Архитектура эпохи классицизма: Классицизм в архитектуре России

Классицизм в архитектуре России

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания – на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова – сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.

Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков – яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм – здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе – не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

ru/TR/umi”>

Таврический дворец.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги – представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

– Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

– Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.

Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.

Смольный институт.

– В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

– Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

– Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Большой Гатчинский дворец.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

Камероновая галерея.

Другая работа Камерона – Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

автор: Марина Калабухова

Архитектура Москвы: эпоха классицизма

Архитектура Москвы: эпоха классицизма
  • mix” data-ping-position=”1″ data-featured-url=”https://kudago.com/msk/list/znakomstvo-s-moskvoj/” data-item-url=”https://kudago.com/msk/list/znakomstvo-s-moskvoj/” data-featured-path=”/msk/best/”>

    42

    106369

  • mix” data-ping-position=”1″ data-featured-url=”https://wonder-circus.ru/patrul?utm_source=fedin&utm_medium=kudago&utm_campaign=patrul&erid=Pb3XmBtzsxtm3hmzaxQjhWKSxFBmVqt16u59yF6″ data-item-url=”https://kudago.com/msk/event/teatr-lohmatyij-patrul/” data-featured-path=”/msk/best/”>

    Реклама

    Реклама

    2390

  • 41

    246264

  • mix” data-ping-position=”2″ data-featured-url=”https://kudago.com/msk/list/kuda-shodit-s-detmi-9/” data-item-url=”https://kudago.com/msk/list/kuda-shodit-s-detmi-9/” data-featured-path=”/msk/best/”>

    14 52472

  • mix” data-ping-position=”2″ data-featured-url=”https://smuzi-quiz.com/games?utm_source=cudago_msk&erid=Kra23Vf4d” data-item-url=”https://kudago.com/msk/list/muzyikalnyie-barnyie-viktorinyi/” data-featured-path=”/msk/best/”>

    Реклама

    Реклама

    243

  • 44

    104826

  • mix” data-ping-position=”2″ data-featured-url=”https://kudago.com/msk/list/organnaya-muzyika-v-moskve/” data-item-url=”https://kudago.com/msk/list/organnaya-muzyika-v-moskve/” data-featured-path=”/msk/best/”>

    136

    172799

  • mix” data-ping-position=”3″ data-featured-url=”https://romanticroom.ru/?utm_source=kudago&erid=Pb3XmBtzt7GbZzb6LxAmbyhKZxpcvcm1UKjQUwg” data-item-url=”https://kudago.com/msk/event/entertainment-romanticheskoe-svidanie-na-67-etazhe/” data-featured-path=”/msk/best/”>

    Реклама

    Реклама

    37467

  • 12

    14211

  • mix” data-ping-position=”3″ data-featured-url=”https://pnr360.ru/?utm_source=kudago&utm_medium=cpc&utm_term=interesnoe-mesto-panorama-360&utm_content=glavnaya&utm_campaign=promo&erid=Pb3XmBtzssmT9mgCd97sYX8ow3FtGtjmC5jadZY” data-item-url=”https://kudago.com/msk/place/interesnoe-mesto-panorama-360/” data-featured-path=”/msk/best/”>

    Реклама

    Реклама

    209638

Большой театр

Фото: twitter.com

Дом Пашкова

Фото: photosight.ru

Усадьба Суханово

Фото: wikimedia. org

Сенатский дворец

Фото: fotoload.ru

Здание Благородного собрания

Фото: sevzakon.ru

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Джаз, средневековая и классическая музыка на органе. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250

Смотреть расписание

Дом Юшкова (Российская академия живописи, ваяния и зодчества)

Ярчайший пример классицизма в архитектуре Москвы — дом генерал-поручика Ивана Юшкова, который так и не увидел здание законченным. Ядро постройки — полуротонда с колоннадой, которую неоднократно копировали другие архитекторы нынешней столицы. Сын Юшкова устраивал в пышном здании балы и приёмы, хозяева славились своим радушием и гостеприимством. Сегодня в доме обосновалась Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

 ул. Мясницкая, д. 21
Дом Пашкова

Михаил Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита» назвал этот дом одним из красивейших зданий Москвы. Постройку считают образцом классицизма в столице, но его архитектор неизвестен. Существует легенда, что дом построил знаменитый Баженов. Он якобы обиделся на Екатерину II, которая не позволила зодчему перестроить Кремль, и выстроил напротив него здание-укор — глядите, императрица, чего вы лишились. Однако подтверждений этой легенде нет.

 ул. Воздвиженка, д. 3/5, стр. 1
Большой театр 0+

Архитектор Осип Бове задумывал здание Большого театра как композиционный центр города-храма, восславляющий победу над Наполеоном в 1812 году. Величественный театр с колоннадой и обращённым к зрителям Аполлоном на квадриге возвышается над строгой площадью. Однако здание театра, которое мы видим сегодня, — восстановленный проект Бове. Оригинальная постройка сгорела в середине XIX века. Альберт Кавос, который возрождал постройку, сохранил объём и планировку, но переработал архитектурный декор и оформил фасады в духе эклектики.

 пл. Театральная, д. 1
Церковь Филиппа Митрополита

Перестроенная Матвеем Казаковым в XVIII веке церковь задумывалась как резиденция для митрополита. Строительство шло 10 лет. К существующей каменному храму (точнее, к трапезной и колокольне) архитектор пристроил церковь-ротонду. Здание украшают колонны, выстроенные полукругом, портики, наличники и фриз.

 ул. Гиляровского, д. 35
Сенатский дворец

Ещё одна жемчужина классицизма в Москве. Его строили в течение 11 лет при Екатерине II, во славу Российской империи. Строительством занимался тот же Матвей Казаков. По его задумке, Сенатский дворец должен был олицетворять гражданские идеалы, законность и правосудие. Поэтому здание сделано таким лаконичным. Работа Казакова так понравилась императрице, что на радостях она подарила жене архитектора свои перчатки, а самому зодчему — бриллиантовый перстень.

 пл. Красная
Усадьба Суханово

Прототип усадьбы Болконских в романе «Война и мир»

Над внешним видом усадьбы трудились лучшие петербургские архитекторы, которые работали при дворе императора. Но автор проекта усадебного дома до сих пор точно не известен. Колонны, ротонды, плафоны — усадебные постройки являются ярким примером классицизма в архитектуре.

 Московская обл., г. Видное, п/о Суханово
Здание Благородного собрания

Здание в стиле московского классицизма построили два века назад для проведения балов и торжественных собраний. Главный фасад украшают шесть колонн ионического ордера и плоские портики. Горожан поражало и внутреннее убранство: расписанные стены и потолки, пилястры и колонны. В советское время здание превратилось в Дом Союзов. Такое же название оно носит и сегодня.

 ул. Большая Дмитровка, д. 1
Императорский Воспитательный дом

Здание строили больше 200 лет, если считать время от закладки до окончания стройки. Это одна из самых крупных построек дореволюционной Москвы. В длину оно растянулось на 379 метров. В советские годы здание планировали снести ради строительства очередной высотки, но архитектор Ловейко добился достройки третьего и финального каре.

 наб. Москворецкая, д. 7
Голицынская больница

Больничный комплекс архитектор Казаков строил по традиционной схеме, в соответствии с которой во второй половине XVIII века строили большую часть барских усадеб. Ядром архитектурного ансамбля стало здание главного дома, расположившаяся в самом центре церковь и боковые флигели, а также ряд служебных корпусов, которые замыкали вместе с кирпичной оградой служебные дворы.

 просп. Ленинский, д. 10

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

Подписка оформлена

Спасибо!

Классическая архитектура в столице

Культура

Пара законопроектов в Конгрессе вернет зданиям дяди Сэма классический дизайн.

(Фото Джеймса Лейнсе/Corbis через Getty Images)

Моя предыдущая статья для The American Conservative касалась хаоса послевоенного «обновления городов», устроенного в юго-западном квадранте Вашингтона, округ Колумбия. Заметной чертой этого хаоса является здание Департамента жилищного строительства и городского развития Роберта К. Уивера, спроектированное Бывший светила Баухауза Марсель Брейер. По заказу застройщика и домовладельца дяди Сэма, Управления общих служб (GSA), и завершено в 1968, это бруталистская груда, влекущая за собой диаграммное слияние изогнутых масс, которое было специальностью Брейера. Ранее он использовал эту технику в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО и в исследовательском центре IBM на юге Франции.

Федеральное здание Роберта К. Уивера на юго-западе Вашингтона, округ Колумбия.
Авторы и права: Кэрол М. Хайсмит, Коллекция эстампов и фотографий
Библиотеки Конгресса

Фасады здания Weaver украшены монотонными сетками квадратных окон с крутыми подоконниками. Они опираются на уродливые, свиные опоры или pilotis, с узкими треугольными прорезями. Пространство главного фасада здания вдоль 7-й улицы оказалось настолько пустынным, что в конце концов пришлось вызвать ландшафтного фокусника, чтобы загромождать его чем-то вроде семи пластиковых летающих тарелок, или пончиков, или фрисби, или спасательных кругов — выбирайте сами — подвешенными. на тонких столбах, а также огромные круглые горшки с травой, которые служат скамейками.

Штаб-квартира HUD — одно из тех забытых творений, раскрывающих зияющую пропасть между чувствами идеологизированных элит, которые доминировали в послевоенных архитектурных дебатах, и чувствами широкой публики. Соответственно, архитектурный критик New York Times, , в дерзкой демонстрации высокомерия и невежества провозгласил, что здание Уивера «добавляет качественный дизайн и подлинный стиль двадцатого века городу, остро нуждающемуся в обоих».

Еще два десятилетия назад мрачная ирония в том, что здание HUD выросло в районе, где тысячи преимущественно чернокожих жителей с низким доходом лишились своих домов, в то время как столица страны потеряла исторический район, который, хотя и пострадал со значительной ветхостью, в высшей степени подходил для восстановительной кампании — все еще терялся в ярких огнях GSA. В публикации 2003 года агентство с энтузиазмом восхваляло эту незаконную структуру «за то, что она взяла на себя ведущую роль в юго-западной зоне развития округа Колумбия в Вашингтоне» и символизировала «приверженность федерального правительства обновлению городов по всей стране». Высокомерие и невежество в пиках.

Джек Кемп, Джордж Х.В. Секретарь Буша-младшего HUD высказался за здравый смысл, назвав здание Уивера «десятью этажами подвала». То же самое сделал и секретарь HUD президента Обамы Шон Донован, отметив, что «это здание является одним из самых ненавистных в Вашингтоне — и не без оснований». Я понятия не имею, что Кемп и Донован отнесутся к законопроекту, представленному во вторник сенатором-республиканцем от Флориды Марко Рубио, который восстановит классическую и традиционную архитектуру в качестве предпочтительных способов строительства дяди Сэма. Но закон Рубио о благоустройстве федеральной гражданской архитектуры, разработанный совместно с пятью другими сенаторами-республиканцами и дополненный законопроектом Палаты представителей, внесенным в конце прошлого месяца членом палаты представителей от Республиканской партии Джимом Бэнксом из Индианы, устраняет ту же пропасть между мнением элиты и инстинктивным здравым смыслом. И это подтверждает растущий интерес со стороны консервативных политиков к улучшению в целом плачевного состояния нашей гражданской архитектуры.

Войны за федеральную архитектуру разгорелись в последний год президентства Дональда Трампа. В феврале 2020 года просочился проект указа, предписывающего традиционные архитектурные стили в качестве «предпочтительной» нормы для зданий судов США, штаб-квартиры агентства и других зданий с бюджетом более 50 миллионов долларов (за исключением портов въезда). Для столицы страны приказ предписывал классицизм как идиому «по умолчанию». Американский институт архитекторов, в первую очередь, осудил приказ о лишении прав «сообществ». Эксперты в области архитектуры сошли с ума. «Становится неизбежно очевидным, что политический modus operandi Дональда Трампа во многих отношениях напоминает тактику нацистов», — заявил один из них. «Что хорошего в поддельных римских храмах?» Раз произнесено.

В конце концов, Трамп подписал приказ в конце года — к тому времени он, конечно, был хромой уткой. Президент Джо Байден отменил его после месяца пребывания в должности, а Белый дом Байдена предпринял беспрецедентную операцию по суммарному лишению прав нескольких назначенных Трампом членов влиятельного федерального наблюдательного совета, Комиссии изящных искусств, начиная с председателя Джастина Шубоу. Шубоу, президент Национального гражданского художественного общества, сыграл важную роль в поддержании проблемы федеральной архитектуры на Капитолийском холме.

Федеральное здание Уильяма Джефферсона Клинтона в Вашингтоне. Кредит:
Моро1, Creative Commons.

Соединенные Штаты становились все богаче и богаче после Второй мировой войны, но их архитектура становилась все беднее и беднее. Эта реальность действительно поражает, если вы сравните фасад здания HUD на 7-й улице с полуциклическим фасадом здания Уильяма Джефферсона Клинтона в Федеральном треугольнике Вашингтона, построенного всего на 34 года раньше, чем здание Брейера. Вместо немодулированной грубости Уивера здание Клинтона, в котором сейчас находится штаб-квартира Агентства по охране окружающей среды, предлагает симфоническое расположение архитектурных мотивов. Рустованные арки на уровне земли передают ощущение мускулистой, но изящной структурной поддержки, красиво подчеркнутой замковыми камнями. Центральный трехпролетный выступ украшен гигантским ордером парных ионических колонн над аркадой, увенчанным фронтоном с многофигурным скульптурным рельефом, Дух прогресса и цивилизации. Каждый конец полуцикла перемежается выступающим павильоном с двумя парами колонн. Балюстрада, повторяющая ту, что над аркадой, выходит на низкую мансардную крышу и ее мансардные окна с фронтонами. Куда бы вы ни посмотрели в этом дизайне, микрокосм работает в гармонии с макрокосмом и усиливает его.

Такова органическая, организованная сложность классической традиции, которую модернизм считал недостойной своего дивного нового мира. Правда, закон, восстанавливающий классически ориентированный федеральный патронаж — норму на протяжении большей части истории нашей страны — не вернет величие клинтоновского дома одним махом. Это величественное здание является продуктом культуры строительства, которая была почти полностью разрушена после Второй мировой войны. Это продукт строительной культуры, направленной на создание архитектурных артефактов, предназначенных для того, чтобы простоять веками, вместо того, чтобы пройти через стандартный цикл модернистской одноразовой культуры износа и морального устаревания. Более того, современные федеральные бюджеты на строительство не дадут нам того качества, которого добилась знаменитая нью-йоркская фирма Delano & Aldrich в здании Клинтона. Но также верно и то, что дядя Сэм способен возводить приятные структуры, указывающие нам правильное направление.

Федеральное здание США и здание суда, Таскалуса. 2011.
Кредит: HBRA Architects. Галерея атриума верхнего уровня в здании суда Таскалуса с картинами Калеба
О’Коннора. Кредит: Архитекторы HBRA.

Пожалуй, лучшим примером такого здания является десятилетнее здание суда США в Таскалузе, штат Алабама, спроектированное чикагской архитектурной фирмой HBRA Architects. Возведенное благодаря влиянию бывшего сенатора-республиканца Ричарда Шелби, это простое, величественное здание, облицованное известняком, восходит к греческому возрождению, классическому стилю, получившему широкое распространение в этой стране в первой половине XIX в.век. В здании суда Таскалуса есть большой портик с греческими дорическими колоннами (что означает отсутствие оснований, только валы и капители), окруженный с каждой стороны небольшим павильоном, сочлененным пилястрами. Основное внутреннее пространство представляет собой атриум с галереей на втором этаже, дизайн которой включает красивые ионические колонны с расписными деталями, вдохновленными Эректейоном в Афинах. Галерею также украшают шестнадцать фигуративных картин, посвященных истории Алабамы. Работа Калеба О’Коннора, они представляют собой благотворный отход от самодовольных абстракций, которые часто используются творческими типами в ролодексе GSA – например, довольно грязное, 250-футовое множество мазков Моник Ван Гендерен, предназначенных для пробуждения Саскуэханны. Река, украшающая вестибюль унылого нового здания федерального суда в Гаррисберге, штат Пенсильвания.

Фреска Моник ван Гендерен, Я думал о тебе … Народная живопись, в здании суда США Сильвии Х. Рэмбо в Гаррисберге,
Пенсильвания, дизайн Ennead Architects. 2022. Фото:
судов США.

Однако любые усилия по систематизации архитектурной эстетики неизбежно будут иметь недостатки. Рубио и Бэнкс, чьи законопроекты включают в себя основные элементы распоряжения Трампа, предоставляют подробный список предпочтительных исторических стилей, в основном с целью соблюдения региональных традиций. Это упражнение в бесполезности. Возрождение Пуэбло? Пожалуйста. Архитектура Пуэбло — драгоценная национальная реликвия, но ее отношение к современной федеральной архитектуре очень ограничено. То же самое относится к готике и романскому стилю, с обоими стилями сложнее справиться, чем с классическим.

Классический канон является истинным источником стилистического разнообразия и региональной уместности, а также непревзойденным источником архитектурных форм и условностей, которые определяли федеральный образ в общественном сознании с момента основания. Это все, что купюры Rubio-Banks могут сказать о стиле. Законопроекты не запрещают модернистские проекты, но устанавливают планку официального одобрения намного выше, оговаривая, что они должны быть показаны «такими же красивыми и отражающими достоинство, предприимчивость, энергию и стабильность» американского правительства, как и проекты. «сопоставимой стоимости» в предпочтительных идиомах. Планка должна быть установлена ​​выше и для неклассических исторических стилей. Законопроекты также, и это очень разумно, требуют тщательного изучения проблем структурных характеристик, возникающих в связи с модернистскими проектами.

Реализация, однако, представляет собой еще одну проблему, и сомнительно, что Рубио и Бэнкс с ней справились. Рубио предлагает совет по улучшению федеральной архитектуры. В его совет войдет председатель Комиссии изящных искусств — в настоящее время руководитель фирмы, спроектировавшей ужасно деформированную башню, которая украсит Президентскую библиотеку Обамы в Чикаго, — а также бывшие председатели CFA, желающие работать, секретарь CFA, архитектор Капитолия или уполномоченное лицо, а также уполномоченный по обслуживанию общественных зданий GSA и главный архитектор. В совет Рубио также войдут до десяти человек, назначаемых Конгрессом. Ни в коем случае нельзя быть уверенным в том, что люди, симпатизирующие его целям, действительно составят большинство в течение оговоренных пяти лет существования совета. Это может привести к добавлению уровня бюрократических распрей к федеральной архитектурной драке. Может быть, было бы более разумно просто принять законодательные рекомендации по проектированию зданий дяди Сэма и оставить рассмотрение проектов комитетам Конгресса, которым поручено надзор за GSA. Получившийся в результате процесс не был бы идеальным, но он почти наверняка был бы гораздо предпочтительнее, чем статус-кво.

Здание суда США Джейкоба Вайнбергера в Сан-Диего, спроектированное офисом
Джеймса Нокса Тейлора, главного архитектора Министерства финансов.
Кредит: Администрация общих служб.

Что касается вопроса стиля, то законодателям следует принять широкомасштабную концепцию классицизма. В Сан-Диего классические формы во многом определяют испанский колониальный характер очень достойного здания суда США Джейкоба Вайнбергера (1913). Это, безусловно, подходящее для региона здание, и его дополняет любое количество зданий эпохи георгианского или колониального возрождения в других частях страны. Вот почему такая уместность была оговорена помощником администрации Кеннеди Дэниелом Патриком Мойниханом в его «Руководящих принципах федеральной архитектуры» от 1962. Принципы Мойнихэна не имеют обязательной юридической силы, но послужили священным писанием для GSA именно потому, что они отвергли идею «официального стиля» — то есть классицизма — и в то же время фактически уполномочили модернистский истеблишмент определять условия федерального покровительства. Поступая таким образом, они препятствовали реализации федеральных зданий, отражающих «достоинство, предприимчивость, энергию и стабильность» нашего правительства — фраза Мойнихана, повторенная в указе Трампа и законопроектах Рубио и Бэнкса.

Федеральное офисное здание Эдварда Дж. Шварца в Сан-Диего и
Здание суда. Архитектор неизвестен. Фото: Суды США.

Возвращаясь к региональной уместности, модернистское здание суда США Эдварда Дж. Шварца из Сан-Диего (1975) резко контрастирует со зданием Вайнбергера. Этот кирпичный громадина находится в пригородном офисном парке в США. То, что сейчас является Федеральным зданием Иполито Ф. Гарсии и зданием суда США (1937 г.), сочетает в себе величественную манеру вашингтонского здания Клинтона с крышей из терракотовой черепицы и штрихами испанского барокко, которые делают его как дома в Сан-Антонио. Но что уместно в новом здании федерального суда в этом городе? Бессмысленно перегруженное постмодернистское кондитерское изделие, его стеклянная поверхность требует множества жалюзи. Его скудные металлические стойки анорексично «отсылают» к классическим колоннам. Он тоже может быть абсолютно где угодно. И то, что мы видим в этой структуре, является не столько выражением «достоинства, энергии, предприимчивости и стабильности», сколько изношенным архитектурным модным заявлением.

Федеральное здание Иполито Ф. Гарсии и здание суда США, Сан-Антонио, Техас.

С другой стороны, это правда, что недавно построенные федеральные суды в Эль-Пасо и Лас-Крусес, штат Нью-Мексико, пытаются «сослаться» на народные строительные традиции Юго-Запада. Эти прискорбно беспорядочные строения справедливо высмеивались как «деконструированные саманы». Модернистские здания судов в Гаррисберге, Сан-Антонио, Эль-Пасо и Лас-Крусес являются результатом программы GSA Design Excellence, запущенной в 19 году.94, чтобы улучшить архитектурную игру агентства. Как и здание суда Таскалуса, но оно входит в число немногих классических зданий среди 153 GSA, введенных в эксплуатацию в рамках программы.

Федеральный суд Сан-Антонио. 2022. Разработано студией Lake-Flato
Architects. Предоставлено: Lake-Flato Architects.

Рубио и Бэнкс предвидят возможный редизайн модернистских федеральных зданий в классическом или традиционном стиле. К сожалению, многие из новых зданий дяди Сэма имеют разрозненные или фрагментированные массивы, которые практически невозможно успешно перепроектировать. А как насчет его более утилитарного запаса модернистских коробок?

Федеральное здание Эдит Грин-Венделл Вятт в Портленде, штат Орегон,
, первоначально спроектированное Skidmore, Owings & Merrill. Кредит: М.О.
Стивенс, Creative Commons. Здание Green-Wyatt с новым внешним видом, построенное в 2013 году.
Предоставлено: M.O. Стивенс, Creative Commons.

Здесь у нас есть интересный пример: 18-этажная бетонная коробка, возведенная в Портленде, штат Орегон. Десять лет назад это совершенно стерильное здание, которое впервые открылось в 1975 году, получило новую внешнюю оболочку из стекла, украшенную безумным набором алюминиевых «камышов», а также живописно наклоненную крышу. Вместо этого здание могло бы получить классический косметический ремонт. Проблема, скажет вам знающий архитектор, в том, что первоначальное здание, вероятно, не было рассчитано на срок более 60 лет. Долговечность конструкции и стоимость модернизации систем могут во многих таких случаях сделать старое разрушение предпочтительнее реконструкции и модернизации. Возможно, вполне уместно, что внешний вид здания в Портленде кажется обреченным на довольно короткий срок годности.

Классическая традиция — это открытая система с глубокой историей. Он включает в себя ар-деко, модернистский стиль многочисленных федеральных зданий, возведенных между мировыми войнами. Но инновации в рамках традиции должны доказать свою эстетическую и практическую ценность, если сравнить их с прецедентами. Последний главный архитектор казначейства Луи А. Саймон, чье ведомство руководило строительством федеральных зданий с 1852 года до кануна Второй мировой войны, оставил после себя благородное наследие зданий в классическом стиле, от полностью традиционных до изысканных.0009 модерн. Сейчас как никогда это наследие достойно подражания.

Конечно, GSA и AIA предпочли бы кодифицировать статус-кво. Законодательство, носившее название, достойное Оруэлла, «Закон о демократии в дизайне», могло бы сделать именно это; законопроект, который также был внесен в обе палаты Конгресса, — не первая подобная попытка, и, надеюсь, она ни к чему не приведет. Какой бы ни была судьба их законодательства, Рубио и Бэнкс оказывают нашей стране услугу, привлекая внимание к зданиям дяди Сэма. На пути к федеральной архитектуре, достойной нации, неизбежно будут пробы и ошибки, но мы на правильном пути.

Реклама

Классическая архитектура

  • $35. 00 Мягкая обложка
  • Твердая обложка

320 стр., 6 x 9 дюймов,

  • Мягкая обложка
  • 9780262700313
  • Опубликовано: 16 октября 1986 г.
  • Издательство: The MIT Press

35,00 $

  • Твердый переплет
  • 9780262200592
  • Опубликовано: 16 октября 1986 г.
  • Издатель: MIT Press

$20,00

  • Книжный магазин MIT Press
  • Случайный дом пингвинов
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин. org
  • Индивидуальный
  • Индиго
  • Книг на миллион

Другие розничные продавцы:

  • Книжный магазин MIT Press
  • Случайный дом пингвинов
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин.org
  • Индивидуальный
  • Индиго
  • Книг на миллион
  • Amazon.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *