Архитектура древних славян: Славянская архитектура

Архитектура. Славянская энциклопедия

Архитектура

Говоря об архитектуре древней Руси, невольно хочется вспомнить слова Б. Д. Грекова: «Если вы, собираясь осмотреть Киевскую Софию, заранее решили отнестись снисходительно к умению наших далеких предков выражать великое и прекрасное, то вас ждет полная неожиданность».

Грандиозный храм, полный света, великолепно украшенный фресками и мозаикой, монументальный и торжественный, он не только оказывал огромное впечатление на современников, но поражает и до сих пор. Строгие пропорции, огромные размеры (1326 м2 без галерей), целая система изобразительных композиций говорят об исключительном мастерстве русских зодчих.

А рядом с Софией стояла еще более древняя, построенная Владимиром (989–996 гг.) Десятинная церковь Богородицы, сооружение грандиозных размеров (1542 м2). Масса мрамора, обломки мраморных колонн и капителей, пол из разноцветного мрамора, куски яшмы и порфира, стекла и шифера, остатки мозаики и фресок – все это говорит о пышности, богатстве и великолепии храма, не случайно названного летописцем «мраморным».

В Новгороде высился другой замечательный Софийский собор, построенный Владимиром Ярославичем в 1045–1051 гг. В Полоцке стояла третья София, а в Чернигове – древнейший Спасский собор, заложенный еще Мстиславом в 30-х годах XI в.

Софийский собор в Новгороде

Величественны архитектурные памятники древнего Киева. Еще в середине X в. в Киеве высился княжой дворец, обычно именуемый «дворцом княгини Ольги» – великолепное двухэтажное кирпичное здание, окрашенное в светло-коричневый цвет, украшенное мрамором, шифером, мозаикой, фресками и т. д.

При Ярославе были воздвигнуты великолепные «Золотые ворота», представлявшие собой глубокую каменную арку с железными, украшенными позолотой, дверями; над аркой высилась башня с куполом; внутри башни была устроена церковь.

Архитектура Древней Руси X–XI вв. отличается грандиозностью масштабов, монументальностью, торжественностью и в то же самое время массой света, динамичностью, легкостью, яркостью красок, замечательным убранством и украшением (мозаика, фрески, барельеф, майолика, инкрустация).

От деревянного русского народного зодчества каменные постройки заимствовали галереи «терема» и «сени» – лестничные башни с шатровыми верхами. Таким произведением деревянного зодчества была тринадцатиглавая дубовая Новгородская София, на месте которой Владимир Ярославич воздвиг каменную.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

III. Архитектура как театр

III. Архитектура как театр Но что действительно поражает – так это мощь, размах строительства и совершенство строительной техники.На снимках из космоса видно, что современная карта дорог Италии напоминает паутину или кровеносную систему с сердцем в Риме.

Архитектура

Архитектура Благодаря многолетним раскопкам городов майя исследователи собрали к настоящему времени множество важных сведений о каменной архитектуре классического периода. Несмотря на ряд локальных отличий, почти для всех архитектурных стилей майя свойственно

Архитектура

Архитектура Говоря об архитектуре древней Руси, невольно хочется вспомнить слова Б. Д. Грекова: «Если вы, собираясь осмотреть Киевскую Софию, заранее решили отнестись снисходительно к умению наших далеких предков выражать великое и прекрасное, то вас ждет полная

IV. Архитектура [9]

IV. Архитектура [9] Для начала попытаемся приблизиться к пониманию архитектуры, сравнивая ее с другими искусствами. Нет никакого сомнения, что от всех других искусств архитектура отличается, прежде всего, самым длительным процессом работы: живописец может закончить свою

4. Ремесло восточных славян. Архитектура

Истоки древнего искусства уходят в глубину тысячелетий. Славяне соприкасались со скифами, сарматами, предками литовцев, латышей, финнами. В процессе ассимиляции славяне воспринимали не только фольклор, но и изобразительное искусство славянизируемых народов.

В Древней Руси для обозначения разных видов искусства существовало чудесное слово “узорочье”, оно дает представление о быте всех классов, от смерда до князя.

Быт древних славян пронизан любовью к красоте, выдумке, необычности. Серость обыденной жизни украшалась хитроумной деревянной резьбой, яркой вышивкой на холсте, кружевоплетением. Многое сейчас потеряно. Лишь этнографическое искусство деревни XVIII- XIX в.в. по тканным и вышитым узорам одежды и полотенец, в символике ковшей, прялок, в колядках, заклинательных новогодних песнях и гаданиях помогает представить элементы узорья.

Памятники прикладного искусства знакомят с различными видами ремесленной техники. Так, украшения делались из сплавов меди, серебра, узорье отделано скрюченной проволокой (скань), тысячами сверкающих крохотных капель металла (зернь).

Народное искусство было более архаичным, традиционным, нежели княжеско-боярским, которое впитывало в себя орнаменты заграничных тканей, посуды. Интерес представляют украшения боярынь, княгинь, зарытые в момент нашествия Батыя, после гибели владельцев, оставшиеся лежать в земле (Киев, Чернигов, Владимир, Рязань).

В середине Х века, в эпоху Святослава, у стен Чернигова нашли в огромном кургане останки двух князей, по обычаю сожженных на погребальном костре. Провожая их, также по обычаю, выпили из священных сосудов – турьих рогов. Рядом с ними найден нож для заклания жертв. Турьи рога – обязательный славянский атрибут языческих богов, а позднее принадлежность свадебного обряда. Устья рогов оправлены серебром, есть серебряная бляха с растительным узором, чеканка гирлянды в восточном духе, растительные узоры, переплетенные между собой фигуры птиц, зверей, животных, кусающих друг друга, а также стоящих отдельно, у двух чудищ – сросшиеся хвосты.

Особый интерес ученые проявляют к женским украшениям: бляхи от кокошников, височные кольца, бусы, металлические подвески, амулеты – обереги, перстни, браслеты.

Сделано все это крестьянами, деревенскими ремесленниками, самоучками. В украшениях Х – XII веков нет элементов христианства. Уступки были лишь в способах захоронения мертвых: их не сжигали, а придавали земле.

Особо следует отметить – амулеты – обереги в составе свадебных украшений. Это были топорики с узорами солнца, чашечки без дна (поили мать – сыру землю), зубы и когти хищников (бронза и серебро), иногда это были гребни со звериными головками (спасают от Бабы Яги, богини Смерти), костяные подвески с конской головой. На украшениях изображены: лик Луны, солнце с лучами, голова быка, кружевные узоры, композиции их жизни животных. На браслетах – оберегах изображались символы воды: плетенка, волны, змеи, струйки, русалки.

Славяне, высоко развивая художественное ремесло, тесно связывали его с земледелием, рыбной ловлей, скотоводством, строительством. В число ремесел входили: керамика, работа с металлом, деревом, камнем, кружевоплетение, ювелирное мастерство.

Славяне умели создавать и использовать различные технологии: плавку, ковку, сварку, паяние, литье, волочение проволоки. В строительстве использовали подъемники, коромысла, вращательные механизмы, создавали монеты, замки.

Искуснее всего Русь видна в обработке дерева. Ставились деревянные избы, хоромы (дворцы), ворота, мосты, крепостные стены, готовились лодки, сани, телеги, утварь. Не случайно позднее в Кижах была искусно построена 23-главая церковь без единого гвоздя.

Зодчество на Руси развивалось и совершенствовалось в единстве с обществом, и было наиболее существенной частью его материальной культуры. Архитектура, по выражению Н.В. Гоголя, тоже летопись мира. Это не только уникальные сооружения и постройки. Это материальная среда жизни людей, предназначенная для трудовых, бытовых, духовных, эстетических, культурных процессов, происходящих в обществе.

Архитектура, как часть культуры, производна, ее развитие зависит от уровня художественного мышления, развития техники, усвоения достижений мировой культуры, среды, в которой формируется эстетическое представление, состояние культуры общества в целом, связи зодчества с национальной почвой.

Характеризуя основные вехи и черты древнерусской и более поздней архитектуры, следует отметить:

  1. Определенное влияние на нее византийской культуры, архитектуры и непосредственно византийских архитекторов, работающих на Руси.

  2. Стремление русского зодчества еще на заре своего развития отойти то византийских канонов и искать самостоятельные пути в архитектуре. Православный храм, начиная уже с 991 года – Десятинная церковь эволюционизирует от

    античной базилики (вытянутости) к храму земное небо, т.е. к купольности. Она по православной символике олицетворяет единство циклической замкнутости времени и его протяженности. Эта идея нашла свое воплощение в архитектуре крестово-купольных храмов

  3. Отличительной чертой домонгольской Руси является монументальность форм – крупный масштаб, фронтальность.

  4. К концу XII века открыта новая страница русского зодчества – создание башнеобразных храмов, динамичных, устремленных вверх пропорций, отличающихся повышенной нарядностью и декоративностью.

К началу XI века упоминается, что на Руси было построено более 400 церквей и храмов. Наиболее значимые из них:

Храм Софии в Новгороде – XI век – 5 -купольный;

Собор Спаса в Чернигове – XI век – 5 – купольный;

Собор Софии в Киеве XI век – 13 – купольный

В XII – XIII веках сложились самобытные архитектурные школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Смоленске. Их творениями можно назвать в Новгороде:

1113г.- Николо – Дворищенская церковь новгородских князей.

1117- Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

1119- Георгиевский собор Юрьева монастыря

1179 – церковь Благовещения

1185-1192- церковь Петра и Павла

1196- Кирилловский собор

1198- церковь Спаса Нередицы

1198-1202- церковь Ильи на Славне

в Пскове: XII век- церковь Дмитрия Солунского

1156- Собор Спаса Преображения Мирожского Монастыря.

Более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные архитектурным и рельефным декором являются сооружения владимиро-суздальской школы во II половине XII века. К ним можно отнести:

1152- Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

1193-1197- Дмитриевский Собор

1215 – Успенский Собор в Кремле Ярославля.

1225- Собор Рождества Богородицы в Суздале

1145-1146- Храм Бориса и Глеба в Смоленске

Создание башнеобразных храмов началось со строительства церкви Параскевы Пятницы в Чернигове, Святого Василия в Овруче, Михаила Архангела в Смоленске. А закончился этот процесс такими гениальными произведениями древнерусского зодчества, как 1530-1532г.г. – церковь Вознесения в Коломенском (XVI в), Храм Василия Блаженного в Москве, Спасская церковь в Спасо-Андрониковом монастыре.

Длительное время на Руси имело распространение деревянное зодчество, особенно храмы клетские, шатровые, ярусные, многлавые.

В области жилищного строительства на Руси сложилось два типа построек: северные со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней, и южные: пол несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землей.

Из деревянных церквей в первой половине Х -XI в.в. можно отметить – церковь Ильи в Киеве, собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая деревянная София Новгородская. Первые известные нам мастера – древодели – зодчие Миронег – нач. XI века, Ждан-Никола – конец XI века.

Общеизвестно, что в 1018г., т.е. через 30 лет после крещения Руси, как отмечалось, было построено 400 церквей со служителями, пантеонами святых. Церкви должны были строиться на местах, где стояли прежде языческие идолы. Так, первая церковь Киева – Храм Святого Василия – покровителя Владимира – поставлен на Холме, где ранее был идол Перуна.

На Руси получили распространение крестово-купольные типы храмов. Первыми храмами были только места, окруженные кольями, или четыре столба, накрытые кровлею, с завесами по сторонам. Затем из одного дерева строились храмы, наружные стены украшались резными образами. Внутри стены обивались красными коврами, было много рогов от разных зверей, покрытых резною работою.

Здание внутри расчленялось четырьмя массовыми столбами, образуя в плане крест. На столбах, соединенных попарно балками, возводился “барабан”, завершавшийся куполом. Восточная часть здания имела выступы для алтаря – апсиды. Внутреннее пространство делилось столбами на нефы – межрядные пространства. В западной части здания – балкон (хоры), где во время богослужения находились князь, его семья, приближенные.

Наиболее употребляемые, распространенные понятия в архитектуре древних:

Планфа – тонкий плиткообразный кирпич.

Скрытый ряд – тип кладки, при котором на фасад здания выходили не все ряды кирпичей, а через один. Заглубленный ряд снаружи закрывали раствором.

Крестово-купольный храм (назван по типу перекрытия).

Апсиды – полукруглые или граненые помещения, примыкающие к зданию с восточной стороны. В средней апсиде размещался алтарь; неф – пространство между рядами столбов, лопатки – плоские вертикальные выступы на фасадах, соотносимые со столбами, закомары – полукружье верхней части стены, обычно соответствующие форме внутреннего свода.

Для Киевской Руси характерно уступчатое многоглавие храмов, но в начале XII века распространение получают более лаконичные, монолитные одноглавые храмы. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек. Выразительными средствами архитектуры являлись: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура, цвет материалов, синтез искусств.

Каменное строительство на Руси начато в начале XI века. На каменную архитектуру влияли заимствования из Византии и богатые традиции деревянного зодчества.

Первой каменной постройкой была «Десятинная церковь», возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Разрушена монголо-татарами. Самый “византийский” – Спасо-Преображенский собор в Чернигове – 1036г. Софийский Собор в Киеве – 1054г. – вершина южнорусского зодчества XI века -пятинефный храм. Вслед за ним построены Софийский соборы в Новгороде, Полоцке. К концу XII века в древнерусской архитектуре появляются храмы башнеобразной формы – Спасо-Евросиниев монастырь в Полоцке – 1159г., Собор Михаила Архангела в Смоленске – 1194г., церковь Параскевы Пятницы в Чернигове – конец XII в.

В Новгороде после установления республиканского строя церковь еще более приобретает значимость как центр общественной жизни. Строительство их заказывали бояре, купцы, прихожане. Возник новый тип храма – четырехстопный кубический с одним куполом и тремя апсидами. Таковыми являются церковь Благовещения близ Новгорода – 1179г., Петра и Павла на Синичьей горке – 1192,Спаса – Нередицы – 1198.

Псковские постройки отличались от Новгородских отсутствием столбов (Ивановский монастырь, церковь Спаса в Мирожском монастыре). Традиции новгородской и псковской архитектуры использовали строители Владимиро- Суздаля, Владимира и др. городов Руси.

Тяжелые, почти катастрофические, последствия имела культура и экономика восточных славян в результате нашествия монголо-татарских кочевых народов. Население уничтожалось либо пленилось, материальные средства, богатства в виде дани вывозились, города уничтожались, сжигались, ремесленное искусство почти прекратилось, памятники зодчества разрушались, новые не строились, памятники письменности во многом погибли, в упадок пришло прикладное искусство, культура.

Славутово – Славянское поселение – Древняя и средневековая архитектура

реконструкция полуземлянки по З.Кобылинскому

Архитектура

   В раннем средневековье основным жилым домом в севернославянском ареале были однокомнатные деревянные избы, строительство которых зависело в основном от местного грунта. Его группы в виде поселений были укреплены частоколами, земляными валами, рвами и разного рода заграждениями. Также были укреплены броды, заболоченные проходы, портовые набережные, мосты и таможенные камеры. Возводились заборы и ограждения полей и усадеб с более мелкими и крупными хозяйственными постройками (сараями, хозяйственными ямами, погребами, свинарниками, позднее также амбарами, коровниками и т. д.), дороги и дамбы обкладывались деревом для облегчения транспорта и сообщения.
   Полуземлянки и землянки, т.е. дома, заглубленные в землю, имели обычно квадратную форму с закругленными углами. Глубина их была до 1 метра в случае полуземлянок и более при постройке землянки. Внутрь вел небольшой покатый проход, иногда укрепленный в земле ступенями, иногда дополненный короткой лестницей. Пол был твердым земляным или покрытым деревянными досками. Вокруг возводились деревянные стены, высота которых, вероятно, не превышала 1 метра. Он был построен в бревенчатом строении, в котором отдельные брусья, подходящим образом обтесанные на концах и уложенные горизонтально, соединялись по углам с соседними брусьями, расположенными под прямым углом. В углах соединения использовались с торцами или без них. Вторым способом строительства домов была техника переплетения тонких ветвей, обмытых с обеих сторон глиной. В землю были вбиты колышки, обмотанные более тонкими веточками. Другие колышки использовались для поддержки аркад или закрывали вход. Крыша поддерживалась в полуземлянках на деревянные столбы, поставленные посредине двух противоположных стен, или на раздвоенные наверху столбы, вбитые за контур стен. Его венчал гребень. Дополнительную изоляцию домов с доходящими до земли крышами можно было добиться, засыпав землей всю избу. Крышу покрывали соломой или тростником, устанавливали на торчащие из конька балки.

реконструкция надземного средневекового дома сруба по А. Голембнику пример соединения бревен без угловых соединений

   Внутренности полуземлянок и землянок, однопространственных, без делений на более мелкие помещения, были небольшими, часто не превышавшими 6-7 квадратных метров. Хижина в основном использовалась для сна, а день в основном проводился на улице. Из-за боязни пожаров, а, возможно, и для уменьшения нагревания внутренних помещений, летом использовались наружные камины, ставившиеся прямо на землю. Обычно они были круглой формы и были выложены неустойчивыми камнями. Внутри важнейшим местом изб были также круглые печи или костры, крытые камнями или дровами. Они располагались в северо-восточном углу, а входы располагались в противоположной, южной стене. Печи были снабжены куполом из глины, который был дополнительным источником тепла. На лёссовых участках печь закапывали в углу избы в специально оставленную лёссовую глыбу. Печи могли быть чуть более метра в диаметре, но вместе с зольником и угольками, выгребаемыми из очага, они занимали около четверти площади избы. Около печей и очагов, в противоположных углах, лежали подстилки из соломы, кожи и тканей, а может быть, и подушки, набитые сеном. В остальном хозяйстве могли храниться припасы, сельскохозяйственное оборудование и инструменты. Входы были защищены дверями, вероятно, оплетенными, возможно, дополнительно обтянутыми кожей или тканью. Можно закрыть деревянными колышками.
   Надземные избы строились преимущественно в бревенчатой ​​и переплетной технике. Чаще всего они были крупнее землянок и полуземлянок, а также могли состоять более чем из одного помещения. Его возвели без фундамента, уложив на землю первый строительный венец. Промежутки между балками заделывали мхом или глиной, а верхние балки, подобно полуземлянкам, сооружали крышу. Применялась также междустолбовая конструкция стен, при которой между вертикальными балками имелся замазанный глиной жгут, а на участках с меньшим доступом к хорошему строительному материалу, менее покрытых лесом, стоечно-досочная конструкция. . В последнем на балку, опирающуюся горизонтально на фундамент, укладывали вертикальные элементы, а в пазы между ними вставляли горизонтальные бревна.

реконструкция конструкции дома в постплановой технике по Г.Соберскому

   Входы в наземные хижины обычно устраивались в южных стенах, а двери закрывались на железную скобу или деревянный колышек. Подвалов внутри не было, но полы часто были покрыты досками или их поверхность была покрыта глиной. Очаг устраивался у стены или в середине избы, чаще всего из рыхлых камней, образующих круглую или овальную форму. Из-за того, что избы были крупнее землянок, часть из них можно было использовать для хранения наиболее ценных сельскохозяйственных животных, либо для организации внутри ремесленных мастерских. Остальное оборудование представляли собой табуретки и подвесные колышки. Столов не было, а в избах могли быть жернова, миски, скамейки, посуда для размола крупы и сосуды для разрыхления муки и расстойки теста.
   Строительство славянских жилых домов в раннем средневековье было сходным. Единственные различия были в крепостях и районах, где дома со временем становились меньше. В более старых поселениях дома могли быть крупнее, располагаться рыхло, через определенные промежутки друг от друга, но по мере роста населения застройка становилась плотнее, а дома имели меньшую площадь и часто примыкали друг к другу, соединяясь общими стенами перпендикулярно ход улиц. Там, где было место, рядом с домами строились хозяйственные постройки, в других приходилось все умещать внутри изб. Для того чтобы животные не беспокоили жителей, сооружались деревянные «нары», т. е. примитивные лежанки, иногда двухъярусные, обычно из досок или жердей. Под ними могли жить свиньи, овцы, собаки, кошки, ласки, куры и другая домашняя дичь. Также были возведены хижины с аркадами, что увеличило жилое пространство. В созданных таким образом вестибюлях хранились припасы и инвентарь (дубильные стеллажи, сита, жаровни для сушки зерна и т. д.). Только в 12 веке были построены низкие верхние этажи, к которым вели ступеньки или лестницы.

Современное состояние

   Предпринята попытка воссоздать раннесредневековое славянское поселение в Славутово, хотя это не реконструкция какой-то конкретной деревни. Он пытается приблизить постройки IX и X веков. Реконструкция славянского городища состоит из 3 укрепленных ворот и 8 изб с мастерскими. Поселок окружен частоколом из деревянных свай длиной 400 метров. Там вы можете увидеть рабочее место гончара, ткача, пекаря, травника, шорника или янтаря, а также их инструменты и другие предметы быта. Поселок можно посетить с гидом или в одиночку, есть и образовательная тропа. Есть дидактические занятия, живые уроки истории, рыцарские шоу, соревнования по стрельбе из лука, мастер-классы по гончарному делу, кузнечному делу, ткачеству, скульптуре и травничеству, можно подготовить кулинарные шоу с выпечкой лепешек и костром. В поселке проходят пикники, фестивали и тематические выставки. Сувениры также продаются на месте. Время посещения для индивидуальных клиентов не ограничено.

реконструкция раннесредневекового славянского поселения, фото: slawutowo.pl

показать этот памятник на карте

вернуться к алфавитному указателю

библиография:
Godłowski K., Pierwotne siedziby Slowian, Kraków 2000.
Miśkiewicz M., Europa wczesnego średniowiecza V-XIII wiek, War szawa 2008.
Мишкевич М., Жице codzienne mieszkańców ziem polskich we wczesnym średniowieczu, Warszawa 2010.

Смелая смесь новостей и идей



Проблема средневекового проживания славян в Центральной и Восточной Европе находится в центре внимания исследователей уже более века.


Петр Шалковский

Проблема средневекового обитания славян в Центральной и Восточной Европе находится в центре внимания исследователей уже более века. Участие и вклад археологии в эту тематику напрямую связаны с ее развитием во второй половине ХХ века. До этого скромные письменные источники мало способствовали раскрытию славянской среды обитания. Например, Прокопий и легенда о Святой Деметре повествуют о «разбросанных кругом ветхих хижинах»(1). Псевдо-Маурикиос упоминает, что славяне «живут в лесах у источников воды, и их жилища имеют много выходов», (2) Ибн Руста (10 век) описывает славянский дом как углубление в земле, снабженное каменной печью и с остроконечной деревянной крышей. . Анонимный персидский географ пишет: «Славяне зимуют в дуплах и подземных хижинах» (3).

Упоминания о месте обитания чаще встречаются с 11 века, например, в сводах Штефана I, Ладислава и Коломана, а также в других документах. Однако в этих материалах отсутствуют какие-либо подробности относительно внешнего вида и конструкции бывших домов. Гельмонд из Босау в XII веке отмечает простые плетеные жилища у ран. Епископ Ото из Фризинга, проезжая через Венгрию летом 1147 г., дает, вероятно, наиболее конкретное описание бывших домов. Он пишет, что жители Венгрии (вероятно, низменности) живут в очень ветхих жилищах, построенных из лозы, редко из дерева, почти никогда из камня, и все лето проводят в палатках (5). В различных письменных документах XI-XIII вв. упоминается повсеместное наличие наземных домов из дерева, иногда из камня. Кроме того, известны названия некоторых построек в графских резиденциях X–XII вв. Однако нам не хватает упоминаний о земниках, хотя мы знаем, что их развитие продолжалось (6).

Даже лингвистические источники носят только местный характер. В разных славянских языках до сих пор используются исходные термины для обозначения землицы – земянка, землянка, земница. В старых, обычно неславянских языках, употребляются также термины: колиба (приют), хижина, халупа (изба), бурдей, к более молодым названиям относятся: куца и салаш (пастушья изба) (7). Снова отсутствуют какие-либо детали, описывающие формальный вид и способы постройки отдельных типов домов.

Что же тогда представляет собой смутная картина обитания славян, нарисованная археологическими исследованиями? Прежде всего следует подчеркнуть, что при реконструкции строительных работ славян, живших в районах за Дунаем и в окрестностях Нитры, предков нынешних словаков(8), мы должны учитывать географически широкую славянскую исходную базу, использовать отдаленные аналогии, где из-за лучших почвенных условий больше участков, пригодных для реконструкции строительной техники, интерьера, а также функции зданий. Еще одним достоверным показателем присутствия славян на территории Среднего Дуная является появление различных техник и форм, несмотря на то, что они могли быть не доказаны археологически (9). ).

Жилые помещения – дома, используемые для постоянного проживания, могут быть охарактеризованы как здания, оборудованные отопительным прибором. Они также были достаточно большими, чтобы обеспечить место для одного человека или небольшой семьи (обычно более 4 м2). Основные характерные черты дома лучше всего отражаются на его плане. Классификация традиционных типов домов основана на технологических критериях строительства, на основании которых славянские жилища можно разделить на две основные группы – подземные и наземные. В пределах этого деления дома подразделяются на подгруппы по форме в плане, более или менее отличительным особенностям конструкции и материала стен, а также несущим устройствам крыш. Здесь нет места для более подробного описания славянской строительной техники, поэтому в данной статье представлены лишь ее краткие характеристики, дополненные планами и чертежами реконструкций.

Общеизвестно, что земляницы были основным типом славянских жилищ. Как одна из универсальных форм обитания они появились в районах Центральной и Восточной Европы еще с эпохи палеолита. В Центральной Европе они были широко известны со времен Гальштата (10). Однако в Западной и Центральной Европе в дославянских позднеримских культурах земники встречались очень редко. Тем не менее они появились в различных модификациях к востоку от Карпат в поселениях зарубинецкой, позднее киевской и эроачевской культур, а также в культуре карпатских курганов по бассейнам рек Прут, Днестр и центральный Днепр (11). Таким образом, земники появились вместе с типично славянской культурой (12) на рубеже 4 и 5 веков на территориях, считавшихся славянской страной происхождения. Оттуда эта форма среды обитания распространилась в другие места, несомненно, благодаря славянской миграции (13). В соотнесении с большим разнообразием европейского сравнительного материала земли славянского поселения можно разделить на четыре основных типа: квадратные земли (тип 1), длинные прямоугольные земли (тип 2), овальные (тип 3) и круглые земли (тип 4). .

Наиболее распространенные квадратные земники образуют до четырех пятых известных местонахождений. С точки зрения конструкции квадратные земли имеют несколько вариантов. Доминировали бесворсовые землицы (вариант 1). Они имели разнообразную, преимущественно деревянную конструкцию, заложенную изнутри или по периметру фундамента, либо не имели стен. Распространены были и земники, опирающиеся на две статуи (вариант 1Ba). Технологически это были легкие или невысокие срубные постройки, а иногда и без стен, со статуей, поддерживающей крышу. Земницы с угловыми и пристенными сваями (вариант 1Бб) имели колонную или шпунтовую конструкцию с двух- или четырехскатной крышей. Иногда, однако, планы земли предполагают только сваи, поддерживающие деревянные стены.

Некоторые из земляниц, опирающихся на множество свай, имели легкие плетеные стены на уровне земли. На рисунках 6 и 7 представлены иллюстрации возможных реконструкций отдельных вариантов земниц, опирающихся на отсутствие свай, на две статуи или на множество свай. Каменные печи были типичным отопительным устройством квадратной земли (до 60%). Только десятая часть домов на славянском Западе и Северо-Западе была оборудована камином.

На территории страны происхождения земляница уже была частично дифференцирована и находилась под влиянием культур соседства (например, глиняные печи, камины в середине, центральные статуи) (14). Заметные различия можно увидеть между тремя основными районами раннеславянской культуры – Прага – Коряк, Пековка и Колоеин. В процессе этногенеза природные условия, наряду с практическими потребностями и ресурсами сообщества, должны были играть главную роль в выборе типа среды обитания и устройства обогрева. Однако позже, когда тот или иной тип здания и отопительного прибора стал частью социальных традиций и средством выражения своего отношения к собственной культурной среде, природные условия стали иметь лишь второстепенное значение.

Реконструированная земляница

Новшества в славянской строительной технике произошли в конце V – начале VI века в ходе миграции на север за Карпаты и на юго-восток по р. Дунай. Северная волна миграции характеризовалась появлением новых типов длинных прямоугольных и овальных земляниц с чашеобразным основанием, принятых некоторыми другими карпатскими регионами, в основном Восточной Словакией. Последний тип земниц с круговым планом был известен в обе волны миграции. Длинные прямоугольные землицы составляли относительно небольшую группу славянских поселений, где менее 5% домов были сосредоточены на территориях западных славян. Среди них были земляницы без опорных свай и с закрепленными снаружи деревянными стенами, в ряде случаев имели прислоненную к земле крышу, нередко они были оборудованы отопительными приборами открытого типа, в основном с очагом, облицованным камнями (до 56 %). ) и сравнительно чаще всего с глиняными межкомнатными печами (до 16%).

Длинные северо-западные землицы, судя по форме, конструкции, внутреннему устройству и генетике, родственны несколько более распространенным овальным земляницам и могут рассматриваться как выражение периферийного славянского инженерного строительства. Западные земницы по Дунаю – вытянутые и изогнутые прямоугольные земницы с глиняными внутренними печами могут быть восточного происхождения, возможно, салтовско-майского, аварского или иметь какие-то другие степные корни. Земницы с овальным планом составляли около 8% домов. Они были относительно наиболее распространены среди западных и северо-западных славян (50%/30%). Они представляют собой иное явление, так как оснащены каминами, украшенными и облицованными камнями, и в них отсутствуют каменные сводчатые печи. Протяженность этих домов на юго-востоке и востоке (частично и на западе) связана с протоболгарской и аварской сферами, проникавшими в смешанные славянские области как пример временного простого обитания. Круглые земницы и подземные юрты (тип 4 — Фото 9): 8 – 12) мало использовались для жилья. Они составляли менее 1% домов. Однако в низменностях Карпатской котловины и в низовьях Подунавья они встречались в большем количестве. Относительно часто их снабжали открытым камином. Круглые земники можно определить как жилища с цилиндрической, конической или сферической решеткой, закрепленной на складном каркасе стен и крыши внутри или снаружи строительного дупла. На рис. 10 приведены иллюстрации реконструкций длинных, овальных и круглых юрт, подобных земникам.

В южной волне расселения новые черты славянского ареала (глиняные купольные печи, глиняные (кубы) печи, более простые варианты статуй и тенденция к трапециевидной форме плана) можно рассматривать как влияние степных народов из этого района Черного моря и их интеграция в культуру пражского типа и типа пековки, а также продукт их синтеза с римско-византийской или проторумынской основой в Нижнем Дунае (16 – 17).

Инженерные сооружения кагулардов аварского этноса существовали в центральном районе реки Дунай с 7 века. Однако эти особенности не были так распространены на севере и западе от Дуная. Славянская строительная культура в большей степени обогащалась импульсами с Запада и Севера. Этим путем была создана основа север-юг с внутренними конструкциями для дальнейшей дифференциации славянского инженерного строительства в 8-9 вв.век. В то время все большее распространение получали деревянные дома на уровне земли и дома на свайном основании. Возникновение и технология строительства наземных жилищ наряду с традициями и социально-экономическим развитием находились под влиянием первично-влажных почв, а также малолесья и относительно благоприятного климата на Северо-Западе. Влажная переувлажненная почва и высокий уровень грунтовых вод привели в некоторых регионах к необходимости строительства жилищ на уровне земли, иногда даже на земляной насыпи или деревянной шпале (18). Хижины на уровне земли составляют около 6% мест обитания славян, несмотря на то, что изначально их могло быть намного больше.

Есть два вида наземных домиков: оригинальные классические без свай, поддерживающих крышу (вариант 5А), а также домики, оборудованные фронтонными статуями, сигнализирующими об определенных переменных в конструкции ферм крыши, а также в типах стен. Вписанные в каркас жилища (вариант 5Б) невозможно было отличить от оригинальных кают. Прогрессивные тенденции можно увидеть в одно-двухкомнатных домиках на каменном цоколе или сухой фундаментной стене по всему периметру (вариант 5С). Они послужили образцом для подобных трехкомнатных построек с разными модификациями пола из раствора или дерева. Кульминацией развития раннесредневековой славянской среды обитания стали деревянные дворцовые постройки либо без фундамента, либо построенные на сухих, возможно известковом каменном фундаменте (вариант 5Г). Некоторые из них имели или могли иметь и каменные стены. Типичными отопительными приборами в каютах были открытые камины, обычно облицованные камнями (до 80%). Заметно влияние немецких неглубоких длинных каминов, так называемых «Лангфойеров».

Дефицит древесины на Северо-Западе Лабской реки и в районе Балтийского моря выражался не только во вторичном использовании древесины, но в большей степени в предпочитании построек с меньшими потребностями в древесине, в основном более коротких кусков, досок, прутьев или лозы. Славянское инженерное строительство, несомненно, испытало влияние немецкой, скандинавской и норманнской культур с домами из плетеных стен. Славянские наземные дома свайной конструкции (6-й тип) составляют всего 3% всех памятников и почти отсутствуют на территории восточных и южных славян. Свайные дома редко помещают в каркас с плетеными стенами и деревянной внутренней стеной (вариант 6А). Дома гибридной конструкции из черепичных свай (вариант 6Б) трудно отличить от домов из плитчатых свай (вариант 6С). Были как однокомнатные, так и двухкомнатные дома такой постройки. Совсем рядом с северогерманским «Wohnstahlhäuser» стояли дома с плетеными стенами, заключенными в каркас стен из десятков плотно расположенных тонких свай.

Дома с частоколом встречались очень редко (вариант 6Е). Большие дома свайной конструкции (вариант 6Г) с плетеными стенами и внутренней или внешней несущей системой кровли строились по зарубежным, преимущественно немецким образцам. Особую категорию домов составляли изолированные длинные дома с залами – дворцовые постройки сверхнормативных размеров (вариант 6Н). Эти постройки разделены на 2–4 нефа, причем большая их часть могла быть двухэтажной. Дома с плетеными стенами были типичны для территории реки Бодра. Свайные дома имели такое же отопительное устройство, как и наземные избы, то есть открытые камины (около 80%). Однако на большей части славянских территорий преобладали хижины. На рисунках 12 и 13 представлена ​​подборка археологически изученных планов хижин и свайных домов.

Термин двухчастный дом встречается в письменных документах с 10 века. Разные названия зала: притвор – питвор (от притворити – прироби, прибудова), а также сы – сие доказывают наряду с другими археологическими находками его происхождение в подземных домах. Зал, первоначально являвшийся второстепенной небольшой частью дома, защищавшей вход от прямого воздействия непогоды или перекрывавшей соседний меньший хутор, сначала был входным местом. Постепенно она превратилась в отдельную комнату, разрослась и переняла роль своего рода представительного места без камина, тогда как другая комната называлась istba – jizba – izba (по-верхнемецки stuba, по-скандинавски stofa – комната с печкой). для бани, взятой, очевидно, с 3-го по 5-й век в период сосуществования славянских племен с германцами на территории к востоку от Карпат), оборудованной печью или камином, служившими для жилья. Гораздо позже, в средние века, когда под влиянием франко-германского образца зал был преобразован в кухню (ракушечник по-латыни, чучкина по-немецки) с отпаянной печью, соединенной с залом отверстием в стене, откуда он был нагрет (20). Последним значительным изменением планировки стало добавление третьей комнаты без камина. считается, что клет (klet, klijet по-сербски) изначально самостоятельное здание – амбар, кладовая, свинарник был пристроен со стороны зала, впоследствии известного как кладовая (от лат. camara, нем. kammer). В Северо-Восточной Словакии эта часть дом также известен как прикле, скорее всего, производного от славянского кле. Основной функцией камеры было хранение сельскохозяйственной продукции, консервов, текстиля и некоторых других вещей. Описанная эволюция пространственного и функционального деления славянского ареала происходила преимущественно в земледельческой среде, вероятно, в пределах низших и средних классов. Процесс происходил медленно и достиг кульминации в Средние века и Новое время.

Встречи с Франкской империей, норманнами и районом Средиземноморья вдохновили более интенсивное применение новых моделей строительства на границах и в политических центрах первых славянских государств. Эти стимулы вместе с собственным социально-экономическим прогрессом были движущей силой развития славянского гражданского строительства в IX веке. Это привело к повышению качества застройки в районах вокруг замков, дворов и торговых центров, замене земельниц одно- или многокомнатными наземными домами. Особенностями, которые необходимо подчеркнуть, были крупные свайные и деревянные постройки в великоморавских центрах Чехии, особенно в Южной Моравии и частично в Юго-Западной Словакии. Они представляют собой не только прогрессивное экономическое развитие во времена Великой Моравии, но и значительную степень интернационализации или глобализации местной жизни и архитектуры. Состоятельные семьи – светская и духовная элита и особенно семьи графов жили здесь как минимум с начала IX в.го века в более крупных и многокомнатных домах. Для этих домов мог быть использован термин дворец (от латинского) как жилая часть замка, а также термины из 10 века, сохранившиеся в Киевской летописи, например: гридница (зал графа и его ретайм с 996 г. dvornica, двор, графский гарем с 945 и 980 гг.) у западных славян. Кроме того, некоторые бескровные жилища могут быть представлены как жилые помещения – казармы для гарнизона, некоторые гостевые дома для придворных и общежития для торговцев и богатых путешественников. Другие своеобразные планы местности указывают на то, что даже представители других, иногда экзотических этнических групп, служившие графу, или знатные просители убежища могли строить свои собственные дома. Ни один из этих фактов нельзя упускать из виду, даже при поиске ответов на вопросы, касающиеся создания, развития и территориального пространства Великой Моравии. В последние несколько лет появились весьма своеобразные, нелогичные, даже ненаучные мнения. Наряду с вышеперечисленными изменениями наиболее распространенными чертами остались консервативно-традиционные и конструктивные приемы деревенского жилища. В ближневосточной Европе земники преобладали как простой, практичный и дешевый тип жилья. Сначала это был основной, а затем альтернативный тип дома, обычно до высокого средневековья (13–15 века), а в некоторых периферийных сельскохозяйственных функциях они сохранились до наших дней. На западнославянскую жилищную культуру в начале 10 века повлияли обычаи венгерских племен, на которые оказали влияние салтовско-майцкая и восточнославянская строительная культура IX века.(они способствовали распространению глиняных печей и расширению подземных домов с легкими плетеными стенами). Сформировавшаяся таким образом народная архитектура деревенской среды сохраняла свои традиции вплоть до самого позднего Средневековья и наряду с региональной спецификой служила образцом для нашей традиционной народной архитектуры Нового времени.


Первоначально опубликовано Петером Шалковским, переиздано в образовательных, некоммерческих целях.

Нравится:

Нравится Загрузка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *