лат. rationalis — “разумный” ), которое признавало основой познания разум человека. Способность человека мыслить, по мнению философов, возвышала его, превращала в подлинное подобие Божие. На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве — классицизм. Это название (от лат. classius — “образцовый”) можно буквально перевести как “основанный на классике”, т. е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом — как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и ее законы можно постигнуть с помощью разума. Конечная же цель искусства — преобразование мира и человека согласно этим законам и воплощение идеала в реальной жизни.
Вся система художественного образования классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества состоял прежде всего в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников, а достойными воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории.
XVII век — время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине века Франция — самая богатая и могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция.
Французское искусство XVII века имеет в своей основе традиции французского Возрождения. Живопись и графика Фуке и Клуэ, скульптуры Гужона и Пилона, замки времени Франциска I, дворец Фонтенбло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня — на всем этом лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного, — т. е. того, чему суждено в полной мере воплотиться в XVII веке в философии Декарта, в драматургии Корнеля и Расина.
В литературе становление классицизма связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы и классическое направление становится официальным, господствующим литературным течением, признанным при дворе.
В сфере изобразительного искусства процесс формирования классицизма не был таким единым. В зодчестве первом намечаются черты нового стиля, хотя они и не складываются окончательно. В Люксембургском дворце, построенном для вдовы Генриха IV, регентши Марии Медичи (1615 – 1621), Саломоном де Брюсом, многое взято от готики и Ренессанса, однако, фасад уже членится ордером, что будет характерно для классицизма. Дворец Мэзон-Лаффит, творение Франсуа Мансара (1642 – 1650), при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию.
В живописи обстановка была сложнее, ибо здесь переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философию Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность.
Но классицизм не был единственным течением в искусстве того времени. Параллельно ему формировались и развивались еще по крайней мере два направления — придворное и демократическое.
Придворное возглавил Симон Вуэ (1590 – 1649). Обладая широтой кругозора, хорошо зная итальянское искусство, Вуэ получил звание “первого живописца короля”. Создавшееся в 30-х годах XVII века официальное придворное искусство отгораживалось от своего индивидуального и оригинального, от свего интимного, выражающего заветные мысли и чувства человека.
Типичными представителями демократического, или реалистического, направления были художники Луи Ленен, Жорж де Латур, график Жак Калло. Их искусство, по сути, было противоположным придворному. Работы пронизаны любовью к Франции и французам, звучат как настойчивое утверждение прав и достоинства простых людей.
Версаль — шедевр классицизмаВ первой половине XVII века столица Франции постепенно превратилась из города – крепости в город – резиденцию. Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены и замки, а дворцы, парки, регулярная система улиц и площадей.
В архитектуре переход от замка к дворцу можно проследить, сравнив две постройки. Люксембургский дворец в Париже (1615 – 1621), все корпуса которого расположены по периметру большого внутреннего двора, своими мощными формами еще напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Во дворце Мезон – Лаффит под Парижем (1642 – 1650) уже нет замкнутого внутреннего двора, здание в плане имеет П – образную форму, что делает его облик более открытым (хотя он и окружен рвом с водой). Это явление в архитектуре получило поддержку государства: королевский указ 1629 года запретил возводить военные укрепления в замках.
Вокруг дворца архитектор теперь обязательно устраивал парк, в котором царил жесткий порядок: зеленые насаждения были аккуратно подстрижены, аллеи пересекались под прямым углом, цветники образовывали правильные геометрические фигуры. Такой парк получил название регулярного или французского.
Вершиной развития нового направления в архитектуре стал Версаль – грандиозная парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа.
Вначале там появился королевский охотничий замок (1624). Основное же строительство развернулось при Людовике XIV в конце 60- х годов. Но к Версалю мы вернемся чуть позже.
Строительство во Франции, значительно сократившееся при Генрихе III в период религиозных войн, вновь активизировалось при Генрихе IV. В культовом зодчестве иезуиты насаждали стиль Контрреформации, но, несмотря на это, Франция не отрешилась от своих национальных традиций, и уже в эпоху правления Людовика XIII попытка полной “романизации” церковной архитектуры потерпела неудачу.
Во времена Генриха IV преобладающую роль играла светская архитектура, большое внимание уделялось планировке гордской среды, и в результате Париж украсили две площади — Вогезов и Дофина. В архитектуре этого времени преобладал маньеризм – тяжеловесная пышность, богато украшенные интерьеры, декоративные расписанные и золоченые панели.
Могло показаться, что этот стиль со временем перерастет в барокко и архитектура Франции пойдет по пути, проложенному Италией.
Однако в 1635 – 1640 годы возобладала иная тенденция: во Франции начинают складываться основы классицизма, определившие направления е дальнейшего развития вплоть до конца XVIII столетия.
Уже в творчестве Жака Лемерсье (1580 – 1654), принявшего участие в дальнейшем строительстве Лувра и капеллы в Сорбонне, архитектурные формы освобождаются от сложности маньеризма, а использование ордера приобретает сложную логику. Однако элементы настоящего французского классицизма впервые появились у Франсуа Мансара (1598 – 1666) при строительстве Орлеанского крыла замка Блуа (1635). Каменный фасад этого здания членит трехярусный ордер, пропорции которого гармонично сочетаются с островерхими крышами и тонкими трубами дымоходов, характерным декоративным элементом, ставшим традиционным во Франции еще в эпоху Ренессанса. Этот тип здания Мансар усовершенствовал при строительстве уже упомянутого выше дворца
Мезон – Лаффит (1642 – 1650); здесь классические пристрастия архитектора с особой яркостью проявились в декоре интерьера, где вместо традиционных панелей, окаймленных золотом, главным украшением стены служит исключительно строгая система каменных членений. Само здание развернуто по горизонтали, оно не имеет внутренних дворов.
Когда король принял решение о переезде двора и правительства в Версаль, он поручил строительство дворца (1661), должного по его замыслу, затмить своим великолепием все королевские резиденции Европы, Лево, Лебрену и Ленотру (эта команда мастеров создала дворец Во-ле-Виконт для Никола Фуке). Архитектура дворца, строившегося с перерывами на протяжении многих лет, расширявшегося и подвергавшегося изменениям, сама по себе не представляет что-либо необычное. Не совсем удачные пропорции Лево улучшил Жюль Ардуэн-Мансар (1646 – 1708).
С особой яркостью чистота классических форм его архитектурного языка проявилась в здании Большого Трианона или в Мраморном Трианоне, меньшем по размеру увеселительном дворце, построенном неподалеку от главного здания. а также в соборе Дома инвалидов (1679), где этот архитектор гармонично горизонтальные членения ордерной системы введением традиционных вертикальных акцентов. В оформлении интерьеров Версальского дворца – Больших покоях и Зеркальной галереи – Ж. Ардуэн-Мансар и Лебрен, отказавшись от традиционных панелей с золочеными углами в духе Людовика XIII, обратились к роскошному убранству в итальянском стиле с использованием многоцветного мрамора, золоченой бронзы и живописи.
Интерьеры Версальского дворцаЖ. Ардуэн-Мансар оформил все постройки в едином стиле. Фасады корпусов были поделены на три яруса. Нижний по образцу итальянского дворца-палаццо эпохи Возрождения отделан рустом. средний – самый крупный – заполнен высокими арочными окнами, между которых расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается он балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединенных перилами) и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. Интерьеры дворца отличаются от фасадов роскошью отделки.
Версальский паркОгромное значение в дворцовом ансамбле принадлежит парку, спроектированному Андре Ленотром. Он отказался от искусственных водопадов и каскадов в стиле барокко, символизировавших стихийное начало в природе. Бассейны Ленотра четкой геометрической формы с зеркально гладкой поверхностью. Каждая крупная аллея завершается водоемом: главная лестница от террасы Большого дворца ведет к фонтану Латоны; в конце королевской аллеи располагаются фонтан Аполлона и канал. Парк ориентирован по оси “запад – восток”, поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в воде, возникает удивительно красивая и живописная игра света. Планировка парка связана с архитектурой – аллеи воспринимаются как продолжение залов дворца.
Главная идея парка – создать особый мир, где все подчинено строгим законам. Не случайно многие считают Версаль блестящим выражением французского национального характера, в котором за внешней легкостью скрывается холодный рассудок, воля и целеустремленность.
Литература и искусство в XVII веке достигли бесспорных высот благодаря подъему, который переживали прогрессивные общественные силы страны в связи с ее экономическим и социальным развитием.
Несмотря на обострение внутренних противоречий в стране в это время, несмотря на войны, восстания и бунты, данный период является выдающимся в развитии французской культуры.
Абсолютная монархия стремилась подчинить идеологическому контролю всю культурную жизнь страны. В искусстве для короля главенствовала идея прославления его власти, на нее не жалели ни средств, ни сил.
К украшению Версаля были привлечены виднейшие французские архитекторы, художники и скульпторы, садоводы и мебельщики. В его сооружении участвовали лучшие инженеры и техники, тысячи рабочих и ремесленников. Возведение и содержание Версаля, ставшего символом величия абсолютизма, требовали огромных затрат, но власть предержащие шли на любые расходы, понимая идейную направленность подобных сооружений.
Постепенно классицизм – стиль, обращенный к высшим духовным идеалам, — стал провозглашать идеалы политические, а искусство из средства нравственного воспитания превратилось в средство идеологической пропаганды. Хотя, наверное, этого не избежала ни одна эпоха…
Но мы бесконечно благодарны этим известным и неизвестным художникам, скульпторам, архитекторам, которые создали эту красоту, воплотили ее в камне, ведь именно благодаря им мы можем восхищаться ею, понимать ее. Этот стиль ушел, как ушли его творцы, как ушла эпоха короля-солнца, но мы помним о них, ведь никогда потом не создавалось более прекрасных зданий, парков, чем эти! Как же далеко архитектуре нашего времени до них!
Садово-ландшафтный дизайн | Британика
Версальский дворец: сады
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Александр-Жан-Батист Ле Блонд
- Похожие темы:
- парк фонтан лабиринт солнечные часы Ландшафтная архитектура
Посмотреть всю информацию по теме →
садово-ландшафтный дизайн , обустройство и декоративное озеленение садов, дворов, площадок, парков и других видов территорий. Садово-ландшафтный дизайн используется для благоустройства зданий и общественных зон, а также в зонах отдыха и парках. Это одно из декоративных искусств, связанное с архитектурой, городским планированием и садоводством.
Растительный ландшафт, который покрывал большую часть континентов Земли до того, как люди начали строить, все еще окружает и пронизывает даже самые большие мегаполисы. Усилия по проектированию садов, а также по сохранению и развитию открытых зеленых пространств в городах и вокруг них — это усилия по поддержанию контакта с первоначальным пасторальным сельским ландшафтом. Сады и дизайнерские ландшафты, заполняя открытые пространства в городах, создают преемственность в пространстве между структурными городскими ландшафтами и открытыми сельскими пейзажами за их пределами. Более того, сады и дизайнерские ландшафты имеют особый тип преемственности во времени. Здания, картины и скульптуры могут существовать дольше, чем конкретные растения, но постоянный циклический рост и изменение растений обеспечивают непрерывное временное измерение, чего никогда не могут достичь статичные структуры и скульптура.
В этой статье обсуждаются функциональные аспекты ландшафтного дизайна, эстетические и физические компоненты дизайна, различные виды частного и общественного дизайна, а также роль и развитие садоводства в истории человечества.
Функции и задачи садового и ландшафтного дизайна
Аспекты ландшафтной архитектуры
Садово-ландшафтный дизайн является существенной частью, но далеко не всей работой профессии ландшафтного архитектора. Ландшафтная архитектура, определяемая как «искусство обустройства земли и объектов на ней для использования и удовольствия человеком», также включает планирование участка, планирование земли, генеральное планирование, городской дизайн и планирование окружающей среды. Планирование участка включает в себя планы конкретных застроек, в которых показано точное расположение зданий, дорог, коммуникаций, элементов ландшафта, топографии, водных объектов и растительности. Земельное планирование предназначено для крупномасштабных застроек, включающих разделение на несколько или множество участков, включая анализ земли и ландшафта, технико-экономические обоснования экономических, социальных, политических, технических и экологических ограничений, а также подробные планы участка по мере необходимости. Генеральное планирование предназначено для землепользования, сохранения и развития в еще больших масштабах, включая комплексные области или единицы ландшафтной топографии или комплексные системы, такие как открытое пространство, парк-рекреация, водоснабжение и дренаж, транспорт или коммунальные услуги. Городской дизайн – это планирование и проектирование компонентов открытого пространства урбанизированных территорий; он включает в себя работу с архитекторами над моделями зданий, инженерами над схемами движения и инженерными сетями, графическими и промышленными дизайнерами над уличной мебелью, знаками и освещением, планировщиками над общим землепользованием и обращением, экономистами над экономической целесообразностью и социологами над социальной целесообразностью, потребности, желания. Экологическое планирование предназначено для природных или урбанизированных регионов или значительных территорий внутри них, в которых воздействие развития на землю и природные системы, их способность поддерживать и поддерживать развитие или их потребности в сохранении и сохранении исчерпывающе анализируются и разрабатываются как ограничения для городских условий. проектирование и мастер, земля и планирование участка. В рамках всестороннего обследования, изучения, анализа, планирования и проектирования непрерывной среды садово-ландшафтный дизайн представляет собой окончательную, детальную, точную, интенсивную доработку и реализацию всех предыдущих планов.
В идеале все эти этапы планирования и проектирования тесно следуют друг за другом в непрерывном последовательном процессе, но это случается редко. Различные уровни планирования и проектирования выполняются разными людьми в разное время; часто более сложные этапы вообще не выполняются или выполняются слишком упрощенно. Поэтому мудрый садовник или ландшафтный архитектор всегда начинает с тщательного анализа условий, окружающих проект.
Садовый и ландшафтный дизайн касается обработки участков земли, не покрытых зданиями, когда эти участки считаются важными для визуального восприятия, с утилитарной функцией или без нее. Как правило, эти земельные участки бывают четырех типов: те, которые тесно связаны с отдельными зданиями, такие как передние дворы, боковые дворы и задние дворы, или более обширные участки; вокруг и между группами зданий, такими как студенческие городки, общественные и культурные центры, коммерческие и промышленные комплексы; те, которые граничат и параллельны транспортным и коммунальным коридорам, таким как бульвары, автострады, водные пути, сервитуты электроснабжения; и парково-рекреационные открытые пространства и системы. Эти участки могут быть любого размера, от небольших городских дворов и пригородных садов до многих тысяч акров региональных, государственных или национальных парков. Хотя обычно они представляют собой зеленые зоны с растительностью на естественной территории, они могут также включать в себя игровые площадки, городские площади, крытые торговые центры, сады на крышах и террасы, которые могут быть почти полностью образованы строительством и мощением.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Таким образом,Садовый и ландшафтный дизайн работает с широким спектром натуральных и обработанных материалов, способных хорошо выдерживать специфические местные климатические условия участка. Эти материалы включают землю, камни, воду и растения, либо имеющиеся на участке, либо привезенные; и строительные материалы, такие как бетон, камень, кирпич, дерево, плитка, металл и стекло.
Архитектура Великих Моголов | Особенности, примеры и факты
Старый Дели: Красный форт
Смотреть все медиа
- Дата:
- с. 1550 – г. 1700
См. весь соответствующий контент →
Архитектура Великих Моголов , строительный стиль, который процветал в северной и центральной Индии под покровительством императоров Великих Моголов с середины 16 до конца 17 века. Период Великих Моголов ознаменовался поразительным возрождением исламской архитектуры в северной Индии. Под патронажем императоров Великих Моголов персидский, индийский и различные провинциальные стили были объединены для создания произведений необычайного качества и изысканности.
Гробница императора Хумаюна (начало 1564 г.) в Дели положила начало новому стилю, хотя в нем заметно сильное персидское влияние. Первый большой период строительной деятельности пришелся на период правления императора Акбара (годы правления 1556–1605) в Агре и в новой столице Фатехпур-Сикри, которая была основана в 1569 году. Великая мечеть последнего города (1571 год; Джами Масджид) с ее монументальные Ворота Победы (Буланд Дарзава) — одна из лучших мечетей периода Великих Моголов. Большой форт в Агре (1565–1574 гг.) и гробница Акбара в Сикандре, недалеко от Агры, — другие примечательные постройки, относящиеся к периоду его правления. В большинстве этих ранних построек Великих Моголов арки используются очень редко, вместо этого полагаясь на конструкцию из стоек и перемычек. Они построены из красного песчаника или белого мрамора.
Архитектура Великих Моголов достигла своего апогея во времена правления императора Шах-Джахана (1628–1658 гг.), и ее венцом стал великолепный Тадж-Махал. Этот период отмечен новым появлением в Индии персидских черт, которые ранее были замечены в гробнице Хумаюна. Использование двойного купола, утопленной арки внутри прямоугольного фронтона и паркового окружения типичны для периода Шах-Джахана. Симметрия и баланс между частями здания всегда подчеркивались, в то время как тонкость деталей в декоративных работах Шах-Джахана редко была превзойдена.