Архитектура эпохи эллинизма: Архитектура эпохи эллинизма

Эллинистическая архитектура | Архитектура Древней Греции

Глава «Эллинистическая архитектура» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)


Расширение тематики и средств художественной выразительности наряду со снижением идейной значимости характерной для архитектуры эпохи эллинизма. Поражает размах эллинистического строительства как в отношении размеров, так и в отношении количества сооружений; в это время заново реконструированы и построены сотни новых городов (один Александр Македонский согласно преданию, основал на пути своих завоеваний 70 «Александрий»). Строительство ряда новых городов диктовалось необходимостью создания широкой сети торговых и военных опорных пунктов для освоения новых территорий и обеспечения торговых путей на эллинистическом Переднем Востоке.

Карта 3. Эллинистические монархии около 300 г. до н.э.

Были основаны такие мировые столицы, как Александрия в Египте, ставшая культурным центром всего эллинистического мира, Антиохия в Сирии, Селевкия в Месопотамии с их огромными дворцами и храмовыми комплексами, садами и загородными виллами, а также знаменитая Александрийская гавань с ее монументальным маяком Фаросом, известным нам по описаниям и изображениям на монетах. Быстро растет обширная сеть благоустроенных дорог, связывавших торговые города империи. Это грандиозное строительство сопровождалось развитием архитектурной науки, выразившимся в ряде упоминаемых Витрувием трудов по теории и практике архитектуры.

В области строительства новых типов сооружений эпоха эллинизма, хотя и не делает существенного вклада, за исключением библиотек, дворцов монархов и некоторых видов культовых (монументальные алтари и гробницы) и инженерных (гавани, маяки) сооружений, но приводит к существенному обновлению ранее сложившихся, особенно таких общественных зданий, как залы собраний, рынки, театры, спортивные сооружения, которые наряду с храмами строятся из таких же дорогостоящих материалов и тщательно отделываются и украшаются.

Искусство «эллинизированных» восточных народов, имевших древние традиции (Египет, Финикия, Сирия и др.), хотя и получило новый толчок в своем развитии, сохранило, однако, и свои выработанные веками художественные черты. Так, например, египетские храмы в эпоху Птоломеев следуют в основном типам, выработанным Новым царством, а греческие влияния получают отражение в более свободной композиции ансамбля, живописной трактовке капителей и более разнообразном чередовании колонн различных ордеров (храмы в Эдфу и Дендера и ансамбль храмов на острове Филе).

В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система:

Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободнее сочетаются, друг с другом (например, двухъярусная колоннада — внизу дорическая, вверху ионическая — в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками (там же).

Коринфский «ордер» не получает еще широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре «малых форм». Исключение представляет единственное крупное сооружение — Олимпейон в Афинах, достроенное уже в эпоху господства римлян (рис. 1). В коринфскую капитель часто вводятся элементы восточных стилей: например египетского в Башне Ветров в Афинах или персидского в так называемом портике Быков на острове Делосе; в композицию коринфских капителей пропилей в Элевсине были введены изображения крылатых грифонов с туловищем льва. Проникание этих элементов в классическую систему греческого ордера свидетельствует об обратном влиянии восточного искусства на греческое. Характерным нововведением в обработке ордера было широко распространенное частичное каннелирование колонны только в ее верхней части (около 2/3 высоты).

1. Афины. Храм Зевса Олимпийского, II в. до н.э.

Широкое и разнообразное применение получают перистили, т. е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.

Изменение вкусов и применение ордеров в перистильных композициях отразилось на соразмерности его частей. Колонны получают большую стройность не только в перистильных, но и в периптеральных композициях (в перистилях отношение диаметра дорической колонны к ее высоте становится меньше 1/7, в периптерах доходит до 1/7, в ионических колоннах — до 1/10).

Стройность и легкость колонн сочетается со значительным расширением интерколумниев до 4 D в перистильных композициях и до 3,5 D в периптеральных. Высота капителей и антаблемента в ордерах также значительно уменьшается. Детали ордеров, особенно в перистилях, отличаются изяществом и утонченностью архитектурной проработки, сложностью очертания обломов, тонкостью профилировки и орнаментальных порезок, близкой по своему характеру к проработке деталей интерьера.

Обработка квадровой стены при помощи членения ее ордером пилястр или полуколонн получает в эллинистический период почти такое же широкое распространение, как и перистиль.

В отношении материалов и конструкций эллинистическое строительство мало чем отличается от строительства предшествующей эпохи, если не считать усовершенствования транспортных и грузоподъемных механизмов и более широкого применения разнообразных облицовочных материалов. Известны также единичные примеры клинчатых арок и цилиндрических сводов.

В прямой связи со строительством богатых жилых домов, дворцов и вилл находится развитие садово-паркового и прикладного искусств — декоративной скульптуры, резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, металлопластики, терракотовых статуэток, посуды и мебели. Особенно славилась своими обширными и великолепными парковыми ансамблями, расположенными в центре города, Александрия Египетская (Мусейон и роща Дикастериона) и Антиохия в Передней Азии с ее известным всему греческому миру парком Дафны, достигавшим 80 стадий в окружности (около 15 км).

Парки эллинистических городов украшались фонтанами, бассейнами, декоративной скульптурой, гротами, портиками, беседками и т.п.

Значителен вклад эллинизма в развитие новых форм синтеза искусств в архитектурных ансамблях и в отделке интерьера жилых и общественных зданий. Эллинистические мастера более свободно сочетают скульптуру и живопись с ордерными композициями и стеной не только во фризах, фронтонах и метопах, но и в других частях зданий (цоколи, интерколумнии, базы колонн, глухие балюстрады). Большого богатства и разнообразия достигла декоративная отделка стен и полов жилых зданий живописью и цветной мозаикой со сложными орнаментальными и сюжетными изображениями.

Архитектура эллинистического периода. Анализ памятников эпохи эллинизма • Архитектура

В конце IV в. до и. э. начинает происходить процесс разложения древнегреческих полисов, который продолжается до конца I в. до и. э. В 388 г. до и. э. города-государства Греции подчинились Македонскому царству. Царь Александр Македонский (Александр III Великий, ААафгу5ро<; Г’ 6 Мвуш;, Alexander III Magnus, 20 (21) июля 356 г. — 10 июня 323 г. до и. э.), завоевав Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, обширные территории Персидского царства, Мавераннахр, Туран, Бактрию и Согдиану, создал огромное и уникальное государство.

Первую в мире мировую империю, простиравшуюся от Черного моря до реки Инд и от Средней Азии до Египта. Особенностью этого государства можно считать то, что впервые был издан ряд указов, которые объявляли всех подданных Александра подданными его империи вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности.

Помимо этого, на всей территории страны национальными были признаны все языки — греческий, македонский, персидский, согдийский, египетский, урду. Это не только способствовало развитию мировой торговли, но и развитию синкретической  архитектуры, которая получила название архитектуры эллинизма. После смерти Александра в 323 г. его империя распалась, но базовые принципы ее государственности сохранялись, и в результате возник ряд государств, которые в современной историографии называются эллинистическими, а весь период между 323-30 гг. до и. э. именуется эпохой эллинизма.

Этот период характеризуется новым этапом греческой колонизации Востока и Причерноморья. Греческие колонии-поселения появляются в Египте и в Сирии, в Согди- ане и Греко-Индийском царстве. В этот период происходит бурное развитие новых городов— Мараканды (Самарканда), Мерва, Паро- памисады (Кабул), Бассы, Балха и восстановление старых — Милета, Приен, Пергама. Градостроительство в этот период имело прогрессивный характер, в основе многих новых городов лежала так называемая гипподамова сетка — регулярная планировка.

Правда, рассматривая регулярную планировку городов эпохи эллинизма, надо сделать некоторые исключения. Так, до сих пор идут споры о том, были ли перестроены в эпоху эллинизма Афины. Благодаря своему большому размеру этот город так и не получил своего «правильного» регулярного плана. Например, Геродот пишет о том, что «план Афин подобен колесу». Это может говорить о его кругообразной форме и радиальной структуре. В планировочной структуре эллинистического города есть определенные отличия от классического периода.

Если в эпоху «золотого пятидесятилетия» 480-430 гг. до и. э. доминирующее значение в планировке города играет храмовый ансамбль, то в эпоху эллинизма центр города формируется в основном вокруг общественных зданий. Так, например, во II в. до и. э. был перестроен город Приена. Но самым характерным примером подобной эллинистической модели города является ансамбль Акрополя в городе Пергаме (III-II вв. до и. э.).

Он состоял из сгруппированных на рельефе местности общественных зданий — театр, библиотека, рынок, террасы. Здания храмов, в том числе знаменитый Пергамский алтарь бога Зевса, в этой целостной архитектурной композиции являлись лишь одним из составных элементов архитектурного комплекса. В этот же период происходит обратный процесс воздействия местных культур и архитектурных традиций на развитие греко-македонской культуры.

В результате создается тот уникальный стиль, который в настоящее время именуется архитектурой эллинизма. До настоящего времени дошло много уникальных архитектурных сооружений этого времени — храм Гарни I в. до н. э. (Армения), храм бога Апполона в Бассах (Сирия), Дербентская крепость, храм Зевса Олимпийского в Афинах. Несмотря на эллинизацию местной архитектуры, в ней получают отражения элементы архитектурного синкретизма (соединения) форм и композиционных приемов греко-македонской метрополии и художественно-архитектурных и композиционных приемов завоеванных государств. Ордер продолжает оставаться основным средством архитектурно-художественной выразительности, однако в этот период теряет черты строгости и обобщенности. Вместо величественного дорического ордера все чаще применяется ионический стиль и коринфский ордер.

Западная архитектура | История, стили, примеры и факты

Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон Холл

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
заказ Классическая архитектура живописный Архитектура эпохи Возрождения Неоклассическая архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Западная архитектура , история западной архитектуры от доисторических культур Средиземноморья до 21 века.

История западной архитектуры отмечена рядом новых решений структурных проблем. В период от зарождения цивилизации до древнегреческой культуры методы строительства прогрессировали от односкатной крыши и простых ферм к вертикальным стойкам или колоннам, поддерживающим горизонтальные балки, или перемычки ( см. стоечно-перемычная система). Греческая архитектура также формализовала многие структурные и декоративные элементы в три классических ордера — ионический, дорический и коринфский, — которые в большей или меньшей степени повлияли на архитектуру с того времени. Римляне эксплуатировали арку, свод и купол и шире использовали несущую каменную стену. В период позднего средневековья постепенно появились стрельчатые арочные, ребристые и опорные системы. К этому моменту многие проблемы строительства кирпичной и каменной кладки были решены, и, помимо декоративных достижений, до промышленной революции было достигнуто мало инноваций. Не раньше 1920-го века, с появлением чугунных и стальных конструкций, наступила новая архитектурная эпоха, и стали возможными более высокие, широкие и легкие здания.

С развитием технологий 20-го века новые структурные методы, такие как консольные, получили более широкое распространение. На рубеже 21 века компьютеры еще больше расширили возможности архитекторов по осмыслению и созданию новых форм.

Для целей данной статьи «западная архитектура» означает архитектуру в Европе, а также в регионах, которые разделяют европейские культурные традиции. Например, в этой статье рассматриваются ранние архитектурные традиции в таких областях, как Египет, Сирия, Малая Азия, Северная Африка и Иерусалим, которые, начиная с эллинистического и римского периодов и продолжаясь в период Византийской империи, были тесно связаны с архитектурой. развития в Европе. К концу 15 века европейские архитектурные стили распространились на Америку. В этой статье также рассматривается североамериканская архитектура; для обработки латиноамериканской архитектуры, см. Латиноамериканская архитектура. (Архитектурные традиции коренных американцев, как правило, не подвергались влиянию европейцев; об этой истории см. Искусство коренных американцев.)

Технические и теоретические аспекты среды исследуются в другом месте;

см. архитектуру .

Викторина «Британника»

Викторина по истории архитектуры

Уильям ФлемингДэвид Джон УоткинРедакторы Британской энциклопедии

Европейские культуры эпохи металла

Эгейское море и восточное Средиземноморье

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественную связь между массивами суши Ближнего Востока и Европы. Экспансия цивилизаций Западной Азии и Египта на запад началась около 3000 г. до н. э. и привела к появлению поселений на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, заключается в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее и бронзовыми. Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до н.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники адаптировались для формирования оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как Кносс, Фест, Айя-Триада, Маллия и Тилисос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого является блестящая демонстрация строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжавшийся до нашествия ахейцев в XII в. Однако дворец, по сути, является сооружением двух последних среднеминойских периодов (1800–1580 гг. до н. э.). По своей монументальности он, несомненно, соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких построек, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северной части, обращенной к морю, большой портик из 12 пилястр давал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадь, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений. Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые помещения, искусно снабженные сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и складскими помещениями. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим с севера на юг. За этим коридором, вдоль западной стороны, был обнаружен ряд длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или сосудов для хранения масла в человеческий рост. На другой стороне коридора, обращенной к центральному двору, расположены парадные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с изображением грифона. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет поступал сверху с помощью хитроумной системы световых колодцев, а несколько портиков с колоннадами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллия, Айя-Триада, Тилисос) примерно совпадает с развитием Кносса. Каждый из них примечателен, а Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским царям построить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, бросается в глаза отсутствие крепостных стен по сравнению с большими стенами месопотамских дворцов. Поскольку критские богослужения, по-видимому, проводились в основном под открытым небом, здесь нет настоящих храмов, как на Ближнем Востоке. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное избегание внешних окон являются характеристиками, которые, по-видимому, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Вкус к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также был унаследован от более древних цивилизаций на востоке. Колонна впервые появилась в Европе в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.

Развитие погребальной архитектуры на Крите происходит от древних камерных оссуариев раннеминойского периода (2750–2000 гг. конец среднеминойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н. э. разрушило дворцы и привело к отстранению власти от микенской Греции. Архитектурные остатки на Крите сооружений догреческого дизайна, но построенных после этой катастрофы, очень редки. Несколько загородных святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 г. до н.э. Дверной проем этого храма имеет барельефы на архитектурных элементах. Отверстие над перемычкой обрамлено сидящими фигурами, а сама перемычка на нижней стороне вырезана фигурами богини и животных. Колонна, которая, кажется, стояла посреди этого дверного проема, как и во дворце Миноса, указывает на то, что минойская традиция не исчезла полностью.

Эллинистический период – искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Эллинистический период начался со смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и закончился победой римлян в битве при Акциуме в 30 г. до н. э. Полис Греции провел это время под гегемонией иностранных правителей, сначала македонцев, а затем римлян, начиная с 146 г. до н.э.

Новые центры эллинской культуры процветали в Греции и на чужой земле, включая города Пергам, Антиохию и Александрию — столицы Атталидов, Селевкидов и Птолемеев.

 

  • Обсудить форму, содержание и контекст ключевых эллинистических произведений
  • Дайте определение критическим терминам, относящимся к эллинистическому периоду
  • Опишите характеристики эллинистической архитектуры, включая стойки, коринфский ордер и использование театральности
  • Проиллюстрируйте драматический и театральный характер Пергама, как это видно на Алтаре Зевса, Гигантомахии и Умирающих Галлах
  • Сравните новый эллинистический стиль скульптуры с предыдущей классической эпохой и обсудите значение римского покровительства во втором веке до н. э.

 

Архитектура эллинистического периода

Архитектура эллинистического периода была сосредоточена на театральности и драматизме; в этот период также возросла популярность коринфского ордера. Архитектура греческого мира в эллинистический период развивала театральные тенденции, как и эллинистическая скульптура. Завоевания Александра Македонского привели к переходу власти от городов-государств Греции к правящим династиям. Династические семьи покровительствовали крупным комплексам и драматическим городским планам в своих городах. Эти городские планы часто были ориентированы на естественную среду и были предназначены для улучшения видов и создания драматических гражданских, судебных и рыночных пространств, которые отличались от ортогональных планов окружающих их домов.

Архитектура эллинистического периода чаще всего ассоциируется с растущей популярностью коринфского ордера. Однако и приказы претерпели заметные изменения. Примеры включают тонкие дорические колонны без канавок и четырехгранные капители ионических колонн, последние из которых помогли решить проблемы проектирования, касающиеся симметрии портиков храма.

Stoa

Stoa, или крытый проход или портик, использовался для соединения агор и других общественных мест. Выделение границ открытых площадок такой декоративной архитектурой создавало театральный эффект для общественного пространства, а также обеспечивало горожан основной повседневной формой защиты от непогоды. И стоа, и агора использовались торговцами, художниками, религиозными праздниками, судебными судами и гражданскими администрациями.

Стоя Атталоса (ок. 150 г. до н. э.) в Афинах была построена на Агоре под патронажем царя Пергама Атталоса II. Этот портик состоит из двойной колоннады. Он был двухэтажным, высоким, и имел ряд комнат на первом этаже. Внешняя колоннада на уровне земли была построена в дорическом ордере, а внутренняя – в ионическом. На втором уровне ионические колонны выстроились снаружи, а колонны с простой стилизованной капителью – внутри.

Восстановленная Стоя Атталоса: Это вид на мраморные колоннады на уровне земли в Агоре в Афинах, Греция.

Храм Аполлона в Дидиме

Другие примеры великой и монументальной архитектуры можно найти в Ионии, современной Турции в Пергаме и Дидиме. Храм Аполлона в Дидиме был и храмом, и оракулом.

 

 

Храм Аполлона: Основанный около 313 г. до н.э., это был храм и оракул в Дидиме, Турция.

Храм был спроектирован архитекторами Паионием из Эфеса и Дафнисом из Милета. Его строительство началось в 313 г. до н.э., но так и не было завершено, хотя работы продолжались до второго века н.э. Территория этого храма огромна. Внутренний двор был 71 фут в ширину и 175 футов в длину и содержал небольшую святыню. Двор также имел двустороннюю форму, окруженный двойным рядом из 108 колонн, каждая высотой 65 футов, которые окружали храм. Структура создает ряд внушительных пространств, от внешней колоннады до комнат оракула и внутреннего двора, внутри которого стояла святыня Аполлона. План здания также играл с театральностью и драматизмом, заставляя своих посетителей пройти через темный интерьер, а затем открываясь в светлый и открытый двор, у которого не было крыши. Здание резко отличается от усовершенствованного классического плана храмов. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на симметрии и гармонии, здание фокусируется на опыте зрителя.

 

 

План и фасад Храма Аполлона: Начало строительства ок. 313 г. до н.э., Дидима, Турция. План здания также играл с театральностью и драматизмом, заставляя своих посетителей пройти через темный интерьер, а затем открываясь в светлый и открытый двор, у которого не было крыши.

Коринфский ордер

Орден считается третьим ордером классической архитектуры. Колонны ордена тонкие и сидят на основании. Он состоит из двойного слоя и стилизованных усиков растений, которые закручиваются в форме завитка или . Декоративный коринфский ордер не получил широкого распространения в Греции, хотя и был популярен в толоях. Однако он широко использовался на протяжении всего римского периода.

 

 

Коринфская капитель: Коринфская капитель в Одеоне Агриппы, ок. 14 г. до н.э., на Агоре в Афинах, Греция.

Разрушенный храм Зевса Олимпийского в Афинах (также известный как Олимпиион) содержит один из самых известных примеров коринфской колонны в эллинистической архитектуре. Первоначально спроектированный в дорическом ордере в шестом веке до н.

Он должен был быть окружен двойной колонной из восьми колонн спереди и сзади и двадцатью одной колонной с флангов, окружающих целлу. В конечном итоге конструкция была изменена, чтобы иметь три ряда по восемь колонн спереди и сзади храма и двойной ряд по двадцать колонн по бокам, всего 104 колонны. Колонны имеют высоту 55,5 футов и диаметр 6,5 футов. В 164 г. до н.э. смерть Антиоха IV (который представил себя земным воплощением Зевса) остановила проект, и храм остался незавершенным.

 

 

Храм Зевса Олимпийского: Обратите внимание на коринфские колоннады и пентелийский мрамор.

Пергамон

Пергамон вырос как держава при Атталидах и представляет собой примеры драмы и театральности, характерные для эллинистического искусства и архитектуры. Древний город Пергам, ныне современный Бергама в Турции, был столицей Пергамского королевства после смерти Александра Македонского и находился под властью династии Атталидов. Акрополь Пергама является ярким примером эллинистической архитектуры и слияния природы и архитектурного дизайна для создания драматических и театральных мест.

Акрополь был построен на вершине крутого холма, с которого открывается великолепный вид на окрестности. И верхняя, и нижняя части акрополя были домом для многих важных сооружений городской жизни, включая гимназии, агоры, бани, библиотеки, театр, святыни, храмы и алтари.

 

 

Масштабная модель Пергама, каким он мог быть в древности: В центре слева: Пергамский театр. В центре справа: Алтарь Зевса. Пергамский музей, Берлин.

Театр в Пергаме вмещал 10 000 человек и был одним из самых крутых театров в древнем мире. Как и все греческие театры, он был построен на склоне холма, который поддерживал структуру и обеспечивал трибуны стадиона, с которых можно было любоваться древним городом и его окрестностями. Театр является одним из примеров создания и использования драматической и театральной архитектуры.

 

 

Пергамский театр: Пергамский театр вмещал 10 000 человек и был одним из самых крутых театров в древнем мире.

Алтарь Зевса

Другим элементом, найденным в Пергаме, является великий Алтарь Зевса (сейчас находится в Германии). Алтарь был введен в эксплуатацию в первой половине второго века до нашей эры во время правления царя Эвмена II в ознаменование его победы над русскими, которые мигрировали в Малую Азию.

Алтарь представляет собой U-образное ионическое сооружение, построенное на высокой платформе с центральными ступенями, ведущими наверх. Он выходил на восток, располагался недалеко от Пергамского театра, и с него открывался прекрасный вид на окрестности. Алтарь известен своим грандиозным дизайном и фризом с изображением Гигантомахии — он охватывает 370 футов вокруг основания алтаря.

 

 

План Алтаря Зевса: Алтарь представляет собой U-образное ионическое сооружение, построенное на высокой платформе с центральными ступенями, ведущими наверх, c. 175 г. до н.э., Бергама, Турция. Алтарь Зевса: Родом из Бергамы, Турция, сейчас алтарь находится в Берлине, Германия.

Гигантомахия

Гигантомахия изображает олимпийских богов, сражающихся против своих предшественников Гигантов (Титанов), детей богини Геи. Фриз известен своим невероятно высоким рельефом, на котором фигуры едва удерживаются стеной, и глубоким просверливанием линий с деталями для создания драматических теней.

Горельеф и глубокая просверленность фигур также повышают живость и натурализм сцены. Фигуры выполнены с высокой пластичностью. Текстура их кожи, драпировка и чешуя добавляют еще один уровень натурализма. Кроме того, по мере того как фриз следует за лестницей, конечности фигур начинают вываливаться из рамы на лестницу, физически врываясь в пространство зрителя. Стиль и высокий драматизм сцен часто называют эллинистическим барокко из-за преувеличенного движения, акцента на деталях и живости персонажей.

 

 

Нерей, Дорис, Великан и Океан: Расположены на северном фризе Алтаря Зевса, Бергама, Турция, ок. 175 г. до н.э. Горельеф и глубокая просверленность фигур также увеличивают живость и натурализм сцены.

Самая известная сцена изображает Афину, сражающуюся с великаном Алкионеем. Она хватает его за голову и оттягивает назад, в то время как Гея появляется из-под земли, чтобы умолять о жизни своего сына, а крылатая Ника протягивает руку, чтобы увенчать Афину. Драпировка Афины закручивается вокруг нее глубокими складками, и все ее тело почти снимается с фриза. Фигуры изображены с повышенной эмоциональностью, характерной для эллинистических статуй. Лицо Алкионея искажается от боли, а глаза Геи — все, что осталось от ее лица, — полны ужаса и скорби по поводу смерти ее сына.

Вся композиция изображена в хиастической форме. Афина тянется, чтобы схватить Алкойнея за голову, две фигуры тянут друг друга в противоположных направлениях. Тем временем фигура Ники движется по диагонали к Афине, показывая свое сближение в момент победы. Диагональная линия, созданная Гайей, имитирует форму ее сына, соединяя две фигуры линией и пафосом. Сцена наполнена напряжением и эмоциями, которые являются ключевыми чертами эллинистической скульптуры.

 

 

Афина и Алкионеос: Расположены на восточном фризе Алтаря Зевса, Баргама, Турция, ок. 175 г. до н.э. Вся композиция изображена в хиастической форме, а сцена наполнена напряжением и эмоциями, которые являются ключевыми чертами эллинистической скульптуры.

Умирающие галлы

Группа статуй, изображающих умирающих, поверженных врагов Атталидов, находилась внутри Алтаря Зевса. Считается, что первоначальный набор статуй был отлит из бронзы придворным скульптором Эпигоном в 230–220 годах до нашей эры. Сейчас остались только мраморные римские копии фигур.

Подобно фигурам на фризе и другим эллинистическим скульптурам, фигуры изображены с реалистичными деталями и высоким уровнем натурализма. Они также изображены в общем мотиве варваров. Мужчины обнажены и носят кельтские торки. Волосы у них лохматые и растрепанные. Фигуры расположены в драматических композициях и изображены героически погибающими, что превращает их в достойных противников, усиливая восприятие силы династии Атталидов. Все три фигуры в группе изображены в эллинистической манере. Чтобы в полной мере оценить статуи, лучше всего прогуляться вокруг них. Их боль, благородство и смерть очевидны со всех сторон.

Один Галл изображен лежащим, опираясь на свой щит и выброшенную трубу. Он хмурит брови, глядя вниз на кровоточащую рану на груди, готовясь к смерти. Его мускулы большие и сильные, что указывает на его силу воина и силу того, кто сразил его.

 

 

Умирающая Галлия: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Эпигона,  ок. 230–220 гг. До н.э., Пергам, Турция.

Две другие фигурки завершают группу. На одной фигуре изображен галльский вождь, совершающий самоубийство после того, как убил собственную жену. Эта группа скульптур, также известная как Галлия Людовизи, демонстрирует еще один героический и благородный подвиг врагов, поскольку обычно женщин и детей побежденных убивали, чтобы избежать их захвата и продажи в рабство победителями. Вождь держит павшую жену за руку и вонзает меч себе в грудь, где из раны уже вытекает кровь.

 

 

Умирающая Галлия: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Эпигона,  ок. 230–220 гг. До н.э., Пергам, Турция.

Скульптура эллинистического периода

Ключевым компонентом эллинистической скульптуры является выражение лица и тела скульптуры, вызывающее эмоциональный отклик у зрителя. Эллинистическая скульптура продолжает тенденцию возрастания натурализма, наблюдаемую в стилистическом развитии греческого искусства. В это время правила классического искусства были отброшены в пользу новых тем, жанров, драмы и пафоса, которые никогда не исследовались предыдущими греческими художниками. Кроме того, греческие художники добавили своим фигурам новый уровень натурализма, добавив эластичности их формам и выражениям лица и тела. Эти фигуры взаимодействуют со своей аудиторией в новой театральной манере, вызывая эмоциональную реакцию с их точки зрения — это называется пафосом.

Ника Самофракийская

Одна из самых знаковых статуй того периода, Ника Самофракийская, также известная как Крылатая Победа (ок. 190 г. до н. э.), увековечивает морскую победу. Эта статуя из паросского мрамора изображает Нику, теперь безрукую и безголовую, садящуюся на нос корабля. Под ее ногами виден нос, и сцена наполнена театральностью и натурализмом, поскольку статуя реагирует на свое окружение.

Ступни, ноги и тело Ники выдвинуты вперед, в отличие от ее драпировки и крыльев, развевающихся назад. Ее одежда развевается вокруг нее от ветра, а крылья поднимаются вверх. Это изображение создает впечатление, что она только что приземлилась и именно в этот момент она садится на нос корабля. Помимо скульптуры, фигура, скорее всего, была установлена ​​​​в фонтане, создавая театральную обстановку, в которой как образы, так и слуховой эффект фонтана создавали поразительный образ действия и триумфа.

 

 

Ника Самофракийская: Эта мраморная статуя, также известная как Крылатая Победа (ок. 190 г. до н. э.), находится в Самофракии, Греция, в память о морской победе.

Венера Милосская

Эта скульптура Александра Антиохийского, также известная как Афродита Мелосская (ок. 130–100 гг. до н. э.), является еще одной известной иконой эллинистического периода. Сегодня руки богини отсутствуют. Было высказано предположение, что одна рука сжимала ее соскользнувшую драпировку, а другая протягивала яблоко, что намекает на суд Париса и похищение Елены.

Изначально, как и все греческие скульптуры, статуя должна была быть раскрашена и украшена металлическими украшениями, что видно по отверстиям для крепления. Этот образ чем-то похож на позднеклассическую скульптуру Пракситила «Афродита Книдская» (IV век до н. э.), но считается более эротичным, чем его более ранний аналог. Например, когда она покрыта ниже талии, Афродита почти не пытается прикрыться. Она, кажется, дразнит и игнорирует своего зрителя, вместо того, чтобы приставать к нему и смотреть ему в глаза.

 

 

Венера Милосская: Эта мраморная статуя в Мелосе, Греция, была создана Александром Антиохийским, ок. 130–100 г. до н.э.

Измененные состояния

В то время как Ника Самофракийская источает ощущение драмы, а Венера Милосская – новый уровень женской сексуальности, другие греческие скульпторы исследовали новые состояния бытия. Вместо того, чтобы воспроизводить образы идеального греческого мужчины или женщины, как это было принято в классический период, скульпторы начали изображать образы старых, уставших, спящих и пьяных, ни один из которых не является идеальным изображением мужчины или женщины.

Фавн Барберини

Фавн Барберини, также известный как Спящий сатир (ок. 220 г. до н.э.), изображает женоподобную фигуру, скорее всего, сатира, пьяного и потерявшего сознание на камне. Его тело распластывается по скале без всякой скромности. Кажется, он заснул посреди пьяного веселья и спит беспокойно, его лоб нахмурен, лицо обеспокоено, а его конечности напряжены и окоченели. В отличие от более ранних изображений обнаженных мужчин, но подобно Венере Милосской, фавн Барберини, кажется, источает сексуальность.

 

 

Фавн Барберини: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала в Риме, Италия, ок. 220 г. до н.э. Италия.

Пьяная старуха

Образы пьянства были также созданы женщинами, что можно увидеть в приписываемой эллинистическому художнику Мирону статуе пьяной нищенки. Эта женщина сидит на полу, обхватив руками и ногами большой кувшин, а рука сжимает горлышко кувшина. Виноградные лозы, украшающие верхнюю часть кувшина, дают понять, что в нем находится вино. Лицо женщины вместо того, чтобы быть бесстрастным, обращено вверх, и она, кажется, зовет, возможно, прохожих. Она не только пьяна, но и стара: ее лицо покрыто глубокими морщинами, глаза ввалились, а кости торчат из-под кожи.

 

 

Пьяная старуха: Это римская мраморная копия греческого бронзового оригинала Мирона, ок. 200–180 гг. до н. э.

Сидящий боксер

Еще одно изображение старого и усталого — бронзовая статуя сидящего боксера. В то время как образ спортсмена является общей темой в греческом искусстве, эта бронза представляет собой эллинистический поворот. Он стар и устал, как позднеклассический образ Утомленного Геракла. Однако, в отличие от Геракла, боксер изображен избитым и измученным своей погоней. Его лицо опухло, губы расплылись, а уши покрылись цветной капустой. Это образ не героического молодого спортсмена, а скорее старого, побежденного человека, много лет назад прошедшего свой расцвет.

 

 

Сидящий боксер: Эта бронзовая статуя, c. 100–50 г. до н.э., находится в Риме, Италия.

Портретная живопись

Индивидуальные портреты, вместо идеализации, также стали популярными в эллинистический период. Портрет Демосфена кисти Полиевкта (280 г. до н. э.) не является идеализацией афинского государственного деятеля и оратора. Вместо этого статуя отмечает характерные черты Демосфена, в том числе его неправильный прикус, нахмуренные брови, сутулые плечи и старую дряблую кожу. Даже портретные бюсты, часто скопированные со знаменитой статуи Полиевкта, изображают усталость и печаль человека, отчаявшегося от завоевания Филиппа II и конца афинской демократии.

 

 

Демосфен: Это римская копия греческого, бронзового, оригинального портретного бюста работы Полиевкта.

Римское покровительство

Греческий полуостров попал под власть римлян в 146 г. до н.э. Греция была ключевой провинцией Римской империи, и интерес римлян к греческой культуре способствовал распространению греческого искусства по империи, особенно в Италии, в эллинистический период и в имперский период римской гегемонии.

Греческие скульпторы пользовались большим спросом на оставшихся территориях империи Александра, а затем и во всей Римской империи. Знаменитые греческие статуи копировались и воспроизводились для богатых римских патрициев, а греческим художникам заказывались крупномасштабные скульптуры в эллинистическом стиле. Первоначально отлитые из бронзы, многие греческие скульптуры, которые дошли до нас сегодня, сохранились только в виде мраморных римских копий. Некоторые из самых известных колоссальных мраморных групп были созданы в эллинистическом стиле для богатых римских покровителей и императорского двора. Несмотря на свою римскую аудиторию, они были намеренно созданы в греческом стиле и продолжали отражать драматизм, напряжение и пафос эллинистического искусства.

Лаокоон и его сыновья

Лаокоон был троянским жрецом Посейдона, который предупредил троянцев: «Остерегайтесь греков, несущих дары», когда греки оставили большого деревянного коня у ворот Трои. Афина или Посейдон (в зависимости от версии рассказа), расстроенные его напрасным предупреждением своему народу, послали двух морских змей, чтобы замучить и убить жреца и двух его сыновей. Лаокоон и его сыновья, группа эллинистических мраморных скульптур (приписываемая римским историком Плинием Старшим скульпторам Агесандру, Афинодору и Полидору с острова Родос) была создана в начале первого века нашей эры для изображения этой сцены из эпоса Вергилия. Энеида.

 

 

Лаокоон и его сыновья: Римский историк Плиний Старший приписывает эту мраморную статую скульпторам Агесандру, Афинодору и Полидору с острова Родос.

Подобно другим образцам эллинистической скульптуры, «Лаокоон и его сыновья» изображает хиастическую сцену, наполненную драматизмом, напряжением и пафосом. Фигуры корчатся, запутавшись в кольцах змей. Лица троих мужчин наполнены агонией и тяжелым трудом, что отражается в напряжении и напряжении их мышц. Лаокоон вытягивается по длинной диагонали от правой руки к левой, пытаясь освободиться. Его сыновья также опутаны змеями, и их лица реагируют на их гибель с замешательством и отчаянием. Резьба и детали, внимание к мускулатуре тела и глубокое сверление, наблюдаемое в волосах и бороде Лаокоона, — все это характерные элементы эллинистического стиля.

 

 

Лаокоон и его сыновья: Эта деталь лица Лаокоона показывает резьбу и детали, внимание к мускулатуре тела и глубокое сверление, которые являются характерными элементами эллинистического стиля.

Бык Фарнезе

Бык Фарнезе (ок. 200–180 гг. до н. э.), названный в честь римской патрицианской семьи, владевшей статуей в эпоху итальянского Возрождения, как полагают, был создан для коллекции Азиниуса Поллиона, римского патриция. Плиний Старший приписывает статую художникам и братьям Аполлонию и Тавриску из Траллеса, Родос.

Колоссальная мраморная статуя, вырезанная из цельного куска мрамора, изображает миф о Дирсе, жене царя Фив, которую сыновья Антиопы привязали к быку, чтобы наказать ее за жестокое обращение с их матерью. Композиция крупная и драматичная, требует от зрителя обвести ее, чтобы увидеть и оценить повествование и пафос со всех сторон. Различные ракурсы раскрывают разные выражения, от ужаса Дирсе до решимости сыновей Антиопы и свирепости быка.

 

 

Бык Фарнезе: Эта мраморная статуя, ок. 200–180 г. до н.э., был создан Аполлонием и Тавриском из Траллеса, Родос.

 

  • Эллинистическая архитектура, подобно эллинистической скульптуре, фокусируется на театральности, драматизме и опыте зрителя. Общественные пространства и храмы создавались с мыслью о людях, поэтому возводились в новом, монументальном масштабе.
  • Stoas — это портики с колоннадой, используемые для определения общественного пространства и защиты посетителей от непогоды. Стоа часто встречаются вокруг городской агоры и превращают центральное место города для гражданских, административных и рыночных элементов в грандиозное пространство.
  • Коринфский ордер, разработанный в классический период, стал свидетелем роста популярности в эллинистический период. Столбчатый стиль ордера во многом похож на ионический ордер, за исключением капители колонны, растительной и пышной. Двойной слой листьев аканта покрывает корзинку, из которой выходят стилизованные усики и завитки.
  • Пергамон был столицей Пергамского королевства, которым правили Атталиды в течение столетий после смерти Александра Македонского.
  • Акрополь Пергама славится своей монументальной архитектурой. Из большинства зданий открывается великолепный вид на окружающую сельскую местность, и вместе они создают драматическое общественное пространство.
  • Алтарь Зевса в Пергаме был монументальным U-образным ионическим зданием, которое стояло на высокой платформе, и к нему можно было подняться по широкой лестнице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *